Создание бомбардировочной авиации
1 марта 1935 г. в Германии было официально объявлено о создании Люфтваффе. К этому моменту в составе Люфтваффе имелись только две бомбардировочные авиагруппы (Kampffliergergruppe) - «Тутов» и «Фасберг». Обе они были сформированы еще 1 апреля 1934г. на аэродроме Тутов (Tutow) в 74 км восточнее Ростока и на аэродроме Фасберг (Fassberg) в 65 км северо-восточнее Ганновера, из-за чего и получили такие наименования. При этом авиагруппа «Тутов» была оснащена самолетами Ju-52, а в составе авиагруппы «Фасберг», кроме того, также были Do-11 и Do-23 (Авиагруппа «Тутов» получила Do-23 лишь в августе 1935 г.).
1 октября 1935 г. было сформировано сразу пять бомбардировочных групп. Все они получили наименования в соответствии с названиями аэродромов, где были сформированы:
- авиагруппа «Грайфсвальд» под командованием майора Ханса Ешоннека (Hans Jeschonnek) (Родился 09.04.1899 г. в Гогензальце (ныне г. Иновроцлав в 100 км северо-восточнее Познани). Участвовал в 1-й мировой войне, сначала в пехоте, а затем в авиации. 01.02.1939 г. 39-летний оберст Ешоннек был назначен начальником Генерального штаба Люфтваффе (Chef der General-stabes der Luftwaffe). В августе 1939 г. ему было присвоено звание генерал-майора, а 01.04.1942 г.- звание генерал-оберста. 19.08.1943г. Ешоннек неожиданно покончил жизнь самоубийством. Причина так и осталась неизвестной, однако известно, что накануне он сказал, что не может больше работать с Герингом), оснащенная Do-23, базировалась на аэродроме Грайфсвальд (Greifswald), расположенном на побережье Балтийского моря в 32 км юго-восточнее Штральзунда,
- авиагруппа «Мерзебург» во главе с оберст-лейтенантом Вальтером Швабедиссеном (Walther Schwabedissen) находилась на аэродроме Мерзебург (Merseburg) в 28 км западнее Лейпцига,
- авиагруппа «Финстервальде» располагалась на аэродроме Финстервальде (Finsterwalde) в 46 км юго-западнее Коттбуса,
- авиагруппа «Гибелынтадт» базировалась на аэродроме Гибельштадт (Giebelstadt) в 85 км северо-западнее Нюрнберга,
- авиагруппа «Гота» находилась на аэродроме Гота (Gotha) в 20 км юго-западнее Эрфурта.
Таким образом, к концу 1935 г. в составе Люфтваффе было семь бомбардировочных авиагрупп, при этом пять из них были полностью вооружены самолетами Ju-52/3mg.
1 апреля 1936 г. в Люфтваффе были созданы пять бомбардировочных эскадр (Kampfgeschwader, сокр. KG) - KG 152, KG 153, KG 154, KG155 и KG253. В составе четырех из них было по три авиагруппы, и лишь одна KG 154 имела две группы.
KG 152, получившая почетное наименование «Гинденбург» в честь генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (Paul von Hindenburg) (Родился 02.10.1847 г. в Познани в семье прусского офицера. Окончив кадетский корпус, участвовал в австро-прусской войне 1866 г. и франко-немецкой войне 1870-71 гг. Во время Первой мировой войны с ноября 1914 г. фон Гинденбург командовал войсками всего Восточного фронта. В августе 1916 г. он стал начальником Генерального штаба и фактическим главнокомандующим немецкой армией, получив прозвище «Железный Гинденбург». 12.03.1918 г. фон Гинденбург был награжден Большой Звездой Железного Креста, став вторым и последним человеком в Германии, получившим эту награду. 26.04.1925 г. он был избран президентом Веймарской республики, получив на выборах 14,6 млн голосов. Официально заявив, что будет придерживаться конституции Веймарской республики и условий Версальского договора, фон Гинденбург стал поддерживать военно-монархические и нацистские организации. Политика Гинденбурга способствовала возрождению германского военного потенциала. 10.04.1932 г. он был повторно избран президентом, получив 53% голосов избирателей. После того как в июле и ноябре 1932 г. на выборах в рейхстаг убедительную победу одержала национал-социалистическая партия, Гинденбург 30.01.1933 г. назначил канцлером Адольфа Гитлера. С этого момента его политическая активность и влияние стали быстро падать. Умер Пауль фон Гинденбург 02.08.1934 г. в своем родовом поместье), была сформирована в Грайфсвальде. В нее вошли авиагруппы «Тутов» и «Грайфсвальд», получившие соответственно обозначения I ./KG 152 и II ./KG 152, а также III ./KG 152, сформированная на аэродроме Барт (Barth) в 25 км северо-западнее Штральзунда.
