Бомбардировщики в гражданской войне в Испании
Гражданская война в Испании назревала давно. В январе 1930г. король Испании Альфонсо XIII решил вернуться к альтернативной системе выборов. Однако власти не сумели удержать под контролем левое крыло социалистических республиканских партий, чье влияние в стране быстро возрастало. В апреле 1931 г. на муниципальных выборах республиканцы победили с подавляющим большинством и в результате король Альфонсо XIII должен был покинуть страну.
Премьер-министром временного правительства Испании стал Алкала Замора (Alcala Zamora). Правительство оказалось слабым и было не способно поддерживать порядок в стране. По всей Испании прокатилась волна погромов, во время которых сторонники республиканцев сжигали и грабили церкви и монастыри. В июне 1931 г. был избран парламент, большинство в котором получили социалистические партии. Премьер-министром был назначен представитель левых партий Мануель Азана (Manuel Azana), a Замора, пытавшийся проводить умеренную центристскую политику, в декабре 1931 г. стал президентом Испании.
В августе 1932 г. генерал Хосе Санхурхо (Jose Sanjurjo) поднял военный мятеж, который был без труда подавлен властями. На выборах в ноябре 1933 г. победу одержала консервативная католическая партия во главе с Хосе Мария Жил Роблесом (Jose Maria Gil Robles). В октябре 1934 г. левые социалисты вместе с каталонскими националистами и шахтерами Астурии подняли восстание против правого правительства. Попытка революции была жестоко подавлена властями, опиравшимися на поддержку правых партий, а бывший премьер-министр Азана был отправлен в тюрьму.
Надеясь, что в стране сформировались умеренные центристские силы, которые смогут прекратить противостояние между непримиримыми сторонниками левых и правых партий, президент Замора назначил на 18 февраля 1936 г. новые выборы в испанский парламент. Однако на них победил левый Народный фронт, получивший 267 мест из 351, и Азана снова стал премьер-министром. Ситуация в стране начала стремительно ухудшаться. 13 июля 1936 г. был убит бывший министр консервативного правительства и лидер правой оппозиции в парламенте Хосе Кальво Сотело (Jose Calvo Sotelo), которому за два дня до этого открыто угрожал один из левых депутатов.
Это стало последней каплей, и 18 июля 1936 г. в 12 испанских военных гарнизонах и в 5 гарнизонах в Марокко вспыхнул мятеж. Первоначально им руководил генерал Эмилио Мола (Emilio Mola), который хотел видеть во главе военного переворота генерала Хосе Санхурхо. Среди заговорщиков также был и генерал Франциско Франко (Francisco Franko), который был снят республиканцами с поста начальника Генерального штаба испанской армии и направлен губернатором на Канарские острова.
Как только мятеж начался, Франко сразу же прилетел в испанское Марокко, которое было под полным контролем националистов и где находилось около 47 тыс. хорошо обученных солдат. 19 июля генерал Санхурхо погиб, когда самолет, на котором он должен был вернуться из Португалии, разбился во время взлета. С этого момента Франко, оттеснивший на второй план генерала Молу, стал единственным и полновластным руководителем мятежа. К 22 июля 1936 г. Испания оказалась разделенной на части. Под контролем республиканцев остались юго-восточные районы, включая Мадрид, Новую Кастилию, Валенсию, Арагон, Каталонию, Астурию и Страну Басков вдоль побережья Бискайского залива в районе Овьедо - Сантандер - Бильбао. В руках националистов, которых вскоре стали называть франкистами, была остальная территория страны - Галисия, Леон, Старая Кастилия, Наварра, Эстремадура, а также испанское Марокко и часть Андалузии, включая Севилью и порт Кадис.
