Курт Вельтер (Kurt Welter)

 

 

Он был первым пилотом ночной истребительной авиации, начавшим летать на реактивном Ме-262. Он стал затем самым результативным среди пилотов, летавших на нем.

Курт Вельтер родился 25 февраля 1916 г. в Кёльне. Уже в 1934 г. он вступил в тайно формирующиеся Люфтваффе. Пос­ле завершения летной подготовки Вельтер долгое время слу­жил в качестве инструктора в различных авиашколах, несмот­ря на многочисленные рапорты с просьбой отправить на фронт. Только 2 сентября 1943 г. обер-фельдфебель Вельтер был на­значен в состав 5./JG301.

Две свои первые победы Вельтер одержал в ночь с 22 на 23 сентября 1943 г., когда истребители JG301 атаковали анг­лийские бомбардировщики, участвовавшие в налете на Ганно­вер. Это был всего третий боевой вылет Вельтера, но он сумел сбить сразу два четырехмоторных бомбардировщика в 23.04 и в 23.12. Всего в ту ночь пилоты JG301 сбили 11 английских самолетов, однако при этом погибли 4 пилота и еще двое полу­чили ранения.

Вечером 3 октября (в 22.29 и в 22.41) Вельтер сбил 2 «Га­лифакса», принимавших участие в налете на Кассель. В ночь с 22 на 23 октября англичане совершили налет на Франкфурт, потеряв при этом 42 самолета. В ту ночь Вельтер в течение 20 минут (в 21.04, в 21.14 и в 21.24) сбил сразу три бомбардиров­щика. Это были его 5 — 7 победы.

Свою 8 победу Вельтер одержал 3 января 1944 г., сбив в 02.55 четырехмоторный бомбардировщик, участвовавший в налете на Берлин. 6 января в 03.46 и в 04.11 на его счету были еще 2 бомбардировщика, а в ночь с 28 на 29 января - один.

В начале февраля 1944 г. Вельтеру было присвоено звание лейтенанта. 20 февраля в 03.27 и в 04.16 он сбил 2 «Ланкасте­ра», а затем ночью d 18 на 19 марта еще два. В ночь с 24 на 25 марта 1944 г. английские бомбардировщики совершили оче­редной налет на Берлин, и Вельтер смог одержать еще две победы. Сначала в 22.44 он сбил первый «Ланкастер», а не­много спустя — второй. Теперь на счету Вельтера было 17 по­бед, которые он одержал в ходе всего 15 боевых вылетов.

В ночь с 19 на 20 сентября 1944 г. во время налета анг­личан на Менхенгладбах обер-лейтенант Вельтер на своем FW-190A-8 атаковал и сбил «Москито» командира крыла Гая Гибсона (Guy Gibson). Гибсон был одним из лучших пилотов бомбардировочной авиации, и для RAF это была тяжелейшая потеря (Родился в 1918 г. После окончания средней школы в Оксфорде в 1936 г. вступил в RAF. В апреле 1938 г. Гибсон уволился с военной служ­бы и начал работать летчиком-испытателем, но после начала 2-й мировой войны был снова призван в RAF. Первоначально летал на бомбардировщи­ке «Хэмпден» в составе 49 Sqdn. RAF, выполняя вылеты на постанов­ку мин у немецкого побережья. В сентябре 1940 г. Гибсон был переве­ден в 29 Sqdn. RAF, оснащенный ночными истребителями «Бофайтер». 20.12.1940 г. он сбил самолет командира 3./NJG2 обер-лейтенанта Мейера. 14.03.1942 г. Гибсон был переведен обратно в бомбардировочную авиацию и назначен командиром 106 Sqdn. RAF. К марту 1943 г. он вы­полнил уже 173 боевых вылета. 20.03.1943 г. Гибсон был назначен ко­мандиром 617 Sqdn. RAF, специально сформированного для налета на немецкие плотины на Рейне с использованием бомб «Уоллиса». Но­чью 16/17.05.1943 г. 15 «Ланкастеров» во главе с Гибсоном повредили плотины Mohre, Eder и Sorpe. В результате затопления было уничтожено или пострадало около 170 промышленных предприятий и шахт, 26 мос­тов были разрушены, а еще 20 получили повреждения, огромный урон был нанесен сельскому хозяйству. В ходе этого налета 617 Sqdn. RAF поте­рял 8 самолетов, из 54 членов их экипажей спаслись только трое. За эту операцию Гибсон был награжден высшей наградой Великобритании - Кре­стом Виктории). Всего же из 300 бомбардировщиков, участвовавших в налете, обратно не вернулось, кроме «Москито» Гибсона (Его штурман Джон Уорвик (J.B. Warwick) смог спастись, выпрыг­нув на парашюте), еще 4 «Ланкастера».

