Ночные истребители и разведка
Успех союзников в радиоэлектронной войне во многом был обеспечен тем, что к ним в руки различными путями попало достаточное количество образцов секретной немецкой радиоаппаратуры. Если наземные немецкие РЛС можно было захватить, как в феврале 1942 г. на побережье Ла-Манша это и сделали английские десантники, то с электронной аппаратурой, установленной на самолетах, дело было гораздо сложнее. С осени 1941 г. немецкие ночные истребители не появлялись
над территорией Англии, атакуя бомбардировщики только над континентальной частью Европы и, в крайнем случае, над Северным морем. Все сбитые в боях немецкие истребители падали на своей территории, и англичане не могли даже заполучить их обломки для исследования. Послать диверсионную группу, чтобы захватить самолет на аэродроме и снять с него РЛС и прочую аппаратуру, было нереально. Все аэродромы ночных истребителей находились достаточно далеко от побережья и хорошо охранялись. Оставалось надеяться только на агентурную разведку, да еще и на случай, который на войне всегда был немаловажным фактором.
9 мая 1943 г. в 15.30 с аэродрома Кристиансунн в Норвегии поднялся Ju-88R-l «D5+EV» W.Nr.360043, который пилотировал обер-лейтенант Генрих Шмитт (Heinrich Schmitt) из 10./NJG3 (IV./NJG3 базировалась на аэродроме Грове (Grove) в Дании, но 10./NJG3 была временно откомандирована в Норвегию с заданием сбивать английские курьерские самолеты, летавшие по ночам из Лондона в Стокгольм и обратно). Кроме него, в экипаж «Юнкерса» входили радиооператор обер-фельдфебель Пауль Розенбергер (Paul Rosenberger) и бортмеханик обер-фельдфебель Эрих Кантвил (Erich Kantwiel). Они должны были совершить обычный облет самолета после ремонта, что для Шмитта, который был опытным пилотом, участвовавшим еще в войне в Испании и в т.н. битве за Англию, было совершенно простым и даже рутинным делом. Вскоре Шмитт вышел на связь со своим командным пунктом и сообщил, что у него горит один из двигателей и он садится на воду в квадрате 88/41. После этого связь оборвалась, и Шмитт на запросы больше не отвечал. В результате начавшихся поисков были найдены три резиновые спасательные шлюпки с Ju-88, но все они были пусты и экипаж посчитали погибшим.
В действительности же никакого пожара двигателя не было. Сразу после ложного сообщения об аварии экипаж Шмитта, сбросив в воду для большей достоверности резиновые спасательные лодки, повернул на запад. Через некоторое время «Юнкере» достиг побережья Шотландии, где его встретили «Спитфайры», которые и проводили его к аэродрому в 25 км севернее Абердина. Вскоре английская секретная радиостанция «Густав Зигфрид один» («Gustav Siegfried eins») передала в эфир условный сигнал «Май прибыл» («Der Mai ist gekommen»). Он предназначался секретарю министерства иностранных дел Германии Густаву Штрессеманну (Gustav Stressemann), который еще с 1940 г. работал на английскую разведку. Эта фраза означала, что самолет его сына Генриха Шмитта успешно приземлился на территории Великобритании, Генрих так же, как и его отец, сотрудничал с англичанами и регулярно передавал им секретную информацию, используя для этого радиопередатчик, хранившийся в доме отца в Тюрингии. Благодаря Шмитту англичане получили в целости и сохранности новую немецкую бортовую РЛС FuG212 «Лихтенштейн С-1», которой был оснащен его Ju-88. Немцы же поняли, что их обманули только месяц спустя, когда Шмитт и Розенбергер выступили по английскому радио.
