Асы дневной истребительной авиации
Название ас по отношению к военным летчикам впервые появилось во французских газетах во время Первой мировой войны. В 1915г. журналисты прозвали «тузами», а в переводе с французского слово «as» означает «туз», пилотов, сбивших три и более вражеских самолетов. Первым стали называть асом легендарного французского летчика Роланда Гарроса (Roland Garros).
Понятие ас быстро вошло в обиход. Все страны-участницы Первой мировой войны хотели иметь своих героев, и летчики-истребители подходили для этой роли как нельзя лучше. Сначала пилоты сами вели счет своих побед, но уже вскоре был начат их официальный учет и были разработаны специальные правила для их признания. В годы Первой мировой войны асом мог стать не только пилот истребителя, но и, например, стрелок-наблюдатель. Первоначально было даже два разных термина: летчик-ас и воздушный ас. Наравне со сбитыми вражескими самолетами засчитывались также уничтоженные аэростаты и дирижабли. Такие асы, как американец Фрэнк Люк (Frank Luke), имевший на своем счету 21 победу, француз Мишель Коффи (Michel Coiffand) - 34 победы, бельгиец Вилли Коппенс (Willy Coppens) - 37 побед, немец Фритц фон Per (Fritz von Roth) - 28 побед, были специалистами именно по уничтожению аэростатов и дирижаблей.
Надо отметить, что понятие ас в общепринятом смысле, т.е. в качестве названия летчиков, сбивших пять самолетов, совершенно не использовалось в Германии во время Второй мировой войны. В Люфтваффе лучших пилотов называли экспертами (Experten). Это было, хотя и почетное, но не официальное звание, и потому четких правил относительно того, кто мог носить его, просто не существовало. На практике в большинстве случаев экспертами называли пилотов, награжденных Рыцарским Крестом. На первоначальном этапе войны он вручался летчикам-истребителям после 20 побед, но затем это число стало увеличиваться. В 1943 г. для того, чтобы получить Рыцарский Крест пилот дневного истребителя, действовавший на Восточном фронте, должен был иметь на своем счету уже около ста побед. Правда, к концу войны это число снизилось до 75. На Западном фронте, где истребительной авиации Люфтваффе приходилось вести бои с крупными соединениями американских стратегических бомбардировщиков, была несколько иная картина. Там Рыцарским Крестом мог быть награжден пилот, сбивший около 20 четырехмоторных бомбардировщиков. Насколько сильно изменялось в ходе Второй мировой войны число побед пилотов, имевших одни и те же награды, хорошо видно из приведенной ниже сводной таблицы асов дневной авиации Люфтваффе.
По немецким данным, пилоты Люфтваффе в ходе Второй мировой войны одержали около 70 тысяч побед, в т.ч. 25 тысяч на Западном фронте и 45 тысяч на Восточном фронте. В то же время некоторые исследователи утверждают, что реальные цифры побед пилотов Люфтваффе составляют около 19 тысяч на Западном фронте и около 32 тысяч на Восточном фронте.
Различия в оценках общего числа воздушных побед имеются не только по отношению к Люфтваффе, но и ко всем другим странам-участницам Второй мировой войны. В своем большинстве они основаны на различиях в системах зачета побед и учета собственных потерь у противоборствующих сторон. Например, очевидно, что понятия «воздушная победа» и «потерянный самолет» неравнозначны. Если пилот подбил вражеский самолет, который, выйдя из боя, совершил вынужденную посадку, то ему совершенно справедливо могла быть засчитана воздушная победа. В то же время самолет, сбитый им, не всегда учитывался другой стороной в составе своих потерь, поскольку после ремонта мог снова войти в строй.
При этом надо отметить, что в Люфтваффе, в отличие от английской, американской и советской авиации, существовал железный принцип «одна победа - один летчик», в соответствии с которым один сбитый самолет никогда не засчитывался сразу нескольким пилотам. В Люфтваффе просто не существовало такого понятия, как групповые победы, которые так здорово украшают личные достижения некоторых асов союзной авиации. Если в атаках на вражеский самолет участвовало сразу несколько пилотов и затем не было возможности точно установить, кто именно сбил его, то такая победа записывалась на общий счет эскадрильи или группы (В таких случаях в документах вместо фамилии пилота было написано нацистское приветствие «Да здравствует победа!» («Sig Heil!»). Оно впервые появилось на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге. После выступления Гитлер на несколько мгновений замолчал, и в этот момент Рудольф Гесс, стоявший рядом с ним, начал скандировать «Да здравствует победа!». Многотысячная аудитория сразу же подхватила этот лозунг).
