Начало
28 июня 1919 г. был заключен Версальский договор, который подвел итоги Первой мировой войны. С одной стороны его подписали США, Великобритания, Франция, Италия, Япония и страны, бывшие их союзниками, а с другой - Германия, проигравшая войну. Конкретные условия договора были выработаны после длительных переговоров на Парижской мирной конференции в 1919-20 гг.
Версальский договор вступил в силу 10 января 1920 г. после того, как его ратифицировали Германия и четыре главные союзные державы - Великобритания, Франция, Италия и Япония. Сенат США отказался ратифицировать договор из-за нежелания связывать себя участием в Лиге Наций. Вместо этого в августе 1921 г. между США и Германией был заключен отдельный договор, повторявший текст Версальского договора, но уже не содержавший упоминаний о Лиге Наций.
По условиям Версальского договора большая часть территории Германии отходила странам-победительницам и их союзникам, создавалась Рейнская демилитаризованная зона. Численность рейхсвера ограничивалась ста тысячами человек, а офицерский корпус не мог превышать четырех тысяч, обязательная воинская повинность отменялась. Большая часть военно-морского флота подлежала передаче союзникам в счет репараций. К концу Первой мировой войны Германия обладала приблизительно двадцатью тысячами самолетов, из которых 2400 были бомбардировщиками, истребителями и разведчиками. Согласно Версальскому договору, 15 тысяч самолетов и 27 тысяч авиационных двигателей также передавались странам-победительницам. Отныне Германии запрещалось иметь военную авиацию. В течение шести месяцев после подписания договора немецкой авиационной промышленности запрещалось производить или импортировать самолеты и запчасти к ним.
Условия Версальского договора были унизительны для Германии и на фоне общих экономических проблем вызывали сильное недовольство населения. В конечном итоге именно они создали благоприятную почву для быстрого роста идей национал-социализма.
Однако военные круги Германии не оставили мысли о воссоздании боевой авиации. 15 июня 1920 г. начальником военного управления (Truppenamt), которое, по существу, выполняло функции Генерального штаба рейхсвера, стал генерал-оберст Ханс фон Зеект (Hans von Seekt) (Родился 22.04.1866 г. в Силезии. В 1885 г. он вступил в 1-й гренадерский полк, которым командовал его отец. К началу Первой мировой войны фон Зеект имел уже звание оберег-лейтенанта и служил в Берлине в штабе 1-го корпуса. 27.01.1915 г. ему было присвоено звание оберега. За время службы он показал себя способным офицером, хорошо осознающим политическое значение военных проблем. Фон Зеект, будучи очень аккуратным, пунктуальным и невозмутимым человеком, получил в армейских кругах прозвище «Сфинкс с моноклем». Фон Зеект регулярно подвергался нападкам как со стороны нацистской прессы, так и со стороны проправительственных газет. 08.10.1926 г. он был снят с должности и отправлен в отставку. Формальным поводом послужил приказ фон Зеекта, разрешавший дуэли между офицерами рейхсвера. В 1930-32 гг. он был депутатом рейхстага, а затем в 1934-35 гг. - военным советником китайского генералиссимуса Чан Кайши. Умер фон Зеект 29.12.1936 г. в Берлине). Он отлично понимал значение военной авиации и знал, что в будущем она несомненно вновь понадобится Германии.
Внутри рейхсвера фон Зеект создал Центральный авиационный комитет (Fliegerzentrale), в который вошли 180 офицеров, служивших во время Первой мировой войны в военной авиации. Его основной задачей было составление отчетов, подробно анализировавших все аспекты воздушной войны. Среди офицеров комитета были Вальтер Вефер (Walter Wever), ставший затем первым начальником Генерального штаба Люфтваффе, а также Гельмут Фельми (Helmut Felmy), Хуго Шперрле (Hugo Sperrle), Альберт Кессельринг (Albert Kesselring) и Юрген Штумпф (Jurgen Stumpff) (С 01.09.1933 г. по 31.05.1937 г. он был начальником управления личного состава министерства авиации. С 01.06.1937 г. по 31.01.1939 г. Штумпф занимал должность начальника Генерального штаба Люфтваффе. 01.08.1937 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а 01.11.1938 г. - звание генерала авиации. С 12.01. по 10.05.1940 г. Штумпф был командующим 1-м воздушным флотом, а затем до 06.11.1943 г. командующим 5-м воздушным флотом. 19.07.1940 г. он получил звание генерал-оберста. С 09.02.1944 г. и до конца войны Штумпф занимал должность командующего воздушным флотом «Рейх» (Luftflotte Reich)), занявшие впоследствии должности командующих воздушными флотами Люфтваффе.
