Развитие ночной истребительной авиации Люфтваффе в ходе 2-й мировой войны

 

23 марта 1941 г. для координации всей противовоздушной обороны Германии на базе 1-го зенитного корпуса (l.Flakkorps) было сформировано т.н. центральное командование Люфтваф­фе (Luftwanenbefehlshaber Mitte) (05.02.1944 г. на его базе был сформирован воздушный флот «Рейх») во главе с генерал-оберстом Хубертом Вейзе (Hubert Weise). Его штаб располагался в берлинском районе Ванзее (Berlin-Wansee), и ему в оперативное подчинение наравне с дневными были переданы и ночные ис­требители.

Сама ночная истребительная авиация также нуждалась в более четкой системе управления, и потому 1 августа 1941 г. на основе штаба 1-й ночной истребительной авиадивизии был сформирован штаб 12-го авиакорпуса (XII.Fliegerkorps) (15.09.1943 г. был переименован в 1-й истребительный авиакорпус). Од­новременно в Ольденбурге был вновь сформирован штаб 1-й ночной авиадивизии, командиром которой стал генерал-май­ор Курт-Берттрам фон Дёринг (Kurt-Berttram von Coring). 9 авгу­ста командиром 12-го авиакорпуса был назначен генерал-майор Каммхубер, у которого теперь в подчинении, кроме 1-ой ноч­ной авиадивизии, находились 1-я и 2-я зенитно-прожекторные дивизии (Flakscheinwerfer-Division 1, 2), а также 201-й, 202-й и 203-й полки связи Люфтваффе.

1 сентября 1941 г. в Шлезвиге на основе т.н. Zerstorer-Erganzungsgruppe и 4./ZG2 была сформирована II./NJG3, а 29 сентября в Штаде на базе штаба ZG26 был создан штаб NJG3. Командиром NJG3, в которую первоначально вошли I./NJG3 и II./NJG3, был назначен бывший командир ZG26 майор Йоханнес Шалк (Johannes Schalk) (Всего на его счету была 21 победа, из них 11 на Восточном фронте). Через месяц в Шта­де на базе II./ZG76 была сформирована III./NJG3 во главе с гауптманом Хейнцем Наке (Heinz Nacke) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании, летая на самолете-разведчике. Был одним из лучших асов, летавших на Bf-110. Одержал 12 побед и 02.11.1940 г. был награжден Рыцарским Крестом. Закончил войну в звании оберста) и NJG3 стала вто­рой полноценной эскадрой ночных истребителей Люфтваффе.

1 ноября 1941 г. в Леувардене на базе 4./NJG2 (Была сформирована еще в ноябре 1940 г. на базе 1./ZG2 и до этого входила в состав I./NJG2) и 4./NJG1 была сформирована II./NJG2 (01.10.1942 г. была переименована в IV./NJG1. В тот же день на базе III./NJG2 была сформирована «новая» I1./NJG2) во главе с бывшим командиром 4./NJG1 обер-лейтенантом Гельмутом Лентом. В тот же день была сформирована еще одна эскадра ночных истребителей — NGJ2, в составе которой пока было лишь две группы — I./NJG2 и II./NJG2. Командиром эскадры был назначен быв­ший командир I./NJG2 майор Карл Хюлсхофф.

В течение 1942 г. было сформировано еще две эскадры ночных истребителей — NJG4 (Интересно, что ее штаб был сформирован еще 18.04.1941 г.) под командованием майора Ру­дольфа Штолтенхоффа (Rudolf Stoltenhof) и NJG5 во главе с майором Фритцем Шаффером (Fritz Schaffer). В апреле 1942 г. была сформирована II./NJG4, 1 мая на основе 1./NJG1, 4./NJG1 и 8./NJG1 была создана III./NJG4 во главе с майором Куртом Холлером (Kurt Holler) (Погиб 22.06.1943 г. На его счету было 19 побед), a 1 сентября на базе 9./NJG1, 2./NJG3 и 9./NJG4 была сформирована I./NJG4 под командо­ванием гауптмана Вильгельма Хергета (Wilhelm Herget). В сентябре в Стендале на основе II./ZG2 была сформирована I./NJG5 во главе с гауптманом Зигфридом Вандамом (Siegfried Wandam), а в декабре в Пархиме на базе экипажей 3./NJG2 и 7./NJG3 - II./NJG5 под командованием гауптмана Рудольфа Шенерта (Rudolf Schonert) (05.08.1943 г. Шёнерт был назначен командиром 1./NJG100, а 01.01.1944 г. он стал командиром NJGr.10 и оставался на этой должности до 06.03.1945 г. Всего на его счету было 64 победы, из них 35 он одержал на Восточном фронте). Также в декабре 1942 г. в Лехфельде была сформирована IV./NJG5 во главе с майором Ген­рихом цу Сайн-Витгенштейном.

