Развитие дневной истребительной авиации Люфтваффе в ходе Второй мировой войны
По состоянию на 1 сентября 1939 г. в составе истребительной авиации Люфтваффе находилось:
Тип самолета |
Всего самолетов |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
Ar-68 |
33 |
22 |
Bf-109D |
422 |
368 |
Bf-109E |
694 |
625 |
Bf-110C |
102 |
90 |
Всего: |
1251 |
1105 |
После завершения польской кампании начался быстрый рост истребительной авиации. В течение осени 1939 - весны 1940 г. были сформированы восемь эскадр, из которых шесть имели истребители Bf-H9, а две - Bf-110. При этом из-за того, что первоначально Bf-110 не хватало даже для оснащения уже имевшихся групп, некоторые группы с сентября 1939 г. по февраль 1940 г. были вооружены одномоторными Bf-109D. Такие группы были временно переименованы в истребительные группы: II./ZG1 в JGr.101, I./ZG2 в JGr. .02, III./ZG26 в JGr.126,1./ZG52 в JGr. 152 и II./ZG76 в JGr. 176.
Сначала была полностью укомплектована JG26. Для этого 23 сентября 1939 г. на аэродроме Верль (Werl) в 27 км восточнее Дортмунда на базе персонала I. и II./JG26 была сформирована. III./JG26 во главе с гауптманом Вальтером Кинитцом (Walter Kienitz) (Он был командиром III./JG26 с 23.09 по 31.10.1939 г., а затем с 01.02 по 31.08.1940г. командовал III./JG3).
Затем в октябре были созданы сразу три эскадры:
— JG27 оберст-лейтенанта Макса Ибеля была сформирована на аэродроме Мюнстер-Хандорф (Munster-Handorf). Первоначально в ее состав вошла только одна I./JG27 гауптмана Гельмута Ригеля (Helmut Riegel),
— JG52 майора Мерхарта фон Бернегга была сформирована на аэродроме Бобинген (Bobingen) в 12 км юго-западнее Аугсбурга. В нее вошли уже имевшаяся I./JG52 гауптмана Дитриха фон Пфейла и вновь созданная II./JG52 во главе с гауптманом Хансом-Гюнтером фон Корнатцки (Hans-Gimther von Kornatzki),
- JG77 оберст-лейтенанта Эйтеля Рёдигера фон Мантейфеля (Eitel Rodiger von Manteuffel) была сформирована на аэродроме Ноймюнстер (Neumunster) в 33 км южнее Киля. В ее состав были включены уже имевшиеся I./JG77 (22.11.1940 г. была переименована в IV./JG51. «Новая» I./JG77 была сформирована в феврале 1941 г. в Ставангере) гауптмана Йоханнеса Янке и II./JG77 оберст-лейтенанта Карла Шумахера.
1 ноября в Висбадене была сформирована III./JG53 гауптмана Вернера Мёльдерса. JG53 стала второй полностью укомплектованной, т.е. имевшей в своем составе три группы, истребительной эскадрой Люфтваффе. Приблизительно в то время новый командир JG53 генерал-майор Ханс Кляйн (Hans Klein) (В ходе Первой мировой войны, летая в составе Jasta 4 и 10, он одержал 22 победы) решил придумать специальную эмблему для эскадры. После просмотра нескольких вариантов, среди которых были и изображение орла и стилизованной свастики, он выбрал белый ромб с черным тузом пик - «Pik-As» (В этом названии была некоторая игра слов, т.к. слово «as» в переводе с французского означало «туз» и в то же время термин «ас» применялся по отношению к лучшим летчикам-истребителям). Кляйн говорил: «Противник должен хорошо знать пашу эмблему. Он должен понимать, что если он встретил нас, то это означает для него ничего хорошего. И когда англичане или французы говорят об эскадре «Pik-As», то делать это они должны с уважением». Эмблема быстро прижилась, и JG53 стали называть «Pik-As».
Похожую эмблему - белый ромб с черной окантовкой и красным червовым тузом - выбрали для себя пилоты JG77, вследствие чего эскадра получила наименование «Hers-As».
