Ночные истребители Люфтваффе на Восточном фронте
К 22 июня 1941 г. численность советской дальней бомбардировочной авиации (ДВА) составляла 1332 самолета. В составе 25 полков дальних бомбардировщиков (ДБАП) было 1122 двухмоторных бомбардировщика ДБ-3 и ДБ-3Ф, а в 4 полках тяжелых бомбардировщиков (ТБАП) насчитывалось 210 четырехмоторных бомбардировщиков — 201 ТБ-3 и 9 ТБ-7 (В 1942 г. эти самолеты получили обозначение Пе-8). Хотя это и была значительная сила, командование Люфтваффе первоначально не видело никакой необходимости направлять на Восточный фронт ночные истребители. Даже после того, как в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. 6 бомбардировщиков ДБ-3Т из состава 1-го минно-торпедного полка (МТАП) авиации Балтийского флота во главе с полковником Е. Преображенским, поднявшись с аэродрома на о. Сааремаа у входа в Рижский залив, совершили налет на Берлин (Провести налет на Берлин еще в июле 1941 г. предложил командующий ВВС КБФ генерал-лейтенант С. Жавороноков. Согласно разработанному им плану в налете должны были участвовать все бомбардировщики ВВС КБФ, однако Сталин разрешил использовать для этого только 2 эскадрильи 1-го МТАП. 30.07.1941 г. на аэродроме Беззаботное, где базировался 1-й МТАП, началась подготовка. Для участия в налете на Берлин были отобраны наиболее опытные экипажи, при этом их всех изолировали в специальной закрытой зоне, чтобы исключить любые контакты с посторонними. Ночью 04/05.08.1941 г. 15 ДБ-3Т перелетели на аэродром Кагул на острове Сааремаа (Озель). Это был единственный аэродром, откуда ДБ-3Т могли еще долететь до Берлина и вернуться, имея при этом резерв топлива на 25 минут полета. 07.08.1941 г. в 21.00 оттуда в воздух поднялись 13 бомбардировщиков, каждый из них нес две 100-кг зажигательные бомбы и шесть 100-кг осколочных бомб. После трех часов полета на высоте около 5500 метров 6 ДБ-3Т во главе с полковником Преображенским достигли Берлина, остальные сбились с курса и были вынуждены сбросить бомбы на запасные цели. Интересно, что немецкая противовоздушная оборона зафиксировала над Берлином только один советский бомбардировщик, который вскоре был захвачен лучами прожекторов и сбит зенитной артиллерией. По советским же данным, единственный потерянный в ту ночь ДБ-3Т разбился уже при посадке на плохо освещенный аэродром), оно не предприняло никаких дополнительных оборонительных мер, считая, что зенитная артиллерия может самостоятельно справиться с налетами советской авиации.
В принципе для этого были свои основания, так как налеты одиночных самолетов ВВС КБФ и ДВА не могли принести никакого значительного материального ущерба. Всего с 7 августа до 5 сентября 1941 г., т.е. до того момента, когда советские войска оставили остров Сааремаа, ДБ-3Т из 1-го МТАП 10 раз летали бомбить Берлин. При этом из 86-ти самолетов цели смогли достичь только 33 (Пятерым пилотам 1-го МТАП, и в т.ч. командиру полка полковнику Преображенскому, за налеты на Берлин было присвоено звание Героев Советского Союза. Такое же звание получили и пять пилотов из 200 ДБАП). В этот же период 9 налетов на Берлин выполнили и самолеты ДВА, в каждом из которых участвовало по 12 ДБ-3 из 200 ДБАП. Берлина смогли достичь 55 бомбардировщиков, два ДБ-3 разбились при взлете из-за превышения максимальной взлетной массы, а остальные сбились с курса или из-за различных технических проблем были вынуждены повернуть к другим целям. Всего до 5 сентября 1941 г. бомбардировщики ДБА сбросили на Берлин, Кенигсберг, Штеттин (Щецин), Данциг (Гданьск) и Свинемюнде (Свиноуйсьце) 21,5 тонны бомб. При этом в ходе налетов на Берлин три ДБ-3 были сбиты немецкой зенитной артиллерией и только один — ночным истребителем (Он был на счету лейтенанта Рудольфа Алтендорффа (Rudolf Altedorff) из 3./NJG3. Всего на счету Алтендорффа было 29 побед, из них 25 ночных).
