«Дикий кабан» и «Ручной кабан»
В 1943 г. англичане начали использовать радиолокационную систему слепого бомбометания H2S, которая была разработана на основе бортовой РЛС AI Mk.VII с длиной волны всего 10 см (Впервые система H2S была установлена 27.03.1942 г. на «Галифаксе» V9977). Ее антенна, делавшая оборот на 360° один раз в секунду, размещалась в специальном обтекателе в нижней части фюзеляжа самолета. Когда он летел над ровной поверхностью, например над морем, высокочастотные импульсы, посылаемые антенной вниз, рассеивались в разные стороны, и потому экран H2S, установленный у штурмана, оставался темным. Как только самолет пересекал побережье, часть импульсов начинала отражаться обратно от складок земли и штурман мог видеть на своем экране основные очертания ландшафта под собой. Когда же бомбардировщик достигал сильно застроенного района, например крупного города, то уже практически все посланные импульсы возвращались обратно, давая мощные отметки на экране.
Прежде всего системой H2S были оснащены специальные самолеты наведения, которые называли «патфиндерами» («Pathfinder»). В их задачу входило обнаружить цель и обозначить ее специальными сигнальными и осветительными бомбами, чтобы обеспечить точное бомбометание основной группы бомбардировщиков. Официальное решение о формировании специальной авиагруппы «патфиндеров» было принято маршалом авиации Харрисом 11 августа 1942 г., и ее командиром был назначен бывший командир 10 Sdqn. RAF и известный пилот Дональд Бенетт (Donald C.T. Benett) (Родился в Австралии. В 30-е годы он вступил в RAF и прошел обучение в качестве пилота. 06-08.10.1938 г. Беннет установил мировой рекорд дальности полета по прямой для гидросамолетов, пролетев на летающей лодке Шорт Майо «Меркюри» (Short Mayo «Mercury») расстояние в 9652 километра. Он начал полет в Шотландии, а закончил в Южной Африке. 27.04.1942 г. во время налета на немецкий линкор «Тирпиц», находившийся в порту Тронхейма в Норвегии, его «Галифакс» был подбит. Однако Беннету удалось «дотянуть» до нейтральной Швеции и спустя пять недель вернуться обратно в Англию). 15 августа было сформировано 5 эскадрилий «патфиндеров»: 7 Sqdn. (PPF) (PPF - Pathfinder Force) был оснащен «Стирлингами», 35 Sqdn. (PPF) — «Галифаксами», 83 Sqdn. (PPF) - «Ланкастерами», 109 Sdqn. (PPF) - «Москито» и 156 Sqdn. (PPF) — «Веллингтонами» (Самыми успешными «патфиндерами» оказались «Москито». Так, если 156 Sqdn. (PPF) совершил до конца войны 4238 боевых вылетов, потеряв при этом 121 самолет, то 109 Sqdn. (PPF) выполнил 5421 вылет, потеряв всего 18 машин). И уже в ночь с 16 на 17 августа 1942 г. они приняли участие в налете на Эмден.
Специально для «патфиндеров» были разработаны «маркеры цели» («Target Indicator») - «красная капелька» («Red Blob») и «розовые анютины глазки» («Pink Pansy»). Корпус «Red Blob», созданной на основе стандартной 113-кг зажигательной бомбы, был заполнен смесью бензола, каучука, фосфора и краски, которая после взрыва довольно длительное время горела характерным красным пламенем. При взрыве же 1812-кг «Pink Pansy», заполненной гексахлорэтаном, над целью буквально распускался «розовый цветок». Впервые «Red Blob» были применены «патфиндерами» в ночь с 28 на 29 августа 1942 г. во время налета на Нюрнберг (В ту ночь из 159 бомбардировщиков, участвовавших в налете, англичане потеряли 23 (14,5%)), a «Pink Pansy» — в ночь с 10 на 11 сентября 1942 г., когда «Ланкастеры» из 83 Sqdn. RAF сбросили их на Дюссельдорф. Позднее появились «небесные маркеры» («Sky Markers»), которые использовали «Москито» из 109 Sqdn. (PPF). Эти гирлянды огней, медленно опускавшиеся на землю, немцы прозвали «рождественской елкой» («Christbaum»). Впервые они были применены в ночь с 27 на 28 января 1943 г. во время налета на Дюссельдорф (Ночью 17/18.08.1943 г. во время налета на немецкий ракетный центр в Пеенемюнде впервые были применены 113-кг маркеры «Огненное пятно» («Spotfire»). Они взрывались на высоте 900 метров над землей и горели в течение 20 минут. Могли быть красного, желтого или зеленого цвета).
