Фридрих-Карл Мюллер (Friedrich-Karl Muller)

 

 

Фридрих-Карл Мюллер родился 4 декабря 1911 г. в Зульцбахе (Sulzbach).

С 1937 г. работал в авиакомпании «Люфтганза» в качестве пилота пассажирских самолетов Ju-86 и Ju-52.

В сентябре 1939 г. во время боевых действий в Польше Мюл­лер летал в составе 5./KGrzbV172 (Сформирована 26.08.1939 г. на аэродроме Берлин-Темпельхоф. В ноябре 1939 г. была распущена. Заново сформирована в феврале 1941 г., но уже в июне 1941 г. была снова распущена), а затем с февраля 1940 г. он был инструктором по «слепым» полетам в авиашколе.

20 апреля 1943 г. на аэродроме Штаакен в районе Берлина было создано т.н. Nachtjagd-Versuchskommando во главе с май­ором Хайо Херрманом. Это командование предназначалось для отработки на практике тактики действий одномоторных ис­требителей при ночных перехватах, которая позднее получила название «Wilde Sau». Первоначально в него Херрман отобрал 8 пилотов, имевших опыт «слепых» полетов по приборам, сре­ди которых был и обер-лейтенант Мюллер.

Свой первый боевой вылет пилоты Nachtjagd-Versuchs­kommando выполнили в ночь с 3 на 4 июля 1943 г., и Мюл­лер первым из них одержал победу, сбив в 01.28 в районе Кёльна «Галифакс». Всего в ту ночь на счет Nachtjagd-Versuchskommando было записано 6 побед.

В ночь с 17 на 18 августа 1943 г. 596 английских бомбарди­ровщиков совершили налет на немецкий ракетный центр на острове Пеенемюнде. В 23.00 17 августа немецкие радары даль­него радиуса действий «Freya» засекли бомбардировщики, когда те еще находились над английским побережьем. В 23.30 с аэродрома Сент-Тронд в Бельгии поднялись 13 Bf-110G из II./NJG1. В течение последующих 20 минут в воздух поднялись остальные истребители NJG1.

Однако командование Люфтваффе пока еще не знало цели английских бомбардировщиков, но, прежде всего, под особый контроль взяло район Берлина. Майор Хайо Херрман вспоми­нал: «Я говорил с Вейзе (Генерал-оберст Хуберт Вейзе (Hubert Weise) возглавлял «Боевое командование Люфтваффе «Центр» (Luftwaffenbefehlshalber Mitte), кото­рое было сформировано 23.04.1941 г. на базе 1-го зенитного корпуса (l.Flakkorps). Его штаб располагался в берлинском районе Ванзее (Berlin-Wansee). Летом 1943 г. в подчинение у Вейзе были 12-й авиакорпус, 10-я авиадивизия, 30-я истребительная авиадивизия, а также 1-е, 3-е, 6-е и 8-е территориальные командования Люфтваффе (Luftgau-Kommando I, 111, VI.VIII). 05.02.1944 г. на базе Luftwaffenbefehlshalber Mitte был сфор­мирован воздушный флот «Рейх»), когда самолеты еще были над Север­ным морем. Первоначально рисовался широкий круг целей — Гам­бург, Любек... Ночь была слишком коротка, и в первые минуты я не думал о Берлине, а уж тем более о Пеенемюнде. Я слышал, что там расположен испытательный аэродром, но о проводив­шихся испытаниях ракет почти ничего не знал. Я снова разгова­ривал с Берлином, когда бомбардировщики достигли Дании. Было решено, что, по-видимому, все-таки их целью является Берлин. Я получил приказ направить все силы к Берлину, но так, чтобы они могли взять курс и на другую цель».

Англичане действительно запланировали провести в ту ночь налет на Берлин, но он носил отвлекающий характер. В тот момент, когда основные силы англичан были еще над Данией, над Берлином появились 8 «Москито» из 139 Sqdn. RAF. Са­молеты, летевшие на разных высотах, несли по три 500-кг бом­бы, а также несколько десятков упаковок с дипольными отра­жателями «Window».