Франко сразу же направил в Германию с просьбой о помощи делегацию из трех человек. 26 июля ее принял Гитлер, который в присутствии Геринга и военного министра Вернера фон Бломберга (Werner von Blomberg) (Родился 02.09.1878 г. в г. Штаргарде (Stargard) в Померании. Участвовал в Первой мировой войне. В 1925-27 гг. фон Бломберг был начальником отдела боевой подготовки министерства рейхсвера, в 1927-29 гг. -начальником войскового управления, фактически выполнявшего функции Генерального штаба, затем в 1929-32 гг. - командующим войсками 1-го военного округа в Восточной Пруссии. В январе 1933 г. фон Бломберг был назначен министром рейхсвера. Фон Бломберг был умным человеком, но в то же время очень подверженным влияниям со стороны. Во времена, когда между рейхсвером и Красной Армией шло активное сотрудничество, фон Бломберг признавался, что стал «почти большевиком». Затем под влиянием своего начальника штаба оберста Вальтера фон Рейхенау (Walther von Reichenau) он так же легко стал симпатизировать нацистам. Вместе с тем фон Бломберг опасался усиления роли нацистов во всех областях. Летом 1934 г. между фон Бломбергом и Гитлером, ставшим канцлером Германии, было заключено секретной соглашение, в котором Гитлер обещал, что руководство армией останется в руках военных и что все законы, касающиеся армии, будут вступать в силу только после подписания их военным министром. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризованную зону, которое было спланировано фон Бломбергом, Гитлер присвоил ему звание генерал-фельдмаршала. 24.07.1937 г. фон Бломберг подготовил отчет, в котором говорилось, что Германии не грозит нападение с чьей-либо стороны. Это противоречило планам Гитлера, и в феврале 1938 г, в результате операции по компрометации фон Бломберга, подготовленной" и проведенной нацистскими спецслужбами, последний подал в отставку и уехал в Италию на остров Капри. После окончания Второй мировой войны фон Бломберг, как один из руководителей и организаторов вермахта, был привлечен к суду Международного военного трибунала в Нюрнберге. Однако он не дожил до конца процесса и в начале 1946 г. Скончался в тюрьме) согласился первоначально отправить в Марокко 20 Ju-52/3m вместе с экипажами. Они должны были помочь Франко перебросить свои части в Испанию.
В конце июля для организации немецкой помощи франкистам был создан особый штаб «W» (Sonderstab W) во главе с генерал-лейтенантом Гельмутом Вилбергом (Helmut Wilberg). Ju-52/3m, вылетевшие из Дессау в г. Тетуан в Марокко, следовали через Италию под видом самолетов транспортных авиакомпаний HISMA (Compania Hispano-Marroqui de Transportes) и ROWAK (Rohstoffe und Waren Einkaufgesellschaft).
Эти компании были специально учреждены для прикрытия немецкой помощи националистам, которая должна была остаться в тайне. Все немецкие пилоты, прибывшие в Испанию, были формально уволены из Люфтваффе, имели испанские имена и носили гражданскую одежду.
С 29 июля до середины октября 1936 г. 20 немецких Ju-52/3m доставили из Марокко в Севилью 13500 солдат и 2691 тонну различных грузов. Это была неоценимая помощь, и затем в 1942 г. Гитлер даже сказал, что Франко за это должен поставить памятник Ju-52.
13 августа 1936 г. немецкие летчики выполнили первое боевое задание. Два Ju-52/3m гауптмана фон Моро (von Moreau) и обер-лейтенанта графа фон Хойоса (von Hoyos) сбросили бомбы на броненосный крейсер «Жаме 1» («Jamie I»), тяжело повредив его. На следующий день и франкистские Ju-52/3m по главе с команданте Франсиско Диасом Трихело (Fransisco Dias Trichelo) нанесли первый бомбовый удар, атаковав южнее Мадрида колонну республиканских войск.
После того как несколько Ju-52/3m были оборудованы вертикальными магазинами для небольших бомб, были сформированы два звена - «Педрос» («Pedros») во главе с гауптманом фон Моро и «Паблос» («Pablos») во главе с обер-лейтенантом Рудольфом Ёстером (Rudolf Joster). Укомплектованные немецкими экипажами, они участвовали в боях в районе Мадрид - Гвадалахара.
