ПРОБА СИЛ

 

Бой у острова Гельголанд 28 августа 1914 года

 

Первая Мировая война на море началась бескровным, но предельно драматическим эпизодом. Как известно, Британия не сразу определила свое отношение к начав­шему конфликту, и какое-то время Франция формально воевала в одиночку. По крайней мере, император Виль­гельм II всерьез рассчитывал, что Британия останется нейтральной, и двусмысленное поведение британского министра иностранных дел лорда Грея укрепляло его в этом ошибочном мнении. Такая ситуация означала смерт­ный приговор французской эскадре, базирующейся на Атлантическом побережье страны. Она состояла из не­большого числа устаревших кораблей, и германский Флот Открытого Моря мог уничтожить ее в считанные минуты. 3 августа контр-адмирал Руйе получил приказ выйти в Дуврский пролив с 8 броненосными крейсерами, чтобы помешать проходу германских кораблей на юг. И около 18.00 на севере показались дымы. Французы вполне мог­ли ожидать встречи с «Мольтке» и «Зейдлицем»... Но вско­ре команды французских крейсеров разразились радост­ными криками. Это оказалась флотилия британских эс­минцев по главе с легким крейсером. Появление этих кораблей стало первым указанием на то, что Великобри­тания не останется в стороне и тоже вступит в войну.

Когда адмирал Джеллико поднял свой флаг на «Айрон Дьюке», ядро Гранд Флита составляли 20 дредноу­тов, к которым вскоре прибавились еще 2. Эти силы ощутимо превосходили 14 немецких дредноутов. Германия, однако, имела еще 20 броненосцев, поэтому Адмирал­тейство сочло необходимым усилить Гранд Флит эскад­рой из 8 броненосцев «Кинг Эдуард». Джеллико имел большое количество крейсеров и эсминцев. Против 4 гер­манских линейных крейсеров (включая переходный «Блю­хер», который одни называют броненосным крейсером, другие — линейным) он располагал 5 линейными крей­серами под командой вице-адмирала сэра Дэвида Битти. Впрочем, довольно быстро в распоряжении Битти ока­зались и 3 линейных крейсера, переведенных со Среди­земного моря. Во многих отношениях он был антиподом главнокомандующему, но между ними не возникало тре­ний — по крайней мере до 31 мая 1916 года. Хотя Джел­лико сочетал свою собственную «нехватку умения не подчиняться» с жестким контролем над Линейным Фло­том, у него хватило ума не связывать руки своему «ко­мандующему кавалерией», на что Битти ответил лояль­ностью доверенного лица.

Так почему же, если Гранд Флит был сильнее Флота Открытого Моря, и им командовали два таких отважных человека, прошло почти два года, прежде чем состоя­лось большое сражение, так и не ставшее генеральным? Стратегия ближней блокады, с помощью которой Кор­нуоллис и Нельсон заперли Гантома, Латуш-Тревилля и Вильнева в Бресте и Тулоне, теперь стала невозможной. Броненосцы не могли оставаться в море дольше недели, после чего им требовалось пополнить запас угля. Но даже если и обеспечить смену дозорных кораблей, это было нереально. Минные заграждения вынуждали их держать­ся подальше от вражеских гаваней. Подводные лодки, оставаясь незамеченными, могли потопить линейный корабль единственной торпедой. Двадцать лет назад мла­денчески наивные американцы осуществили идею ближ­ней блокады в кристально чистом виде. Американский флот запер испанскую эскадру адмирала Серверы в пор­ту Сантьяго на Кубе примитивно просто. Американцы построили свои броненосцы и крейсера полукругом вок­руг выхода из порта и стояли на месте, чуть отрабатывая машинами. Но при этом, когда Сервера попытался выр­ваться из порта, американцы его едва не упустили. Сей­час подобные действия граничили с самоубийством.