Командование Люфтваффе приняло появившиеся самоле­ты за начало мощного налета. Все 89 зенитных батарей, нахо­дившихся вокруг Берлина, открыли огонь, выпустив в общей сложности 11774 снаряда (На «Москито» капитана Кремптона (Crampton) осколками зенит­ного снаряда был поврежден правый двигатель. Тем не менее, он сумел «дотя­нуть» до Англии, преодолев 700 км. Во время посадки на аэродром Свентон Морлей (Swanton Morley) самолет потерпел аварию и Кремптон получил ране­ние головы. Еще один «Москито» лейтенанта Кука (A.S. Cooke) и сер­жанта Диксона (D.A.H. Dixon) был в 25 км от Берлина сбит FW-190A фельдфебеля Хакеньоса (Hakenjosa) из JG300). «Москито» сделали свое дело, и в

23.35 командование 1-й истребительной авиадивизии прика­зало всем своим ночным истребителям сконцентрироваться в районе Берлина. В течение следующих 35 минут немецкие ночные истребители барражировали вокруг столицы в поис­ках вражеских бомбардировщиков.

Тем временем англичане атаковали испытательный центр в Пеенемюнде. Почти одновременно штаб 1-й истребительной авиадивизии был буквально засыпан радиограммами с истре­бителей, которые видели, что происходит к северу от них. На­земные операторы наведения, имевшие приказ организовать оборону Берлина, не могли взять на себя ответственность и перенацелить истребители на Пеенемюнде, хотя до него от Бер­лина было всего 20 минут лета. Учитывая полную пассивность наземных операторов, некоторые пилоты самостоятельно по­вернули на север в сторону Пеенемюнде.

Одним из них был обер-лейтенант Мюллер: «Кружа в воз­духе южнее Берлина, я увидел множество лучей прожекторов, появившихся в небе вдали на севере. Посчитал, что это в районе Ораниенбурга. Я знал, что там находится большой авиазавод, и подумал, что он и есть цель налета. Я полетел от Берлина на север.

Надо отметить, что той ночью была хорошая видимость, небо было безоблачное, а в свете от полной луны можно было читать газету... Я летел курсом 10 на высоте 6000 метров. Меня удивило то, что, летя в направлении лучей прожекторов, я так к ним и не приблизился. Я пролетел над Ораниенбургом и в течение 20 — 25 минут продолжал лететь дальше. Попробовал на радио вызвать «Беролину» («Berolina») (Кодовое название пункта управления в Берлине), но не получил отве­та. Установил радиоконтакт с «Хеубергом» («Heuberg») (Кодовое название пункта управления в Мюнстере), слыши­мость была хорошая. Вскоре в районе Свинемюнде (Swinemunde) (Ныне г. Свиноуйсьце, Польша) я увидел лучи прожекторов противовоздушной обороны.

Я пересек побережье Балтийского моря к западу от Свине­мюнде. «Хеуберг» сообщил, что тяжелые вражеские бомбардировщики с высоты 6000 метров атакуют цель на побережье. Одна­ко на этой высоте их не было, я обнаружил их гораздо ниже, на высоте 1500 — 2000 метров. Сразу же связался с «Хеубергом»: «На высоте 6000 метров нет ни одного бомбардировщика. Они атакуют с высоты от 1500 до 200 метров». Я повторил свое сообщение несколько раз, и «Хеуберг» послал все истребители, которые еще имели запас топлива, к западу от Свинемюнде».