14 апреля 1922 г. союзники все же сняли запрет на производство в Германии самолетов. При этом были четко оговорены технические характеристики, которые немецкие самолеты не могли превышать. Максимальная скорость была ограничена 177 км/ч (110 миль/ч), потолок 4876 метрами (16 тысяч футов), дальность полета 274 км (170 миль). По мнению союзников, такие ограничения должны были воспрепятствовать разработке в Германии военных самолетов. Соблюдение этих требований контролировалось специальной военной комиссией союзников.
Тем не менее были два сектора немецкой авиации, которые могли спокойно развиваться даже под контролем союзников. Первым из них был планерный спорт. Ответственным за это направление фон Зеект назначил гауптмана Курта Штудента (Kurt Student) (Родился в 1890 г. С 1910 г. он служил в рейхсвере. В 1913 г. Штудент был направлен в военную авиашколу и затем в ходе Первой мировой войны летал в составе Jasta 9 и Jagdgruppe 3. В 1933 г. он был назначен начальником технической школы в Йютербог-Дамм. С августа 1935 г. по октябрь 1936 г. Штудент возглавлял испытательный центр Люфтваффе, расположенный на аэродроме Рехлин (Rechlin) в 44 км юго-западнее Нойбранденбурга. Он стал одним из создателей немецких парашютно-десантных частей. 01.04.1938 г. Штуденту было присвоено звание генерал-майора и он был назначен командиром 3-й авиадивизии. 04.07.1938 г. он стал инспектором (командующим) парашютно-десантных частей Люфтваффе. 01.09.1939 г. Штудент был назначен командиром 7-й авиадивизии, сохранив при этом за собой пост инспектора парашютно-десантных частей. 01.01.1940 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а уже 29.05.1940 г. - звание генерала авиации. 14.05.1940 г. он был ранен ив течение полугода находился в госпитале. С 01.01.1941 г. по 01.03.1944 г. Штудент командовал 11-м авиакорпусом. Затем на основе корпуса была сформирована 1-я парашютно-десантная армия (1.Fallschirm-Armee) и Штудент занял пост командующего. 13.07.1944 г. ему было присвоено звание генерал-оберста. С 07.11.1944 г. по 25.01.1945 г. он был командующим группой армий «Н» (Heeresgruppe H). Затем до конца войны Штудент снова занимал должность командующего 1-й парашютно-десантной армией) из Центрального авиационного комитета, который одновременно возглавлял полусекретный технический авиационный отдел (Technisches Amt Luft) в управлении вооружений рейхсвера (Heerewaffen-amt). Он сделал все возможное, чтобы поддержать и развить в Германии интерес к полетам на планерах.
Штудент, участвовавший в Первой мировой войне в качестве летчика-истребителя, смог получить поддержку среди бывших военных пилотов и уже летом 1921 г. на склонах гор в районе г. Герсфельда (Gersfeld), в 94 км северо-восточнее Франкфурта-на-Майне, прошли первые соревнования по планерному спорту. Они стали первой искрой, пробудившей массовый интерес к спортивной авиации, и в Германии быстрыми темпами начала создаваться целая сеть планерных клубов.
Вторым сектором была гражданская авиация, которая продолжала развиваться быстрыми темпами. В 1921 г. профессор Хуго Юнкере (Hugo Junkers) (Родился 03.02.1859 г. В 1895 г. он основал в г. Дессау, в 52 км юго-восточнее Магдебурга, компанию «Юнкере» по производству газовых котлов и вентиляционного оборудования. В 1909 г. он увлекся проектированием самолетов. В 1915 г. он построил самолет F1, который стал первым в мире цельнометаллическим самолетом, а 25.06.1919 г. в воздух поднялся и F13. Умер профессор Хуго Юнкере в 1935 г.), который до этого разработал и построил шестиместный цельнометаллический самолет F13, основал собственную авиационную транспортную компанию Junkers-Luftverkehrs AG. Эта компания совершала перелеты в Китай, которые, кроме коммерческой выгоды, давали еще и очень ценный опыт для будущего развития дальних бомбардировщиков. Чтобы обойти ограничения союзников, позднее производство самолетов «Юнкере» было организовано на заводах в Лимхамме (Limhamm) в Швеции, в подмосковных Филях в СССР и в г. Ангора (Angora) в Турции.
