ПРОЛОГ - ОБСТРЕЛ ЛОУСТОФТА 25 АПРЕЛЯ 1916 ГОДА

 

24 января 1916 года командование Флотом Открытого Моря принял вице-адмирал Шеер, который еще недав­но командовал 3-й эскадрой линкоров. Он сразу взял курс на более активное ведение войны. После годичной спяч­ки германский флот встряхнулся.

Одним из первых мероприятий нового командующего стал рейд 2-й, 6-й и 9-й флотилий эсминцев под командо­ванием капитана 1 ранга Хартога в район Доггер-банки для уничтожения британских дозоров. Там вела тральные рабо­ты 10-я флотилия сторожевых кораблей, состоящая из шлю­пов «Баттеркап», «Арабис», «Алиссум» и «Поппи». Немцы обнаружили «Арабис» и обстреляли его. Шлюп был потоп­лен, его командир и 28 матросов были взяты немцами в плен. Этот выход не преследовал серьезных целей, Шеер хотел лишь проверить готовность своего флота. Эта вылазка немцев привела к гибели еще одного британского корабля. Чтобы попытаться перехватить вражеские силы, в море были высланы Гарвичские Силы коммодора Тэрвитта. На обрат­ном пути уже недалеко от Гарвича головной крейсер «Аретуза» подорвался на мине на фарватере, который считался безопасным. Тэрвитту пришлось перенести брейд-вымпел на лидер «Лайтфут». Несмотря на все усилия англичан, крей­сер выбросило на мель, и он переломился надвое.

23 февраля во время совещания в Вильгельмсхафене на борту своего флагмана «Фридрих дер Гроссе» Шеер сумел убедить кайзера разрешить флоту более активные действия. Тем более что от имени армии генерал Фалькенгайн потребовал от флота таких действий, которые ослабили бы давление союзников под Верденом. Когда разрешение кайзера было получено, Шеер, не мудр­ствуя лукаво, решил повторить успешный набег на по­бережье Англии, надеясь, что сумеет поймать часть ан­глийского флота.

5 — 6 марта 1916 года германский флот совершил проб­ный выход в море, но Адмиралтейство узнало об этом слишком поздно, перехватить немцев не удалось. 24 мар­та Гарвичские Силы вышли в море, сопровождая гидро­авианосец «Виндекс» к входу в Скагеррак. Планировался налет гидросамолетов на базу цеппелинов в Тондерне. В атаке участвовали 5 гидросамолетов. Несмотря на штор­мовую погоду, все они сумели подняться в воздух, одна­ко не нашли ангары цеппелинов. Рейд был сорван появ­лением звена немецких самолетов, высланных на поис­ки «Виндекса» и сопровождавших его кораблей. Затем пришло сообщение, что главные силы немецкого флота выходят в море. Из-за сильного шторма столкнулись эс­минцы «Медуза» и «Лейврок», причем первый получил серьезные повреждения, и его скорость упала до 6 узлов. Лидер «Лайтфут» взял поврежденный эсминец на бук­сир, хотя это было очень рискованно, так как отряд на­ходился недалеко от вражеского побережья. Шеер вышел из Яде, чтобы перехватить Тэрвитта, а Битти ринулся на помощь. Утром 26 марта казалось, что линейные крейсе­ра столкнутся с немцами без поддержки Джеллико, но начавшийся шторм вынудил Шеера вернуться в порт. Самое обидное, что поврежденный эсминец все равно пришлось затопить. Зато столкнулись легкие крейсера «Андаунтед» и «Пенелопа». Теперь уже скорость «Андаунтед», смявшего себе нос, снизилась до 6 узлов. Однако прекрасная морская выучка англичан помогла им вер­нуться в порты, зато этот же шторм полностью поломал все планы немцев.

