Приложение : Специальные штурмовые средства Королевского Итальянского флота

 

Итальянские сверхмалые лодки

 

     Хотя во время русско-японской войны обе стороны, по слухам, имели сверхмалые лодки, именно итальянский флот первым использовал это оружие в войнах XX века. Он построил несколько крошечных суденышек водоизмещением около 16 тонн. Они оказались совершенно непригодны для действий в открытом море и использовались для обороны портов в Адриатике. Серьезные разработки начались в середине 30-х годов, когда Муссолини вторгся в Абиссинию. Это привело к опасности конфликта с Великобританией. Многие итальянские офицеры ратовали за создание корабля, способного проникнуть в британские базы, такие, как Мальта, Гибралтар и Александрия. Самым ярым их адептом стал капитан 2 ранга Анджело Беллони, обучавший добровольцев Decima Flottiglia MAS (10-я флотилии MAC) — первого подразделения "специальных систем вооружения".

     В конечном итоге главным таким оружием стала человеко-торпеда "Майале" (Поросенок). Однако в довоенные годы считалось, что и сверхмалая подводная лодка способна на такую операцию. Она сможет либо выполнить торпедную атаку, либо выпустит боевых пловцов, которые установят магнитные мины. В условиях строжайшей секретности итальянский флот построил и в апреле 1938 ввел в строй сверхмалые лодки С.А.1 и С.А.2 (Costiero-tipo — прибрежные).

     Испытания быстро доказали, что С.А.1 и С.А.2 в принципе не способны совершать морские переходы. У них не было даже тени шанса на выживание при действиях в мелководном Средиземном море, отличавшемся большой прозрачностью воды. Особенно, если учесть полное господство авиации союзников. Поэтому в 1941 году было решено, что сверхмалые лодки должны доставляться к цели большими лодками-носителями. После этого под покровом темноты миджеты могли проникнуть на якорную стоянку и установить подрывные заряды. Дизельные установки были сняты с обеих лодок вместе с торпедными направляющими. Это уменьшило водоизмещение до 12/14 тонн, а подводная скорость увеличилась до 6 узлов. Подводная дальность возросла до 70 миль, и появился третий член экипажа. По крайней мере 1 человек в лодке теперь был специально обученным боевым пловцом.

 

Итальянские сверхмалые лодки

Тип

С.А.1

С.А.2

С.А.3/С.А.4

С.В.

Водоизмещение подводное

16,4 t

14 t

14 t

45t

Длина

10 м

10 м

10,47 м

14,99 м

Ширина

1,96 м

1,96 м

1,9 м

3 м

Осадка

1,6 м

1,6 м

1,83 м

2,1 м

Машины

1-вальный дизель = 60 hp

электромотор = 25 hp

электромотор = 21 h

электромотор = 21 hp

1-вальный дизель = 90 hp

электромотор = 100 hp

Скорость надводная

подводная

 

6,5 узл.

5 узл.

 

7 узл.

6 узл.

 

7 узл.

6 узл.

 

7,5 узл.

7 узл.

Дальность надводная

 

подводная

 

700 миль @ 4 узл.

7 миль @ 3 узл.

 

не изв.

 

70 миль @ 2 узл.

 

не изв.

 

70 миль @ 2 узл.

 

1400 миль @ 5 узл.

50 миль @ 3 узл.

Вооружение

2 ТА 450 мм

2 ТА 450 мм или 8 зарядов 100 кг

20 магнитных мин 2 кг

2 ТА 450 мм или 2 мины

Экипаж

2

3

3

4

Построено

1

1

2

22

 

Дата:           декабрь 1943

Место:        река Гудзон, Нью-Йорк, США

Атака:         итальянские сверхмалые лодки С.А.2

Цель:          корабли в порту и доки

     По настоянию германского командования, которое подчеркивало моральный эффект усиления активности итальянского флота в Атлантике, капитан 2 ранга князь Юнио Валерио Боргезе, командир 10-й флотилии MAC, спланировал самые эффектные операции итальянских сверхмалых лодок. Он предложил атаковать британскую базу во Фритауне, Сьерра-Леоне, и порты атлантического побережья США. Такие операции попахивали настоящим самоубийством. Атака Фритауна, для которой выделялась лодка С.А.1, была отменена после того, как итальянцы решили, что принятые англичанами меры не оставляют шансов на успех. Однако работа над планом атаки американского побережья, а особенно гавани Нью-Йорка, продолжалась.

     В середине 1942 года в порядке подготовки к операции лодка С.А.2 была перевезена по железной дороге в Бордо, где находился штаб командира итальянских лодок, действующих в Атлантике, капитана 1 ранга Энцо Кросси. Он выбрал в качестве носителя подводную лодку "Леонардо да Винчи" (1190/1489 тонн). Под руководством капитана 2 ранга Боргезе и сублейтенанта Массано итальянские мастерские в Бордо, которыми руководил майор Фену, сняли 100-мм орудие "да Винчи" и на его месте перед рубкой соорудили что-то вроде "кармана". Там и помещалась лодка С.А.2. Такая конструкция прилепила к лодке-носителю ехидную кличку "Кенгуру". Испытания в море, к огромному удовлетворению Боргезе, подтвердили возможность подводного запуска миджета с "Кенгуру". Лодка-носитель могла и принимать миджет, не поднимаясь на поверхность. Это было особенно важно, чтобы не дать зародиться подозрению в самоубийственном характере планируемой операции. Точно так же японский флот создавал планы спасения экипажей сверхмалых лодок после атаки Пирл-Харбора.

     По плану Боргезе "Кенгуру" (уже не "да Винчи", которую британские корабли в мае 1943 года потопили у Азорских островов) должна была выпустить миджет, находясь под водой в Нью-Йоркской бухте. С.А.2 (или практически идентичные С.А.З или С.А.4) должна была ночью пробраться в переполненную гавань в устье Нью-Йорка. 2 боевых пловца, покинув лодку, должны были установить подрывные заряды — 8 100-кг зарядов и 40 2-кг магнитных мин — на кораблях и портовых сооружениях. После этого С.А.2 должна была спуститься по реке и встретиться с "Кенгуру".

