«Хейнкели» и «оружие возмездия № 1»
Руководство Третьего рейха возлагало большие надежды на так называемое оружие возмездия (Vergeltungswafie), с помощью которого оно надеялось изменить весь ход Второй мировой войны. В Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море был создан секретный исследовательский центр, где под руководством Вернера фон Брауна (Werner von Braun) (Родился 23.03.1912 г. в г. Вирзице (ныне г. Выжиск в Польше). Учился в Цюрихском и Берлинском технологических институтах, а также в Берлинском университете. В 1937 г. фон Браун стал одним из руководителей центра в Пенемюнде. Он был главным конструктором V-2. После окончания Второй мировой войны фон Браун уехал в США, где продолжил работать в области ракетостроения) велись работы по созданию ракетного оружия. «Оружие возмездия № 1», или «Фау-1» (Vergeltungswaffe Eins, сокр. V-1), представляло собой крылатую ракету Fieseler Fi-103 (Длина - 7,9 м, размах крыльев -5,3м, высота -1,55м, диаметр фюзеляжа - 0,84 м, стартовая масса - 2180 кг (в т.ч. 850 кг боезаряд и 515 кг топливо). Была оснащена ракетным двигателем Argus As 014 и развивала максимальную скорость 645 км/ч. Дальность полета составляла от 240 до 370 км), а «оружие возмездия № 2», или «Фау-2» (Vergeltungswaffe Zwei, сокр. V-2), было баллистической ракетой (Имела длину около 15 метров, вес 13 тонн и могла доставить боеголовку массой около одной тонны на расстояние 500 км).
В конце 1943 - начале 1944 г. в Северной Франции было построено свыше ста стартовых площадок для V-1, которые обслуживал специально сформированный 155-й зенитный полк (Flakregiment 155) под командованием оберста Вахтеля (Wachtel). В ночь с 12 на 13 июня 1944 г. по Лондону было выпущено 10 первых ракет V-1, из них Англии достигли только четыре, а на Лондон упала вообще одна (Первый боевой пуск V-2 был произведен утром 08.09.1944 г. с базы в Голландии. Ракета была выпущена по Парижу, а в 18.40 того же дня первая V-2 упала и на Лондон. Последняя V-2 упала на территории Англии в 16.45 27.03.1945 г. в графстве Кент. Всего же по Англии было выпущено 1115 ракет V-2, в т.ч. 500 по Лондону, в результате их взрывов погибли 2855 человек и 6268 получили ранения). Количество ракет, которыми обстреливался Лондон, быстро возрастало, и к концу июня ежедневно запускалось уже от 120 до 190 ракет.
Всего до 1 сентября 1944 г. было проведено 8617 пусков V-1, из них 6725 прошли удачно и ракеты легли на нужный курс. 3463 V-1 были сбиты английскими истребителями, зенитной артиллерией или были уничтожены аэростатными заграждениями. Цели достигли только 3262 V-1, из которых 2340 взорвались на территории Лондона (Вообще же последняя V-1 была выпущена по Лондону 29.03.1945 г., а всего на город упало 2419 таких ракет).
После того как войска союзников захватили основные стартовые позиции ракет V-1, находившиеся во Франции, командование Люфтваффе решило использовать в качестве воздушной платформы для их запуска бомбардировщики Не-111Н-15, 20. Для этого была выбрана KG53 под командованием оберст-лейтенанта Фритца Покрандта (Fritz Pockrandt) (С 10.10. по 30.11.1940 г. гауптман Покрандт был командиром 6./KG53, а затем до 10.04.1942 г. командиром 9./KG53. С 11.04.1942 г. по 13.04.1943 г. майор Покрандт занимал должность командира I./KG53, а затем он был назначен командиром всей KG53).
