Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны
23 марта 1941 г. для координации всей противовоздушной обороны Германии на базе 1-го зенитного корпуса (l.Flakkorps) было сформировано т.н. центральное командование Люфтваффе (Luftwanenbefehlshaber Mitte) (05.02.1944 г. на его базе был сформирован воздушный флот «Рейх») во главе с генерал-оберстом Хубертом Вейзе (Hubert Weise). Его штаб располагался в берлинском районе Ванзее (Berlin-Wansee), и ему в оперативное подчинение наравне с дневными были переданы и ночные истребители.
Сама ночная истребительная авиация также нуждалась в более четкой системе управления, и потому 1 августа 1941 г. на основе штаба 1-й ночной истребительной авиадивизии был сформирован штаб 12-го авиакорпуса (XII.Fliegerkorps) (15.09.1943 г. был переименован в 1-й истребительный авиакорпус). Одновременно в Ольденбурге был вновь сформирован штаб 1-й ночной авиадивизии, командиром которой стал генерал-майор Курт-Берттрам фон Дёринг (Kurt-Berttram von Coring). 9 августа командиром 12-го авиакорпуса был назначен генерал-майор Каммхубер, у которого теперь в подчинении, кроме 1-ой ночной авиадивизии, находились 1-я и 2-я зенитно-прожекторные дивизии (Flakscheinwerfer-Division 1, 2), а также 201-й, 202-й и 203-й полки связи Люфтваффе.
1 сентября 1941 г. в Шлезвиге на основе т.н. Zerstorer-Erganzungsgruppe и 4./ZG2 была сформирована II./NJG3, а 29 сентября в Штаде на базе штаба ZG26 был создан штаб NJG3. Командиром NJG3, в которую первоначально вошли I./NJG3 и II./NJG3, был назначен бывший командир ZG26 майор Йоханнес Шалк (Johannes Schalk) (Всего на его счету была 21 победа, из них 11 на Восточном фронте). Через месяц в Штаде на базе II./ZG76 была сформирована III./NJG3 во главе с гауптманом Хейнцем Наке (Heinz Nacke) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании, летая на самолете-разведчике. Был одним из лучших асов, летавших на Bf-110. Одержал 12 побед и 02.11.1940 г. был награжден Рыцарским Крестом. Закончил войну в звании оберста) и NJG3 стала второй полноценной эскадрой ночных истребителей Люфтваффе.
1 ноября 1941 г. в Леувардене на базе 4./NJG2 (Была сформирована еще в ноябре 1940 г. на базе 1./ZG2 и до этого входила в состав I./NJG2) и 4./NJG1 была сформирована II./NJG2 (01.10.1942 г. была переименована в IV./NJG1. В тот же день на базе III./NJG2 была сформирована «новая» I1./NJG2) во главе с бывшим командиром 4./NJG1 обер-лейтенантом Гельмутом Лентом. В тот же день была сформирована еще одна эскадра ночных истребителей — NGJ2, в составе которой пока было лишь две группы — I./NJG2 и II./NJG2. Командиром эскадры был назначен бывший командир I./NJG2 майор Карл Хюлсхофф.
В течение 1942 г. было сформировано еще две эскадры ночных истребителей — NJG4 (Интересно, что ее штаб был сформирован еще 18.04.1941 г.) под командованием майора Рудольфа Штолтенхоффа (Rudolf Stoltenhof) и NJG5 во главе с майором Фритцем Шаффером (Fritz Schaffer). В апреле 1942 г. была сформирована II./NJG4, 1 мая на основе 1./NJG1, 4./NJG1 и 8./NJG1 была создана III./NJG4 во главе с майором Куртом Холлером (Kurt Holler) (Погиб 22.06.1943 г. На его счету было 19 побед), a 1 сентября на базе 9./NJG1, 2./NJG3 и 9./NJG4 была сформирована I./NJG4 под командованием гауптмана Вильгельма Хергета (Wilhelm Herget). В сентябре в Стендале на основе II./ZG2 была сформирована I./NJG5 во главе с гауптманом Зигфридом Вандамом (Siegfried Wandam), а в декабре в Пархиме на базе экипажей 3./NJG2 и 7./NJG3 - II./NJG5 под командованием гауптмана Рудольфа Шенерта (Rudolf Schonert) (05.08.1943 г. Шёнерт был назначен командиром 1./NJG100, а 01.01.1944 г. он стал командиром NJGr.10 и оставался на этой должности до 06.03.1945 г. Всего на его счету было 64 победы, из них 35 он одержал на Восточном фронте). Также в декабре 1942 г. в Лехфельде была сформирована IV./NJG5 во главе с майором Генрихом цу Сайн-Витгенштейном.