     Самоубийственность этого плана была очевидной. Боргезе легкомысленно предположил, что оборонительные сооружения Нью-Йорка "скорее всего не готовы к внезапной атаке подобного рода". Однако следует помнить, что "счастливые времена", которыми наслаждались германские субмарины у американского побережья в первой половине 1942 года, закончились. "Кенгуру" предстояло подняться на поверхность, чтобы позволить экипажу миджета занять свои места, так как он не мог сделать это прямо с лодки-носителя. После атаки океанской лодке снова предстояло подняться на поверхность возле американского берега. Наконец, предполагалось, что сверхмалая лодка, имеющая дальность плавания 70 миль, проведет в Гудзоне 2 дня. Слишком большое везение требовалось для успешного завершения этого предприятия. Однако, по словам Боргезе, только крах Италии в сентябре 1943 года сорвал выполнение операции, намеченной на декабрь 1943 года.

     Кроме 4 лодок типа С.А., итальянский флот построил 22 малые лодки типа С.В. (Некоторые из них были достроены уже в 1944 году.) Эти 4-местные лодки водоизмещением 36/45 тонн не использовались для "специальных операций", а действовали как обычные малые прибрежные лодки, выполняя торпедные атаки в открытом море. Итальянская флотилия из 6 этих лодок, базировавшаяся на Черном море в Констанце, Румыния, добилась определенных успехов. По различным данным, эти лодки потопили советские подводные лодки Щ-208 в июне 1942 года и Щ-207 в августе 1943 года.

 

Итальянские управляемые торпеды

 

Подготовка ко Второй Мировой войне

 

     Мы уже упоминали, что развитие систем специального оружия итальянский флот начал в 1935 году, когда возник международный кризис в результате вторжения Муссолини в Эфиопию. В сентябре этого года 2 молодых инженера ВМФ сублейтенант Тезео Тезеи и сублейтенант Элио Тоски предложили проект человекоуправляемой торпеды на базе "Миньятты", в которую были внесены значительные изменения. Главным отличием новой торпеды была возможность совершать небольшие переходы в полностью погруженном состоянии. Адмирал Доменико Каваньяри быстро утвердил проект, и торпедные мастерские Сан-Бартоломео, Специя, построили 2 прототипа. В январе 1936 года изобретатели лично провели серию секретных испытаний, которые завершились успехом. В том же году под руководством капитана 2 ранга Гонзаго ди Чирелло, командира 1-й флотилии подводных лодок, началось обучение личного состава для подразделений человекоуправляемых торпед.

     Работы немного затормозились, когда завершился Абиссинский кризис, однако снова ускорились в 1939 году, когда опасность войны резко увеличилась. Теперь программой руководил капитан 2 ранга Паоло Алоизи, командир 10-й флотилии MAC. Тезеи и Тоски получили новые звания и были освобождены от всех иных обязанностей. Они работали над дальнейшим усовершенствованием своей торпеды. В начале 1940 года с подводной лодки "Аметиста" (капитан 2 ранга князь Юнио Валерио Боргезе) в заливе Специя были запущены 3 торпеды. Имитировалась ночная атака порта. Одна торпеда успешно проникла в гавань Специи и установила макет заряда на судне-мишени. Согласно отчету Боргезе была проведена попытка использовать радиомаяк для возвращения торпед на лодку. Однако это устройство не прижилось, в основном потому, что пилоты торпед считали — подготовка обратного перехода может ослабить их решимость добиться успеха любой ценой. (Именно этот аргумент использовали те японские адмиралы, которые возражали против установки спасательных плотиков на взрывающихся катерах и аварийных люков на кайтэн. По мнению верховного командования, в этом случае оружие не будет самоубийственным.) По словам Боргезе, Тезеи заметил: "Единственное, что имеет значение, — это готовность людей умереть, чтобы вдохновить и укрепить будущие поколения".

 

Человекоуправляемая торпеда "Майале"

 

     После успешных испытаний мастерским Сан-Бартоломео была заказана первая партия из 12 человекоуправляемых торпед. Официально это оружие называлось SLC (Siluro a lenta corsa — тихоходная торпеда). Однако пилоты предпочитали называть ее "Майале" (Поросенок). Возможно, эта кличка родилась из-за капризных механизмов торпеды.

     "Майале" имела длину 6,7 м и диаметр 533 мм. Водоизмещение торпеды составляло 1,5 тонны. На ней был установлен электромотор мощностью 1,1 ЛС, который был потом заменен на более мощный — 1,6 ЛС. Он позволял торпеде двигаться почти бесшумно. На скорости 4,5 узла "Майале" могла пройти 4 мили, а на крейсерской скорости 2,3 узла — 15 миль. Экипаж был одет в защитные резиновые комбинезоны. Запаса воздуха в аквалангах хватало на 6 часов. Торпеда могла погружаться на глубину до 30 м. Однако в подводном положении радиус действия "Майале" был очень небольшим. В носовой части торпеды была установлена съемная боеголовка с зарядом 200 кг. Позднее его увеличили до 250 кг и, наконец, до 300 кг. Часовой механизм позволял устанавливать задержку до 5 часов.

     Пилоты "Майале" сидели друг за другом верхом на торпеде. Их ноги упирались в специальную подножку. Водитель-офицер был прикрыт изогнутой металлической пластиной, под которой был установлен люминесцентный магнитный компас, клапан регулировки глубины, приборы управления электромотором. Пилот управлял торпедой с помощью рулевой колонки самолетного типа. Специальные рычаги затопляли и продували балластные цистерны. Второй член экипажа (обычно унтер-офицер, водолаз) находился сзади. От водителя его отделяла цистерна быстрого погружения. Позади него находился металлический контейнер с инструментами и запасным дыхательным аппаратом.

