«Легион «Кондор»

 

Первым серьезным испытанием для истребительной авиации Люфтваффе стала гражданская война в Испании. Она назревала уже давно. В январе 1930 г. король Испании Альфонсо XIII решил вернуться к альтернативной системе выборов. Однако власти не сумели удержать под контролем левое крыло социалистических республиканских партий, чье влияние в стране быстро возрастало. В апреле 1931 г. на муниципальных выборах республиканцы побе­дили с подавляющим большинством и король покинул страну.

Премьер-министром временного правительства Испании стал Алкала Замора (Alcala Zamora). Правительство оказалось слабым и неспособным поддерживать порядок в стране. По всей Испании прокатилась волна погромов, во время которых сторонники респуб­ликанцев сжигали и грабили церкви и монастыри, сотни католи­ческих священников были распяты на дверях своих храмов.

В июне 1931 г. был избран парламент, большинство в котором получили социалистические партии. Премьер-министром стал пред­ставитель левых партий Мануель Азана (Manuel Azana), а Замора, пытавшийся проводить умеренную центристскую политику, в де­кабре 1931 г. был избран президентом Испании.

В августе 1932 г. генерал Хосе Санурио (Jose Sanjurjo) поднял военный мятеж, но он был без труда подавлен властями. На выборах в ноябре 1933 г. победу одержала консервативная католическая партия во главе с Хосе Мария Жил Роблесом (Jose Maria Gil Robles). В октябре 1934 г. левые социалисты вместе с каталонскими национа­листами и шахтерами Астурии попытались свергнуть правое прави­тельство. Попытка революции была жестоко подавлена властями, опирающимися на поддержку правых партий, а бывший премьер-министр Азана был отправлен в тюрьму.

Надеясь, что в стране сформировались умеренные центристские силы, которые смогут прекратить противостояние между неприми­римыми сторонниками левых и правых партий, президент Замо­ра назначил на 18 февраля 1936 г. новые выборы в кортессы. Од­нако на них снова победил левый Народный фронт, получивший 267 мест из 351, и Азана снова стал премьер-министром.

Ситуация в стране начала стремительно ухудшаться. 13 июля 1936 г. был убит бывший министр консервативного правительства и лидер правой оппозиции в парламенте Хосе Кальво Сотело (lose Calvo Sotelo), которому за два дня до этого открыто угрожал один из левых депутатов.

Это стало последней каплей, и 18 июля 1936 г. в двенадцати воен­ных гарнизонах на территории Испании и в пяти гарнизонах в Марокко вспыхнул военный мятеж. Первоначально мятежом руководил генерал Эмилио Мола (Emilio Mola), который видел во главе нового испанского правительства генерала Хосе Санурио. Среди заговорщиков также был и генерал Франциско Франко (Francisco Franko), который до этого был снят республиканцами с должности печальника Генерального штаба испанской армии и отправлен ге­нерал-губернатором на Канарские острова.

Как только мятеж начался, Франко сразу же прилетел в Испанс­кое Марокко, которое было под полным контролем националистов и где находилось около 47 тысяч хорошо обученных солдат. 19 июля генерал Санурио погиб, когда самолет, на котором он должен был вернуться из Португалии, разбился во время взлета. С этого момента Франко, оттеснивший на второй план генерала Молу, стал единственным и полновластным руководителем мятежа. т. К 22 июля 1936 г. Испания оказалась разделенной на части. Под контролем республиканцев остались юго-восточные районы, вклю­чая Мадрид, Новую Кастилию, Валенсию, Арагон и Каталонию, а также Астурия и Страна Басков вдоль побережья Бискайского залива в районе Овьедо - Сантандер - Бильбао. В руках националистов, которых вскоре по имени их руководителя стали называть франкистами, была остальная территория страны - Галисия, Леон, Старая Кастилия, Наварра, Эстремадура, Испанское Марокко и часть Анчалузии, включая Севилью и порт Кадис.

