Развитие дневной истребительной авиации Люфтваффе в ходе Второй мировой войны

 

По состоянию на 1 сентября 1939 г. в составе истребительной авиации Люфтваффе находилось:

Тип самолета

Всего самолетов

В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов

Ar-68

33

22

Bf-109D

422

368

Bf-109E

694

625

Bf-110C

102

90

Всего:

1251

1105

 

После завершения польской кампании начался быстрый рост истребительной авиации. В течение осени 1939 - весны 1940 г. были сформированы восемь эскадр, из которых шесть имели истребители Bf-H9, а две - Bf-110. При этом из-за того, что первоначально Bf-110 не хватало даже для оснащения уже имевшихся групп, некоторые группы с сентября 1939 г. по февраль 1940 г. были вооруже­ны одномоторными Bf-109D. Такие группы были временно пере­именованы в истребительные группы: II./ZG1 в JGr.101, I./ZG2 в JGr. .02, III./ZG26 в JGr.126,1./ZG52 в JGr. 152 и II./ZG76 в JGr. 176.

Сначала была полностью укомплектована JG26. Для этого 23 сентября 1939 г. на аэродроме Верль (Werl) в 27 км восточнее Дорт­мунда на базе персонала I. и II./JG26 была сформирована. III./JG26 во главе с гауптманом Вальтером Кинитцом (Walter Kienitz) (Он был командиром III./JG26 с 23.09 по 31.10.1939 г., а затем с 01.02 по 31.08.1940г. командовал III./JG3).

Затем в октябре были созданы сразу три эскадры:

JG27 оберст-лейтенанта Макса Ибеля была сформирована на аэродроме Мюнстер-Хандорф (Munster-Handorf). Первоначаль­но в ее состав вошла только одна I./JG27 гауптмана Гельмута Риге­ля (Helmut Riegel),

JG52 майора Мерхарта фон Бернегга была сформирована на аэродроме Бобинген (Bobingen) в 12 км юго-западнее Аугсбурга. В нее вошли уже имевшаяся I./JG52 гауптмана Дитриха фон Пфейла и вновь созданная II./JG52 во главе с гауптманом Хансом-Гюнтером фон Корнатцки (Hans-Gimther von Kornatzki),

- JG77 оберст-лейтенанта Эйтеля Рёдигера фон Мантейфеля (Eitel Rodiger von Manteuffel) была сформирована на аэродроме Ноймюнстер (Neumunster) в 33 км южнее Киля. В ее состав были включены уже имевшиеся I./JG77 (22.11.1940 г. была переименована в IV./JG51. «Новая» I./JG77 была сформирована в феврале 1941 г. в Ставангере) гауптмана Йоханнеса Янке и II./JG77 оберст-лейтенанта Карла Шумахера.

1 ноября в Висбадене была сформирована III./JG53 гауптма­на Вернера Мёльдерса. JG53 стала второй полностью укомплек­тованной, т.е. имевшей в своем составе три группы, истребитель­ной эскадрой Люфтваффе. Приблизительно в то время новый командир JG53 генерал-майор Ханс Кляйн (Hans Klein) (В ходе Первой мировой войны, летая в составе Jasta 4 и 10, он одержал 22 победы) решил придумать специальную эмблему для эскадры. После просмот­ра нескольких вариантов, среди которых были и изображение орла и стилизованной свастики, он выбрал белый ромб с чер­ным тузом пик - «Pik-As» (В этом названии была некоторая игра слов, т.к. слово «as» в переводе с французского означало «туз» и в то же время термин «ас» применялся по отношению к лучшим летчикам-истребителям). Кляйн говорил: «Противник должен хорошо знать пашу эмблему. Он должен понимать, что если он встретил нас, то это означает для него ничего хорошего. И ког­да англичане или французы говорят об эскадре «Pik-As», то де­лать это они должны с уважением». Эмблема быстро прижи­лась, и JG53 стали называть «Pik-As».

Похожую эмблему - белый ромб с черной окантовкой и крас­ным червовым тузом - выбрали для себя пилоты JG77, вследствие чего эскадра получила наименование «Hers-As».