Следующий инцидент с ночным истребителем Люфтваффе едва не привел к серьезным международным последствиям, и только своевременное вмешательство немецкой разведки остановило уже подготовленную вооруженную акцию против нейтральной Швейцарии. Дело в том, что экипажи английских бомбардировщиков, совершавших налеты на юго-западные районы Германии, на обратном пути регулярно использовали воздушное пространство Швейцарии, чтобы укрыться от преследовавших их ночных истребителей. Однако в ночь с 27 на 28 апреля 1944 г, немецкие истребители вслед за «Ланкастерами» пересекли швейцарскую границу, и гауптман Герхард Фридрих (Gerhard Friedrich) (Командир I./NJG6 гауптман Фридрих погиб 16.03.1945 г., когда в 21.00 его Ju-88 столкнулся с «Ланкастером» РВ785 из 576 Sqdn. RAF, участвовавшим в налете на Нюрнберг. Всего на его счету было 30 побед) из I./NJG6, а также обер-лейтенант Йозеф Крафт (Josef Kraft) (Всего на его счету было 56 побед, из них 44 он одержал ночью) из II./NJG5 сбили по одному бомбардировщику.
Среди пилотов, нарушивших границу Швейцарии, был и командир 5./NJG5 обер-лейтенант Вильгельм Йохнен (Wilhelm Johnen). В 00.48 28 апреля он поднялся в воздух на новеньком Bf-110G-4/R3 «C9+EN», который совсем недавно получил на авиазаводе в Пархиме. Постоянный радиооператор Йохнена фельдфебель Грассхофф (Grasshoff) был в отпуске, и потому вместо него полетел лейтенант Кампрат (Kamprath), бывший офицером связи II./NJG5. Кампрат по своей должности не участвовал в боевых вылетах и поэтому не имел никаких наград, однако очень хотел иметь Железный Крест. Кто-то сказал ему, что если он заменит отсутствующего Грассхоффа, то наверняка сможет получить эту награду, так как радиооператор, как правило, получал Железный Крест, если участвовал хотя бы в одной победе, а с опытным Йохненом этого не надо было долго ждать.
Так оно и получилось. При помощи бортового радара Кампрат смог обнаружить английский бомбардировщик и вывести на него Йохнена. Вскоре Йохнен увидел «Ланкастер», однако и его хвостовой бортстрелок заметил «Мессершмитт». Пилот бомбардировщика попытался уклониться от атаки, но Йохнен не оставил ему шансов. Заняв позицию под «Ланкастером», он открыл огонь из «Schrage Musik». Левая плоскость бомбардировщика загорелась, и едва его экипаж успел выпрыгнуть на парашютах, как самолет взорвался и на землю полетели уже только горящие обломки. Йохнен вызвал по внутренней связи Кампрата, ожидая от него новых инструкций, но тот молчал. Тогда он вызвал своего бортстрелка обер-фельдфебеля Махле, но он также не отвечал. В этот момент Йохнен услышал позади себя в кабине возбужденный голос Кампрата, который... произносил тост за успех! Йохнен не знал, что еще до вылета Махле в шутку сказал неопытному Кампрату, что они обычно, чтобы отметить очередную победу, берут с собой бутылку коньяка. Как оказалось, тот поверил и действительно взял с собой коньяк. Йохнен, мгновенно выполнив несколько очень энергичных маневров, вернул свой экипаж к действительности. Бутылка разбилась вдребезги, и через несколько секунд в наушниках Йохнена послышались робкие голоса обоих участников «торжества».
Вскоре над Фридрихсхафеном Йохнен сбил второй бомбардировщик. Затем уже над Боденским озером он начал преследовать еще один «Ланкастер», но хвостовой бортстрелок бомбардировщика успел заметить его и открыл огонь. «Мессершмитт» получил несколько попаданий, были пробиты топливные баки, левый двигатель загорелся. Хотя Йохнену и удалось быстро сбить пламя, он вынужден был остановить поврежденный двигатель. «Мессершмитт» потерял скорость и начал медленно снижаться. Внезапно сразу около 20 зенитных прожекторов захватили его своими лучами, и от яркого света Йохнен потерял ориентировку. Он приказал выстрелить в воздух сигнальные ракеты, обозначавшие, что это немецкий истребитель. Прожектора мгновенно погасли, но только для того, чтобы Йохнен увидел взлетевшие с земли зеленые сигнальные ракеты и зажегшиеся посадочные огни ближайшего аэродрома. Это был недвусмысленный приказ идти на посадку. Только теперь Йохнен понял — они над Швейцарией. Если бы у его «Мессершмитта» работали оба двигателя, то еще можно было попытаться уйти, а так оставалось только следовать указаниям швейцарцев. Где были прожектора, там были и зенитки, и любая попытка бегства на одном двигателе закончилась бы печально.