12 октября 1936 г. в Испанию прибыли первая партия советского оружия и первые советские военные советники, а 2 ноября в Картахену на кораблях были доставлены и первые советские самолеты (К началу гражданской войны республиканцы располагали 214 устаревшими самолетами, в 1937-39 гг. они смогли построить еще 55 самолетов. В то же время республиканцы получили от дружественных стран 1947 самолетов, в т.ч. 1409 поставил СССР, 85 Франция, 72 США, 72 Голландия, 57 Англия и 47 Чехословакия, но при этом только СССР и Франция предоставили боевые самолеты. 1520 республиканских самолетов были сбиты в воздушных боях, а около 400 уничтожены на земле). В начале ноября на стороне республиканцев началось массовое появление интернациональных бригад (Их общая численность оценивалась в 30 тыс. человек). В этих условиях было решено сформировать для помощи франкистам специальный корпус, получивший название «Легион «Кондор». Его командиром был назначен генерал-майор Хуго Шперле (Hugo Sperrle) (Родился 02.02.1885 г. в г. Людвигсбурге (Ludwigsburg) в 10 км севернее Штутгарта в семье пивовара. Он был человеком большого роста, крепкого телосложения, со свирепым выражением лица. Гитлер говорил о нем и о генерале Вальтере фон Рейхенау как о своих «самых звероподобных генералах». Лицо с тяжелой нижней челюстью и застывшей гримасой в сочетании с внушительными размерами придавало Шперле зловещий вид. С 1903 г. он служил в армии и к 1914г. был уже гауптманом. Во время Первой мировой войны Шперле летал в качестве летчика-наблюдателя. В 1919 г. он стал одним из 180 авиаторов, попавших на службу в четырехтысячный офицерский корпус рейхсвера. В 1928 г. он прошел обучение в летной авиашколе в Липецке в СССР. 01.04.1937 г. Шперле было присвоено звание генерал-лейтенанта, а 01.11.1937 г. - генерала авиации. 31.02.1939 г. он был назначен командующим 3-м воздушным флотом. За успешные действия в районе Дюнкерка Шперле был награжден Рыцарским Крестом, а затем 19.07.1940 г. получил звание генерал-фельдмаршала. С мая 1941 г. штаб 3-го воздушного флота располагался в Париже, где Шперле пристрастился к безделью и шикарной жизни. Альфред Шпеер вспоминал: «Жажда наслаждений и показушничество фельдмаршала росли буквально с каждой секундой и почти соперничали с сибаритством его начальника Геринга». 23.08.1944 г. Гитлер, взбешенный тем, что 3-й воздушный флот не смог оказать серьезного сопротивления союзникам в Нормандии, снял Шперле и до конца войны он находился в резерве. После войны Шперле был осужден как военный преступник, однако 27.10.1948 г. все обвинения с него были сняты. После освобождения он жил в Мюнхене, где и умер 02.04.1953 г.).
15 ноября 1936 г. первые подразделения «Легиона «Кондор» высадились в Кадисе, и немецкие солдаты официально ступили на испанскую землю (Одновременно с «Легионом «Кондор» в Испанию были направлены небольшие подразделения вермахта и кригсмарине, которые соответственно имели названия «Пчеловод» («Imker») и «Северное море» («Nordsee»)). В составе «Легиона» были следующие подразделения:
А/88 -разведывательная эскадрилья,
AS/88 -эскадрилья морских самолетов-разведчиков,
В/88 -рота аэродромного обслуживания,
F/88 - подразделение зенитной артиллерии, включавшее 4 тяжелые и 2 легкие зенитные батареи,
J/88 - истребительная авиагруппа, состоявшая из трех эскадрилий (иногда она увеличивалась до четырех),
К/88 - бомбардировочная авиагруппа, также включавшая три или четыре эскадрильи,
Laz/88 - полевой госпиталь,
Ln/88 - разведывательный отдел,
МА/88 - отдел снабжения,
Р/88 - транспортный отдел,
San/88 - санитарное подразделение,
VB/88 - опытная бомбардировочная эскадрилья:,
VJ/88 - опытная истребительная эскадрилья,
VS/88 - штаб связи с испанскими и итальянскими авиационными частями,
W/88 - метеорологическая служба,
S/88 - штаб.
