Развитие истребительной авиации Люфтваффе в 1937-39 гг.
15 марта 1937 г. на аэродроме Мангейм-Сандхофен (Mannheim-Sandhofen) была сформирована третья истребительная эскадра Люфтваффе - JG334. Ее командиром был назначен оберст-лейтенант Бруно Лёрцер. В состав эскадры вошли две группы:
- I./JG334 майора Хуберта Мерхарта фон Бернегга,
- II./JG334 майора Ханса-Детлефа фон Родена (Hans-Detlev von Rohden).
Тогда же были созданы и три новые истребительные группы:
- I./JG131 гауптмана Бернхарда Волгенды (Bernhard Wolgenda) сформирована на аэродроме Йесау (Jesau) около Кенигсберга на основе экипажей JG132,
- I./JG234 гауптмана Вальтера Грабманна сформирована на аэродроме Кёльн-Бутцвайлерхоф (Koln-Butzweilerhof) на базе экипажей III./JG134,
- II./JG234 майора Вернера Ренча (Werner Rentsch) сформирована в Дюссельдорфе на основе 3./JG134.
Планировалось, что две последние войдут в состав JG234. Однако штаб эскадры так и не был сформирован, и потому обе группы остались самостоятельными подразделениями.
1 апреля 1937 г. на аэродроме Бад Айблинг (Bad Aibling) в 44 км юго-восточнее Мюнхена была сформирована I./JG135 под командованием майора Макса Ибеля (Max Ibel) (Участвовал в Первой мировой войне. В 20-е годы Ибель прошел летную подготовку в Липецке. С 01.04.1937 г. по 01.11.1938 г. майор Ибель был командиром I./JG135.07.11.1938 г. оберст-лейтенант Ибель был назначен командиром JG231, которая 01.05.1939г. была переименована в JG3. С 01.10.1939 г. по 10.10.1940 г. он команд овал вновь сформированной JG27. 21.07.1940 г. Ибель получил звание оберста, а 22.08.1940 г. он был награжден Рыцарским Крестом. С 12.10.1940г.по 05.06.1941 г. Ибель был начальником 4-й истребительной авиашколы (Jagdfliegerschule 4) в Фюрте. Затем до 31.12.1941 г. он руководил 3-м истребительным командованием (Jafu 3). С 01.12.1942 г. по 14.09.1943г. Ибель возглавлял Главное командование истребительной авиации на Западе (Hoherer Jagdfliegerfuhrer West, сокр. Jafu West). Загемс 10.10.1943 г. по 16.02.1945 г. он был командиром 2-й истребительной авиадивизии (2.Jagddivision). 01.01.1944 г. Ибелю было присвоено звание генерал-майора).
4 февраля 1938 г. произошли значительные изменения в структуре Люфтваффе. Воздушные округа были упразднены, а вместо них были сформированы местные командования (Luftgaukommando), которые в свою очередь по территориальному признаку были объединены в более крупные командования Люфтваффе (Luftwaffenkommando и LuftwafFengruppenkommando). В тот день были созданы:
- воздушное командование «Восточная Пруссия» (Luftwaffenkommando Ost Preussen) во главе с генерал-лейтенантом Альфредом Келлером (Alfred Keller) (Во время Первой мировой войны гауптман Келлер был командиром бомбардировочной эскадрильи и 04.12.1917 г. был награжден орденом Pour le Merite.C01.07.1934r.no31.03.1935г. он был командиром KG 154, а затем до 30.09.1937 г. командовал 4-м воздушным округом. Потом генерал-майор Келлер служил в министерстве авиации. С 04.02.1938 г. он руководил воздушным командованием «Восточная Пруссия», а 01.02.1939 г. был назначен командиром 4-й авиадивизии, на базе которой 11.10.1939 г. был сформирован 4-й авиакорпус (IV.Fliegerkorps). 01.04.1939 г. Келлеру было присвоено звание генерала авиации, а 19.07.1940 г. - звание генерал-оберста. С 20.08.1940 г. он занимал должность командующего 1 -м воздушным флотом. С 26.06.1943 г. идо конца войны генерал-оберст Келлер, находясь в резерве Главного командования Люфтваффе, возглавлял Национал-социалистический авиационный корпус (Nationalsozialistischen Fliegerkorps, сокр. NSFK)), сформированное в Кенигсберге на основе 1-го воздушного округа, в состав которого вошло Luftgaukommando I,