В конце ноября 1939 г. были образованы еще две эскадры:
- JG51 оберста Теодора Остеркампа была сформирована в Мюнстере. В нее вошли I./JG51 майора Эрнста фон Берга и II ./JG51 майора Крамера, созданная еще в октябре на аэродроме Фюрстенфельдбрук (Furstenfeldbruck) в 23 км западнее Мюнхена на основе I./JG71,
- JG1, командиром которой стал оберст-лейтенант Карл Шумахер, была сформирована в Евере. На тот момент в ее составе был только штаб и I./JG1 (05.07.1940г. была переименована в III./JG27. «Новая» I./JG1 была сформирована только 01.04.1943 г. на основе IV./JG1) майора Бернхарда Волгенды.
3 января 1940 г. в Магдебурге была сформирована II./JG27 гауптмана Эриха фон Зелле (Erich von Selle) (Он был командиром II./JG27 с 03.01 по 31.01.1940г., а затем до 30.09.1940 г. командовал II./JG3. С 15.12.1942г. по 31.03.1944 г. о берет-лейтенант фон Зелле занимал должность командира учебной JG101. Всего на его счету было 7 побед).
1 февраля в Бобингене была образована JG54 во главе с майором Мартином Меттигом. Правда, в ее составе пока была только одна I./JG54, созданная еще 15 сентября 1939 г. на аэродроме Херцогенаурах на основе I./JG70.
В течение февраля - марта 1940 г. были укомплектованы эскадры JG2, JG3 и JG52.1 февраля в Цербсте была сформирована II./JG3 (25.11.1944 г. была переименована в I./JG7. В тот же день на основе II./JG7 была сформирована «новая» II./JG3) гауптмана Эриха фон Зелле. Затем 1 марта были созданы еще две группы: в Йене III./JG3 гауптмана Вальтера Кинитца, а на аэродроме Штрауссберг (Straussberg) в 34 км восточнее Берлина III./JG52 (30.11.1940 г. на аэродроме Пипера (Pipera) рядом с Бухарестом на ее основе была сформирована I./JG28. Однако уже 31.12.1940 г. I./JG28 была переименована обратно в III./JG52) гауптмана Вольфа-Генриха фон Хоувальда. И наконец, 15 марта на аэродроме Бург (Burg) в 22 км северо-восточнее Магдебурга была сформирована III./JG2 майора Эриха Микса (Erich Mix) (Он участвовал еще в Первой мировой войне и одержал две победы. В 30-е годы Микс был мэром Висбадена. После начала Второй мировой войны он вступил в Люфтваффе и, снова начав летать, сбил еще 8 самолетов. Микс был командиром III./JG2 с 15.03.1940 г. по 26.09.1940 г. 21.05.1940 г. его BF-109Е-3 W.Nr. 1526 был сбит и совершил вынужденную посадку в районе г. Руа, при этом сам Микс получил легкие ранения. С сентября 1941 г. по август 1942 г. оберст-лейтенант Микс командовал I./JG1, а затем служил на различных штабных должностях).
В апреле 1940 г. в дополнение к уже имевшейся ZG26 в составе Люфтваффе были сформированы еще две эскадры Bf-110:
- ZG2 майора Фридриха Фолльбрахта (Friedrich Vollbracht) (Он одержал две победы еще в Первой мировой войне. В ходе начавшейся Второй мировой войны он сбил еще два самолета. 13.10.1940 г. оберст-лейтенант Фолльбрахт был награжден Рыцарским Крестом. До конца войны оберст Фолльбрахт занимал различные штабные посты) была сформирована 1 апреля на аэродроме Грисхайм (Griesheim) в 28 км южнее Франкфурта-на-Майне. В нее первоначально вошла только одна I./ZG2 майора Йоханнеса Гентцена,
- ZG76 майора Вальтера Грабманна была сформирована 15 апреля на аэродроме Кёльн-Ван (Koln-Wahn). В ее состав вошли уже имевшиеся I./ZG76 гауптмана Гюнтера Рейнеке (Gunther Reineke) и II./ZG76 гауптмана Эриха Грота (Erich Groth).
По состоянию на 10 мая 1940 г. в составе истребительной авиации Люфтваффе находилось:
Тип самолета |
Всего самолетов |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
Аг-68 Bf-109D Вf-109Е Bf-110C/D |
36 42 1114 359 |
13 36 921 241 |
Всего: |
1551 |
1211 |
С 3 сентября 1939 г. по 25 июня 1940 г. в боях над Западной Европой истребительная авиация потеряла 355 Bf-109 и Bf-110.
