Пауль Цорнер (Paul Zorner)

 

 

Пауль Цорнер родился в 1920 г. в небольшой деревне Робен (Roben) в Верхней Силезии. С детских лет он мечтал стать летчиком, но скромные финансовые возможности его семьи не позволяли ему посещать авиаклуб. В свободное от занятий в гимназии время Пауль работал, помогая родителям. В начале 1938 г. Цорнер сдал выпускные экзамены в гимназии, кото­рые были обязательным условием для поступления в военную авиашколу. Затем в течение шести месяцев он работал в «Им­перской службе труда» (Reicharbeitdienst, сокр. RAD) (Это была обязательная трудовая повинность для всех трудоспособных граждан Третьего рейха в возрасте от 19 до 25 лет. Закон о ней был принят 26.06.1935 г. Два раза в год около 200 тысяч молодых немцев, как мужчин, так и женщин направлялись работать в т.н. трудовые лагеря, в основном на сельхозработы, при этом предыдущая профессия значения не имела).

В октябре 1938 г. Цорнер был призван на военную службу, и в марте 1939 г. был направлен в военную авиашколу в бер­линском пригороде Гатов. Первоначально он проходил подго­товку в качестве летчика-истребителя, но в ноябре 1939 г. был переведен в школу многомоторных самолетов. К марту 1940 г. Цорнер освоил уже 11 типов самолетов и был оставлен в шко­ле в качестве инструктора.

В марте 1941 г. Цорнер был направлен во вновь сформи­рованную KGzbV104 (Первоначально была сформирована в марте 1940 г., но в июне того же года была частично распущена, а самолеты переданы в авиашколы. Заново была сформирована в Берлине в феврале 1941 г. В ноябре 1942 г. была переименована в II./KGzbV323) в качестве пилота транспортного Ju-52. С 21 июня 1941 г. группа в составе 4-го воздушного флота действовала на Восточном фронте.

Цорнер вспоминал: «В составе транспортной эскадрильи Ju-52 я летал на Украине (В августе — сентябре 1941 г. KGzbV104 базировалась в Виннице, а с сентября 1941 г. по март 1942 г. в Николаеве) до октября 1941 г. В это время созда­валась ночная истребительная авиация и повсюду для нее искали добровольцев. В газетах постоянно писали о ночных истребите­лях, и я вспоминаю статью о Вильгельме Бейере (Wilhelm Beier), который тогда был награжден Рыцарским Крестом (Бейер был награжден Рыцарским Крестом 11.10.1941 г. Всего на его счету было 36 побед). Ночные вылеты были как раз для меня — у меня был достаточный лет­ный опыт, я имел много часов налета и мог летать «вслепую». В октябре 1941 г. я был переведен в школу в Шлейссхейме около Мюнхена, где сначала летал днем на Не-51, Аг-96 и Bf-110, а в январе 1942 г. уже начал обучение в качестве ночного истребителя. Планировалось, что наша подготовка займет долгое время, но из-за нехватки пилотов в боевых эскадрах она была сокращена до 4-х месяцев, и уже в мае 1942 г. я был «готов». Меня поразило, что, несмотря на то, что много пилотов имели лишь небольшой опыт ночных полетов, большая часть нашей подготовки велась днем — из 72 часов, которые я налетал во время учебы, на ночные полеты приходилось только 16,5 часа. Между тем, это было приятное время, я дважды получал отпуск, проведя дома четыре недели».

После завершения подготовки Цорнер был направлен в состав II./NJG2, которой командовал тогда гауптман Гельмут Лент. 2 декабря 1942 г. Цорнер был переведен в NJG3 и назна­чен командиром 2./NJG3. В это время он летал и на Do-217 и на Bf-110. Если английские бомбардировщики находились над Северным морем, то Цорнер вылетал на «Дорнье», а если над сушей, то на «Мессершмитте».

Свою первую победу Цорнер одержал в январе 1943 г., а в ночь с 24 на 25 июля 1943 г. во время налета на Гамбург — уже 10. Две свои следующие победы Цорнер одержал в ночь с 17 на 18 августа во время налета английских бомбардировщиков на Пеенемюнде. Сначала в 00.43 он сбил «Ланкастер» командира 57 Sqdn. RAF Хаскилла (Haskill), а затем в 00.55 - «Ланкастер» лейтенанта Шаттлеворта (Shuttlewortn) из 426 Sqdn. RCAF. Никто из экипажей обоих бомбардировщиков не спасся.

В ночь с 20 на 21 декабря из 647 «Ланкастеров» и «Галифаксов», атаковавших Франкфурт, немецким ночным истре­бителям удалось сбить 41, при этом один «Галифакс» был на счету Цорнера. В ночь с 23 на 24 декабря 1943 г. 379 «Ланкас­теров» совершили налет на Берлин. В ту ночь Цорнер сбил сразу 3 бомбардировщика, это были его 17 — 19 победы. Всего англичане потеряли тогда 16 самолетов.

