Развитие бомбардировочной авиации Люфтваффе в ходе Второй мировой войны
По состоянию на 1 сентября 1939 г. в составе бомбардировочной авиации Люфтваффе находилось:
Тип самолета |
Всего |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
Не-111Р |
351 |
322 |
Не-111Н |
431 |
392 |
Do-17Z |
218 |
203 |
Do-17E |
123 |
119 |
Do-17М |
36 |
33 |
JU-88A-1 |
12 |
12 |
Всего: |
1171 |
1081 |
В течение сентября - декабря 1939 г. в состав Люфтваффе вошли еще пять бомбардировочных групп, оснащенных Не-111. В сентябре были сформированы:
- III./KG26 под командованием майора Виктора фон Лоссберга (Viktor von LoBberg) (Родился 14.03.1904 г. в г. Позене (ныне г. Познань в Польше). Он занимал должность командира H/K.G26 до 30.08.1941 г., а затем был переведен в техническое управление министерства авиации. 17.10.1941 г. майор фон Лоссберг был награжден Рыцарским Крестом. Работая в министерстве авиации, он, в частности, многое сделал для оснащения ночных истребителей новыми типами вооружения. Летом 1943 г. оберст фон Лоссберг предложил использовать для борьбы с английскими ночными бомбардировщиками тактику «Ручной кабан» («Zahme Sau»), которая затем до конца войны активно использовалась ночными истребителями Люфтваффе),
- II./KG1 во главе с майором Бенно Кошем (Benno Kosch) (Родился 12.03.1900 г. в г. Ровересто (Roveresto) в Тироле. 07.09.1940 г. во время налета на Лондон его Не-111 получил тяжелые повреждения, один двигатель вышел из строя. Сам Кош Получил два пулевых ранения в плечо и одно в голову, но все же смог «дотянуть» до своего аэродрома. 01.10.1940г. майор Кош был награжден Рыцарским Крестом. С 01.02.1941 г. по 26.08.1942 г. оберст-лейтенант Кош был командиром KG55),
- I./KG28, которая вместе с уже имевшейся II./KG28 вошла в состав вновь образованной KG28 во главе с оберстом Карлом Ангерштейном (Karl Angerstein) (Родился 04.12.1890 г. в г. Мюльхаузене (Miilhausen) в 47 км северо-западнее Эрфурта. С 18.07.1940 г. по 01.03.1942 г. он был командиром KG1. 02.11.1940 г. Ангерштейн был награжден Рыцарским Крестом. С 26.06. по 06.11.1943 г. генерал-лейтенант Ангерштейн командовал 1-м авиакорпусом (I.Fliegerkorps)).
Затем 18 ноября на аэродроме Кетен (Kothen) в 47 км юго-восточнее Магдебурга была сформирована KGr.100 под командованием майора Генриха Пуша (Heinrich Pusch), a 1 декабря -III./KG55 во главе с майором Хансом Шеммпелем (Hans Schemmpell) (Погиб в 1943 г. на Восточном фронте). В декабре на аэродроме Хойа (Ноуа) в 37 км юго-восточнее Бремена на основе II./KG28 была образована II./KG54.
15 ноября 1939 г. в Грайфсвальде была создана KG30 «Adler» («Орел») под командованием оберст-лейтенанта Вальтера Лёбеля (Walter Loebel) (Родился 23.06.1902 г. в Берлине. Под его командованием KG30 стала одной из самых результативных эскадр в бомбардировочной авиации. В течение 1940 г. пилоты KG30 потопили и тяжело повредили корабли общим тоннажем 663 тыс. брт, и 29.07.1940 г. Лёбель был награжден Рыцарским Крестом). Она стала первой эскадрой Люфтваффе, оснащенной новыми бомбардировщиками Ju-88. В ее состав вошли:
- I./KG30 во главе с гауптманом Похле, которая была сформирована еще 22 сентября на основе I./KG25 на аэродроме Евер (Jever) в 14 км северо-западнее Вильгельмсхафена,
- II./KG30 под командованием гауптмана Клауса Хинкельбейна (Claus Hinkelbein) (Родился 28.12.1909 г. в г. Людвигсбурге. Он занимал должность командира II./KG30 с 01.12.1939 г. до июня 1940 г. 19.06.1940 г. он был награжден Рыцарским Крестом. С 1956 г. Хинкельбейн служил в Бундеслюфтваффе и вышел в отставку в звании генерал-майора), сформированная 1 декабря в Барте,
- III./KG30 во главе с гауптманом Зигфридом Маренхольтцем (Siegfried Mahrenholtz) (Он погиб 09.04.1940 г., когда его Ju-88 был сбит зенитным огнем с английских кораблей у западного входа в пролив Скагеррак), которая также была сформирована в Барте, но уже 1 января 1940 г.