В ночь с 24 на 25 июля 1943 г. английские бомбардировщики атаковали Гамбург. В налете участвовал 791 самолет — 347 «Ланкастеров», 246 «Галифаксов», 125 «Стирлингов» и 73 «Веллингтона». Тогда вместе с системой слепого бомбометания H2S англичане впервые применили и т.н. дипольные отражатели «Window» (Немцы дали им название «кислая капуста» («Sauerkraut»). Фактически англичане были готовы применить их значительно раньше. Однако они опасались, что вскоре после первого использования «Window» аналогичные дипольные отражатели при налетах на Англию начнут применять и немцы, и потому сначала хотели завершить работы по модернизации своих собственных РЛС, чтобы обезопасить от подобных помех). Они представляли собой полоски алюминиевой фольги длиной 30 см, т.е. в половину длины волн, посылаемых немецкими РЛС типа «Вюрцбург-Гигант», и шириной 1,5 см. Диполи были сложены по 2000 штук в пачки массой 765 г. Пачки были перевязаны резинкой, которая в момент выброса из бомбоотсека лопалась. В результате в воздухе образовывалось небольшое облако из дипольных отражателей, которое в течение минуты напоминало на экранах РЛС отраженный сигнал от четырехмоторного бомбардировщика.
В 23.00 немецкие станции дальнего обнаружения «Freya» засекли над Северным морем английские бомбардировщики, которые направлялись в сторону Гельголандской бухты. Едва самолеты оказались в зоне действия «Вюрцбургов», установленных в районе устья Эльбы, в воздух полетели пачки диполей. Если учесть, что в ту ночь англичане сбросили 92 миллиона диполей, то операторы немецких РЛС были просто не в состоянии различить что-либо среди множества отметок, буквально «забивших» экраны. Вся система «Himmelbett» в одно мгновение вышла из строя, стало невозможно управлять ночными истребителями и руководить огнем зенитной артиллерии. В такой ситуации штаб 2-й истребительной авиадивизии не имел другого выбора, как разрешить всем истребителям, находившимся в воздухе, искать бомбардировщики самостоятельно без помощи с земли, что было практически бесполезно. Только несколько самых опытных операторов РЛС сумели различить среди ложных отметок сигналы от настоящих целей и навести на них истребители. Тогда из 791 бомбардировщика, участвовавшего в налете на Гамбург, англичане потеряли лишь 12 самолетов, т.е. всего 1,5% от их общего числа. При этом 9 бомбардировщиков были сбиты ночными истребителями (Из них три сбил командир 11./NJG3 обер-лейтенант Понтер Кёберих (Gunther Koberich)), а три — зенитной артиллерией, которая потратила на это около 50 тысяч снарядов.