Кроме того, в марте 1942 г. была сформирована III./NJG2 (01.10.1942 г. она была переименована в II./NJG2 и была сформиро­вана заново лишь 15.08.1943 г. на базе V./NJG6) под командованием гауптмана Герберта Бенша (Herbert Bonsch) (Погиб 01.08.1942 г. Всего на его счету было 11 побед, в т.ч. 10 ночных), в октябре на основе II./NJG2 была создана IV./NJG2 во главе с гауптманом Лентом, а в ноябре на базе 1./NJG2 и 9./NJG2 была сформирована IV./NJG3 (30.10.1944 г. она «поменялась» обозначениями с III./NJG2) под командованием майора Эриха Си­мона (Erich Simon) (Пропал без вести (погиб) 07/08.10.1943 г. На его счету было 17 побед).

Быстрый рост ночной истребительной авиации требовал соответствующего количества самолетов, но вот тут у Люфт­ваффе и возникли главные проблемы. Так, например, с янва­ря 1941 г. до февраля 1942 г. общая штатная численность ноч­ных истребительных групп и эскадрилий увеличилась на 88% — со 195 до 367 самолетов, в то время как истребителей в при­годном для вылетов состоянии реально в их составе было ме­нее 50%. Главной причиной такого положения было прекра­щение производства самолетов Bf-110 и одновременное отсутствие другого самолета, способного заменить его. Если в феврале 1941 г. было изготовлено 123 Bf-110, то затем их про­изводство начало неуклонно снижаться, и в декабре 1941 г. был выпущен только один самолет, а в январе 1942 г. вообще ни одного (см. таблицу № 1)!

Министерство авиации надеялось, что в течение 1941 г. фирма «Мессершмитт» сумеет довести свой новый истреби­тель Ме-210 и что Люфтваффе смогут получить самолет, пре­восходящий Bf-110 по своим характеристикам. Однако, когда в конце 1941 г. окончательно стало ясно, что этим надеждам не суждено сбыться, боеготовность частей ночной истреби­тельной авиации уже упала до крайне опасного уровня. При этом ситуация усугублялась тем, что нехватку Bf-110 было прак­тически нечем восполнить. Первоначально даже выдвигалась идея возобновить производство Do-17Z и Do-215, но оказа­лось, что это уже технически невозможно. Новый Do-217J-l, совершивший в конце 1941 г. первый испытательный полет, тоже принес разочарование — слишком слабые стойки шасси создавали массу проблем при взлете и посадке, самолет имел недостаточную маневренность и недостаточно мощные двига­тели (Фактически это был бомбардировщик Do-217E-2, у которого в но­совой части установлено дополнительное вооружение, а в переднем бомбоотсеке — дополнительный 300-литровый топливный бак. На нем со­хранились тормозные щитки, открываемые люки бомбоотсеков, система подвески и сброса бомб и подфюзеляжная огневая точка, т.е. вещи, которые были абсолютно бесполезны на ночном истребителе. При этом Do-217J-l из-за установленного дополнительного вооружения и РЛС ве­сил на 750 кг больше, чем Do-217E-2, а его максимальная скорость упала с 520 до 430 км/ч! Поэтому после того, как «новые» Do-217J-l прибыва­ли в боевые части, их сразу «облегчали» почти на 2000 кг, снимая все ненуж­ное. Даже Do-217N-l, запущенный в производство в декабре 1942 г., отли­чался от Do-217J лишь двигателями DB603). Уровень же производства Ju-88C-2 и С-4 едва покрывал их потери, при этом все они покидали авиазаводы в стандарт­ной комплектации дневного тяжелого истребителя, и лишь по­том в специальных технических центрах в Гютерсло и Верле переоборудовались в ночные истребители. Фирма «Мессершмитт» получила приказ срочно возобновить производство Bf-110 хотя бы на уровне 42 самолетов в месяц, что ей удалось сделать только в марте 1942 г.

