Система бортовых обозначений
1 мая 1939 г. в Люфтваффе была принята новая система тактических бортовых обозначений, просуществовавшая до самого конца войны. В этой системе использовался код из четырёх символов (Verbandskennzeichnen), который наносился на фюзеляже самолёта: два символа перед крестом и два после него (В истребительных эскадрах и эскадрах непосредственной поддержки войск использовалась иная система бортовых обозначений).
При этом не надо путать тактические бортовые обозначения боевой авиации с заводскими регистрационными кодами, которые также состояли из четырёх символов (Stammkennzeichnen). В процессе производства символы заводского кода наносились на фюзеляж и нижнюю поверхность плоскостей самолёта и позволяли затем идентифицировать его изготовителя.
Первые буквы заводского кода
|
Фирма-изготовитель
|
FO DN, СЕ HS JU DJ, NO, HE |
Focke-Wulf Messerschmitt Henschel Junkers Heinkel |
После прибытия нового самолёта в боевую часть заводской код на фюзеляже обычно закрашивался, а поверх него наносились символы тактического кода. Однако при этом во многих случаях заводской код всё же оставался на нижней поверхности плоскостей. На самолётах же т.н. второй линии, т.е. не участвовавших непосредственно в боевых действиях, заводской код сохранялся полностью и на фюзеляже, и на плоскостях.
Четырёхсимвольный тактический код позволял чётко идентифицировать принадлежность каждого самолёта. Первые два символа (буква и цифра), нанесённые перед крестом и обычно имевшие чёрный цвет, обозначали эскадру или отдельную авиагруппу. Как видно из табл. 4 «Коды частей штурмовой авиации», когда одна группа преобразовывалась в другую, ещё в течение некоторого времени новая группа использовала прежние обозначения.
Последние две буквы кода, нанесённые после креста и имевшие различные цвета, позволяли идентифицировать самолёт в эскадре. Предпоследняя буква была индивидуальным обозначением данного самолёта, а последняя обозначала его принадлежность к конкретной группе и эскадрилье (см. табл. 5 «Коды эскадрилий в штурмовой авиации»).
Таблица 4. Коды частей штурмовой авиации
Эскадра, группа Код Stab/StG1, l./StG1, II./SIG1 А5 l./StG1 (до сентября 1943г.) L1 II./SIG1 (до середины 1942г.) 6G III./SIG1 J9 StG2 T6 Stab/StG3 S7, 2F I./SIG3 S1 II./StG3, III./StG3 S7 III./StG3 (до февраля 1942г.) Т6 Stab/StG5, l./StG5 (до июня 1943г.) L1 Stab/StG5, I./SIG5 Q9 III./SIG51 6G I./SIG76 F1 StG77 S2 III./StG77 (до апреля 1942г.) F1 SKG10 G3 SKG210 . S9 SG9 Р8 SG10 S3 SG151 6Q Erganzugs-Schlachtgruppe, SG152 4М 4.(Sch)/LG2 3Х NSGr.1 V8 Storkampfgruppe /Luftflotte 6, NSGr.2 D3 Storkampfgruppe /Luftflotte 1, NSGr.3 U9 Storkampfgruppe /Luftwaffenkommando Don, Storkampfgruppe /Luftflotte 4, NSGr.4 1 К NSGr.5 F9 NSGr.6 6K NSGr.7 4X NSGr.8 6J NSGr.9 E8 NSGr.10 5В, Н4 NSGr.11(estnisch) 3W NSGr.12(lettisch) 6A NSGr. ? Q6 |
Таблица 5. Коды эскадрилий в штурмовой авиации
Группа, эскадрилья |
Последняя буква в коде |
Цвет буквы |
штаб эскадры |
А |
синий |
штаб 1-й группы |
В |
зелёный |
штаб 2-й группы |
С |
зелёный |
штаб 3-й группы |
D |
зелёный |
штаб 4-й группы |
F |
зелёный |
1-я эскадрилья, 1-я группа |
Н |
белый |
2-я эскадрилья, 1-я группа |
К |
красный |
3-я эскадрилья, 1-я группа |
L |
жёлтый |
4-я эскадрилья, 2-я группа |
М |
белый |
5-я эскадрилья, 2-я группа |
N |
красный |
6-я эскадрилья, 2-я группа |
P |
жёлтый |
7-я эскадрилья, 3-я группа |
R |
белый |
8-я эскадрилья, 3-я группа |
S |
красный |
9-я эскадрилья, 3-я группа |
T |
жёлтый |
10-я эскадрилья, 4-я группа |
U |
белый |
11-я эскадрилья, 4-я группа |
V |
красный |
12-я эскадрилья, 4-я группа |
W |
жёлтый |
13-я эскадрилья |
Х |
белый |
14-я эскадрилья |
Y |
красный |
15-я эскадрилья |
Z |
жёлтый |
16-я эскадрилья |
Q |
белый |
17-я эскадрилья |
J |
красный |
18-я эскадрилья |
O |
жёлтый |
19-я эскадрилья |
E |
белый |
20-я эскадрилья |
I |
красный |
Предпоследняя буква кода, служившая обозначением данного конкретного самолёта в эскадрилье, могла быть белого или чёрного цвета с тонкой окантовкой, соответствующей цвету эскадрильи. Обычно самолёты командиров эскадрилий, групп и эскадр имели предпоследнюю букву «А», остальные же самолёты эскадрильи обозначались в алфавитном порядке.
Таким образом, например, бортовой код «Т6+АС» означает, что это самолёт командира II./StG2, a «S2+DH», что самолёт принадлежит 1./SIG77. Начиная с 1943 г. первая часть кода часто имела гораздо меньший размер, чем вторая, а иногда и вообще отсутствовала на самолётах.
В авиагруппах и эскадрах непосредственной поддержки войск, сначала в II.(Sch)/LG2, а затем в Sch.Gl и Sch.G2, вместо двух первых символов кода, обозначавших принадлежность самолёта к той или иной группе или эскадре, был нанесён черный треугольник с белой окантовкой.
18 октября 1943 г. эскадры пикирующих бомбардировщиков были преобразованы в эскадры непосредственной поддержки войск. FW-190, поступавшие на их вооружение, уже имели бортовые обозначения, как в дневной истребительной авиации. Единственным же признаком, указывающим на их принадлежность к штурмовой авиации, было то, что на борту «Фокке-вульфов» перед крестом наносился не их порядковый номер в эскадрилье, а, как и прежде, буква. Её цвет соответствовал номеру эскадрильи (см. табл. 5).
В то же время отдельные эскадрильи дневной штурмовой авиации и вся ночная штурмовая авиация сохранили до конца войны четырехсимвольный код.