Поэтому адмиралы Бриджмен и Баттенберг создали новую стратегию дальней блокады. Флот Открытого Моря должен быть заперт в Северном море британским фло­том, базирующимся на Скапа Флоу, вне радиуса дей­ствия германских подводных лодок. Легкие крейсера и эсминцы в Гарвиче под командованием коммодора Ред­жинальда Тэрвитта, чьи выдающиеся способности сде­лали его единственным из всех командиров, не поме­нявшим поста в течение всей войны, полностью очис­тили южную часть моря от вражеских легких сил и мин­ных заградителей. Флот Канала из 17 броненосцев дол­жен был запереть Ла Манш. Но хотя блокада и была подходящей стратегией для сильнейшего флота, конеч­ная цель оставалась прежней — навязать вражескому флоту бой и уничтожить его, как сделал Хок с Конфлансом, выскользнувшим из Бреста и загнанным в Киберонскую бухту. Адмиралтейство ожидало, что это про­изойдет уже в августе 1914 года, потому что фон Тирпиц часто заявлял, что он создал Флот Открытого Моря для того, чтобы сокрушить оплот британского могуще­ства. Прежде чем истек срок ультиматума Уайтхолла, Джеллико получил приказание выйти из Скапа в море, начав серию бесплодных поисков, так как предполага­лось, что Флот Открытого Моря сделает то же самое, пытаясь помешать перевозке Британских Экспедицион­ных Сил во Францию.

А вскоре состоялось и первое боевое столкновение флотов. Правда, участвовали в нем не слишком внуши­тельные корабли. 4 августа немцы, еще до истечения сро­ка британского ультиматума Германии, выслали в море вспомогательный минный заградитель «Кенигин Луизе», чтобы поставить мины у восточного побережья Англии. 5 августа около полудня его случайно перехватили британ­ские эсминцы «Лэнс» и «Лэндрейл», шедшие в сопро­вождении легкого крейсера «Эмфион». Бывший пассажир­ский пароход, вооруженный мелкокалиберными оруди­ями, конечно, не мог оказать серьезного сопротивления новейшим военным кораблям и был быстро потоплен. Англичане спасли команду заградителя, после чего про­должили запланированный поход к берегам Дании. На обратном пути 6 августа примерно в 6.00 британские ко­рабли, проявив поразительную беспечность, налетели на минное поле, поставленное практически у них на глазах. «Эмфион» подорвался на 2 минах и затонул. При этом погибли 149 англичан и 18 пленных немцев. Такое пора­зительное легкомыслие британских морских офицеров явилось своего рода символом действий Королевского Флота в новой войне. Понадобилось несколько лету де­сятки потопленных кораблей и тысячи погибших моря­ков, чтобы они научились отличать войну от охоты на лис. Но коммодор Тэрвитт в частном письме сообщил, что командир «Эмфиона» капитан 1 ранга Сесил Фоке получил поздравления от короля как первый командир, потерявший корабль в новой войне.

Первый удар Королевский Флот нанес именно там, где этого ждали все. Ждали этого удара и немцы, они готовились именно к такой операции противника, но в результате удивительным образом тоже оказались совер­шенно не готовы. Императорский флот Германии втя­гивался в войну с таким же скрипом, как и Королев­ский Флот.

28 августа британский флот вторгся в вотчину немцев и дал бой дозорным силам противника у острова Гельго­ланд. Штаб британского флота решил прикрыть набег на Остенде, отвлечь внимание противника и попытаться уничтожить часть дозоров, развернутых в Гельголандской бухте. Была еще одна причина. 21 и 23 августа маленькие группы германских легких сил совершили 2 выхода в южную часть Северного моря. Это убедило Адмиралтейство спешно принять план командира 8-й флотилии под-, водных лодок отважного коммодора Роджера Кийза. Противника следовало поставить на место.

По плану Гарвичские силы Тэрвитта должны были атаковать вражеские патрули в Гельголандской бухте на рассвете 28 августа. Этот план предусматривал не только удар по патрульной флотилии миноносцев и поддержи­вающей ее паре легких крейсеров. Нет, Кийз намеревал­ся выманить в море главные силы германского флота, чтобы подвести их под удар 7 подводных лодок типа D и Е, расположенных к северу и западу от Гельголанда. Е-4, Е-5, Е-9 должны были находиться севернее и южнее Гель­голанда, Е-6, Е-7 и Е-8 — западнее. Командовать субма­ринами намеревался сам Кийз с эсминца «Лурчер» в сопровождении «Файрдрейка». О такой мелочи, как орга­низация взаимодействия надводных кораблей и подвод­ных лодок, никто не подумал. И, как часто случается на войне, планы начали рушиться с самого начала. Джеллико собирался задействовать весь Гранд Флит, однако Ад­миралтейство не захотело рисковать, и разрешило ис­пользовать только Эскадру Линейных Крейсеров и 1-ю эскадру легких крейсеров коммодора У.Э. Гуденафа, а вдобавок оно не сумело проинформировать Тэрвитта и Кийза, что привлекает их к операции. Кроме того, Битти и Гуденаф остались в неведении, что в районе операции действуют британские подводные лодки. К счастью, опас­ное неведение Тэрвитта было рассеяно вовремя после случайной встречи его соединения и эскадры Гуденафа на рассвете 28 августа.