1 мая 1942 г. одновременно были сформированы сразу три истребительные авиадивизии Люфтваффе (Jagddivision), в подчинение которым были переданы как дневные, так и ноч­ные истребители. 1-я истребительная авиадивизия (15.09.1943 г. была переименована в 3-ю истребительную авиадиви­зию и в тот же день заново сформирована на базе 4-й истребительной авиадивизии) во главе с генерал-лейтенантом фон Дёрингом была создана на основе 1-й ночной истребительной авиадивизии. Командный пункт дивизии находился в Деелене в Голландии, и она отвечала за оборону Голландии, северной Бельгии и Рура. 2-я истреби­тельная авиадивизия под командованием генерал-лейтенанта Вальтера Швабедиссена (Walter Schwabedissen) была сформиро­вана в Штаде на базе 1-й зенитно-прожекторной дивизии и при­крывала северо-западные районы Германии и Берлин. 3-я ис­требительная авиадивизия (15.09.1943 г. была переименована в 4-ю истребительную авиадивизию), командиром которой был назначен оберст Вернер Юнк, имела командный пункт в Меце и отве­чала за оборону южной Бельгии, северной Франции и юго-западных районов Германии.

Командир 12-го авиакорпуса генерал-лейтенант Каммхубер планировал к сентябрю 1942 г. покрыть густой сетью зон «Himmelbett» все основные маршруты полета английских бом­бардировщиков и наиболее важные оборонительные районы Германии. Не должно было остаться никакого промежутка, чтобы противника можно было атаковать на всем протяжении его полета к цели и обратно. Для реализации этого плана Каммхубер запросил у командования Люфтваффе 600 РЛС «Вюрцбург-Гигант» (Тогда их месячное производство составляло 30 РЛС), 8 новых эскадр ночных истребителей и дополнительно 150 тысяч человек личного состава. Кроме того, он предложил заменить радары «Вюрцбург-Гигант» новыми РЛС «Панорама» («Panorama») с дальностью действий 120 км, а также оборудовать самолеты новыми бортовыми РЛС большей дальности. Возможно, в другое время эти, конечно завышенные, требования и могли бы быть восприняты командованием, но тогда и Геринг и начальник Генерального штаба Люфтваффе генерал-оберст Ханс Ешоннек (Hans Jeschonnek) (Родился 09.04.1899 г. Участвовал в 1-й мировой войне, сначала в пехо­те, а затем в авиации. 01.02.1939 г. 39-летний оберст Ешоннек был назна­чен начальником Генерального штаба Люфтваффе (Chef der Generalstabes der Luftwaffe). В августе 1939 г. ему было присвоено звание генерал-май­ора, а 01.04.1942 г. — звание генерал-оберста. 19.08.1943 г. Ешоннек не­ожиданно покончил жизнь самоубийством, при этом причина так и оста­лась неизвестной) отнеслись к ним, как к настоящей утопии, и категорически их отвергли. Однако Каммхубер и начальник оперативного отдела его штаба оберст Хоффманн (Hoffmann) так легко не сдались. Если Люфтваффе не могли им помочь укомплектовать личным составом новые ко­мандные пункты и РЛС, то они решили использовать местные организации НСДАП, «Гитлерюгенда» и «Германского трудо­вого фронта» (Deutsche Arbeitsfront, сокр. DAF - общенациональная организа­ция, созданная 10.05.1933 г., заменившая собой профсоюзы. В 1942 г. численность DAF составляла около 25 млн человек). Таким образом, были собраны тысячи добро­вольных помощников для службы связи Люфтваффе и к ян­варю 1943 г. ее численность возросла до 30 тысяч человек, из которых 14 тысяч составляли женщины-добровольцы.

С увеличением числа ночных налетов английских бомбарди­ровщиков и усилением их мощи постепенно продолжался и процесс роста численного состава ночной истребительной авиа­ции. 1 января 1943 г. в Майнце была сформирована IV./NJG4 во главе с майором Генрихом Вохлерсом (Heinrich Wohlers), в апреле в Нейруппине (Neuruppin) — I1I./NJG5 под командова­нием Вальтера Борхерса (Walter Borchers) (Командир NJG5 оберст-лейтенант Борхерс погиб в ночь на 05.03.1945 г., г когда над Лейпцигом сам был сбит английским ночным истребителем.. Всего на его счету было 63 победы, из них 48 он одержал ночью), 11 августа в Инстербурге — V./NJG5 (10.05.1944 г. была переименована в 11./NJG5) во главе с гауптманом Петером Эрхардом (Peter Erhard) (Всего на его счету было 22 победы).