Первыми в Испанию прибыли три эскадрильи Ju-52/3m из К/88 во главе с майором Робертом Фухсом. Вылетев с аэродрома Грайфсвальд на побережье Балтийского моря и совершив промежуточные посадки в Риме и Мелилье (Melilla) в Марокко, они прибыли на аэродром в Севилья. Оттуда Ju-52/3m из К/88 совершили первые налеты на порты Картахены, Аликанте и Барселоны, куда приходили советские пароходы с грузами для республиканцев. Поскольку быстро выяснилось, что немецкие истребители Не-51 уступают советским И-153 и И-16, налеты «Юнкерсов» были перенесены на темное время суток. Всего в ходе гражданской войны в Испании Ju-52/3m совершили около 5400 боевых вылетов, сбросив 6397 тонн бомб.
В январе - феврале 1937 г. в VB/88 для боевых испытаний прибыли «настоящие» бомбардировщики - Ju-86, Не-111 и Do-17, а летом 1937 г. уже все три эскадрильи К/88 были оснащены бомбардировщиками Не-111В.
В качестве бомбардировщиков в Испании использовались и гидросамолеты Не-59. Эскадрилья AS/88 под командованием гауптмана Ханса Хефеле (Hans Hefele) (В декабре 1937г. вместо него командиром AS/88 был назначен гауптман Мартин Харлингхаузен) имела в своем составе 12 Не-59 и базировалась в Польенса (Pollensa) на острове Мальорка. Ее пилоты совершали налеты на порты Валенсии, Кастельона, Таррагона и Барселоны. По ночам они бомбили железную дорогу, идущую вдоль восточного испанского побережья и бывшую тогда в руках республиканцев. В ночь с 24 на 25 мая 1937 г. Не-59 из AS/88 потопили в порту Альмерия (Almeria) броненосный крейсер «Жаме 1». Всего в ходе боев в Испании было потеряно девять Не-59, а оставшиеся пять после окончания гражданской войны были переданы испанскому флоту.
28 марта 1939 г. «Легион «Кондор» завершил свои боевые действия в Испании - с еще остававшимися очагами сопротивления республиканских частей армия Франко могла справиться сама. 26 мая в порту Виго «Легион» погрузился на немецкие корабли, которые доставили его в Гамбург. Все самолеты и снаряжение были оставлены испанцам. За два с небольшим года «Легион «Кондор» потерял 420 человек, а также 96 самолетов, но при этом только 40 из них в результате действий противника.
В ходе гражданской войны в Испании около 14 тыс. человек летного и наземного персонала Люфтваффе получили бесценный боевой опыт, в боевых условиях были опробованы новые самолеты и тактика действий. Однако из войны в Испании Люфтваффе извлекли не только одни правильные выводы. Именно на основе опыта гражданской войны в Испании в бомбардировочной авиации Люфтваффе был сделан упор на средние бомбардировщики, в то время как разработка стратегических бомбардировщиков была приостановлена. И только уже в ходе Второй мировой войны стало ясно, что это было ошибочное решение.
В связи с гражданской войной в Испании нельзя не упомянуть о городе Герника, расположенном в Стране Басков восточнее Бильбао. Благодаря картине Пабло Пикассо он стал известен на весь мир как символ ужасов войны. По сообщениям республиканцев, 26 апреля 1937 г. во время налета бомбардировщиков из «Легиона «Кондор» в Гернике погибло 1654 и было ранено 889 человек мирного населения. Однако есть много фактов, которые опровергают эти цифры. Что же на самом деле произошло в тот день?
