Период между 1-й и 2-й мировыми войнами
После окончания 1-й мировой войны в Германии появилось множество публикаций о воздушной войне, большинство из которых были, скорее, личными мемуарами авторов, чем трезвыми историческими исследованиями. Детальный анализ использования немецкой военной авиации в ходе 1-й мировой войны так и не был сделан, что, вероятно, стало следствием полной демилитаризации, которой тогда подверглась Германия. В то время как вся немецкая военная литература признавала действенность ночных бомбардировщиков, об использовании ночных истребителей едва упоминалось и вся оборона от ночных налетов противника строилась исключительно на зенитной артиллерии. В результате методы ночного боя, разработанные немецкими летчиками-истребителями, были полностью забыты. Тем не менее, логическая оценка доступной информации об их действиях в 1917—18 гг. позволила бы уже тогда сделать вывод, что скоординированные действия служб оповещения, прожекторов, зенитной артиллерии и истребителей стали бы своеобразной «демаркационной линией» перед целью, полностью защитив ее или, по крайней мере, не дав противнику возможности спокойно сбрасывать бомбы.
Почти аналогичная картина складывалась и в других странах. В Англии, Франции и Бельгии во время 1-й мировой войны было сформировано несколько специальных ночных эскадрилий, но после окончания войны не было сделано никаких шагов ни к обучению новых пилотов, ни к дальнейшей разработке тактики действий ночных истребителей. Только в начале 30-х годов отдельные пилоты начали вновь серьезно задумываться о ночном воздушном бое. Во Франции капитан Идатт (Idatte) разработал и предложил очень перспективную схему. Ее суть состояла в следующем. Необходимо было создать сеть постов наблюдения, оснащенных оборудованием звукового контроля за воздушным пространством и специальными биноклями. Они должны были обнаружить бомбардировщик и, определив его высоту, скорость и курс, передать эти данные на центральный командный пункт, где его траектория полета отмечалась бы на стеклянной панели цветными чернилами и огнями. В нескольких километрах позади командного пункта располагались районы патрулирования ночных истребителей каждый, приблизительно длиной 10 км. Как только курс бомбардировщика мог быть точно установлен, центральный командный пункт сообщал его истребителю, который должен был перехватить и атаковать противника (Если заменить посты визуального и звукового обнаружения на наземные РЛС, то получится схема «Himmelbett» (см. ниже), которую спустя шесть лет начали успешно применять ночные истребители Люфтваффе).
В 1936 г. во время воздушных маневров в районе Меца эта схема была успешно опробована на практике. Считается, что более 70% перехватов завершились тогда визуальным контактом с условным противником. Несмотря на такой успех, все документы еще на целых три года исчезли в кабинетах. Только в октябре 1939 г. французы начали организовывать подобные зоны ночного боя вокруг Парижа и в районе Лион — Сент-Этьен, но к началу немецкого наступления в мае 1940 г. они были готовы лишь частично и не могли быть использованы.
Создатели новых Люфтваффе также сначала вообще не задумывались о ночном воздушном бое. В течение длительного времени приоритет отдавался созданию и развитию бомбардировочных групп и эскадр, т. е. наступательных видов оружия, и при этом в значительной степени игнорировались проблемы истребительной авиации, считавшейся средством обороны. На первых крупномасштабных учениях новых Люфтваффе, проведенных в ноябре 1934 г., проблемы ночного боя получили самое поверхностное отражение. Было лишь констатировано наличие проблем, связанных с одновременным использованием истребителей и зенитной артиллерии. Действия ночных истребителей над аэродромами вражеских бомбардировщиков казались более важной задачей, но и ее из-за отсутствия специальных формирований планировалось возложить на самолеты групп дальней авиаразведки. На учениях, прошедших в 1935 г. и в 1936 г., ночной воздушный бой вообще не фигурировал, хотя уже тогда было ясно, что Англия и Франция с их мощными соединениями ночных бомбардировщиков будут иметь стратегическое превосходство в предстоящей войне.
Одной из причин такого прохладного отношения командования Люфтваффе к проблемам ночного воздушного боя было то, что подавляющее большинство руководящих постов там занимали бывшие летчики-истребители 1-й мировой войны, по собственному опыту считавшие одноместные истребители совершенно непригодными для этих целей. Так, например, в «Правилах использования Люфтваффе» № 16 (Luftwaffendienst-vorschrift № 16) только один 253 раздел затрагивал проблемы ночного воздушного боя, да и то в самых общих чертах. В нем лишь констатировалось, что для ночных операций должны быть разработаны специальные зоны ночного боя, которые должны позволить избежать помех между истребителями и зенитной артиллерией, а также обеспечить поддержку действий истребителей прожекторами.