Большая часть испанского военно-морского флота поддержала Республиканцев, что делало невозможным переброску марокканского корпуса в Испанию морским путем. Генерал Франко решил к ставить свои части по воздуху, но в распоряжении мятежников не было требуемого количества транспортных самолетов. Поэтому он решил обратиться за помощью к Германии и направил в Берлин делегацию из трех человек во главе с полковником Болина (Bolina).

26 июля посланников Франко принял Гитлер, который в присутствии Геринга и военного министра Вернера фон Бломберга (Werner von Blomberg) согласился для начала отправить в Марокко 30 Ju-52/3m вместе с экипажами. Они должны были перебросить части Франко из Марокко в Испанию.

В конце июля 1936 г. для организации помощи франкистам был создан особый штаб «W» (Sonderstab W) во главе с генерал-лейте­нантом Гельмутом Вилбергом (Helmut Wilberg) (В качестве пилота участвовал в Первой мировой войне). Для маскировки были специально учреждены две транспортные авиакомпании: HISMA (Compania Hispano-Marroqui de Transportes) и ROWAK (Rohstoffe und Waren EinkaufgeseLschaft). Немецкие Ju-52/3m, вы­летавшие из Дессау под видом самолетов этих компаний, сначала отправлялись в Италию, а уже оттуда в марокканский город Тетуан.

Вскоре стало ясно, что для прикрытия «Юпкерсов», доставляв­ших из Тетуана в Севилью франкистские части, требуются истре­бители. Поэтому 1 августа 1936 г. из Гамбурга вышло немецкое судно «Усарамо» («Usaramo»), на борту которого находились шесть истребителей Не-51В-1, двадцать 20-мм зенитных орудий и 86 че­ловек во главе с оберегом Александром фон Шееле (Alexander von Scheele). Среди последних были десять экипажей Ju-52, а также шесть летчиков-истребителей: обер-лейтенанты Ханнес Траутлофт, Крафт Эберхардт, Хервиг Кпюппель, и лейтенанты Вольф-Генрих фон Хоувальд, Эккехард Хефтер и Герхард Кляйн. Все пилоты были фор­мально уволены из Люфтваффе, носили гражданскую одежду и имели документы с испанскими фамилиями.

7 августа «Усарамо» прибыл в порт Кадис, который был в ру­ках франкистов. Затем Не-51 В были доставлены на аэродром Таблада в пригороде Севильи. К 11 августа все шесть самолетов были собраны и облетаны, после чего они были направлены на аэро­дром Эскалоп дель Прадо (Escalor del Prado) в районе Саламанки, куда 17 августа через Португалию были доставлены еще девять Не-51 В. Все они должны были поддерживать наступление частей гене­рала Молы на Мадрид.

Первоначально немецкие пилоты выступали только в роли ин­структоров, помогая испанцам освоить новые для них самолеты. В течение 18 августа испанские пилоты капитан Гарсия Морато (Garsia Morato) и лейтенант Хулио Сальвадор (Hulio Salvador) одер­жали свои первые победы, сбив сразу пять республиканских само­летов. Однако вскоре выяснилось, что большинство остальных испанских пилотов имеют очень низкий уровень летной подго­товки.

Так, 18 августа во время посадки был серьезно поврежден один Не-51. 23 августа в ходе налета на республиканский аэро­дром Гетафе (Getafe) в районе Мадрида три Не-51 прикрывали восемь Ju-52/3m. Сам вылет прошел спокойно, но при посадке испанцы повредили два из трех «Хейнкелей». Оба самолета получили такие серьезные повреждения, что уже не подлежали ремонту. 24 августа республиканцами в воздушном бою был сбит еще один Не-51. Таким образом, в течение недели из 16 Не-51 В, доставленных в Испанию, была потеряна четверть.

Оберсту фон Шееле, отвечавшему за координацию помощи франкистам, стало ясно, что если дело и дальше пойдет такими тем­пами, то вскоре в его распоряжении совсем не останется истребите­лей. В результате после коротких консультаций фон Шееле с Бер­лином и согласования всех формальностей с испанцами немецким инструкторам было разрешено участвовать в боевых вылетах.