В течение августа - сентября 1944 г. экипажи и техники KG53 прошли специальную подготовку в Пенемюнде. В октябре штаб эскадры и!1./КО53 под командованием майора Герберта Виттманна (Herbert Wittmann) (Родился 03.01.1914 г. в г. Дёллнитце (Dollnitz). В составе «Легиона «Кондор» Виттманн участвовал в войне в Испании. 01.07.1939 г. обер-лейтенант Виттманн был назначен командиром штабной эскадрильи ICG53. 26.07.1941 г. во время перелета в Минск его Не-111Н «A1+GA» столкнулся с Не-111Н «А1+СА» фельдфебеля Хёсслера (Haussler). Виттманн со своим экипажем успел выпрыгнуть на парашютах, а весь экипаж Хёсслера погиб. 14.10.1941 г. в районе Орла его Не-111 был подбит советской зенитной артиллерией и Виттманн вместе с экипажем был вынужден выпрыгнуть на парашюте. Спустя 10 часов Виттманн смог выйти к шоссе, по которому шли немецкие части. Интересно, что провела туда Виттманна русская крестьянка, добровольно вызвавшаяся быть его проводником. 23.11.1941 г. гауптман Виттманн был награжден Рыцарским Крестом. Вскоре он получил тяжелое ранение и после излечения в течение года служил в 4-й авиашколе в Фюрстенфельдбрукке (Fiirstenfeldbruck) в 20 км западнее Мюнхена. Только 25.05.1943 г. он был назначен командиром II./KG53 и продолжил боевые вылеты. 11.02.1945 г. после 467 боевых вылетов майор Виттманн был награжден RK-EL (Nr.735). На его счету было 30 уничтоженных железнодорожных составов, 16 железнодорожных мостов, 10 танков и две потопленные канонерские лодки. Затем Виттманн служил в Бундеслюфтваффе и вышел в отставку в звании оберста) прибыли на аэродром Бад-Цвишенан (Bad Zwischenahn) в 12 км северо-западнее Ольденбурга. I/KG53 (Сформирована 09.09.1944 г. на базе III./KG3, а «старая» I./KG53 в тот же день была распушена) во главе с майором Карлом Рауэром (Karl Rauer) (Родился 07.08.1913 г. в г. Линце в Австрии. Первоначально служил в австрийских ВВС и после аншлюса Австрии перешел в Люфтваффе. 14.02.1942 г. гауптман Рауэр был назначен командиром 1./KG53, а 17.04.1943 г. - командиром I./KG53.29.02.1944 г. майор Рауэр был награжден Рыцарским Крестом. На его счету было 30 танков, 2 железнодорожных моста, 5 зенитных батарей, 7 хранилищ топлива и 2 склада с боеприпасами, а также 17 самолетов, уничтоженных на земле. По некоторым данным, он погиб в 1945 г.) разместилась на аэродромах Альхорн (Ahlhorn) и Фехта (Vechta) южнее Ольденбурга, а III./KG53 под командованием майора Эмиля Аллмендингера (Emil Allmendinger) (С 01.09.1940 г. по декабрь 1941 г. гауптман Аллмендингер был командиром 1./KG53, а 24.06.1943 г. он был назначен командиром III./KG53) перебазировалась севернее в Шлезвиг-Гольштейн - на аэродромы в Шлезвиге, Леке и Эггебеке.
Истребительная авиация союзников имела подавляющее численное превосходство, и, чтобы иметь хоть какой-нибудь шанс на успех, бомбардировщики совершали боевые вылеты на пуски ракет только ночью. Не-111 летели над морем на высоте не более 50 метров, ниже зоны действия английских радаров. V-1 была подвешена между фюзеляжем и правым или левым двигателем. Примерно на расстоянии 70 км от Лондона «Хейнкели» поднимались на высоту 500 метров и сбрасывали V-1. Через несколько секунд включался ракетный двигатель и ракета, разогнавшись приблизительно до скорости 600 км/ч, набирала высоту 1500 метров. Сразу же после сброса Не-111 разворачивались и на предельно малой высоте возвращались обратно. Общая продолжительность вылетов на пуск V-1 в зависимости от места базирования «Хейнкелей» составляла от трех до пяти часов.
Для точного определения точки пуска использовался радиомаяк, установленный на острове Тексел у побережья Голландии. Расстояние от него до Лондона было точно известно.
Во время пролета над Текселом пилоты включали специальный прибор, который начинал отсчитывать оставшееся расстояние до точки пуска. На V-1 также был установлен подобный прибор, который уже отсчитывал расстояние от точки пуска до центра Лондона. Когда расстояние уменьшалось до нуля, срабатывали рули, и ракета под определенным углом падала на город. При правильно учтенных направлении и скорости ветра V-1 должны были падать в радиусе 25 км от центра цели.
Первый боевой вылет KG53 на пуск V-1 прошел без потерь, поскольку англичане просто не ожидали, что немецкие бомбардировщики снова могут появиться над устьем Темзы. Однако затем англичане быстро вычислили район пуска ракет и сосредоточили там большое число кораблей с мощной зенитной артиллерией. По всему маршруту полета «Хейнкели» караулили английские ночные истребители, оснащенные бортовыми радарами. Потери KG53 начали быстро расти, один за другим гибли экипажи, на счету которых были сотни боевых вылетов на Восточном фронте. Особенно угнетающе на психику пилотов действовало то обстоятельство, что теперь у немцев в Северном море не было никакой спасательной службы и в случае посадки на воду экипажам Не-111 было просто не на что рассчитывать.
Командир II./KG53 майор Виттманн потом вспоминал: «Начиная с октября мы выполняли пуски V-1 по территории Англии. По особому приказу Гитлера прежде всего обстреливался район Лондона. Успех этих обстрелов мне не известен, но потери, которые мы понесли во время этих вылетов до января 1945 г., были просто катастрофичными. Англичане повсюду в Северном море имели крейсера ПВО и еще больше ночных истребителей. Последние преследовали нас до самой посадки, и некоторые экипажи сбивались прямо над собственным аэродромом». Так, например, во время захода на посадку на аэродром Шлезвиг английским ночным истребителем был сбит Не-111 командира 7./KG53 гауптмана Зигфрида Йессена (Siegfried Jessen). Экипажу удалось спастись, в последний момент выпрыгнув на парашютах.
Основной целью V-1, запускаемых с «Хейнкелей» KG53, был Лондон, и лишь 24 декабря 1944 г. ракеты были выпущены по Манчестеру. В ночь на 5 января 1945 г. пилотами KG53 был проведен последний пуск V-1.
Всего же с Не-111 из KG 53 было выпущено 1200 V-1, из них только 638 пересекли линию побережья Англии. 331 ракета была сбита английской зенитной артиллерией и 72 истребителями. Из оставшихся 235 V-1 лишь 66 упали на Лондон.