ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР (ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ   КРЕЙСЕР «ЗЕЕАДЛЕР»)

 

Поход вспомогательного крейсера "Зееадлер"

 

Действия рейдеров после начала войны в большой сте­пени зависели от эффективности работы системы снабже­ния и флота угольщиков. После того как Королевский Флот нейтрализовал большую часть рейдеров и уничтожил эс­кадру адмирала фон Шпее в бою у Фолклендских остро­вов, эта система рухнула. Немцы лишь в конце 1915 года вновь решили вывести надводные рейдеры на британ­ские коммуникации.

Но теперь они обратили свое внимание на вспомога­тельные крейсера — гораздо более экономичные кораб­ли с большой вместимостью угольных бункеров. Уже пер­вое плавание «Мёве» показало, что использование таких кораблей может принести успех. И сразу же возникла идея использовать рейдер, который вообще не будет зависеть от снабжения углем, то есть парусный корабль. Ее пред­ложили сразу несколько человек, но основная заслуга принадлежит отставному лейтенанту флота Альфреду Клингу.

Клинг был известным путешественником, изучавшим Арктику. Сначала его предложение было встречено с не­доверием, но постепенно все возражения отпали. Эконо­мичный вспомогательный дизель позволит такому судну двигаться даже в штиль, и никто не заподозрит в безо­бидном паруснике рейдер. Он должен легко пройти через британские дозоры и выйти в океан, но перспективы возвращения такого корабля все-таки выглядели сомни­тельно.

Еще одной сложностью было то, что очень немногие германские моряки имели опыт плавания под парусами. Весь успех плавания зависел от того, удастся ли найти нужного человека. И такой человек нашелся, это был корветтен-капитан граф Феликс фон Люкнер. Он с дет­ства мечтал стать моряком, убежал из дома и много пла­вал — на русском паруснике «Ниоба», американской четырехмачтовой шхуне «Голден Шор», британском барке «Пинмор». Потом он вернулся в Германию, плавал на немецкой шхуне «Цезарея», канадской шхуне «Флайинг Фиш», пароходе «Лиссабон». Он служил в австралийской Армии Спасения, завербовался в армию мексиканского диктатора Порфирио Диаса... Богатая биография.

В 1908 году Феликс фон Люкнер сдал экзамены, по­лучил диплом штурмана и поступил служить на паро­ход «Петрополис» компании «Гамбург — Южная Аме­рика». Он намеревался прослужить 9 месяцев, а потом завербоваться на год в Германский Императорский Флот, чтобы получить офицерское звание. Так он и сде­лал, и в 1910 году лейтенант граф Феликс фон Люкнер вернулся служить в ту же судоходную компанию, но в феврале 1912 года был призван.

Благодаря своей необычной биографии и хорошо под­вешенному языку фон Люкнер стал любимчиком кайзе­ра Вильгельма II. После рассказа о том, как он поругался с офицерами канонерки «Пантера», фон Люкнер, разу­меется, был назначен служить именно на этот корабль. Там его и застало начало Первой Мировой войны.

Фон Люкнер участвовал в бою у острова Гельголанд, в набегах на Ярмут и побережье Йоркшира. В Ютландс­ком бою он командовал башней на линкоре «Кронпринц». Вскоре после этого боя Адмиралштаб решил отправить в плавание парусный рейдер. Несмотря на возражения офи­церов, которые считали, что старшинство в чине дает им больше прав на командование этим кораблем, граф Феликс фон Люкнер являлся идеальной кандидатурой на пост командира такого судна.

Выбор подходящего корабля был не слишком труден. Трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением «Пасс оф Балмаха» (Неизвестно почему в книге И. Бунича он превратился в шхуну, то есть судно с косым парусным вооружением) был построен в Англии в 1888 году и продан в Соединенные Штаты. В июне 1915 года под ко­мандованием капитана Скотта он вышел из Нью-Йорка с грузом хлопка в Архангельск, но у мыса Рат был оста­новлен британским патрульным судном и отправлен в один из шотландских портов для досмотра. Барку не по­везло. Он был еще раз захвачен, на сей раз германской подводной лодкой U-36 капитан-лейтенанта Графе. При­зовая команда в составе 1 (прописью — одного) фенриха повела парусник в Куксхафен, в то время как английс­кая досмотровая команда спряталась в трюме.