- морское воздушное командование (Luftwaffenkommando See) во главе с генерал-лейтенантом Зандером, сформированное в Кенигсберге на основе 6-го воздушного округа,
- 1-е воздушное командование (LuftwafFengruppenkommando 1) во главе с генералом авиации Альбертом Кессельрингом, сформированное в Берлине на основе 2-го и 3-го воздушных округов. В его состав вошли Luftgaukommando III с центром в Берлине, Luftgaukommando IV с центром в Дрездене и Luftgaukommando VIII с центром в Бреслау,
- 2-е воздушное командование (Luftwaffengruppenkommando 2) во главе с генералом авиации Гельмутом Фельми, сформированное в Брауншвайге на основе 4-го и 7-го воздушных округов. В него вошли Luftgaukommando VI с центром в Мюнстере и Luftgaukommando XI с центром в Ганновере,
- 3-е воздушное командование (LuftwafFengruppenkommando 1) во главе с генералом авиации Хуго Шперрле, сформированное в Мюнхене на основе 5-го воздушного округа. В него вошли Luftgaukommando VII с центром в Берлине, Luftgaukommando XI с центром в Штутгарте и Luftgaukommando XIII с центром в Висбадене.
В ночь с 11 на 12 марта 1938г. вермахт перешел границу Австрии. Австрийская армия, получившая приказ не оказывать сопротивления, капитулировала. 13 марта в Вену торжественно въехал Адольф Гитлер. В тот же день был опубликован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей», по которому она становилась одной из земель рейха и получала наименование Остмарк (Ostmark). В результате аншлюса (AnschluB- присоединение. Версальским договором было запрещено политическое объединение Германии и Австрии, но с приходом к власти нацистов аншлюс Австрии стал целью внешней политики Германии 11.07.1936 г. австрийский канцлер Шушниг (Schuschnig) подписал договор, согласно которому Австрия обязалась во всем следовать политике нацистской Германии. В ноябре 1937 г. на переговорах с Гитлером английский министр лорд Галифакс фактически дал согласие на аншлюс Австрии) Австрии территория Германии выросла на 17%, численность населения — на 10%, а в состав вермахта вошли шесть полностью укомплектованных австрийских дивизий.
1 апреля 1938 г. на аэродроме Вена-Асперн (Wien-Aspern) HI основе шести австрийских истребительных эскадрилий, оснащенных бипланами Fiat CR.32, была сформирована I./JG138 под командованием гауптмана Вилфрида фон Мюллер-Ринцбурп (Wilfried von Muller-Rienzburg) (В январе 1940 г. он переведен в министерство авиации, а затем в августе того же года назначен в штаб JG77. 20.05.1941 г. его Bf-109 был сбит над островом Крит и он ненадолго попал в плен к англичанам. 1 феврале — июне 1943 г. оберст-лейтенант Мюллер-Ринцбург был начальником Flugzeugfuhrerschule A/B7 в Швайнфурте). Позднее в Вене было образовано воздушное командование «Австрия» (Luftwaffenkommando Osterreich) во главе с бывшим командующим австрийской авиацией генерал-лейтенантом Александром Лёром (Alexander Lohr) (25.03.1939 г. ему было присвоено звание генерала авиации, в 03.05.1941 г. - звание генерал-оберста. С 01.02.1939 г. по 20.07.1942 г. Лёр был командующим 4-м воздушным флотом, после чего руководил всеми немецкими войсками на Балканах. В1947 г. югославский суд приговорил Лёра к смертной казни).
