Фридрих-Карл Мюллер (Friedrich-Karl Muller)
Фридрих-Карл Мюллер родился 4 декабря 1911 г. в Зульцбахе (Sulzbach).
С 1937 г. работал в авиакомпании «Люфтганза» в качестве пилота пассажирских самолетов Ju-86 и Ju-52.
В сентябре 1939 г. во время боевых действий в Польше Мюллер летал в составе 5./KGrzbV172 (Сформирована 26.08.1939 г. на аэродроме Берлин-Темпельхоф. В ноябре 1939 г. была распущена. Заново сформирована в феврале 1941 г., но уже в июне 1941 г. была снова распущена), а затем с февраля 1940 г. он был инструктором по «слепым» полетам в авиашколе.
20 апреля 1943 г. на аэродроме Штаакен в районе Берлина было создано т.н. Nachtjagd-Versuchskommando во главе с майором Хайо Херрманом. Это командование предназначалось для отработки на практике тактики действий одномоторных истребителей при ночных перехватах, которая позднее получила название «Wilde Sau». Первоначально в него Херрман отобрал 8 пилотов, имевших опыт «слепых» полетов по приборам, среди которых был и обер-лейтенант Мюллер.
Свой первый боевой вылет пилоты Nachtjagd-Versuchskommando выполнили в ночь с 3 на 4 июля 1943 г., и Мюллер первым из них одержал победу, сбив в 01.28 в районе Кёльна «Галифакс». Всего в ту ночь на счет Nachtjagd-Versuchskommando было записано 6 побед.
В ночь с 17 на 18 августа 1943 г. 596 английских бомбардировщиков совершили налет на немецкий ракетный центр на острове Пеенемюнде. В 23.00 17 августа немецкие радары дальнего радиуса действий «Freya» засекли бомбардировщики, когда те еще находились над английским побережьем. В 23.30 с аэродрома Сент-Тронд в Бельгии поднялись 13 Bf-110G из II./NJG1. В течение последующих 20 минут в воздух поднялись остальные истребители NJG1.
Однако командование Люфтваффе пока еще не знало цели английских бомбардировщиков, но, прежде всего, под особый контроль взяло район Берлина. Майор Хайо Херрман вспоминал: «Я говорил с Вейзе (Генерал-оберст Хуберт Вейзе (Hubert Weise) возглавлял «Боевое командование Люфтваффе «Центр» (Luftwaffenbefehlshalber Mitte), которое было сформировано 23.04.1941 г. на базе 1-го зенитного корпуса (l.Flakkorps). Его штаб располагался в берлинском районе Ванзее (Berlin-Wansee). Летом 1943 г. в подчинение у Вейзе были 12-й авиакорпус, 10-я авиадивизия, 30-я истребительная авиадивизия, а также 1-е, 3-е, 6-е и 8-е территориальные командования Люфтваффе (Luftgau-Kommando I, 111, VI.VIII). 05.02.1944 г. на базе Luftwaffenbefehlshalber Mitte был сформирован воздушный флот «Рейх»), когда самолеты еще были над Северным морем. Первоначально рисовался широкий круг целей — Гамбург, Любек... Ночь была слишком коротка, и в первые минуты я не думал о Берлине, а уж тем более о Пеенемюнде. Я слышал, что там расположен испытательный аэродром, но о проводившихся испытаниях ракет почти ничего не знал. Я снова разговаривал с Берлином, когда бомбардировщики достигли Дании. Было решено, что, по-видимому, все-таки их целью является Берлин. Я получил приказ направить все силы к Берлину, но так, чтобы они могли взять курс и на другую цель».
Англичане действительно запланировали провести в ту ночь налет на Берлин, но он носил отвлекающий характер. В тот момент, когда основные силы англичан были еще над Данией, над Берлином появились 8 «Москито» из 139 Sqdn. RAF. Самолеты, летевшие на разных высотах, несли по три 500-кг бомбы, а также несколько десятков упаковок с дипольными отражателями «Window».
Командование Люфтваффе приняло появившиеся самолеты за начало мощного налета. Все 89 зенитных батарей, находившихся вокруг Берлина, открыли огонь, выпустив в общей сложности 11774 снаряда (На «Москито» капитана Кремптона (Crampton) осколками зенитного снаряда был поврежден правый двигатель. Тем не менее, он сумел «дотянуть» до Англии, преодолев 700 км. Во время посадки на аэродром Свентон Морлей (Swanton Morley) самолет потерпел аварию и Кремптон получил ранение головы. Еще один «Москито» лейтенанта Кука (A.S. Cooke) и сержанта Диксона (D.A.H. Dixon) был в 25 км от Берлина сбит FW-190A фельдфебеля Хакеньоса (Hakenjosa) из JG300). «Москито» сделали свое дело, и в
23.35 командование 1-й истребительной авиадивизии приказало всем своим ночным истребителям сконцентрироваться в районе Берлина. В течение следующих 35 минут немецкие ночные истребители барражировали вокруг столицы в поисках вражеских бомбардировщиков.
Тем временем англичане атаковали испытательный центр в Пеенемюнде. Почти одновременно штаб 1-й истребительной авиадивизии был буквально засыпан радиограммами с истребителей, которые видели, что происходит к северу от них. Наземные операторы наведения, имевшие приказ организовать оборону Берлина, не могли взять на себя ответственность и перенацелить истребители на Пеенемюнде, хотя до него от Берлина было всего 20 минут лета. Учитывая полную пассивность наземных операторов, некоторые пилоты самостоятельно повернули на север в сторону Пеенемюнде.