Следующий выход Флота Открытого Моря состоялся 21 апреля из-за ошибочного предположения, что Тэрвитт собирается повторить атаку Тондерна. Комната 40 вовремя предупредила Джексона, и тот приказал Гранд Флиту выходить. Но прежде, чем Джеллико смог достичь Скагеррака, Шеер решил, что атака Тэрвитта отклады­вается, и вернулся в Яде. Джеллико находился в море, пока его Флот Линейных Крейсеров не попал в густой туман. Ночью линейные крейсера «Австралия» и «Нью Зиленд» столкнулись, вынудив Битти вернуться в Розайт. 23 апреля примерно в 4.30 недалеко от берегов Ютланд­ского полуострова Джеллико повернул обратно. Он тоже понес потери по вине тумана. Дредноут «Нептун» столк­нулся с торговым судном, та же участь постигла 3 эс­минца, причем «Ардент» пришлось буксировать кормой вперед. Корабли Джеллико принимали топливо, когда он получил известие о Пасхальном Мятеже в Дублине. Мож­но было ожидать выхода германского флота на помощь мятежникам. Но дело ограничилось посылкой крейсера «Глостер» и 4 эсминцев из состава Гранд Флита для пат­рулирования у берегов Ирландии, чтобы перехватывать пароходы с оружием, которые немцы могли послать пов­станцам.

Под впечатлением сообщений о действиях британско­го флота Шеер пришел к заключению, что Гранд Флит разделился на 2 группы. Он решил нанести внезапный удар по английскому побережью и обстрелять Лоустофт. В операции должны были участвовать все силы Флота От­крытого Моря. Ударный отряд состоял из 4 линейных крейсеров 1-й Разведывательной Группы под командо­ванием контр-адмирала Бедикера, 4 легких крейсеров 2-й Разведывательной Группы и 2 флотилий эсминцев. Все остальные корабли германского флота должны были прикрывать их, находясь северо-западнее Тершеллинга.

Однако немцев сразу начали преследовать неудачи. «Зейдлиц» наскочил на мину, и Бедикеру пришлось пе­реносить флаг на «Лютцов». Ложные сообщения об английских подводных лодках сделали эту процедуру долгой и нервной. Вдобавок немцам пришлось резко усилить ра­диопереговоры, что встревожило Комнату 40. В 19.30 Гранд Флит получил приказ выйти в море. Шеер об этом не знал. Адмирал получил несколько радиограмм из Берли­на, которые окончательно успокоили его. Он решил, что британский флот проводит свою собственную операцию и не сможет помешать немцам.

В полночь германский флот вышел в условленный район севернее Тершеллинга. Как раз в это время в море вышли Гарвичские Силы Тэрвитта. Он сам вел 5-ю эс­кадру легких крейсеров в которую входили «Конквест», «Клеопатра» и «Пенелопа», а также лидер «Лайтфут» и 7 эсминцев. Немного позднее из порта вышел лидер «Нимрод» и еще 9 эсминцев. Тэрвитт решил не идти в указан­ную Адмиралтейством точку, а постараться найти непри­ятеля. Он направился прямо к Лоустофту. 25 апреля около 3.50 Тэрвитт обнаружил несколько кораблей, идущих на северо-запад. Он повернул на параллельный курс, и ког­да стало светлее, различил 6 легких крейсеров в сопро­вождении эсминцев. Дальше виднелись силуэты 4 линей­ных крейсеров. Тэрвитт намеренно дал немцам обнару­жить себя, после чего повернул на юг. Он надеялся, что противник последует за ним. Действительно, сначала гер­манские легкие крейсера повернули за ним, но почти сразу прекратили погоню. Стало ясно, что немцы имеют какую-то цель и не намерены отвлекаться.