18 октября Вельтер был награжден Рыцарским Крестом.

2 ноября 1944 г. на аэродроме Бург около Магдебурга было сформировано специальное экспериментальное командование, целью которого было оценить и проверить на практике возмож­ности нового реактивного истребителя Ме-262А-1а в качестве средства борьбы с английскими «Москито». В Люфтваффе суще­ствовало несколько эскадрилий одномоторных поршневых ис­требителей для борьбы с этими самолетами, использовавшимися в качестве ночных истребителей, бомбардировщиков и разведчи­ков, но их успехи были довольно скромными. Командование надеялось, что большая скорость Ме-262 позволит более успеш­но бороться с «Москито».

Неудивительно, что во главе командования был поставлен обер-лейтенант Курт Вельтер, который, летая на FW-190A-8, уже сбил несколько «Москито». Соответственно все командование получило наименование «Sonderkommando Welter». Первоначаль­но в составе командования было только два одноместных Ме-262А-1а, но лишь один из них (W.Nr. 170056) был оснащен РЛС FuG218 «Neptun-J». Взлетая с аэродрома Рехлин, Вельтер патрулировал на этом Ме-262 в районе Берлина, действуя совме­стно с зенитной артиллерией и прожекторами. 28 ноября 1944 г. он одержал первые в истории авиации ночные победы на реак­тивном самолете, сбив сразу два «Москито». В ночь с 12 на 13 декабря Вельтер сбил английский «Ланкастер», который, вероят­но, стал первым четырехмоторным бомбардировщиком, сбитым ночным реактивным истребителем. В ночь с 5 на 6 января 1945 г. на счету Вельтера был еще один «Москито».

21 января 1945 г. на основе «Sonderkommando Welter» была сформирована 10./NJG11 (Несмотря на переименование, новую эскадрилью по-прежнему не­официально называли «командой Вельтера»). В эскадрилью начали по­ступать новые самолеты и пилоты. В составе 10./NJG11 те­перь было 6 одноместных Ме-262А-1а и столько же двухме­стных Ме-262В-1а/U1, оснащенных РЛС «Lichtenstein» SN-2.

Однако не все шло гладко. Уже 21 января во время вынуж­денной посадки в районе Виттштока (Wittstock) северо-западнее Берлина разбился один Ме-262 (Ме-262А-1 W.Nr.l 10610, бортовой код «NQ+MH») и его пилот обер-лейте­нант Хейнц Брукманн (Heinz Bruckmann) погиб. 4 февраля в районе Бельцига (Belzig) в ходе тренировочного полета потер­пел аварию еще один самолет (Ме-262А-1 W.Nr.170051, бортовой код «KL+WE»), а его пилот обер-лейтенант Вернер Еппельсхейм (Werner Eppelsheim) погиб. 17 февраля во время перегоночного полета разбился «Мессершмитт» (Ме-262А-1 W.Nr.110603, бортовой код «NQ+MA») обер­фельдфебеля Вальтера Бёкштигеля (Walter Bockstiegel).

Боевые вылеты также проходили не без потерь. 21 февраля в ходе боевого вылета получил повреждения и затем разбился во время вынужденной посадки в Пренцлау еще один Ме-262 (Me-262A-l W.Nr.110600), его пилот фельдфебель Штаде (Stade) погиб. 3 марта из боево­го вылета на патрулирование в районе Берлина не вернулся «Мессершмитт» (Ме-262А-1 W.Nr.110652) фельдфебеля Густава Вейдла (Gustav Weidl).

Основной целью для ночных Ме-262 по-прежнему были английские «Москито». Англичане каждую ночь совершали налеты на Берлин, получившие название «Берлинский эксп­ресс». Пилоты Вельтера настолько хорошо изучили маршруты полетов «Москито», что по аналогии с общим названием на­летов дали им условные наименования: «платформа 1», «плат­форма 2» и «платформа 3».

При этом с «Москито» успешно боролся не только один Вельтер, который 11 марта 1945 г. был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 769).

С 21 по 31 марта 1945 г. фельдфебель Карл-Хейнц Бекер (Karl-Heinz Becker) (Всего на его счету было 7 побед: 6 «Москито» и Р-38, который он сбил в ходе дневного вылета в середине февраля) сбил 6 самолетов этого типа. В ночь с 23 на 24 марта он в течение 3-х минут сбил сразу два «Моски­то», а 27 марта в 21.38 в районе Берлина — один «Москито» из 139 Sqd. RAF («Москито» ММ131, бортовой код «XD-J». Его пилот лейтенант Андрэ ван Амстердам (Andre A.J. van Amsterdam) погиб, а штурман Форбес (Н.А. Forbes) попал в плен. Всего в ту ночь англичане потеряли над Бер­лином 3 «Москито»).