В 02.15 «Мессершмитт» Йохнена, сопровождаемый лучами прожекторов, совершил посадку на аэродроме Дюбендорф (Dubendorf) недалеко от Цюриха. Первое, что Йохнен увидел сразу после посадки, были американские В-17 и В-24, выстроенные в ряд на стоянке. Они были подбиты над Германией, но смогли «дотянуть» до швейцарской территории и совершить там вынужденные посадки. Их экипажи так же, как и экипаж Йохнена, были сразу же интернированы властями Швейцарии. Йохнен потом вспоминал: «Едва мы сели, как из офицерского казино, несмотря на то, что было между двумя и тремя часами ночи, появились американцы. Для них война уже кончилась, и теперь они весело проводили время. Они подняли нас на плечи и понесли в казино. Для них наше появление было праздником! Немецкие летчики, американские летчики, швейцарские летчики — мы вышли из казино только в семь часов утра. И никто не сказал друг другу ни одного грубого слова! Я должен отметить, что швейцарцы были очень любезны, конечно, они не были рады нам, но вели себя очень корректно».
Утром 28 апреля военно-воздушный атташе немецкого посольства в Берне послал в Берлин в RLM телеграмму, в которой среди прочего говорилось: «Йохнен и его экипаж приземлились в Дюбендорфе». Это сообщение повергло чиновников министерства в состояние, близкое к панике. Дело было в том, что «Мессершмитт» Йохнена был оснащен бортовой РЛС FuG220 «Lichtenstein» SN-2 и пушками «Schrage Musik», о существовании которых до сих пор ничего не было известно противнику. Однако, как говорится, «беда не приходит одна». Оказалось, что лейтенант Кампрат в нарушение всех инструкций имел при себе портфель с секретными радиокодами, использовавшимися ночными истребителями. Но и это было еще не все! Бортстрелком в экипаже Йохнена был тот самый обер-фельдфебель Махле, который придумал, как установить «Schrage Musik» на Bf-110. И вот теперь истребитель с секретными радаром и вооружением, и все эти люди с их знаниями были в Швейцарии, которая была идеальным местом для вражеских агентов! Кроме того, слово «приземлились» в Берлине интерпретировали так, как будто Йохнен и его экипаж совершили умышленный побег. Конечно, было бы правильнее, если бы атташе Люфтваффе в Берне в своей телеграмме вместо «приземлились» написал «совершили вынужденную посадку». Однако никто в той ситуации не захотел брать на себя ответственность, и в дело активно вмешалось гестапо (Geheime Staatpolizei, сокр. Gestapo, — тайная государственная полиция. Задачей гестапо было «разоблачать все опасные для государства тенденции и бороться против них, собирать и использовать результаты расследований, информировать о них правительство, держать власти в курсе наиболее важных для них дел и давать им рекомендации к действию». В 1946 г. Международный военный трибунал в Нюрнберге признал гестапо преступной организацией). Семьи Йохнена, Кампрата и Махле были немедленно арестованы и помещены и тюрьму.