После этой встречи в 70 милях севернее Гельголанда Тэрвитт на легком крейсера «Аретуза» повел в атаку 16 эсминцев 3-й флотилии. За ним шел капитан 1 ранга Блант на легком крейсере «Фиэрлесс» вместе с 15 эсминцами 1-й флотилии. 5 крейсеров типа «Таун» Гуденафа действо­вали в качестве ближнего прикрытия в 8 милях позади. 5 линейных крейсеров Битти — «Лайон», «Куин Мэри», «Принцесс Ройял», а также более старые «Инвинсибл» и «Нью Зиленд» — ожидали развития событий в 40 милях к северо-западу. Джеллико вывел в море и свой Гранд Флит, однако занялся тактическими учениями.

Утром 28 августа в море находились 9 новых герман­ских эсминцев 1-й флотилии. Они были развернуты по­лукругом примерно в 35 милях от плавучего маяка Эльба. Дозорную завесу поддерживали легкие крейсера «Хела», «Штеттин» и «Фрауэнлоб», находящиеся в 15 милях от того же маяка. В Гельголандской бухте находилась 5-я флотилия эсминцев (10 единиц) и 8 подводных лодок. В устье реки Везер стоял легкий крейсер «Ариадне», а в устье реки Эмс — легкий крейсер «Майнц». Легкие крей­сера «Кёльн», «Страссбург» и «Штральзунд» стояли в Вильгельмсхафене. Благодаря своей малой осадке, они могли выйти в море в любое время, тогда как линкоры во время отлива были лишены этой возможности.

Погода была тихой, дул слабый северо-западный ве­тер, над морем стоял густой туман. Это ограничивало видимость примерно 4 милями. В результате бой вылился в серию разрозненных столкновений, и говорить о коор­динации действий было сложно.

Примерно в 5 утра подводная лодка Е-7 выпустила 2 торпеды в эсминец G-194, однако они прошли мимо. Эсминец немедленно сообщил об этом происшествии адмиралу Хипперу. Тот приказал командующему минны­ми силами Флота Открытого Моря контр-адмиралу Маассу выслать 5-ю флотилию для преследования лодки.

Примерно в 7.00 Тэрвитт заметил эсминец G-194 из состава патрульной флотилии, которые охотились за под­водными лодками Кийза. Он немедленно открыл огонь и ринулся в погоню, но неприятель постарался укрыть­ся в пелене тумана, которая ограничивала видимость 5 милями. G-196, находившийся в линии дозора справа от G-194, тоже заметил британские корабли и сообщил о них по радио. Немного позднее V-187, стоявший левее G-194, передал по радио, что видит 2 британских крей­сера. Но при передаче сообщений по радио произошла неизбежная заминка, и эсминцам пришлось одним вы­держивать бой с превосходящими силами англичан, прежде чем адмирал Маасе на «Кёльне» узнал о проис­ходящем.

Хиппер приказал легким крейсерам «Штеттин» и «Фрауэнлоб» идти на помощь эсминцам. Линейные крей­сера «Зейдлиц», «Мольтке» и «Фон дер Танн», а также броненосный крейсер «Блюхер» начали разводить пары. На береговых батареях Гельголанда слышали ожесточен­ную канонаду, но густой туман не позволял артиллерис­там увидеть хоть что-то.

Англичане настойчиво преследовали отходящие гер­манские эсминцы, ведя огонь с дальней дистанции. И постепенно германские корабли начали получать повреж­дения. S-13 и V-1 начали отставать, передав, что не могут держать скорость. V-1 получил 2 попадания, и его ско­рость упала до 20 узлов. От неминуемой гибели эсминец спасло внезапное появление крейсера «Штеттин». Он всту­пил в перестрелку с англичанами и позволил кораблям 5-й флотилии скрыться. Сам «Штеттин» получил попа­дание 1 снарядом и тоже отошел под прикрытие берего­вых батарей.