В июне - июле 1940 г. были полностью укомплектованы все четыре оставшиеся эскадры: JG27, JG51, JG54 и JG77. Однако надо отметить, что все новые группы были созданы на основе уже имевшихся:
- III./JG27 гауптмана Иоахима Шлихтинга была сформирована на основе I./JG1,
- III./JG51 гауптмана Ханнеса Траутлофта была сформирована во Франции на аэродроме Сент-Омер (St.Omer), расположенном в 36 км юго-восточнее Кале, на основе I./JG20,
- II./JG54 майора Краута (Kraut) была сформирована в Голландии на аэродроме Влиссинген (Vlissingen) в 81 км юго-западнее Роттердама на основе I./JG76,
- III./JG54 (25.02.1945 г. была переименована в IV./JG26. «Новая» III./JG54 была сформирована 27.02.1945 г. на основе II./ZG76) гауптмана Фритца Ульча (Fritz Ultsch) (Погиб осенью 1940 г. в ходе «битвы за Англию») была сформирована на аэродроме Йесау на основе I./JG21,
- III ./JG77 гауптмана Генриха Зеелигера (Heinrich Seeliger) была сформирована в Тронхейме на основе II.(J)/Tr.Gr.l86.
26 июня были образованы две группы Bf-110, но и при их создании были использованы уже имевшиеся группы:
- II./ZG2 гауптмана Харри Карла (Harry Carl) (16.08.1940г. в бою над Ла-Маншем Bf-110 майора Карла получил тяжелые повреждения, но все же смог «дотянуть» до французского побережья. Однако во время вынужденной посадки «Мессершмитт» потерпел аварию и майор Отт погиб) была сформирована на аэродроме Фрейбург (Freiburg) в 130 км юго-западнее Штутгарта на основе I./ZG52,
- III./ZG76 гауптмана Фридриха-Карла Дикорэ (Friedrich-Karl Dikore) (Погиб 15.08.1940 г., когда его Bf-110 был сбит над Ла-Маншем) была сформирована в Трире на основе II./ZG1.
По состоянию на 13 августа 1940 г. в составе истребительной авиации Люфтваффе находилось:
Тип самолетов |
Всего самолетов |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
Bf-109E Bf-110C Bf-110D |
944 248 55 |
821 201 45 |
Всего: |
1247 |
1067 |
Первым по-настоящему серьезным испытанием для истребительной авиации Люфтваффе стала «битва за Англию». Только в течение августа 1940 г. было потеряно 352 истребителя: 229 Bf-109 и 123 Bf-110, погибли, пропали без вести и попали в плен 242 пилота, еще 47 были ранены. Наиболее тяжелые потери в ходе «битвы за Англию» понесли эскадры, оснащенные Bf-110, которые потеряли в общей сложности 223 самолета.
Активность и потери истребительной авиации Люфтваффе в ходе «битвы за Англию»
Период |
Количество вылетов |
Боевые потери |
Небоевые потери |
1-7 июля |
750 |
3 |
9 |
8- 14 июля |
1100 |
26 |
2 |
15-21 июля |
800 |
9 |
3 |
22 июля - 4 августа |
700 |
4 |
6 |
5-11 августа |
1950 |
40 |
5 |
12-18 августа |
3825 |
150 |
7 |
19-25 августа |
1975 |
41 |
5 |
26 августа - 1 сентября |
4700 |
105 |
6 |
2-8 сентября |
4050 |
121 |
8 |
9- 15 сентября |
1875 |
54 |
7 |
16 -22 сентября |
1200 |
14 |
7 |
23 - 29 сентября |
1325 |
64 |
5 |
30 сентября - 6 октября |
1250 |
44 |
8 |
Всего: |
25500 |
675 |
78 |
21 ноября 1940 г. на аэродроме Маркиз (Marquise) в 17 км юго-западнее Кале на основе I./JG77 была сформирована IV./JG51 под командованием гауптмана Иоханнеса Янке. Это было единственное изменение в структуре дневной истребительной авиации за период с июля 1940 г. по январь 1942 г. В течение этих полутора лет не было сформировано ни одной новой группы. Даже, наоборот, общая численность групп дневных истребителей снизилась. В сентябре 1940 г. I./ZG76 была переименована в II./NJG1. Тогда же в сентябре была распущена ZG2, а ее персонал был передан в состав вновь формируемых групп ночных истребителей. Затем 24 апреля 1941 г. 1II./ZG76 была преобразована в II./SKG210, и, наконец, 1 ноября 1941 г. на основе II./ZG76 была сформирована 1II./NJG3.
