Дальние ночные истребители Люфтваффе
Все вышеописанное относилось пока всего лишь к чисто оборонительным мероприятиям, но, по мнению Каммхубера, лучшей защитой все же было нападение. Он говорил: «Если Вы хотите обезопасить себя от ос, то лучше уничтожить их гнездо вместе с осами, чем ждать, когда рой вылетит наружу, а затем преследовать каждую осу в отдельности». Как уже упоминалось, 1 сентября 1940 г. была сформирована I./NJG2 — первая в Люфтваффе авиагруппа ночных истребителей дальнего радиуса действия. Она была оснащена самолетами Ju-88 и Do-17, и в ее задачу входило атаковать английские бомбардировщики в районе их же собственных аэродромов. Планировалось, что вскоре на базе I./NJG2 будет сформирована целая эскадра, но Каммхубер считал, что этого слишком мало. Поэтому в декабре 1940 г. он получил личное разрешение рейхсмаршала Геринга на формирование сразу трех эскадр ночных истребителей дальнего радиуса действия, но, как показали дальнейшие события, Каммхубер даже не предполагал, какие это будет иметь последствия.
В дело вмешался лично Гитлер, который не верил в эффективность действий дальних ночных истребителей, тем более что к этому моменту ночные истребители вообще еще не имели ощутимых успехов в борьбе с английскими бомбардировщиками, регулярно появляющимися над Рейхом. Кроме того, оказалось, что и в Генеральном штабе Люфтваффе были очень недовольны тем, что у командира дивизии могло оказаться под командованием больше частей, чем у иного командира авиакорпуса. Руководство воздушных флотов и авиакорпусов, расположенных в Западной Европе, тоже высказывалось против участия в совместных действиях с ночными истребителями, считая, что это приведет к большим потерям как самолетов, так и экипажей. Результаты оказались катастрофическими для идеи Каммхубера — было решено вообще отказаться от дальнейшего формирования частей дальних ночных истребителей, ограничив их лишь одной уже имевшейся группой. При этом сама I./NJG2 была переподчинена в тактическом отношении непосредственно штабу 3-го воздушного флота.
Осенью 1940 г. производство DO-17Z-10 было прекращено, а выпуск Ju-88C был так урезан, что боевая готовность I./NJG2 подверглась серьезному испытанию. Если в ноябре 1940 г. в ее составе было 15 самолетов, то в конце января 1941 г. в распоряжении командира I./NJG2 гауптмана Карла Теодора Хюлсхоффа (Karl Theodor Hulshoff) (С 01.11.1941 г. по 31.12.1943 г. майор Хюлсхофф был командиром NJG2, а затем с 01.06.1944 г. до 25.03.1945 г. в звании оберст-лейтенанта он командовал NJG102. Всего на его счету было 11 побед) осталось всего 7 машин. Затем ситуация несколько улучшилась, но даже осенью 1941 г. группа не имела в своем составе более 20 самолетов. Тем не менее, располагая сравнительно небольшими силами, I./NJG2 принесла экипажам английских бомбардировщиков немало беспокойства. Чаще всего пилоты I./NJG2 использовали следующую тактику. Сначала «Юнкерсы» и «Дорнье» как бы смешивались с возвращающимися в Англию бомбардировщиками. Достигнув таким образом вместе с ними их аэродрома, истребители затем включали свои навигационные огни, чтобы вызвать дополнительный беспорядок, и с близкой дистанции атаковали ничего не подозревавшие бомбардировщики. Напоследок немецкие самолеты на небольшой высоте проходили над освещенным аэродромом, сбрасывая на взлетно-посадочные полосы 50-кг осколочные бомбы.
Свою первую ночную победу над Англией пилоты I./NJG2 одержали ночью 24 октября 1940 г. К 12 октября 1941 г. истребители группы совершили 1603 боевых вылета, сбросив на английские аэродромы около 440 тонн бомб, при этом сама I./NJG2 потеряла над Англией и Северным морем 25 истребителей, еще 10 были потеряны в результате авиакатастроф и вынужденных посадок. Пилоты I./NJG2 заявили о 128 сбитых английских самолетах, но в действительности англичане потеряли 52 (Надо отметить, что некоторые лица из числа высшего командования Люфтваффе тогда высказывали сомнение в подлинности всех побед, заявляемых пилотами дальних ночных истребителей, т.к. единственными свидетелями, которые могли их подтвердить, были члены их же экипажей) (см. таблицу № 3). В целом для RAF это были небольшие потери, но психологический эффект от них все же был огромен. Экипажи бомбардировщиков даже ночью над своей
территорией не могли больше чувствовать себя в безопасности, а это уже было немало. Многие посадки завершались авариями только потому, что пилоты, желая поскорее приземлиться, сажали бомбардировщики на слишком большой скорости, а в случае неудачного захода не хотели уходить на второй круг, так как боялись быть сбитыми ночным истребителем. Аварии происходили также из-за воронок от бомб, сброшенных на взлетно-посадочную полосу, а также от того, что на аэродромах при появлении немецких дальних истребителей выключали посадочные огни, и бомбардировщики вынуждены были садиться вслепую.