Теперь под огонь англичан попали старые минонос­цы, превращенные в тральщики. D-8 и Т-33 были серьез­но повреждены, их экипажи понесли большие потери. И снова появление крейсера спасло малые корабли. На сей раз это был более старый корабль «Ариадне». Он завязал жаркий бой с «Аретузой» и «Фиэрлессом» вблизи запад­ного берега Гельголанда. Крейсер «Аретуза» был слиш­ком новым кораблем, гораздо более мощным. Однако его неопытная команда практически не умела стрелять, по­этому шансы были равны. Английский корабль получил 25 попаданий, временами на нем могло стрелять только 1 орудие. Но все-таки бой прервал «Фрауэнлоб». Когда его мостик был уничтожен 152-мм снарядом, немцы поспешили укрыться за островом, однако они успели по­вредить машины «Аретузы». После этого соединение Тэрвитта начало запланированный поиск в западном направ­лении, который привел к новым контактам с минонос­цами германской 1-й флотилии.

Они вновь бросились укрываться в тумане, но их ли­дер V-187 был отрезан от базы «Фиэрлессом» и сопро­вождавшими его эсминцами. Эсминец попытался отойти к устью реки Яде, но в 8.45 натолкнулся в тумане на 2 четырехтрубных крейсера. Плохая видимость сыграла с немцами злую шутку, они приняли эти корабли за «Страссбург» и «Штральзунд». На самом деле это были «Ноттингем» и «Лоустофт», посланные Гуденафом на по­мощь эсминцам. Они открыли огонь с дистанции всего 20 кабельтов. Как вспоминал один из офицеров V-187:

«Огонь неприятеля был очень сильным. В 9.05 получи­ло попадание турбинное отделение. Капитан Лехлер получил тяжелое ранение, и я отдал приказ подготовить подрывные заряды и сам встал за руль, чтобы попытаться таранить ближайший вражеский эсминец: Однако эсминец не слушался руля и двигался слишком медленно. После того, как кончились снаряды, я приказал взорвать подрывные заряды и покинуть корабль. V-187 затонул с поднятым флагом. Английские эсминцы спустили шлюпки, чтобы подобрать экипаж. Меня приняли на «Лизард» и очень хорошо со мной обраща­лись».

Прежде чем «Дифендер» успел принять свою шлюп­ку, появился «Штеттин» и открыл огонь, не разобрав­шись в происходящем. Англичане поспешно отошли, бро­сив шлюпки. Но тут появилась подводная лодка Е-4, и удирать пришлось уже германскому крейсеру. Капитан-лейтенант Э.У. Лэйр поднялся на поверхность и снял ан­гличан со шлюпок. На прощанье он указал немцам курс на берег и снова погрузился.

Первая фаза боя завершилась. Немцы потеряли всего 1 эсминец, хотя находились в исключительно сложном положении. Британские эсминцы собрались возле своих флагманов, «Аретуза» отчаянно пытался исправить по­вреждения, которые снизили его скорость. А затем не­разбериха в британском Морском Генеральном Штабе принесла первые плоды. Кийз заметил Гуденафа и при­нял его за врага. В результате Тэрвитт повернул назад на помощь «Лурчеру» и «Файрдрейку» и приказал 1-й эс­кадре легких крейсеров искать нового противника — то есть самих себя. К счастью, Кийз вскоре опознал «Саутгемптон» — хотя не раньше, чем одна из его подводных лодок безуспешно атаковала крейсер. В свою очередь один из крейсеров попытался протаранить Е-6, которая спас­лась только аварийным погружением. Более того, когда Гуденаф сообщил, что он уходит из района действия подводных лодок Кийза, чтобы избежать новых инци­дентов, Битти решил рискнуть и приказал ему возвра­щаться для поддержки Тэрвитта, а тому — возобновить прерванный поиск неприятеля.

Отвага Битти была вознаграждена. В 11.00 уже слегка поврежденный «Аретуза» принял бой со «Страссбургом». Он первым из легких крейсеров покинул гавань, когда пришло сообщение о рейде Тэрвитта. Опять туман помог англичанам. Немцы приняли «Аретузу» и «Фиэрлесс» за гораздо более сильные крейсера типа «Таун» и открыли огонь с большой дистанции. Немного позднее 1-я флоти­лия эсминцев загнала «Страссбург» обратно в туман.