В конце ноября 1939 г. были образованы еще две эскадры:

- JG51 оберста Теодора Остеркампа была сформирована в Мюнстере. В нее вошли I./JG51 майора Эрнста фон Берга и II ./JG51 май­ора Крамера, созданная еще в октябре на аэродроме Фюрстенфельдбрук (Furstenfeldbruck) в 23 км западнее Мюнхена на основе I./JG71,

- JG1, командиром которой стал оберст-лейтенант Карл Шу­махер, была сформирована в Евере. На тот момент в ее составе был только штаб и I./JG1 (05.07.1940г. была переименована в III./JG27. «Новая» I./JG1 была сформирована только 01.04.1943 г. на основе IV./JG1) майора Бернхарда Волгенды.

3 января 1940 г. в Магдебурге была сформирована II./JG27 гауптмана Эриха фон Зелле (Erich von Selle) (Он был командиром II./JG27 с 03.01 по 31.01.1940г., а затем до 30.09.1940 г. командовал II./JG3. С 15.12.1942г. по 31.03.1944 г. о берет-лейтенант фон Зелле занимал должность командира учебной JG101. Всего на его счету было 7 побед).

1 февраля в Бобингене была образована JG54 во главе с майором Мартином Меттигом. Правда, в ее составе пока была только одна I./JG54, созданная еще 15 сентября 1939 г. на аэродроме Херцогенаурах на основе I./JG70.

В течение февраля - марта 1940 г. были укомплектованы эскадры JG2, JG3 и JG52.1 февраля в Цербсте была сформирована II./JG3 (25.11.1944 г. была переименована в I./JG7. В тот же день на основе II./JG7 была сформирована «новая» II./JG3) гауптмана Эриха фон Зелле. Затем 1 марта были созданы еще две группы: в Йене III./JG3 гауптмана Вальтера Кинитца, а на аэродроме Штрауссберг (Straussberg) в 34 км восточнее Берлина III./JG52 (30.11.1940 г. на аэродроме Пипера (Pipera) рядом с Бухарестом на ее основе была сформирована I./JG28. Однако уже 31.12.1940 г. I./JG28 была переименована обратно в III./JG52) гауптмана Вольфа-Генриха фон Хоувальда. И наконец, 15 марта на аэродроме Бург (Burg) в 22 км северо-восточнее Маг­дебурга была сформирована III./JG2 майора Эриха Микса (Erich Mix) (Он участвовал еще в Первой мировой войне и одержал две победы. В 30-е годы Микс был мэром Висбадена. После начала Второй мировой войны он вступил в Люфтваффе и, снова начав летать, сбил еще 8 самоле­тов. Микс был командиром III./JG2 с 15.03.1940 г. по 26.09.1940 г. 21.05.1940 г. его BF-109Е-3 W.Nr. 1526 был сбит и совершил вынужденную посадку в районе г. Руа, при этом сам Микс получил легкие ранения. С сентября 1941 г. по август 1942 г. оберст-лейтенант Микс командовал I./JG1, а затем служил на различных штабных должностях).

В апреле 1940 г. в дополнение к уже имевшейся ZG26 в составе Люфтваффе были сформированы еще две эскадры Bf-110:

- ZG2 майора Фридриха Фолльбрахта (Friedrich Vollbracht) (Он одержал две победы еще в Первой мировой войне. В ходе начав­шейся Второй мировой войны он сбил еще два самолета. 13.10.1940 г. оберст-лейтенант Фолльбрахт был награжден Рыцарским Крестом. До конца войны оберст Фолльбрахт занимал различные штабные посты) была сформирована 1 апреля на аэродроме Грисхайм (Griesheim) в 28 км южнее Франкфурта-на-Майне. В нее первоначально вошла только одна I./ZG2 майора Йоханнеса Гентцена,

- ZG76 майора Вальтера Грабманна была сформирована 15 ап­реля на аэродроме Кёльн-Ван (Koln-Wahn). В ее состав вошли уже имевшиеся I./ZG76 гауптмана Гюнтера Рейнеке (Gunther Reineke) и II./ZG76 гауптмана Эриха Грота (Erich Groth).

 

По состоянию на 10 мая 1940 г. в составе истребительной авиа­ции Люфтваффе находилось:

Тип самолета

Всего самолетов

В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов

Аг-68

Bf-109D

Вf-109Е

Bf-110C/D

36

42

1114

359

13

36

921

241

Всего:

1551

1211

 

С 3 сентября 1939 г. по 25 июня 1940 г. в боях над Западной Европой истребительная авиация потеряла 355 Bf-109 и Bf-110.

