Создание дневной истребительной авиации Люфтваффе
30 января 1933 г. канцлером Германии стал Адольф Гитлер и процесс создания Люфтваффе приобрел быстрые темпы. В тот же день главой министерства авиации (Reichsluftfahrministerium, сокр. RLM) был назначен Герман Геринг, одновременно сохранивший за собой пост министра внутренних дел Пруссии.
22 марта 1933 г. государственным секретарем воздушного транспорта (der Staatssekretar der Luftfahrt) и заместителем Геринга стал Эрхард Мильх (Erhard Milch) (Родился 30.03.1892 г. в Вилъгельмсхафене. Участвовал в Первой мировой войне в качестве летчика-наблюдателя. Затем Милъх был членом «Добровольческого корпуса» (Freikorps) и служил в полувоенной полицейской эскадрилье. В марте 1921 г. он начал работать в авиакомпании Lloyd Ostflug в качестве руководителя ее отделения в Данциге. Мильх быстро сделал карьеру и в 1926 г. стал коммерческим директором авиакомпании «Люфтганза» (Deutsche Lufthansa AG). Встретившись в 1930 г. с Гитлером, он сразу понял, насколько национал-социализм может быть популярен в Германии. В 1932 г. во время предвыборной кампании Мильх предоставил Б распоряжение Гитлера самолеты «Люфтганзы». Кроме того, за поддержку интересов компании он ежемесячно перечислял на личный счет президента рейхстага Геринга по одной тысяче марок. 20.04.1936 г. Мильху было присвоено звание генерала авиации. 24.10.1938 г. он занял пост генерального инспектора Люфтваффе. 01.11.1938 г. он получил звание генерал-оберста, а 19.07.1940 г. - звание генерал-фельдмаршала. С 19.11.1941 г. по 20.06.1944 г. Мильх отвечал за разработку и производство новых самолетов (Generalluftzeigmeister). В 1947 г. его приговорили к пожизненному заключению, но уже в 1954 г. он был освобожден. Умер Мильх в 1972 г.). Это было необычное назначение, так как мать Мильха была еврейкой, что было немыслимо для лица, занявшего одну из высших должностей в нацистской Германии. Геринг нередко брал на службу офицеров-неарийцев, если считал, что они могут принести пользу делу, а Мильх как раз был энергичным и умелым организатором. Поэтому Геринг, никогда не воспринимавший антисемитизм всерьез, решил проблему происхождения Мильха очень просто. Он уговорил его мать подписать документ, в котором говорилось, что Эрхард был не ее родным сыном, а внебрачным ребенком ее мужа, которого она только воспитала. Таким образом, Мильх избежал подозрений в неарийском происхождении.
С одобрения Гитлера Мильх объединил все немецкие аэроклубы и организации в Немецкий авиационный спортивный союз (Deutsche Luftsportverband, сокр. DLV) во главе с Бруно Лёрцером (Bruno Lorzer) (Родился в 1891 г. В качестве летчика-истребителя участвовал в Первой мировой войне. 18.02.1918 г. после 41 победы обер-лейтенант Лёрцер был награжден орденом Pour le Merite. Всего же на его счету было 44 победы. С 15.03.1937 г. оберст Лёрцер был командиром JG334, ас 01.04.1938 г. он занимал должность инспектора (командующего) истребительной авиации. С 01.02.1939 г. по 22.02.1943 г. он командовал 2-м авиакорпусом. Закончил Вторую мировую войну Лёрцер в звании генерал-оберста). Фактически это была уже полувоенная организация, все члены которой имели персональные звания и носили форменную одежду со специальными знаками различия.
К октябрю 1933 г. были сформированы три «пропагандистские» эскадрильи (Reklamenstaffeln), которые по существу были замаскированными истребительными эскадрильями:
- Reklamenstaffeln Ostdeutschland базировалась на аэродроме Нейхаузен (Neuhausen) рядом с Кенигсбергом,
- Reklamenstaffeln Mitteldeutschland располагалась на берлинском аэродроме Штаакен,
- Reklamenstaffeln Suddeutschland находилась в г. Фюрте (Furth), в нескольких километрах от Нюрнберга.
1 апреля 1934 г. в Берлине была сформирована 1-я авиационная дивизия (1.Fliegerdivision) во главе с оберегом Хуго Шперрле. В ее состав должны были войти все авиационные группы и эскадрильи, формировавшиеся в тот момент в Люфтваффе.