Когда тем же утром о произошедшем решились доложить Гитлеру, его реакция была однозначной. Необходимо было любой ценой не допустить, чтобы противник узнал о посадке этого самолета в Швейцарии, а тем более получил доступ к нему и его экипажу, иначе все это будет рассматриваться как государственное преступление. Гитлер сразу же связался с рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, который возложил эту задачу на руководителя РСХА (Reichssicherheitshauptamt, сокр. RSHA, — Главное управление имперской безопасности. Было создано 27.09.1939 г. и состояло из 7 управлений: 1-е - кадры, обучение и организация работы, 2-е — хозяйственно-административные дела и снабжение, 3-е - контроль за особо важными сферами внутренней жизни общества и партии, 4-е - гестапо, 5-е - криминальная полиция, 6-е - служба внешней разведки, 7-е — анализ публикаций в немецкой и зарубежной прессе) группенфюрера СС Эрнста Кальтенбруннера (Ernst Kaltenbrunner) (Родился 04.10.1903 г. в г. Риде (Rid) в Австрии. Имел высшее юридическое образование. С 1926 г. работал в суде г. Зальцбурга, затем открыл собственную юридическую контору в Линце. В 1932 г. вступил в НСДАП и в СС, а в 1935 г. он уже стал во главе австрийских эсэсовцев. После аншлюса занимал руководящие посты в аппарате СС на территории Австрии. В июле 1941 г. Кальтенбруннер был назначен начальником полиции Вены, а в мае 1942 г. — начальником РСХА. Он инспектировал концентрационные лагеря, лично контролируя разработанные средства уничтожения заключенных. Международным трибуналом в Нюрнберге он был приговорен к смертной казни и повешен 16.10.1946 г.). Было решено утром 31 апреля внезапной атакой захватить аэродром в Дюбендорфе, и уже 29 апреля в Меммингене под руководством Отто Скорцени (Otto Scorzeny) (Родился 12.06.1908 г. в Вене в семье инженера. Окончив университет, работал управляющим строительной фирмой. В 1930 г. вступил в НСДАП. В 1939 г. Скорцени был зачислен в полк личной охраны Гитлера - «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Принимал участие в боевых действиях во Франции, а затем на Восточном фронте. В апреле 1943 г. он был переведен в 6-е управление РСХА. 13.09.1943 г. отряд Скорцени, приземлившись на планерах на склоне горы Гран Сассо (Gran Sasso) в Апеннинах, освободил Муссолини, который содержался там в небольшой гостинице. Именно эта операция принесла Скорцени широкую известность. В октябре 1944 г. его диверсанты похитили главу венгерского правительства адмирала Хорти, собиравшегося сдаться советским войскам. В декабре 1944 г. в ходе боев в Арденнах Скорцени возглавлял операцию «Гриф», когда в тыл англо-американских войск было заброшено около 2 тысяч диверсантов, знающих английский язык и переодетых в форму союзников. Одной из вероятных целей этой операции был захват генерала Эйзенхауэра. 15.05.1945 г. Скорцени был арестован американцами и в сентябре 1947 г. предстал перед военным трибуналом, однако был им оправдан. Позднее он был снова арестован, но в июле 1948 г. бежал. Найдя покровительство у генерала Франко, Скорцени поселился в Испании. Он занимался коммерцией и в 1951 г. опубликовал свои воспоминания. Умер Скорцени 05.07.1975 г. в Мадриде) была собрана специальная диверсионная группа. Планировалось, что сначала истребители-бомбардировщики должны подавить швейцарскую зенитную артиллерию вокруг Дюбендорфа, чтобы затем на аэродроме мог приземлиться транспортный самолет из KG200. Десантники во главе со Скорцени должны были обеспечить взлет Bf-ИО Йохнена или же уничтожить его на месте.
Однако к тому времени, когда Скорцени доложил, что у него все готово к проведению операции, надобность в ее проведении уже отпала. Начальник 6 управления РСХА, занимавшегося внешней разведкой, бригаденфюрер СС Вальтер Шелленберг (Walther Schellenberg) (Родился 16.01.1900 г. в Саарбрюкене. Закончил юридический факультет университета в Бонне. В 1923 г. вступил в НСДАП и СС. С сентября 1939 г. он работал в РСХА начальником отдела VI-Е, занимавшегося контрразведкой. 22.06.1941 г. Шелленберг был назначен начальником всего 6 управления РСХА. На Нюрнбергском процессе он приговорен к 6 годам заключения, но уже в 1950 г. был освобожден. Умер Вальтер Шелленберг в 1952 г. в Италии, успев написать перед этим книгу своих воспоминаний), узнав о готовящейся операции, решил срочно вмешаться, чтобы остановить нападение на Швейцарию, которое могло привести к непредсказуемым последствиям. У Шелленберга были хорошие личные контакты с руководителем швейцарской разведки бригадиром Массеном (Massen), которыми он очень дорожил, надеясь через него получить информацию о будущих планах союзников. Шелленберг решил срочно послать к Массену одного из своих сотрудников (Кто это был, так и осталось неизвестным. Известно только то, что это был офицер в звании гауптштурмфюрера, который уже до этого успешно выполнил несколько операций в Швейцарии), чтобы он предложил в обмен на возвращение Bf-110 и его экипажа поставить Швейцарии некоторое количество истребителей Bf-109 или передать лицензию на их производство. Переговоры планировалось провести в строгой секретности, не ставя о них в известность министерства иностранных дел обеих стран и их посольства. В качестве посредника со швейцарской стороны был выбран военный атташе в Берлине. При встрече с ним рейхсмаршал Геринг заявил, что он надеется, что будет найдено взаимоприемлемое решение, иначе он будет вынужден отдать приказ уничтожить Bf-110, а заодно и весь аэродром в Дюбендорфе бомбардировкой с воздуха, тем более что для этого уже все готово.