Уже на следующий день, 25 августа 1936 г., Ханнес Траутлофт и Крафт Эберхардт сбили два республиканские бомбардировщи­ка «Бреге-19» (Breguet XIX). Это были не только первые победы немецких пилотов в Испании, но и вообще первые победы истре­бителей Люфтваффе. В течение 26 - 30 августе Траутлофт, Эбер­хардт и Хервиг Кнюппель сбили еще семь самолетов: четыре бомбардировщика «Потез-540» (Potez 540), два «Бреге-19» и один истребитель «Ньюпор-52» (Nieuport 52).

30 августа Ханнесу Траутлофту выпала сомнительная честь стать и первым летчиком-истребителем Люфтваффе, сбитым в бою. Его Не-51 В-1 «2-4» был сбит в бою республиканские истребителем «Девуатин-371» (Dewoitine D.371). Выпрыгнув на парашюте, Траут­лофт приземлился в районе расположения франкистских частей и возвратился на свой аэродром целым и невредимым.

Первым же немецким пилотом, погибшим в Испании, стал лей­тенант Эккехард Хефтер. 28 сентября 1936 г. сразу после взлета с аэродрома, расположенного рядом с городом Витория (Vitoria), у его Не-51 В-1 неожиданно отказал двигатель. Самолет, задел крылом за высокую башню городского собора, упал и сгорел на Соборной площади города.

В конце сентября 1936 г. в Испанию прибыли еще десять немецких летчиков-истребителей: Дитрих фон Ботмер, Курт фон Гилза Вилли Гёдекке, Ковальски, Оскар Хенрици, Эрнст Мратцек, Гюнтер Радуш, Пауль Рехан, Эрвин Саваллиш и Хетиг Штрюмпелль.

Однако тайная военная помощь из-за границы оказывалась не только франкистам. Республиканцам поставляли самолеты Советс­кий Союз, Франция, США, Голландия, Англия и Чехословакия.

Первые советские военные советники появились в Испании уже в конце августа 1936 г. Затем в сентябре туда через третьи страны начала прибывать и советская военная техника, в т.ч. бомбардиров­щики СБ и танки Т-26. Официальное же решение об оказании воен­ной помощи республиканскому правительству Испании было при­нято 26 сентября 1936 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). Про­ведение операции по доставке техники и военных советников было поручено Разведывательному управлению Красной Армии, которо­му для этого было первоначально выделено 1,91 миллиона рублей и 190 тысяч американских долларов. Затем специальными решениями Политбюро ЦК ВКП (б) на эти цели неоднократно выделялись до­полнительные средства. Так, например, 13 октября было выделено 400 тысяч американских долларов, а 17 октября - два с половиной миллиона рублей.

В октябре 1936 г. Советский Союз начал массовые поставки сво­их истребителей республиканской авиации. 13 октября в порт Кар­тахены прибыл транспорт «Старый большевик», доставивший рес­публиканцам артиллерийские орудия, стрелковое оружие, боепри­пасы, медикаменты, а также 31 истребитель И-15. 15 октября туда же пришел сухогруз «Карл Лепин», на борту которого было 16 И-15. 16 октября транспорт «Лава Менди» («Lava Mendi») доставил в Кар­тахену еще шесть И-15. 25 октября на пароходе «Комсомол» в порт Аликанте прибыло около пятидесяти И-16. 1 ноября в порт Бильбао на северном побережье Испании пришел транспорт «Андрей» с 15 И-15.

Надо отметить, что поставки советского оружия республиканс­кому правительству Испании отнюдь не были «безвозмездной по­мощью советского народа братскому испанскому народу, сражаю­щемуся с фашизмом», как утверждала советская пропаганда. В об­становке строжайшей секретности в Советский Союз был вывезен золотой запас правительства Испании. Первоначально предполага­лось, что он будет храниться там до окончательной победы респуб­ликанцев, а затем вернется обратно в Испанию. Однако, когда побе­дили все же франкисты, то в Москве решили не отдавать испанское золото и оставили его в счет оплаты поставок советской военной техники республиканцам.