Кроме того, в марте 1942 г. была сформирована III./NJG2 (01.10.1942 г. она была переименована в II./NJG2 и была сформирована заново лишь 15.08.1943 г. на базе V./NJG6) под командованием гауптмана Герберта Бенша (Herbert Bonsch) (Погиб 01.08.1942 г. Всего на его счету было 11 побед, в т.ч. 10 ночных), в октябре на основе II./NJG2 была создана IV./NJG2 во главе с гауптманом Лентом, а в ноябре на базе 1./NJG2 и 9./NJG2 была сформирована IV./NJG3 (30.10.1944 г. она «поменялась» обозначениями с III./NJG2) под командованием майора Эриха Симона (Erich Simon) (Пропал без вести (погиб) 07/08.10.1943 г. На его счету было 17 побед).
Быстрый рост ночной истребительной авиации требовал соответствующего количества самолетов, но вот тут у Люфтваффе и возникли главные проблемы. Так, например, с января 1941 г. до февраля 1942 г. общая штатная численность ночных истребительных групп и эскадрилий увеличилась на 88% — со 195 до 367 самолетов, в то время как истребителей в пригодном для вылетов состоянии реально в их составе было менее 50%. Главной причиной такого положения было прекращение производства самолетов Bf-110 и одновременное отсутствие другого самолета, способного заменить его. Если в феврале 1941 г. было изготовлено 123 Bf-110, то затем их производство начало неуклонно снижаться, и в декабре 1941 г. был выпущен только один самолет, а в январе 1942 г. вообще ни одного (см. таблицу № 1)!
Министерство авиации надеялось, что в течение 1941 г. фирма «Мессершмитт» сумеет довести свой новый истребитель Ме-210 и что Люфтваффе смогут получить самолет, превосходящий Bf-110 по своим характеристикам. Однако, когда в конце 1941 г. окончательно стало ясно, что этим надеждам не суждено сбыться, боеготовность частей ночной истребительной авиации уже упала до крайне опасного уровня. При этом ситуация усугублялась тем, что нехватку Bf-110 было практически нечем восполнить. Первоначально даже выдвигалась идея возобновить производство Do-17Z и Do-215, но оказалось, что это уже технически невозможно. Новый Do-217J-l, совершивший в конце 1941 г. первый испытательный полет, тоже принес разочарование — слишком слабые стойки шасси создавали массу проблем при взлете и посадке, самолет имел недостаточную маневренность и недостаточно мощные двигатели (Фактически это был бомбардировщик Do-217E-2, у которого в носовой части установлено дополнительное вооружение, а в переднем бомбоотсеке — дополнительный 300-литровый топливный бак. На нем сохранились тормозные щитки, открываемые люки бомбоотсеков, система подвески и сброса бомб и подфюзеляжная огневая точка, т.е. вещи, которые были абсолютно бесполезны на ночном истребителе. При этом Do-217J-l из-за установленного дополнительного вооружения и РЛС весил на 750 кг больше, чем Do-217E-2, а его максимальная скорость упала с 520 до 430 км/ч! Поэтому после того, как «новые» Do-217J-l прибывали в боевые части, их сразу «облегчали» почти на 2000 кг, снимая все ненужное. Даже Do-217N-l, запущенный в производство в декабре 1942 г., отличался от Do-217J лишь двигателями DB603). Уровень же производства Ju-88C-2 и С-4 едва покрывал их потери, при этом все они покидали авиазаводы в стандартной комплектации дневного тяжелого истребителя, и лишь потом в специальных технических центрах в Гютерсло и Верле переоборудовались в ночные истребители. Фирма «Мессершмитт» получила приказ срочно возобновить производство Bf-110 хотя бы на уровне 42 самолетов в месяц, что ей удалось сделать только в марте 1942 г.
1 мая 1942 г. одновременно были сформированы сразу три истребительные авиадивизии Люфтваффе (Jagddivision), в подчинение которым были переданы как дневные, так и ночные истребители. 1-я истребительная авиадивизия (15.09.1943 г. была переименована в 3-ю истребительную авиадивизию и в тот же день заново сформирована на базе 4-й истребительной авиадивизии) во главе с генерал-лейтенантом фон Дёрингом была создана на основе 1-й ночной истребительной авиадивизии. Командный пункт дивизии находился в Деелене в Голландии, и она отвечала за оборону Голландии, северной Бельгии и Рура. 2-я истребительная авиадивизия под командованием генерал-лейтенанта Вальтера Швабедиссена (Walter Schwabedissen) была сформирована в Штаде на базе 1-й зенитно-прожекторной дивизии и прикрывала северо-западные районы Германии и Берлин. 3-я истребительная авиадивизия (15.09.1943 г. была переименована в 4-ю истребительную авиадивизию), командиром которой был назначен оберст Вернер Юнк, имела командный пункт в Меце и отвечала за оборону южной Бельгии, северной Франции и юго-западных районов Германии.