В мае 1943 г. в Отопени (Otopen) была сформирована IV./NJG6 под командованием майора Герберта Лютье (Herbert Liitje) (С 13.09.1944 г. и до конца войны оберст-лейтенант Лютье был ко­мандиром NJG6. Всего на его счету было 47 ночных побед, в т.ч. 6 в ночь 13/14.05.1943 г. Кроме того, еще 3 победы он одержал днем в составе JG2. В 60-е годы служил в Бундеслюфтваффе. Умер в 1967 г.). В июне в Штутгарте была сформирована V./NJG6 во главе с майором Паулем Земрау (Paul Semrau), но уже в июле она была переименована в III./NJG2 (На базе «старой» III./NJG2 еще 01.10.1942 г. была сформирована II./NJG2). 1 августа на базе IV./NJG4 была сформирована I./NJG6, и, наконец, 15 сентября 1943 г. в Нейбурге (Neuburg) — H./NJG6 под командованием майора Рольфа Леухса (Rolf Leuchs) (Всего на его счету было 10 побед). В тот же день в Шлейсхейме была сформирована NJG6 под командованием майора Фритца Шаффера (Вместо него командиром NJG5 был назначен майор Гюнтер Радуш), ставшая последней полноценной эскадрой ночных истребителей в Люфтваффе.

В 1943 г. были также сформированы и две учебно-боевые эскадры ночных истребителей. 20 марта в Шлейсхейме на базе 1-й ночной истребительной авиашколы была создана NJG101 под командованием оберста Рудольфа Штолтенхоффа, а 15 де­кабря в Китцингене была вновь сформирована NJG102 во гла­ве с майором Альбертом Блуменсаатом.

В конце весны 1943 г. Каммхубер предпринял еще одну тщетную попытку кардинально усилить ночную истребитель­ную авиацию. Пойти на этот шаг его вынудило вступление в войну американской авиации, которое существенно изменило весь ход боевых действий над Европой (Германия объявила войну США еще 11.12.1941 г., т.е. через два дня после нападения Японии на Пирл-Харбор). Летом 1942 г. в Анг­лию была переброшена 8-я воздушная армия США, и 17 августа американские бомбардировщики совершили первый боевой вы­лет, атаковав цели в Северной Франции. Днем 27 января 1943 г. В-17 из 8-й воздушной армии впервые совершили налет на территорию Германии, сбросив бомбы на Вильгельмсхафен. Тогда командование Люфтваффе еще не знало, что американ­цы ограничатся лишь дневными действиями (В январе 1943 г. на конференции в Касабланке союзники утверди­ли основные принципы воздушной войны против Германии и договори­лись, что американские бомбардировщики будут совершать дневные на­леты, а английские — ночные), и ожидало зна­чительного усиления ночных налетов. Поэтому в мае 1943 г. Каммхубер разработал план увеличения мощи ночной истре­бительной авиации. Он предусматривал формирование 3-х ис­требительных авиакорпусов, в каждый из которых входило по две истребительные авиадивизии. В составе каждой авиадиви­зии должно было быть по 3 эскадры ночных истребителей, в каждой эскадре — по 4 авиагруппы по 30 самолетов. Таким образом, предполагалось сформировать сразу 18 эскадр общей численностью 2160 истребителей, в то время как на тот мо­мент в ночной истребительной авиации было всего около 600 самолетов!

21 мая Каммхубер представил свой план Герингу, а спустя четыре дня он в присутствии Кейтеля и Геринга докладывал уже Гитлеру. Однако Гитлер даже не дал Каммхуберу догово­рить, заявив, что все представленные им данные о численнос­ти авиации союзников неверны и потому нет необходимости в срочном укреплении ночной истребительной авиации. Кейтель и Геринг сидели молча, не смея возразить Гитлеру, хотя оба знали, что Каммхубер опирался в своих расчетах на до­клад, составленный OKW, цифры в котором полностью соот­ветствовали действительности. Поэтому Каммхубер сам был вынужден обратиться за поддержкой к Герингу, но тот, поте­ряв контроль над собой, начал кричать на Каммхубера: «Вы страдаете гигантоманией! Если Вы хотите иметь под командо­ванием все Люфтваффе, то почему бы Вам не занять мое крес­ло?!» После этой встречи у Гитлера OKW «доработало» свой доклад, заменив все цифры о численности авиации союзни­ков на меньшие, а уже 26 мая английская радиостанция «Сол­датская радиостанция Кале» («Soldatensender Calais») (Вела пропагандистские передачи на Германию, которые представ­ляли собой хорошо продуманную смесь из популярной музыки и выпус­ков новостей. При создании передач их авторы опирались на обширную картотеку, составленную на основе разведданных и данных радиопере­хвата. В ней, в частности, имелись имена и фамилии почти всего коман­дного состава Люфтваффе вплоть до командиров авиагрупп и эскадри­лий, что придавало передачам необходимую достоверность. После высадки союзников в Нормандии была переименована в «Солдатскую радио­станцию Запад» («Soldatensender West»)) сообщила, что предложения Каммхубера об укреплении противовоздуш­ной обороны были отвергнуты Гитлером, который при этом назвал их «гигантоманией».