Сначала корабль превратился в учебное судно герман­ского флота «Вальтер», а 16 июля 1916 года было решено переделать его в рейдер. 2 орудия калибра 105 мм были спрятаны за планширем у среза полубака, как обычно, они были установлены по правому и левому бортам. На корабле была установлена мощная рация, а трюм пре­вратился в тюрьму на 400 человек. Самым экзотическим устройством был гидравлический лифт в кормовом са­лоне. Нажатием кнопки, спрятанной за барометром в штурманской рубке, палуба салона опускалась на один уровень. Предполагалось, что это поможет захватить в плен непрошеных визитеров в случае необходимости.

Проблемой стал выбор вспомогательного двигателя. Дизель, который тогда называли нефтяным мотором, еще являлся новинкой. Первые эффективные дизеля были созданы только в 1897 году, и найти надежный мощный двигатель было непросто. Многие фирмы просто не могли построить мощный дизель, пригодный для крупных кораблей. Первым океанским судном, оснащенным ди­зельным двигателем, стал датский теплоход «Зеландия», построенный в ноябре 1911 года.

Датская фирма «Бурмейстер ог Вайн» создала надеж­ные четырехтактные дизеля. Зато двухтактный дизель Круппа такой надежностью похвастаться не мог. Поэто­му немцы сначала зашли в тупик, ведь датские дизеля после начала войны купить стало невозможно. Лишь пос­ле оккупации Бельгии на одном из заводов в Генте нача­лось строительство четырехцилиндровых двухтактных дизелей мощностью 900 ЛС.

«Зееадлер» был замаскирован под норвежское судно, причем работы выполнялись исключительно тщательно. По словам фон Люкнера,

 

«Зееадлер» был покрашен в точности как «Малета». Мы тщательно воспроизвели палубное расположение, украсили каюты тем же орнаментом. В своей капитанс­кой каюте я повесил портреты короля и королевы Норвегии, а также их родственника короля Англии Эдуарда VII. Барометр, термометр и хронометр были норвежского производства. У меня была коллекция норвежских книг, норвежский фонограф и музыкальные записи. Мы располагали достаточным запасом норвежской провизии, чтобы пройти через линию дозоров».

 

Были изготовлены все необходимые документы. Фон Люкнер заявил, что во время захода в Копенгаген был похищен бортжурнал настоящей «Малеты». Немцы пы­тались предусмотреть все мелочи. Фон Люкнер вспоми­нает:

 

«Англичане всегда осматривали матросский кубрик, чтобы удостовериться, что там все в порядке. Я немед­ленно раздобыл большое количество фотографий, ко­торые нужно было выдать за снимки родителей норвежских моряков, их сестер и братьев, дядьев и племянни­ков, возлюбленных и жен... Мы даже послали человека в Норвегию за фотографиями, чтобы узнать имена нор­вежских фотографов, которые их делали».

 

Поддельные корабельные документы указывали, что корабль следует в Мельбурн. Были подобраны человек двадцать, говоривших по-норвежски, которые должны были изображать палубную команду. Остальные немцы должны были скрываться внизу.

Экипаж быстро выучил свои роли. Один из моряков даже был назначен на роль жены капитана. Однако когда парусник уже был готов к выходу, фон Люкнер получил приказ дождаться возвращения из США торговой подвод­ной лодки «Дойчланд». Англичане должны были удвоить патрули, чтобы попытаться перехватить лодку, поэтому рейдер мог попасться в сеть, расставленную не для него. Ждать пришлось около 20 дней. Но за это время настоя­щая «Малета» уже ушла из Дании, а фальшивая все еще торчала в Гамбурге. Вся стройная система обмана рухнула.