В 4.10 Бедикер открыл огонь по Лоустофту. Бомбарди­ровка продолжалась всего 10 минут, в городе были раз­рушено около 200 зданий, однако на сей раз жертвы ока­зались невелики. Услышав, что канонада стихла, Тэрвитт решил, что немцы направляются к Ярмуту, и снова по­вернул на север. В 4.30 крейсера Тэрвитта заметили на севере германские крейсера «Росток и «Эльбинг». С рас­стояния 65 кабельтов англичане открыли огонь. Их ко­рабли на фоне берега не были видны, и немецкие крей­сера начали отходить, стараясь навести противника на свои линейные крейсера. Через 5 минут на севере показа­лась 1-я Разведывательная Группа, идущая прямо навстре­чу Тэрвитту. Он немедленно развернулся на 16 румбов и лег на обратный курс, однако Бедикер уже открыл огонь. Один из первых же залпов попал в надстройки флагман­ского крейсера «Конквест». Около 40 человек были уби­ты и ранены, но машины не пострадали, и крейсер со­хранил скорость 20 узлов. Кроме «Конквеста» пострадал эсминец «Лаэртес».

На сей раз тактика Тэрвитга сработала: германские линейные крейсера почти не стреляли по городу, так как Бёдикеру пришлось идти на помощь своим легким крей­серам. Планировалось вести обстрел города в течение получаса, но в действительности стрельба велась только 15 минут. Бедикер мог уничтожить слабый отряд против­ника, но вместо этого стал отходить на восток к главным силам, которые еще в 5.20 повернули на обратный курс. Тэрвитт следовал за ним до 8.45, когда Адмиралтейство, опасаясь стычки между Давидом и Голиафом, отозвало его. Битти, который шел на полной скорости к месту боя, тоже повернул назад, хотя эскадра Бёдикера находилась всего в 45 милях от Флота Линейных Крейсеров. Около 10.00 в крейсер «Пенелопа» попала торпеда, которая ото­рвала руль, и на этом активные действия противников завершились. Немцы также потеряли 2 подводные лодки. Одна была потоплена английский дрифтером, a UC-5 вы­летела на мель и даже была захвачена англичанами.

Джеллико нанес ответный удар 3 мая, выйдя в море с двумя соединениями. Минные заградители «Принцесс Маргарет» и «Эбдиел» должны были поставить мины на протраленных германцами фарватерах. Гидросамолеты с «Энгедайна» и «Виндекса» должны были бомбить ангары цеппелинов в Тондерне. Линейный Флот и Флот Линей­ных Крейсеров осуществляли прикрытие на случай, если Флот Открытого Моря выйдет из гаваней.

Рано утром 4 мая 1916 года «Виндекс» и «Энгедайн» вышли в точку взлета самолетов. 11 машин были спущены на воду, но сильное волнение помешало им, и толь­ко 3 сумели взлететь. У остальных 8 либо просто оторвало пропеллер, либо залило магнето. Один из стартовавших самолетов врезался в антенну эсминца «Госхок» и раз­бился. Другой из-за неполадок в моторе уже после не­скольких минут полета был вынужден вернуться. После­дний гидросамолет долетел до Тондерна, однако ангары цеппелинов были полностью скрыты утренним туманом. Действия заградителей вообще остались незамеченными. Более того, внимание Шеера отвлекла необходимость оказать помощь 8 цеппелинам, которые возвращались домой после налета на Британию. Только вечером 4 мая он понял, что Гранд Флит выходил в море, но в это время Джеллико уже приказал своим кораблям возвра­щаться в порты. Однако легкие крейсера «Галатея» и «Фа­этон» ухитрились сбить цеппелин L-7, остатки команды которого подобрала британская подводная лодка Е-31.

 

Германский канцлер назвал рейд на Лоустофт свиде­тельством того, что Британия больше не удерживает кон­троль над морем. Но из этого последовал совершенно неожиданный вывод. Было решено отложить начало нео­граниченной подводной войны. В самой Британии «без­наказанность, с которой враг атаковал наше восточное побережье», так потрясла общественное мнение, что Пер­вый Лорд Адмиралтейства, а теперь им был Артур Бальфур, пообещал новую передислокацию флота.