Командир 12-го авиакорпуса генерал-лейтенант Каммхубер планировал к сентябрю 1942 г. покрыть густой сетью зон «Himmelbett» все основные маршруты полета английских бомбардировщиков и наиболее важные оборонительные районы Германии. Не должно было остаться никакого промежутка, чтобы противника можно было атаковать на всем протяжении его полета к цели и обратно. Для реализации этого плана Каммхубер запросил у командования Люфтваффе 600 РЛС «Вюрцбург-Гигант» (Тогда их месячное производство составляло 30 РЛС), 8 новых эскадр ночных истребителей и дополнительно 150 тысяч человек личного состава. Кроме того, он предложил заменить радары «Вюрцбург-Гигант» новыми РЛС «Панорама» («Panorama») с дальностью действий 120 км, а также оборудовать самолеты новыми бортовыми РЛС большей дальности. Возможно, в другое время эти, конечно завышенные, требования и могли бы быть восприняты командованием, но тогда и Геринг и начальник Генерального штаба Люфтваффе генерал-оберст Ханс Ешоннек (Hans Jeschonnek) (Родился 09.04.1899 г. Участвовал в 1-й мировой войне, сначала в пехоте, а затем в авиации. 01.02.1939 г. 39-летний оберст Ешоннек был назначен начальником Генерального штаба Люфтваффе (Chef der Generalstabes der Luftwaffe). В августе 1939 г. ему было присвоено звание генерал-майора, а 01.04.1942 г. — звание генерал-оберста. 19.08.1943 г. Ешоннек неожиданно покончил жизнь самоубийством, при этом причина так и осталась неизвестной) отнеслись к ним, как к настоящей утопии, и категорически их отвергли. Однако Каммхубер и начальник оперативного отдела его штаба оберст Хоффманн (Hoffmann) так легко не сдались. Если Люфтваффе не могли им помочь укомплектовать личным составом новые командные пункты и РЛС, то они решили использовать местные организации НСДАП, «Гитлерюгенда» и «Германского трудового фронта» (Deutsche Arbeitsfront, сокр. DAF - общенациональная организация, созданная 10.05.1933 г., заменившая собой профсоюзы. В 1942 г. численность DAF составляла около 25 млн человек). Таким образом, были собраны тысячи добровольных помощников для службы связи Люфтваффе и к январю 1943 г. ее численность возросла до 30 тысяч человек, из которых 14 тысяч составляли женщины-добровольцы.
С увеличением числа ночных налетов английских бомбардировщиков и усилением их мощи постепенно продолжался и процесс роста численного состава ночной истребительной авиации. 1 января 1943 г. в Майнце была сформирована IV./NJG4 во главе с майором Генрихом Вохлерсом (Heinrich Wohlers), в апреле в Нейруппине (Neuruppin) — I1I./NJG5 под командованием Вальтера Борхерса (Walter Borchers) (Командир NJG5 оберст-лейтенант Борхерс погиб в ночь на 05.03.1945 г., г когда над Лейпцигом сам был сбит английским ночным истребителем.. Всего на его счету было 63 победы, из них 48 он одержал ночью), 11 августа в Инстербурге — V./NJG5 (10.05.1944 г. была переименована в 11./NJG5) во главе с гауптманом Петером Эрхардом (Peter Erhard) (Всего на его счету было 22 победы).
В мае 1943 г. в Отопени (Otopen) была сформирована IV./NJG6 под командованием майора Герберта Лютье (Herbert Liitje) (С 13.09.1944 г. и до конца войны оберст-лейтенант Лютье был командиром NJG6. Всего на его счету было 47 ночных побед, в т.ч. 6 в ночь 13/14.05.1943 г. Кроме того, еще 3 победы он одержал днем в составе JG2. В 60-е годы служил в Бундеслюфтваффе. Умер в 1967 г.). В июне в Штутгарте была сформирована V./NJG6 во главе с майором Паулем Земрау (Paul Semrau), но уже в июле она была переименована в III./NJG2 (На базе «старой» III./NJG2 еще 01.10.1942 г. была сформирована II./NJG2). 1 августа на базе IV./NJG4 была сформирована I./NJG6, и, наконец, 15 сентября 1943 г. в Нейбурге (Neuburg) — H./NJG6 под командованием майора Рольфа Леухса (Rolf Leuchs) (Всего на его счету было 10 побед). В тот же день в Шлейсхейме была сформирована NJG6 под командованием майора Фритца Шаффера (Вместо него командиром NJG5 был назначен майор Гюнтер Радуш), ставшая последней полноценной эскадрой ночных истребителей в Люфтваффе.