С этого времени влияние Каммхубера на дальнейшие со­бытия начало стремительно падать. 15 сентября 1943 г. 12-й авиакорпус был переименован в 1-й истребительный корпус (1 Jagdkorps) и его командиром был назначен генерал-майор Йозеф Шмид (Josef Schmid), a 27 ноября 1943 г. генерал авиа­ции Каммхубер (Это звание ему было присвоено 01.01.1943 г.) был назначен командующим 5-м воздушным флотом в Норвегии. Для него это была своеобразная «ссыл­ка», так как в составе 5-го флота было всего около 500 самоле­тов всех типов, включая транспортные и связные. По мнению же большинства пилотов ночной истребительной авиации, это была непростительная ошибка руководства Люфтваффе (16.09.1944 г. на базе 5-го воздушного флота было сформировано т.н. Командование Люфтваффе в Норвегии (Kommadierende General der Deutsche Luftwaffe in Nonvegen), и 10.10.1944 г. во главе его вместо Каммхубера был поставлен генерал-майор Эдуард фон Шлейх (Eduard von Schleich). С этого времени и до конца войны Каммхубер находился в резерве OKL и уже не занимал никаких значимых командных постов. В июле 1956 г. генерал Каммхубер стал первым инспектором (командую­щим) Бундеслюфтваффе ФРГ и занимал этот пост до своего выхода в отставку в 1962 г.).

Удивительно, но до 1944 г. ночная истребительная авиа­ция Люфтваффе не имела самолета, который был бы специ­ально сконструирован в качестве ночного истребителя. Все самолеты, имевшиеся на ее вооружении, были лишь более или менее удачно приспособленными для этих целей бомбарди­ровщиками и тяжелыми дневными истребителями, хотя еще с октября 1941 г. фирма «Хейнкель» вела работы над проектом ночного истребителя Не-219. В январе 1942 г. Не-219 был одоб­рен тогдашним командиром 12-го авиакорпуса генерал-лейте­нантом Каммхубером, который сразу же предложил заменить им истребители Bf-110. Однако техническое управление RLM и, прежде всего, генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх, отве­чавший за техническое оснащение Люфтваффе, отклонили это предложение, заявив, что производство Не-219 начнется не раньше 1945 г. (Мильх считал, что в качестве ночного истребителя необходимо было развивать Ju-188, а программу Не-219 вообще закрыть. И это несмотря на то, что Ju-188 при производстве требовал на 10% больше затрат и материалов, чем Не-219, и в то же время обладал худшими характеристи­ками по сравнению с тем же Не-219) Вопрос о создании специального ночного ис­требителя несколько раз обсуждался на различных совещани­ях, и, в конце концов, Каммхуберу удалось добиться, чтобы фирма «Хейнкель» получила заказ на серию из 12 опытных самолетов. Практически лишь благодаря стараниям Каммхубера 6 ноября 1942 г. прототип He-219V1 «VG+LW» совершил свой первый пробный полет.

В начале июня 1943 г. Каммхубер добился, чтобы несколь­ко готовых Не-219 были отправлены не на обычные летные испытания в Рехлин, а были переданы пилотам штабного зве­на I./NJG1 во главе с майором Вернером Штрейбом (25 и 26 марта 1943 г. он в качестве пилота Не-219 участвовал в сравнительных испытаниях Не-219 и Ju-188). В ночь с 11 на 12 июня 1943 г. 693 английских бомбардировщика совершили налет на Дюссельдорф. Штрейб вылетел на Не-219 и в течение получаса сбил сразу 5 бомбардировщиков. Однако при посадке Штрейб не справился с управлением, и самолет по­терпел аварию. Не-219 был полностью разрушен, но Штрейб и его радиооператор совершенно не пострадали. Драмати­ческий финал первого боевого вылета уже не мог умень­шить достоинства Не-219 в глазах пилотов I./NJG1. В тече­ние 10 дней они сбили 26 четырехмоторных бомбардировщиков и 6 «Москито», показав боевой потенциал этого самолета. Тем не менее, несмотря на такой успех, Мильх по-прежнему воз­ражал против серийного производства Не-219. Только в янва­ре 1944 г. по решению рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера (Albert Speer) самолет был запущен в серийное произ­водство