В начале ноября 1936 г. на стороне республиканцев началось мас­совое появление интернациональных бригад, формируемых из доб­ровольцев различных стран. Их общая численность оценивалась приблизительно в 30 тысяч человек. Если до этого Германия, Ита­лия, Советский Союз, Франция и другие страны еще старались со­хранять хотя бы внешний нейтралитет по отношению к граждан­ской войне в Испании, то теперь все, как говорится, окончательно встало на свои места.

В этих условиях руководство нацистской Германии приняло ре­шение больше не скрывать своей помощи франкистам. 3 ноября 1936 г. в Германии был сформирован «Легион «Кондор», состояв­ший из 4500 добровольцев. Его командиром был назначен генерал-майор Хуго Шперрле, а начальником штаба стал оберст Вольфрам фон Рихтхофен (Wolfram von Richthofen).

В «Легионе «Кондор» была образована истребительная группа J/88 во главе с майором Хубертом Мерхартом фон Бернеггом (Hubert Merhart von Bemegg). В ее составе было четыре эскадрильи:

- 1.J/88 гауптмана Вернера Пальма (Werner Palm),

- 2.J/88 обер-лейтенанта Отто Лехманна (Otto Lehmann),

- 3.J/88 обер-лейтенанта Юргена Рота (Jurgen Roth)*,

- 4.J/88** обер-лейтенанта Крафта Эберхардта.

*С 05.01.1943 г. майор Рот занимал должность начальника 2-й истреби­тельной авиашколы, а затем с 25.02.1943 г. по 31.07.1944 г. он был коман­диром сформированной на ее основе учебной эскадры JG102.

** В марте 1937 г. 4. J/88 была распущена. «Новая» 4.J/88 была сформи­рована 02.11.1937 г., но 17.06.1938 г. опять была распущена.

Пока подразделения «Легиона «Кондор» были еще на пути в Испанию, воздушные бои там приобретали все больший накал.

13 ноября с аэродрома Авила поднялись и взяли курс на Мадрид пять Ju-52 во главе с обер-лейтенантом Рудольфом фон Моро (Rudolf von Moreau) и три Не-46, которые пилотировали испанские пилоты. Их прикрывали девять Не-51 из 4.J/88. Вслед за ними к испанской столице направились и итальянцы - три Ro.37, которых сопровож­дала «тройка» CR.32. Над восточной окраиной Мадрида в районе Каса-де-Кампо (Casa de Campo) они встретились с двумя «шестерка­ми» И-15, которые пилотировали советские летчики. Пока бомбар­дировщики, поспешно сбросив бомбы, уходили обратно, на высоте около 1500 метров между истребителями завязался бой.

В ходе боя 4.J/88 потеряла четыре Не-51, среди которых были самолеты командира эскадрильи обер-лейтенанта Крафта Эберхардта (Вместо него командиром 4. J/88 был назначен обер-лейтенант Хенниг Штрюмпеллъ) и командира звена лейтенанта Оскара Хенрици. Эберхардт погиб, когда его «Хейнкель» столкнулся «лоб в лоб» с одним из И-15, пытавшихся атаковать Ju-52. Лейтенанту Хенрици пуля пробила легкое, но он все же смог «дотянуть» до территории, занятой франкистами, и совершить вынужденную посадку. Когда к нему прибыла помощь, Хенрици был уже мертв, скончавшись от большой потери крови. Эберхардт и Хенрици стали первыми пилота­ми «Легиона «Кондор» и Люфтваффе, погибшими в бою.

В том же бою были сбиты два CR.32, один итальянский пилот получил ранение, а второй пилот попал в плен к республиканцам. В свою очередь республиканцы потеряли три И-15. Погиб­ли командир 3-й эскадрильи лейтенант К. И. Ковтун, а также лей­тенанты И. Г. Нечипуренко и П. П. Петров. По воспоминаниям очевидцев, Ковтун успел выпрыгнуть из горящего самолета. Однако, когда купол парашюта раскрылся, Ковтуна от сильного рывка неожиданно перевернуло вниз головой, и он выскользнул из лямок парашюта. Вероятно, у него не был застегнут нагруд­ный замок подвесной системы. Пустой парашют отнесло к пози­циям франкистов, а Ковтун упал на одну из улиц Мадрида (В 1936 г. лейтенанту Карпу Ивановичу Ковтуну было посмертно прис­воено звание Героя Советского Союза, а в 1937 г. лейтенанты Иван Галактионович Нечипуренко и Павел Петрович Петров были посмертно награж­дены орденами Боевого Красного Знамени).