Стало ясно, что система «Himmelbett» не может справиться с массированными налетами английских бомбардировщиков, применявшими систему слепого бомбометания и дипольные отражатели. Последствия бомбежек становились все более ужасающими: только с 24 июля по 2 августа 1943 г. в результате четырех ночных налетов англичан и двух дневных налетов американцев на земле было убито от 40 до 50 тысяч человек, большинство из которых погибло во время налета на Гамбург (Налет на Гамбург носил символическое название — операция «Гоморра» («Gomorrah»). Еще в мае 1943 г. маршал авиации сэр Артур Харрис в своей инструкции, адресованной командирам бомбардировочных групп, писал, что они должны «просто уничтожить Гамбург». Большее количество погибших было лишь во время налета английских бомбардировщиков на Дрезден ночью 13/14.02.1945 г. План подобных налетов на немецкие города под кодовым наименованием «Удар грома» («Thunderclap») был разработан в августе 1944 г. Его целью должны были стать города, расположенные в восточной части Германии, — Берлин, Лейпциг, Дрезден и Хемнитц. Ночью 13/14.02.1945 г. 800 «Ланкастеров» двумя «волнами» атаковали Дрезден. В результате мощнейших пожаров в городе возникли т.н. огненные вихри, приведшие к многочисленным жертвам. Общее количество погибших точно неизвестно, но, по оценке историков, оно достигает приблизительно 50 тысяч человек). 27 июля состоялось совещание командования Люфтваффе, на котором было решено начать срочную разработку и производство РЛС, защищенных от применения дипольных отражателей. Поскольку в течение ближайшего времени нельзя было ожидать решения этой задачи (Уже 29.07.1943 г., т.е. спустя три дня после налета на Гамбург, доктор Шульце (Schulze) из испытательного центра в Вернёхене предложил прибор «Wurzlaus», который защищал РЛС «Вюрцбург-Гигант» и «Вюрцбург» от помех, создаваемых диполями. Используя «эффект Доплера», этот прибор позволял оператору РЛС различить на экране сигнал от медленно опускавшихся диполей и сигнал от более скоростного самолета. Однако «Wurzlaus» существенно сокращал дальность действия РЛС, был довольно сложным и, самое главное, мог удовлетворительно работать, только если на больших высотах не было сильных воздушных потоков. Если дипольные отражатели неслись ветром со скоростью 40 км/ч, то на экране РЛС они снова выглядели как самолет), необходимо было найти другие способы, если не остановить, то хотя бы ослабить налеты англичан.
Еще в начале 1943 г. майор Хайо Херрманн (Hajo Herrmann) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании. Летая на Ju-52, участвовал в налетах на Бильбао, Картахену и Мадрид. Затем в качестве пилота Ju-88 участвовал в т.н. битве за Англию, в боях на Средиземноморье и на Восточном фронте. В августе 1941 г. гауптман Херрман был назначен командиром III./KG30. В течение 27—31.03.1942 г. пилоты III./KG30 во главе с Херрманом потопили несколько судов из состава конвоя PQ13, а затем в течение 27.06 - 12.07.1942 г. — 22 корабля из печально знаменитого конвоя PQ17. 19.07.1942 г. майор Херрман был переведен в Генеральный штаб Люфтваффе), работавший в Генеральном штабе Люфтваффе в т.н. группе «Т», ведавшей планированием производства истребителей и бомбардировщиков, предложил использовать в качестве дополнения к системе «Himmelbett» одномоторные истребители, которые могли бы действовать вместе с прожекторами. Предложение Херрманна было первоначально отвергнуто, но, когда в апреле массированные налеты английских бомбардировщиков на Рур достигли своего пика, о нем вспомнили. 8 апреля 1943 г. командующий истребительной авиацией генерал-майор Адольф Галланд (Adolf Galland) (Один из лучших немецких асов начального периода войны. Всего на его счету было 104 победы, последние две он одержал, уже летая на реактивном Ме-262) предоставил в распоряжение Херрманна четыре Bf-109 и разрешил подобрать группу пилотов, способных летать вслепую по приборам. Херрманн отобрал 8 человек, из которых только один ранее летал на ночных истребителях, остальные же были пилотами бомбардировщиков, а один вообще летал на штурмовике Ju-87.
20 апреля на аэродроме Стаакен (Staaken) в районе Берлина для проведения практических экспериментов было создано т.н. Nachtjagd-Versuchskommando. Начались тренировки по отработке взлетов и посадок в ночных условиях. Главной проблемой стало налаживание взаимодействия с зенитной артиллерией и прожекторными частями, что не всегда являлось простым делом. В период с 14 по 17 мая было осуществлено несколько перехватов английских «Москито», но, правда, все они были «учебными», так как «Мессершмитты», не желая раскрывать себя, огня не открывали. 3 июня самолеты Nachtjagd-Versuchskommando для дальнейших испытаний перебазировались на аэродром Бранденбург-Брист в районе Менхенгладбаха.
