Предисловие
Нет нужды долго говорить о том, что за многие годы в советской историографии о 2-й мировой войне сложился абсолютно безликий, «штампованный» образ немецкой армии. Все упоминания о ней носили поверхностный характер, изобиловали неточностями, а иногда просто противоречили реальным фактам.
Это в полной мере относится и к Люфтваффе — немецкой военной авиации периода 2-й мировой войны. При этом если о лучших асах-истребителях можно встретить более или менее точные сведения, то о пилотах штурмовой авиации Люфтваффе нам практически ничего неизвестно. А ведь порой именно они оказывали решающее влияние на ход боевых действий на земле, а иногда и на море.
Первое, на что обращаешь внимание, когда начинаешь знакомиться со штурмовой авиацией Люфтваффе, — это интенсивность с которой пилоты совершали боевые вылеты. 20 пилотов-штурмовиков в течение войны выполнили свыше 900 вылетов, а 22 — свыше 1000. Для сравнения: число лётчиков-истребителей, имевшего такое же количество боевых вылетов, было в три раза меньшим.
Начиная с 22 июня 1941 г. большинство штурмовиков Люфтваффе действовало на Восточном фронте, сражения на котором, Е конце концов, и решили исход войны. В ходе войны погибло 47% пилотов штурмовой авиации, награждённых Рыцарскими Крестами, при этом две трети из них именно в боях на Восточном фронте. В истребительной же авиации Люфтваффе картина была прямо противоположная — две трети от общего числа потерь среди пилотов, имевших на счету более пяти воздушных побед, составила потери на Западе. Это объяснялось тем, что большая часть истребителей находилась там, пытаясь остановить массированные налёты стратегических бомбардировщиков союзников.
Говоря о лучших пилотах-штурмовиках Люфтваффе, нельзя не отметить ещё один факт. За все годы войны в ходе боевых действий в плен попало лишь 7 пилотов, награждённых Рыцарскими
Крестами, что составило всего 4,6% от общего числа потерь среди них. Процент потерь среди асов истребительной авиации был почти в 2,5 раза выше. Среди штурмовиков было очень высоко развито чувство товарищества и взаимовыручки. Многие из них, рискуя собственной жизнью, неоднократно совершали посадки за линией фронта, чтобы вывезти экипажи сбитых самолётов.
Средний возраст лучших пилотов штурмовой авиации по сравнению со средним возрастом асов-истребителей был выше, многие прошли лётную подготовку ещё в начале - середине 30-х годов. Среди них было достаточно большое число людей, успевших до военной службы проучиться несколько семестров в университетах. Несколько пилотов имели учёную степень доктора юриспруденции, а среди бортрадистов-стрелков, летавших с ними, были профессиональные корреспонденты и даже один дипломированный врач.
Так что же представляла собой штурмовая авиация Люфтваффе? И кто были люди, сидевшие в кабинах её самолётов? Надеюсь, что данная книга поможет найти ответы на эти и другие подобные вопросы.