В Мерсебурге была сформирована KG153 под командованием оберста Вальтера Зоммё (Walther Sommo). В нее вошли авиагруппы «Мерсебург» и «Финстервальде», получившие соответственно обозначения I./KG153 и II../KG153, а также 111./KG 152 во главе с майором Робертом Фуксом(Robert Fucks) (В качестве командира бомбардировочной группы «Легиона «Кондор» он участвовал в войне в Испании. С 29.09.1939 г. по 15.10.1940 г. оберст Фухс был командиром KG26. В течение 1939-40 гг. пилоты KG26 потопили в Северном море 46 кораблей общим тоннажем 70 тыс. брт и еще 76 кораблей общим тоннажем свыше 300 тыс. брт тяжело повредили. 06.04.1940 г. оберст Фухс был награжден Рыцарским Крестом. Он стал первым пилотом бомбардировочной авиации, получившим згу награду), сформированная на аэродроме Альтенбург (Altenburg) в 37 км южнее Лейпцига.
В состав KG154 «Boelce» вошла авиагруппа «Фасберг», получившая обозначение I./KG154 и II./KG154, сформированная на аэродроме Вунсторф (Wunstorf) в 19 км северо-западнее Ганновера. На аэродроме Ансбах (Ansbach) в 39 км юго-западнее Нюрнберга была образована KG 155. В ее составе были авиагруппа «Гибельштадт», переименованная в I./KG155, и две вновь сформированные группы - II./KG155 и III./KG155.
На аэродроме Гота была сформирована KG253 под командованием оберста Гельмута Фёрстера (Helmut Forster). После того как 3 июня 1936 г. в авиакатастрофе погиб первый начальник Генерального штаба Люфтваффе генерал-лейтенант Вальтер Вефер (Walter Wever) (Родился в 1887 г. в г. Позене (ныне г. Познань в Польше). Военную службу начал в!905г.В1914г.в качестве командира взвода Вефер воевал на Западном фронте. В 1915 г. ему было присвоено звание гауптмана. Он был переведен в Генеральный штаб рейхсвера, где быстро проявил себя, как способный тактик и организатор. В 1917 г. Вефер был назначен адъютантом генерала Эриха Людендорфа (Erich Ludendorff). После окончания Первой мировой войны Вефер служил в управлении личного состава рейхсвера. В 1926 г. ему было присвоено звание майора, а в 1930 г. он стал уже оберстом. В 1933 г. генерал-майор Вефер стал начальником управления учебных заведений в министерстве рейхсвера. Вскоре военный министр фон Бломберг, понимавший, что вновь создаваемые Люфтваффе нуждаются в компетентных руководителях, перевел туда нескольких офицеров и генералов, в т.ч. Вефера. 01.05.1935 г. генерал-лейтенант Вефер был назначен начальником Генерального штаба Люфтваффе. Он в короткий срок вникнул во все проблемы и определил приоритетные направления развития Люфтваффе. Так, Вефер убедил Геринга в необходимости создания тяжелых бомбардировщиков, способных достичь Урала. Благодаря его настойчивости, уже в 1936 г. начались летные испытания дальних бомбардировщиков Ju-89 и Do-19. Пройдя в свое время летную подготовку, Вефер лично пилотировал самолеты, на которых ему приходилось летать по делам службы, хотя как пилот он оставлял желать лучшего. Это и послужило причиной его гибели. 03.06.1936 г. после выступления перед курсантами авиашколы в Дрездене он на Не-70 вылетел в Берлин. Сразу после взлета самолет потерял управление и, врезавшись в землю, взорвался. Гибель Вефера оказала сильное влияние на Люфтваффе, прежде всего на дальнейшее развитие бомбардировочной авиации. Без него программа создания тяжелых стратегических бомбардировщиков была фактически свернута, что было серьезной ошибкой руководства Люфтваффе. Это особенно хорошо стало ясно, когда в ходе боев на Восточном фронте основные производственные мощности СССР, расположенные в районе Урала, оказались вне досягаемости Люфтваффе), эскадре было присвоено почетное наименование «Генерал Вефер». В состав KG253 вошли авиагруппа «Гота», получившая обозначение I./KG253, вновь сформированная в Эрфурте II./KG253 и III./KG253 под командованием майора Бруно Мааса (Bruno Maas), сформированная на аэродроме Нордхаузен (Nordhausen) в 60 км севернее Эрфурта.