Пришлось перелистать весь Регистр Ллойда, чтобы найти корабль, похожий на «Зееадлер» и «Малету». Фон Люкнер выбрал «Кармоэ». Никто не имел ни малейшего представления, где находится этот корабль, но риск ка­зался оправданным. Однако, когда «Зееадлер» пригото­вился выйти в море, из последних норвежских газет, приобретенных для экипажа, выяснилось, что подлин­ный «Кармоэ» только что был осмотрен англичанами. Все рухнуло во второй раз.

Фон Люкнер решил назвать свой корабль «Геро» (Бунич повторяет сказку, рассказанную фон Люкнером в одном из последних изданий своих мемуаров. Корабль, якобы, был назван «Ирма» и честь возлюбленной капитана. Но все это было написано много лет спустя для пущей красоты). Фаль­шивые документы и украденный бортжурнал были рас­четливо подмочены, чтобы англичане не слишком придирались, но в то же время могли прочитать все, что им требовалось.

21 декабря 1916 года «Зееадлер» покинул устье реки Везер, намереваясь пройти вдоль побережья Норвегии, обогнуть с севера Шотландию и выйти в Атлантику обыч­ным судоходным маршрутом. Но 23 декабря корабль по­пал в жестокий шторм. Фон Люкнер расценил этот как дар божий, потому что теперь подмоченные документы не вызывали подозрений.

8 день Рождества фон Люкнер находился в 180 милях юго-западнее Исландии, когда был остановлен британским вспомогательным крейсером «Авенджер». Имея 8 орудий 152 мм, этот корабль мог в считанные минуты превра­тить «Зееадлер» в груду щепок. Англичане прислали дос­мотровую партию, но тщательная маскировка сработала. Лейтенант Лейдерман (Отставной лейтенант Лейдерман до 1914 года служил у знаменитого владельца винджаммеров «Летающие П» Фердинанда Лайеша и имел большой опыт плавания на парусных судах. Бунич почему-то перекрес­тил его в Пирса и разжаловал в младшие лейтенанты. Может быть, он спутал его с изображавшим боцмана лейтенантом Прайссом?) рассказал англичанам сказку о немецких рейдерах «Мёве» и «Зееадлер». Хотя осмотр был довольно тщательным, немцы приготовились к нему бо­лее чем основательно. «Норвежский корабль» был отпущен с пожеланиями счастливого Рождества.

Орудия рейдера были укрыты раскрашенной под дос­ки парусиной и завалены одеждой матросов, якобы раз­ложенной для просушки. Пулеметы были спрятаны на корме, а 50 человек, вооруженные винтовками, могли укрыться за планширем и открыть огонь, если это по­требуется. Норвежский камуфляж был сброшен вместе с палубным грузом леса, который полетел за борт. Барк драили и чистили, пока он снова не превратился в на­стоящий боевой корабль германского флота.

9 января 1917 года в 120 милях южнее Азорских остро­вов был замечен элегантный однотрубный пароход. Немцы решили, что он английский, хотя пароход не нес флага. «Зееадлер» сигналом попросил сообщить показа­ния хронометра. Это было совершенно нормально для парусников тех времен, которые долго не видели берега. Шкипер Чун, направлявшийся в Буэнос-Айрес с грузом угля, снизил скорость. Но тут на мачту «Зееадлера» взле­тел германский флаг, и лейтенант Киршис, исполняв­ший роли штурмана и старшего артиллериста одновре­менно, приказал опустить фальшборт, укрывающий ору­дие правого борта. Первый снаряд пролетел перед форш­тевнем «Глэдис Роил» (Gladys Royle, а не Gladys Royal, как у Бунича). К удивлению немцев, пароход поднял Красный Флаг британского торгового флота и спустил его. Второй снаряд пролетел над баком парохо­да, третий — над трубой.

Лишь теперь британский шкипер сообразил, что от него требуют, застопорил машину и спустил шлюпку. Шкипер Чун поднялся на борт рейдера. Отмечать время выстрелом мортирки было обычаем настолько древним, что он приказал поднять флаг в качестве «выстрела». Вто­рой выстрел немцев он принял за попытку потопить гер­манскую субмарину, и повел «Глэдис Роил» зигзагом. Лишь после третьего выстрела он заметил германский флаг на мачте «Зееадлера» и понял, что происходит. Лей­тенант Прайсе во главе абордажной партии установил подрывные заряды, и британский пароход затонул кор­мой вперед.