В ноябре 1941 г. Люфтваффе одного за другим потеряли двух известных асов. 17 ноября покончил жизнь самоубийством начальник технического управления Люфтваффе генерал-оберст Эрнст Удет (Ernst Udet). В ходе Первой мировой войны он одержал 62 победы, больше побед было только на счету барона Манфреда фон Рихтхофена. 22 ноября в авиакатастрофе в районе Бреслау погиб инспектор истребительной авиации оберст Вернер Мёльдерс, летевший с Восточного фронта в Берлин на похороны Удета. На. его счету было 115 побед, из которых 14 он одержал во время гражданской войны в Испании. В память об Эрнсте Удете эскадра JG3 получила почетное наименование «Удет», a JG51, командиром которой б течение последнего года был Вернер Мёльдерс, было присвоено наименование «Мёльдерс».
4 декабря 1941 г. собственное наименование «Зеленое сердце» («Grunherz») получила и JG54. Оно произошло от эмблемы эскадры - зеленого сердца, которое первоначально было персональной эмблемой Ханнеса Траутлофта. Он был родом из Тюрингии, которую называли зеленым сердцем Германии, и потому еще в Испании нарисовал на борту своего «Мессершмитта» большое зеленое сердце. 25 августа 1940 г. майор Траутлофт был назначен командиром J G54 вместо майора Мартина Меттига и зеленое сердце стало официальной эмблемой эскадры.
В январе 1942 г. была полностью укомплектована JG1:
- II./JG1 гауптмана Ханса фон Хана (Hans vonHahn) была сформирована на аэродроме Катвейк (Katwijk) в 15 км северо-западнее Гааги на основе I./JG3 (Тогда в Висбадене была сформирована «новая» I./JG3 во главе с гауптманом Георгом Михалеком (Georg Michalek)),
- III./JG1 (01.04.1943 г. была переименована в I./JG11. Тогда же на аэродроме Делен была сформирована «новая» III./JG1) гауптмана Герберта Кийевски (Herbert Kijewski) (Командир II./JG1 майор Кийевски погиб 16.04.1943 г., когда в бою со «Спитфайрами» его FW-190A-5 был сбит в районе г. Влиссингена, в 81 км юго-западнее Роттердама. Всего на его снегу была 21 победа) была сформирована на аэродроме Хузум (Husum), расположенном на побережье Гельголандской бухты в 70 км северо-западнее Киля, на основе учебно-боевых эскадрилий JG2, JG27 и JG52,
- IV./JG1 гауптмана Гюнтера Шольца (Giinther Scholz) была сформирована на аэродроме Ванн (Vannes) на основе учебно-боевых эскадрилий JG2, JG26, JG51 и JG53.
Одновременно в 1942 г. началась новая, уже третья по счету «волна» создания эскадр двухмоторных истребителей Bf-110. Сначала 4 января на аэродроме Лехфельд (Lechfeld) на основе SKG210 была образована ZG1 под командованием майора Арведа Крюгера (Arved Cruger). В ее состав вошли:
- I./ZG1 («Старая» I./ZG1 была распущена еще 22.06.1940г., частично ее персонал вошел в состав I./NJG1.13.10.1943 г. она была переименована BI./ZG26. Тогда же в Бресте, Франция, на базе V./KG40 была сформирована «новая» I./ZG1) майора Ульриха Дизинга (Ulrich Diesing), созданная на основе I./SKG210,
- II./ZG1 (В июле 1944 г. была переименована в III./JG76) гауптмана Рольфа Кальдрака, сформированная в Брянске на основе II./SKG210,
- III ./ZG1 (11.10.1943 г. была переименована B/II./ZG26. Тогда же во Франции на аэродроме Бордо-Мериньяк (Вогёеаих-Merignac) была сформирована «новая» III./ZG1. 05.08.1944 г. на ее основе была сформирована III./JG4) майора Роланда Борта (Roland Bohrt), сформированная заново.