Руководство Люфтваффе не выдавало никаких официальных распоряжений, но то ли под влиянием личных воспоминаний ночных истребителей 1-й мировой войны, то ли на основе сказанного в упомянутом 253 разделе отдельные энтузиасты из числа высших офицеров Люфтваффе начали самостоятельно организовывать и проводить эксперименты в области ночного боя. Первые подобные учения прошли во 2 воздушном округе (Luftkreiskommando II) (Был сформирован 01.04.1934 г. в Берлине во главе с генерал-лейтенантом Каупишем (Kaupisch). 04.02.1938 г. вошел в состав вновь сформированного т.н. LuftwafFengruppenkommando 1 во главе с генерал-оберстом Альбертом Кессельрингом.) в районе Берлина в мае 1936 г., и на них проверялась возможность взаимодействия истребителей из II./JG132 (Сформирована 01.04.1935 г. как Fliegergruppe Damm. 01.04.1936 г. получила обозначение II./JG132. 01.11.1938 г. была переименована в 1./JG141. Систему обозначений частей Люфтваффе (см. приложение № 2) «Организационная структура ночной истребительной авиации») и прожекторных частей. Результаты учений были подведены в секретном докладе, подготовленном авиашколой округа, в ноябре 1936 г.
Летом 1937 г. Геринг приказал продолжить эксперименты с ночным боем, как с использованием прожекторов, так и без них. Учения с применением прожекторов снова прошли в районе Берлина на базе II./JG132. Планировалось, что в них примут участие бомбардировщики Не-111 и истребители Bf-109, недавно принятые на вооружение Люфтваффе. Эксперименты же без использования прожекторов были проведены в JG134 (Сформирована 01.04.1936 г. Затем 01.11.1938 г. была переименована в JG142) и в I./JG137 (Сформирована 20.04.1937 г. на базе I./JG232. Затем 01.11.1938 г. была переименована в 1./JG231). Все отчеты об их результатах должны были быть представлены высшему командованию Люфтваффе в ноябре 1937 г. На их основе была издана специальная памятка для пилотов, в которой делался вывод, что ночной бой возможен и при операциях над вражескими аэродромами, и при защите отдельных целей на территории Рейха. Однако в последнем случае ночные истребители по-прежнему рассматривались лишь как дополнение к зенитной артиллерии. Предполагалось, что эффективность использования прожекторов будет сильно зависеть от погодных условий, однако ожидалось, что бомбардировщик, захваченный и ослепленный лучами прожекторов, мочью будет значительно легче атаковать и сбить, чем такой же самолет днем.
В этой памятке была подробно изложена тактика действий ночных истребителей. Одноместный истребитель после взлета со своего аэродрома должен был лететь в зону ожидания, расположенную перед охраняемой целью со стороны наиболее вероятного появления вражеских бомбардировщиков. Освещенная зона с прожекторами и постами звукового наблюдения находилась между противником и зоной ожидания истребителя, чтобы последний шумом своего двигателя не мешал обнаружить противника. Чтобы не выйти из зоны ожидания, истребитель описывал круги вокруг светового маяка, установленного в ее центре, одновременно оставаясь выше ожидаемой высоты подхода вражеских бомбардировщиков. Когда лучи прожекторов начинали поиск в определенном направлении, истребитель покидал зону ожидания и направлялся в том же направлении с таким расчетом, чтобы атаковать противника сзади снизу. Зенитная артиллерия имела приказ открывать огонь в зонах ночного боя только с разрешения командующего этой зоной, которым обычно был командир прожекторного полка. Однако эта ситуация могла возникнуть только, когда ночной истребитель пропустил цель или по какой-то причине не смог атаковать ее.
Подобная тактика действий, казалось, почти идеально разделяла зоны действий ночных истребителей и зоны зенитного огня. Однако нашлись скептики, которые совершенно справедливо сомневались, имеет ли освещенная зона достаточную глубину, чтобы истребители могли выполнять успешные перехваты. Ее глубина была достаточной, чтобы истребители могли догнать такие медленные самолеты, как Ju-52 или Do-23, но уже, например, Не-111 настолько быстро преодолевал ее, что даже Bf-109 с трудом успевал занять позицию для атаки. С другой стороны, сами по себе более скоростные истребители тоже создавали новые проблемы, так как для Bf-109 требовалась большая освещенная зона, чем для Аг-68 или Не-51. Кроме того, было вполне возможно, что истребитель войдет в освещенную зону достаточно далеко от бомбардировщика и будет вынужден догонять его на максимальной скорости. Летящий на большой скорости истребитель имел больше шансов промахнуться, и, прежде, чем он успевал развернуться для повторной атаки, противник уже исчезал в темноте.