Осенью 1939 г. были созданы и две отдельные бомбардировочные группы. 22 октября в Дивенове (Dievenow) была сформирована KGr.806 во главе с оберст-лейтенантом Вольфгангом фон Вилдом (Wolfgang von Wild), а в ноябре на аэродроме Холтенау (Holtenau) рядом с Килем была сформирована KGr.606 под командованием оберст-лейтенанта Германа Эдерта (Hermann Edert). Первая была вооружена самолетами Не-111J, а вторая — Do-17Z, но затем во второй половине 1940 г. обе группы были оснащены бомбардировщиками Ju-88.
В 1940 г. быстрый рост бомбардировочной авиации продолжался. Были сформированы три группы Do-17Z:
- II./KG76 майора Хилла (Hill),
- I./KG3 оберст-лейтенанта Рудольфа Габельманна (Rudolf Gabelmann)
- III./KG2 майора Вернера Крейбе (Werner Kreibe), две группы Не-111:
- III./KG54 майора Адольфа Хёринга (Adolf Haring),
- KGr. 126 гауптмана Герда Штейна (Gerd Stein),
а также II./KG51 майора Винклера (Winkler), оснащенная Ju-88.
В мае 1940 г. во Франции на аэродроме Бордо-Мериньяк (Bordeaux-Merignac), расположенном недалеко от побережья Бискайского залива, была окончательно сформирована I./KG40 под командованием майора Эдгара Петерсена (Edgar Petersen) (Родился 26.04.1904 г. в Страсбурге. 01.11.1939 г. гауптман Петерсен был назначен командиром вновь формируемой I./KG40. Пилоты его группы потопили у побережья Норвегии в районе Нарвика, в Северном море и у побережья Англии корабли общим тоннажем 103 тыс. брт, а также повредили суда общим тоннажем 25 тыс. брт. 21.10.1940 г. Петерсен был награжден Рыцарским Крестом. 01.04.1941 г. майор Петерсен был назначен командиром KG40 и занимал этот пост до сентября 1941 г. Затем он руководил испытательным центром Люфтваффе в Рехлине). Первая эскадрилья, оснащенная FW-200C, была создана в Бремене еще 1 ноября 1939 г., и вот теперь были сформированы штаб группы, а также вторая и третья эскадрильи.
По состоянию на 10 мая 1940 г. в составе бомбардировочной авиации Люфтваффе находилось:
Тип самолета |
Всего |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
Не-111Р |
343 |
259 |
Не-111Н |
712 |
460 |
Do-17Z |
481 |
374 |
JU-88A-1 |
280 |
135 |
FW-200 |
4 |
2 |
Всего: |
1820 |
1230 |
10 мая 1940 г. немецкие войска вторглись в Голландию и Бельгию. При этом Люфтваффе встретили организованное сопротивление со стороны военно-воздушных сил Бельгии, Голландии, Франции и Великобритании. В течение 10 мая было сбито 304 немецких самолета, в т.ч. 51 Не-111,26 Do-17Z и 18 Ju-88, еще 51 самолет был поврежден. Потери среди экипажей составили 267 человек убитыми, 133 ранеными и 340 пропавшими без вести. Кроме того, погибли и пропали без вести еще 326 человек из состава наземного персонала. Это было самое большое количество потерь за один день боевых действий, которые понесли Люфтваффе за всю Вторую мировую войну. Для сравнения: за всю польскую кампанию с 1 по 27 сентября 1939 г. Люфтваффе потеряли 203 самолета, а потери среди экипажей составили 221 человек убитыми, 133 ранеными и 170 пропавшими без вести.