Затем в апреле на аэродроме Ландсберг-ам-Лех (Landsberg am Lea) в 52 км западнее Мюнхена была сформирована «новая» ZG2 во паве с оберстом Ральфом фон Реггбергом (RalfvonRettberg). В нее вошли:
- I./ZG2, созданная на основе I./ZG26 (Одновременно была распущена и 11./ZG26, а персонал передан в состав ZG1 и ZG2. Штаб ZG26 еще 29.09.1941 г. был преобразован в штаб NJG3),
- II./ZG2 майора Герхарда Вейерта (Gerhard Weyert) (Участвовал в войне в Испании, летая на Ju-87A-1), одна часть которой была сформирована в Лаадсберге, а другая - в Австрии на аэродроме Вена-Асперн,
- III./ZG2 гауптмана ВильгельмаХахфельдa (Wilhelm Hachfeld).
Однако и «новая» ZG2 просуществовала недолго. В августе сначала была распущена I./ZG2, а ее персонал был передан в состав NJG4 и III./ZG1. В сентябре на основе II./ZG2 была сформирована груша ночных истребителей I./NJG5. Затем 20 декабря 1942 г. III./ZG2 была переименована в III./SKG10 и эскадра была окончательно распущена.
В мае 1942 г. в Петсамо (ныне г. Печенга) была сформирована новая истребительная эскадра JG5, получившая наименование «Eimeer» («Полярное море»). Ее командиром был назначен оберст-лейтенант Готтхард Хандрик. В состав JG5 вошли:
- I./JG5 (14.10.1944г. была переименована в III./JG6) гауптмана Герхарда фон Верена (Gerhard von Wehren), сформированная 21 января в Ставангере на основе I./JG77,
- II./JG5 (20.10.1944 г. была переименована в IV./JG4. «Новая» II./JG5 была сформирована в феврале 1945 г. на основе части экипажей IV./ZG26) майора Хеннига Штрюмпелля, также сформированная еще 21 января в Петсамо на основе истребительной группы специального назначения (Jagdgruppe z.b.V.),
- III./JG5 гауптмана Гюнтера Шольца, сформированная 10 марта в Тронхейме на основе IV./JG1 (Тогда же на аэродроме Вернойхен была сформирована «новая» IV./JG1, которая 01.04.1942 г. была переименована в I./JG1).
В июле 1942 г. состав эскадры «Eismeer» увеличься до четырех групп, когда в Тронхейме на основе истребительной группы «Тронхейм» (Jagdgruppe Tronheim) была создана IV./JG5 во главе с гауптманом Хансом Кригелем (Hans Kriegel).
В течение 1943 г. были сформированы три истребительные эскадры, одна из них была оснащена Bf-109, а две имели на вооружении Bf-110.
1 апреля на аэродроме Евер была создана JG11 во главе с майором Антоном Мадером (Anton Mader) (С 26.05.1941 г. по 07.03.1943 г. он был командором II./JG77. С 01.04.1943 г. по ноябрь 1943 г. майор Мадер занимал должность командира JG11, а затем с 28.01. по 01.10.1944 г. оберст-лейтенант Мадер был командиром JG54. Всего на его счету было 86 побед, из них 61 он одержал в боях на Восточном фронте). В ее состав вошли:
- I./JG11 майора Вальтера Шписа (Walter Spies) (Погиб 12.12.1944 г. в районе г. Дармштадп в 28 км южнее Франкфурта-на-Майне в бою с Р-51. Всего на его счету было 7 побед, из них 3 - на Восточном фронте), сформированная в Хузуме на основе 1II./JG1,
- II./JG11 гауптмана Гюнтера Бейзе (Gimther Rise), сформированная в Евере на основе I./JG1,
- III./JG11 гауптмана Эрнста-Гюнтера Хейнце (Ernst-Gimther Heinze) (Всего на его счету было 13 побед, из них 9 - на Восточном фронте), сформированная в мае - июне на аэродроме Ноймюнстер в 33 км южнее Киля на основе частей первых двух групп.
Потом в августе в Ансбахе была сформирована «новая» ZG76 под командованием оберст-лейтенанта Теодора Россиваля. Первоначально в ней было только две группы. В ноябре было начато формирование II1./ZG76, однако она так и не была укомплектована, и уже в апреле 1944 г. ее персонал был включен в состав I./ZG76.