В тот же день Reklamenstaffeln Mitteldeutschland и Reklamenstaffeln Suddeutschland были переведены на аэродром Добриц (Doberitz), в 44 км юго-восточнее Магдебурга. И спустя месяц, 1 мая 1934 г., на их основе была сформирована авиационная группа «Добриц» (Fliegergruppe Doberitz) под командованием майора Роберта барона фон Грейма (Robert von Greim) (Родился 22.06.1892 г. Военную карьеру фон Грейм начал в 1911 г. в составе Баварского железнодорожного батальона. В 1916 г. он перешел в авиацию и затем командовал Jasta 34, Jagdgruppe 9 и 10. 18.10.1918 г. после 25 побед обер-лейтенант фон Грейм был награжден орденом Pour le Merite. Всего же он одержал 26 побед. В 20-е годы он находился в Китае, где создавал военную авиацию режима Чан Кайши. Фон Грейм был командиром авиагруппы «Добриц» с 01.05.1934 г. по 01.04.1935 г. С 01.06.1937 г. по 31.01.1939 г. он занимал пост начальника управления кадров Люфтваффе, и 01.02.1938 г. ему было присвоено звание генерал-майора. Потом с 01.02 по 05.02.1939 г. фон Грейм командовал 3-й авиадивизией, а с 16.02. по 24.10.1939 г. - 5-й авиадивизией. Затем до 31.03.1942 г. он был командиром 5-го авиакорпуса. 01.01.1940 г. фон Грейм получил звание генерал-лейтенанта, 19.07.1940 г. - генерала авиации, а 16.02.1943 г. - генерал-оберста. С 05.05.1943 г. по 24.04.1945 г. он был командующим 6-м воздушным флотом. 26.04.1945 г. Гитлер назначил его главнокомандующим Люфтваффе вместо Геринга, одновременно присвоив звание генерал-фельдмаршала. 24.05.1945 г. в Зальцбурге фон Грейм покончил жизнь самоубийством ). Первоначально был создан лишь штаб группы, но уже к 1 июля были укомплектованы и все три эскадрильи, имевшие на вооружении бипланы Ar-68 и Не-51. Командирами эскадрилий были назначены гауптманы Йоханн Райтель (Johann Raithel), Ханс-Xyro Витт (Hans-Hugo Witt) и Ханс- Юрген фон Грамон-Траубадель (Hans-Jtirgen von Gramon-Traubadel) (С 15.09. по 27.12.1939 г. майор фон Грамон-Траубадель был командиром I./JG54, а затем с 01.01. по 30.09.1940 г. командовал JG53). Авиагруппа «Добриц» положила начало истребительной авиации будущих Люфтваффе.
1 октября того же года на аэродроме Киль-Холтенау (Kiel-Holtenau) была создана 1-я авиационная эскадрилья (Fliegerstaffel 1), также оснащенная самолетами Ar-64, Ar-68 и Не-51.
1 марта 1935 г. в Германии было официально объявлено о создании Люфтваффе. Вся территория страны была разделена на шесть воздушных округов (Luftkreiskommando):
Округ* Центр округа Командующий округом
I Кенигсберг генерал-лейтенант Вохенфельд (Wochenfeld)
II Берлин генерал-лейтенант Каупиш (Kaupisch)
III Дрезден генерал-майор Швейккхардт (Schweickhardt)
IV Мюнстер генерал-лейтенант Хальм (Halm)
V Мюнхен генерал-лейтенант Эберт (Eberth)
VI Киль генерал-лейтенант Мартин Цандер (Martin Zander)**
* 12.10.1937 г. номера округов были заменены на арабские. Одновременно был сформирован 7-й округ с центром в Гамбурге.
** В ходе Первой мировой войны одержал пять воздушных побед.
Одновременно в Люфтваффе была введена трехзначная нумерация авиационных частей. Первая цифра обозначала порядковый номер части в воздушном округе, вторая - тип ее самолетов (цифра 3 означала истребители), а третья - номер воздушного округа, где эта часть базировалась. Таким образом, авиагруппа «Добриц» получила наименование I./JG132, означавшее, что это 1-я группа 1-и истребительной эскадры (Jagdgeschwader, сокр. JG) 2-го воздушного округа. При этом надо отметить, что еще в течение года в Люфтваффе параллельно с новыми цифровыми обозначениями использовались и прежние названия авиагрупп, образованные от названий аэродромов, где те базировались.
14 марта 1935 г. I./JG132 в память о лучшем немецком асе Первой мировой войны бароне Манфреде фон Рихтхофене (Manfred von Richthofen) (Родился 02.05.1892 г. Фон Рихтхофен начал свою военную карьеру в кавалерии, но затем в конце 1915 г. прошел летную подготовку в качестве летчика-истребителя. 17.09.1916 г. он одержал свою первую победу, а уже 04.01.1917 г. обер-лейтенант фон Рихтхофен после 17 побед был награжден орденом Pour le Merite. К 2! .04.1918 г. на счету майора фон Рихтхофена было уже 80 побед. В тот день он не вернулся на свой аэродром, но точные обстоятельства его гибели неизвестны. По одним данным, его Fokker Dr.I был сбит в бою канадцем капитаном Артуром Брауном (Arthur Roy Brown) 209 Sqdn. RAF, летавшим на истребителе Сопвич «Кэмел» (Sopwith «Camel»). По другой версии, он был сбит огнем пулеметного взвода 11-й зенитной батареи 14-й австралийской бригады полевой артиллерии. 22.04.1918 г. барон Манфред фон Рихтхофен был похоронен союзниками со всеми воинскими почестями недалеко от места своей гибели. Позднее его останки были перезахоронены в Берлине. 20.05.1918 г. эскадре JG1, в которой он летал, было присвоено почетное наименование «Рихтхофен». В ней вместе с Манфредом фон Рихтхофеном летал его младший брат Лотар, имевший на своем счету 40 побед, а также двоюродный брат Вольфрам, сбивший восемь самолетов. Последним командиром JG1 в ходе Первой мировой войны стал обер-лейтенант Герман Геринг) получила почетное наименование «Рихтхофен». Оно должно было символизировать преемственность новых Люфтваффе по отношению к традициям немецкой авиации периода Первой мировой войны. 28 марта на аэродроме Добриц состоялась торжественная церемония присвоения I./JG132 почетного наименования «Рихтхофен», на которой присутствовали Гитлер, Геринг и множество других высокопоставленных нацистов.