В июне - июле 1940 г. были полностью укомплектованы все че­тыре оставшиеся эскадры: JG27, JG51, JG54 и JG77. Однако надо отметить, что все новые группы были созданы на основе уже имев­шихся:

- III./JG27 гауптмана Иоахима Шлихтинга была сформирова­на на основе I./JG1,

- III./JG51 гауптмана Ханнеса Траутлофта была сформирова­на во Франции на аэродроме Сент-Омер (St.Omer), расположен­ном в 36 км юго-восточнее Кале, на основе I./JG20,

- II./JG54 майора Краута (Kraut) была сформирована в Гол­ландии на аэродроме Влиссинген (Vlissingen) в 81 км юго-западнее Роттердама на основе I./JG76,

- III./JG54 (25.02.1945 г. была переименована в IV./JG26. «Новая» III./JG54 была сформирована 27.02.1945 г. на основе II./ZG76) гауптмана Фритца Ульча (Fritz Ultsch) (Погиб осенью 1940 г. в ходе «битвы за Англию») была сформирована на аэродроме Йесау на основе I./JG21,

- III ./JG77 гауптмана Генриха Зеелигера (Heinrich Seeliger) была сформирована в Тронхейме на основе II.(J)/Tr.Gr.l86.

26 июня были образованы две группы Bf-110, но и при их созда­нии были использованы уже имевшиеся группы:

- II./ZG2 гауптмана Харри Карла (Harry Carl) (16.08.1940г. в бою над Ла-Маншем Bf-110 майора Карла получил тяжелые повреждения, но все же смог «дотянуть» до французского по­бережья. Однако во время вынужденной посадки «Мессершмитт» по­терпел аварию и майор Отт погиб) была сформи­рована на аэродроме Фрейбург (Freiburg) в 130 км юго-западнее Штутгарта на основе I./ZG52,

- III./ZG76 гауптмана Фридриха-Карла Дикорэ (Friedrich-Karl Dikore) (Погиб 15.08.1940 г., когда его Bf-110 был сбит над Ла-Маншем) была сформирована в Трире на основе II./ZG1.

 

По состоянию на 13 августа 1940 г. в составе истребительной авиации Люфтваффе находилось:

Тип самолетов

Всего самолетов

В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов

Bf-109E

Bf-110C

Bf-110D

944

248

55

821

201

45

Всего:

1247

1067

 

Первым по-настоящему серьезным испытанием для истребитель­ной авиации Люфтваффе стала «битва за Англию». Только в тече­ние августа 1940 г. было потеряно 352 истребителя: 229 Bf-109 и 123 Bf-110, погибли, пропали без вести и попали в плен 242 пилота, еще 47 были ранены. Наиболее тяжелые потери в ходе «битвы за Анг­лию» понесли эскадры, оснащенные Bf-110, которые потеряли в общей сложности 223 самолета.

 

Активность и потери истребительной авиации Люфтваффе в ходе «битвы за Англию»

Период

Количество вылетов

Боевые потери

Небоевые потери

1-7 июля

750

3

9

8- 14 июля

1100

26

2

15-21 июля

800

9

3

22 июля - 4 августа

700

4

6

5-11 августа

1950

40

5

12-18 августа

3825

150

7

19-25 августа

1975

41

5

26 августа - 1 сентября

4700

105

6

2-8 сентября

4050

121

8

9- 15 сентября

1875

54

7

16 -22 сентября

1200

14

7

23 - 29 сентября

1325

64

5

30 сентября - 6 октября

1250

44

8

Всего:

25500

675

78

 

21 ноября 1940 г. на аэродроме Маркиз (Marquise) в 17 км юго-западнее Кале на основе I./JG77 была сформирована IV./JG51 под командованием гауптмана Иоханнеса Янке. Это было единственное изменение в структуре дневной истребительной авиации за период с июля 1940 г. по январь 1942 г. В течение этих полутора лет не было сформировано ни одной новой группы. Даже, наоборот, общая численность групп дневных истребителей снизилась. В сен­тябре 1940 г. I./ZG76 была переименована в II./NJG1. Тогда же в сентябре была распущена ZG2, а ее персонал был передан в состав вновь формируемых групп ночных истребителей. Затем 24 апреля 1941 г. 1II./ZG76 была преобразована в II./SKG210, и, наконец, 1 ноября 1941 г. на основе II./ZG76 была сформирована 1II./NJG3.

