Тысяча бомбардировщиков Харриса и «небесный полог» Каммхубера

 

В конце 1941 — начале 1942 г. ночные налеты на Германию ослабли. С одной стороны, это было связано с плохой погодой, а с другой — противники как бы набирали силы перед новыми сражениями. 14 февраля 1942 г. британский военный кабинет принял решение начать интенсивные бомбардировки Германии, правда, пока ограничив их периодом в шесть месяцев. Спус­тя неделю, 21 февраля, новым командующим бомбардировочной авиацией RAF (Bomber Command) стал маршал авиации сэр Артур Харрис (Arthur Harris) (Родился в 1892 г. В качестве пилота участвовал в 1-й мировой вой­не. В 1921 г. он был назначен командиром 31 Sqdn. RAF в Индии, а год спустя - командиром 45 Sqdn. RAF, находившегося тогда в Месопота­мии (в настоящее время Ирак). После возвращения в Англию Харрис занял должность командира 58 Sqdn. RAF, оснащенного тяжелыми бом­бардировщиками. В 1937 г. он был назначен командиром 4 авиакрыла, имевшего на вооружении двухмоторные бомбардировщики «Уитли». За­тем в начале войны Харрис стал командиром 5 бомбардировочного кры­ла. В ноябре 1940 г. ему было присвоено звание вице-маршала авиации и он был назначен начальником штаба RAF. В мае 1941 г. Харрис получил звание маршала авиации (Air Marshal), которое соответствовало званию генерала авиации Люфтваффе). Эти два события знаменовали собой кардинальные изменения в концепции использования бомбардировщиков. Харрис предложил при налетах на круп­ные города Германии не стремиться уничтожить одну или не­сколько конкретных целей, а выполнять т.н. бомбометание по площадям. Фактически основной целью подобных массирован­ных налетов было разрушение жилых кварталов и, как след­ствие, подрыв морального духа гражданского населения, преж­де всего рабочих промышленных предприятий. Начальник штаба RAF сэр Чарльз Портал (Charles Portal) писал в фев­рале 1942 г.: «Относительно новой директивы бомбардировок: я полагаю, что в действительности точками прицеливания в населенных пунктах должны быть не доки или авиазаводы... Это должно быть совершенно ясно, если это еще кем-то не понято».

Пилоты бомбардировщиков в связи с этим высказывали опасения, что потери среди них сразу же возрастут. Многие считали, что единственная причина, по которой их немцы еще не сбили, была в том, что они постоянно меняли марш­руты своих полетов. Харрис же считал, что крупные группы в плотном строю (а он предложил использовать для налетов на города Германии соединения из тысячи и более бомбар­дировщиков) (Первоначально подобные налеты имели название «План тысячи» («The Tousand Plan»), а позднее они получили кодовое наименование «Опе­рация «Миллениум» («Operation «Millenium»)) смогут прорываться через немецкую оборону с минимальными потерями. Харрис начал с ряда т.н. экспериментальных налетов, которые должны были подтвердить пра­вильность его предложений, а также проверить эффективность новой системы слепого бомбометания H2S.

Первая подобная операция была проведена в ночь с 28 на 29 марта 1942 г., когда в результате налета 234-х английских бомбардировщиков был полностью разрушен центр Любека и погибло 300 человек гражданского населения. Затем судьбу Лю­бека разделил Росток, когда в ходе четырех налетов между 24 и 29 апреля в общей сложности 520 бомбардировщиков сбросили бомбы на исторический центр города (Во время налета на Любек ночные истребители и зенитная артил­лерия сбили 12 самолетов, а в ходе налетов на Росток истребителям уда­лось сбить 13 английских бомбардировщиков). Эти налеты произвели на немцев большой психологический эффект (Одновременно англичане начали применять авиабомбы большого калибра. В ночь с 31 марта на 1 апреля 1942 г. во время налета на Эмден были впервые сброшены 1812-кг бомбы «Кекс» («Cookie»), а в ночь с 10 на 11 апреля при налете на Эссен были использованы уже 3624-кг бомбы «Супер Кекс» («Super Cookie»)). В немецких газетах о них было сообщено только спустя два дня и лишь нескольки­ми строчками. Военно-политическое руководство Третьего рей­ха отреагировало на эти налеты тем, что вместо того, чтобы укре­пить противовоздушную оборону, приказало в ответ уничтожить старые английские города типа Эксетера, Бата, Норвича и Кентербери (Острые языки в Люфтваффе потом окрестили эти налеты «рейдами Баедекера» по названию популярного перед войной туристского путево­дителя Баедекера (Baedeker)).