В 1942 г. над Западной Европой впервые появились американские стратегические четырехмоторные бомбардировщики В-17 «Летающая Крепость» («Flying Fortress») и В-24 «Либерейтор» («Liberator»). Они летали плотными группами, что позволяло организовывать мощный заградительный огонь. Атака таких соединений бомбардировщиков была крайне сложным и опасным делом. Однако, если истребителям удавалось расколоть боевой порядок противника, они затем могли сбивать В-17 или В-24 поодиночке, что было значительно проще.
Поэтому начиная с 1943 г. пилотам Люфтваффе, сумевшим в результате своей атаки отделить от основной группы бомбардировщик, стали засчитывать воздушную победу. Чтобы отличать такие победы от обычных побед (Abschuss), их стали называть Heraussschuss (сокр. HSS), что условно можно перевести как «отстрел». Они были единственным исключением из принципа «одна победа - один летчик», поскольку бомбардировщик, отделенный от боевого порядка своей группы, в большинстве случаев затем сбивался другим пилотом.
В истребительной авиации Люфтваффе действовала, пожалуй, самая строгая система официального подтверждения побед. После боевого вылета пилот, претендовавший на победу, заполнял бланк специального донесения о победе (Abschussmeldung), в котором указывал:
- дату и время воздушного боя, его место и высоту, на которой он проходил,
- тип сбитого им самолета, его государственную принадлежность, его бортовой или заводской номер (если имелась возможность его установить),
- видимые повреждения, полученные вражеским самолетом, при этом возможные варианты (пламя с темным дымом, пламя со светлым дымом, оторваны отдельные части, обломки и т.д.) уже были напечатаны на бланке, и пилоту надо было только подчеркнуть нужный и при необходимости уточнить его,
- по какую сторону линии фронта и под каким углом (полого или вертикально) упал самолет, чтобы было видно в месте его падения (вспышка огня или облако пыли), при этом пилот должен быть указать причину, если он не мог ответить на эти вопросы,
- судьбу вражеского пшюта или экипажа (погиб, выпрыгнул на парашюте, неизвестна),
- свидетелей в воздухе и на земле, которые могли подтвердить его победу,
- количество выполненных атак, их направление, дистанцию открытия огня, свою позицию по отношению к самолету противника, использованные боеприпасы и их расход,
- тип собственного самолета и полученные им в ходе вылета повреждения.
Такая подробная информация позволяла перепроверить сообщение пилота о победе. Командир группы или эскадры после получения рапортов других пилотов, данных с наземных постов наблюдения, расшифровки пленок фотопулемета и т.п., писал на бланке свое заключение, которое и служило основанием для официального подтверждения или неподтверждения победы. В качестве официального признания своей победы пилот Люфтваффе получал специальное свидетельство, в котором были указаны дата, время и место боя, а также тип сбитого им самолета. Только в последние пять недель войны из-за общей дезорганизации систем управления Люфтваффе этот порядок был нарушен.
Подобные жесткие правила практически исключали да пилотов возможность приписывать себе победы. Теоретически существовала возможность того, что, например, пилоты одного звена могли договориться между собой и затем подтверждать друг другу несуществующие победы, однако на практике это было практически невозможно. За все время Второй мировой войны извести только один случай, когда пять пилотов из 4./JG27 были заподозрены в подобном сговоре. При этом первыми сомнения в достоверности сведений, которые те сообщали в подтверждение своих побед, начали высказывать другие пилоты JG27, хорошо знавшие на своем личном опыте, насколько трудно достается каждая победа.
Конечно, в ходе войны пилотам порой засчитывались победы, которые в результате послевоенных исследований и сравнения данных о потерях каждой из сторон не нашли документального подтверждения. В современной литературе, посвященной этому вопросу, появился даже специальный термин - «процент действительности побед», показывающий соотношение количества побед, подтвержденных данными противной стороны, и числа побед, официально числящихся на счету данного пилота.
Благодаря четкой системе официального признания побед, действовавшей в Люфтваффе, практически у всех немецких пилотов процент действительности побед оказался довольно высоким. Так, например, из 158 побед гауптмана Ханса-Иоахима Марселля (Hans-Joachim Marseille) данными союзников было подтверждено 120. Это дает процент действительности 76, что является очень высоким показателем. Когда после войны вице-маршал авиации Джеймс Эдгар Джонсон (James Edgar Johnson) (Имел на своем счету 34 личные победы и 7 групповых побед) сравнил сведения о победах оберста Йозефа Принтера (Josef Priller) с данными союзников об их фактических потерях, то оказалось, что они совпадают на 100%!