     Всего в 1940 — 43 годах было построено более 80 "Майале". На последних моделях пилоты прикрывались легким металлическим кожухом, в результате чего торпеда стала напоминать кокпит маленького двухместного самолета. Эти последние модели назывались SSB (Siluro San Bartolomeo — торпеда Сан-Бартоломео). Они должны были иметь более высокие характеристики, но их боевому использованию помешала капитуляция Италии.

 

Доставка в район атаки

 

     Первой запланированной операцией "Майале" была атака британских кораблей в Александрии, назначенная на ночь 25—26 августа 1940 года. Подводная лодка "Ириде" (лейтенант Франческо Брунетти) должна была доставить 4 торпеды, установленные на палубе, на расстояние 4 мили от входа в гавань. Так как торпеды стояли на палубе открыто, лодка не могла погружаться глубже, чем безопасная глубина погружения "Майале" — 30 метров. Это подвергало ее серьезному риску в случае атаки патрульных самолетов, которые осматривали прибрежные воды. Однако "Ириде" 22 августа была захвачена британскими торпедоносцами с авианосца "Игл" в заливе Бомба. Лодка вышла в залив два пробного погружения, но была потоплена торпедой, попавшей в носовую часть. Среди спасенных были Тезеи в Тоски, которые добровольно вызвались участвовать в первом боевом задании своей торпеды.

     Тем временем начались разработки более безопасных способов транспортировки "Майале". В августе — сентябре 1940 года были модернизированы 5 подводных лодок, на которых были установлены стальные цилиндры для перевозки "Майале". С подводных лодок "Амбра" (тип "Перла") и "Гондар" и "Шире" (тип "Адуа") были сняты носовые 100-мм орудия. На них установили 1 цилиндр в носовой части и 2 в кормовой. Подводные лодки "Гронго" и "Мурена" (тип "Флутто"), построенные в 1943 году, должны были нести 4 цилиндра попарно впереди и позади рубки. "Майале" извлекались из цилиндров членами экипажа лодки в костюмах аквалангистов, после чего пилоты занимали свои места. Все это происходило под водой.

 Установленные на палубе цилиндры придают лодке необычный вид. Орудие пришлось снять. Маскировочная окраска представляла паровой траулер, повернутый в противоположном направлении по отношению движения лодки.

     Вскоре была потоплена одна из лодок-носителей. В конце сентября 1940 года "Гондар" (лейтенант Брунетти, который спасся при гибели "Ириде") и "Шире" вышли в море, чтобы одновременно атаковать с помощью "Майале" Александрию и Гибралтар соответственно. Их поход был отменен, когда разведка сообщила, что ни в одном порту нет крупных кораблей. Однако на обратном пути "Гондар" была перехвачена британскими эсминцами "Дайамонд" и "Стюарт", которым помогала летающая лодка "Сандерленд". Тяжело поврежденная глубинными бомбами в ходе 12-часовой охоты, подводная лодка поднялась на поверхность и была затоплена собственным экипажем. В плен попали один из создателей "Майале" капитан Тоски и командир 1-й флотилии MAC капитан 2 ранга Марио Джорджини. Его место занял капитан 2 ранга Витторио Моккагатта, под командованием которого и прославилось подразделение специальных операций, названное 10-й флотилией MAC.

     Ближе всех к успеху в первый год операций подошли "Майале", выпущенные подводной лодкой "Шире" (капитан 2 ранга Боргезе) в бухте Алхесирас, Гибралтар, ночью 29—30 октября 1940 года. Одна из 3 торпед затонула буквально через 30 минут. Вторая, которой управляли майор Тезеи и водолаз сержант Альчиде Педретти, достигла входа во внутреннюю гавань. Однако здесь отказали дыхательные аппараты обоих пилотов, а следом за ними и резервный аппарат. Это вынудило Тезеи прервать операцию. Итальянцы затопили свою торпеду и поплыли к испанскому берегу. Как и экипажи остальных затонувших торпед, Тезеи и Педретти встретились с итальянским агентом и с его помощью благополучно вернулись в Италию.

     Третья торпеда под управлением лейтенанта Джино Биринделли и водолаза унтер-офицера Дамоса Пакканьини сумела пробраться в военный порт, хотя пилоты испытывали большие трудности с управлением — плохо работала балластная цистерна. Они поднялись на поверхность, перебрались через боновое заграждение и снова погрузились. Итальянцы сумели даже пройти по дну 50 футов по направлению к линкору "Барэм". Но в 75 ярдах от этой богатой добычи мотор "Майале" отказал. Сломался и дыхательный аппарат Пакканьини. Биринделли в одиночку попытался тащить боеголовку по дну гавани к линкору. После 30 минут отчаянной борьбы нарастающие симптомы отравления углекислотой заставили его бросить свое занятие. Он завел часовой механизм и выплыл на берег. Биринделии и Пакканьини попали в плен, а их торпеда взорвалась, не причинив вреда никому и ничему.

     "Шире" вернулась к Гибралтару ночью 26—27 мая 1941 года и спустила 3 "Майале". Одна торпеда затонула немедленно. 2 другие добрались до торговых судов, стоящих на якоре на глубоководном рейде вне пределов военной гавани. Однако поломки механизмов помешали им выполнить атаку. Через несколько недель Тезеи погиб во время самоубийственной атаки Мальты, и ни одному из создателей "Майале" не удалось принять участие в первой успешной операции. Можно даже предположить, что на решение Тезеи погибнуть в бою повлияли плохие результаты действий "Майале".

 

Дата:          19—20 сентября 1941 года

Место:        бухта Алхесирас, Гибралтар

Атака:         человекоуправляемые торпеды «Майале»

Цель:          британские корабли на якоре

 

     А теперь мы обратимся к операции, в которой все сложилось совершенно иначе. Ночью 19 сентября 1941 года Боргезе снова привел "Шире" в бухту Алхесирас и спустил 3 торпеды в северной части бухты. Они должны были с помощью течения проделать путь в 3 мили до военной гавани в юго-восточной части бухты. Торпеды покинули "Шире" 20 сентября в 1.00. Итальянская разведка сообщила, что в военной гавани стоят линкор, авианосец и 2 крейсера. Конечно, они и были выбраны в качестве целей. Однако теперь англичане хорошо представляли грозящую им опасность. Рейд Алхесираса и военная гавань постоянно патрулировались катерами, которые сбрасывали в воду гранаты через определенные интервалы.