Чтобы защитить подходы к Темзе против подобного рейда, 3-я эскадра линкоров Брэдфорда, состоявшая из броненосцев типа «Кинг Эдуард VII» и «Дредноута», была передвинута в устье Темзы. Линейный Флот Джеллико должен был передвинуться на юг в Розайт из Скапа и Кромарти, как только в Ферт-оф-Форте будет создана противолодочная оборона, достаточная для прикрытия такого количества кораблей. В ожидании этого Флот Ли­нейных Крейсеров был усилен 4-й и 5-й эскадрами лин­коров. В то же время Битти, который разделял опасения Джеллико относительно невозможности артиллерийской практики в Розайте, пришлось послать свои линейные крейсера в Скапа-Флоу. Это решение, однако, запозда­ло, и лишь одна из эскадр сумела улучшить свою стрель­бу до новой вылазки Флота Открытого Моря. Вдобавок была затеяна реорганизация минных сил флота. Коммо­дор Хоксли только месяц назад поднял свой брейд-вымпел на легком крейсера «Кастор» и лишь начал форми­ровать новые флотилии из поступающих с верфей кораб­лей улучшенных проектов.

Мы уже отмечали разницу в стратегии двух флотов, кратко указали основные достоинства и недостатки ко­раблей. Но следует упомянуть еще об одном важном раз­личии. Для англичан артиллерия была решающим ору­жием. Джеллико, артиллерист по специальности, считал, что линейные крейсера должны навести противника на линейный флот. После этого линкоры начнут артилле­рийскую дуэль в сомкнутом строю. Первоначальная дис­танция 15000 ярдов должна обеспечить безопасность лин­коров от вражеских торпед. Позднее она будет сокращена до 10000 ярдов. Аналогично главной задачей эсминцев являлось отражение артиллерией атак вражеских эсмин­цев. Исключением была 5-я эскадра линкоров, которая, благодаря своей высокой скорости, могла действовать свободно, преимущественно против головных кораблей противника. В результате «Боевые инструкции Гранд Флита» камня на камне не оставляли от той гибкой концеп­ции боя, которую сам же Джеллико отстаивал в 1912 году, будучи младшим флагманом Флота Метрополии. Тогда он еще утверждал, что «искусство тактики заклю­чается в сосредоточении превосходящих сил против час­ти флота противника». С другой стороны над германским флотом, созданным сравнительно недавно, не висела традиционная вера в значение пушек, и его офицеры верили, что торпеда может стать решающим оружием. Сам Шеер был специалистом по торпедам и смотрел на бой иначе. Его линейные и легкие крейсера должны были навести часть сил Гранд Флита на свои линкоры. При этом они не должны были вступать в бой со всем британ­ским флотом. Германские линкоры могли вести артилле­рийский бой только с более слабым противником. Если англичане будут иметь превосходство, германские лин­коры должны уходить, прикрываясь дымзавесами. А пер­вой задачей германских эсминцев была атака вражеского линейного флота торпедами. Более того, Шеер не соби­рался использовать подводные лодки и минные загради­тели для совместных операций с линейным флотом, хотя Джеллико ждал этого.

Коротко говоря, тактика британского и германского флота различались не меньше, чем их стратегия. Если вторая мешала в течение двух лет столкновению Гранд Флита и Флота Открытого Моря, то первая лишила Джел­лико решительной победы, когда это столкновение про­изошло. Британский адмирал сумел своими маневрами поставить противника в такое положение, где тот не мог уклониться от сокрушительных залпов британских дред­ноутов, но ничего не добился. Джеллико требовались хо­рошая видимость и обнаружение неприятеля в первой половине дня, что позволило бы вести долгую артилле­рийскую дуэль. Плохая погода была на руку Шееру. Он стремился нанести потери части вражеского флота, что можно было сделать в ходе скоротечной перестрелки. Если контакт будет установлен вечером, темнота позволит ему избежать боя.

Все это необходимо помнить, когда будут описаны действия Шеера и Джеллико 31 мая 1916 года. Игра в кошки-мышки завершилась, два исполинских флота встретились. Это сражение должно было дать ответ на множество вопросов и стать «последней битвой», кото­рая решит исход войны.