3 мая в Берне состоялась встреча агента Шелленберга и швейцарского военного атташе с Массеном, на которой были выработаны основные условия сделки. Германия должна была передать Швейцарии 12 истребителей Bf-109G-6, а также лицензию на их производство. Со своей стороны, Швейцария обещала, что до этого секретная немецкая РЛС будет снята с самолета и храниться в секретном месте под строгой охраной. Это предложение швейцарцев фактически означало, что они спокойно смогут осмотреть всю аппаратуру и сфотографировать ее. Условия сделки были срочно переданы в Берлин.
Однако, как это часто бывало в Третьем рейхе, «левая рука не знала, что делает правая». RLM по своим каналам начало предпринимать меры для возвращения самолета, и дело получило дополнительную огласку. Начали распространяться разные слухи, и в результате ничего не подозревавший немецкий посол в Берне был вызван к федеральному президенту Швейцарии и вынужден выслушать целый перечень серьезных претензий со стороны Швейцарии. В конце концов, не без большого труда переговоры между немецкими и швейцарскими секретными службами завершились. Германия согласилась продать Швейцарии за 500 тысяч золотых швейцарских франков 12 Bf-109G-6. В свою очередь швейцарская сторона в присутствии немецких представителей должна была уничтожить самолет и его оборудование.
18 мая 1944 г. гауптман Брандт (Brandt) из NJG6 прибыл в Дюбендорф, чтобы присутствовать при уничтожении Bf-110 обер-лейтенанта Йохнена. Осматривая самолет, Брандт обнаружил, что радар SN-2 был сначала снят, а затем снова установлен на истребитель. Он первоначально отказался подписать протокол, в котором говорилось, что самолет не был поврежден, но, в конце концов, все же уступил нажиму со стороны представителя Шелленберга и подписал документ. В 22.00 18 мая «Мессершмитт» был сожжен. На следующий день в Швейцарию прибыли обещанные немцами 12 истребителей Bf-109G-6, и агент Шелленберга получил чек на 6 миллионов обычных швейцарских франков. 21 мая этот чек был передан Герингу, который небрежно сунул его в нагрудный карман своего кителя. Казалось, что обе стороны были удовлетворены и эту историю можно было считать на этом законченной, но это было не так. Оказалось, что двигатели всех 12 Bf-109G-6 из-за сильного износа были уже на грани списания, и потому в 1951 г. на основании судебного решения фирмы «Даймлер-Бенц» и «Мессершмитт» были вынуждены выплатить Швейцарии денежную компенсацию за допущенную «оплошность».
Экипаж Йохнена вернулся в Германию. Одновременно швейцарцами были также возвращены экипажи обер-фельдфебеля Трейногги (Treynogga) (Погиб 06.06.1944 г.) из 6./NJG6, чей Bf-110G-4/R1 «2Z+OP» совершил посадку в Дюбендорфе еще 15 марта, и фельдфебеля Конзака (G.Konzac) из 6./NJG4, чей Do-217N-2 «3C+IP» W.Nr.1570, израсходовав все горючее, приземлился в Берне в 01.55 2 мая 1944 г. Командование Люфтваффе особо не настаивало на возвращении этих самолетов, так как они были оснащены уже устаревшими РЛС FuG212 «Lichtenstein В/С», хотя одно время также рассматривался и вариант их уничтожения ударами с воздуха (Do-217N-2 фельдфебеля Конзака был передан швейцарским ВВС и использовался ими до окончания войны).