В 1922 г. Эрнст Хейнкель (Ernst Heinkel) (Родился 24.01.1888 г. В 1911 г. он окончил Высшую техническую школу в Штутгарте и тогда же построил свой первый самолет. Спустя два года Хейнкель был уже главным конструктором фирмы «Альбатрос» («Albatros»), а в 1914 г. перешел на фирму «Ганза Бранденбург» («Hansa Brandenburg Flugzeugwerke»). За годы Первой мировой войны Хейнкель спроектировал более 30 типов самолетов, которые широко применялись в немецкой и австро-венгерской армиях. В 1922-45 гг. фирмой «Хейнкель» было спроектировано более ста типов самолетов, многие из которых строились большими сериями. В 1950 г. Хейнкель снова возглавил самолетостроительную фирму. Умер Эрнст Хейнкель в 1958 г.) в городке Варнемюнде (Warnemunde), расположенном на побережье Мекленбургской бухты в нескольких километрах севернее Ростока, основал собственную авиационную компанию. В том же самом году во Фридрихсхафене на берегу Боденского озера на основе старого завода фирмы «Цеппелин» («Zeppelin») собственную фирму создал и доктор Клаудиус Дорнье (Claudius Dornier) (В 1910 г. работал в компании «Цеппелин»). Гидросамолеты «Дорнье» тоже изготавливались на иностранных авиазаводах: в швейцарском Альтенрхейме (Altenrheim), в итальянской Пизе, в японском Кобе и в голландском Папендрехте (Papendrecht).
В 1924 г. профессор Генрих Фокке (Heinrich Fokke) (Родился 08.10.1890 г. В декабре 1908 г. он вместе со своим старшим братом Вильгельмом запатентовал проект самолета с толкающим винтом. В 1909 г. братья Фокке встретились с Георгом Вульфом и в 1912 г. построили свой первый совместный самолет А5) и Георг Вульф (Georg Wulf) (Погиб 29.12.1927 г., когда самолет F19, который он пилотировал, потерпел аварию) учредили в Бремене самолетостроительную компанию «Фокке-Вульф» (Focke-Wulf Flugzeugbau). Спустя еще два года, в 1926 г., в Аугсбурге была создана фирма Bayerische Flugzeugwerke, которая затем в 1938 г. была преобразована в фирму «Мессершмитт» (Messerschmitt AG).
Поэтому, когда в 1926 г. союзники практически сняли все ограничения, связывавшие производство гражданских самолетов, оказалось, что Германия уже обладает высокоэффективной авиационной промышленностью. Она позволяла вести производство самолетов такими быстрыми темпами, которые тогда не могла позволить себе ни одна другая страна в Европе.
Свой вклад в создание основы для будущих Люфтваффе внесли сначала Советская Россия, а потом и Советский Союз. 16 апреля 1922 г. в Рапалло между Советской Россией и Германией был подписан договор. Согласно ему Германия полностью освобождалась от репараций в пользу России, которые той полагались, как одной из стран, воевавших в Первой мировой войне против кайзеровской Германии. Можно смело утверждать, что, если бы Советская Россия тогда потребовала выплаты репараций, на чем, кстати, настаивали Англия и Франция, это самым серьезным образом сказалось бы на экономическом положении Германии, и она вряд ли бы затем смогла такими быстрыми темпами восстановить свою военную промышленность.
После ратификации Рапальского договора между Германией и Советской Россией был заключен ряд секретных военных соглашений. В частности, Советская Россия согласилась предоставить Германии несколько аэродромов на своей территории для проведения испытаний немецких самолетов. В обмен на это Германия обязалась передать часть своих авиационных технологий, а также организовать обучение советских пилотов и техников.
Немецкое военное присутствие в Советской России началось и 1923 г., когда в Москве была открыта миссия связи рейхсвера. Советская сторона первоначально предложила использовать аэродром в Одессе, но немцы отказались, поскольку он был расположен слишком близко к границе. В конце концов было найдено место, которое устроило обе стороны и которое было хорошо спрятано от глаз союзной контрольной комиссии. Этим местом стал Липецк, где уже размещалась советская авиашкола.
15 апреля 1925 г. было подписано секретное соглашение об организации в Липецке курсов по подготовке немецких пилотов, а также испытательного центра. Уже 28 мая из Штеттина в Ленинград на борту немецкого корабля были доставлены 50 истребителей Fokker D.XIII. По документам они числились почтовыми самолетами, и все надписи в их кабинах были на испанском языке, так как они якобы предназначались на экспорт в Латинскую Америку.
В течение лета 1925 г. в Липецке были построены две взлетно-посадочных полосы, несколько ангаров, ремонтные мастерские, современный стенд для испытаний авиадвигателей, казармы, здание администрации курсов, лазарет и железнодорожная ветка, соединявшая аэродром с железнодорожной станцией Липецк. Содержание всего этого хозяйства ежегодно обходилось Германии в два миллиона марок.
Секретные курсы в Липецке получили среди немецких пилотов неофициальное название «школа Штара» по фамилии своего первого начальника майора Штара (Stahr). Первоначально там проходили переподготовку пилоты, принимавшие участие еще в Первой мировой войне, однако с апреля 1927 г. акцент был сделан на обучение пилотов из числа молодежи. До прибытия в Липецк все они прошли годовой курс обучения в одном из филиалов «Немецкой школы воздушных сообщений» (Deutsche Verkehrsflieger Schule, сокр. DVS) и получили сертификат В-2, дававший им право самостоятельно управлять самолетом.