К 13 августа 1940 г. в составе бомбардировочной авиации Люфтваффе было:
Тип самолета |
Всего |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
Не-111Р |
214 |
168 |
Не-111Н |
402 |
265 |
Do-17Z |
337 |
274 |
JU-88A-1 |
553 |
330 |
FW-200 |
9 |
3 |
Всего: |
1515 |
1040 |
Следующим испытанием для бомбардировочной авиации Люфтваффе стала «битва за Англию», когда только в течение августа 1940 г. было потеряно 278 самолетов: 105 Ju-88,98 Не-111 и 75 Do-17, погибли, пропали без вести и попали в плен 206 пилотов. Всего с 1 июля по 1 октября 1940 г. в боях над Англией Люфтваффе потеряли 1927 самолетов, в т.ч. 873 истребителя Bf-109 и Bf-110, потери среди летного состава достигли 2662 человек.
Активность бомбардировочной и штурмовой авиации Люфтваффе в ходе «битвы за Англию» :
Период |
Число вылетов |
Потери* |
||
дневных |
ночных |
днем |
ночью |
|
01.07. - 07.07.1940г. |
275 |
75 |
18/2 |
-/- |
08.07. - 14.07.1940г. |
400 |
100 |
31/3 |
-/- |
15.07. - 21.07.1940г. |
275 |
100 |
12/5 |
1/- |
22.07. - 04.08.1940г. |
200 |
125 |
22/7 |
2/1 |
05.08. - 11.08.1940г. |
575 |
175 |
26/10 |
1/- |
12.08. - 18.08.1940г. |
1650 |
500 |
134/9 |
1/1 |
19.08. - 25.08.1940г. |
750 |
425 |
44/2 |
2/3 |
26.08. - 01.09.1940г. |
875 |
1050 |
58/20 |
3/1 |
02.09. - 08.09.1940г. |
1225 |
800 |
28/17 |
7/1 |
09.09. - 15.09.1940г. |
975 |
800 |
64/16 |
-/- |
16.09. - 22.09.1940г. |
750 |
1150 |
22/12 |
7/1 |
23.09. - 29.09.1940г. |
1175 |
900 |
18/15 |
5/- |
30.09. - 06.10.1940г. |
575 |
950 |
30/16 |
11- |
Итого: |
9700 |
7150 |
507/134 |
36/8 |
* Первая цифра означает боевые потери, вторая - небоевые.
После тяжелых потерь, понесенных в ходе дневных вылетов в июле - сентябре 1940 г., бомбардировочная авиация сделала основной упор на действия в темное время суток. Начались массированные налеты на крупные английские города. Так, например, вечером 14 ноября в налете на Ковентри участвовало 437 бомбардировщиков, которые сбросили на город 394 тонны фугасных и 56 тонн зажигательных бомб, а также 127 тяжелых авиационных мин. В результате бомбежки в Ковентри погибли 380 человек и еще 800 человек получили ранения.
Активность бомбардировочной авиации Люфтваффе над Великобританией с октября 1940 г. по май 1941г.
Период |
Число вылетов |
Потери |
||
дневных |
ночных |
днем |
ночью |
|
Октябрь 1940г. |
2300 |
5900 |
79 |
23 |
Ноябрь 1940 г. |
925 |
6125 |
65 |
48 |
Декабрь 1940 г. |
650 |
3450 |
24 |
44 |
Январь 1941 г. |
675 |
2050 |
7 |
22 |
Февраль 1941 г. |
500 |
1450 |
9 |
18 |
Март 1941 г. |
800 |
4275 |
8 |
46 |
Апрель 1941 г. |
800 |
5250 |
9 |
58 |
Май 1941 г. |
200 |
3800 |
3 |
55 |
Итого: |
6850 |
32300 |
204 |
314 |
В апреле 1941 г. было завершено формирование KG40, командиром которой был назначен майор Эдгар Петерсен. В ее состав вместе с ранее созданной I./KG40 также вошли:
—II./KG40 под командованием гауптмана Вендта фон Шлиппенбаха (Wendt von Schlippenbach), сформированная 23 марта в Люнебурге,
— III./KG40, которая была создана 24 марта в Бресте на основе I./KG1.
Первоначально обе новые группы были оснащены самолетами Не-111, но затем в течение лета 1941 г. II./KG40 была перевооружена Do-217, a III./KG40 в декабре 1941 г. - июне 1942 г. получила FW-200C.