Количественный рост истребительной авиации продолжался. 1 июля 1938 г. состав JG132 и JG134 был увеличен до четырех групп:
- на аэродроме Йютербог-Дамм была сформирована III./JG132 под командованием майора Эрнста Борманна (Ernst Bormann) (Был дипломированным инженером). Две ее эскадрильи были оснащены Не-112В, а одна имела на вооружении Аг-68,
- на аэродроме Вернойхен (Werneuchen) в 25 км северо-восточнее Берлина на основе личного состава истребительной авиашколы «Вернойхен» (Jagdfliegerschule Werneuchen) была сформирована IV./JG132, командиром которой был назначен бывший командир II./JG134 оберст-лейтенант Теодор Остеркамп,
- в Дортмунде была сформирована IV./JG134 во главе с гауптманом Йоханнесом Шальком (Johannes Schalk) (С 29.09.1941 г. по 01.08.1943 г. он был командиром NJG3. Всего на его счету была 21 победа, из них 11 он одержал в боях на Восточном фронте. Выполнил 163 боевых вылета).
Кроме того, 1 июля 1938 г. были созданы еще четыре группы: -II./JG135 майора Рудольфа Штолтенхоффа(Rudolf Stoltenhoff), базировавшаяся в Бад-Айблинге,
- II./JG137 майора Отто Генриха фон Хоувальда (Otto Heinrich von Houwald), размещенная на аэродроме Цербст (Zerbst) в 36 км юго-восточнее Магдебурга,
- III./JG234 гауптмана Карла-Хейнца Леесмана (Karl-Heinz Leesmann), сформированная в Дюссельдорфе,
- III./JG334 гауптмана Вальтера Шмидта-Косте (Walter Schmidt-Coste), базировавшаяся на аэродроме Мангейм-Сандхофен.
День 1 ноября 1938 г. стал очередным крупным этапом в создании истребительной авиации Люфтваффе. Тогда было сформировано сразу три новых эскадры и одна группа.
На основе JG132; которой тогда уже командовал майор Герхард-Альбрехт фон Массов (Gerhard-Albrecht von Massow) (С 31.07.1944 г. по апрель 1945 г. генерал-лейтенант фон Массов возглавлял управление учебных заведений Люфтваффе в министерстве авиации), была образована JG131. Правда, в нее вошла лишь одна группа - I./JG132 во главе с майором Карлом Фикком, получившая обозначение I./JG 131.
В тот же день в Дюссельдорфе была сформирована «новая» JG132 во главе с оберстом Эдуардом бароном фон Шлейхом (Eduard von Schleich) (В ходе Первой мировой войны он сначала командовал Jasta 32, а потом JG4. Обер-лейтенант фон Шлейх одержал 35 побед и 04.12.1917 г. был награжден орденом Pour le Merite. В 20-е годы он стал одним из первых членов национал-социалистической партии, а позднее вступил и в СС). В ее состав вошли:
- I./JG132 майора Готтхарда Хандрика, сформированная в Кёльне на основе I./JG234,
- II./JG132 гауптмана Вернера Пальма, созданная на базе II/JG234.
На аэродроме Висбаден-Эрбенхайм (Wiesbaden-Erbenheim) на основе JG334 была сформирована JG133 под командованием оберст-лейтенанта Вернера Юнка (Werner Junk) (Родился 28.12.1895 г. В ходе Первой мировой войны он одержал 5 побед. 01.10.1938 г. Юнку было присвоено звание оберста. С 01.02.1939 г. по 30.04.1941 г. он был инспектором истребительной авиации. Затем с 31.05 по 01.08.1941 г. Юнк руководил немецкой военно-воздушной миссией в Ираке. Вернувшись в Германию, он до 31.03.1942 г. возглавлял 3-е истребительное командование (Jafu 3), а потом до 08.09.1943 г. был командиром 3-й авиадивизии (3.Fliegerdivision). 01.04.1943 г. Юнк получил звание генерал-майора ис15.10.1943г.по30.06.1944 г. командовал 2-м истребительным авиакорпусом (Il.Jagdkorps). 09.06.1944 г. он был награжден Рыцарским Крестом, а 01.12.1944 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта. В конце Второй мировой войны Юнк находился в резерве Главного командования Люфтваффе). В нее вошли две группы:
- I./JG133 майора Ханса-Хуго Витта, созданная на базе I./JG334,
- II./JG133 майора Хуберта Мерхарта фон Бернегга, сформированная на аэродроме Мангейм-Сандхофен на базе II./JG334.