     На подходах ко входу в военную гавань, который был плотно прикрыт бонами и сетями, катер выследил "Майале" лейтенанта Децио Каталано и водолаза унтер-офицера Джузеппе Джаннони. То поднимаясь на поверхность, то снова ныряя между торговыми судами, стоящими на рейде, Каталано в конечном итоге оторвался от преследователя. Но в 3.50 он оказался слишком далеко от военной гавани, поэтому он вместе с Джаннони установил заряд на самом крупном из ближайших судов. И тут выяснилось, что это бывшее итальянское судно, захваченное англичанами! Тогда пилоты отсоединили заряд и перенесли его на вооруженный теплоход "Дурхэм" (10900 тонн), установив магнитные присоски на скуловых килях. Сам заряд висел на тросе прямо под днищем судна. Часовой механизм был установлен на задержку 4 часа. Примерно в 6.00 Каталано и Джаннони затопили "Майале", взведя взрыватель механизма самоуничтожения торпеды, и выплыли на испанский берег. Оттуда они увидели, как в 9.16 взорвалась их жертва. Тяжело поврежденный "Дурхэм" выбросился на берег с помощью буксиров.

     Патрульные катера также отогнали от входа в военную гавань торпеду лейтенанта Амадео Веско и водолаза унтер-офицера Антонио Дзоццоли. Они тоже выбрали себе цель на рейде. В 8.00 Веско и Дзоццоли с испанского поста береговой охраны увидели, как их заряд разломил пополам небольшой танкер "Фиона Шелл" (2444 тонны).

     Осталось рассказать о приключениях лейтенанта Лично Визинтини и водолаза унтер-офицера Джованни Магро. Они показали, что "Майале" способна выполнить задачу, для которой проектировалась, — проникнуть внутрь хорошо защищенной военной гавани и уничтожить стоящий там корабль.

     Уклонившись от патрульных катеров, Визинтини погрузился на 11 метров, чтобы провести торпеду между стальными тросами, поддерживающими сеть поперек входа в гавань. В 4.05 он поднялся на поверхность недалеко от британского крейсера. Решив, что у него уже не остается времени для атаки намеченной цели — авианосца "Арк Ройял", который стоял в южной части гавани, — Визинтини выбрал в качестве цели не крейсер, а тяжело груженый танкер. Он решил, что разлившаяся нефть загорится, и пожар охватит всю гавань. Нырнув на 7 метров, Визинтини и Магро были оглушены разрывами гранат, которые сбрасывали катера. Однако в 4.40 они установили свой заряд на корпусе танкера и ушли, снова обманув патрули. В 6.30 они уже встретились с итальянским агентом в Испании. В 8.43 ужасный взрыв разломил пополам эскадренный танкер "Денбидейл" (8145 тонн), однако, к разочарованию итальянцев, пожар не начался.

     Происхождение и развитие итальянских человекоуправляемых торпед описаны в таких деталях, чтобы читатель мог сравнить их с японскими и германскими снарядами из той же семейки. Так как итальянская "Майале" была прямым предшественником британских "Чериотов", они будут описаны довольно кратко.

 

Триумф в Александрии

 

     Если бы итальянский Морской Генеральный Штаб был более решительным, а Германия более активно поддержала бы союзника, самый крупный успех "Майале" мог серьезно изменить ход войны. Ночью 18—19 декабря 1941 года "Шире" выпустила 3 "Майале", которые проникли в гавань Александрии. Они проскочили сквозь ворота в боново-сетевом заграждении в кильватерной струе британских эсминцев. Хотя всего 2 дня назад главнокомандующий Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм приказал принять особые меры предосторожности, торпеды не были замечены патрульными катерами. Они даже пробрались через сетевое ограждение своих целей, поднявшись на поверхность.

     Лейтенант Луиджи Дюран да Ла Пенне и водолаз унтер-офицер Эмилио Бьянки должны были атаковать линкор "Вэлиант". Хотя дыхательный аппарат Бьянки отказал, что вынудило его подняться на поверхность, а заклиненный винт заставил торпеду остановиться, да Ла Пенне сумел руками протащить ее по дну последние несколько метров, после чего завел взрыватель боеголовки. Оба итальянца вынырнули у борта линкора и были взяты в плен. Они отказались отвечать на вопросы и были посажены в трюм "Вэлианта", совсем недалеко от того места, где они установили заряд. Они все еще находились на корабле, когда в 6.20 произошел взрыв. На несколько минут раньше взорвался заряд, установленный под днищем линкора "Куин Элизабет" инженер-капитаном Антонио Марсельей и водолазом унтер-офицером Спартаке Скергатом. В это время сам адмирал Каннингхэм стоял на корме линкора. Как он вспоминал, "его подбросило в воздух футов на пять", когда массивный корпус корабля содрогнулся от взрыва. Марселья и Скергат были взяты в плен через 3 дня на берегу.

     Третья торпеда, которой управляли капитан Винченцо Мартелотта и водолаз унтер-офицер Марио Марино, должна была взорвать груженый танкер. Кроме боеголовки торпеды, пилоты имели 6 маленьких кальциево-карбидных зажигательных патронов. Установив главный заряд под днищем танкера "Сагона" (7554 тонны), итальянцы установили взрыватели патронов так, чтобы они загорелись после взрыва танкера. Предполагалось, что они подожгут разлившуюся нефть. Но эта уловка не сработала. Впрочем, "Сагона" и стоявший у борта танкера эсминец "Джервис" были тяжело повреждены. Мартелотта и Марино были захвачены в плен на берегу.