В марте - апреле 1941 г. состав всех 14 бомбардировочных эскадр, имевшихся на тот момент в составе Люфтваффе, был увеличен до четырех групп. Новые группы были сформированы на основе отдельных учебно-боевых эскадрилий (Erganzungsstaffel), бывших в каждой эскадре. Одновременно две прибрежные авиагруппы (Kustenfliegergruppe, сокр. Ku.Fl.Gr.)- Ku.Fl.Gr. 106 и Ku.Fl.Gr.506, имевшие на вооружении гидросамолеты Не-115, были перевооружены бомбардировщиками Ju-88 и получили обозначения KGr. 106 и KGr. 506.
Это было последнее крупное увеличение числа бомбардировочных авиагрупп Люфтваффе в ходе Второй мировой войны. Все последующие уже создавались на основе имевшихся, за счет чего происходила постоянная ротация обозначений авиагрупп. До конца войны были сформированы еще четыре бомбардировочные эскадры, а также несколько отдельных авиагрупп.
29 ноября 1941 г. на аэродроме Шатр (Chatres) в 83 км юго-западнее Парижа была создана KG 100 под командованием майора Хейнца фон Холлебена (Heinz von Holleben). Эскадра была оснащена самолетами Не-111 и в нее вошли:
- I./KG 100 майора Гельмута Кюстера (Helmut Kuster), сформированная на базе KGr.100 на аэродроме Фридланд (Friedland) в 32 км юго-западнее Франкфурта-на-Одере,
- II./KG 100 майора Хорста Рёблинга (Horst Robling), созданная на основе III./KG26 на аэродроме Сечинск в Белоруссии,
- IV./KG100 гауптмана Энно Русселя (Enno Russell), которая была сформирована в Люнебурге на основе учебно-боевых эскадрилий KGr. 100 и KG28.
II./KG100 под командованием майора Шульца (Schulz) была сформирована только 20 сентября 1942 г. на аэродроме Каламаки (Kalamaki) в Греции.
В мае 1942 г. на аэродроме Динар (Dinard) на побережье Бретани был сформирован штаб KG6, а на аэродроме Бретиньи (Bretigny) юго-восточнее Парижа - Erganzungsstaffel/KG6. 1 сентября были сформированы и все четыре группы эскадры:
- I./KG6 под командованием майора Эрнста-Гюнтера фон Шелиха (Ernst-Gunther von Schelih) была образована на аэродроме Крей (Creil) в 46 км севернее Парижа на основе I./KG77,
- II./KG6 во главе с майором Карлом Шрейнером (Karl Schreiner) была сформирована в Динаре на базе KGr. 106,
- III./KG6 под командованием гауптмана Германа Хогебака была создана в Евпатории в Крыму на основе III./LG1,
- IV./KG6 во главе с гауптманом Генрихом Хеттхеном (Heinrich Hettchen) была сформирована в Ансбахе из Erganzungsstaffel/KG6.
Кроме того, тогда же в составе KG6 были сформированы еще три отдельные эскадрильи - на аэродроме в Бове (Beauvais) была создана 14./KG6 (Занималась испытаниями самолетов-разведчиков дальнего радиуса действий Ju-86P/R. В январе 1943 г. была переименована в 6.(F)/AuklGr. 123), в Шартре на основе Erprobungskommando 17 была образована 15./KG6 (В апреле 1943 г. на ее основе был сформирован штаб I./KG66), и в Сустерберге (Soesterberg) на базе Erprobungskommando 210 была сформирована 16./KG6 (В ней проходили испытания самолеты Ме-210А. Уже в октябре 1942 г. была переименована в 11./ZG1).
KG6 стала первой в Люфтваффе эскадрой самолетов «осветителей целей» («Zielbeleuchter») (Англичане называли такие самолеты «патфиндерами» («Pathfinder»). 15.08.1942 г. в RAF была сформирована специальная авиагруппа «патфиндеров» под командованием Дональда Бенетта (Donald С. Т. Benett). В ее составе было 5 эскадрилий: 7 Sqdn. (PPF) была оснащена «Стерлингами», 35 Sqdn. (PPF) - «Галифаксами», 83 Sqdn. (PPF) - «Ланкастерами», 109 Sdqn. (PPF) - «Москито» и 156 Sqdn. (PPF) - «Веллингтонами». Уже в ночь на 17.08.1942 г. они приняли участие в налете на Эмден. Затем в военно-исторической библиографии термин «патфиндер» получил широкое распространение, и поэтому немецкие «осветители целей» для простоты также стали называть «патфиндерами»), или «патфиндеров», роль которых сначала выполняли Ju-88, а затем Ju-188. В их задачу входило точно выводить группы бомбардировщиков в район цели, для чего на самолетах KG6 была установлена специальная радионавигационная аппаратура. Затем «патфиндеры» должны были обнаружить и обозначить цель специальными сигнальными и осветительными бомбами, чтобы экипажи бомбардировщиков могли провести прицельное бомбометание.