Днем 10 января был замечен еще один пароход. На все сигналы «Зееадлера» он не отвечал, и тогда фон Лкжнер приказал резать курс незнакомца, надеясь, что, как и положено законом, пароход уступит дорогу паруснику. Но пароход просто шел вперед и едва не протаранил «Зееадлер». Взбешенный фон Лкжнер приказал поднять германский флаг и открыть огонь. Шкипер Джордж Баннистер, командовавший «Ланди Айлендом», решил попытаться удрать, хотя второй снаряд едва не попал в трубу парохода. Он повернул против ветра, но фон Люкнер перешел на беглый огонь. Один снаряд попал в трубу, два разворотили борт парохода, еще один взорвался на палубе. Наконец «Ланди Айленд» остановился и спустил шлюпки. Фон Люкнер приказал британскому шкиперу прибыть на борт рейдера, но и этот приказ не был вы­полнен. Немцам пришлось спускать свою шлюпку.

Лишь когда Баннистера силой притащили на «Зееадлер», выяснились причины его странного поведения. Он шел с Мадагаскара с грузом сахара и считал этот груз стоящим риска. Однако полутуземный экипаж под сна­рядами взбунтовался и бросился к шлюпкам. Капитан сам встал к рулю, но» снаряд перебил штуртрос, и «Ланди Айленд» потерял управление. Матросы сбежали с суд­на, бросив капитана одного. Фон Люкнер узнал, что Баннистер был командиром одного из пароходов, захва­ченных графом цу Дона-Шлодиен во время первого пла­вания «Мёве». Он опасался, что во второй раз, немцы его просто повесят. Однако никто не стал вешать отваж­ного капитана, хотя пароход был потоплен артиллерийским огнем.

«Зееадлер» продолжал двигаться на юг. 21 января он захватил французский трехмачтовый барк «Шарль Гуно» с грузом кукурузы. G помощью подрывных зарядов тот был потоплен и скрылся под водой с развевающимся на мачте французским флагом.

Из бортжурнала француза фон Люкнер узнал, какие маршруты предпочитают парусники. 24 января, исполь­зуя эту информацию, он перехватил небольшую шхуну «Персэ». Сначала ее приняли за американскую и даже разрешили следовать дальше. Но на прощанье «Персэ» поднял... британский флаг! Два предупредительных выст­рела заставили шхуну остановиться. Абордажная партия выяснила, что шхуна направляется в Галифакс с грузом габардина, шерсти и соленой рыбы, а ее капитан только что женился. Экипаж был снят, в том числе и новобрачная, а шхуна потоплена артогнем. Свадебное путешествие не получилось.

3 февраля наблюдатели рейдера заметили большой четырехмачтовый барк. Когда «Зееадлер» подошел бли­же, стало ясно, что это француз. «Антонин» возвращался домой из Чили с грузом селитры. Фон Люкнер попытал­ся догнать его, но в самый неподходящий момент дизель отказал. К счастью, и под парусами «Зееадлер» развивал приличную скорость, поэтому немцы из спортивного интереса решили устроить небольшую регату.

Когда шквалистый ветер усилился, капитан француз­ского барка Лекок, опасаясь за паруса и мачты, часть парусов убрал. Фон Люкнер не убрал ни клочка паруси­ны. Когда рейдер подошел ближе, немцы увидели, что французы фотографируют их корабль. А когда расстоя­ние сократилось еще больше, «Зееадлер» дал несколько пулеметных очередей по парусам «Антонина». В ту же минуту изумленные французы увидели поднятый на мачте германский флаг. Барк остановился, экипаж был снят, и подрывные заряды послали «Антонин» на дно.