Свою 20 победу Цорнер одержал 3 января 1944 г., сбив в 03.10 во время очередного налета на Берлин еще один «Ланка­стер». В ночь с 5 на 6 января во время налета 358 бомбардиров­щиков на Штеттин Цорнер сбил 2 «Галифакса». В ночь с 20 на 21 января англичане снова атаковали Берлин и Цорнер запи­сал на свой счет еще 2 «Галифакса».

В ночь с 19 на 20 февраля 1944 г. в налете на Лейпциг участвовало 823 самолета — 561 «Ланкастер», 255 «Галифаксов» и 7 «Москито». В ту ночь ночные истребители Люфтваф­фе добились большого успеха, сбив 78 бомбардировщиков, т.е. 9,5% от их общего числа, при этом самые большие потери понесли эскадрильи «Галифаксов», которые потеряли 34 са­молета (13,3%). В течение 30 минут Цорнер сбил сразу 4 бом­бардировщика — «Ланкастер» и 3 «Галифакса», это были его 27 - 30 победы.

Вечером 24 февраля 734 бомбардировщика совершили налет на завод шарикоподшипников в Швейнфурте. Они атаковали дву­мя «волнами»: сначала 392 бомбардировщика, а спустя 2 часа — еще 342. Тогда англичане потеряли 33 самолета, 5 из которых были на счету Цорнера. Сбив в районе Штутгарта сразу 5 «Лан­кастеров», он довел общее число своих побед до 35.

15 марта 1944 г. бывший командир III./NJG5 майор Валь­тер Борхерс (Walter Borchers) занял должность командира NJG5 (Прежний командир NJG5 майор Эгмонт князь цу Липпе-Вейсенфельд (Egmont zu Lippe-Weissenfeld) погиб 03.03.1944 г., когда его Bf-110G-4 «C9+CD» W.Nr.720010 разбился в Арденнах, зацепив крылом склон горы. Всего на его счету была 51 победа. Борхерс же погиб в ночь на 05.03.1945 г., когда над Лейпцигом сам был сбит английским ночным истребителем. Всего на его счету было 63 победы, из них 48 ночью), и на следующий день гауптман Цорнер был назначен коман­диром III./NJG5.

В ночь с 22 на 23 марта во время налета 816 английских бом­бардировщиков на Франкфурт Цорнер одержал две свои следу­ющие победы. Вечером 24 марта 811 бомбардировщиков со­вершили налет на Берлин, потеряв при этом 72 самолета (8,9%) — 44 «Ланкастера» и 28 «Галифаксов». Сбив в 22.53 «Ланкастер», Цорнер одержал свою 38 победу, однако досталась она ему не­легко. Он трижды атаковал бомбардировщик из «Schrage Musik» и дважды — классическим способом «снизу вверх», стреляя из носовых пушек с дистанции 100 метров. В ночь с 26 на 27 марта во время налета 683 английских бомбардировщиков на Эссен Цорнер сбил еще три «Ланкастера».

В ночь с 20 на 21 апреля юго-восточнее Антверпена Цорнер смог перехватить и сбить один «Москито», одержав свою 42 победу. В ночь с 22 на 23 апреля из 577 бомбардировщиков, участвовавших в налете на Дюссельдорф, англичане потеряли 29. Один из них, сбитый в районе Ахена, был на счету Цорнера. В ночь с 27 на 28 апреля во время налета англичан на Нюрнберг он сбил еще 3 бомбардировщика.

17 сентября 1944 г. майор Цорнер был награжден Дубовы­ми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.588).

21 октября майор Цорнер был назначен командиром II./NJG100, а бывший командир II./NJG100 гауптман Ульрих фон Мейен занял должность командира III./NJG5 вме­сто Цорнера.

Все это время в качестве радиооператора с Цорнером ле­тал Генрих Вильке (Heinrich Wilke) (Летом 1944 г. командир III./NJG5 майор Цорнер летал на Bf-110G-4 «C9+AD», а в конце 1944 г. командир II./NJG100 летал на Ju-88C-6 «W7+FC»). 6 декабря 1944 г. Вильке был награжден Рыцарским Крестом, став одним из пяти ра­диооператоров ночной истребительной авиации, получивших эту награду.

Свою последнюю, 59 победу майор Цорнер одержал в ян­варе 1945 г. Он выполнил 272 боевых вылета, из них ПО как ночной истребитель.

8 мая 1945 г. в районе Карлсбада, Чехословакия, Цорнер сдался в плен американцам, но уже 10 мая был ими передан советским войскам (Американские части пересекли предварительно оговоренную де­маркационную линию между ними и советскими войсками, глубоко вторг­шись в советскую зону. Американцы должны были остановиться в райо­не Пльзеня и не двигаться дальше, но не сделали этого. Поэтому все немцы, сдавшиеся в плен американцам восточнее этой линии, были за­тем переданы советским войскам). Цорнер провел в плену в СССР почти 5 лет и был освобожден только в январе 1950 г.

 

Иллюстрации
01.jpg
01.jpg
02.jpg
02.jpg
03.jpg
03.jpg