Затем 13 октября на аэродроме Вукторф (Wunstorf) в 20 км западнее Ганновера была сформирована и «новая» ZG26 под командованием оберст-лейтенанта Карла Бёсм-Теттельбаха (Karl Bohm-Tettelbach). В нее вошли:
- I./ZG26, созданная на аэродроме Бад-Липпшпринге (Bad Lippspringe) в 83 км юго-восточнее Мюнстера на основе I./ZG1,
- II./ZG26 гауптмана Эдуарда Тратта (Eduard Tratt), сформированная на аэродроме Хильдесхайм (Hildesheim) в 29 км юго-восточнее Ганновера на основе III./ZG1,
- III./ZG26 майора Фритца Шульце-Диккова (Fritz Schulze-Dickow) (21.12.1942 г. командир 8./ZG26 обер-лейтенант Шульце-Дикков за успешные действия в Северной Африке был награжден Рыцарским Крестом. С 20.03. по 01.07.1943 г. он командовал учебной I./ZG101. Майор Шульце-Дикков командовал III./ZG26с 12.07.1943 г. по 11.02.1944 г., а затем с 11.08.1944г. по 15.03.1945г. он занимал должность командира учебной H./ZG101).
В 1943 г. были созданы и три новые истребительные группы:
- I./JG4 гауптмана Франца Хана (Franz Hahn) (Погиб 22.01.1944 г. в Италии. Всего на его счету было 17 побед, из них 9 он одержал на Восточном фронте) была сформирована 10 января на румынском аэродроме Мизил (Mizil) в 35 км восточнее Плоешти,
- IV./JG3 майора Франца Бейера (Franz Beyer) была сформирована 1 июня на аэродроме Нойбиберт (Neubiberg),
- IV./JG27 гауптмана Рудольфа Зиннера (Rudolf Sinner) (Всего на его счету было 39 побед, в т.ч. 3 на Восточном фронте и 3 на Ме-262. 04.04.1945г. его Ме-262А был сбит в бою в районе аэродрома Пархим. Зиннер получил тяжелое ранение но сумел выпрыгнуть на парашюте. В ходе войны он выполнил 390 боевых вылетов, при этом сам Зиннер 12 раз был сбит. Пять раз он был ранен, трижды выпрыгивал на парашюте и трижды совершал вынужденную посадку на вражеской территории. Один раз он сам приземлился за линией фронта, чтобы вывезти сбитого товарища) была сформирована в конце мая - начале июня на греческом аэродроме Каламаки (Kalamaki).
21 июля 1943 г. специально для борьбы с английскими разведчиками «Москито» (DeHavilland «Mosquito»), практически беспрепятственно летавшими над Рейхом, были сформированы две истребительные группы, оснащенные высотными «Мессершмиттами»:
- истребительная группа «Север» (Jagdgruppe Nord der ObdL) под командованием оберст-лейтенанта Герберта Ихлефельдг базировалась на аэродроме Берлин-Штаакен и на аэродроме Гарделеген (Gardelegen), расположенном в 46 км севернее Магдебурга,
- истребительная группа «Юг» (Jagdgruppe Sud der ObdL) во главе с майором Германом Графом (Hermann Graf) размещалась на аэродроме Висбаден-Эрбенхайм.
15 августа было решено на их основе сформировать две эскадры высотных истребителей. Истребительная группа «Север» потупила обозначение JG25, а истребительная группа «Юг» - JG50. Однако из-за нехватки высотных Bf-109 процесс формирования этих эскадр фактически так и не начался, и в декабре 1943 г. JG25 и JG50 (Ее пилоты вошли в состав I ./JG301) были официально распущены.
Численность дневной истребительной авиации Люфтваффе в 1942 - 44 гг. (без учета групп Bf-110)
Дата |
Восточный фронт |
Западный фронт |
Всего |
31.03.1942г. 30.09.1942г. 31.12.1942г. 31.03.1943г. 30.09.1943г. 31.12.1943г. 31.03.1944г. |
454 611 395 612 531 473 513 |
803 859 848 849 1119 1066 1165 |
1257 1670 1243 1461 1650 1539 1578 |
В апреле 1944 г. состав дневной истребительной авиации 1юфт-ваффе увеличился за счет того, что эскадры одноместных ночных истребителей JG300, JG301 и JG302 были преобразованы в эскадры обычных дневных истребителей. В июне 1944 г. JG302 была распущена, а ее персонал был передан в остальные две эскадры.