В ноябре 1941 г. Люфтваффе одного за другим потеряли двух известных асов. 17 ноября покончил жизнь самоубийством началь­ник технического управления Люфтваффе генерал-оберст Эрнст Удет (Ernst Udet). В ходе Первой мировой войны он одержал 62 победы, больше побед было только на счету барона Манфреда фон Рихтхофена. 22 ноября в авиакатастрофе в районе Бреслау погиб инспектор истребительной авиации оберст Вернер Мёльдерс, летевший с Восточного фронта в Берлин на похороны Удета. На. его счету было 115 побед, из которых 14 он одержал во время граждан­ской войны в Испании. В память об Эрнсте Удете эскадра JG3 полу­чила почетное наименование «Удет», a JG51, командиром которой б течение последнего года был Вернер Мёльдерс, было присвоено наименование «Мёльдерс».

4 декабря 1941 г. собственное наименование «Зеленое сердце» («Grunherz») получила и JG54. Оно произошло от эмблемы эскадры - зеленого сердца, которое первоначально было персональной эмб­лемой Ханнеса Траутлофта. Он был родом из Тюрингии, которую называли зеленым сердцем Германии, и потому еще в Испании на­рисовал на борту своего «Мессершмитта» большое зеленое сердце. 25 августа 1940 г. майор Траутлофт был назначен командиром J G54 вместо майора Мартина Меттига и зеленое сердце стало офици­альной эмблемой эскадры.

В январе 1942 г. была полностью укомплектована JG1:

- II./JG1 гауптмана Ханса фон Хана (Hans vonHahn) была сфор­мирована на аэродроме Катвейк (Katwijk) в 15 км северо-западнее Гааги на основе I./JG3 (Тогда в Висбадене была сформирована «новая» I./JG3 во главе с гауптманом Георгом Михалеком (Georg Michalek)),

- III./JG1 (01.04.1943 г. была переименована в I./JG11. Тогда же на аэродроме Делен была сформирована «новая» III./JG1) гауптмана Герберта Кийевски (Herbert Kijewski) (Командир II./JG1 майор Кийевски погиб 16.04.1943 г., когда в бою со «Спитфайрами» его FW-190A-5 был сбит в районе г. Влиссингена, в 81 км юго-западнее Роттердама. Всего на его снегу была 21 победа) была сформирована на аэродроме Хузум (Husum), расположенном на побережье Гельголандской бухты в 70 км северо-западнее Киля, на основе учебно-боевых эскадрилий JG2, JG27 и JG52,

- IV./JG1 гауптмана Гюнтера Шольца (Giinther Scholz) была сформирована на аэродроме Ванн (Vannes) на основе учебно-бое­вых эскадрилий JG2, JG26, JG51 и JG53.

Одновременно в 1942 г. началась новая, уже третья по счету «вол­на» создания эскадр двухмоторных истребителей Bf-110. Сначала 4 января на аэродроме Лехфельд (Lechfeld) на основе SKG210 была образована ZG1 под командованием майора Арведа Крюгера (Arved Cruger). В ее состав вошли:

- I./ZG1 («Старая» I./ZG1 была распущена еще 22.06.1940г., частично ее персо­нал вошел в состав I./NJG1.13.10.1943 г. она была переименована BI./ZG26. Тогда же в Бресте, Франция, на базе V./KG40 была сформирована «новая» I./ZG1) майора Ульриха Дизинга (Ulrich Diesing), созданная на основе I./SKG210,

- II./ZG1 (В июле 1944 г. была переименована в III./JG76) гауптмана Рольфа Кальдрака, сформированная в Брянске на основе II./SKG210,

- III ./ZG1 (11.10.1943 г. была переименована B/II./ZG26. Тогда же во Франции на аэродроме Бордо-Мериньяк (Вогёеаих-Merignac) была сформирована «новая» III./ZG1. 05.08.1944 г. на ее основе была сформирована III./JG4) майора Роланда Борта (Roland Bohrt), сформированная заново.

