Rambler's Top100

Петер Споден (Peter Spoden)

 

Петер Споден родился в 1921 г. В 1938 г. после окончания гимназии он поступил в технический университет в Ганновере, где изучал аэродинамику.

В октябре 1940 г. Споден начал службу в Люфтваффе. Он первоначально прошел подготовку в качестве пилота Bf-109, но затем был переведен в ночную истребительную авиацию.

1 июня 1943 г. лейтенант Споден прибыл в 5./NJG5. Свой первый боевой вылет он совершил в ночь с 24 на 25 июля 1943 г. во время налета на Гамбург.

Свою первую победу Споден одержал в ночь с 17 на 18 авгу­ста 1943 г., когда около 600 английских бомбардировщиков со­вершили налет на Пеенемюнде. Он вспоминал: «Я взлетел из Пархима и ждал указаний с командного пункта дивизии. Каждый из нас ожидал нападения на Берлин, и, так как это была ясная ночь, мы могли видеть на западе падающие вниз горящие бомбар­дировщики. Ожидая указаний, я поднимался все выше и с большой высоты увидел пожары на севере. Где это точно было, я не знаю, наверное, это могли быть Росток и Штеттин. Видя огни и слу­шая сообщения по радио, я решил самостоятельно повернуть в сторону Гамбурга. Там я увидел бомбардировщики и атаковал один «Ланкастер». Мой самолет еще не имел «Schrage Musik», и я использовал обычные носовые пушки, атакуя снизу вверх. Лучшие пи­лоты нашей группы всегда пытались попадать между двигателя­ми, и я теперь целился туда же — между двигателями на левой плоскости. Я дал длинную очередь, крыло загорелось. Бомбардиров­щик пошел вниз, и я последовал за ним.

Я был так возбужден своей первой победой, что уже ничего вокруг не видел. Я видел, как бомбардировщик врезался в землю. Приземлившись на ближайшем аэродроме в Грейфсвальде, я попро­сил у коменданта аэродрома мотоцикл и поехал к месту катастро­фы. Это было ужасное зрелище — мертвые обгоревшие тела, после этого я никогда больше не бывал на местах падения сбитых бомбар­дировщиков. Был только один спасшийся, и я смог говорить с ним. Это был молодой человек, примерно моего возраста, но он, однако, ничего мне не сказал, кроме своего личного номера, своего звания и фамилии. Это был сержант Спаркс («Ланкастер», сбитый Споденом, входил в состав 44 Sqdn. SAAF, а сержант Билл Спаркс (Bill Sparkes) был бортстрелком в его экипаже. В ту ночь 44 Sqdn. SAAF из 13 «Ланкастеров» потерял 3), после войны он написал мне и сообщил, что успел тогда вовремя выпрыгнуть на парашюте».

В ночь с 22 на 23 августа 1943 г. Споден одержал свою третью победу, но и его Bf-110 над Берлином был подбит хво­стовым бортстрелком со «Стерлинга», который он атаковал вслед за этим. Споден получил тяжелое ранение в верхнюю часть левой голени, при этом у него оказались раздроблены кости. «Мессершмитт» загорелся, и Споден приказал экипажу покинуть его. Когда тяжелораненый Споден выбрался из ка­бины, потоком воздуха его ударило о хвостовое оперение, и он получил дополнительные травмы. Вместе с падающим само­летом Споден пролетел около 1000 метров, прежде чем смог освободиться. Открыв парашют, он сразу же потерял сознание и пришел в себя только уже в берлинском бомбоубежище на Грюневальддамм, 69. Его радиооператор также смог выпрыг­нуть на парашюте, а бортстрелок унтер-офицер Франц Баллвег (Franz Ballweg) погиб.

Раздробленную голень Сподену хирурги спасли, но их при­говор был однозначен — летать он больше не сможет, так как раненая нога стала короче здоровой. Тем не менее, после вы­хода из госпиталя Споден настоял на том, чтобы ему разреши­ли продолжить боевые вылеты, и уже 4 ноября 1943 г. он одер­жал свою четвертую победу.