9 февраля фон Люкнер захватил и потопил итальян­ский парусный корабль «Буэнос-Айрес» с грузом чилий­ской селитры. Утром 19 февраля появился еще один эле­гантный парусник. «Зееадлер» погнался за четырехмачтовым барком, который принял вызов и поднял все паруса. Постепенно незнакомец начал было отрываться от «Зееадлера». Однако немцы к этому времени исправили ди­зель и запустили его в помощь парусам. Когда «Зееадлер» немного нагнал неизвестный корабль, фон Люкнер по­нял, что он ему знаком. Оказалось, этот тот самый «Пинмор», на котором он когда-то обогнул мыс Горн. Была в этом происшествии какая-то злая ирония, но у войны свои законы.

А далее фон Люкнер в своих мемуарах рассказывает уже откровенную сказку. Будто бы он на «Пинморе» по­сетил Рио-де-Жанейро, чтобы докупить продуктов. Ко­мандир рейдера якобы перевязал себе правую руку, чтобы по подписи на таможне лжекапитана не разоблачи­ли. Так как этот старый парусник больше ему не мог быть полезным, фон Люкнер приказал затопить его подрыв­ными зарядами. Так или иначе, но считается, что «Пинмор» был затоплен где-то в конце февраля.

Четырехмачтовый барк «Викинг» шел под датским флагом и после осмотра был отпущен.

Утром 26 февраля стоящий на вахте лейтенант Прайсе заметил смутный силуэт. Фон Люкнер немедленно по­шел на перехват, и через 15 минут «Зееадлер» подошел к трехмачтовому барку «Бритиш Йомен». Его экипаж ра­достно приветствовал выстроенных на палубе пленных. Национальная принадлежность барка была ясна из само­го названия. Фон Люкнер приказал запустить фонограф на максимальную громкость и играть «Долог путь до Типперери».

Капитан Армстронг в мегафон спросил, что нового известно о ходе военных действий. На это фон Люкнер ответил, что новостей слишком много, чтобы передавать их сигналами. Впрочем, он умел выражаться кратко и содержательно. На мачту «Зееадлера» были подняты все­го 3 флага — C.I.D. Этот сигнал означал «Немедленно остановитесь, или я буду стрелять». На гафель взлетел германский флаг, и появились орудия. На британском корабле началась паника, экипаж бросился в шлюпки. Когда суматоха немного утихла, абордажная партия «Зе­еадлера» выяснила, что груз «Бритиш Йомена» состоит из живых цыплят и поросят. Сняв живность, немцы за­топили британский корабль.

Вечером 26 февраля за кормой был замечен огонь. Вскоре появился четырехмачтовый барк, который дого­нял «Зееадлер», так как фон Люкнер специально держал небольшую скорость. На рассвете «Ла Рошфуко» подо­шел совсем близко, и фон Люкнер поднял сигнал: «Ос­тановиться. Мы имеем важное сообщение». Барк охотно повиновался, но немцы опустили щиты, прикрывающие орудия, и подняли германский флаг.

Сообразив, что любое сопротивление будет напрас­но, капитан Мальбер прибыл на борт «Зееадлера» в со­стоянии шока. Он почему-то был уверен, что остановлен британской базой подводных лодок. Французские моря­ки сообщили абордажной партии, что их судно недавно досматривал британский крейсер. Более тщательное изу­чение бортового журнала показало, что Мальбер вырвал страницу с записью об этом, надеясь, что это поможет крейсеру захватить рейдер врасплох. Но его уловка была раскрыта, и барк был потоплен 27 февраля.

Вечером 5 марта стояла прекрасная погода, и «Зееадлер» шел под созвездием Южного Креста. Когда фон Люкнер увидел на фоне лунного диска силуэт четырехмачтового барка, он приказал начать погоню. «Зееадлер» незаметно зашел с темной стороны горизонта. Немцы определили, что замеченный корабль, скорее всего, бри­танский. Фон Люкнер прожектором просигналил: «Не­медленно остановиться. Германский крейсер». Он наде­ялся запугать жертву, заставив поверить, что встречен настоящий военный корабль.