Одним из них был обер-лейтенант Мюллер: «Кружа в воздухе южнее Берлина, я увидел множество лучей прожекторов, появившихся в небе вдали на севере. Посчитал, что это в районе Ораниенбурга. Я знал, что там находится большой авиазавод, и подумал, что он и есть цель налета. Я полетел от Берлина на север.
Надо отметить, что той ночью была хорошая видимость, небо было безоблачное, а в свете от полной луны можно было читать газету... Я летел курсом 10 на высоте 6000 метров. Меня удивило то, что, летя в направлении лучей прожекторов, я так к ним и не приблизился. Я пролетел над Ораниенбургом и в течение 20 — 25 минут продолжал лететь дальше. Попробовал на радио вызвать «Беролину» («Berolina») (Кодовое название пункта управления в Берлине), но не получил ответа. Установил радиоконтакт с «Хеубергом» («Heuberg») (Кодовое название пункта управления в Мюнстере), слышимость была хорошая. Вскоре в районе Свинемюнде (Swinemunde) (Ныне г. Свиноуйсьце, Польша) я увидел лучи прожекторов противовоздушной обороны.
Я пересек побережье Балтийского моря к западу от Свинемюнде. «Хеуберг» сообщил, что тяжелые вражеские бомбардировщики с высоты 6000 метров атакуют цель на побережье. Однако на этой высоте их не было, я обнаружил их гораздо ниже, на высоте 1500 — 2000 метров. Сразу же связался с «Хеубергом»: «На высоте 6000 метров нет ни одного бомбардировщика. Они атакуют с высоты от 1500 до 200 метров». Я повторил свое сообщение несколько раз, и «Хеуберг» послал все истребители, которые еще имели запас топлива, к западу от Свинемюнде».
Всего в районе Пеенемюнде появилось от 30 до 35 немецких ночных истребителей, которые сразу же атаковали англичан. Мюллер вспоминал:
«Я обнаружил около 50 бомбардировщиков и немедленно атаковал. Я выбрал «Ланкастер». Разумеется, его хвостовой стрелок дал в мою сторону несколько очередей. Первый раз он попал мне в кок винта, а потом отстрелил кусок капота двигателя. Атака была скоротечной, пилот «Ланкастера» даже не пытался уклониться. Я попытался попасть в топливные баки, находившиеся между двигателями на правом крыле. Вероятно, я повредил оба двигателя, так как оба винта замедлили вращение и самолет начал валиться вправо. Даже уменьшив обороты левых двигателей, пилот уже не мог удержать самолет на прежней высоте. Я не видел, чтобы кто-нибудь выпрыгнул на парашюте, но заметил, как самолет совершил посадку на воду в нескольких метрах от берега, подняв фонтан брызг.
Повернув обратно к цели, я обнаружил следующего «Ланкастера». Атакую. На этот раз хвостовой стрелок оказался либо не очень хорошо обученным, либо он очень нервничал. Его первая очередь прошла с левой стороны от меня, потом, повернув свою башенку, он дал еще одну очередь, но она прошла справа. Тем временем от моих попаданий на правом крыле бомбардировщика появилось пламя, спустя минуту оно оторвалось и самолет начал беспорядочно падать. Я снова не видел ни одного парашюта, выпрыгнуть в этом случае из самолета очень трудно. Самолет упал в море».
Всего в районе между Пеенемюнде и Штральзундом немецкие ночные истребители в течение 50 минут сбили 28 бомбардировщиков, потеряв при этом 5 самолетов. Затем уже над Данией английские бомбардировщики снова были атакованы ночными истребителями и потеряли еще 13 самолетов. Всего же в ходе налета на Пеенемюнде англичане потеряли 23 «Ланкастера», 16 «Галифаксов» и 2 «Стерлинга», т.е. 6,7% от общего числа самолетов, принимавших участие в налете (Если бы наземные операторы наведения вовремя сориентировались в обстановке и направили в Пеенемюнде все ночные истребители, то потери англичан, вероятно, были бы гораздо большими). Потери Люфтваффе составили 12 машин — 8 Bf-110, 2 Fw-190, Do-217 и Bf-109.
После сформирования JG300 Мюллер был назначен на должность офицера по техническому обеспечению.
В ночь с 22 на 23 октября 1943 г. 569 «Ланкастеров» и «Галифаксов» совершили налет на Кассель. Истребители из JG300 участвовали в отражении этого налета. Во время атаки бомбардировщиков Bf-109G-6 гауптмана Мюллера получил несколько попаданий. Двигатель «Мессершмитта» загорелся, и Мюллер, получивший легкое ранение, был вынужден выпрыгнуть на парашюте. Всего же в ту ночь англичане потеряли 43 бомбардировщика.
В конце ноября 1943 г. гауптман Мюллер был назначен командиром 1./JG300. К концу 1943 г. на его счету было уже 19 побед.
В феврале 1944 г. он был назначен командиром l./NJGr10, которая была оснащена самолетами Bf-109G и FW-190A. 24 мая Мюллер сбил над Голландией английский «Москито». Это был первый подобный самолет, сбитый пилотом, летавшим на FW-190. До этого момента ночным истребителям Люфтваффе удалось сбить всего 7 «Москито», при этом 4 из них были сбиты пилотами, летавшими на Bf-110, два — на Не-219, и один — пилотом Bf-109.
27 июля 1944 г. гауптман Мюллер был награжден Рыцарским Крестом. В ночь с 23 на 24 августа 1944 г. в бою над Берлином он сбил сразу 3 английских бомбардировщика.
Всего же к концу войны командир 1./NJG11 гауптман Мюллер совершил 52 боевых вылета и сбил 30 самолетов, из которых 29 были четырехмоторными бомбардировщиками.
Иллюстрации | ||||
| ||||