25 апреля 1937 г. франкисты прорвали оборону республиканских войск юго-западнее Бильбао и Герника оказалась в 20 км от их передовых частей. Утром 26 апреля командир К/88 майор Фухс получил приказ разрушить мост, расположенный на окраине Герники, и подъездные пути к нему. Этот мост был очень важен в стратегическом отношении, так как через него республиканские войска получали из Бильбао боеприпасы и необходимое снаряжение. Несколько «волн» Не-111, Do-17 и Ju-52, летевших с севера со стороны Бискайского залива, появились над Герникой. Над городом был 1уман, и бомбардировщики не смогли прицельно сбросить бомбы. Они упа-11 и на окраину города в районе моста, а сам мост уцелел.
Первые сообщения о налете на Гернику, о больших разрушениях и огромных жертвах среди мирного населения появились в лондонской газете «Стар» («Star»). Они были переданы из Испании независимым английским журналистом Джоржем Старом (George L.Steer). Вслед за «Стар» тему ужасного налета на мирный город подхватили другие газеты. Адольф Галланд (Adolf Galland) (Один из самых известных асов Люфтваффе. Прошел путь от рядового пилота до инспектора (командующего) дневной истребительной авиации. Закончил Вторую мировую войну в звании генерал-лейтенанта. Всего на счету Галланда было 104 сбитых самолета, два последних он сбил в апреле 1945 г., летая на реактивном истребителе Ме-262), также участвовавший в войне в Испании, затем в своей книге «Первый и последний» («Die Ersten und die Letzten») писал: «Скоро в мировой печати от Парижа до Нью-Йорка можно было прочесть крупные заголовки — «Подлый налет фашистских пиратов на мирный испанский город», «Открытый город Герника уничтожен бошами» (Обычно «бошами» немцев называли французы. Тут же надо отметить, что Герника никогда не объявлялась открытым городом), «Крик возмущенного человечества - Герника»...»
29 апреля 1937 г. франкистские войска заняли Гернику. Поскольку в сообщениях Стира и до этого часто встречались противоречия и преувеличения, группа западных журналистов решила сама осмотреть Гернику. Спустя пять дней после налета журналисты прибыли в город. Потом они сообщали, что нигде не смогли обнаружить крупных разрушений. Английские военные специалисты, среди которых был известный летчик сэр Арчибальд Джеймс (Archibald James), после посещения Герники установили, что на город упало не более двенадцати легких бомб и что в одной части города нельзя найти следов зажигательных бомб. Их вывод был однозначным - целью налета бомбардировщиков являлся военный объект, т.е. мост, а не сам город.
11 октября 1981 г. в телевизионном интервью бывший капитан республиканских войск Жозеба Элосеги (Joseba Elosegi) рассказывал: «Накануне дня бомбардировки я уже вместе, со своей ротой находился в Гернике... Моя рота понесла тяжелые потери и состояла примерно из 100 человек, из которых во время бомбардировки мы потеряли еще 35... Всего же было приблизительно 250 убитых...». На вопрос телевизионного репортера, знает ли он, что коммунисты объявили более чем о 1500 убитых, Элосеги ответил: «Это число не соответствует действительности, это фальшивка...».
Показателен еще один факт. После окончания Второй мировой войны генерал-фельдмаршал Хуто Шперле, который во время налета на Гернику был командиром «Легиона «Кондор», предстал перед Нюрнбергским международным трибуналом. Левое правительство Страны Басков, находившееся в эмиграции, включило Гернику в список военных преступлений, в которых обвинялся Шперле. Однако международный трибунал отказался рассматривать этот вопрос. Позднее то же самое сделала и комиссия по денацификации, работавшая в Мюнхене (Решениями Потсдамской конференции 1945 г. и постановлением Контрольного совета в Германии (октябрь 1945 г.) о проведении денацификации предусматривались: уничтожение структуры национал-социалистической партии и подконтрольных ей организаций, роспуск всех нацистских государственных учреждений, привлечение к суду лиц, виновных в военных преступлениях, а также активных нацистов, удаление нацистов со всех руководящих постов и т.д.).