В ночь с 30 на 31 мая 1942 г. английская бомбардировоч­ная авиация совершила свой первый налет по «Плану тыся­чи». 1047 самолетов, в т.ч. 602 «Веллингтона», 131 «Галифакс», 88 «Стерлингов», 79 «Хэмпденов», 73 «Ланкастера», 46 «Манчестеров» и 28 «Уитли», взяли курс на Кёльн, но из них цели смогли достичь около 900. Налет продолжался в течение полу­тора часов, три волны бомбардировщиков сбросили на город 1349 225-кг осколочных и свыше 460 тысяч зажигательных бомб. В результате бомбардировки в Кёльне пострадало множество многоквартирных домов, 13 тысяч квартир были полностью разрушены, погибли 480 человек и еще около 5 тысяч получи­ли ранения. Сами же англичане потеряли 41 бомбардировщик (Из них 37 были сбиты ночными истребителями и зенитной артил­лерией, а остальные из-за тяжелых повреждений разбились на обратном пути), или 3,9% от общего числа участвовавших в этом налете, кроме того, еще 116 самолетов получили различные повреждения и 12 из них были затем списаны.

События этой ночи четко показали границы управляемого ночного боя. Английские бомбардировщики проникли в воз­душное пространство Германии на участке шириной около 30 км, при этом они пересекли всего 8 зон ночного боя. В результате командование 12-го авиакорпуса смогло противо­поставить им только 25 ночных истребителей, часть из ко­торых была вынуждена вернуться обратно из-за технических проблем или повреждений от заградительного огня с бом­бардировщиков, и требовалось время, чтобы им на замену в соответствующие зоны ночного боя прибыли другие истреби­тели. Хотя пилоты ночных истребителей Люфтваффе и сбили в ночь с 30 на 31 мая больше самолетов, чем когда-либо до этого, они все равно испытали отчетливое чувство неудовлет­воренности. В конце концов, сотни пилотов и радиооперато­ров должны были беспомощно сидеть в ожидании команды на старт, которая так и не поступила. Многие из них хотели знать, почему нельзя было организовать оборону так же, как и днем. «Свободный» ночной бой стал тогда основной темой, обсуж­даемой среди пилотов.

Однако еще ни технические возможности, ни средства уп­равления не позволяли ночной истребительной авиации пе­рейти к использованию подобной тактики. Кроме того, Каммхубер опасался, что переход к тактике «свободного» ночного боя, который требовал фундаментальных изменений в техни­ческом оснащении ночных истребителей, в целом неблагоприят­но скажется на их боеготовности. Поэтому он видел только один путь — дальнейшее совершенствование уже существующих так­тических приемов ночного боя. Каммхубер решил продлить освещенный пояс до границы Швейцарии, чтобы лишить англи­чан возможности огибать его. Перед ним и позади него должны были быть созданы зоны «Dunaja» глубиной по 200 км, в задачу которых входило разбивать поток бомбардировщиков.

