Война в Испании
Решающее влияние на дальнейшее развитие штурмовой авиации Люфтваффе оказали боевые действия в Испании.
В конце ноября 1936 г. на аэродром Таблада (Tablada) в районе Севильи был доставлен контейнер, содержание которого было окружено завесой строгой секретности. В нём находился Ju-87A-0, доставленный прямо со сборочной линии в Дессау. Самолёт, получивший бортовой номер 29-1, был включён в экспериментальную истребительную эскадрилью VJ/88 (Versuchsjagdstaffel) «Легиона «Кондор». В состав VJ/88 также вошли прототип Не-112, 3 прототипа Bf-109 и 3 самолёта Hs-123A-l, доставленные в Испанию несколькими неделями раньше.
К сожалению, об испытаниях Ju-87A-0 в Испании почти ничего неизвестно. Все его полёты были окутаны секретностью. Известно только то, что на 29-1 летал унтер-офицер Герман Беуер (Hermann Beuer) и что в феврале 1937 г. VJ/88 перебазировалась на аэродром Витория (Vitoria) в северной Кастилии и спустя 5 месяцев Ju-87A-0 был отправлен обратно в Германию.
Тем временем устаревшие бипланы Не-51, имевшиеся на вооружении «Легиона «Кондор», уже не могли быть серьёзными соперниками для появившихся на стороне республиканцев советских И-16. Поэтому с марта 1937 г. они в основном стали использоваться для атак наземных целей.
Особенно отличилась эскадрилья 3./J88 во главе с обер-лейтенантом Адольфом Галландом (Adolf Galland) (Закончил войну в звании генерал-лейтенанта. Всего на его счету было 104 победы). Он быстро понял, как важно точно по времени координировать атаки с воздуха и на земле. Галланд первым разработал и опробовал в боевых условиях тактику действий по непосредственной поддержке войск на поле боя. Пилоты его эскадрильи успешно действовали против небольших целей, таких, как артиллерийские батареи.
Именно Галланд ввёл в практику своей эскадрильи важнейшее тактическое новшество — создание и использование передовых полевых аэродромов, которые затем стали называть «аэродромами подскока». Другим изобретением, также успешно применявшимся в 3./J88, были самодельные зажигательные бомбы. Механики эскадрильи заполняли 100-литровые подвесные баки и различные бочки смесью авиационного бензина и масла, которые затем с небольшой высоты сбрасывались на позиции республиканцев.
Галланд вспоминал о том времени: «Во время 1-й мировой войны истребители в зависимости от своего местоположения и задания могли вести воздушный бой или действовать против наземных целей. И это была обычная практика. Однако только из собственного опыта боёв в Испании я понял, что между тактикой действий истребителей и штурмовиков существует большое различие. Мы имели задачу поддерживать наступление пехоты националистов. Мы атаковали позиции республиканской артиллерии, подходящие резервы, препятствовали подвозу боеприпасов. Немецкие штурмовики стали необходимым реквизитом каждой операции националистов. Тогда наш противник не имел ничего равноценного. Конечно, русские извлекли из нашего испанского опыта много полезного для себя, и каждый, кто затем участвовал в боях на Восточном фронте, это очень хорошо знает».
Галланд составлял подробные отчёты о тактике действий эскадрильи, о своих новшествах и о полученных результатах, которые затем по официальным каналам отправлялись в Берлин в министерство авиации. Успехи Галланда в разработке тактики действий авиации по непосредственной поддержке войск на поле боя затем едва не стоили ему карьеры лётчика-истребителя.
В середине января 1938 г. на аэродром Витория прибыли 3 Ju-87A-l из состава IV./LG Greifswald (Была сформирована 01.04.1937 г. на основе I./StG162). Самолёты, которые первоначально пилотировали обер-лейтенанты Герхард Вейерт (Gerhard Weyert) и Герман Хаас (Hermann Haas), а также унтер-офицер Эрнст Бартельс (Ernst Bartels), получили бортовые обозначения 29-2, 29-3 и 29-4. Они вошли в состав «Легиона «Кондор» в качестве отдельной эскадрильи 5.J/88, однако больше стали известны как звено «Иоланта» (Jolanthe Ketten) (Это прозвище Ju-87 получили благодаря своей эмблеме, нанесённой на обтекателях стоек шасси, на которой в центре белого круга была изображена большая розовая свинка, а также популярной в те годы кинокомедии «Проблемы с Иолантой» («Krach um Jolanthe»), всё действие которой происходило вокруг свиньи).