В 1943 г. были также сформированы и две учебно-боевые эскадры ночных истребителей. 20 марта в Шлейсхейме на базе 1-й ночной истребительной авиашколы была создана NJG101 под командованием оберста Рудольфа Штолтенхоффа, а 15 декабря в Китцингене была вновь сформирована NJG102 во главе с майором Альбертом Блуменсаатом.
В конце весны 1943 г. Каммхубер предпринял еще одну тщетную попытку кардинально усилить ночную истребительную авиацию. Пойти на этот шаг его вынудило вступление в войну американской авиации, которое существенно изменило весь ход боевых действий над Европой (Германия объявила войну США еще 11.12.1941 г., т.е. через два дня после нападения Японии на Пирл-Харбор). Летом 1942 г. в Англию была переброшена 8-я воздушная армия США, и 17 августа американские бомбардировщики совершили первый боевой вылет, атаковав цели в Северной Франции. Днем 27 января 1943 г. В-17 из 8-й воздушной армии впервые совершили налет на территорию Германии, сбросив бомбы на Вильгельмсхафен. Тогда командование Люфтваффе еще не знало, что американцы ограничатся лишь дневными действиями (В январе 1943 г. на конференции в Касабланке союзники утвердили основные принципы воздушной войны против Германии и договорились, что американские бомбардировщики будут совершать дневные налеты, а английские — ночные), и ожидало значительного усиления ночных налетов. Поэтому в мае 1943 г. Каммхубер разработал план увеличения мощи ночной истребительной авиации. Он предусматривал формирование 3-х истребительных авиакорпусов, в каждый из которых входило по две истребительные авиадивизии. В составе каждой авиадивизии должно было быть по 3 эскадры ночных истребителей, в каждой эскадре — по 4 авиагруппы по 30 самолетов. Таким образом, предполагалось сформировать сразу 18 эскадр общей численностью 2160 истребителей, в то время как на тот момент в ночной истребительной авиации было всего около 600 самолетов!
21 мая Каммхубер представил свой план Герингу, а спустя четыре дня он в присутствии Кейтеля и Геринга докладывал уже Гитлеру. Однако Гитлер даже не дал Каммхуберу договорить, заявив, что все представленные им данные о численности авиации союзников неверны и потому нет необходимости в срочном укреплении ночной истребительной авиации. Кейтель и Геринг сидели молча, не смея возразить Гитлеру, хотя оба знали, что Каммхубер опирался в своих расчетах на доклад, составленный OKW, цифры в котором полностью соответствовали действительности. Поэтому Каммхубер сам был вынужден обратиться за поддержкой к Герингу, но тот, потеряв контроль над собой, начал кричать на Каммхубера: «Вы страдаете гигантоманией! Если Вы хотите иметь под командованием все Люфтваффе, то почему бы Вам не занять мое кресло?!» После этой встречи у Гитлера OKW «доработало» свой доклад, заменив все цифры о численности авиации союзников на меньшие, а уже 26 мая английская радиостанция «Солдатская радиостанция Кале» («Soldatensender Calais») (Вела пропагандистские передачи на Германию, которые представляли собой хорошо продуманную смесь из популярной музыки и выпусков новостей. При создании передач их авторы опирались на обширную картотеку, составленную на основе разведданных и данных радиоперехвата. В ней, в частности, имелись имена и фамилии почти всего командного состава Люфтваффе вплоть до командиров авиагрупп и эскадрилий, что придавало передачам необходимую достоверность. После высадки союзников в Нормандии была переименована в «Солдатскую радиостанцию Запад» («Soldatensender West»)) сообщила, что предложения Каммхубера об укреплении противовоздушной обороны были отвергнуты Гитлером, который при этом назвал их «гигантоманией».
С этого времени влияние Каммхубера на дальнейшие события начало стремительно падать. 15 сентября 1943 г. 12-й авиакорпус был переименован в 1-й истребительный корпус (1 Jagdkorps) и его командиром был назначен генерал-майор Йозеф Шмид (Josef Schmid), a 27 ноября 1943 г. генерал авиации Каммхубер (Это звание ему было присвоено 01.01.1943 г.) был назначен командующим 5-м воздушным флотом в Норвегии. Для него это была своеобразная «ссылка», так как в составе 5-го флота было всего около 500 самолетов всех типов, включая транспортные и связные. По мнению же большинства пилотов ночной истребительной авиации, это была непростительная ошибка руководства Люфтваффе (16.09.1944 г. на базе 5-го воздушного флота было сформировано т.н. Командование Люфтваффе в Норвегии (Kommadierende General der Deutsche Luftwaffe in Nonvegen), и 10.10.1944 г. во главе его вместо Каммхубера был поставлен генерал-майор Эдуард фон Шлейх (Eduard von Schleich). С этого времени и до конца войны Каммхубер находился в резерве OKL и уже не занимал никаких значимых командных постов. В июле 1956 г. генерал Каммхубер стал первым инспектором (командующим) Бундеслюфтваффе ФРГ и занимал этот пост до своего выхода в отставку в 1962 г.).