Зимой 1941—42 г. ситуация на Восточном фронте начала постепенно меняться. Если налеты советских дальних бомбардировщиков на территорию Германии по-прежнему несильно волновали руководство Люфтваффе (Летом 1942 г. самолеты ДБА выполнили всего 212 боевых вылетов над Германией и Восточной Пруссией), то значительно возросшее количество ночных вылетов советской авиации в прифронтовой полосе и ближнем тылу стало приносить серьезные проблемы. В феврале 1942 г. в район Смоленска была переброшена 2./NJG3 во главе с гауптманом Бохмелем (Bohmel), но уже в марте ее отозвали обратно в Германию. Поскольку других специальных частей ночных истребителей на Восточном фронте больше не было, свои силы в ночных перехватах стали пробовать отдельные пилоты дневных истребителей. Не имея опыта ночных полетов, они в основном действовали только лишь ясными, лунными ночами. Так, летом 1942 г. в ходе ночных вылетов в районе Волхова особенно отличились пилоты JG54. Обер-лейтенант Гюнтер Финк (Giinther Fink) (Погиб 15.03.1943 г., когда его Bf-109G-4 был сбит в бою с В-17 в районе о. Гельголанд. Всего на его счету было 56 побед) сбил 9 самолетов, лейтенант Эрвин Лейкауф (Erwin Leykauf) (Всего к концу войны на его счету было 33 победы) одержал 8 ночных побед, причем 6 из них ночью с 22 на 23 июня 1942 г. На счету лейтенанта Ханса-Иоахима Хейера (Hans-Joachim Heyer) (Погиб 09.11.1942 г, когда его Bf-109G-2 в ходе боя в районе г. Городок Тверской обл. столкнулся со сбитым советским истребителем. Всего на его счету было 53 победы.) было 6 самолетов, а на счету обер-лейтенанта Фейзе (Feise) два. Даже экипажи Не-111 пытались перехватывать по ночам советские самолеты. Так, унтер-офицер Арнольд Дёринг (Arnold Coring) (Позднее перешел в ночную истребительную авиацию. Всего к концу войны на счету лейтенанта Дёринга было 23 победы, из них 13 он одержал ночью. 04.03.1945 г. после операции «Гизела» он был представлен к Рыцарскому Кресту, но до конца войны так и не узнал, был ли он им награжден. В 1965 г. в архиве были обнаружены документы о том, что 17.04.1945 г. Дёринг все-таки был награжден Рыцарским Крестом, и спустя 20 лет после окончания войны он был ему вручен) из 9./KG53 летом 1942 г. в районе Сталинграда смог сбить три ТБ-3.
Командование Люфтваффе не могло долго закрывать глаза на необходимость присутствия на Восточном фронте ночных истребителей, и потому в августе 1942 г. туда для ознакомления с ситуацией был направлен командир NJG1 оберст Вольфганг Фальк. По результатам его поездки было решено, что перебрасывать из Германии на Восточный фронт подразделения ночных истребителей нецелесообразно, поскольку их можно сформировать прямо там. И в ноябре 1942 г. при всех трех воздушных флотах Люфтваффе, действовавших на Восточном фронте, были созданы отдельные звенья ближних ночных истребителей (Nahnachtjagdschwarm, сокр. NNJSchw). При 1-м воздушном флоте было сформировано NNJSchw Lftl, оснащенное самолетами Bf-110, Do-17 и Ju-88, при 4-м воздушном флоте на базе нескольких Bf-110 из 10./ZG1 было создано NNJSchw Lft4, a при т.н. командовании Люфтваффе «Дон» (Luftwaftenkommando Don) (Было сформировано 26.08.1942 г. в Харькове на базе 1-го авиакорпуса и предназначалось для поддержки армейской группы «Дон». 17.02.1943 г. было обратно переименовано в 1-й авиакорпус) - NNJSchw Don (Позднее было переименовано в NNJSchw. Lft6), имевшее на вооружении Ju-88 и Не-111.