Вскоре послышался плеск весел, и чей-то голос ок­ликнул рейдер по-французски. На борт поднялся капитан Шарье, который командовал барком «Дюплэ». Он все еще верил, что происходящее — не более чем глупая шутка кого-то из союзников. Но все заблуждения рассеялись, когда он вошел в каюту фон Люкнера. Там Шарье увидел портреты кайзера Вильгельма II, Гинденбурга, Людендорэ фа. Все это было увенчано большим германским флагом. Француз был безутешен. Он рассказал, что два других ка­питана советовали ему не покидать Вальпараисо, пока судовладельцы не пришлют инструкции. Однако он ре­шил использовать благоприятный ветер и рискнуть. Напомним, что двумя другими призами тоже были француз­ские парусники — «Антонин» и «Ла Рошфуко». Вскоре «Дюплэ» отправился вслед за ними на морское дно.

11 марта «Зееадлер» заметил британский пароход. Фон Люкнер приказал поднять сигнал с просьбой сообщить время по хронометру. Но пароход не остановился. Немцы привели в действие дымогенератор и подожгли большое количество магния, чтобы изобразить серьезный пожар на корабле. Одновременно были выпущены сигнальные ракеты. Англичане поверили, и пароход «Хорнгарт» не­медленно пошел на помощь. Фон Люкнер увидел антен­ну радиостанции и большое орудие у него на корме. Если пароход решит начать бой, то участь «Зееадлера» может оказаться незавидной.

Фон Люкнер решил нанести удар первым. Когда «Хор­нгарт» подошел ближе, «пожар» был взят под контроль, на палубу поднялся матрос Шмидт, изображавший ка­питанскую жену. Буквально через пару минут все изме­нилось. Появились орудия, Шмидт превратился в герман­ского матроса, на мачту взлетел флаг императорского флота, вдоль фальшборта выстроились стрелки с вин­товками. Первый же 105-мм снаряд уничтожил рацию британского судна. «Шумовая пушка», изготовленная из трубы большого диаметра, набитой порохом, выпалила с ужасным грохотом.

Но шкипер «Хорнгарта» Сторнторп отказался капиту­лировать, он приказал орудийному расчету занять свои места. Немцы увидели людей, бегущих на корму. Стрелки на борту «Зееадлера» приготовились открыть огонь. Од­новременно 3 человека с мегафонами во всю глотку зао­рали: «Приготовить торпеды». Суматоха на борту британ­ского парохода стихла, и на ветру затрепыхались белые тряпки. «Хорнгарт» остановился.

В состав абордажной партии подобрали людей наибо­лее внушительной наружности, чтобы у англичан боль­ше не возникало желания сопротивляться. Однако анг­лийский экипаж далее повиновался безропотно. Немцы забрали с парохода несколько музыкальных инструмен­тов и большое пианино, после чего «Хорнгарт» был потоплен.

21 марта был захвачен французский барк «Камбронн». На барке имелось достаточное количество продовольствия, поэтому фон Люкнер решил перевести туда при­мерно 300 пленных с «Зееадлера». Обычно командиры рей­деров стремились захватить пароход, чтобы перевести туда пленных, и судно под управлением германской призовой команды как можно медленнее тащилось в ближайший нейтральный порт. Попытка доставить пленных на берег на «Камбронне» привела бы к серьезным проблемам. Ко­манда фон Люкнера была слишком малочисленной, что­бы укомплектовать два парусника. Если отдать «Камбронн» в распоряжение пленных, они помчатся на всех парусах. Это не позволит «Зееадлеру» уйти достаточно далеко.

Но в итоге проблема была решена довольно просто — на «Камбронне» просто срубили стеньги, уничтожили весь запасной рангоут и выкинули за борт паруса. Теперь барк не мог добраться до Рио быстрее, чем за 10 дней. Фон Люкнер оставил пленникам продуктов на месяц и отпу­стил «Камбронн» восточнее острова Тринидад. Командо­вание парусником было поручено капитану «Пинмора» Маллену. Тот потребовал спустить французский флаг и поднять Юнион Джек, но французы не согласились.