Удивительно, но до 1944 г. ночная истребительная авиация Люфтваффе не имела самолета, который был бы специально сконструирован в качестве ночного истребителя. Все самолеты, имевшиеся на ее вооружении, были лишь более или менее удачно приспособленными для этих целей бомбардировщиками и тяжелыми дневными истребителями, хотя еще с октября 1941 г. фирма «Хейнкель» вела работы над проектом ночного истребителя Не-219. В январе 1942 г. Не-219 был одобрен тогдашним командиром 12-го авиакорпуса генерал-лейтенантом Каммхубером, который сразу же предложил заменить им истребители Bf-110. Однако техническое управление RLM и, прежде всего, генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх, отвечавший за техническое оснащение Люфтваффе, отклонили это предложение, заявив, что производство Не-219 начнется не раньше 1945 г. (Мильх считал, что в качестве ночного истребителя необходимо было развивать Ju-188, а программу Не-219 вообще закрыть. И это несмотря на то, что Ju-188 при производстве требовал на 10% больше затрат и материалов, чем Не-219, и в то же время обладал худшими характеристиками по сравнению с тем же Не-219) Вопрос о создании специального ночного истребителя несколько раз обсуждался на различных совещаниях, и, в конце концов, Каммхуберу удалось добиться, чтобы фирма «Хейнкель» получила заказ на серию из 12 опытных самолетов. Практически лишь благодаря стараниям Каммхубера 6 ноября 1942 г. прототип He-219V1 «VG+LW» совершил свой первый пробный полет.
В начале июня 1943 г. Каммхубер добился, чтобы несколько готовых Не-219 были отправлены не на обычные летные испытания в Рехлин, а были переданы пилотам штабного звена I./NJG1 во главе с майором Вернером Штрейбом (25 и 26 марта 1943 г. он в качестве пилота Не-219 участвовал в сравнительных испытаниях Не-219 и Ju-188). В ночь с 11 на 12 июня 1943 г. 693 английских бомбардировщика совершили налет на Дюссельдорф. Штрейб вылетел на Не-219 и в течение получаса сбил сразу 5 бомбардировщиков. Однако при посадке Штрейб не справился с управлением, и самолет потерпел аварию. Не-219 был полностью разрушен, но Штрейб и его радиооператор совершенно не пострадали. Драматический финал первого боевого вылета уже не мог уменьшить достоинства Не-219 в глазах пилотов I./NJG1. В течение 10 дней они сбили 26 четырехмоторных бомбардировщиков и 6 «Москито», показав боевой потенциал этого самолета. Тем не менее, несмотря на такой успех, Мильх по-прежнему возражал против серийного производства Не-219. Только в январе 1944 г. по решению рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера (Albert Speer) самолет был запущен в серийное производство
1 января 1944 г. на аэродроме Вернёхен (Werneuchen) была сформирована т.н. 10-я ночная истребительная группа (Nachtjagd-gruppe 10, сокр. NJGr.10) под командованием майора Рудольфа Шенерта. 1./NJGr.10 под командованием гауптмана Фридриха-Карла Мюллера была оснащена одноместными истребителями Bf-109G и FW-190A, 2./NJGr.10 во главе с гауптманом Людке (Ludtke) была вооружена Bf-110 и Ju-88, a 3./NJGr.10 под командованием гауптмана Густава Тхама (Gustav Tham) (Всего на его счету было 14 побед) имела на вооружении сначала Не-219, а позднее Та-154. 10 мая в Хагенау (Hagenau) на базе II./NJG5 (В тот же день на основе V./NJG5 была сформирована «новая» II./NJG5) была сформирована III./NJG6 под командованием гауптмана Леопольда Феллерера (Leopold Fellerer) (Всего на его счету была 41 победа, из них 39 ночных).
В 1944 г. командование Люфтваффе предприняло попытку сформировать еще две эскадры — NJG7 и NJG11. Однако из-за нехватки подготовленных экипажей и самолетов NJG7 вообще не удалось создать, в NJG11 были сформированы лишь две группы, а штаб эскадры так и не был создан. В феврале в Мюнстере на базе III./KG3 была сформирована I./NJG7 под командованием майора Хорста Бенгша (Horst Bengsch), но уже 30 октября того же года она была переименована в IV./NJG2 (23.02.1945 г. была переименована в NSGr.30).