Однако этого оказалось мало, и в начале 1943 г. все-таки было принято решение перебросить на Восток отдельные подразделения ночных истребителей, и в январе 1943 г. на аэродром Инстенбург в Восточной Пруссии прибыли 10. и 11./NJG5. В мае 1943 г. при т.н. командовании Люфтваффе Ост (Luftwaffenkommando Ost) (Было сформировано 01.04.1942 г. в Смоленске на базе 5-го авиакорпуса. 06.05.1943 г. на его основе был сформирован 6-й воздушный флот) на базе 12./ZG1 было создано еще одно звено ночных истребителей — NNJSchw Ost, пилоты которого летали на Bf-109, Bf-110, Do-17, Ju-88 и He-111.
В течение апреля - июня 1943 г. малочисленные NNJSchw. Lft4 и NNJSchw. Lft6 сбили в районе Орёл - Брянск более 30 советских бомбардировщиков. Наиболее результативными пилотами были гауптман Вольфганг Шнеевейс (Wolfgang Schneeweis) (Пропал без вести (погиб) ночью 28/29.07.1943 г.) из NNJSchw. Lft6, одержавший 17 побед, и обер-фельдфебель Энгельберт Хейнер (Engelbert Heiner) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в боях в Испании. Затем летал на бомбардировщике в составе 9./KG27 и 09.12.1942 г. был награжден Рыцарским Крестом. Погиб ночью 18/19.03.1945 г. Всего на его счету было 15 ночных побед) из NNJSchw. Lft4, на счету которого было 11 побед. В июне 1943 г. отличились и пилоты 10./ZG1, которые, действуя совместно в прожекторными частями, в ходе ночных вылетов над Керченским полуостровом сбили 28 советских самолетов. При этом 21 победа была на счету оберфельдфебеля Йозефа Коциока (Josef Kociok) (Он погиб ночью 26/27.09.1943 г. в районе Керчи, когда его Bf-110 столкнулся со сбитым советским самолетом. Коциок успел выпрыгнуть на парашюте, но тот не открылся. Посмертно ему было присвоено звание лейтенанта. На его счету было еще 12 дневных побед, кроме того, он уничтожил на земле 15 самолетов, 5 танков и свыше 200 автомобилей), который в течение одной ночи сбил сразу 4 По-2 из состава женского 558 НБАП.
Не зря среди достижений Коциока отдельно упоминаются четыре сбитых По-2. Эти бипланы вместе с аналогичными самолетами Р-5, использовавшиеся в качестве легких ночных бомбардировщиков, приносили очень много неприятностей немцам. Они имели небольшую скорость и летали на очень малых высотах, вследствие чего бортовыми радарами их было очень трудно засечь. Для того чтобы атаковать и сбить По-2, например, пилоты 12./NJG5, летавшие на Ju-88 и Do-217, вынуждены были почти до предела убирать газ, выпускать закрылки, а иногда и выпускать шасси, таким образом снижая скорость своего самолета приблизительно до 200 км/ч. При этом, если Ju-88 еще можно было управлять на такой маленькой скорости, то Do-217 едва можно было удержать на нужном курсе (По мнению того же Фалька, наилучшим самолетом для борьбы с По-2 и Р-5 могли бы стать FW-58, но до практического осуществления этого предложения дело так и не дошло. Для тех же целей предлагалось использовать и бомбардировщик Не-111, для чего в его носовой части планировалось установить четыре 20-мм пушки MG FF, подфюзеляжный контейнер с четырьмя 7,92-мм пулеметами MG17 и еще два контейнера со спаренными 7,92-мм пулеметами WB81Z на подкрыльевых пилонах). Даже когда ночной истребитель выходил в позицию для атаки и открывал огонь, это еще не значило, что По-2 будет сбит. Снаряды могли просто пробить насквозь его полотняную обшивку, не причинив особого вреда, поэтому, чтобы наверняка сбить эту «швейную машинку» (Двигатель По-2 издавал лишь несильное тарахтенье, из-за которого немцы и прозвали их «швейными машинками» («Nahmaschinen»). Всего в течение 1929—49 гг. было изготовлено 32711 самолетов У-2/По-2), надо было попасть в двигатель или в пилота.