В апреле 1943 г. в Шатре была сформирована еще одна группа «патфиндеров» - I./KG66 во главе с майором Германом Шмидтом (Hermann Schmidt) (Родился 27.08.1910 г. в г. Бузендорфе (Busendorf) в Лотарингии. В 1940-41 гг. обер-лейтенант Шмидт был командиром l./KGr.100. 15.07.1941 г. он был переведен в 6-ю школу слепых полетов (Blindflugschule 6) в Весендорфе (Wesendof) в районе Целле. Шмидт участвовал в разработке и испытаниях новейших навигационных систем. В начале 1943 г. Шмидт был начальником 7-й школы слепых полетов в Радоме, Польша. 20.04.1944 г. после 260 боевых вылетов командир I./KG66 майор Герман Шмидт был награжден Рыцарским Крестом. Затем он служил в Бундеслюфтваффе и в 1968 г. вышел в отставку в звании оберста).
К началу 1944 г. численность бомбардировочной авиации Люфтваффе достигла своего максимума в ходе Второй мировой войны:
Тип самолета |
Количество по состоянию на |
||
01.01.1943г. |
01.06.1943г. |
01.01.1944г. |
|
Ju-88 |
998 |
1224 |
1088 |
Ju-188 |
- |
1 |
82 |
Не-111 |
461 |
760 |
786 |
Не- 177 |
11 |
20 |
181 |
Do-217 |
181 |
284 |
208 |
FW-200 |
67 |
46 |
84 |
Ме-410 |
- |
30 |
80 |
Итого: |
1718 |
2365 |
2509 |
20 февраля 1944 г. на аэродроме в берлинском пригороде Гатов (Gatow) была сформирована последняя бомбардировочная эскадра Люфтваффе - KG200. Ее штаб был создан на основе опытного подразделения Главного командования Люфтваффе (Versuchsverband ObkL). Тогда же на аэродроме Финов (Finow) в 45 км северо-восточнее Берлина на базе авиагруппы «Гартенфельдт» («Gartenfeldt») была сформирована I./KG200, а в мае в Дедельсдорфе (Dedelsdorf) была создана и II./KG200.
Поскольку KG200 предназначалась для выполнения различных специальных заданий, то ее состав был очень разнородным. Штаб был оснащен FW-200 и Ju-188. 1./KG200, совершавшая полеты на большие расстояния, использовала FW-200C, Ju-290A, Ju-252A, Ju-352A и Ar-232. 2./KG200 имела в распоряжении Ju-52, Ju-88, Ju-188, Do-217, а также трофейные В-17 и В-24. Пилоты 3./KG200 летали на гидросамолетах Ar-196, Do-18, Do-24, He-59, He-115, BV-138 и BV-222. 4./KG200 была оснащена различными легкими тренировочными самолетами, в т.ч. Ar-96, Bf-108 и Ви-181. И наконец II./KG200 имела в своем составе Не-111, Не-111Z, Ju-52, Go-242, DFS230 и FW-190F.
В ноябре 1944 г. II./KG200 была переименована в IV./KG200, а «новая» II./KG200 была сформирована на аэродроме Бург (Burg) в 25 км северо-восточнее Магдебурга на основе III./ KG66. И теперь 5./KG200 была оснащена Ju-88S, игравшими роль «патфиндеров», а 6. и 7./KG200 - специальными авиационными комплексами «Мистел».
В первой половине 1944 г. в ходе тяжелых боев бомбардировочная авиация Люфтваффе понесла тяжелейшие потери. Ее численность к 1 июня сократилась в 2,7 раза по сравнению с состоянием на 1 января 1944 г., и даже начало производства новых реактивных самолетов уже не могло исправить ситуацию.