26 августа на основе экипажей 6./JG300 и 1./NJGr.10 была сформирована I./NJG11 под командованием гауптмана Фридриха-Карла Мюллера (Friedrich-Karl Miiller). Она стала первой группой в составе ночной истребительной авиации, оснащенной одномоторными истребителями Bf-109G и FW-190A. В ноябре 1944 г. на базе 25 истребителей 10./JG300 была создана II./NJG11 под командованием гауптмана Финкельдея (Finkeldey). 1 декабря 1944 г. на основе III./KG2 была сформирована V./NJG2 во главе с майором Альбертом Шрейвейсом (Albert Schreiweis). 4янва-ря 1945 г. в Бонне на основе 1./NJG11, 3./NJG11 и остатков т.н. Erganzungs-Nachtjagdgruppe (Была сформирована 01.04.1944 г., а затем 02.11.1944 г. на ее базе была создана I./EJG2) была сформирована III./NJG11 во главе с гауптманом Фритцем Краузе (Всего на его счету было 28 побед).
В ноябре 1944 г. для изучения возможности использования новых реактивных самолетов Ме-262 и Аг-234 в качестве ночных истребителей было создано два экспериментальных командования. На аэродроме Бург (Burg) около Магдебурга было сформировано «Sonderkommando Welter» во главе с обер-лейтенантом Куртом Вельтером, а в Ораниенбурге — т.н. Erprobungskommando 234 (Также было известно, как «Sonderkommando Bisping») во главе с гауптманом Биспингом (Bisping). В составе первого было два одноместных Ме-262А-1а, но только один из них был оснащен РЛС FuG218 «Neptun-J», а в составе второго — три Аг-234В (прототипы V-12 «PH+ST» W.Nr. 130022, V-19 и V-20).
Летая на Ме-262А-1а, оснащенном радаром, обер-лейтенант Вельтер сначала 28 ноября сбил 2 «Москито», а затем в ночь с 12 на 13 декабря - «Ланкастер». В то же время Вельтер полностью «забраковал» Аг-234В в роли ночного истребителя (Первоначально планировалось, что к декабрю 1944 г. уже 30 Аг-234В должны были быть оснащены активными поисковыми радарами FuG218 «Neptun-J», системой радионаведения FuG120 «Bernhardine», пассивной системой FuG350 «Naxos Z», а также двумя 20-мм пушками MG151). Его критика главным образом касалась, как ни странно, слишком большого остекления кабины, расположенной в носовой части самолета. Вельтер утверждал, что во время ночного взлета и посадки пилот будет полностью ослеплен лучами прожекторов, а также что во время атаки противника с близкой дистанции был слишком велик риск того, что фонарь будет разбит разлетающимися обломками бомбардировщика. Вельтер после своих побед на Ме-262 стал признанным экспертом по реактивным ночным истребителям, и потому его возражения были безоговорочно приняты.
В результате фирме «Арадо» было предложено так модернизировать Аг-234, чтобы он имел стандартную кабину истребителя, расположенную в верхней части фюзеляжа (Уже 10.01.1945 г. фирма «Арадо» представила проект ночного истребителя Аг-234Р-5. Он имел стандартную кабину и четыре двигателя Heinkel HeS 011. Его вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG151, двух 30-мм пушек МК.108 и двух 30-мм пушек МК108 «Schrage Musik». Радиоэлектронное оборудование включало РЛС FuG224 «Bremen», систему наведения FuG120 «Bemhardine», пассивную поисковую систему FuG350 «Naxos Z». Планировалось, что он мог быть запущен в серийное производство до июня 1945 г.). Как показали дальнейшие события, Вельтер оказался прав. Несколько Аг-234 разбились, когда их пилоты были ослеплены посадочными огнями. Поэтому новый командир ErpKdo 234 майор Курт Бонов (Предыдущий командир ErpKdo 234 гауптман Биспинг погиб 13.02.1945 г., когда его Аг-234 потерпел катастрофу) приказал на своем Ar-234B-2 W.Nr. 140146 закрасить черной краской нижние и боковые панели остекления кабины.
21 января 1945 г. на базе «Sonderkommando Welter» была создана 10./NJG11 под командованием обер-лейтенанта Курта Вельтера, которая стала первой и единственной боевой эскадрильей ночных истребителей, оснащенной реактивными Ме-262.