7 февраля Ju-87 перебазировались на большой песчаный аэродром около г. Каламоча (Calamocha), который на время боёв в районе Теруэля (Teruel) стал основной базой «Легиона «Кондор». Именно отсюда звено «Иоланта» совершило свои первые боевые вылеты.
8 течение второй половины марта «Штуки» («Stuka» — так стали называть Ju-87. Это было сокращение от слова «Sturzkampfflugzeug», означавшего тип этого самолёта, - пикирующий бомбардировщик) выполнили множество атак на мосты и другие точечные цели в тылу республиканских войск в Арагоне, Валенсии и Каталонии. При этом не все из этих атак были удачными. Объяснялось это тем, что на самолётах всё время летали разные экипажи. Через определённый промежуток времени они возвращались обратно в Германию, а им на смену прибывали новые. Подобная ротация позволила приобрести ценный боевой опыт большому числу пилотов и бортрадистов-стрелков.
В Испании «Штуки» впервые действовали в реальных боевых условиях. И их пилоты сразу же начали сталкиваться с различными проблемами. Так, оказалось, что обтекатели стоек шасси «не любят» мягкую песчаную поверхность аэродрома в Каламоче и что взлёт и посадка были бы гораздо проще, если обтекатели снять. Кроме того, выяснилось, что из-за недостаточной мощности двигателя Ju-87A-1 с полной бомбовой нагрузкой в 500 кг мог подняться в воздух только в том случае, если кабина бортрадиста-стрелка была пуста. Летать же без бортрадиста-стрелка было рискованно даже под мощным прикрытием истребителей, и потому реальная бомбовая нагрузка «Антона» (Все модификации Ju-87, как, впрочем, и другие самолёты Люфтваффе, имели собственные имена. Модификацию Ju-87A называли «Антон», Ju-87B - «Берта», Ju-87R - «Рихард», Ju-87D - «Дора», Ju-87G - «Густав») фактически составляла только 250 кг.
На основе опыта боевых действий в Испании в конструкцию «Штуки» были внесены соответствующие изменения, и летом 1938 г. началось производство её новой модификации — Ju-87B. В частности самолёт получил более мощный двигатель Jumo 211B и теперь спокойно поднимал в воздух 500 кг бомб вместе с бортрадистом.
Войска генерала Франко постепенно оттесняли республиканцев к побережью Средиземного моря. Однако в конце июля в Каталонии те предприняли контрнаступление в районе реки Эрбо. 27 июля звено «Иоланта» выполнило не менее четырёх боевых вылетов, атакуя республиканские части, сконцентрировавшиеся южнее Мекуйненца (Mequinenza). Затем оно атаковало корабли в порту Таррагона и других портах на побережье Каталонии.
В октябре 1938 г. все 3 Ju-87A-l вернулись в Германию, а им на смену прибыли 5 новых Ju-87B-l. Учитывая, что «Берты» теперь могли нести до 500 кг бомб, их включили в состав бомбардировочной группы «Легиона «Кондор» в качестве отдельной эскадрильи под обозначением 5.К/88. В течение последних недель боёв в Каталонии Ju-87B-l вместе с Не-111 не раз атаковали позиции республиканцев. В середине марта 1939 г. они выполнили несколько боевых вылетов в ходе боёв на т.н. Мадридском фронте.
Опыт, полученный Люфтваффе в результате действий десятка «Штук» во время боевых действий в Испании, был действительно неоценим. Лётный и наземный персонал штурмовых авиагрупп получил возможность на практике отработать все свои действия и получить необходимый боевой опыт. В конструкцию Ju-87 были внесены необходимые изменения и улучшения. Однако самым главным было то, что успешные действия «Штук» вселили в командование Люфтваффе уверенность в их эффективности.
Единственной характеристикой Ju-87, которая так и осталась не проверенной в ходе боёв в Испании, была его живучесть. Противовоздушная оборона республиканцев была слишком слаба, чтобы оказать серьёзное сопротивление, а истребители «Легиона «Кондор» надёжно прикрывали их в воздухе.