Бекер так описал в рапорте свой вылет в ночь с 30 на 31 марта:

«Взлет в 21.29 30 марта на патрулирование в районе Берли­на. Непосредственный контакт с вражеским самолетом. Атака с задней полусферы на высоте 8000 метров. Противник уклонил­ся от огня, отвернув влево с набором высоты... Я описал круг и атаковал снова. На этот раз цель находилась выше меня справа на высоте 8500 метров. Открыв огонь, я наблюдал попадания в фюзеляж и правую плоскость. Самолет свалился влево и пошел вниз, сопровождаемый нашими прожекторами. Затем он пере­шел в крутое пике и врезался в землю. Я наблюдал его падение в 21.52 в квадрате FG5/5».

В ту же ночь с 30 на 31 марта сам Вельтер сбил 4 «Москито» (Из них английскими источниками подтверждается только одна по­беда). Всего же, летая на Ме-262, Вельтер сбил около 30 само­летов противника и стал самым результативным реактивным асом Люфтваффе (Второе место занимает лейтенант Рудольф Радемахер (Rudolf Rademacher), сбивший 23 самолета, а третье — майор Хейнц Бэр (Heinz Bar), одержа­вший на Ме-262 16 побед).

В конце марта 1945 г. в боевых вылетах впервые уча­ствовали и двухместные Ме-262В-1а/U1. Один из них пило­тировал лейтенант Герберт Альтнер (Herbert Altner) (Ранее летал в составе III./NJG3. Одержал 21 победу, в т.ч. 5 побед в ночь с 18 на 19.07.1944 г.), а в каче­стве оператора его РЛС летал фельдфебель Рейнхард Ломматцш (Reinhard Lommatzsch). Именно этот самолет стал единствен­ной боевой потерей среди двухместных Ме-262.

Однажды в феврале Вельтер на своем Ме-262 совершил вынужденную посадку на аэродроме в Любеке, где тогда бази­ровалась NJG5. Альтнер живо заинтересовался полетами на реактивном истребителе, и в начале марта Вельтер добился его перевода в 10./NJG11. После краткого ознакомления с само­летом, состоявшего из двух дневных и двух ночных трениро­вочных полетов, Альтнер посчитал, что он готов выполнять боевые вылеты. Видимо, он слишком небрежно отнесся к ос­воению Ме-262.

Альтнер потом рассказывал о том, что произошло в ходе боевого вылета в конце марта: «Мы были позади группы «Москито». Когда мы установили контакт с одним из англичан, я двинул вперед рычаг дросселя. «Москито» начал расти в моем прицеле гораздо быстрее, чем я ожидал. Чтобы сбросить ско­рость, я резко дернул рычаг дросселя назад. В результате оба двига­теля заглохли и я не смог их больше запустить. Самолет потерял скорость и начал падать. Нам ничего не оставалось, как выпрыг­нуть на парашютах. К сожалению, мой оператор РЛС фельдфе­бель Ломматцш, должно быть, при этом ударился о хвостовое оперение, так как он был найден на земле уже мертвым».

10 апреля во время дневного налета на аэродром Бург было уничтожено 4 Ме-262 из 10./NJG11. Конец войны неумолимо приближался, превосходство авиации союзников было подав­ляющим, с востока к Берлину приближались советские войс­ка. 12 апреля оставшиеся самолеты 10./NJG11 перелетели на север Германии на аэродром в Любеке. Практически с этого момента пилоты 10./NJG11, и в т.ч. Вельтер, больше уже не участвовали в боях.

После того как в Любеке в ходе очередного дневного налета был уничтожен еще один Ме-262В-1а/U1, остатки эскадрильи Вельтера перелетели на временную взлетно-посадочную поло­су. Она была организована в 10 км южнее Любека на шоссе, ведущем в Гамбург. В последний раз 4 одноместных и 2 двухме­стных Ме-262 из 10./NJG11 поднялись в воздух 7 мая 1945 г. Они перелетели в Шлезвиг, где на следующий день и сдались англичанам.

Всего Вельтер совершил 93 боевых вылета и сбил 51 само­лет, при этом 33 из них в ходе всего 40 боевых вылетов. На его счету было 25 «Москито». 47 побед Вельтер одержал в ходе ночных вылетов, сбив при этом 17 четырехмоторных бомбар­дировщиков.

Курт Вельтер погиб 7 марта 1949 г. в результате несчастно­го случая. Его автомобиль стоял у железнодорожного переезда в районе Лека, когда на него сверху неожиданно упали бревна с проходившего мимо железнодорожного состава. Как потом оказалось, бревна были неправильно закреплены в вагоне.

 

Иллюстрации
01.jpg
01.jpg
02.jpg
02.jpg
03.jpg
03.jpg
04.jpg
04.jpg
05.jpg
05.jpg
06.jpg
06.jpg