Таблица № 1 Производство ночных истребителей Люфтваффе
Год, месяц |
Bf-110 |
Ju-88 |
Do-217 |
He-219 |
Та- 154 |
Do-335 |
Всего |
1941 г. |
|
|
|
|
|
|
|
январь |
50 |
12 |
- |
- |
- |
- |
62 |
февраль |
123 |
27 |
- |
- |
- |
- |
150 |
март |
119 |
15 |
- |
- |
- |
- |
134 |
апрель |
83 |
3 |
- |
- |
- |
- |
86 |
май |
53 |
- |
- |
- |
- |
- |
53 |
июнь |
73 |
- |
- |
- |
- |
- |
73 |
июль |
29 |
- |
- |
- |
- |
- |
29 |
август |
22 |
- |
- |
- |
- |
- |
22 |
сентябрь |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
15 |
октябрь |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
15 |
ноябрь |
11 |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
декабрь |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
в 1941 г.: |
594(*) |
57(*) |
- |
- |
- |
- |
651(**) |
1942 г. |
|
|
|
|
|
|
|
январь |
- |
7 |
- |
- |
- |
- |
7 |
февраль |
4 |
12 |
- |
- |
- |
- |
16 |
март |
50 |
15 |
8 |
- |
- |
- |
73 |
апрель |
61 |
23 |
13 |
- |
- |
- |
97 |
май |
35 |
26 |
35 |
- |
- |
- |
96 |
июнь |
28 |
19 |
27 |
- |
- |
- |
74 |
июль |
43 |
20 |
21 |
- |
- |
- |
84 |
август |
63 |
16 |
12 |
- |
- |
- |
91 |
сентябрь |
66 |
16 |
13 |
- |
- |
- |
95 |
октябрь |
53 |
22 |
14 |
- |
- |
- |
89 |
ноябрь |
73 |
35 |
4 |
- |
- |
- |
112 |
декабрь |
25 |
46 |
10 |
- |
- |
- |
81 |
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
в 1942 г.: |
501(*) |
257(*) |
157 |
- |
- |
- |
915 |
1943 г. |
|
|
|
|
|
|
|
январь |
34 |
45 |
23 |
- |
- |
- |
102 |
февраль |
27 |
48 |
30 |
- |
- |
- |
105 |
март |
52 |
49 |
17 |
- |
- |
- |
118 |
апрель |
44 |
43 |
21 |
- |
- |
- |
108 |
май |
46 |
40 |
20 |
4 |
- |
- |
110 |
июнь |
91 |
43 |
23 |
- |
- |
- |
157 |
июль |
47 |
57 |
28 |
- |
- |
- |
132 |
Таблица № 1 (продолжение) Производство ночных истребителей Люфтваффе
Год, месяц |
Bf-110 |
Ju-88 |
Do-217 |
He-219 |
Та- 154 |
Do-335 |
Всего |
август сентябрь октябрь ноябрь декабрь |
28 91 124 114 88 |
73 66 87 79 76 |
20 25 - - - |
- 7 - - - |
-
|
-
|
121 189 211 193 164 |
Всего в 1943 г.: |
786 |
706 |
207 |
11 |
- |
- |
1710 |
1944 г. январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь |
85 4 67 190 179 116 148 141 187 108 101 61 |
30 89 77 165 229 285 276 306 305 255 339 164 |
-
|
11 5 11 25 14 16 18 5 27 19 19 25 |
4 4
|
-
|
126 98 155 380 422 421 446 452 519 382 459 250 |
Всего в 1944 г.: |
1387 |
2520 |
- |
195 |
8 |
- |
4110 |
1945 г. январь февраль март апрель май |
37 17
|
278 50 27
|
|
36 9 17
|
-
|
1 3
|
352 79 44
|
Всего в 1945 г.: |
54 |
355 |
- |
62 |
- |
4 |
475 |
Всего в 1941-45 гг: |
3322 |
3895 |
364 |
268 |
8 |
4 |
7861 |
(*) В т.ч. самолеты, первоначально изготовленные в варианте дневных тяжелых истребителей.
(**) Кроме того, еще 280 Bf-110 и 13 Ju-88 были переоборудованы в ночные истребители из самолетов, изготовленных в 1939—40 гг.