11 мая 1944 г. в воздушном бою над Бельгией погиб один из известнейших асов и командиров Люфтваффе оберст Вальтер Оесау.
В знак признания его заслуг эскадра JG1, командиром которой он был в последнее время, получила почетное наименование «Оесау».
15 июня на аэродроме Ансбах (Ansbach) в 40 км юго-западнее Нюрнберга на основе истребительной эскадры особого назначения (JG z.b.V.) (Ее штаб был сформирован 20.04.1944 г. в Касселе и координировал действия III./JG3,1./JG5, II./JG27, II./JG53 и III./JG54) была сформирована JG4 под командованием майора Герхарда Шёпфеля (Gerhard Schopfel). Фактически на тот момент в ее составе была только одна I./JG4 гауптмана Вальтера Хёкнера (Walter Hockner), действовавшая в Италии.
Однако уже через месяц, 12 июля, JG4 была окончательна укомплектована. В ее состав в тот день вошли:
- II./JG4 оберст-лейтенанта Ханса-Гюнтера фон Корнатцки, сформированная на аэродроме Зальцведель (Salzwedel) в 112 км северо-восточнее Ганновера на основе I./ZG1,
- III./JG4 гауптмана Фридриха Эберле (Friedrich Eberle), сформированная на аэродроме Ротенбург (Rotenburg) в 35 км восточнее Бремена на основе III./ZG1.
В июле 1944 г. эскадры двухмоторных Bf-110, входившие в состав дневной истребительной авиации, были окончательно распущены, а вместо них созданы две эскадры Bf-109:
- JG6 оберст-лейтенанта Йохана Коглера (Johann Koglei) (С 20.03.1943 г. по 14.01.1944г. майор Коглер командовал 7чебной ZG101. 01.01.1945 г. во время проведения операции «Боденплатте» его FW-190D-9 W.Nr.980543 был сбит и оберст-лейтенант Коглер попал в плен) была сформирована в Кенигсберге на основе ZG26. К новой эскадре от ZG26 перешло и наименование «Хорст Вессель». I./ZG26 была переименована в I./JG6, a II./ZG26 в I1./JG6.
- JG76 майора Антона Хакла (Anton Hackl) была сформирована в Зальцбурге на основе ZG76. В нее вошли I./JG76, образованная на аэродроме Бонн-Хангелар (Bonn-Hangelar) на основе I./ZG76, и III./JG76, созданная на аэродроме Штаде (Stade) в 37 км заднее Гамбурга на основе II./ZG1.
Однако JG76 просуществовала недолго, и уже в октября эскадра была распущена:
- на основе I./JG76 была сформирована IV./JG300,
- на основе 1II./JG76 на аэродроме Хюфинген (Hufmgerf в 46 км юго-восточнее Фрейбурга была сформирована IV./JG53 под командованием гауптмана Ханса Морра (Hans Morr) (Погиб 29.10.1944г., когда его Bf109G-14 W.Nr.462976 в бою с Р-51 был сбит севернее Карлсруэ. Всего на его счету было 12 побед).
Одновременно в октябре 1944 г. за счет групп JG5, понесших большие потери в боях над Францией, были укомплектованы вновь сформированные JG4 и JG6:
- на основе 1./JG5в Шверине была сформирована III./JG6,
- на основе II./JG5 на аэродроме Финстервальде (Finsterwalde) в 97 км север» -восточнее Лейпцига была сформирована IV./4 гауптмана Франца. Винхузена (Franz Wienhusen) (Погиб 03.12.1944г., когда его Bf-109G был сбит зенитной артиллерией в районе Ахена. Всего на его счету было 12 побед).
В декабре 1944 г. были сформированы две истребительные эскадры новейших истребителей Me-163 и Ме-262, которые, по мнению руководства Люфтваффе могли оказать серьезное влияние на весь ход воздушной войны над Западной Европой.
JG7 была оснащена реактивными истребителями Ме-262А. Она получила почетное наименование «Новотны» в память об известном асе Люфтваффе майоре Вальтере Новотны (Walter Nowotny).JGr'7 стала последней эскадрой Люфтваффе, которой было присвоено собственное наименование.