1 апреля 1935 г. на аэродроме Йютербог-Дамм (Juterbog-Damm) в 62 км юго-западнее Берлина на базе части авиационной группы «Добриц» (I./JG132) была создана авиагруппа «Дамм» (II./JG132) во главе с майором Йоханном Райтелем. В тот же день в Киле была создана Fliegerstaffel (J) 2.
Спустя год, 1 апреля 1936 г., в составе Люфтваффе были образованы первые две истребительные эскадры.
В Добрице была сформирована JG132 «Рихтхофен» под командованием майора Райтеля. В нее вошли I./JG 132 (20.04.1937 г. была переименована в I./JG137) майора Карла Фикка (Carl Vieck) и II ./JG132 майора Карла Аугуста фон Шонебекка (Karl August von Schonebeck) (Во время Первой мировой войны, летая в составе Jasta 11, 59 и 33, он одержал 8 побед).
В Дортмунде была сформирована JG134 во главе с оберст-лейтенантом Куртом-Бертрамом фон Дёрингом (Kurt-Bertram von During) (Во время Первой мировой войны, летая в составе Jasta 1,4 и 11, он одержал 11 побед). В ее состав вошли:
- I./JG134 майора Йозефа Каммхубера (Josef Kammhuber),
- II./JG134 майора Теодора Остеркампа (Theodor Osterkarnp) (Родился в 1892 г. В ходе Первой мировой войны лейтенант Остеркамп одержал 32 победы и 02.09.1918 г. был награжден орденом Pour le Merite. Он был командиром II./JG134 до ноября 1937 г., а затем до 20.11.1939 г. оберег-лейтенант Остеркамп занимал должность начальника истребительной авиашколы «Вернойхен». С 01.09.1939 г. по 21.07.1940 г. он был командиром JG51 и в ходе начавшейся Второй мировой войны одержал еще 6 побед. Затем до 31.12.1940 г. Остеркамп возглавлял 1-е истребительное командование (Jafii 1), а потом до 17.07.1941 г. 2-е истребительное командование (Jafii 2). С 18.07.1941 г. по 31.03.1942 г. генерал-майор Остеркамп руководил авиационным командованием «Африка» (Fliegerfilhrer Afrika), а с 05.04 по 15.06.1943 г. - истребительным командованием «Сицилия» (Jafii Sizilien). Затем он занимал различные посты в Главном штабе Люфтваффе. Умер Теодор Остеркамп в 1975 г.), сформированная 15 марта 1936 г. на аэродроме Верль (Werl) в 26 км северо-восточнее Дортмунда,
- III./JG134 гауптмана Оскара Динорта (Oskar Dinort). Первая и вторая группы были оснащены Ar-65 и Ar-68, a третья имела на вооружении Не-51.
20 апреля 1936 г. JG134 было присвоено почетное наименование «Хорст Вессель» («Horst Wessel») (Ханс Хорст Вессель (Hans Horst Wessel) родился 09.09.1907 г. в г. Билефельде (Bielefld). Затем он жил в Берлине, где добывал себе средства к существованию сутенерством. 04.09.1924 г. Вессель за мошенничество был приговорен к двум годам тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, он внезапно заинтересовался политикой и вступил в национал-социалистическую партию. Вессель был зачислен в СА и возглавил штурмовой отряд, сформированный из бывших уголовников. После нескольких стычек ему удалось установить полный контроль над одним из кварталов Берлина, где раньше преобладали коммунисты. Это принесло Весселю звание почетного члена берлинских штурмовых отрядов. 23.02.1930 г. Вессель был убит в уличной драке, согласно полицейскому протоколу, другим сутенером. Позднее нацистской пропагандой Вессель, якобы погибший в борьбе с коммунистами, был возведен в ранг национального героя и занял место в пантеоне нацистских «мучеников». Примерно в 1928 г. на мотив старой морской песенки Вессель сочинил песню, воспевавшую национал-социализм. После его смерти эта песня по предложению Геббельса стала гимном нацистской партии под названием «Хорст Вессель»).
Кроме того, 1 апреля 1936 г. были сформированы и две новые истребительные группы:
- I./JG 136 под командованием майора Германа Эдерта (Hermann Edert) была создана на аэродроме Евер (Ever) в 14 км северо-западнее Вильгельмсхафена на основе эскадрилий Fliegerstaffel (J) 1 и Fliegerstaffel(J)2,
- I./JG232 во главе с майором Бруно Лёрцером была сформирована на аэродроме Бернбург (Bernburg) в 40 км южнее Магдебурга.