Таблица № 3 Действия ночных истребителей I./NJG2 над Англией
Год, месяц |
Кол-во |
Победы |
Потери |
||
|
вылетов |
заявлен. |
действит. |
боевые |
небоевые |
1940 г.: октябрь |
36 |
5 |
2 |
- |
5 |
ноябрь
|
111
|
3
|
-
|
3
|
1
|
декабрь
|
61
|
4
|
-
|
1
|
1
|
1941 г.: январь
|
56
|
6
|
3
|
1
|
-
|
февраль
|
25
|
12
|
6
|
1
|
-
|
март
|
53
|
6
|
1
|
3
|
-
|
апрель
|
205
|
23
|
12
|
1
|
1
|
май
|
216
|
13
|
4
|
1
|
-
|
июнь
|
245
|
20
|
1
|
6
|
.
|
июль
|
223
|
17
|
8
|
4
|
-
|
август
|
187
|
12
|
8
|
1
|
1
|
сентябрь
|
104
|
4
|
3
|
2
|
-
|
октябрь
|
81
|
3
|
3
|
1
|
-
|
Всего:
|
1603
|
128
|
51
|
25
|
9
|
О том, какой эффект вызвали действия небольшой группы дальних ночных истребителей Люфтваффе, говорит тот факт, что англичане были вынуждены прекратить все ночные тренировочные полеты в наиболее опасных, с точки зрения появления там немецких истребителей, восточных районах Англии. В принципе все это подтверждало правильность первоначального предложения Каммхубера, но, тем не менее, осенью 1941 г. по личному приказу Гитлера все операции дальних ночных истребителей Люфтваффе были свернуты. В этот момент I./NJG2 была самой результативной группой ночной истребительной авиации, и, по мнению ее пилотов, подобный приказ был абсолютной бессмыслицей. Некоторые из них на свой страх и риск еще какое-то время продолжали в тайне от высшего командования совершать боевые вылеты над Англией. Так, например, ночью 7 ноября обер-фельдфебель Рольф Буссманн (Rolf Bussmann) (К концу войны на счету гауптмана Буссманна было 23 победы) атаковал там несколько аэродромов. 30 июня 1942 г. он сначала сбил над Северным морем один английский бомбардировщик, а потом, пристроившись к боевому порядку англичан, долетел вместе с ними до их аэродрома. Непосредственно перед тем, как бомбардировщики начали заходить на посадку, Буссманн сбросил на аэродром бомбы, в результате чего несколько самолетов потерпели при посадке аварию.
В следующий и последний раз немецкие ночные истребители в большом количестве появились над Англией лишь в начале марта 1945 г. (С февраля 1944 г. ночные рейды над Англией совершали Ме-410А из II./KG51. Наибольших успехов среди пилотов II./KG51 добился майор Дитрих Путтфаркен (Dietrich Puttfarken), который одержал 5 ночных побед. Он погиб в ночь с 22 на 23.04.1944 г., когда его Ме-410 был сбит в районе Кентербери, Англия), когда командование Люфтваффе решило провести операцию, получившую наименование «Гизела» («Gisela»). Ее идея состояла в том, чтобы атаковать английские бомбардировщики не над Германией, а уже над Англией, когда они будут заходить на посадку на свои аэродромы и когда их экипажи уже будут чувствовать себя в полной безопасности. Фактически это была последняя отчаянная попытка командования ночной истребительной авиации Люфтваффе нанести англичанам значительные потери.
Кто первый предложил провести эту операцию, точно неизвестно. По одной из версий, ее автором был командир NJG4 майор Хейнц Вольфганг Шнауфер. Однажды в ходе одного из боевых вылетов он преследовал бомбардировщики вплоть до английского побережья. Оказалось, что на обратном пути их экипажи, достигнув Северного моря, летят «как на параде», не используя аппаратуру глушения сигналов немецких РЛС. На основе своих наблюдений Шнауфер предложил командованию атаковать английские бомбардировщики над Северным морем, когда те уже будут возвращаться домой. По той же версии, командир 3-й истребительной авиадивизии генерал-майор Вальтер Грабманн (Walter Grabmann) не только принял предложение Шнауфера, но и пошел дальше, приказав атаковать бомбардировщики непосредственно над Англией, когда они с включенными бортовыми навигационными огнями будут заходить на посадку.
Первое совещание, на котором обсуждался план операции «Гизела», прошло еще в декабре 1944 г. Однако, несмотря на самые строгие меры предосторожности, английская разведка все же смогла узнать о готовящейся операции, после чего пропагандистская «Солдатская радиостанция Кале», словно издеваясь над противником, начала регулярно передавать мелодию под многозначительным названием «Сегодня вечером я танцую с Гизелой» («I dance with Gisela tonight»). Дата проведения операции «Гизела» несколько раз переносилась, но от намерения провести ее командование Люфтваффе все же не отказалось.
В ночь с 3 на 4 марта 1945 г. 222 бомбардировщика совершили налет на нефтеперерабатывающие заводы в Бергкамене (Bergkamen) и Ландбергене (Landbergen), практически не встретив в воздухе немецких ночных истребителей. Однако это было не так. Около 150 Ju-88G-6 тремя «волнами» следовали за бомбардировщиками до самой Англии. Но результаты операции «Гизела» принесли Люфтваффе разочарование. Атаковать противника смогли только истребители первой «волны», которые в общей сложности сбили 22 бомбардировщика, еще 8 получили тяжелые повреждения и разбились при посадке. Сразу после того, как «Юнкерсы» начали атаки, экипажи английских бомбардировщиков получили приказ уходить для посадки на аэродромы, расположенные в глубине Англии, и потому истребители «второй» и «третьей» волны уже просто не успели их перехватить. Собственные потери Люфтваффе в ходе операции «Гизела» составили 26 самолетов, часть их которых была потеряна непосредственно в ходе самой операции, а часть списана после аварийных посадок.