На базе JG134 была сформирована JG142, в которую вошли:
- I./JG134 оберст-лейтенанта Германа Фромкхерца (Hermann Frommherz), переименованная в I./JG142,
- II./JG134 майора Фридриха Фолльбрахта (Friedrich Vollbracht), получившая обозначение II./JG142,
- IV./JG134 гауптмана Шалька, переименованная в III./JG142.
На аэродроме Ингольштадт-Манхинг (Ingolstadt-Manching) была сформирована I./JG433 под командованием гауптмана Дитриха графа фон Пфейла (Dietrich von Pfeil und Klein-Ellguth).
Одновременно 1 ноября 1938 г. несколько групп изменили свей обозначения:
- «старая» I./JG131 гауптмана Бернхарда Волгенды была переименована в I./JG130,
- на основе I./JG138 гауптмана Вилфрида фон Мюллер-Ринцбурга на аэродроме Вена-Асперн была сформирована «новая» I./JG134,
- I./JG233 майора Эрнста барона фон Берга (Ernst von Berg) (Начал свою военную службу в кавалерийском полку. С 01.05 по 22.09.1939 г. фон Берг был командиром I./JG51, а с 01.11.1939 г. по 05.06.1940 г. - командиром III./JG26. Затем он до 04.01.1943 г. был начальником 2-й истребительной авиашколы (Jagdfliegerschule 2). Всего на счету фон Берга было 4 победы) была сформирована в Бад-Айблинге на основе I./JG135,
- IV./JG132 гауптмана Йоханнеса Янке (Johannes Janke) получила обозначение I./JG331,
- I./JG333 майора Рудольфа Штолтенхоффа была сформировала на аэродроме Херцогенаурах (Herzogenaurach) в 20 км северо-западнее Нюрнберга на основе II./JG135,
- II./JG333 оберст-лейтенанта Карла Шумахера (Carl Schumacher) была создана на основе I./JG136,
- II./JG132 гауптмана Иоахима-Фридриха Хута (Joachim-Fried-rich Huth) (11.09.1940 г. командир ZG26 оберст-лейтенант Хут был награжден Рыцарским Крестом) была переименована в I./JG141 (Schwere),
- III./JG132 получила обозначение II./JG141 (Schwere),
- III./JG234 была переименована в I./JG143 (Schwere),
- III./JG334 была переименована в I./JG144 (Schwere).
7 ноября 1938 г. в Бернбурге была сформирована JG231 год командованием оберст-лейтенанта Макса Ибеля. В нее вошли:
- I./JG231 гауптмана Йоханнеса Гентцена (Johannes Gentzen), созданная на основе 1./JG137,
- II./JG231 майора Отто Генриха фон Хоувальда, сформированная из I1./JG137.
11 декабря 1938 г. JG132 стала уже третьей по счету истребительной эскадрой Люфтваффе, получившей почетное наименование. Ей было присвоено наименование «Шлагетер» в честь одного из главных «мучеников» в нацистском мартирологе Альберта Лео Шлагетера (Albert Leo Schlageter) (Родился 12.08.1894 г. в Шенау (Schbnau) в 20 км юго-восточнее Фрейбурга. В начале Первой мировой войны в возрасте 19 лет он добровольцем пошел на фронт, став офицером и командиром артиллерийской батареи. В ходе войны дважды был ранен. После того как территория Рура после Первой мировой войны была оккупирована французами, Шлагетер стал членом «Добровольческого корпуса» (Freikorps). Это были полувоенные формирования, чья цель состояла в борьбе с «изменниками отечества» — социал-демократами, евреями и марксистами, а также возрождении «германского духа». В 1919 г. Шлагетер участвовал в боях с частями Красной Армии в районе Риги, а затем сражался с ними в Польше. После этого он возвратился в Рурскую область, где начал бороться с французскими оккупационными властями. По обвинению в шпионаже и саботаже Шлагетер был арестован и 26.05.1923 г. по приговору французского военного трибунала был расстрелян. Нацистская пропаганда сделала из Шлагетера национального героя. Ему посвящались стихи, песни, а драматург Ханс Йост (Hans Jost) в 1933 г. написал пьесу «Шлагетер». Именно этой пьесе принадлежит известная фраза, которую ошибочно приписывают Геббельсу или Герингу: «Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к пистолету». Затем почетное наименование «Шлагетер» от JG132 перешло к JG26).