Затем в апреле на аэродроме Ландсберг-ам-Лех (Landsberg am Lea) в 52 км западнее Мюнхена была сформирована «новая» ZG2 во паве с оберстом Ральфом фон Реггбергом (RalfvonRettberg). В нее вошли:

- I./ZG2, созданная на основе I./ZG26 (Одновременно была распущена и 11./ZG26, а персонал передан в состав ZG1 и ZG2. Штаб ZG26 еще 29.09.1941 г. был преобразован в штаб NJG3),

- II./ZG2 майора Герхарда Вейерта (Gerhard Weyert) (Участвовал в войне в Испании, летая на Ju-87A-1), одна часть которой была сформирована в Лаадсберге, а другая - в Австрии на аэродроме Вена-Асперн,

- III./ZG2 гауптмана ВильгельмаХахфельдa (Wilhelm Hachfeld).

Однако и «новая» ZG2 просуществовала недолго. В августе сна­чала была распущена I./ZG2, а ее персонал был передан в состав NJG4 и III./ZG1. В сентябре на основе II./ZG2 была сформирована груша ночных истребителей I./NJG5. Затем 20 декабря 1942 г. III./ZG2 была переименована в III./SKG10 и эскадра была оконча­тельно распущена.

В мае 1942 г. в Петсамо (ныне г. Печенга) была сформирована новая истребительная эскадра JG5, получившая наименование «Eimeer» («Полярное море»). Ее командиром был назначен оберст-лейтенант Готтхард Хандрик. В состав JG5 вошли:

- I./JG5 (14.10.1944г. была переименована в III./JG6) гауптмана Герхарда фон Верена (Gerhard von Wehren), сформированная 21 января в Ставангере на основе I./JG77,

- II./JG5 (20.10.1944 г. была переименована в IV./JG4. «Новая» II./JG5 была сформирована в феврале 1945 г. на основе части экипажей IV./ZG26) майора Хеннига Штрюмпелля, также сформирован­ная еще 21 января в Петсамо на основе истребительной группы спе­циального назначения (Jagdgruppe z.b.V.),

III./JG5 гауптмана Гюнтера Шольца, сформированная 10 марта в Тронхейме на основе IV./JG1 (Тогда же на аэродроме Вернойхен была сформирована «новая» IV./JG1, которая 01.04.1942 г. была переименована в I./JG1).

В июле 1942 г. состав эскадры «Eismeer» увеличься до четырех групп, когда в Тронхейме на основе истребительной группы «Трон­хейм» (Jagdgruppe Tronheim) была создана IV./JG5 во главе с гауптманом Хансом Кригелем (Hans Kriegel).

В течение 1943 г. были сформированы три истребительные эс­кадры, одна из них была оснащена Bf-109, а две имели на вооруже­нии Bf-110.

1 апреля на аэродроме Евер была создана JG11 во главе с майо­ром Антоном Мадером (Anton Mader) (С 26.05.1941 г. по 07.03.1943 г. он был командором II./JG77. С 01.04.1943 г. по ноябрь 1943 г. майор Мадер занимал должность командира JG11, а затем с 28.01. по 01.10.1944 г. оберст-лейтенант Мадер был командиром JG54. Всего на его счету было 86 побед, из них 61 он одержал в боях на Восточном фронте). В ее состав вошли:

- I./JG11 майора Вальтера Шписа (Walter Spies) (Погиб 12.12.1944 г. в районе г. Дармштадп в 28 км южнее Франкфурта-на-Майне в бою с Р-51. Всего на его счету было 7 побед, из них 3 - на Восточном фронте), сформирован­ная в Хузуме на основе 1II./JG1,

- II./JG11 гауптмана Гюнтера Бейзе (Gimther Rise), сформиро­ванная в Евере на основе I./JG1,

- III./JG11 гауптмана Эрнста-Гюнтера Хейнце (Ernst-Gimther Heinze) (Всего на его счету было 13 побед, из них 9 - на Восточном фронте), сформированная в мае - июне на аэродроме Ноймюнстер в 33 км южнее Киля на основе частей первых двух групп.

Потом в августе в Ансбахе была сформирована «новая» ZG76 под командованием оберст-лейтенанта Теодора Россиваля. Первоначально в ней было только две группы. В ноябре было начато формирование II1./ZG76, однако она так и не была укомплектована, и уже в апреле 1944 г. ее персонал был включен в состав I./ZG76.