27 июня майор Херрман доложил результаты проведенных экспериментов лично рейхсмаршалу Герингу. Он заявил, что, по его мнению, основной причиной недостаточно больших успехов в борьбе с вражескими налетами является несоответствие числа ночных истребителей, управляемых с земли с применением тактики «Himmelbett», общему количеству бомбардировщиков, участвовавших в налетах. По мнению Херрманна, самым простым путем к достижению больших успехов было разрешить массовое применение не управляемых с земли одномоторных истребителей, которые бы действовали совместно с прожекторами, сосредоточенными вокруг крупных городов. При этом Херрман сказал Герингу, что дневные истребители Bf-109G-4 и FW-190A-4 вполне подходят для таких целей и им не потребуется никакого дополнительного переоборудования, а пилотов, обученных «слепым» полетам, можно будет достаточно быстро набрать среди инструкторов авиашкол, а также в бомбардировочной, штурмовой и транспортной авиации. Эти доводы подействовали на Геринга, и он разрешил проведение дальнейших опытов с использованием одноместных истребителей.
Первый боевой вылет Nachtjagd-Versuchskommando было решено провести в ночь с 3 на 4 июля. Предполагалось, что англичане совершат налет на Эссен, и потому Херрманн договорился с командиром 2-го зенитного корпуса (II.Flakkorps) генералом Хинтцем (Hintz), чьи батареи располагались в том районе, о том, что зенитные орудия будут вести огонь только до высоты 5500 метров, чтобы его истребители могли спокойно действовать выше. В 00.27 пять Bf-109 и один FW-190A-4 во главе с Херрманном поднялись с аэродрома в Менхенгладбахе. Однако немецкое командование в своих прогнозах относительно истинной цели налета ошиблось, и английские бомбардировщики, описав круг над Эссеном, повернули к Кёльну. Пилотам Nachtjagd-Versuchskommando пришлось лететь вслед за ними к Кёльну, который прикрывала 7-я зенитная дивизия (7.Flakdivision), а с ее командиром генералом Бурхардтом (Burchardt) безопасная высота их действий не была заранее согласована. Тем не менее, все обошлось благополучно, и после возвращения пилоты Nachtjagd-Versuchskommando заявили о 12 сбитых ими бомбардировщиках. Однако оказалось, что зенитная артиллерия также потребовала для себя тех же 12 побед. В результате после короткой «торговли» было решено поделить сбитые самолеты поровну — 6 были отданы зенитчикам Бурхардта, а 6 были записаны на счет пилотов Херрманна (Один «Ланкастер» был записан на счет Херрмана. Всего же как ночной истребитель Херрман совершил 50 боевых вылетов и сбил 9 бомбардировщиков). В ту же ночь Nachtjagd-Versuchskommando понесло и свою первую боевую потерю, когда обратно не вернулся истребитель обер-фельдфебеля Хофера (Hofer) (Точная причина его гибели неизвестна. Известно только, что в 01.37 в районе Кёльна он успел сбить четырехмоторный бомбардировщик).
Тем не менее, это был успех, и на следующий день оберст-лейтенант Херрманн получил от командования Люфтваффе устное распоряжение начать формировать эскадру одномоторных ночных истребителей. 13 июля была официально сформирована т.н. Jagdgeschwader z.b.V. «Herrmann» (20.08.1943 г. была переименована в JG300), а используемая ею тактика действий получила наименование «Wilde Sau» («Дикий кабан»). Перед Херрманном сразу встало много проблем технического и организационного характера, но главной была кадровая. Как и предполагалось, пилоты набирались из числа инструкторов летных школ и в бомбардировочной, разведывательной и транспортной авиации. Однако это, как оказалось, имело и свою оборотную сторону. Эти пилоты, обученные «слепым» полетам, уверенно чувствовали себя в ночном небе, но, когда они пересели на более скоростные одноместные истребители, то у них сразу же возникло много проблем, особенно с ночными взлетами и посадками. Поэтому на первоначальном этапе в Jagdgeschwader z.b.V. «Herrmann» среди личного состава были довольно высокие потери.