     Адмирал Каннингхэм приказал держать итальянцев в строгой изоляции в течение 6 месяцев. Однако все меры предосторожности, похоже, не помешали командованию Оси выяснить истинные масштабы потерь англичан. "Вэлиант" потерял 167 кв.м носовой части нижних булей и получил значительные внутренние повреждения. Он простоял в ремонте до июля 1942 года. "Куин Элизабет" пострадал еще сильнее. У линкора было вырвано 502 кв.м двойного дна и серьезно повреждены машины, он сел на дно гавани. Попытка добить "Куин Элизабет" с помощью "Майале" с подводной лодки "Амбра" 14 мая 1942 года провалилась. Линкор удалось подлатать, и он отправился в Соединенные Штаты на капитальный ремонт, который закончился в июле 1943 года.

     Каннингхэм был восхищен "хладнокровной отвагой и предприимчивостью этих итальянцев". Он назвал повреждение 2 линкоров "катастрофой". Приказав установить на входе в гавань более мощные заграждения, он в своем приказе заметил: "Все истерички после атаки стали по ночам отыскивать в гавани плавающие объекты... Это следует прекратить". В качестве одной из мер предосторожности он приказал стоящим на якоре кораблям держать машины на малом заднем. Таким образом под корпусом создавалось течение, которое должно было «смывать» вражеских аквалангистов или, по крайней мере, затруднить им ночные заплывы.

     Ценой 3 торпед "Майале" и 6 человек их экипажей 10-я флотилия MAC изменила весь баланс морской мощи на Средиземном море. Однако итальянское верховное командование оказалось неспособно использовать внезапно появившееся превосходство в линкорах, хотя потом оно обвиняло немцев в том, что они не поставили Италии достаточно нефти для ведения морских операций.

 

"Майале" и "группа Гамма"

 

     В середине 1942 года Боргезе стал командиром 10-й флотилии MAC. Командование подводной лодкой "Шире" принял капитан 2 ранга Бруно Дзелик. Лодка была потоплена со всем экипажем британским траулером "Ислэй" 10 августа 1942 года, когда пыталась доставить торпеды "Майале" к порту Хайфа в Палестине. Под командованием Боргезе штурмовые средства итальянского флота получили дальнейшее развитие.

     В конце 1941 года Боргезе сформировал "группу Гамма" для совместных действий с "Майале". Сначала предполагалось, что это будет "подводная пехота", передвигающаяся по морскому дну. Однако очень быстро люди команды "Гамма" превратились в боевых пловцов. Эти люди-лягушки носили резиновые костюмы, ласты и акваланги. Это позволяло пловцам проводить под водой 30—40 минут. Каждый пловец на брезентовом поясе имел 4 или 5 мин-"жучков" весом 2—3 кг. С помощью вакуумных присосок эти мины крепились к корпусу корабля. Потом "жучки" были заменены "ракушками" весом 4,5 кг на магнитных присосках. Когда сформировали в Гибралтаре свою команду боевых пловцов под командованием лейтенанта Л. К. П. Крэбба, итальянцы добавили к оснащению своих пловцов что-то вроде удочки для ловли аквалангистов. Боец "Гаммы" в полном оснащении мог проплыть до 4 миль со скоростью 0,8 узла. С помощью торпед "Майале" пловцы добирались до берега с подводной лодки, плыли по воде к цели и погружались только на самом последнем отрезке.

     Главных успехов команда "Гамма" добилась против британских судов в Гибралтаре, где итальянцы ухитрились создать базу в самой бухте Алхесирас. Итальянский пароход "Ольтерра" был затоплен там своей командой в начале войны и сидел на мели в испанских водах. Так как предполагалось судно отремонтировать и передать Испании, его подняли и отбуксировали в гавань Алхесираса через всю бухту с акватории военной гавани Гибралтара. В трюме транспорта была создана база для торпед "Майале" и пловцов "Гаммы". Имелось на это согласие испанских властей или нет — не известно. Боргезе отрицает наличие такого разрешения. Пловцы покидали "Ольтерру" через прорезанный в подводной части корпуса люк. Они совершили серию атак судов союзников на рейде Алхесираса. С сентября 1942 года по август 1943 года человекоуправляемые торпеды и боевые пловцы потопили или тяжело повредили 11 торговых судов союзников общим водоизмещением 54 200 тонны. Кроме того, 10 декабря 1942 подводная лодка "Амбра" доставила на рейд Алжира 3 торпеды "Майале" и 10 боевых пловцов. Они потопили 4 судна водоизмещением 22 300 тонн. В момент капитуляции Италии на борту "Ольтерры" велась подготовка к атаке Гибралтара с помощью новых торпед SSB.

 

Итальянские взрывающиеся катера

 

10-я флотилия MAC

 

     Между войнами итальянский флот проявлял большой интерес к действиям "морских москитов". В 1936 году было сформировано подразделение, которое прославилось как Decima Rottiglia MAS (10-я флотилия MAC). Оно предназначалось именно для таких операций. В то же самое время генерал авиации герцог Амедео д'Аоста и его брат адмирал герцог Аимоне ди Сполето разработали проект установки маленького взрывающегося катера между поплавками устаревшего гидросамолета Савойя-Маркетти S-55. Катера следовало сбрасывать на воду на малом расстоянии от цели для массированной атаки вражеской базы сразу после начала войны. Прототип катера был спроектирован инженером Гвидо Каттанео и капитаном 2 ранга Марио Джорджини. Катер был построен из дерева и брезента. В носовой части он имел небольшой заряд с контактным взрывателем. Проект тихо заглох сам собой. Но в 1938 году командиром 1-й флотилии MAC стал капитан 2 ранга Паоло Алоизи, который возродил проект. Каттанео и верфь Бальетто в Варацце разработали более надежный и эффективный взрывающийся катер. Когда 10 июля 1940 года Италия вступила в войну, эти катера были готовы к действию.

