ОПЕРАЦИЯ «АЛЬБИОН», ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА
Захват немецким десантом Моонзундского архипелага в 1917 году остается
достаточно загадочной операцией. Смысла в ней не было решительно никакого. Даже
начальник штаба корпуса, захватившего архипелаг, полковник фон Чишвиц в своей
книге признал, что «настоятельной необходимости занятия островов не было, и их
роль для последующих операций была ничтожна». Скорее всего, как и в 1915 году,
германское командование решило немного потренировать свой флот. Стратегическое
положение германской армии или флота в результате захвата архипелага не
улучшилось. Фон Гинденбург, разумеется, не собирался захватывать Петроград,
чтобы раздавить большевистскую гадину, старательно
выращенную им же самим. Вести какие-то широкие операции на востоке германская
армия была уже не в состоянии. И операция «Альбион» может служить примером
«победы» наполовину развалившейся армии над полностью
разложившейся. К тому же в названии операции явно проглядывают фрейдистские
мотивы. Уничтожить «коварный Альбион» явно не удалось, в это время сама
Германия уже стояла на краю пропасти, так хоть немного душу потешить. Кайзер
отдал приказ:
«Для господства в Рижском заливе и обеспечения флага восточного фронта
надлежит совместным ударом сухопутных и морских сил овладеть островами Эзель и
Моон и запереть для неприятельских сил Большой Зунд».
Однако эти трескучие фразы не должны вводить нас в заблуждение. Самым
простым доказательством того, насколько слабо немцев интересовало положение в
Рижском заливе, является их отношение к обороне берега в этом районе. За
несколько лет они не построили ни одной, даже самой слабой береговой батареи.
В это же время берега Фландрии были буквально усеяны орудиями самых разных
калибров, вплоть до 381 мм. Если бы немцы поставили пару таких орудий не в
районе Зеебрюгге, а на мысе Домеснес, они не только немедленно вышвырнули бы
русский флот из Рижского залива, но и быстро уничтожили бы батареи мыса
Церель, подвигами которых так восхищались советские историки.
Для захвата островов немцы выделили силы, которые на бумаге выглядели
гораздо страшнее, чем в действительности. Громкое название «Десантный корпус»
генерала от инфантерии фон Катена (он же 23-й резервный корпус) было навешено
на 43-ю пехотную дивизию генерал-лейтенанта фон Эсторфа, к которой был добавлен
штаб и несколько разрозненных батальонов из состава 77-й пехотной дивизии.
Немцы имели около 25000 человек и 40 орудий. Просто для информации напомним,
что по штатам 1914 года германский корпус должен был иметь более 45000 человек
при 160 орудиях. За годы войны штатная организация германской армии изменялась
в основном в сторону увеличения огневой мощи частей и соединений. То есть немцы
ввели в дело значительно ослабленный корпус, личный состав которого в большинстве
состоял из резервистов. Направить на край света закаленный и полностью
укомплектованный корпус первой линии, сняв его с Западного фронта, фельдмаршал
фон Гинденбург просто не мог. Но даже эти войска неизмеримо превышали по своим
боевым качествам не признающую дисциплины толпу, в которую большевики
превратили русскую армию.
Германский флот отнесся к операции более серьезно, хотя, скорее всего,
причиной этому было затянувшееся безделье. В Балтийское море действительно были
отправлены главные силы Флота Открытого Моря. Но опять-таки немцы не рисковали
решительно ничем. Гранд Флит не собирался разбивать лоб об укрепления
Гельголанда, тем более что англичане после фиаско в Дарданеллах научились
уважать минные заграждения. А сами немцы не могли вести какие-либо активные
операции в Северном море, поэтому временный уход оттуда большинства германских
кораблей не менял совершенно ничего. Всего немцы направили к
Моонзундским островам 10 линкоров, 1 линейный крейсер, 9 легких крейсеров, 58
эсминцев, 7 миноносцев, 6 подводных лодок, 27 тральщиков, 66
катеров-тральщиков, 4 прерывателя минных заграждений, 59 патрульных судов, 1
минный, 2 сетевых и 2 боновых заградителя, 5 плавучих баз, 32 транспорта и ряд
других кораблей, в общей сложности 351 единицу. Этой эскадрой командовал
вице-адмирал Эрхард Шмидт.
Силы русского флота значительно уступали немцам. Хотя в 1916 году
удалось углубить канал в Моонзунде до 9 метров, и теперь броненосцы и крейсера
могли проходить в Рижский залив внутренним фарватером, это относилось лишь к
старым кораблям с малой осадкой. Броненосцы типа «Андрей Первозванный» и тем
более линкоры Балтийского флота в бою участвовать не могли. Таким образом,
русский флот имел в районе боев: 2 броненосца, 2 броненосных крейсера, 1
крейсер, 3 канонерки, 26 эсминцев, 7 миноносцев, 3 подводные лодки, 3 минных
заградителя и другие корабли, всего 125 единиц. Наиболее современные корабли
перечислены в приложении. Необходимо также учитывать мощные береговые батареи,
наиболее сильными из которых были 305-мм батареи на мысе Церель (полуостров
Сворбе, Эзель) и мысе Тахкона (остров Даго). Самым главным врагом немцев стали
11000 мин, которые русские успели поставить в этом районе. Главной бедой
русских было полное моральное разложение войск. Солдаты и матросы воевать не
желали, они с большей охотой и энергией митинговали. Офицеры были запуганы до
полной невменяемости и были лишены реальной власти. Они не могли приказывать,
им оставалось лишь уговаривать матросов. Нет ничего странного в том, что часть
офицеров просто дезертировала, лишив сухопутные части и корабли командиров.