Таблица № 2 Состав ночной истребительной авиации Люфтваффе (с учетом учебных эскадрилий и учебно-боевых эскадр NJG101, NJG102)
Период |
Bf-110 |
Ju-88 |
Do-217 |
He-219 |
Bf-109 |
FW-190 |
Прочие |
Всего |
01.03.42г. |
223 |
20 |
11 |
_ |
_ |
_ |
_ |
254 |
01.04.42г. |
238 |
20 |
10 |
. |
. |
. |
_ |
268 |
01.05.42г. |
243 |
29 |
10 |
. |
- |
- |
- |
282 |
01.06.42г. |
239 |
39 |
10 |
. |
- |
- |
- |
288 |
01.07.42г. |
204 |
28 |
11 |
. |
- |
- |
- |
243 |
01.08.42г. |
208 |
56 |
47 |
. |
- |
- |
- |
311 |
01. 09.42г. |
208 |
43 |
62 |
. |
- |
- |
- |
313 |
01.10.42г. |
216 |
40 |
64 |
- |
- |
5 |
- |
325 |
01.11.42г. |
297 |
47 |
64 |
_ |
- |
6 |
6(1) |
420 |
01.12.42г. |
264 |
46 |
51 |
- |
- |
2 |
- |
363 |
01.01.43г. |
345 |
62 |
69 |
_ |
11 |
_ |
_ |
487 |
01.02.43г. |
345 |
84 |
69 |
. |
26 |
- |
- |
524 |
01.03.43г. |
355 |
103 |
74 |
. |
20 |
- |
- |
552 |
01.04.43г. |
391 |
94 |
89 |
_ |
16 |
. |
. |
590 |
01.05.43r. |
394 |
80 |
103 |
. |
32 |
- |
- |
609 |
01.06.43г. |
412 |
90 |
109 |
. |
33 |
- |
- |
644 |
01.07.43г. |
436 |
105 |
161 |
. |
23 |
2 |
2(2) |
729 |
01.08.43г. |
455 |
124 |
97 |
2 |
12 |
8 |
2(3) |
700 |
01.09.43г. |
434 |
125 |
70 |
2 |
3 |
7 |
4(4) |
645 |
01.10.43г. |
434 |
169 |
62 |
2 |
3 |
4 |
1(5) |
675 |
01.11.43г. |
459 |
163 |
78 |
- |
3 |
2 |
1(5) |
706 |
01.12.43г. |
453 |
192 |
86 |
7 |
3 |
3 |
2(5) |
746 |
01.01.44г. |
496 |
205 |
52 |
3 |
_ |
5 |
1(5) |
762 |
01.02.44г. |
425 |
183 |
61 |
9 |
- |
5 |
2(6) |
685 |
01.03.44г. |
465 |
250 |
98 |
11 |
5 |
2 |
2(6) |
833 |
01.04.44г. |
434 |
224 |
74 |
15 |
1 |
1 |
5(7) |
754 |
01.05.44г. |
413 |
230 |
112 |
36 |
1 |
9 |
14(8) |
815 |
01.06.44г. |
428 |
355 |
83 |
42 |
1 |
9 |
12(9) |
930 |
01.07.44г. |
472 |
409 |
68 |
39 |
1 |
10 |
8(10) |
1007 |
01.08.44г. |
360 |
389 |
34 |
31 |
17 |
2 |
6(10) |
839 |
01.09.44г. |
326 |
450 |
28 |
27 |
24 |
4 |
6(11) |
865 |
01.10.44г. |
397 |
538 |
25 |
25 |
18 |
3 |
5(12) |
1011 |
01.11.44г. |
431 |
583 |
- |
24 |
30 |
3 |
5(10) |
1076 |
01. 12.44г. |
433 |
737 |
- |
57 |
65 |
2 |
3(10) |
1297 |
01.01.45г. |
352 |
649 |
. |
66 |
39 |
_ |
_ |
1106 |
15.04.45г. |
78 |
306 |
- |
22 |
110 |
- |
4(13) |
520 |
Примечания к таблице № 2:
(1) Не-111Н-6 из 10.(Nacht)/ZGl.
(2) Один Не-111Н-6 и один Не-111Н-11 из NNJSchw. Lft6.
(3) Один Не-111Н-6 и один Не-111Н-11 из 8./NJG200.
(4) Один Не-111Н-6 и два Не-111Н-11 из 8./NJG200, а также один Ju-87D-5 из I./NJG100.
(5) Ju-87D-5 из I./NJG100.
(6) Один Ме-410 из III./NJG1 и один Ju-87D-5 из I./NJG100.
(7) В т.ч. 3 Ме-410 из I./NJG1 и 2 FW-189A-2, 3 из I./NJG100.
(8) В т.ч. 7 Ме-410 из I./NJG1 и 7 FW-189A-2, 3 из I./NJG100.
(9) В т.ч. 4 Ме-410 из I./NJG1 и 8 FW-189A-2, 3 из I./NJG100.
(10) FW-189A-2 и 3 из I./NJG100.
(11) Один FW-189A из I./NJG100 и 5 FW-189A из I1./NJG100.
(12) FW-189AH3 II./NJG100.
(13) Ме-262А-1а и Ме-262В-1а/U1 из 10./NJG11.