В ночь с 29 на 30 июля 1943 г. английские бомбардировщики атаковали Гамбург. В воздух были подняты «Мессершмитты» из недавно сформированной III./JG «Herrmann» (До декабря 1943 г. 2-я и 3-я группы JG z.b.V. «Herrmann» не имели собственных самолетов и поэтому использовали для своих ночных боевых вылетов истребители соответственно из 1I./JG1 и III./JG11), которым удалось сбить 3 самолета (Два из них (в 00.55 и 00.57) были на счету унтер-офицера Бринкманна (Brinkmann) из 7-й эскадрильи, а третий (в 01.10) сбил командир III./JG «Herrmann» майор фон Бухвальд (von Buchwald)). Несмотря на этот, довольно скромный успех, Херрманн получил приказ безотлагательно начать формирование следующих эскадр «Диких кабанов».
В конце июля 1943 г. командование Люфтваффе решило принять и предложение оберста Виктора фон Лоссберга (Viktor von Lossberg) (Бывший пилот Не-111. С 01.11.1939 г. по 31.05.1940 г. и затем с февраля 1941 г. по 30.08.1941 г. майор Лоссберг был командиром III./KG26. 17.10.1941 г. он был награжден Рыцарским Крестом) видоизменить и тактику действий «классических» ночных истребителей. В своих рассуждениях Лоссберг исходил из того, что группы бомбардировщиков летели одна за другой по заранее определенному маршруту, образуя т.н. поток. И если ночные истребители могли бы вклиниться в такой поток, то перед ними сразу же появлялось множество целей для атаки, которые они теперь могли обнаружить уже при помощи своих бортовых радаров и визуально. Таким образом, задача операторов наведения на земле теперь сводилась лишь к определению высоты и курса всего потока бомбардировщиков (Впервые Лоссберг высказал эту идею генерал-фельдмаршалу Мильху еще 29.04.1943 г., когда летел вместе с ним на очередное совещание к Герингу). В этом случае дипольные отражатели «Window», сбрасываемые английскими бомбардировщиками и призванные защитить их от ночных истребителей, теперь были только на руку немцам. Облака диполей, медленно опускающиеся на землю, фактически отмечали на экранах немецких радаров маршрут полета бомбардировщиков. Радиооператоры ночных истребителей были уже обучены аэронавигации, и потому они достаточно быстро могли научиться находить потоки бомбардировщиков, ориентируясь по сообщениям с земли. Идея Лоссберга была с энтузиазмом принята пилотами ночных истребителей, и новая тактика, очевидно в противоположность тактике действий одномоторных истребителей, получила название «Ручной кабан» («Zahme Sau»). Фактически она была тактикой «свободного ночного боя», о котором так долго мечтали пилоты ночных истребителей.
Первая победа в соответствии с этой тактикой была одержана в ночь с 10 на 11 августа 1943 г., когда 653 четырехмоторных английских бомбардировщика совершили налет на Нюрнберг. В воздух были подняты 17 истребителей II./NJG1, из которых 12 были задействованы по старой схеме «Himmelbett», а остальные 5 должны были использовать тактику «Ручной кабан». И в 00.32 11 августа в 25 км юго-западнее Дармштадта обер-лейтенант Шнауфер, вклинившись в поток бомбардировщиков, атаковал и сбил «Ланкастер».
26 сентября 1943 г. оберст-лейтенант Херрманн был назначен командиром вновь сформированной 30-й истребительной авиадивизии (30.Jagddivision) (Командиром JG300 вместо него был назначен оберст-лейтенант Курт Кеттнер (Kurt Kettner)). В ее состав вместе с уже имеющейся JG300 должны были войти еще две эскадры «Диких кабанов». В октябре была сформирована JG301 во главе с майором Гельмутом Вейнрейхом (Helmut Weinreich) (Бывший пилот бомбардировщика 22.01.1943 г. после 320 боевых вылетов на Ju-88 был награжден RK. Он погиб 18.11.1943 г., когда во время захода на посадку неожиданно взорвался двигатель его FW-190A-5 и самолет врезался в землю), а в ноябре - JG302 под командованием майора Эвальда Янссена (Ewald Janssen) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании. Затем в составе StG2 летал на Ju-87 и участвовал в боях на Западном и Восточном фронтах. С 01.06. по 25.12.1944 г. он был командиром SG4. 31.10.1944г. после 400 боевых вылетов Янссен был награжден Рыцарским Крестом). 17 декабря 1943 г. в составе инспекции истребительной авиации была учреждена должность инспектора ночной истребительной авиации, на которую был назначен оберст Херрманн, при этом он также сохранил и пост командира 30-й истребительной авиадивизии.
