Организационная структура дневной истребительной авиации
Базовой единицей дневной истребительной авиации была пара истребителей (Rotte). Ведущий пары (Rottenfuhrer) обычно имел звание от унтер-офицера до лейтенанта. Две пары составляли звено (Schwarm), и его командир (Schwarmfiihrer) также мог иметь звание от унтер-офицера до лейтенанта.
Следующей организационной ступенью была истребительная эскадрилья (Jagdstaffel), по штату состоявшая из 12 самолетов. Командир эскадрильи (Staffelkapitan, иногда использовалось наименование Staffelfiihrer) обычно имел звание лейтенанта или обер-лейтенанта, реже гауптмана.
Три эскадрильи составляли истребительную группу (Jagdgiuppe). Командир группы (Gruppenkommandeur), как правило, был в звании гауптмана или майора. Самолеты командира группы и офицеров его штаба (Gruppenstab) составляли отдельное штабное звено (Stabs-schwarn). Штатная численность группы составляла 40 истребителей. В августе 1944 г. штатная численность истребительных групп дневной авиации была увеличена до четырех эскадрилий, и соответственно в их составе после этого должно было быть 52 самолета.
Сначала три, а позднее четыре истребительные группы составляли истребительную эскадру (Jagdgeschwader). Кроме того, в каждой эскадре была штабная эскадрилья и могли быть другие отдельные эскадрильи, например, специализировавшиеся на атаках наземных целей (Jabostaffel). В зависимости от количества групп эскадра могла иметь от 130 до 190 истребителей, а общая численность личного состава с учетом всех наземных служб составляла более двух тысяч человек. Командир эскадры (Geschwaderkommodore, или просто Kommodore) обычно имел звание майора, о берет-лейтенанта или оберста.
Номера эскадрилий обозначались арабскими цифрами от 1 до 14, а номера групп — римскими — с I по IV. В первую группу входили 1,2 и 3-я эскадрильи, во вторую — 4, 5, 6-я и т.д. Обозначение эскадрильи или группы состояло из своего номера, сокращенного названия типа эскадры и ее номера. Так, например, 1./JG1 означало— 1-я эскадрилья 1-й истребительной эскадры, III./JG54 — 3-я группа 54-й истребительной эскадры, а JG2 — 2-я истребительная эскадра. Штабные звенья групп и эскадр имели обозначения — Stab I./JG3, Stab./JG53.
Следующими ступенями в структуре истребительной авиации были истребительные командования (Jagdfliegerfuhrer), истребительные авиадивизии (Jagddivision) и истребительные авиакорпуса (Jagdkorps). Они создавались по территориальному признаку и потому не имели постоянного состава. Они осуществляли оперативное руководство действиями истребителей в определенном районе, и командиры эскадр сохраняли полную тактическую самостоятельность. Всего в ходе Второй мировой войны было сформировано двадцать семь истребительных командований, восемь истребительных авиадивизий и два истребительных авиакорпуса. Однако их количество не было постоянным, причем особенно это касалось истребительных командований. В ходе войны некоторые из них были распущены или, наоборот, вновь сформированы в зависимости от конкретных задач и обстановки на фронтах.
Высшей же ступенью в организационной структуре Люфтваффе был воздушный флот (Luftflotte). Командующий воздушным флотом имел звание генерал-оберста или генерал-фельдмаршала. Первоначально в Люфтваффе было пять воздушных флотов, но в дополнение к ним в 1943 г. был сформирован один, а в 1944г. еще два флота. В течение 1941—45 гг. каждый из них действовал на определенном театре военных действий:
— 1-й воздушный флот прикрывал северный фланг Восточного фронта,
— 2-й воздушный флот сначала действовал на центральном участке Восточного фронта, а с 1942 г. на Средиземноморье,
— 3-й воздушный флот контролировал территорию Германии и Франции,
— 4-й воздушный флот прикрывал южный фланг Восточного фронта,
— 5-й воздушный флот действовал на севере, включая Норвегию и Финляндию,
— 6-й воздушный флот, сформированный в 1943 г., действовал на центральном участке Восточного фронта,
— 10-й воздушный флот был сформирован в 1944 г., и в его состав вошли все учебные эскадры Люфтваффе,
— воздушный флот «Рейх», сформированный тоже в 1944 г., отвечал за ПВО Германии.