Рейдер направился на юг. У Фолклендских островов он сделал небольшую остановку и сбросил за борт железный крест, чтобы отметить могилу адмирала фон Шпее и его моряков. 18 апреля «Зееадлер» обогнул мыс Горн с помощью обычного в этих широтах шторма. После этого он направился на север вдоль побережья Чили.

Переход оказался сложным. Хотя «Зееадлер» забрался так далеко на юг, что встретил несколько айсбергов, фон Люкнер едва не налетел на британский вспомогатель­ный крейсер. Большой пассажирский лайнер с 152-мм орудиями был слишком опасным противником для па­русника. Немцы считали, что это «Отранто», благопо­лучно ускользнувший от крейсеров фон Шпее в бою у Коронеля. Но теперь удача улыбнулась немцам — налетел шквал, и противники потеряли друг друга из вида. Немного позднее «Зееадлер» разминулся с броненосным крейсером «Ланкастер», патрулирующим у берегов Чили,

Чтобы обмануть англичан, фон Люкнер приказал сбро­сить за борт шлюпки и спасательные жилеты, снятые с потопленных кораблей. Немцы нанесли на них название «Зееадлер», чтобы уверить англичан в своей гибели. Он также отправил по радио несколько сигналов SOS, яко­бы посланных торговыми судами, которые были атако­ваны германскими подводными лодками. Передачи об­рывались на полуслове.

В начале мая рейдер перехватил передачу неизвестной радиостанции: «Зееадлер» потоплен с поднятым флагом. Командир и часть экипажа взяты в плен и скоро будут привезены в Монтевидео». Похоже, англичане затеяли свою собственную игру, чтобы убедить мир в безопасно­сти судоходных путей.

«Зееадлер» сначала направился к острову Мас-а-Тиерра, а оттуда повернул на запад. К началу июня рейдер находился западнее острова Рождества, где и узнал, что Соединенные Штаты объявили войну Германии. Поэто­му 14 июня была захвачена и сожжена американская четырехмачтовая шхуна «А.Б. Джонсон». Следующими жертвами рейдера стали американские шхуны «Р.К. Слейд» и «Манила». На борту корабля в качестве пленных находи­лись 25 моряков, 1 женщина и 1 опоссум.

Но потом наступил мертвый сезон, и в конце июля фон Люкнер направился к островам Таити. Он подошел к острову Мопелия, чтобы очистить днище корабля и дать экипажу небольшой отдых. Возле этого острова и завершился полет «Орлана» (Steadier по-немецки «орлан»).

Сам фон Люкнер описывает происшедшее более чем красочно. 2 августа 1917 года примерно в 9.30 он

 

«заметил, что на востоке в океане поднимается ка­кая-то стена. Сначала мы решили, что это мираж. Но она поднималась все выше. Наконец мы поняли — это приливная волна, которую вызывают подводные землетрясения или извержение вулкана. Опасность была «лишком очевидна. Мы находились между волной и ос­тровом.

Мы даже не пытались поднять паруса, так как ветер выбросил бы нас на риф. Нашей единственной надеждой отойти от острова был двигатель. Исполинская стена вол­ны мчалась на нас с головокружительной скоростью.

Двигатель не запускался. Механики делали все воз­можное. Они накачивали сжатый воздух в цилиндры. Од­нако волна была уже в сотне ярдов от нас. Мы погибли».

 

Цунами выбросил «Зееадлер» на коралловый риф. Мачты сразу превратились в груду обломков, но желез­ный корпус выдержал. Когда волна ушла, выяснилось, что корабль прочно сидит на рифе и о дальнейшем пла­вании не может быть и речи.

Американские пленники рассказывали эту историю гораздо более прозаично. Они утверждали, что фон Люкнер и команда пьянствовали на берегу и не уследили за кораблем. Якоря поползли, и «Зееадлер» снесло на риф кормой вперед. Фон Люкнер придумал очередную сказ­ку, чтобы как-то оправдаться. Современные историки утверждают, что ни в каких документах нет упоминания о цунами в этом районе в этот день.

Цунами, скорее всего, действительно не было, но прибоем «Зееадлер» все-таки выбросило на риф. Плава­ние завершилось, но не таков был граф Феликс фон Люкнер, чтобы успокоиться и ждать, пока их снимут с богом забытого островка.