Кроме того, 1 апреля 1936 г. на аэродроме в Дельменхорсте (Delmenhorst) была также сформирована отдельная I./KG254. Все вновь сформированные авиагруппы были оснащены самолетами Ju-52/3mg, и теперь ими были вооружены 12 из 15 бомбардировочных групп. Всего же Люфтваффе получили 450 бомбардировщиков Ju-52/3mg.
Весной 1937 г. в бомбардировочные группы начали поступать новые бомбардировщики Ju-86 А-1, производство которых началось еще в конце 1935 г. В марте ими была оснащена IH./KG152, а в апреле-I./KG 152. В создании бомбардировочной авиации Люфтваффе начался новый этап.
Сначала 15 марта на аэродроме Ландсберг (Landsberg) в 25 км северо-западнее Лейпцига была сформирована KG255 во главе с оберстом Виллибальдом Спангом (Willibald Spang). В ее состав вошли:
- сформированная там же I./KG255 под командованием оберст-лейтенанта Курта Мёльцера (Kurt Molzer),
- II./KG255 во главе с оберст-лейтенантом Йоханном-Фолькмаром Фисеером (Juhann-Volkmar Kisser), созданная на аэродроме Лайпхайм (Leipheim) и 50 км западнее Аугсбурга,
- III./KG255 под командованием оберста Готтлоба Мюллера (Gottlob Muller), сформированная на аэродроме Мемминген(Memmingen) в 65 км юго-западнее Аугсбурга.
Затем 1 апреля 1937 г. в составе Люфтваффе было создано 12 новых бомбардировочных авиагрупп. Состав КО 152 и KG 153 был увеличен до четырех групп. На аэродроме в Нойбранденбурге (Neubrandenburg) была сформирована IV./KG152 (01.10.1937 г. она была переименована в KGrzbV1 (1-я боевая эскадра специального назначения). В тот же день на основе III/KG257 была образована «новая» IV./KG152) во главе с майором Цирфогелем (Ziervogel), а в Лигнитце (Liegnitz) - IV./KG153 (01.11.1938 г. она была переименована в II./KG252) под командованием оберст-лейтенанта Вольфрама фон Рихтхофена (Wolfram von Richthofen). Последняя уже в мае была оснащена новыми бомбардировщиками Ju-86.
На аэродроме Липпштадт (Lippstadt) в 58 км юго-восточнее Мюнстера была сформирована KG254 под командованием оберста Вильгельма Зюссмана (Wilhelm Silssmann). В ее составе было четыре группы:
- I./KG254 («Старая» I ./K.G254 была переименована в III ./KG 157) оберста Иоахима Кортюма (Joachim Kortum) находилась в Липпштадте,
- II./KG254 оберст-лейтенанта Йозефа Хильгерса (Josef Hilgers) базировалась на аэродроме Эшвеге (Eschwege) в 38 км юго-восточнее Касселя,
- III./KG254 майора Отто Хёне (Otto Hohne) (Родился 30.04.1895г.В качестве пилота участвовал еще в 1 -и мировой войне. Летая в составе Jasta 1,2 и 59, он одержал 6 воздушных побед. 05.09.1940 г. он был награжден Рыцарским Крестом. С 1956 г. служил в Бундеслюфтваффе и вышел в отставку в звании генерал-майора. Умер 22.11.1969 г.) располагалась на аэродроме Дипхольц (Diepholz) в 62 км юго-западнее Бремена,
- IV./KG254 майора Карла Рютгерса (Carl Rutgers) базировалась на аэродроме Гютерсло (Gutersloh) в 50 км восточнее Мюнстера.
В составе вновь сформированной KG355 во главе с оберстом Филиппом Цохом (Philipp Zoch) было три авиагруппы, как и в KG157 под командованием майора Рихарда Путцира (Richard Putzier), которая была создана на основе KG 154 па аэродроме Лангенхаген (Langenhagen) в 8 км севернее Ганнонера.
В Цербсте (Zerbst) была сформирована I./KG257 под командованием Герхарда Конрада (Gerhard Conrad), на аэродроме Люнебург (Luneburg) в 45 км юго-восточнее Гамбурга - II./KG257 во главе с майором Симоном (Simon), а в Лангенхагене -III./KG257 (01.10.1937 г. была переименована в IV./KG152). Все эти три группы должны были войти в состав эскадры KG257, но ее штаб был сформирован только 1 сентября 1938 г.
