Организационная структура бомбардировочной авиации
Базовой единицей бомбардировочной авиации было звено из трех самолетов (Ketten) Командир звена (Kettenfuhrer) обычно имел звание от унтер-офицера до лейтенанта.
Следующей организационной ступенью была эскадрилья (Staffel), по штату состоявшая из 12 самолетов. Командир эскадрильи (Staffelkapitan, иногда использовалось наименование Staffelfuhrer) обычно имел звание лейтенанта или обер-лейтенанта, реже гауптмана.
Три эскадрильи составляли группу (Gruppe). Командир группы (Gruppenkommandeur), как правило, был в звании гауптмана или майора. Самолеты командира группы и офицеров его штаба (Gruppenstab) составляли отдельное штабное звено (Stabsschwam). Соответственно штатная численность группы составляла 40 самолетов.
Первоначально бомбардировочные эскадры (Geschwader) включали три группы, но весной 1941 г. их состав был увеличен до четырех групп. Кроме того, в каждой эскадре была штабная эскадрилья, а также могли быть другие отдельные эскадрильи, например специализировавшиеся на атаках железных дорог (Eisenbahnkampfstaffel). Эскадра имела по штату около 130 самолетов. Командир эскадры (Geschwaderkomirodore или просто Kommodore) обычно имел звание майора, оберег-лейтенанта или оберега.
Номера эскадрилий обозначались арабскими цифрами от 1 до 14, а номера групп римскими - с I по IV. В первую группу входили 1, 2 и 3-я эскадрильи, во вторую - 4, 5, 6-я и т.д. Обозначение эскадрильи или группы состояло из своего номера, сокращенного названия типа эскадры и ее номера. Так, например, 1./KG1 означало - 1-я эскадрилья 1-й бомбардировочной эскадры, III./KG54 — 3-я группа 54-й бомбардировочной эскадры, a KG2 - 2-я бомбардировочная эскадра. Штабные звенья групп и эскадр имели обозначения - Stab I./KG4, Stab./KG55.
Следующими ступенями в структуре Люфтваффе были авиационная дивизия (Fliegerdivision) и авиационный корпус (Fliegerkorps). Они создавались по территориальному признаку и потому не имели постоянного состава. Они осуществляли оперативное руководство действиями бомбардировщиков в определенном районе, и командиры эскадр сохраняли полную тактическую самостоятельность. Количество авиадивизий, авиакорпусов и различных командований Люфтваффе не было постоянным. В ходе войны некоторые из них были распущены или, наоборот, вновь сформированы, в зависимости от конкретных задач и обстановки на фронтах.
Авиадивизии, авиакорпуса и различные командования подчинялись авиационным командованиям Люфтваффе, создававшимся по территориальному признаку, в зависимости он конкретных задач, и имевшим соответственное название. Например, авиационное командование «Кавказ» (Luftwaffenkommando Kaukasus), которое было сформировано 25.11.1942 г. в Пятигорске на основе 1-го зенитного корпуса (I.Flakkorps) и основной задачей которого была организация поддержки с воздуха немецких частей на Кавказе.
Высшей ступенью в организационной структуре Люфтваффе был воздушный флот (Luftflotte). Командующий воздушным флотом имел звание генерал-оберста или генерал-фельдмаршала. Первоначально в Люфтваффе было пять воздушных флотов, но в дополнение к ним в 1943 г. был сформирован один, а в 1944 г. еще два флота. В течение 1941-45 гг. каждый из них действовал на определенном театре военных действий:
-1-й воздушный флот прикрывал северный фланг Восточного фронта,
- 2-й воздушный флот сначала действовал на центральном участке Восточного фронта, а с 1942 г. в районе Средиземного моря,
- 3-й воздушный флот контролировал территорию Германии и Франции,
- 4-й воздушный флот прикрывал южный фланг Восточного фронта,
- 5-й воздушный флот действовал на севере, включая Норвегию и Финляндию,
- 6-й воздушный флот, сформированный в 1943 г., действовал на центральном участке Восточного фронта,
- 10-й воздушный флот был сформирован в 1944 г., и в его состав вошли все учебные эскадры Люфтваффе,
- воздушный флот «Рейх», также сформированный в 1944 г., отвечал за ПВО Германии.