В 11.30 вышедший из Эмса «Майнц» заметил «Арету­зу». «Фиэрлесс» вместе с эсминцами открыл по нему огонь, и он начал отходить на север. В 11.45, как писал один из его офицеров:

«внезапно была замечена масса дыма от 3 крейсеров типа «Бирмингем». «Майнц» круто повернул вправо, и их залпы начали рваться у борта. Вскоре последовало и первое попадание. Наш огонь был направлен на этих новых противников, и мы шли на SSW со скоростью 25 узлов, сильно дымя. Еще один крейсер типа «Бирмин­гем» появился слева, а дальше впереди — 6 эсминцев. В бою с ними руль был заклинен подводным попаданием, и, хотя левая машина была остановлена, «Майнц» мед­ленно покатился вправо, пока снова не попал под огонь первых 3 крейсеров. К 12.20 большинство наших орудий и их расчеты были уничтожены».

«Майнц» проявил безмерную отвагу. В конце концов он был совершенно разгромлен, средняя часть корабля стала пылающим адом. На нем уцелело одно орудие на носу и одно на корме, которые яростно отстреливались», — пи­сал один из офицеров Тэрвитта. При этом «Майнц» оже­сточенно отстреливался, накрыв эсминцы «Либерти», «Лаэртес» и «Лорел». На первом из них даже был убит командир. Но когда крейсер получил торпеду в левый борт в районе миделя, его положение стало безнадеж­ным. Капитан приказал команде покинуть корабль и вы­шел из боевой рубки, но был тут же убит. Затем англича­не прекратили стрелять и с большой энергией начали подбирать спасшихся из воды. «Майнц» продержался на плаву до того, как появились линейные крейсера Битти, тяжелые орудия которых и прикончили беспомощный ко­рабль. Эсминец Кийза «Лурчер» сумел подойти к борту крейсера и снять раненых прежде, чем в 13.10 «Майнц» перевернулся и затонул.

За час до этого Тэрвитт столкнулся с новой угрозой. Его соединение вступило в бой с «Кёльном», флагман­ским кораблем контр-адмирала Маасса, командира мин­ных сил Флота Открытого Моря. Он спешно вышел из Вильгельмсхафена «на звук орудийных выстрелов». К «Кёльну» присоединился и «Страссбург». Оба германских крейсера были отогнаны, но успели нанести серьезные повреждения «Лаэртесу», «Лорелу» и «Либерти». Но са­мое худшее было впереди. В 12.30 появились еще 3 гер­манских легких крейсера — «Штральзунд», «Данциг» и старый «Ариадне», вместе с ними шел «Штеттин». Тэрвитт и Блант, не колеблясь, вступили в бой с ними, но после повреждения «Аретузы» и 3 эсминцев Гарвичское соединение могло быть разгромлено. Часом раньше, как вспоминает Битти:

«сообщения <от Тэрвитта и Бланта>, пришедшие в 11.25, 11.28 и 11.30, были первыми новостями, которые мы получили с 9.55 о движении флотилий и о результа­тах боя, который шел уже три с половиной часа. Ситуа­ция стала критической. Флотилии с 8.00 прошли только 10 миль, вражеская база находилась в 26 милях у них в тылу. Еще одна база находилась в 25 милях сбоку, что создавало угрозу настоящей катастрофы. В 11.30 я решил, что единственный возможный способ разрешения кри­зиса — двинуть линейные крейсера на большой скорости на восток. Оказать действенную поддержку могли только подавляющие силы, и я не считал 1 эскадру легких крей­серов достаточно сильной для этого. Я отдавал себе от­чет об опасностях для моей эскадры со стороны вражес­ких субмарин, наших подводных лодок и тяжелых ко­раблей противника, если они выйдут».

«Прав ли я, забираясь в это осиное гнездо с тяжелы­ми кораблями? Если я потеряю хоть один, это будет страшным ударом для страны», — сказал Битти своему флаг-капитану. Совет Четфилда резко отличался от того, что дал Рэй Трубриджу месяцем раньше. «Конечно, мы должны идти», — ответил он. Это убедило Битти принять скалькулированный риск, и его отвага была сполна воз­награждена. В 11.35 Эскадра Линейных Крейсеров на боль­шой скорости пошла на OSO, чтобы помочь Тэрвитту. «Лайон» развил более 28 узлов, и вскоре после 13.30

«прямо впереди нас (писал один из офицеров эсмин­цев Тэрвитта) торжественной процессией, будто слоны среди своры тявкающих шавок, появились наши линейные крейсера. Какими могучими они выглядели, совер­шенно потрясающими! Мы нацелили их на наших пос­ледних врагов, и они вышли на поле боя. Мы пошли на запад, а они двинулись на восток, и вскоре мы услыша­ли грохот их орудий».