Летом 1943 г. командование вермахта запланировало крупное наступление в районе т.н. Курской дуги, для чего в том районе начали создаваться склады боеприпасов и хранилища топлива. Все это требовалось обезопасить от ночных налетов советских бомбардировщиков, но силы NNJSchw. Lft6 были слишком малы для выполнения этой задачи, и 26 июня командир 12-го авиакорпуса генерал Каммхубер получил приказ направить в тот район группу ночных истребителей. Самой подходящей для этого была IV./NJG5 во главе с гауптманом Генрихом цу Сайн-Витгенштейном, чьи пилоты уже имели опыт борьбы с советскими бомбардировщиками.
В конце июня 10. и 12./NJG5 во главе с Витгенштейном были переброшены из Восточной Пруссии на аэродромы в Брянске и Орле. При помощи пяти РЛС «Вюрцбург-Гигант», установленных на специальных железнодорожных платформах (Всего в Люфтваффе было 9 таких «железнодорожных» РЛС), были организованы зоны «Himmelbett». Действия пилотов 10. и 12./NJG5 в районе Курска оказались успешными, на их счету было 49 ночных побед, при этом 28 из них одержал гауптман Витгенштейн. Поэтому, когда немецкое наступление на Курской дуге окончательно провалилось, командование Люфтваффе решило оставить 10. и 12./NJG5 на Восточном фронте. В июле 1943 г. для координации действий ночных истребителей на Восточном фронте был создан т.н. передовой пост управления «Восток» (Aussenstelle «Ost»). Разбившись на отдельные звенья, истребители 10. и 12./NJG5 действовали в районе Брянск — Смоленск и Полтава — Сталине (Ныне г. Донецк).
1 августа 1943 г. в Брянске на основе 10./NJG5, 10./ZG1 и 12./ZG1 была сформирована I./NJG100 под командованием гауптмана Генриха цу Сайн-Витгенштейна. 17 августа на Восточном фронте были сформированы еще 5 эскадрилий ночных истребителей. На аэродроме Дно в Псковской области на базе NNJSchw Lftl была создана 1./NJG200, в Орше на базе 8 Bf-110 из 10./ZG1 - 4./NJG200, в Николаеве на базе NNJSchw Lft4 -5./NJG200, в Смоленске на базе NNJSchw Lft6 - 7./NJG200, и, наконец, в Сталине была сформирована 8./NJG200 (В декабре 1943 г. была переименована в 4./NJG100). На основе I./NJG100 и этих 5 эскадрилий в дальнейшем предполагалось сформировать две эскадры — NJG100 и NJG200, но эти планы так и не были реализованы.