В завершение этой истории надо отметить, что, когда стало известно о том, что члены семей Йохнена, Кампрата и Махле арестованы, помещены в тюрьму и допрашиваются гестапо, это вызвало настолько крайне резкую реакцию в Люфтваффе, что в дело вынужден был вмешаться сам Геринг. Как только выяснилось, что Йохнен и его экипаж вовсе не собирались дезертировать, а совершили вынужденную посадку в Швейцарии только потому, что «Мессершмитт» был поврежден в бою, члены их семей были сразу же освобождены. Правда, при этом их предупредили, что они никогда и никому не должны рассказывать об этом случае.
После того как в ноябре 1944 г. обер-лейтенант Йохнен был награжден Рыцарским Крестом (К концу войны на счету командира III./NJG6 гауптмана Йохнена было 34 победы), командир 1-го истребительного авиакорпуса генерал-лейтенант Йозеф Шмид написал его отцу благодарственное письмо, в котором говорилось: «Я выражаю Вам искреннее сочувствие по поводу Вашего ареста в связи с вынужденной посадкой Вашего сына в Швейцарии и по поводу неприятностей, которые Вы должны были переносить в течение длительного времени. Мы очень об этом сожалели. Я хочу, чтобы Вы, уважаемый господин Йохнен, знали — я, все командиры и товарищи Вашего сына были всегда убеждены в его верности долгу. Мы ни на одно мгновение не сомневались в том, что только неблагоприятные обстоятельства помешали Вашему сыну вернуться на свой аэродром. Я надеюсь, что Вы и Ваша семья смогли пережить это неприятное время. Однако, если в Вас все же осталось чувство обиды, то я прошу Вас поверить, что Ваша семья полностью сохранила свою честь и хорошую репутацию в наших глазах».
История с «Мессершмиттом» Йохнена завершилась для Люфтваффе благополучно, но уже спустя два месяца судьба сделала англичанам новый «подарок». 13 июля 1944 г. в 04.30 на английском аэродроме в Вудбридже (Woodbridge), графство Саффолк, неожиданно приземлился Ju-88G-6 W.Nr.712273 «4R+UR», который пилотировал обер-ефрейтор Ханс Мёкле (Hans Mackle) из 7./NJG2. Он поднялся с аэродрома Волкел (Volkel), расположенного в Голландии, чтобы совершить патрульный полет над Северным морем. Вскоре у него вышли из строя навигационные приборы, и Мёкле вместо того, чтобы повернуть к голландскому побережью, направился в сторону Англии. Когда у него уже практически закончилось горючее, он увидел огни аэродрома в Вудбридже и, приняв его за немецкий аэродром в Венло, спокойно совершил там посадку.
Некомпетентность Мёкле обошлась ночной истребительной авиации Люфтваффе очень дорого. В руки англичан, наконец, попали бортовой радар FuG220 «Lichtenstein» SN-2, а также пассивные приводные радиостанции FuG350 «Naxos Z» и FuG227 «Flensburg», которые соответственно улавливали сигналы английской радиолокационной системы слепого бомбометания H2S и сигналы английских радаров «Моника» («Monica») (Устанавливались в хвостовой части бомбардировщиков и предупреждали пилота о появлении позади немецкого истребителя). В результате англичане, во-первых, смогли внести необходимые изменения в настройку приборов «Serrate», установленных на своих ночных истребителях, чтобы они теперь могли улавливать и сигналы, посылаемые SN-2. Во-вторых, была увеличена длина дипольных отражателей «Window», которые были рассчитаны на старую модель «Лихтенштейна» и которые до этого совершенно не мешали немецким радиооператорам, использовавшим новые радары SN-2 с другой длиной волны посылаемых сигналов. И наконец, в-третьих, англичане демонтировали все свои радары типа «Моника» и существенно ограничили время работы остальных радиопередающих устройств.