Всего в районе Пеенемюнде появилось от 30 до 35 немец­ких ночных истребителей, которые сразу же атаковали англи­чан. Мюллер вспоминал:

«Я обнаружил около 50 бомбардировщиков и немедленно атаковал. Я выбрал «Ланкастер». Разумеется, его хвостовой стрелок дал в мою сторону несколько очередей. Первый раз он попал мне в кок винта, а потом отстрелил кусок капота двига­теля. Атака была скоротечной, пилот «Ланкастера» даже не пытался уклониться. Я попытался попасть в топливные баки, находившиеся между двигателями на правом крыле. Вероятно, я повредил оба двигателя, так как оба винта замедлили вращение и самолет начал валиться вправо. Даже уменьшив обороты ле­вых двигателей, пилот уже не мог удержать самолет на пре­жней высоте. Я не видел, чтобы кто-нибудь выпрыгнул на пара­шюте, но заметил, как самолет совершил посадку на воду в нескольких метрах от берега, подняв фонтан брызг.

Повернув обратно к цели, я обнаружил следующего «Ланкас­тера». Атакую. На этот раз хвостовой стрелок оказался либо не очень хорошо обученным, либо он очень нервничал. Его первая очередь прошла с левой стороны от меня, потом, повернув свою башенку, он дал еще одну очередь, но она прошла справа. Тем временем от моих попаданий на правом крыле бомбардировщика появилось пламя, спустя минуту оно оторвалось и самолет начал беспорядочно падать. Я снова не видел ни одного парашюта, вы­прыгнуть в этом случае из самолета очень трудно. Самолет упал в море».

Всего в районе между Пеенемюнде и Штральзундом не­мецкие ночные истребители в течение 50 минут сбили 28 бом­бардировщиков, потеряв при этом 5 самолетов. Затем уже над Данией английские бомбардировщики снова были атакованы ночными истребителями и потеряли еще 13 самолетов. Всего же в ходе налета на Пеенемюнде англичане потеряли 23 «Лан­кастера», 16 «Галифаксов» и 2 «Стерлинга», т.е. 6,7% от общего числа самолетов, принимавших участие в налете (Если бы наземные операторы наведения вовремя сориентирова­лись в обстановке и направили в Пеенемюнде все ночные истребители, то потери англичан, вероятно, были бы гораздо большими). Потери Люфтваффе составили 12 машин — 8 Bf-110, 2 Fw-190, Do-217 и Bf-109.

После сформирования JG300 Мюллер был назначен на дол­жность офицера по техническому обеспечению.

В ночь с 22 на 23 октября 1943 г. 569 «Ланкастеров» и «Галифаксов» совершили налет на Кассель. Истребители из JG300 участвовали в отражении этого налета. Во время ата­ки бомбардировщиков Bf-109G-6 гауптмана Мюллера полу­чил несколько попаданий. Двигатель «Мессершмитта» заго­релся, и Мюллер, получивший легкое ранение, был вынужден выпрыгнуть на парашюте. Всего же в ту ночь англичане по­теряли 43 бомбардировщика.

В конце ноября 1943 г. гауптман Мюллер был назначен командиром 1./JG300. К концу 1943 г. на его счету было уже 19 побед.

В феврале 1944 г. он был назначен командиром l./NJGr10, которая была оснащена самолетами Bf-109G и FW-190A. 24 мая Мюллер сбил над Голландией английский «Москито». Это был первый подобный самолет, сбитый пилотом, летав­шим на FW-190. До этого момента ночным истребителям Люфт­ваффе удалось сбить всего 7 «Москито», при этом 4 из них были сбиты пилотами, летавшими на Bf-110, два — на Не-219, и один — пилотом Bf-109.

27 июля 1944 г. гауптман Мюллер был награжден Рыцар­ским Крестом. В ночь с 23 на 24 августа 1944 г. в бою над Берлином он сбил сразу 3 английских бомбардировщика.

Всего же к концу войны командир 1./NJG11 гауптман Мюл­лер совершил 52 боевых вылета и сбил 30 самолетов, из кото­рых 29 были четырехмоторными бомбардировщиками.

 

Иллюстрации
01.jpg
01.jpg
02.jpg
02.jpg
03.jpg
03.jpg
04.jpg
04.jpg