Во второй половине 1937 г. в Люфтваффе начали поступать первые Do-17E, и по состоянию на 19 сентября 1938 г. в составе бомбардировочных и разведывательных групп было уже 479 Do-17 модификаций Е, М, F и Р. Зимой 1936-37 г. для Люфтваффе был изготовлен и первый Не-111К.
Численный рост бомбардировочной авиации Люфтваффе продолжался, одновременно шел и процесс отладки ее структуры. При этом порой происходили странные вещи, когда отдельные авиагруппы и эскадры обменивались обозначениями, старым подразделениям присваивались новые обозначения и тут же создавались новые под старыми обозначениями.
Так, 1 февраля 1938 г. KG155 была переименована в KG158, а спустя полгода, 1 ноября, на аэродроме Гиссен (Gissen) в 50 км севернее Франкфурта-на-Майне на основе штаба!. и11ЖО254 была сформирована «новая» KG155. И уже в тот же день на аэродроме Фритцдар (Fritzlar) в 25 км северо-западнее Касселя была сформирована «новая» KG254, при этом оставшиеся от «старой» эскадры III. и IV./KG254 были переименованы соответственно в I. и II./KG254.
1 ноября 1938 г. в Коттбусе была сформирована KG252 под командованием оберста Йоханнеса Финка (Johannes Fink) (Он был дипломированным инженером. С18.10.1940 г. по 31.10.1942 г. генерал-майор Финк занимал должность инспектора (командующего) бомбардировочной авиации. Затем с-01.11.1942 г. по 10.02.1944 г. генерал-лейтенант Финк был командиром 2-й авиадивизии(2.Flieger-Division)). В ее составе также было только две группы - I./KG252 майора Вернеpa Крахла (Werner Rrahl) и II./KG252 оберст-лейтенанта Бернхарда Георги (Bernhard Georgi) (22.06.1940 г. он был назначен командиром KG27. Оберст-лейтенант Георги погиб 17.07.1940 г., когда его Не-111 был сбит над Ла-Маншем), созданная на основе IV./KG153. 1 мая 1939 г. в Люфтваффе прошла последняя крупная реорганизация, когда неудобные трехзначные номера были заменены двухзначными. Эскадры, входившие в состав 1-го воздушного флота, получили номера с 1 по 25, входившие во 2-й воздушный флот - с 26 по 50, входившие в 3-й воздушный флот –с 51 по 75 и входившие в 4-й воздушный флот - с 76 по 100. В соответствии с этим принципом все бомбардировочные группы и эскадры, имевшиеся на тот момент в составе Люфтваффе, получили новые обозначения.
Новое обозначение |
Старое обозначение |
KG1 «Hindenburg» |
KG152 «Hindenburg» |
I./KG1 |
IV./KG152 |
KG2 «Holzhammer» |
KG252 |
I./KG2 |
I./KG252 |
II./KG2 |
II./KG252 |
KG3 «Blitz» |
KG153 |
II./KG3 |
II./KG153 |
III./KG3 |
III./KG153 |
KG4 «General Wever» |
KG253 |
I./KG4 |
I./KG253 |
II./KG4 |
II./KG253 |
III./KG4 |
III./KG253 |
KG26 «Lowen» |
KG257 |
I./KG26 |
L/KG257 |
II./KG26 |
II./KG257 |
KG27 «Boelcke» |
KG157 |
I./KG27 |
I./KG157 |
II./KG27 |
IL/KG157 |
III./KG27 |
III./KG157 |
II./KG28 KG51 «Edelweiss» I./KG51 III./KG51 KG53 «Legion Condor» I./KG53 II./KG53 III./KG53 KG54 «Totenkopf» I./KG54 KG55 «Greif» I./KG55 II./KG55 KG76 I./KG76 III./KG76 I./KG77 II./KG77 III./KG77 |
II./KG254 KG255 I./KG255 III./KG255 KG355 I./KG355 II./KG355 III./KG355 KG254 I./KG254 KG155 I./KG155 II./KG155 KG158 I./KG158 III./KG158 I./KG153 II./KG158 II./KG255 |
К августу 1939 г. в составе бомбардировочной авиации Люфтваффе было 1180 самолетов и 1300 подготовленных экипажей. Летом 1939 г. Люфтваффе получили первые 12 бомбардировщиков Ju-88A-l. Они вошли в состав 88-го опытного командования (Егргоbungskommando 88) во главе с гауптманом Гельмутом Похле (Helmut Pohle), которое было сформировано в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине (Rechlin), расположенном на берегу озера Моритц в 44 км юго-западнее Нойбранденбурга. Однако это командование просуществовало недолго, так как уже в августе на его основе была создана I./KG25 также во главе с гауптманом Похле.