В течение 1938 г. все истребительные группы Люфтваффе были вооружены новыми истребителями Bf-109D.
Еще в 1934 г. в штабе Люфтваффе была разработана концепция применения специальных самолетов-разрушителей (Zerstorer). Она предусматривала использование двухмоторных самолетов с экипажем из двух человек, которые по своим размерам, массе и дальности полета приближались бы к бомбардировщикам, но вместо бомб несли мощное стрелковое вооружение. За счет таких самолетов-разрушителей предполагалось сократить оборонительное вооружение бомбардировщиков, что в свою очередь позволило бы увеличить массу их бомбовой нагрузки.
Геринг, который с самого начала горячо поддержал эту идею, приказал, чтобы работы по созданию подобного самолета-разрушителя начались немедленно. Уже 12 мая 1936 г. прототип Bf-110V1 «D-AHOA» W.Nr.868 совершил первый десятиминутный полет.
Летом 1938 г. на авиазаводе в Аугсбурге началось серийное производство Bf-110В. А 1 января 1939 г. на основе уже имевшихся истребительных групп были сформированы первые группы самолетов-разрушителей (Zerstorergeschwader, сокр. ZG), которые фактически представляли собой тяжелые истребители дальнего радиуса действий:
- JG142 была переименована в ZG142, при этом за эскадрой сохранилось почетное наименование «Хорст Вессель»,
- I. и II./JG141 (Schwere) были соответственно переименованы в I. и II./ZG141,
- I./JG143 (Schwere) и I./JG144 (Schwere) получили обозначения I./ZG143H1./ZG144.
1 февраля 1939 г. произошли последние крупные изменения в организационной структуре Люфтваффе, и после этого она оставалась практически неизменной до самого конца Второй мировой войны. В тот день вместо упраздненных территориальных командований были образованы четыре воздушных флота (Luftflotte):
- 1-й воздушный флот под командованием генерала авиации Альберта Кессельринга (Родился 12.08.1894 г. в Шенау (Schbnau) в 20 км юго-восточнее Фрейбурга. В начале Первой мировой войны в возрасте 19 лет он добровольцем пошел на фронт, став офицером и командиром артиллерийской батареи. В ходе войны дважды был ранен. После того как территория Рура после Первой мировой войны была оккупирована французами, Шлагетер стал членом «Добровольческого корпуса» (Freikorps). Это были полувоенные формирования, чья цель состояла в борьбе с «изменниками отечества» — социал-демократами, евреями и марксистами, а также возрождении «германского духа». В 1919 г. Шлагетер участвовал в боях с частями Красной Армии в районе Риги, а затем сражался с ними в Польше. После этого он возвратился в Рурскую область, где начал бороться с французскими оккупационными властями. По обвинению в шпионаже и саботаже Шлагетер был арестован и 26.05.1923 г. по приговору французского военного трибунала был расстрелян. Нацистская пропаганда сделала из Шлагетера национального героя. Ему посвящались стихи, песни, а драматург Ханс Йост (Hans Jost) в 1933 г. написал пьесу «Шлагетер». Именно этой пьесе принадлежит известная фраза, которую ошибочно приписывают Геббельсу или Герингу: «Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к пистолету». Затем почетное наименование «Шлагетер» от JG132 перешло к JG26) был сформирован на основе Luftwaffengruppenkommando I,