Пока штаб Каммхубера готовил необходимые документы для осуществления этой идеи, англичане продолжали масси­рованные налеты. В ночь с 1 на 2 июня они атаковали Эссен, это был второй «тысячный» налет, хотя в нем участвовало «все­го» 956 бомбардировщиков. В отличие от первого успешного налета на Кёльн, этот налет сложился для англичан неудачно, и они не смогли достичь своей главной цели. Эссен был пол­ностью закрыт сильным туманом, которому способствовали выбросы из многочисленных труб промышленных предприятий. В результате бомбы упали большей частью не на сам Эс­сен, а на небольшие города, расположенные вокруг него, вы­звав там многочисленные жертвы, в самом же Эссене было разрушено 11 домов и погибло «всего» 50 человек. В ту ночь англичане потеряли 31 бомбардировщик (3,2%). Третий налет «тысячи бомбардировщиков Харриса» состоялся в ночь с 25 на 26 июня, когда 1067 самолетов сбросили бомбы на Бремен. На этот раз потери англичан составили 55 бомбардировщиков, или 4,9% от их общего числа.

В ходе этих двух последних налетов ночные истребители сбили 52 бомбардировщика, хотя их поток пересек значитель­но меньшее число зон ночного боя, чем при предыдущих на­летах. Штаб 12-го корпуса приписал этот успех эффективнос­ти зон «Dunaja» и тому, что многие истребители были уже оснащены бортовыми РЛС. Хотя это был в общем-то правиль­ный вывод, он, как ни странно, сослужил плохую службу. 31 июля зенитно-прожекторные дивизии, находившиеся в ос­вещенном поясе, были расформированы, а их прожектора и зенитные батареи начали перебрасываться в зоны «Konaja» вокруг крупных городов.

После вывода прожекторов из уже бывшего освещенного пояса Каммхубер оставил все РЛС на своих прежних позици­ях, несмотря на то, что их дальность действия позволяла рас­ставлять их значительно дальше друг от друга. Теперь один радар «Вюрцбург-Гигант», получивший условное наименова­ние «Красный Гигант» («Rote Riese»), обнаруживал и сопро­вождал противника, а другой, названный «Зеленым Гигантом» («Griine Riese»), сопровождал собственные истребители. Дан­ные с радаров передавались на командный пункт, где положе­ние цели и истребителя автоматически отмечалось на карте т.н. стола-планшета «Seeburg» соответственно красными и зе­леными точками и откуда уже офицер управления осуществ­лял наведение истребителя на цель. Именно такой способ действий и получил наименование «Himmelbett» («небесный полог») (Может быть несколько вариантов перевода этого словосочета­ния. Оно может также означать «кровать с пологом» или «небесную кровать»).

Эта тактика имела три основных недостатка. Во-первых, в каждой зоне «Himmelbett» мог находиться лишь один ночной истребитель. Конечно, поскольку зоны «Himmelbett» перекрывали одна другую на 50%, было возможно направить в зону сразу три истребителя, но тогда бы смежные зоны остались неприкрытыми. Во-вторых, если истребитель выбывал из строя или был вынужден вернуться на аэродром, требовалось некоторое время, чтобы его место занял другой. В течение дол­гого времени штаб 12-го авиакорпуса не принимал предложе­ния пилотов, чтобы второй истребитель также находился в зоне, описывая круги вокруг радиомаяка. В штабе опасались, что присутствие в зоне «Himmelbett» второго самолета сможет за­путать оператора РЛС. Последним недостатком было то, что истребитель должен был после каждой атаки возвращаться к радиомаяку, чтобы быть снова захваченным «Зеленым Гиган­том». Истребители еще не были тогда оснащены системами опознавания «свой — чужой», и это был единственный способ их идентификации операторами РЛС.

В целом же ночной «Himmelbett-перехват для истребите­лей, не оборудованных бортовыми радарами, оставался воп­росом удачи. На больших расстояниях разница в измерениях высоты полета цели и истребителя, проводимых обоими «Ги­гантами», могла достигать 500 метров. Затем различные ошиб­ки при получении данных радаров и их обработке могли еще больше увеличить эту разницу. Нередко пилоты вообще даже не видели цель, в то время как красные и зеленые точки на командном пункте уже сливались в одну. Только лишь после того, как летом 1942 г. бортовыми РЛС стало оснащаться все больше и больше ночных истребителей, система «Himmelbett» начала работать с ожидаемой эффективностью.