23 августа фон Люкнер и 5 матросов на спасательной шлюпке «Зееадлера» снова вышли в море. Шлюпка полу­чила гордое название «Кронпринцесса Сесилия». Между прочим, так же назывался один из германских трансат­лантических лайнеров. Целью плавания были острова Кука, а если понадобится, то и Фиджи. Фон Люкнер хо­тел захватить какой-нибудь парусник и вернуться на Мопелию, чтобы забрать свой экипаж, спасенное ору­жие и... продолжить крейсерство!

26 августа шлюпка подошла к острову Атуи (острова Куки). Немцы выдавали себя за путешествующих голланд­цев. На этом острове не оказалось никаких кораблей, и фон Люкнер направился к острову Аитутаки. Там немцы были разоблачены, хотя попытались выдать себя за нор­вежцем. Однако фон Люкнер не потерял самообладания и ершу начал думам, о побеге. Он направился было к острому Раротонга, но повернул назад, когда увидел си­луэт большого вспомогательного крейсера. Однако это был сидящий па мели пароход без команды, чего немцы не знали.

Фон Люкнер направился к островам Фиджи, хотя ему предстояло на крошечной шлюпке идти через океан. Это плавание едва не стало для него последним. Тропические шторма, палящее солнце, нехватка еды и воды, цинга уже на полпути превратили немцев в какие-то призраки. Фон Люкнер все-таки сумел добраться до острова Ката-фанга (острова Тонга), и, наконец, немцы прибыли к острову Вакая возле одного из крупнейших островов ар­хипелага Фиджи — Вити-Леву.

Фон Люкнер и его люди решили захватить шхуну с грузом одежды и шелка, сушеными овощами и свежим мясом. Но прежде чем они сумели это сделать, прибыл пароход «Амра» с группой вооруженных полицейских. Фон Люкнер запретил своим матросам сражаться, хотя перед ними была горстка плохо вооруженных туземцев. Он был очень предусмотрителен. У немцев не было военной фор­мы, их могли принять за партизан или франтиреров и просто повесить. 21 сентября фон Люкнер и его товари­щи, наконец, попали в плен.

Утром 23 августа оставшиеся на Мопелии немецкие моряки и американцы заметили французскую баркентину «Лютеция». Лейтенант Клинг немедленно начал сиг­налить. Жадный французский капитан увидел обломки «Зееадлера» и пообещал помочь за треть страховой суммы. Он получил заслуженную награду. К борту корабля подошла шлюпка с вооруженными немцами и захватила «Лютецию». Клинг немедленно направился на восток, бросив американцев на острове.

26 августа к Мопелии подошел японский броненос­ный крейсер «Идзумо», занимавшийся безуспешными поисками «Зееадлера». Японский адмирал обнаружил только голодных и оборванных американцев.

Клинг направился к острову Пасхи, чтобы там сде­лать остановку и подготовить корабль к переходу вокруг мыса Горн. Выяснилось, что ранее этот корабль принад­лежал немцам, и ему было возвращено первоначальное название «Фортуна». Однако 4 октября «Фортуна» нале­тела на не обозначенный на карте риф и разбилась у острова Пасхи. Экипаж сумел добраться до берега, но чилийские власти захватили немцев и интернировали их до конца войны.

13 декабря 1917 года фон Люкнер и его люди сбежали из Новой Зеландии на катере, принадлежавшем комен­данту тюремного лагеря. Катер «Перл» был «вооружен» макетом пулемета. Но в очередной раз обман сработал, и фон Люкнер захватил маленькую шхуну «Моа». Немцы уже приготовились поднять паруса и плыть дальше, ког­да к шхуне подошел вооруженный патрульный корабль «Ирис». В мирное время он занимался укладкой телеграф­ных кабелей для новозеландского правительства. Игра закончилась, и фон Люкнер снова оказался в плену.

Сам граф Феликс фон Люкнер вернулся в Германию в 1919 году, а последний из его моряков — в январе 1920 года.