Находясь в воздухе, «Дикие кабаны» по радио непрерывно получали с командного пункта информацию о положении, курсе и высоте противника, о сбросе им световых маркеров цели и бомб, а также о погоде и направлении подхода к ближайшим аэродромам. Кроме того, Херрманн, опасаясь, что передаваемые сведения могут быть неточны или искажены, предложил использовать дополнительные меры для оповещения своих пилотов. После того как цель налета бомбардировщиков будет определена, зенитные батареи должны были выстреливать сигнальные ракеты, чтобы указать районы, в которые ночные истребители должны прибыть, а прожектора своими лучами должны были указать пилотам нужное направление. Вскоре между несколькими большими городами Германии, как, например, Кёльном и Мюнстером, были организованы специальные освещенные трассы, а зоны ожидания для «Диких кабанов» отмечались лучами 3 прожекторов, перекрещивающимися на высоте около 7000 метров. Специальные прожектора были выделены для того, чтобы указывать истребителям направление на ближайшие аэродромы.
Однако пора первоначальных успехов «Диких кабанов» вскоре прошла, и в их тактике проявлялось все больше и больше недостатков. Тем временем операторы РЛС, оправившись от первого шока, вызванного налетом на Гамбург, постепенно научились распознавать среди множества ложных сигналов от дипольных отражателей сигналы от настоящих целей. Потери англичан от действий обычных ночных истребителей, которые к тому же стали применять тактику «Ручной кабан», начали увеличиваться. Вскоре ночные истребители получили на вооружение новые бортовые РЛС «Лихтенштейн» SN-2, на работе которых дипольные отражатели уже совсем не сказывались. И теперь командиры эскадр ночных истребителей все чаще жаловались на то, что «Дикие кабаны» только мешают им. Те часто просто не сообщали в штаб сначала 12-го авиакорпуса, а затем и в штаб 1-го истребительного авиакорпуса о маршрутах своих полетов. Поэтому операторы наземных РЛС докладывали о них, как о самолетах противника, чем запутывали офицеров, управлявших действиями ночных истребителей. Кроме того, английские бомбардировщики все чаще летали в плохих погодных условиях, когда одномоторным истребителям было исключительно сложно действовать, вследствие чего начали быстро расти их потери. Командованию Люфтваффе стало ясно, что действия обычных ночных истребителей, оснащенных новыми РЛС, гораздо более эффективны. И 16 марта 1944 г. 30-я истребительная авиадивизия была расформирована (С 23.03 по 01.09.1944 г. оберст Херрманн был командиром 1-й авиадивизии. 26.01.1945 г. он был назначен командиром вновь сформированной 9-й авиадивизии (9.Flieger-Division), в задачу которой входило переформирование бывших бомбардировочных эскадр и групп в истребительные. По его предложению в феврале 1945 г. было создано т.н. Rammkommando Elbe. В составе командования было 150 специально модернизированных истребителей Bf-109, чьей единственной задачей был таран вражеских четырехмоторных бомбардировщиков. Поэтому в качестве пилотов этих «Мессершмиттов» отбирались только добровольцы из числа курсантов авиашкол. Свой первый и последний боевой вылет «Rammkommando Elbe» совершило 07.04.1945 г., когда 23 Bf-109 смогли таранить бомбардировщики, однако при этом 31 самолет был сбит американскими истребителями, так и не успев достигнуть своей цели. В конце войны генерал-майор Херрманн попал в плен к советским войскам и был освобожден только в 1955 г.), а эскадры «Диких кабанов» были преобразованы в обычные эскадры дневных истребителей (JG302 была расформирована в июне 1944 г.).