1 января 1944 г. на аэродроме Вернёхен (Werneuchen) была сформирована т.н. 10-я ночная истребительная группа (Nachtjagd-gruppe 10, сокр. NJGr.10) под командованием майора Рудоль­фа Шенерта. 1./NJGr.10 под командованием гауптмана Фридриха-Карла Мюллера была оснащена одноместными истребителями Bf-109G и FW-190A, 2./NJGr.10 во главе с гауптманом Людке (Ludtke) была вооружена Bf-110 и Ju-88, a 3./NJGr.10 под ко­мандованием гауптмана Густава Тхама (Gustav Tham) (Всего на его счету было 14 побед) имела на вооружении сначала Не-219, а позднее Та-154. 10 мая в Хагенау (Hagenau) на базе II./NJG5 (В тот же день на основе V./NJG5 была сформирована «новая» II./NJG5) была сформирована III./NJG6 под командованием гауптмана Леопольда Феллерера (Leopold Fellerer) (Всего на его счету была 41 победа, из них 39 ночных).

В 1944 г. командование Люфтваффе предприняло попытку сформировать еще две эскадры — NJG7 и NJG11. Однако из-за нехватки подготовленных экипажей и самолетов NJG7 вообще не удалось создать, в NJG11 были сформированы лишь две группы, а штаб эскадры так и не был создан. В феврале в Мюнстере на базе III./KG3 была сформирована I./NJG7 под командованием майора Хорста Бенгша (Horst Bengsch), но уже 30 октября того же года она была переименована в IV./NJG2 (23.02.1945 г. была переименована в NSGr.30).

26 августа на основе экипажей 6./JG300 и 1./NJGr.10 была сформирована I./NJG11 под командованием гауптмана Фридриха-Карла Мюллера (Friedrich-Karl Miiller). Она стала первой груп­пой в составе ночной истребительной авиации, оснащенной од­номоторными истребителями Bf-109G и FW-190A. В ноябре 1944 г. на базе 25 истребителей 10./JG300 была создана II./NJG11 под командованием гауптмана Финкельдея (Finkeldey). 1 декаб­ря 1944 г. на основе III./KG2 была сформирована V./NJG2 во главе с майором Альбертом Шрейвейсом (Albert Schreiweis). 4янва-ря 1945 г. в Бонне на основе 1./NJG11, 3./NJG11 и остатков т.н. Erganzungs-Nachtjagdgruppe (Была сформирована 01.04.1944 г., а затем 02.11.1944 г. на ее базе была создана I./EJG2) была сформирована III./NJG11 во главе с гауптманом Фритцем Краузе (Всего на его счету было 28 побед).

В ноябре 1944 г. для изучения возможности использова­ния новых реактивных самолетов Ме-262 и Аг-234 в каче­стве ночных истребителей было создано два эксперименталь­ных командования. На аэродроме Бург (Burg) около Магдебурга было сформировано «Sonderkommando Welter» во главе с обер-лейтенантом Куртом Вельтером, а в Ораниенбурге — т.н. Erprobungskommando 234 (Также было известно, как «Sonderkommando Bisping») во главе с гауптманом Биспингом (Bisping). В составе первого было два одноместных Ме-262А-1а, но только один из них был оснащен РЛС FuG218 «Neptun-J», а в составе второго — три Аг-234В (прототипы V-12 «PH+ST» W.Nr. 130022, V-19 и V-20).

Летая на Ме-262А-1а, оснащенном радаром, обер-лейтенант Вельтер сначала 28 ноября сбил 2 «Москито», а затем в ночь с 12 на 13 декабря - «Ланкастер». В то же время Вельтер полностью «забраковал» Аг-234В в роли ночного истребите­ля (Первоначально планировалось, что к декабрю 1944 г. уже 30 Аг-234В должны были быть оснащены активными поисковыми радарами FuG218 «Neptun-J», системой радионаведения FuG120 «Bernhardine», пассивной системой FuG350 «Naxos Z», а также двумя 20-мм пушками MG151). Его критика главным образом касалась, как ни странно, слишком большого остекления кабины, расположенной в но­совой части самолета. Вельтер утверждал, что во время ночно­го взлета и посадки пилот будет полностью ослеплен лучами прожекторов, а также что во время атаки противника с близ­кой дистанции был слишком велик риск того, что фонарь бу­дет разбит разлетающимися обломками бомбардировщика. Вельтер после своих побед на Ме-262 стал признанным экспертом по реактивным ночным истребителям, и потому его возражения были безоговорочно приняты.