Формально JG7 была создана еще 25 августа 1944 г. в Кенигсберге на основе распущенной бомбардировочной эскадры KG 1. Ее планировалось оснастить истребителями Bf-109G и FW-190A, однако из-за нехватки самолетов формирование эскадры тогда так и не было завершено. В ноябре командование Люфтваффе приняло решение использовать частично созданную JG7, чтобы на ее основе сформировать эскадру Ме-262А.
Этот процесс сопровождался неожиданными и даже, можно сказать, лихорадочными сменами обозначений групп. Так, 24 ноября II./JG7 гауптмана Герхарда Баекера (Gerhard Backer) была переименована в II./JG3, a I./JG7 получила обозначение II./JG7. Одновременно на аэродроме Бранденбург-Брист (Brandenburg-Briest) на основе «старой» II./JG3 была сформирована «новая» 1./JG7.
К 1 декабря организационная структура JG7 приобрела законченный вид. В состав эскадры, командиром которой был назначен оберст Йоханнес Штейнхоф (Jochannes Stemhoff), вошли:
- I./JG7 гауптмана Теодора Вейссенбергера (Theodor WeiBen-berger),
- II./JG7 майора Германа Штайгера (Hermann Staiger),
- III./JG7 майора Эриха Хохагена (Erich Hohagen), которая была сформирована 19 ноября на аэродроме Лехфельд на основе экспериментального командования «Новотны» (Erprobungskommando Nowotny) (Было сформировано 26.09.1944 г. на основе III./ZG26).
В декабре 1944 г. на аэродроме Брандис (Brandis) была окончательно сформирована и первая эскадра ракетных истребителей Me-163. В состав JG400 майора Вольфганга Шпёте (Wolfgang Spate) вошли:
- I./JG400 гауптмана Роберта Олейника (Robert Olejnik), созданная еще в июле 1944 г. на голландском аэродроме Венло (Venlo),
- II./JG400 гауптмана Опитца (Opitz), сформированная на аэродроме Штаргард (Stargard) в нескольких километрах южнее Нойбранденбурга,
- III./JG400, созданная на аэродроме Удетфельд (Udetfeld) недалеко от Бреслау.
Общая ситуация, в которой оказалась Германия в начале 1945 г., не могла не сказаться и на общем состоянии дел Люфтваффе. Численность дневной истребительной авиации быстро сокращалась. Все три истребительные группы, сформированные зимой - весной 1945 г., были созданы на основе уже имевшихся групп:
- IV./JG27 майора Рудольфа Клемма (Rudolf Klemm) была сформирована 25 февраля на аэродроме Фарельбуш (Varellbusch) в 17 км южнее Вильгельмсхафена на основе III./JG54,
- «новая» III./JG54 во главе с гауптманом Карлом Фритцем Шлоссштейном (Karl Fritz SchloBstein) (С 01.06 по 05.07.1944 г. он был командиром учебной I./ZG101) была сформирована 27 февраля на аэродроме Гроссенхайн (Grossenhain) в 32 км северо-западнее Дрездена на основе II./ZG76,
- IV./JG7 оберст-лейтенанта Хейнца Бэра (Heinz Bar) была сформирована 3 мая на аэродроме Максглам (Maxglam) около Зальцбурга на основе Jagdverband 44. При этом надо отметить, что к этому моменту война практически завершилась и с военной точки зрения ее создание уже не имело никакого смысла.
Несмотря на огромные потери, дневная истребительная авиация до самого конца Второй мировой войны оставалась самой многочисленной в Люфтваффе. Так, к 15 апреля ночная истребительная авиация располагала 520 самолетами, в составе штурмовой авиации было 1144 самолета, а бомбардировочная авиация имела всего 305 самолетов. По состоянию же на 1 - 12 апреля 1945 г. в составе истребительной авиации Люфтваффе числилось:
Тип самолетов |
Всего самолетов |
В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов |
Bf-109 |
1202 |
950 |
FW-190 |
1097 |
895 |
Та-152 |
16 |
8 |
Me-163 |
120 |
21 |
Ме-262 |
112 |
57 |
Не-162 |
16 |
10 |
Всего: |
2563 |
1941 |
В ходе Второй мировой войны погибло приблизительно 8500 пилотов дневной истребительной авиации Люфтваффе, еще около 2700 пропали без вести или попали в плен. Кроме того, около 9100 летчиков в ходе боевых вылетов были ранены.