Эти проблемы могли быть решены или увеличением глубины зоны прожекторов, или, например, управлением действиями истребителей по радио с командного пункта зоны ночного перехвата, но ни к тому и ни к другому командование Люфтваффе еще не было готово. Оно по-прежнему воздерживалось от формирования полноценных частей ночных истребителей, хотя некоторым частям было разрешено продолжать эксперименты в области ночного боя. Одной из них стала 10./JG132 (Сформирована 01.07.1938 г. Затем 01.11.1938 г. была переименована в 1./JG331) под командованием гауптмана Альберта Блуменсаата (Albert Blumensaat) (С 15.01. по 04.06.1942 г. майор Блуменсаат был начальником 1-й авиашколы ночных истребителей (Nachtjagdschule 1), а затем с 15.12.1943 г. по февраль 1944 г. - командиром учебной NJG102. О воинских званиях в Люфтваффе подробнее см. приложение № 1 «Воинские звания в Люфтваффе»), который был твердо убежден в важности ночного боя. Другой экспериментальной ночной эскадрильей l.(Nachtjagd)/LG1 (Сформирована 01.11.1938 г. на базе 4./LG Greifswald. 01.09.1939 г. была переименована в 10.(N)/JG26) командовал обер-лейтенант Йоханнес Штейнхоф (Johannes Steinhoff) (В феврале 1940 г. Штейнхоф перешел в дневную истребительную авиацию и стал одним из ее лучших пилотов. Всего на его счету было 176 побед. Умер Йоханнес Штейнхоф 21.02.1994 г.). Еще одна подобная эскадрилья была в составе II./JG134. В августе 1938 г. в II./JG234 (Сформирована 15.03.1937 г. на базе персонала из JG134, в основном из 3./JG134. 01.11.1938 г. была переименована в II./JG132) была также сформирована эскадрилья ночных истребителей под командованием лейтенанта Боддема (Boddem), однако уже спустя несколько дней она была распущена.
Во время гражданской войны в Испании три истребителя Аг-68 из состава 5./J88 «Легиона «Кондор» совершили несколько пробных ночных патрульных полетов над Кастельоном (Kastellon). Однако из-за отсутствия успехов эти вылеты были вскоре прекращены.
В 1939 г. в министерстве авиации (Reichsluftfahrtministerium — RLM), казалось, окончательно поняли значение ночного боя, и 24 июня было решено сформировать несколько групп и эскадрилий ночных истребителей. 15 июля в Дёберитце (Doberitz) были сформированы I./JG20 (04.07.1940 г. была переименована в I1I./JG51) под командованием майора Зигфрида Лехманна (Siegfried Lehmann) и I./JG21 (06.06.1940 г. была переименована в I1I./JG54) во главе с гауптманом Мартином Меттигом (Martin Mettig). В тот же день на аэродроме Херцогенаурх (Herzogenaurch) около Нюрнберга были сформированы 1. и 2./JG70 (Входили в состав I./JG70, которая 15.09.1939 г. была переименована в I./JG54), а 16 июля в Шлейсхейме (SchleiBheim) — 1. и 2./JG71 (28.08.1939 г. 1./JG71 вошла в состав 11./JG72, a 2./JG71 в октябре 1939 г. была переименована в 4./JG51). Также 15 июля были сформированы: на аэродроме Мангейм-Сандхофен (Mannheim-Sandhofen) — 10./JG72 под командованием обер-лейтенанта Эрнста Бернигка (Ernst Boernigk), а в Бёблингене (Boblingen) - 11./JG72 (В октябре 1939 г. была переименована в 5./JG52) во главе с обер-лейтенантом Аугустом-Вильгельмом Шуманном (August-Wilhelm Schumann) (Погиб 06.09.1941 г., когда при посадке на аэродром Любань около Ленинграда ere Bf-109 столкнулся с другим истребителем. Шуманн выпрыгнул из падавшего самолета, но, ударившись о крыло, потерял сознание и уже не смог открыть парашют. Всего на его счету было 30 побед, из них 4 он одержал в Испании). Затем 1 августа в Грейфсвальде (Greifswald) была сформирована еще одна эскадрилья — 11.(Nacht)/LG2.
Однако, как оказалось, это был всего лишь порыв, и уже 16 августа 1939 г. все они, за исключением 10./JG72 (В октябре 1939 г. была переименована в 10.(Nacht)/JG2) и 11 .(Nacht)/LG2 (18.02.1940 г. была переименована в 11.(Nacht)/JG2), были официально переданы в дневную истребительную авиацию.