В результате фирме «Арадо» было предложено так модерни­зировать Аг-234, чтобы он имел стандартную кабину истребите­ля, расположенную в верхней части фюзеляжа (Уже 10.01.1945 г. фирма «Арадо» представила проект ночного ис­требителя Аг-234Р-5. Он имел стандартную кабину и четыре двигателя Heinkel HeS 011. Его вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG151, двух 30-мм пушек МК.108 и двух 30-мм пушек МК108 «Schrage Musik». Радиоэлект­ронное оборудование включало РЛС FuG224 «Bremen», систему наведе­ния FuG120 «Bemhardine», пассивную поисковую систему FuG350 «Naxos Z». Планировалось, что он мог быть запущен в серийное производство до июня 1945 г.). Как показали дальнейшие события, Вельтер оказался прав. Несколько Аг-234 разбились, когда их пилоты были ослеплены посадочными огня­ми. Поэтому новый командир ErpKdo 234 майор Курт Бонов (Предыдущий командир ErpKdo 234 гауптман Биспинг погиб 13.02.1945 г., когда его Аг-234 потерпел катастрофу) приказал на своем Ar-234B-2 W.Nr. 140146 закрасить черной крас­кой нижние и боковые панели остекления кабины.

21 января 1945 г. на базе «Sonderkommando Welter» была со­здана 10./NJG11 под командованием обер-лейтенанта Курта Вельтера, которая стала первой и единственной боевой эскадрильей ночных истребителей, оснащенной реактивными Ме-262.

 

Таблица № 1 Производство ночных истребителей Люфтваффе

 

Год, месяц

Bf-110

Ju-88

Do-217

He-219

Та- 154

Do-335

Всего

1941 г.

 

 

 

 

 

 

 

январь

50

12

-

-

-

-

62

февраль

123

27

-

-

-

-

150

март

119

15

-

-

-

-

134

апрель

83

3

-

-

-

86

май

53

-

-

-

-

-

53

июнь

73

-

-

-

-

73

июль

29

-

-

-

-

-

29

август

22

-

-

-

-

-

22

сентябрь

15

-

-

-

-

-

15

октябрь

15

-

-

-

-

-

15

ноябрь

11

-

-

-

-

-

11

декабрь

1

-

-

-

-

-

1

Всего

 

 

 

 

 

 

 

в 1941 г.:

594(*)

57(*)

-

-

-

-

651(**)

1942 г.

 

 

 

 

 

 

 

январь

-

7

-

-

-

-

7

февраль

4

12

-

-

-

-

16

март

50

15

8

-

-

-

73

апрель

61

23

13

-

-

-

97

май

35

26

35

-

-

-

96

июнь

28

19

27

-

-

-

74

июль

43

20

21

-

-

-

84

август

63

16

12

-

-

-

91

сентябрь

66

16

13

-

-

-

95

октябрь

53

22

14

-

-

-

89

ноябрь

73 

35

4

-

-

-

112

декабрь

25

46

10

-

-

-

81

Всего

 

 

 

 

 

 

 

в 1942 г.:

501(*)

257(*)

157

-

-

-

915

1943 г.

 

 

 

 

 

 

 

январь

34

45

23

-

-

-

102

февраль

27

48

30

-

-

-

105

март

52

49

17

-

-

-

118

апрель

44

43

21

-

-

-

108

май

46

40

20

4

-

-

110

июнь

91

43

23

-

-

-

157

июль

47

57

28

-

-

-

132

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 1 (продолжение) Производство ночных истребителей Люфтваффе

 

Год, месяц

Bf-110

Ju-88

Do-217

He-219

Та- 154

Do-335

Всего

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

28

91

124

114

88

73

66

87

79

76

20

25

-

-

-

-

7

-

-

-

-

 

-

 

121

189

211

193

164

Всего

в 1943 г.:

786

706

207

11

-

-

1710

1944 г.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

 

85

4

67

190

179

116

148

141

187

108

101

61

 

30

89

77

165

229

285

276

306

305

255

339

164

 

-

 

 

11

5

11

25

14

16

18

5

27

19

19

25

 

 

 

 

 

 

 

4

4

 

-

 

 

126

98

155

380

422

421

446

452

519

382

459

250

Всего в

 1944 г.:

1387

2520

-

195

8

-

4110

1945 г.

