Начало 2-й мировой войны — 1939—40 гг.

 

После нападения Германии на Польшу в войну вступили Ан­глия и Франция, и их самолеты сразу же начали совершать днев­ные и ночные полеты над Германией. 3 сентября 1939 г. двухмо­торный бомбардировщик Бристоль «Бленхейм» Мк.IV N6215 (Bristol «Blenheim») из 139 Sqdn. RAF, который пилотировал офи­цер Макферсон (E.MackFerson), произвел фотосъемку немец­ких кораблей, выходивших из Вильгельмсхафена. Это был первый английский самолет, который появился над территори­ей Германии. В ночь с 3 на 4 сентября 10 двухмоторных бомбарди­ровщиков Армстронг Уитворт «Уитли» Mk.III (Armstrong Whitworth «Whitley») — 7 из 58 Sqdn. RAF и 3 из 51 Sqdn. RAF — совершили первый ночной полет над Германией, сбросив на Бремен, Гам­бург и города Рура пока не бомбы, а лишь 3 тонны пропагандист­ских листовок — около 5 миллионов экземпляров (В ночь с 1 на 2 октября 1939 г. «Уитли» из 10 Sqdn. RAF впервые появились и над Берлином, также сбросив на город листовки. Первый же «полноценный» ночной налет на территорию Германии был совер­шен в ночь с 11 на 12 мая 1940 г., когда 37 «Уитли» и «Хэмпденов» сбросили бомбы на Мёнхенгладбах).

Во второй половине сентября для защиты промышленных районов Германии, и прежде всего Рура, была создана т. н. За­падная зона противовоздушной обороны. Она тянулась с севера на юг от Мюнстера до Штутгарта, и все части Люфтваффе, рас­положенные в ней, подчинялись непосредственно главному ко­мандованию Люфтваффе. В состав «Западной зоны» были вклю­чены три ночные эскадрильи — 10.(Nacht)/JG26, базировавшаяся на аэродроме Бонн-Хангелар (Bonn-Hangelar), 10.(Nacht)/ZG76, действовавшая на севере Германии, и 10.(Nacht)/JG53, базиро­вавшаяся в Хейльбронне (Heilbronn). Все они еще не были пол­ноценными эскадрильями ночных истребителей, а, скорее, их можно было назвать «сумеречными» эскадрильями, так как они выполняли патрульные полеты в районе Кёльна и Штутгарта лишь поздним вечером и ранним утром. Они были обречены на неуда­чу, поскольку действовали без управления с земли и не взаимо­действовали с прожекторами.

3 октября во время преследования английского бомбарди­ровщика в Голландии разбился Bf-110 фельдфебеля Циммерманна (Zimmermann) из 10.(Nacht)/ZG76, a 6 октября в районе острова Тексел у побережья Голландии Bf-110 унтер-офи­цера Фухса (Fuchs) столкнулся с двухмоторным бомбардиров­щиком Виккерс «Веллингтон» (Vickers «Wellington»). В резуль­тате таких неудачных действий 10.(Nacht)/ZG76 по решению руководства Люфтваффе, стремящегося сохранить новые двухмоторные истребители Bf-110, была перевооружена старыми одноместными Bf-109D.

На встрече Геринга с инспектором истребительной авиа­ции оберстом Вернером Юнком (Werner Junck) (Юнк родился 28.12.1895 г. Участвовал в 1-й мировой войне, а затем в 30-е годы по призыву Геринга принимал активное участие в создании Люфт­ваффе. 01.10.1938 г. ему было присвоено звание оберста. С 01.02.1939 г. по 30.04.1941 г. он был инспектором истребительной авиации, затем с 31.05 по 01.08.1941 г. руководил немецкой военно-воздушной миссией в Ираке. До 31.03.1942 г. Юнк был командующим Jafu 3, а потом до 08.09.1942 г. — командиром 3-й авиадивизии. 01.04.1943 г. Юнк получил звание гене­рал-майора и с 15.10.1943 г. по 30.06.1944 г. командовал 2-м истреби­тельным авиакорпусом. 09.06.1944 г. Юнк был награжден Рыцарским Крестом, а 01.12.1944 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта. В конце войны он находился в резерве Главного командования Люфт­ваффе) было решено, что нет никакой необходимости в дальнейшем увеличении чис­ленности ночных истребителей. На это решение, безусловно, повлияли как неудачные действия самих ночных истребите­лей, так и то, что английские бомбардировщики, изредка появлявшиеся по ночам над Германией, по-прежнему сбра­сывали лишь пропагандистские листовки. Единственной «ус­тупкой» Геринга было решение объединить 10.(Nacht)/JG26, 10.(Nacht)/ZG76 и 11.(Nacht)/LG2 в одну группу (10.(Nacht)/JG53 в декабре 1939 г. была распущена).

18 февраля 1940 г. на аэродроме Евер на базе 10.(Nacht)/JG2, 10.(Nacht)/JG26 и 1 l.(Nacht)/LG2 была сформирована IV.(Nacht)/JG2 под командованием гауптмана Блуменсаата. Группа была ос­нащена одноместными истребителями Bf-109D-l. Относительно ее ночных действий известно немного, но есть свидетельства, что весной 1940 г. пилоты IV.(Nacht)/JG2 одержали, по край­ней мере, три ночные победы. 21 апреля 1940 г. в 00.45 в рай­оне Висмара фельдфебель Вилли Шмале (Willi Schmale) (Всего в ходе 2-й мировой войны он одержал 9 официально под­твержденных ночных побед) сбил один английский самолет, а затем еще две победы одержал обер-фельдфебель Пауль Фёрстер (Paul Forster) (Командир I./NJG1 майор Фёрстер погиб 01.10.1944 г., когда его Не-219 во время испытаний нового прибора «слепой посадки» разбился при посадке на аэродром Мюнстер-Хандорф. Всего на его счету было 10 побед, из них 8 он одержал ночью). Сначала 25 апреля он сбил один (Вероятно, это был самолет офицера Бенсона (А.Н. Benson) из 49 Sqdn. RAF) из 28 двухмоторных бомбардировщиков Хендли Пейдж «Хэмпден» (Hadley Page «Hampden»), ставивших мины у побережья Шлезвиг-Гольштейна, а затем 14 мая в райо­не острова Сульт еще один «Хэмпден».

Кроме того, в сводках Главного командования вермахта (Oberkommando der Wermacht OKW) за 30 мая, 1, 3 и 6 июня также упоминается о ночных победах пилотов Люфтваффе. Однако возможно, что все это было лишь пропагандой, имев­шей целью убедить противника, а также и свое население в существовании нового оружия. Ведь в это же самое время в немецкой прессе появились фотоснимки «ночных истребите­лей Не-113», которые ввели в заблуждение многих как в самой Германии, так и за ее пределами. Фактически же на этих фо­тографиях, сделанных специально для англичан, были днев­ные истребители Не-100D-l, которые так и не были приняты на вооружение Люфтваффе.

В ночь с 27 на 28 мая 1940 г. «Уитли» из 10 Sqdn. RAF совершили налет на Рур. В ходе его бортстрелок Стен Олдридж (Stan Oldridge), летавший на самолете командира эскад­рильи Пата Хэнафина (Pat Hanafm), сбил один Bf-109D-l из IV.(Nacht)/JG2. Этот «Мессершмитт» стал первым ночным ис­требителем Люфтваффе, сбитым во время 2-й мировой войны.