Затем 13 октября на аэродроме Вукторф (Wunstorf) в 20 км за­паднее Ганновера была сформирована и «новая» ZG26 под коман­дованием оберст-лейтенанта Карла Бёсм-Теттельбаха (Karl Bohm-Tettelbach). В нее вошли:

I./ZG26, созданная на аэродроме Бад-Липпшпринге (Bad Lippspringe) в 83 км юго-восточнее Мюнстера на основе I./ZG1,

- II./ZG26 гауптмана Эдуарда Тратта (Eduard Tratt), сформи­рованная на аэродроме Хильдесхайм (Hildesheim) в 29 км юго-восточнее Ганновера на основе III./ZG1,

- III./ZG26 майора Фритца Шульце-Диккова (Fritz Schulze-Dickow) (21.12.1942 г. командир 8./ZG26 обер-лейтенант Шульце-Дикков за успешные действия в Северной Африке был награжден Рыцарским Крес­том. С 20.03. по 01.07.1943 г. он командовал учебной I./ZG101. Майор Шульце-Дикков командовал III./ZG26с 12.07.1943 г. по 11.02.1944 г., а затем с 11.08.1944г. по 15.03.1945г. он занимал должность командира учебной H./ZG101).

В 1943 г. были созданы и три новые истребительные группы:

- I./JG4 гауптмана Франца Хана (Franz Hahn) (Погиб 22.01.1944 г. в Италии. Всего на его счету было 17 побед, из них 9 он одержал на Восточном фронте) была сформи­рована 10 января на румынском аэродроме Мизил (Mizil) в 35 км восточнее Плоешти,

- IV./JG3 майора Франца Бейера (Franz Beyer) была сформиро­вана 1 июня на аэродроме Нойбиберт (Neubiberg),

- IV./JG27 гауптмана Рудольфа Зиннера (Rudolf Sinner) (Всего на его счету было 39 побед, в т.ч. 3 на Восточном фронте и 3 на Ме-262. 04.04.1945г. его Ме-262А был сбит в бою в районе аэродрома Пархим. Зиннер получил тяжелое ранение но сумел выпрыгнуть на пара­шюте. В ходе войны он выполнил 390 боевых вылетов, при этом сам Зин­нер 12 раз был сбит. Пять раз он был ранен, трижды выпрыгивал на пара­шюте и трижды совершал вынужденную посадку на вражеской террито­рии. Один раз он сам приземлился за линией фронта, чтобы вывезти сбитого товарища) была сформирована в конце мая - начале июня на греческом аэродроме Каламаки (Kalamaki).

21 июля 1943 г. специально для борьбы с английскими разведчиками «Москито» (DeHavilland «Mosquito»), практически беспре­пятственно летавшими над Рейхом, были сформированы две истребительные группы, оснащенные высотными «Мессершмиттами»:

- истребительная группа «Север» (Jagdgruppe Nord der ObdL) под командованием оберст-лейтенанта Герберта Ихлефельдг бази­ровалась на аэродроме Берлин-Штаакен и на аэродроме Гарделеген (Gardelegen), расположенном в 46 км севернее Магдебурга,

- истребительная группа «Юг» (Jagdgruppe Sud der ObdL) во главе с майором Германом Графом (Hermann Graf) размещалась на аэродроме Висбаден-Эрбенхайм.

15 августа было решено на их основе сформировать две эскадры высотных истребителей. Истребительная группа «Север» потупила обозначение JG25, а истребительная группа «Юг» - JG50. Однако из-за нехватки высотных Bf-109 процесс формирования этих эскадр фактически так и не начался, и в декабре 1943 г. JG25 и JG50 (Ее пилоты вошли в состав I ./JG301) были официально распущены.

 

Численность дневной истребительной авиации Люфтваффе в 1942 - 44 гг. (без учета групп Bf-110)

Дата

Восточный фронт

Западный фронт

Всего

31.03.1942г.

30.09.1942г.

31.12.1942г.

31.03.1943г.

30.09.1943г.

31.12.1943г.

31.03.1944г.

454

611

395

612

531

473

513

803

859

848

849

1119

1066

1165

1257 1670 1243 1461 1650 1539 1578

 

В апреле 1944 г. состав дневной истребительной авиации 1юфт-ваффе увеличился за счет того, что эскадры одноместных ночных истребителей JG300, JG301 и JG302 были преобразованы в эскадры обычных дневных истребителей. В июне 1944 г. JG302 была распу­щена, а ее персонал был передан в остальные две эскадры.