Первым на пути линейных крейсеров оказался «Кёльн». Этот крейсер только что выскочил из завесы тумана и атаковал «Аретузу» и 3-ю флотилию эсминцев. В 12.37 линейные крейсера открыли по нему огонь. Он получил тяжелые повреждения, но сумел временно укрыться в тумане. Потом настал черед «Ариадне». Этому крейсеру повезло немногим больше. По воспоминаниям офицеров:

«Лайон» и еще один английский линейный крейсер вели по нам огонь около получаса с дистанции 6000 — 3000 ярдов и добились множества попадания. Многочис­ленные пожары потушить не удалось, так как была унич­тожена пожарная магистраль. Около 13.30 неприятель от­вернул на запад. Оставаться на борту стало невозможно из-за жары и дыма, начали взрываться боеприпасы. Эки­паж собрался на полубаке и трижды прокричал «Ура!» в честь кайзера, после чего запел «Дойчланд юбер аллее». Незадолго до 14.00 подошел «Данциг» и спустил шлюп­ки, чтобы снять раненых. Остатки экипажа попрыгали в воду и поплыли к «Данцигу» и «Штральзунду». Затем по­жары начали стихать, и взрывы стали менее частыми. Я попросил капитана «Штральзунда» взять «Ариадне» на буксир. Но в 15.10 крейсер накренился на левый борт и перевернулся. Мы потеряли 59 человек убитыми и 43 раненными».

Туман, который укрыл в последний час «Ариадне», спас «Данциг», «Штральзунд», «Страссбург» и «Штет­тин» от такой же судьбы. Но «Кёльну» повезло меньше, точнее сказать, вообще не повезло. Битти получил оши­бочное сообщение от эсминцев, что немцы разбрасывают плавающие мины. Он решил больше не искушать судь­бу и приказал отходить. Но в 13.25 с линейных крейсеров снова заметили «Кёльн». Два залпа послали германский крейсер на дно вместе с адмиралом Маассом, его флаг-капитаном и всем экипажем, кроме одного человека.

Когда после 13.00 Битти потерял контакт с противни­ком, он приказал всем британским силам отходить, по­этому поврежденные корабли Тэрвитта смогли скрыться, прежде чем на сцене появились германские тяжелые ко­рабли. Вскоре после поворота на обратный курс Эскадра Линейных Крейсеров заметила одинокий корабль на рас­стоянии 8000 ярдов. Это был «Страссбург». Но так как боль­шинство германских крейсеров имело 3 трубы, а этот — 4, на кораблях Битти ошибочно предположили, что перед ними один из крейсеров Гуденафа. Когда, наконец, ре­шили разобраться, что это за корабль, он исчез в тумане, который сыграл такую большую роль в ходе боя.

Все Гарвичские силы, включая тяжело поврежденный флагман Тэрвитта и эсминец «Лорел», которые пришлось тащить на буксире, благополучно прихромали домой. То же самое сделала флотилия Кийза, благополучно вы­бравшаяся из осиного гнезда без дальнейших происше­ствий. Но знаменательный день мог закончиться совсем по-другому, если бы проворство, которое проявили 6 германских легких крейсеров, бросившись в море на по­мощь патрулирующим «Фрауэнлобу» и «Штеттину», ока­залось присуще и 1-й Разведывательной группе контр-адмирала Франца Хиппера. Линейным крейсерам «Блю­хер», «Мольтке», «Зейдлиц» и «Фон дер Танн», стоящим на рейде Вильгельмсхафена, в 8.20 было приказано под­нимать пары. «Фон дер Танн» был готов поднять якорь в 10.15. Но ему приказали дожидаться «Мольтке», который был готов к 12.10. Эти корабли уже не успевали поме­шать Битти потопить «Ариадне»; так же напрасной была попытка Хиппера преследовать Эскадру Линейных Крей­серов, так как его флагман «Зейдлиц» был вынужден дожидаться 15.00, чтобы с приливом пересечь бар. Ингеноль вообще не сориентировался в обстановке. Только в 13.25 он приказал своим линейным кораблям начать раз­водить пары. И лишь в 13.35, после сообщения «Штральзунда» о встрече с британскими линейными крейсера­ми, командующий Флотом Открытого Моря приказал своим легким крейсерам отходить.

