Организационная структура

 

Базовой единицей штурмовой авиации было звено из 3 самолё­тов (Ketten). Командир звена (Kettenfuhrer) обычно имел звание от унтер-офицера до лейтенанта (см. табл. 7 воинских званий Люфт­ваффе). Позднее, когда эскадры пикирующих бомбардировщи­ков Ju-87 были преобразованы в эскадры непосредственной поддержки войск и были оснащены одноместными FW-190, их базовой едини­цей, по аналогии с истребительной авиацией, стала пара самолётов (Rotte).

Следующей организационной ступенью была эскадрилья (Staffel), по штату состоявшая из 12 самолётов. В ходе боевых действий это число могло изменяться от 5 до 15, в зависимости от задач, принад­лежности эскадрильи и боевых потерь. Командир эскадрильи (Staffelkapitan, иногда использовалось наименование Stafteliuhrer) обыч­но имел звание лейтенанта или обер-лейтенанта, реже гауптмана.

Три эскадрильи составляли группу (Gruppe). Исключением из этого правила были IV./SKG10, IV.(Pz)/SG9 и NSGr.20, имевшие в своём составе сразу по 5 эскадрилий. Командир группы (Gruppen-kommandeur), как правило, был в звании гауптмана или майора. Самолёты командира группы и офицеров его штаба (Gruppenstab) составляли отдельное штабное звено (Stabsschwarn). Соответственно штатная численность группы составляла 40 самолётов.

Три группы составляли эскадру (Geschwader). Единственным исключением была SKG10, в которой было 4 группы. Кроме того, в составе эскадры могли быть одна или две отдельные эс­кадрильи «истребителей танков», а также учебно-боевая эскадри­лья (Erganzugsstaffel), занимавшаяся вводом в строй молодых пилотов. Эскадра имела по штату около 130 самолётов, но из-за потерь в боях и неисправностей это число на практике могло быть значительно меньшим. Командир эскадры (Geschwaderkommodore, или просто Kommodore) обычно имел звание майора, оберст-лейтенанта или оберста. В составе эскадры так же, как и в группе, было отдельное штабное звено, причём командиры эскадр могли иметь в своём распоряжении сразу по два самолёта.

Номера эскадрилий обозначались арабскими цифрами от 1 до 14, а номера групп — римскими с I по IV. В 1-ю группу входили 1, 2 и 3-я эскадрильи, во II — 4, 5, 6-я и т.д. Обозначение эскадрильи или группы состояло из своего номера, сокращённого названия типа эс­кадры и её номера. Так, например, 8./StGl означало 8-я эскадрилья 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков, III./SG77 — 3-я груп­па 77-й эскадры непосредственной поддержки войск, a StG2 — 2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков. Штабные звенья групп и эскадр имели обозначения — Stab.I/StG2, Stab./SG3.

Следующими ступенями в структуре Люфтваффе были авиацион­ная дивизия (Fliegerdivision) и авиационный корпус (Fliegerkorps). Они в отличие от эскадр не имели постоянного состава и фактически со­здавались по территориальному признаку. Они осуществляли опе­ративное руководство действиями авиации в определённом районе, и командиры эскадр сохраняли полную тактическую самостоятельность. Количество авиадивизий, авиакорпусов и различных командований Люфтваффе было непостоянным. В ходе войны некоторые из них были распущены или, наоборот, вновь сформированы, в зависимости от конкретных задач и обстановки на фронтах.

В штурмовой авиации нередко были случаи, когда две группы эскадры входили в оперативное подчинение одному авиакорпусу и действовали на Восточном фронте, а третья группа в то же время подчинялась совсем другому командованию и действовала за ты­сячи километров от них в Северной Африке.

Авиадивизии, авиакорпуса и различные командования подчиня­лись т.н. авиационным командованиям Люфтваффе, также создава­вшимся по территориальному признаку в зависимости от конкретных задач и имевшим соответственное название. Например, авиацион­ное командование «Дон» (Luftwaffenkommando Don), которое было сформировано 26.08.1942 г. в Харькове на основе 1 авиакорпуса (I.Fliegerkorps). Его основной задачей была организация поддержки с воздуха частей армейской группы «Дон», и для этого ему временно были подчинены две бомбардировочные группы, группа Ju-87, груп­па истребителей и группа самолётов-разведчиков.

Высшей ступенью в организационной структуре Люфтваффе был воздушный флот (Luftflotte). Командующий воздушным флотом имел звание генерал-оберста или генерал-фельдмаршала. Первона­чально в Люфтваффе было пять воздушных флотов, но в дополне­ние к ним в 1943 г. был сформирован ещё один, а в 1944 г. — ещё два флота. В течение 1941— 1945 гг. каждый из них действовал на определённом театре военных действий:

1-й воздушный флот прикрывал северный фланг Восточного фронта,

2-й воздушный флот сначала действовал на центральном участке Восточного фронта, а с 1942 г. в районе Средиземного моря,

3-й воздушный флот контролировал территорию Германии и Франции,

4-й воздушный флот прикрывал южный фланг Восточного фронта,

5-й воздушный флот действовал на севере, включая Норвегию и Финляндию,

6-й воздушный флот, сформированный в 1943 г., действовал на центральном участке Восточного фронта,

10-й воздушный флот был сформирован в 1944 г., и в его со­став вошли все учебные эскадры Люфтваффе, воздушный флот «Рейх», также сформированный в 1944 г., от­вечал за ПВО Германии.