Спустя два дня, 15 ноября 1936 г., в порту Кадиса высади­лись подразделения «Легиона «Кондор» и немецкие солдаты официально ступили на испанскую землю. Одновременно в Ис­панию были направлены и небольшие подразделения вермах­та и кригсмарине, которые соответственно получили названия «Пчеловод» («Imker») и «Северное море» («Nordsee»).

В декабре 1936 г. в «Легион «Кондор» для проведения фронто­вых испытаний были доставлены четыре прототипа нового истребителя Bf-109 V-3, V-4, V-5 и V-6. Обер-лейтенант Траутлофт стал одним из первых пилотов, испытавших «Мессершмитт» в бою. 8 декабря 1936 г. он одержал на прототипе Bf-109V3 W.Nr.760 свою пятую победу, сбив И-16 (Ради справедливости надо отметить, что победа не подтверждается данными республиканцев о своих потерях). Объективные оценки Траутлофта, его упорство и настойчивость в рекомендациях помогли довести новый истребитель и, запустить его в серийное производство. Уже 14 марта 1937 г. в 2J/88 прибыли первые три серийных Bf-109B-l.

К октябрю 1937 г. в руках республиканцев остались только Мад­рид с Новой Кастилией, Мурсия, часть Арагона и расположенные вдоль Средиземноморского побережья Валенсия и Каталония. К концу 1937 г. в составе республиканской авиации насчитывалось примерно 230 И-15 и 160 И-16.

В течение 1938 г. все эскадрильи J/S8 были оснащены новыми Bf-109B. Они имели лучшие технические характеристики по срав­нению с советскими И-16 и И-15, однако пилоты «Легиона «Кон­дор» еще не могли в полной мере использовать все преимущества «Мессершмиттов», поскольку продолжали придерживаться тради­ционной тактики, летая звеньями из трех самолетов.

14 апреля 1938 г. в Испанию прибыл бывший командир 2./JG334 обер-лейтенант Вернер Мёльдерс (Werner Molders), который должен был заменить обер-лейтенанта Адольфа Галланда (Adolf Galland) на посту командира 3./J88. И никто тогда не предполагал, что это рядовое, на первый взгляд, событие будет иметь такие серьезные последствия для истребительной авиации Люфтваффе.

В ходе боев в Испании Мёльдерс пришел к выводу, что прежняя тактика действий истребителей, рассчитанная на применение боль­ших групп малоскоростных бипланов, безнадежно устарела. Летая плотными «тройками» на новых, более скоростных истребителях, пилоты большую часть времени должны были следить за тем, чтобы не столкнуться друг с другом. Поэтому Мёльдерс разработал и начал применять на практике новую тактику, в основе которой ле­жало использование не звена из трех истребителей (Kette), как было раньше, а пары истребителей (Rotte) или двух пар (Schwarm).

Каждая такая пара действовала в воздухе как самостоятельная боевая единица. Истребители держались друг от друга па расстоя­нии приблизительно двухсот метров. Такая дистанция позволяла пилотам полностью сконцентрироваться на поиске противника, не задумываясь при этом о точном соблюдении расстояния между сво­ими самолетами. Ведущий пары (Rotterfiihrer) вел визуальный поиск противника в передней полусфере, в то время как ведомый (Rottenflieger) прикрывал его сзади. В воздухе две пары истребите­лей занимали позиции, напоминающие положение четырех растопыренных пальцев руки. Если же одна пара подвергалась атаке со стороны противника, то истребители второй пары имели возможность развернуться в сторону противника и открыть по нему огонь.