Бой был, несомненно, британской победой. 3 герман­ских легких крейсера и 1 эсминец были потоплены, по­гибли 712 офицеров и матросов, были ранены 149 чело­век, попал в плен 381 человек. Среди погибших оказался контр-адмирал Маасе, командующий минными силами германского флота, среди пленных был сын адмирала Тирпица. У англичан был поврежден 1 легкий крейсер и 3 эсминца, все вскоре были отремонтированы, погибло 32 человека, а 55 были ранены. Героем дня стал Битти, в нем ожил дух Нельсона. Однако этот рейд едва не закон­чился катастрофой, поэтому не следовало и думать по­вторить его. План Кийза был раскритикован как опро­метчивый. Его попытка управлять флотилией подводных лодок с пары эсминцев в таких опасных водах оказалась неэффективной. Адмиралтейству стала ясна необходимость четкой формулировки приказов на операции в Северном море для того, чтобы наладить взаимодействие участву­ющих соединений и чтобы избежать потопления своих кораблей своими же подводными лодками. Был еще один урок, имевшие роковые последствия в будущем. Немцы учли его и постарались тщательно скрыть от врага. Бри­танские снаряды были очень плохого качества. Они взры­вались при попадании, не проникая вглубь корабля, и не причиняли серьезных повреждений. Вместо этого нано­сились лишь поверхностные разрушения.

Немцев многому научила эта первая битва Импера­торского Флота. Внешнюю патрульную линию субмарин, находившуюся в 60 милях от Гельголанда, следовало от­нести дальше, чтобы она могла вовремя предупредить о новых британских вылазках. Следовало поставить допол­нительные минные заграждения, чтобы превратить их в реальное препятствие. Патрульные миноносцы и поддер­живающие их легкие крейсера не должны рисковать, ввя­зываясь в бой с соединением, которое может оказаться более сильным. Им следует отходить под прикрытие ору­дий Гельголанда. Врагу следует навязывать бой эскадрой полного состава, а не одиночными кораблями, выходя­щими в море по мере разведения паров. Более важным, чем эти профессиональные выводы, был моральный эф­фект этого поражения, которое, по словам фон Тирпица, «роковым образом повлияло на последующие дей­ствия флота». Если «чудо на Марне» рассеяло надежды кайзера на быструю победу на суше, то битву при Гель­голанде он воспринял как подтверждение того, что Бри­танский флот по-прежнему полон наступательного духа, торжествовавшего в Наполеоновских войнах. Поэтому он сделал свои запрещающие инструкции еще более жест­кими, дал понять флоту, что тот должен «действовать сдержанно и избегать боев, которые могут привести к большим потерям».

 

Британские силы в бою у острова Гельголанд

1-я эскадра линейных крейсеров

Лайон вице-адмирал Битти Куин Мэри Принцесс Ройял

Отряд крейсеров «К»

Инвинсибл контр-адмирал Мур Нью Зиленд

7-я эскадра крейсеров

Юриалес контр-адмирал Кристиан

Бекчент, Кресси, Хог, Абукир

1-я эскадра легких крейсеров

Саутгемптон коммодор Гуденаф

Бирмингем, Фалмут, Ноттингем, Лоустофт

3-я флотилия эсминцев

Аретуза (КРЛ)   коммодор Тэрвитт

Лукаут Ларк, Лэфорей Леонидас, Лэнс, Лоуфорд Лиджен, Липнет, Луис Леннокс, Лэндрейл, Лидьярд Лорел, Либерти, Лизандер Лаэртес

1-я флотилия эсминцев

Фиэрлесс (КРЛ) капитан 1 ранга Блант

Ахерон Феррет, Лизард Эттэк, Форестер, Лэпуинг Хайнд, Друид, Феникс Арчер, Дифендер, Бэджер Эриэл, Госхок, Бивер Джакел, Сэндфлай

Подводные лодки

Лурчер (ЭМ) коммодор Кийз

Файрдрейк (ЭМ), Е-4, Е-5, Е-6, Е-7, Е-8, Е-9, D-8