11 мая 1944 г. в воздушном бою над Бельгией погиб один из известнейших асов и командиров Люфтваффе оберст Вальтер Оесау.

В знак признания его заслуг эскадра JG1, командиром которой он был в последнее время, получила почетное наименование «Оесау».

15 июня на аэродроме Ансбах (Ansbach) в 40 км юго-западнее Нюрнберга на основе истребительной эскадры особого назначения (JG z.b.V.) (Ее штаб был сформирован 20.04.1944 г. в Касселе и координировал действия III./JG3,1./JG5, II./JG27, II./JG53 и III./JG54) была сформирована JG4 под командованием майора Герхарда Шёпфеля (Gerhard Schopfel). Фактически на тот момент в ее составе была только одна I./JG4 гауптмана Вальтера Хёкнера (Walter Hockner), действовавшая в Италии.

Однако уже через месяц, 12 июля, JG4 была окончательна уком­плектована. В ее состав в тот день вошли:

- II./JG4 оберст-лейтенанта Ханса-Гюнтера фон Корнатцки, сформированная на аэродроме Зальцведель (Salzwedel) в 112 км северо-восточнее Ганновера на основе I./ZG1,

- III./JG4 гауптмана Фридриха Эберле (Friedrich Eberle), сформи­рованная на аэродроме Ротенбург (Rotenburg) в 35 км восточнее Бремена на основе III./ZG1.

В июле 1944 г. эскадры двухмоторных Bf-110, входившие в сос­тав дневной истребительной авиации, были окончательно распу­щены, а вместо них созданы две эскадры Bf-109:

- JG6 оберст-лейтенанта Йохана Коглера (Johann Koglei) (С 20.03.1943 г. по 14.01.1944г. майор Коглер командовал 7чебной ZG101. 01.01.1945 г. во время проведения операции «Боденплатте» его FW-190D-9 W.Nr.980543 был сбит и оберст-лейтенант Коглер попал в плен) была сформирована в Кенигсберге на основе ZG26. К новой эскадре от ZG26 перешло и наименование «Хорст Вессель». I./ZG26 была пере­именована в I./JG6, a II./ZG26 в I1./JG6.

- JG76 майора Антона Хакла (Anton Hackl) была сформирована в Зальцбурге на основе ZG76. В нее вошли I./JG76, образованная на аэродроме Бонн-Хангелар (Bonn-Hangelar) на основе I./ZG76, и III./JG76, созданная на аэродроме Штаде (Stade) в 37 км заднее Гамбурга на основе II./ZG1.

Однако JG76 просуществовала недолго, и уже в октября эскад­ра была распущена:

- на основе I./JG76 была сформирована IV./JG300,

- на основе 1II./JG76 на аэродроме Хюфинген (Hufmgerf в 46 км юго-восточнее Фрейбурга была сформирована IV./JG53 под коман­дованием гауптмана Ханса Морра (Hans Morr) (Погиб 29.10.1944г., когда его Bf109G-14 W.Nr.462976 в бою с Р-51 был сбит севернее Карлсруэ. Всего на его счету было 12 побед).

Одновременно в октябре 1944 г. за счет групп JG5, понесших большие потери в боях над Францией, были укомплектованы вновь сформированные JG4 и JG6:

- на основе 1./JG5в Шверине была сформирована III./JG6,

- на основе II./JG5 на аэродроме Финстервальде (Finsterwalde) в 97 км север» -восточнее Лейпцига была сформирована IV./4 гауптмана Франца. Винхузена (Franz Wienhusen) (Погиб 03.12.1944г., когда его Bf-109G был сбит зенитной артилле­рией в районе Ахена. Всего на его счету было 12 побед).

В декабре 1944 г. были сформированы две истребительные эс­кадры новейших истребителей Me-163 и Ме-262, которые, по мне­нию руководства Люфтваффе могли оказать серьезное влияние на весь ход воздушной войны над Западной Европой.

JG7 была оснащена реактивными истребителями Ме-262А. Она получила почетное наименование «Новотны» в память об известном асе Люфтваффе майоре Вальтере Новотны (Walter Nowotny).JGr'7 стала последней эскадрой Люфтваффе, которой было присвоено собственное наименование.