Тип самолета |
Количество по состоянию на |
||
01.06.1944г. |
01.11.1944г. |
01.01.1945г. |
|
Ju-88 |
269 |
271 |
237 |
Ju-188 |
109 |
34 |
42 |
Не-111 |
370 |
215 |
238 |
Не- 177 |
149 |
48 |
44 |
Do-217 |
38 |
- |
- |
Аг-234 |
- |
39 |
53 |
Ме-262 |
- |
80 |
56 |
Mistel |
- |
18 |
200 |
Итого: |
935 |
705 |
870 |
В конце лета - начале осени 1944 г. общая обстановка на фронтах значительно ухудшилась: советские войска и войска союзников подходили к самым границам Третьего рейха, тяжелые бомбардировщики союзников днем и ночью совершали массированные налеты на города Германии. Командованию Люфтваффе теперь приходилось думать не о наступательных действиях, а лишь о том, как защитить собственную территорию. Все усилия немецкой авиапромышленности были сосредоточены на производстве истребителей и новых реактивных самолетов, с помощью которых Люфтваффе еще надеялись изменить ход воздушной войны.
Поэтому было решено переформировать часть бомбардировочных эскадр в эскадры реактивных истребителей-бомбардировщиков Ме-262. Первыми начали переоснащаться KG(J)51 и KG(J)54, которые получили специальную приставку «истребительные». В августе 1944 г. Ме-262 поступили в штабные эскадрильи обеих эскадр, а также в I./KG(J)51 и I./KG(J)54. Затем в течение осени 1944 г. ими были оснащены II./KG(J)51 и III./KG(J)54, а в январе 1945 г. - II./KG(J)54.
В октябре- ноябре 1944 г. начали переформировываться в истребительно-бомбардировочные еще четыре эскадры - KG(J)6, KG(J)27, KG(J)30 и KG(J)55. Все они вошли в состав 9-го авиакорпуса, также получившего приставку «истребительный». Однако из-за нехватки Ме-262 их пилоты вынуждены были осваивать одноместные Bf-109G и FW-190F, и только в апреле 1945 г. штабы KG(J)6 и III./KG(J)6 были оснащены Ме-262А. Процесс переподготовки по различным причинам затянулся, и большинство пилотов из этих эскадр участия в боевых действия больше уже не принимали.
В декабре 1944 г. - январе 1945 г. реактивными бомбардировщиками Аг-234 была оснащена KG76. Она стала первой в мире эскадрой реактивных бомбардировщиков, принимавшей участие в боевых действиях. Первый боевой вылет Аг-234 из KG76 совершили в ночь на 1 января 1945 г., когда четыре самолета во главе с командиром 9./KG76 гауптманом Дитером Лукешом (Dieter Lukesch) (Родился 15.07.1918 г. в местечке Хадерсдорф-Вейтлиген (Hadersdorf-Weitlingen) около Вены. В 1938 г. он вступил в Люфтваффе и в составе KG76 принимал участие в боях в Польше, в Западной Европе и на Восточном фронте. 20.12.1941 г. лейтенант Лукеш был награжден Рыцарским Крестом, а 10.10.1944 г. уже гауптман Лукеш получил Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту (Nr.620). С осени 1944 г. он летал на Аг-234В-2. Всего в ходе войны Лукеш совершил 430 боевых вылетов, на его счету было 12 потопленных судов. После войны Лукеш работал в авиакомпании «Люфтганза», став командиром «Боинга-707». 01.08.1973 г. он вышел на пенсию) сбросили бомбы на Брюссель и Льеж.
Последней же авиагруппой бомбардировочной авиации Люфтваффе, сформированной в ходе Второй мировой войны, стала III./KG200. Она была создана 10 января 1945 г. на аэродроме Берлин-Штаакен (Berlin-Staaken) на базе I./SG5 и полностью оснащена истребителями-бомбардировщиками FW-190F.
К 12 апреля 1945 г. в бомбардировочной авиации осталось 305 самолетов, но только 205 из них были в пригодном для полетов состоянии.
Тип самолета |
Всего |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
Ju-88 и Ju-188 |
142 |
103 |
Не-111 |
106 |
81 |
Аг-234 |
17 |
5 |
Ме-262 |
16 |
4 |
Mistel |
24 |
12 |