- 2-й воздушный флот под командованием генерала авиации Гельмуте Фельми (С 01.04.1935 г. по 30.06.1938 г. он был начальником авиашколы в Коттбусе 01.01.1936 г. ему было присвоено звание генерал-майора, 20.04.1937г. - звание генерал-лейтенанта, а 04.02.1938 г. - звание генерала авиации. ] 01.07.1939 г. Фельми руководил 2-м воздушным командованием, азатеж2-м воздушным флотом. 10.01.1940 г. в нескольких километрах от бельгийско-немецкой границы в районе городка Мехеленан-де-Маас совершил вынужденную посадку немецкий Bf-108. Его пилот майор Эрих Хёнманс Crich Honmans) летел в Кёльн, но, сбившись с курса, оказался на бельгийской территории. На борту Bf-108 находился офицер связи 2-го воздушного флота майор Гельмут Рейнбергер (Helmut Reinberger). В нарушение всех инструкций он имел при себе план действий 2-го воздушного флота во время вторжения вермахта в Бельгию и Голландию (операция «Fall Gelb), намеченного на 9 -14 января. Рейнбергер и Хёнманс не успели сжечь все документы, и часть из них попала в руки союзников, в результате чего операцию пришлось отложить. В ярости Гитлер снял Фельми с должности командующего флотом. С 20.05 по 20.06.1941 г. Фельми возглавлял немецкую военную миссию в Ираке. Затем до 11.09.1942 г. он командовал немецкими войсками в Южной Греции. С 28.03.1943 г. генерал авиации Фельми был командиром 63-го армейского корпуса, а затем с 09.12.1944 г. и до кони войны командовал 34-м армейским корпусом) был сформирован на основе Luftwaffengruppenkommando 2,
- 3-й воздушный флот под командованием генерала авиации Хуго Шперрле был сформирован на основе Luftwaffengruppenkommando 3,
- 4-й воздушный флот под командованием генерал-лейтенанта Александра Лёра был сформирован на основе Luftwaffenkommando Osterreicl
В связи с этим 1 мая 1939 г. была изменена и система обозначений эскадр Люфтваффе, когда неудобные трехзначные номера были заменены двузначными. Эскадры, входившие в состав 1-го воздушного флота, получили номера с 1 по 25, входившие во 2-й воздушный флот - с 16 по 50, входившие в 3-й воздушный флот — с 51 по 75, а входивши в 4-й воздушный флот - с 76 по 100.
В соответствии с этим принципом все истребительные группы и эскадры, имевшиеся на тот момент в составе Люфтваффе, были переименованы. При этом обозначения, полученные 1 мая 1939 г., сохранились за эскадрами до самого конца Второй мировой войны.
Обозначения истребительных эскадр и групп Люфтваффе
До 01.05.1939 г. |
После 01.05.1939 г. |
I./JG130 |
I./JG1 |
JG131 |
JG2 |
I./JG131 |
I./JG2 |
JG231 |
JG3 |
I1./JG231 |
I./JG3 |
JG132 |
JG26 |
I./JG233 |
I./JG51 |
I./JG433 |
I./JG52 |
JG133 |
JG53 |
I./JG333 |
I./JG54* |
I./JG134 |
I./JG76 |
I./JG331 |
I./JG77 |
II./JG333 |
II./JG77 |
I./ZG141 |
I./ZG1 |
I./JG231 |
I./ZG2 |
ZG142 |
ZG26 |
I./ZG143 |
I./ZG52 |
II./ZG141 |
I./ZG76 |
I./ZG144 |
II./ZG76 |
* Уже 15.05.1939 т. была переименована в П./ZG1, которая в свою очередь 26.06.1940г. получила обозначение III./ZG76
15 июля 1939 г. были сформированы четыре новые группы:
- I./JG20 майора Зигфрида Леманна (Siegfried Lehmann),
- I./JG21 гауптмана Мартина Меттига (Martin Mettig),
- I./JG70 майора Китхила (Kithil),
- I./JG71 майора Крамера (Kramer).
Численность истребительной авиации Люфтваффе
Дата |
Всего самолетов |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
26.09.1938г. 08.01.1939г. 13.04.1939г. |
782 899 932 |
742 747 761 |