 

МТМ — итальянские взрывающиеся катера

 

     Основным взрывающимся катером, который использовала 10-я флотилия MAC в годы Второй Мировой войны, был МТМ (Motoscafi da Turismo modificati — туристический моторный катер модернизированный). Катер МТМ имел водоизмещение 1,5 тонны и длину 15 фт. На катере был установлен мотор внутреннего сгорания "Альфа-Ромео 2500" мощностью 95 ЛС. Он позволял катеру развить скорость 24 узла. Дальность плавания достигала 60 миль полным ходом или 5 часов крейсерским. Винт и руль были выполнены единым блоком, который пилот мог поднимать из воды, чтобы катер мог перевалить через препятствие. На катере был установлен заряд весом 300 кг. Пилот, одетый в резиновый комбинезон аквалангиста, размещался в частично закрытом кокпите.

     Выведя катер на исходную позицию, пилот направлял его прямо на цель, закреплял руль и давал полный ход. Когда катер подходил к цели на расстояние 100 ярдов, пилот с помощью специальной ручки освобождал заднюю стенку кокпита, сделанную из дерева, и бросался в воду. За несколько секунд, оставшиеся до удара катера о борт цели и взрыва, пилот должен был взобраться на свой деревянный плотик. Иначе он мог погибнуть от гидравлического удара при взрыве боеголовки.

Оставшийся без пилота катер ударялся о цель, и контактные взрыватели подрывали несколько маленьких зарядов, установленных в специально подобранных местах корпуса. Катер разламывался на части. Когда носовая часть достигала заданной глубины, гидростатический взрыватель подрывал основной заряд. Поэтому теоретически катер МТМ не был самоубийственным оружием. Тем не менее, было ясно, что сложная система взрывателей склонна к отказам. Поэтому пилоты МТМ, чтобы быть уверенными в успехе атаки, ставили взрыватели основного заряда на срабатывание при ударе и оставались в катере до последнего момента, когда было уже поздно спасаться. Иногда во время операций пилотов просили, или приказывали, пожертвовать собой, чтобы гарантировать успех атаки.

     МТМ доставлялись в район операции на борту специально оборудованных кораблей, которые имели палубные слипы и электрические лебедки. Получив подобное оснащение, старые эсминцы "Франческо Криспи" и "Квинтино Селла" оказались способны спускать 6 катеров МТМ за 35 секунд.

     Уменьшенным вариантом катера МТМ был катер MTR. Он был спроектирован для доставки в район операции в металлическом цилиндре, установленном на подводной лодке. В таких же цилиндрах транспортировались торпеды "Майале". 10-я флотилия MAC также использовала катера MTSM (Motoscafi da Turismo, Silurante, Modificato — туристический моторный катер, торпедный, модернизированный) и его более поздний вариант SMA (Silurante, Modificato, Allargato — торпедный, модернизированный, увеличенный катер). Это были уже не взрывающиеся катера, а миниатюрные торпедные катера, немного напоминающие британские катера периода Первой Мировой войны. Поэтому мы далее не будем их рассматривать.

     Интересно рассмотреть итальянский принцип подбора комплектования специальных подразделений. В сентябре 1940 года в Сан-Леопольдо, Ливорно, был создан учебный центр подготовки боевых пловцов. Там предполагалось готовить экипажи для специальных штурмовых средств флота. Отбирались только добровольцы. При этом эмоциональной устойчивости и смелости придавалось даже большее значение, чем физической готовности к подобным операциям.

     Вскоре после вступления Италии в войну подразделение штурмовых средств было выделено из состава 1-й флотилии MAC. В целях маскировки оно получило название обычной флотилии торпедных катеров — 10-я флотилия MAC. Ее командиром стал капитан 2 ранга Витторио Моккагатта. "Надводным отрядом", отвечавшим за операции взрывающихся катеров, командовал капитан-лейтенант Джордио Джоббе. Однако первыми в бой вступили человекоуправляемые торпеды "Майале". Боевой дебют катеров МТМ задержался из-за отсутствия подходящих целей. Благоприятная возможность представилась в начале 1941 года, когда резко увеличилось количество транспортов союзников, следующих в Грецию. В частности, появилось множество целей в портах Крита.

 

Дата:          26 марта 1941 года

Место:         бухта Суда, Крит

Атака:         катера МТМ 10-й флотилии MAC

Цель:          корабли и транспорты союзников на якорной стоянке

 

     В начале 1941 года тщательное изучение снимков самолетов-разведчиков показало, что союзники используют в качестве передовой базы бухту Суда на северо-западе Крита. Корабли 10-й флотилии MAC, базирующиеся в бухте Партени на острове Лерос, ожидали приказа на выход. Дважды, в январе и феврале, "Франческо Криспи" и "Квинтино Селла" выходили в море с катерами МТМ на борту и дважды возвращались, так как авиаразведка сообщала, что подходящих целей в бухте нет. Тем не менее, хотя британские воздушные налеты нанесли флотилии некоторые потери, боевой дух итальянцев оставался достаточно высоким. 25 марта оба эсминца стояли возле острова Астипалая на Додеканезах, имея катера на борту. Погода была отличной — почти полный штиль и темная ночь. Самолеты-разведчики сообщили, что в бухте Суда находятся тяжелый крейсер, 2 эсминца и по крайней мере 12 транспортов. Сразу после воздушного налета, во время которого "Кривпи" получил мелкие повреждения, пришел приказ выходить. Каждый эсминец нес 3 катера МТМ. Подразделением катеров командовал лейтенант Луиджи Фаджоне.

     Катера были спущены на воду 25 марта в 23.30 в 9 милях от входа в бухту. Двигаясь в сомкнутом строю, катера в 1.00 подошли к горлу бухты, имевшей длину 6 миль. Они проскользнули в узкий проход, ведущий к якорной стоянке. Им преграждали путь 3 ряда боново-сетевого заграждения, прикрытого береговыми батареями. Прожектора периодически освещали боны. К 4.45 катера, имевшие очень малую осадку, благополучно преодолели все 3 линии заграждения. Собрав вместе все свои "корабли", лейтенант Фаджони приказал заглушить моторы и дождаться рассвета, прежде чем начинать атаку. Катера стояли так близко к кораблям союзников, что итальянцы могли слышать боцманские дудки. В 5.00 катера сублейтенанта Анджело Кабрини и старшего унтер-офицера Туллио Тедески подкрались на расстояние 300 ярдов к главной цели атаки — тяжелому крейсеру "Йорк".