Новая тактика принесла свои плоды, и 5 декабря 1938 г. Мёльдерс вернулся в Германию, имея на своем счету 14 побед, еще три его по­беды не были официально признаны. Он стал самым результатив­ным пилотом «Легиона «Кондор». Разработанная им тактика легла 1) основу действий не только истребительной авиации Люфтваффе, по затем была использована и пилотами других стран.

28 марта 1939 г. войска генерала Франко вошли в Мадрид, и командир «Легиона «Кондор» генерал-майор Вольфрам фон Рихтхофен приказал своим подчиненным прекратить все боевые дей­ствия в Испании. С остававшимися очагами сопротивления республиканцев армия Франко могла теперь справиться и сама. 26 мая в порту Виго «Легион» погрузился на немецкие корабли, дос­тавившие его в Гамбург. Все самолеты, за исключением Ju-87, и снаряжение были оставлены армии Франко.

После возвращения «Легиона «Кондор» в Германию командо­вание Люфтваффе создало в Добрице специальную комиссию по награждению и организации торжеств. Восьмидневный «Фестиваль Победы» начался с вручения легионерам специальной награды - Немецкого Испанского Креста в Золоте (Deutsche Spanien-Kreuz in Gold). Кроме того, все они получили испанские награды - Medalla Militar и Medalla de la Campana. Завершились же празднества 6 июня 1939 г. торжественным прохождением «Легиона «Кондор» под Бранденбургскими воротами в Берлине. Через некоторое время де­вять особо отличившихся легионеров и среди них летчики-истре­бители Вернер Мёльдерс, Вильгельм Бальтазар, Вальтер Оесау, Вольфганг Шеллманн, Гюнтер Лютцов и Вильгельм Энсслен, были награждены Немецким Испанским Крестом в Золоте с Мечами и Бриллиантами (Deutsche Spanien-Kreuz in Gold mil Schwerten und Brillanten).

В завершение можно привести следующие цифры. К началу гражданской войны республиканцы располагали 214 самолетами. В течение 1936-39 гг. они получили от дружественных стран еще 1947 самолетов, из них 1409 поставил Советский Союз, 85 Франция, 72 США, 72 Голландия, 57 Англия и 47 Чехословакия, но при этом только СССР и Франция предоставили боевые самолеты. За это же время еще 55 И-15 были собраны республиканцами самостоятель­но. Кроме того, СССР передал республиканцам 350 танков, 120 бронеавтомобилей, 1500 орудий, свыше 20 тысяч пулеметов, около 50 тысяч винтовок, несколько торпедных катеров, а так­же большое количество снаряжения, боеприпасов и топлива.

Со своей стороны Германия направила в Испанию около 650 самолетов, в т.ч. 131 Не-51, столько же Bf-109, 82 He-Ill, 58 Ju-52, 32 Do-17 и 27 He-59, а также 200 танков и более 700 орудий. Итальянская помощь генералу Франко включала око­ло 1000 самолетов, 150 танкеток, 16 бронеавтомобилей, около 2000 орудий, 8 тысяч автомобилей, около 240 тысяч винтовок, 4 миноносца, 2 подводные лодки, боеприпасы и снаряжение.

На счету республиканской авиации было 345 побед, из них 213 одержали советские летчики, 85 испанцы, 23 французы, 22 болга­ры и две американцы. В свою очередь пилоты франкистской авиа­ции одержали 695 побед, из них 314 были на счету «Легиона «Кондор», 205 на счету итальянских летчиков и 176 на счету испанцев.

В 1936—39 гг. боевой опыт в Испании получили 405 летчи­ков-истребителей Люфтваффе: 125 офицеров и 280 унтер-офице­ров. Из 262 самолетов, входивших в этот период в состав J/88 «Ле­гиона «Кондор», было потеряно 40 Bf-109 и 38 Не-51. При этом потери в результате действий противника (сбиты в воздушных боях, зенитным огнем и уничтожены на земле во время налетов республиканской авиации) составили 21 Bf-109 и 34 Не-51.