Для сравнения можно привести подобные показатели нескольких асов, воевавших на противоположной стороне. Так, процент действительности побед лучшего аса RAF Мармадюка Томаса Пэттла (Marmaduke Thomas J. Pattl) (Погиб 20.04.1941 г.), на счету которого была 51 победа, составил только 46%. Из 17 личных побед Героя Советского Союза лейтенанта Н. А. Бокия данными Люфтваффе о своих потерях подтверждается только 10, что дает процент действительности побед 59. У Героя Советского Союза лейтенанта Н. М. Диденко, имевшего на своем счету 14 личных побед, аналогичный показатель составляет 50%, а у Героя Советского Союза майора П. С. Кутахова из 13 личных побед подтверждены только пять, что равно 38%.
Приведенные примеры показывают, что пилоты всех стран-участниц Второй мировой войны имели на своем счету победы, которые не нашли впоследствии подтверждения, и что изменение личных результатов конкретных пилотов, принципиально не меняет общей картины эффективности действий сторон.
Первым пилотом дневной истребительной авиации Люфтваффе, одержавшим в ходе Второй мировой войны пять побед, стал командир JGr.102 (I./ZG2) гауптман Йоханнес Гентцен (Майор Гентцен погиб 26.05.1940 г., когда при взлете с аэродрома Нефшато (Neufchateau), расположенного в 88 км южнее Льежа, его Bf-110 зацепился хвостовым оперением за деревья, стоявшие на кромке летного поля, и рухнул на землю. Всего на его счету было 9 побед). 2 сентября 1939 г. он сбил польский истребитель PZL Р. 11, затем 3 сентября и 13 сентября на его счету был еще один Р. 11 и бомбардировщик PZL Р.37, кроме того, еще девять польских самолетов он уничтожил на земле. 14 сентября гауптман Гентцен сбил сразу четыре легких бомбардировщика PZL P.23, и общее число его побед достигло семи.
Утром 27 мая 1940 г. в 15 км юго-западнее Амьена командир III./JG53 гауптман Вернер Мёльдерс в течение двух минут сбил два французских истребителя Кертисс «Хок» 75А (Curtiss Hawk 75А.). и общее число его побед достигло 20. Спустя два дня, 29 мая 1940 г., он первым в истребительной авиации Люфтваффе был награжден Рыцарским Крестом.
Мёльдерс по праву стал первым экспертом истребительной авиации. 20 сентября 1940 г. он достиг рубежа в 40 побед и стал первым летчиком-истребителем, награжденным Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями. 23 июня 1941 г. командир JG51 оберст-лейтенант Мёльдерс после 72 побед вторым в истребительной авиации был награжден Мечами к Рыцарскому Кресту. А уже 15 июля 1941 г. он стал первым пилотом, одержавшим 100 побед, и первым человеком в Рейхе, получившим Бриллианты к Рыцарскому Кресту.
В ходе Второй мировой войны около 5000 немецких летчиков одержали пять и более побед. В рамках одной книги просто невозможно даже дать краткие сведения обо всех них. Поэтому в приведенной ниже таблице собраны сведения только о пилотах дневной истребительной авиации, награжденных Рыцарскими Крестами (Более подробная таблица асов Люфтваффе дана в моей книге «Асы Люфтваффе. Дневная истребительная авиация» (г. Нижний Новгород, 2000 г., ISBN 5-89259-025-9). В ней собраны сведения о 2256 пилотах, имевших на своем счету более пяти побед).
Статистические сведения по сводной таблице асов дневной истребительной авиации Люфтваффе
|
Награждены |
|||
RK |
RK-EL |
RK-S |
RK-Br |
|
Всего, чел. |
319 |
72 |
21 |
7 |
Общее число их побед |
18907 |
8518 |
3422 |
1335 |
Погибло, всего: в т.ч. в боях на Восточном фронте в боях на Западном фронте в авиакатастрофах |
171 63 91 17 |
44 14 26 4 |
10 3 7 - |
3 - 1 2 |
Попали в плен, всего: в т.ч. на Восточном фронте на Западном фронте |
17 8 9 |
3 2 1 |
- - - |
- - - |