     В 5.30 начало резко светать. Кабрини и Тедески дали полный газ и на полной скорости бросились на "Йорк". Атака вышла просто хрестоматийной. На расстоянии 90 ярдов от цели оба пилота покинули катера и остались плавать на плотиках. Оба катера взорвались у борта крейсера. Тяжело поврежденный крейсер сразу сильно накренился. Корабельные и береговые орудия открыли беспорядочный огонь по мифическим "низколетящим самолетам". Когда англичане выудили из воды лейтенанта Фаджони, они начали немедленно спрашивать, что произошло с его самолетом.

     Тем временем старший унтер-офицер Лино Беккати серьезно повредил норвежский танкер "Периклес" (8324 тонны). Катера старшего стрелка Алессио Де Вито и сержанта стрелка Эмилио Барбери едва не поразили другие транспорты. Сам лейтенант Фаджони держался позади, намереваясь в случае необходимости тоже атаковать "Йорк". Видя, что крейсер тонет, он бросился на ближайший военный корабль, который принял за крейсер "Ковентри", но промахнулся. Все итальянские пилоты уцелели и попали в плен. "Йорк" был отбуксирован вглубь бухты и посажен на мель. Последующие германские воздушные налеты окончательно добили его. Правда, итальянцы утверждали, что во время этих налетов крейсер не получил новых повреждений, а работу, начатую итальянцами, завершили британские подрывники при отступлении с острова. "Периклес" разломился пополам и затонул, когда была сделана попытка отбуксировать его в Александрию на ремонт.

 

Дата:          26 июля 1941 года

Место:        Гранд-Харбор, Ла Валетта, Мальта

Атака:        катера МТМ и торпеды «Майале»

Цель:          корабли и суда союзников на якорной стоянке

 

     Все пилоты МТМ, выполнившие опасную и успешную атаку целей в бухте Суда, остались живы. Однако последняя крупная операция, в которой участвовали катера МТМ (потом их место заняли миниатюрные торпедные катера MTSM и SMA), оказалась массовым самоубийством. Причем можно заподозрить, что это было предусмотрено еще на стадии планирования операции. В бухте Суда хрупкие катера атаковали неподготовленного противника, оборона бухты носила характер импровизации и была тщательно разведана итальянцами. После этого катера МТМ провели разведку с моря стоянок в Порто-Эдда, Албания, и на Корфу. Однако выбор командования пал на Средиземноморский бастион союзников — Мальту. В качестве цели была выбрана гавань Ла Валетты Гранд-Харбор, несмотря на мощные оборонительные сооружения и отсутствие достоверной информации о них.

     Еще на стадии планирования штабным офицерам должно было стать понятно, что гибель атакующих будет просто неизбежна, если они попытаются прорваться в гавань, и тем более, если это им удастся. Шансы на спасение крошечных катеров под сосредоточенным огнем десятков орудий в узкой гавани были просто мизерными. Майор Тезео Тезеи это, разумеется, понимал. Он считал, что такую атаку следует провести хотя бы для того, чтобы показать отвагу и решительность итальянцев, чтобы вдохновить "наших сыновей и будущие поколения итальянцев". Тезеи знал, что страдает от порока сердца, вызванного его приключениями на торпедах "Майале", которые он и изобрел. Поэтому ему грозила неминуемая смерть, если он не прекратит погружения. Незадолго до атаки Мальты Тезеи написал прощальное письмо, в котором выражал свое намерение "заслужить высочайшую из почестей — отдать свою жизнь за короля и честь флага". Точно такую же решительность и рвение выказал и капитан 2 ранга Моккагатта. Адмиралы Де Куртен и Кампиони дали несколько невнятное разрешение на операцию. Следует отметить, что, как и в Японии, младшие офицеры с большим энтузиазмом отстаивали применение самоубийственного оружия, чем адмиралы. То есть рвались в бой именно те, кому предстояло погибнуть.

     После новой серии разведывательных походов было решено провести атаку Мальты ночью 27—28 июня. Вечером 27 июня маленькое соединение катеров МТМ, буксируемых торпедными катерами, покинуло Аугусту, где еще с апреля велись тренировки. Густой туман вынудил итальянцев вернуться обратно. Через 2 ночи соединение Моккагатты совершило новую попытку. На сей раз новую отсрочку вызвал отказ моторов 2 МТМ. Следующее новолуние приходилось уже на июль. Учитывая полученные уроки, Моккагатта изменил состав соединения. Вместо буксировки в район операции МТМ были подняты на борт быстроходного шлюпа "Диана" (бывшая официальная яхта Муссолини). Выводить их в атаку должен был MTSM. По настоянию майора Тезеи к операции были подключены 2 торпеды "Майале". Эти торпеды должны были возглавлять атакующие силы. Одна должна была прорвать сетевое заграждение Гранд-Харбора, а другая выполнить отвлекающую атаку против базы британских подводных лодок в Марса-Мушетто, западном заливе в бухте Ла Валетты. Воздушный налет на Ла Валетгу был приурочен по времени к атаке катеров. Предполагалось, что это отвлечет все береговые батареи.

     Соединение Моккагатты покинуло Аугусту после заката 25 июля. На борту "Дианы" (капитан-лейтенант Марио Ди Муро) находились 9 МТМ и 1 MTSM, с которого капитан-лейтенант Джоббе предполагал руководить атакой. Кроме того, на шлюпе имелся маленький катер с электрическим двигателем (а потому совершенно бесшумный) для буксировки 2 "Майале" к точке запуска. Сами торпеды из Аугусты были доставлены на торпедных катерах MAS-451 (сублейтенант Джорджио Шолетти) и MAS-452 (сублейтенант Дж. Батта Пароди). Вести торпеды должны были майор Тезеи вместе со старшим унтер-офицером Альчиде Педретга и лейтенант Франко Коста вместе с сержантом Луиджи Барла. Таким образом, в отчаянной операции предполагало принять участие практически все командование флотилии. Даже старший медик флотилии капитан медицинской службы Бруно Фалькомата пошел добровольцем на катере MAS-451. Хотя планировалось, что будут атакованы случайные цели, именно в этот момент Ла Валетта была набита кораблями. 24 июля в гавань вошел прорвавшийся на остров с боем конвой "Сабстенс".