Формально JG7 была создана еще 25 августа 1944 г. в Кенигс­берге на основе распущенной бомбардировочной эскадры KG 1. Ее планировалось оснастить истребителями Bf-109G и FW-190A, од­нако из-за нехватки самолетов формирование эскадры тогда так и не было завершено. В ноябре командование Люфтваффе приняло решение использовать частично созданную JG7, чтобы на ее основе сформировать эскадру Ме-262А.

Этот процесс сопровождался неожиданными и даже, можно ска­зать, лихорадочными сменами обозначений групп. Так, 24 ноября II./JG7 гауптмана Герхарда Баекера (Gerhard Backer) была пере­именована в II./JG3, a I./JG7 получила обозначение II./JG7. Одно­временно на аэродроме Бранденбург-Брист (Brandenburg-Briest) на основе «старой» II./JG3 была сформирована «новая» 1./JG7.

К 1 декабря организационная структура JG7 приобрела закон­ченный вид. В состав эскадры, командиром которой был назначен оберст Йоханнес Штейнхоф (Jochannes Stemhoff), вошли:

- I./JG7 гауптмана Теодора Вейссенбергера (Theodor WeiBen-berger),

- II./JG7 майора Германа Штайгера (Hermann Staiger),

- III./JG7 майора Эриха Хохагена (Erich Hohagen), которая была сформирована 19 ноября на аэродроме Лехфельд на основе экспери­ментального командования «Новотны» (Erprobungskommando Nowotny) (Было сформировано 26.09.1944 г. на основе III./ZG26).

В декабре 1944 г. на аэродроме Брандис (Brandis) была оконча­тельно сформирована и первая эскадра ракетных истребителей Me-163. В состав JG400 майора Вольфганга Шпёте (Wolfgang Spate) вошли:

- I./JG400 гауптмана Роберта Олейника (Robert Olejnik), создан­ная еще в июле 1944 г. на голландском аэродроме Венло (Venlo),

- II./JG400 гауптмана Опитца (Opitz), сформированная на аэро­дроме Штаргард (Stargard) в нескольких километрах южнее Нойбранденбурга,

- III./JG400, созданная на аэродроме Удетфельд (Udetfeld) неда­леко от Бреслау.

Общая ситуация, в которой оказалась Германия в начале 1945 г., не могла не сказаться и на общем состоянии дел Люфтваффе. Чис­ленность дневной истребительной авиации быстро сокращалась. Все три истребительные группы, сформированные зимой - весной 1945 г., были созданы на основе уже имевшихся групп:

- IV./JG27 майора Рудольфа Клемма (Rudolf Klemm) была сфор­мирована 25 февраля на аэродроме Фарельбуш (Varellbusch) в 17 км южнее Вильгельмсхафена на основе III./JG54,

- «новая» III./JG54 во главе с гауптманом Карлом Фритцем Шлоссштейном (Karl Fritz SchloBstein) (С 01.06 по 05.07.1944 г. он был командиром учебной I./ZG101) была сформирована 27 фев­раля на аэродроме Гроссенхайн (Grossenhain) в 32 км северо-запад­нее Дрездена на основе II./ZG76,

- IV./JG7 оберст-лейтенанта Хейнца Бэра (Heinz Bar) была сфор­мирована 3 мая на аэродроме Максглам (Maxglam) около Зальц­бурга на основе Jagdverband 44. При этом надо отметить, что к этому моменту война практически завершилась и с военной точки зрения ее создание уже не имело никакого смысла.

Несмотря на огромные потери, дневная истребительная авиация до самого конца Второй мировой войны оставалась самой много­численной в Люфтваффе. Так, к 15 апреля ночная истребительная авиация располагала 520 самолетами, в составе штурмовой авиации было 1144 самолета, а бомбардировочная авиация имела всего 305 самолетов. По состоянию же на 1 - 12 апреля 1945 г. в составе ис­требительной авиации Люфтваффе числилось:

 

Тип самолетов

Всего самолетов

В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов

Bf-109

1202

950

FW-190

1097

895

Та-152

16

8

Me-163

120

21

Ме-262

112

57

Не-162

16

10

Всего:

2563

1941

 

В ходе Второй мировой войны погибло приблизительно 8500 пилотов дневной истребительной авиации Люфтваффе, еще около 2700 пропали без вести или попали в плен. Кроме того, около 9100 летчиков в ходе боевых вылетов были ранены.