В ночь с 14 на 15 января 1944 г. около 500 английских бомбардировщиков совершили налет на Брауншвейг. Немец­ким ночным истребителям удалось сбить 36 «Ланкастеров», в т.ч. 11 «патфиндеров». В ту ночь на счету Сподена было 2 бом­бардировщика. В ночь с 27 на 28 января во время налета анг­личан на Берлин он снова одержал две победы, а, когда в ночь с 30 на 31 января английские бомбардировщики снова совер­шили налет на Берлин, Споден сбил еще один самолет, одер­жав свою 9 победу.

28 декабря 1944 г. Ju-88 Сподена во время разведыватель­ного полета был над г. Бастонь, Бельгия, подбит огнем из 20-мм зенитных орудий. Сподену удалось «дотянуть» до своей территории и совершить вынужденную посадку «на брюхо» в горах Эйфеля. Экипаж успел выбраться из горящего самолета прежде, чем он взорвался.

В ночь с 21 на 22 февраля 1945 г. английские бомбарди­ровщики подвергли бомбежке сразу несколько целей на тер­ритории Германии. 362 «Ланкастера» совершили налет на Дуйсбург, 288 «Галифаксов» и 36 «Ланкастеров» — на Вормс, а 165 «Ланкастеров» атаковали сооружения на канале Дортмунд - Эмс и на т.н. среднегерманском канале. Всего в ту ночь анг­личане потеряли 34 бомбардировщика, один из которых был на счету Сподена. Это была уже его 20 победа.

Вечером 23 февраля 400 бомбардировщиков совершили налет на небольшой немецкий город Пфорцгейм, расположен­ный между Штутгартом и Карлсруэ. В течение 20 минут на город было сброшено свыше 1500 тонн зажигательных и фу­гасных бомб, в результате из 80 тысяч жителей Пфорцгейма погибло около 18 тысяч (Налет на Пфорцгейм стал третьим по числу жертв среди граждан­ского населения после налетов на Дрезден и Гамбург). В ту ночь ночным истребителям уда­лось сбить 12 «Ланкастеров», два из которых (в 20.11 ив 20.14) были на счету Сподена.

19 марта 1945 г. гауптман Споден был назначен команди­ром I./NJG6 (Предыдущий командир I./NJG6 гауптман Герхард Фридрих погиб 16.03.1945 г.). В конце апреля он получил приказ организовать оборону аэродрома в Шлейссхейме. Механики сняли с оставшихся Ju-88 — все равно топлива уже больше не было — все пулеметы и 20-мм пушки, разместив их в окопах на краю леса. Споден вспоминал: «Нас было примерно около 200 чело­век, большей частью механики из наземного персонала, а также пожилые люди из Фольксштурма (Фольксштурм (Volkssturm) — ополчение, созданное зимой 1944—45 г. по предложению Гиммлера и Геббельса, для обороны Германии. Состо­яло из людей, негодных к строевой службе, в возрасте от 16 до 60 лет), всех молодых уже давно послали на Восточный фронт. Несмотря на мою молодость, эти пожилые мужчины доверяли мне и потому не проявляли никаких признаков недисциплинированности. Я четко объяснил им, что' стрелять они должны только по моему приказу. Ранним утром 29 апреля 1945 г. на дорогах слева и справа показались американ­ские танки, они ехали мимо нас к Мюнхену. Так много танков я не видел за всю войну. После 10.00 около аэродрома появились семь серых автобусов. Они остановились в 1000 метров, и из них вышло около пятисот американских солдат, которые широким фронтом пошли к аэродрому. Если бы я тогда дал команду от­крыть огонь из наших пулеметов и пушек, то уверен, что боль­шинство из этих солдат было бы убито. Однако мне было так­же ясно, что потом мы сами были бы уничтожены танками. Поэтому я спросил: «У кого-нибудь есть белая тряпка?» Никогда я еще не видел так много белых платков! «Фольксштурмисты» нарезали их из ненужных теперь парашютов. Я чувствовал себя не очень хорошо, когда вылез из окопа и пошел навстречу амери­канцам. Так мы оказались в лагере для военнопленных на пользу­ющихся дурной славой лугах Рейна, где еще многие из нас должны были умереть от голода и болезней, но это уже другая история». Всего на счету Петера Сподена было 24 ночных победы. Затем он стал пилотом авиакомпании «Люфтганза». Споден летал на различных типах пассажирских реактивных самоле­тов, став, в конце концов, командиром Боинга-747.