Организационная структура бомбардировочной авиации

 

Базовой единицей бомбардировочной авиации было звено из трех самолетов (Ketten) Командир звена (Kettenfuhrer) обыч­но имел звание от унтер-офицера до лейтенанта.

Следующей организационной ступенью была эскадрилья (Staffel), по штату состоявшая из 12 самолетов. Командир эскадрильи (Staffelkapitan, иногда использовалось наименование Staffelfuhrer) обычно имел звание лейтенанта или обер-лейтенанта, реже гауптмана.

Три эскадрильи составляли группу (Gruppe). Командир группы (Gruppenkommandeur), как правило, был в звании гауптмана или майора. Самолеты командира группы и офицеров его штаба (Gruppenstab) составляли отдельное штабное звено (Stabsschwam). Соот­ветственно штатная численность группы составляла 40 самолетов.

Первоначально бомбардировочные эскадры (Geschwader) вклю­чали три группы, но весной 1941 г. их состав был увеличен до четы­рех групп. Кроме того, в каждой эскадре была штабная эскадрилья, а также могли быть другие отдельные эскадрильи, например спе­циализировавшиеся на атаках железных дорог (Eisenbahnkampfstaffel). Эскадра имела по штату около 130 самолетов. Командир эскадры (Geschwaderkomirodore или просто Kommodore) обычно имел звание майора, оберег-лейтенанта или оберега.

Номера эскадрилий обозначались арабскими цифрами от 1 до 14, а номера групп римскими - с I по IV. В первую группу входили 1, 2 и 3-я эскадрильи, во вторую - 4, 5, 6-я и т.д. Обо­значение эскадрильи или группы состояло из своего номера, сокращенного названия типа эскадры и ее номера. Так, напри­мер, 1./KG1 означало - 1-я эскадрилья 1-й бомбардировочной эскадры, III./KG54 — 3-я группа 54-й бомбардировочной эскад­ры, a KG2 - 2-я бомбардировочная эскадра. Штабные звенья групп и эскадр имели обозначения - Stab I./KG4, Stab./KG55.

Следующими ступенями в структуре Люфтваффе были авиаци­онная дивизия (Fliegerdivision) и авиационный корпус (Fliegerkorps). Они создавались по территориальному признаку и потому не имели постоянного состава. Они осуществляли оперативное руководство действиями бомбардировщиков в определенном районе, и командиры эскадр сохраняли полную тактическую самостоятельность. Ко­личество авиадивизий, авиакорпусов и различных командований Люфтваффе не было постоянным. В ходе войны некоторые из них были распущены или, наоборот, вновь сформированы, в зави­симости от конкретных задач и обстановки на фронтах.

Авиадивизии, авиакорпуса и различные командования подчи­нялись авиационным командованиям Люфтваффе, создававшимся по территориальному признаку, в зависимости он конкретных за­дач, и имевшим соответственное название. Например, авиацион­ное командование «Кавказ» (Luftwaffenkommando Kaukasus), ко­торое было сформировано 25.11.1942 г. в Пятигорске на основе 1-го зенитного корпуса (I.Flakkorps) и основной задачей которого была организация поддержки с воздуха немецких частей на Кавказе.

Высшей ступенью в организационной структуре Люфтваф­фе был воздушный флот (Luftflotte). Командующий воздушным флотом имел звание генерал-оберста или генерал-фельдмарша­ла. Первоначально в Люфтваффе было пять воздушных фло­тов, но в дополнение к ним в 1943 г. был сформирован один, а в 1944 г. еще два флота. В течение 1941-45 гг. каждый из них действовал на определенном театре военных действий:

-1-й воздушный флот прикрывал северный фланг Восточного фронта,

- 2-й воздушный флот сначала действовал на центральном уча­стке Восточного фронта, а с 1942 г. в районе Средиземного моря,

- 3-й воздушный флот контролировал территорию Герма­нии и Франции,

- 4-й воздушный флот прикрывал южный фланг Восточного фронта,

- 5-й воздушный флот действовал на севере, включая Норвегию и Финляндию,

- 6-й воздушный флот, сформированный в 1943 г., действовал на центральном участке Восточного фронта,

- 10-й воздушный флот был сформирован в 1944 г., и в его состав вошли все учебные эскадры Люфтваффе,

- воздушный флот «Рейх», также сформированный в 1944 г., отвечал за ПВО Германии.