Ночные истребители по-прежнему действовали отдельными звеньями. При этом, если пилоты NJG100 использовали тактику «Himmelbett», получая необходимые данные с передвижных наземных РЛС, то пилоты NJG200 придерживались тактики «Hehaja», действуя совместно с прожекторными частями. Надо заметить, что ситуация для NJG200 осложнялись еще и тем, что совершать боевые вылеты над линией фронта она могла только с 23.00 по 24.00, так как в другое время немецкие зенитные батареи стреляли во все что летает. В августе 1943 г. истребители штабного звена I./NJG100, 1. и 3./NJG100 патрулировали между Брянском и Смоленском. Дальше на север были созданы две «Himmelbett» зоны вокруг Витебска и Невеля. 2./NJG100 действовала на южном фланге в районе Полтава — Сталине. Таким образом, расстояние между самым северным звеном и самым южным звеном I./NJG100 было около 1000 км по прямой линии.
В течение августа 1943 г. немецкие ночные истребители сбили еще 41 советский самолет, кроме того, 17 побед не были официально подтверждены. Все эти победы были одержаны всего 14 пилотами. Наиболее успешными среди них, помимо Витгенштейна, были гауптман Ульрих фон Мейен (Ulrich von Meien) (Всего на его счету было 9 побед), гауптман Алоиз Лехнер (Alois Lechner) (Командир I./NJG100 майор Лехнер пропал без вести (погиб) 23.02.1944 г., после того как его самолет был подбит зенитным огнем. Всего на его счету было 45 побед, из них 7 в течение ночи 27/28.10.1943 г.), гауптман Рудольф Шенерт, гауптман Курт Бонов (После гибели майора Лехнера до мая 1944 г. он исполнял обязанности командира 1./NJG100. 04.09.1944 г. майор Бонов был назначен командиром вновь сформированного т.н. Erprobungskommando 388, предназначенного для испытаний самолета Ju-388. 13.02.1945 г. в авиакатастрофе погиб командир Erprobungskommando 234 гауптман Биспинг, и Бонов был назначен на его место. Это командование, известное также, как «Sonderkommando Bonow», занималось испытаниями реактивных Аг-234В. Всего на счету Курта Бонова было 10 ночных побед), обер-лейтенант Йозеф Пютцкухл (Josef Putzkuhl) (Всего на его счету было 26 побед. В июле 1944 г. в ходе 3-х вылетов он сбил 12 советских самолетов, в т.ч. 6 в течение ночи 05/06.07.1944 г.) и фельдфебель Руди Дюдинг (Rudi Diiding) (Всего на его счету было 18 побед).
С наступлением осени общее количество ночных вылетов советской авиации значительно сократилось, в то время как немецкие ночные истребители продолжали регулярно подниматься в воздух, ведя поиск. Поскольку советские самолеты не имели и потому совершенно не использовали никаких радиоэлектронных систем навигации, бомбометания или опознавания, сигналы от которых можно было бы засечь, то практически единственным средством найти их ночью оставались наземные РЛС и квалификация пилота. Ночные вылеты на Восточном фронте требовали от пилотов ночных истребителей прежде всего терпения и умения ждать. Быть может, поэтому ни в каких других частях Люфтваффе не было так много бывших летчиков-испытателей и бывших пилотов авиакомпании «Люфтганза», как в составе NJG100 и NJG200. Они не имели того безрассудства, с которым летали молодые пилоты, но зато обладали огромным опытом и летным мастерством.
Постепенно образовалась большая диспропорция между числом вылетов, совершенных ночными истребителями, и количеством одержанных ими побед. Она стала предметом постоянной критики со стороны командования Люфтваффе, которое совершенно не представляло себе специфики ночных действий на Восточном фронте и не понимало истинных потребностей ночных истребителей, действовавших там. И подтверждений этому было немало. Так, например, в NJG100 были направлены истребители Do-217, практически непригодные для борьбы с тихоходными По-2, в то время как регулярные запросы на переоборудование в ночные истребители самолетов FW-189 игнорировались.