 

Славная неудача в Ла-Валетте

 

     "Диана" около полуночи 25 июля спустила на воду 9 МТМ в 20 милях от Мальты. Один катер тут же затонул. Остальные 8 взрывающихся катеров, а также электрический катер с торпедами на буксире двинулись к острову, возглавляемые MTSM и 2 торпедными катерами. 26 июля в 3.00 электрический катер находился в 1000 ярдов от входа в гавань, в точке пуска торпед "Майале". Отказ мотора на торпеде Коста—Барла задержал начало операции по крайней мере на час. (По пути к цели в Mapса-Мушетто мотор отказал снова. Пловцы не смогли выполнить свою задачу и попали в плен.) Тезеи и Педретти должны были выполнить самую важную задачу — уничтожить стальную противоторпедную сеть, спускающуюся с моста Сан-Эльмо. Она преграждала узкий вход в гавань Гранд-Харбор рядом с фортом Сан-Эльмо. Несмотря на задержку с выходом, Тезеи намеревался уничтожить сеть точно в намеченное время, то есть в 4.30. Однако это означало самоубийство для него и Педретти. Тем временем Джоббе сказал пилотам МТМ, что они должны следовать за Тезеи. Если сеть окажется невредимой, лидеры должны пожертвовать собой, чтобы открыть проход. Тогда хотя бы часть катеров прорвется в гавань и атакует корабли союзников.

     Но к тому времени, когда "Майале" двинулись в путь, вся система обороны гавани была приведена в полную боевую готовность. Прибытие и уход "Дианы" были обнаружены радаром. Так как отвлекающий налет итальянской авиации оказался слабым и несогласованным по времени, шум моторов катеров был услышан противником. Однако Тезеи и Педретти сдержали обещание и вывели свою торпеду к мосту Сан-Эльмо в 4.25. Они взорвали боеголовку, пожертвовав собой, но сеть уцелела. Услышав взрыв, Джоббе приказал катерам МТМ идти в атаку.

     В первых лучах солнца взрывающиеся катера бросились на еще целый барьер. Пилот головного катера сублейтенант Ро-берто Фрасетто успел броситься в воду перед самым ударом о сеть. Но заряд его катера не взорвался. Следовавший за ним сублейтенант Аристид Карабелли оставался за рулем до последнего мгновения. Страшный взрыв уничтожил сеть и тяжело ранил плавающего в воде Фрасетто. Однако этот же взрыв обрушил и пролет моста, сделав прорыв катеров в принципе невозможным. Когда остальные катера под командованием сублейтенанта Карло Бозио бросились в атаку, их осветили прожектора. С берега открыли огонь 6-фн орудия, 40-мм "Бофорсы" и пулеметы. Катера, попавшие под плотный перекрестный огонь на блокированном фарватере, были быстро уничтожены. Бозио был убит, остальные пилоты получили ранения и попали в плен.

     Когда окончательно рассвело, в бой вступили 30 "Харрикейнов". Хотя 10 итальянских истребителей Макки С-200 "Саэтта" пытались помешать им, англичане обнаружили и атаковали оба торпедных катера и оба малых катера, которые оставались на месте, чтобы принять после атаки уцелевших пилотов взрывающихся катеров и торпед. Англичане при этом потеряли 1 истребитель, но сбили 3 итальянских. MAS-451 под огнем "Харрикейнов" взорвался и затонул. Погибло 4 человека из находившихся на борту 13. Электрический катер был потоплен. На борту катера MAS-452 огнем английских самолетов были убиты Моккагатта, Джоббе, Фалькомата, Пароди и еще 4 человека. Бросив MAS-452, уцелевшие 11 человек сумели добраться до "Дианы". В ходе этой отважной, но не давшей абсолютно никакого результата операции погибли 15 человек, а 18 были захвачены в плен. Погибло и почти все командование 10-й флотилии MAC.

 

Несостоявшиеся операция катеров MTR

 

     После этого катера МТМ почти не участвовали в действиях 10-й флотилии MAC. Однако идею взрывающихся катеров подхватил германский флот. Капитан 2 ранга князь Юнио Валерио Боргезе, который сменил Моккагатту на посту командира, остался верен Оси даже после капитуляции Италии. Он передавал свой опыт германским добровольцам.

     Перед крушением Италии 2 операции предприняли более маленькие взрывающиеся катера MTR. В середине 1943 года, после вторжения союзников в Сицилию, было решено атаковать корабли в гавани Сиракуз с помощью катеров MTR. Подводная лодка "Амбра" (капитан-лейтенант Ренато Феррини) доставила 3 катера в цилиндрах, предназначенных для торпед "Майале", к Сиракузам ночью 25 июля 1943 года. Однако активность германских субмарин заставила держать оборонительные системы порта в полной готовности. Радар патрульного самолета засек "Амбру". Лодка подверглась атаке сначала обычными, потом глубинными бомбами, получила тяжелые повреждения и была вынуждена уходить. На ней даже были разбиты цилиндры с катерами.

     Другая аналогичная акция была запланирована на 2 октября 1943 года. Подводная лодка "Мурена" (капитан 2 ранга Лонганези) должна была спустить 4 катера MTR возле испанского берега Алхесирасской бухты. Катера должны были пройти вдоль нейтрального берега и в 11.00 выполнить самоубийственную атаку торговых судов в гавани Гибралтара. Это должно было вызвать замешательство, что позволило бы торпедам "Майале" с секретной базы на танкере "Ольтерра" проникнуть в военный порт и атаковать стоящие там корабли. Операция была отменена после капитуляции Италии 8 сентября 1943 года.