январь

февраль

март

апрель

май

 

37

17

 

 

278

50

27

 

 

 

 

36

9

17

 

-

 

 

1

3

 

 

352

79

44

 

Всего в

 1945 г.:

54

355

-

62

-

4

475

Всего в

 1941-45 гг:

3322

3895

364

268

8

4

7861

 

(*) В т.ч. самолеты, первоначально изготовленные в варианте дневных тяжелых истребителей.

(**) Кроме того, еще 280 Bf-110 и 13 Ju-88 были переоборудованы в ночные истребители из самолетов, изготовленных в 1939—40 гг.

 

Таблица № 2 Состав ночной истребительной авиации Люфтваффе (с учетом учебных эскадрилий и учебно-боевых эскадр NJG101, NJG102)

Период

Bf-110

Ju-88

Do-217

He-219

Bf-109

FW-190

Прочие

Всего

01.03.42г.

223

20

11

_

_

_

_

254

01.04.42г.

238

20

10

.

.

.

_

268

01.05.42г.

243

29

10

.

-

-

-

282

01.06.42г.

239

39

10

.

-

-

-

288

01.07.42г.

204

28

11

.

-

-

-

243

01.08.42г.

208

56

47

.

-

-

-

311

01. 09.42г.

208

43

62

.

-

-

-

313

01.10.42г.

216

40

64

-

-

5

-

325

01.11.42г.

297

47

64

_

-

6

6(1)

420

01.12.42г.

264

46

51

-

-

2

-

363

01.01.43г.

345

62

69

_

11

_

_

487

01.02.43г.

345

84

69

.

26

-

-

524

01.03.43г.

355

103

74

.

20

-

-

552

01.04.43г.

391

94

89

_

16

.

.

590

01.05.43r.

394

80

103

.

32

-

-

609

01.06.43г.

412

90

109

.

33

-

-

644

01.07.43г.

436

105

161

.

23

2

2(2)

729

01.08.43г.

455

124

97

2

12

8

2(3)

700

01.09.43г.

434

125

70

2

3

7

4(4)

645

01.10.43г.

434

169

62

2

3

4

1(5)

675

01.11.43г.

459

163

78

-

3

2

1(5)

706

01.12.43г.

453

192

86

7

3

3

2(5)

746

01.01.44г.

496

205

52

3

_

5

1(5)

762

01.02.44г.

425

183

61

9

-

5

2(6)

685

01.03.44г.

465

250

98

11

5

2

2(6)

833

01.04.44г.

434

224

74

15

1

1

5(7)

754

01.05.44г.

413

230

112

36

1

9

14(8)

815

01.06.44г.

428

355

83

42

1

9

12(9)

930

01.07.44г.

472

409

68

39

1

10

8(10)

1007

01.08.44г.

360

389

34

31

17

2

6(10)

839

01.09.44г.

326

450

28

27

24

4

6(11)

865

01.10.44г.

397

538

25

25

18

3

5(12)

1011

01.11.44г.

431

583

-

24

30

3

5(10)

1076

01. 12.44г.

433

737

-

57

65

2

3(10)

1297

01.01.45г.

352

649

.

66

39

_

_

1106

15.04.45г.

78

306

-

22

110

-

4(13)

520

 

Примечания к таблице № 2:

(1) Не-111Н-6 из 10.(Nacht)/ZGl.

(2) Один Не-111Н-6 и один Не-111Н-11 из NNJSchw. Lft6.

(3) Один Не-111Н-6 и один Не-111Н-11 из 8./NJG200.

(4) Один Не-111Н-6 и два Не-111Н-11 из 8./NJG200, а также один Ju-87D-5 из I./NJG100.

(5) Ju-87D-5 из I./NJG100.

(6) Один Ме-410 из III./NJG1 и один Ju-87D-5 из I./NJG100.

(7) В т.ч. 3 Ме-410 из I./NJG1 и 2 FW-189A-2, 3 из I./NJG100.

(8) В т.ч. 7 Ме-410 из I./NJG1 и 7 FW-189A-2, 3 из I./NJG100.

(9) В т.ч. 4 Ме-410 из I./NJG1 и 8 FW-189A-2, 3 из I./NJG100.

(10) FW-189A-2 и 3 из I./NJG100.

(11) Один FW-189A из I./NJG100 и 5 FW-189A из I1./NJG100.

(12) FW-189AH3 II./NJG100.

(13) Ме-262А-1а и Ме-262В-1а/U1 из 10./NJG11.