В феврале 1944 г. советские бомбардировщики начали совершать налеты на цели на побережье Балтийского моря, в т.ч. на Ригу, Таллин и Хельсинки. Поэтому в Прибалтику на помощь 1./NJG200 под командование обер-лейтенанта Вольфганга Янка (Wolfgang Jank) (Всего на его счету было 11 побед) была переброшена 4./NJG100, а для поддержки ее действий в Ботнический залив прибыл специальный корабль радиолокационного наблюдения «Того» («Togo»). И результат не заставил себя долго ждать, особенно успешной для Bf-110 из 4./NJG100 и немецкой зенитной артиллерии стала ночь 23 марта, когда в районе Таллина они сбили сразу 23 Ил-4 (В 1942 г. бомбардировщики ДБ-3Ф получили обозначение Ил-4), при этом четыре бомбардировщика были на счету гауптмана Теодора Беллингхаузена (Theodor Bellinghausen) (С мая по 08.07.1944 г. был командиром 1./NJG100. Всего на его счету было 7 побед). Довольно успешно действовала и 5./NJG200, базировавшаяся на южном фланге Восточного фронта в Николаеве. Ее пилоты, выполняя дальние ночные перехваты над Чёрным морем и Крымом, одержали в мае 1944 г. свою 30 победу.
Весной 1944 г. начались массированные дневные налеты на румынские нефтяные месторождения в районе Плоешти, и командование Люфтваффе ожидало такого усиления и ночных налетов. Поэтому 27 июня в дополнение к IV./NJG6, действовавшей в Румынии, Болгарии и Венгрии, в г. Ниш в Сербии была сформирована II./NJG100 во главе с гауптманом Ульрихом фон Мейеном. В состав группы вошли три эскадрильи: 4-я была сформирована на базе 8./NJG200 еще в декабре 1943 г., а 5-я и 6-я были созданы в мае 1944 г. соответственно на основе 1./NJG200 и 4./NJG200. Однако оказалось, что англичане не собирались совершать ночные налеты на район Плоешти. В результате ночным истребителям из IV./NJG6 и I1./NJG200 пришлось действовать днем, неся при этом большие потери в боях с американскими истребителями, сопровождавшими свои бомбардировщики.
В начале лета 1944 г. на ремонтном заводе фирмы «Люфтганза» в Вернёхене в ночные истребители, наконец, было переоборудовано несколько FW-189 и FW-58. На них были установлены бортовые РЛС FuG212 и 20-мм пушки MG151 «Schrage Musik». Эти самолеты были направлены в NJG100, но подробностей об их участии в боях неизвестно. Летом 1944 г. в районе Либау (Лиепая) в качестве ночных истребителей даже использовались гидросамолеты Аг-196А с тяжелого крейсера «Принц Евгений» («Prinz Eugen»).
Всего в 1944 г. ночные истребители 1-го воздушного флота совершили 436 боевых вылетов, не потеряв ни одного самолета, а истребители 4-го воздушного флота выполнили 621 вылет, потеряв 19 самолетов. Однако самыми активными были истребители 6-го флота, действовавшие в центральном секторе Восточного фронта. Они совершили 1731 боевой вылет, и при этом их потери составили 16 самолетов.
В последние месяцы войны ночные истребители на Восточном фронте использовались также для нанесения штурмовых ударов по автодорогам и железнодорожным путям, для доставки боеприпасов и продовольствия окруженным частям. В начале мая 1945 г. оставшиеся самолеты NJG100 перелетели на аэродромы на западе Германии и сдались в плен американцам. Последний истребитель из II./NJG100 совершил посадку в Лехфельде 7 мая, при этом на нем, к большому удивлению американцев, поверх немецких опознавательных знаков были нарисованы почему-то четырехконечные белые звезды.
Всего с 1 августа 1943 г. и до конца войны ночные истребители NJG100 одержали на Восточном фронте 510 подтвержденных побед. 30 пилотов имели на своем счету 9 и более побед, а самым результативным стал обер-лейтенант Густав Франкци (Gustav Francsi), сбивший 56 советских самолетов.