Ссылки советских историков на то, что царские адмиралы бежали от
большевиков, «забыв о своем долге», просто умилительны. Революционные матросики
в Кронштадте и Гельсингфорсе зверствовали так, что им позавидовали бы орды
Чингисхана. А после того, как были пролиты реки крови, банды осатанелых
садистов-убийц искренне удивляются, почему все нормальные люди шарахаются от
них, как от чумы. Русские адмиралы не боялись смерти от вражеских снарядов. Но
мучительная смерть от лап сумасшедших людоедов может испугать кого угодно,
ведь это уже за гранью человеческого. Как мог командовать адмирал Бахирев,
помня об убийстве командующего флотом адмирала Непенина и видя у себя за
спиной выродка с револьвером в руке?
Придется процитировать одного из мелких большевистских главарей:
«Прошло два, три дня с начала переворота, а Балтийский флот, умно
руководимый своим командующим адмиралом Непениным, продолжал быть спокойным.
Тогда пришлось для углубления революции, пока не поздно, отделить матросов от
офицеров и вырыть между ними непроходимую пропасть ненависти и недоверия. Для
этого-то и были убиты адмирал Непенин и другие офицеры».
То есть большевики гнусно лгут, говоря о «стихийном
гневе масс». Эти убийства были хладнокровно спланированы и исполнены ленинско-троцкистскими
выкормышами.
Подготовку к операции немцы начали 21 сентября, когда в Либаве началось
формирование десантного корпуса и погрузка техники и снаряжения на транспорты.
Одновременно начались тральные работы. Русским помогла погода — всю вторую
половину сентября бушевали сильные шторма, которые мешали немцам. Например,
посадка на транспорты была намечена на 27 сентября, но плавно съехала на 9
октября. Немецкие тральщики сумели расчистить проход по кромке передового
заграждения (Того самого, на котором погибли 7 эсминцев 10-й флотилии). Вечером
10 октября транспортный флот был готов к выходу из Либавы. Тут же находились
крейсера 2-й Разведывательной Группы и часть эсминцев. На рассвете 11 октября
к Либаве прибыл линейный крейсер «Мольтке» с адмиралом Шмидтом на борту, его
сопровождали линкоры. 6-я Разведывательная Группа стояла в Виндаве. В тот же
день германская армада двинулась в путь.
Высадка в
бухте Тага-Лахт, 12 октября 1917 года
Германская эскадра разделилась на отряды еще вечером 11 октября.
Линкоры «Фридрих дер Гроссе» и «Кениг Альберт» ушли
для обстрела полуострова Сворбе. На следующее утро десантная флотилия и
корабли прикрытия прибыли в исходный район. Переход немцев не был замечен
русскими. В 4.00, опоздав на час против плана, германские корабли начали
становиться на якорь согласно диспозиции. Линкор «Байерн» и крейсер «Эмден»
стали у входа в пролив Соэлозунд для обстрела батарей у Тоффри и Памерорта. 7
линкоров должны были подавить батареи в районе бухты Тага-Лахт.
Адмирал Шмидт, учитывая отставание от графика, приказал кораблям
следовать впереди тральщиков. Это не могло не сказаться. При постановке на
якорь линкоры «Байерн» и «Гроссер Курфюрст» подорвались на минах. Однако
повреждения были невелики, и линкоры продолжали выполнять свои задачи. В 5.27
линкоры «Кайзер», «Кайзерин», «Принц-регент Луитпольд» открыли огонь по
батарее на мысе Хундсорт, к ним присоединился линейный крейсер «Мольтке».
Одновременно линкоры «Маркграф», «Кронпринц» и «Кениг» обстреляли батарею на
мысе Ниннаст. Десантные корабли в сопровождении миноносцев двинулись в бухту.
Батареи открыли ответный огонь, и 152-мм орудие с Хундсорта даже накрыло
«Мольтке».
Однако артиллерийская дуэль не затянулась, и вскоре батареи замолчали.
Советские историки, разумеется, нашли этому оправдание. Линкоры вели огонь из
305-мм орудий, прямым попаданием был взорван погреб, разбита наблюдательная
вышка. Напомним, что старые турецкие батареи в Дарданеллах стреляли до
последнего снаряда. Они прекращали огонь, лишь когда
орудия буквально скрывались под грудами земли, выброшенной многочисленными
взрывами английских снарядов. Большевички воспитали пораженцев, поражение они
и получили.
131-й пехотный полк практически без сопротивления высадился в бухте, и
вскоре его авангарды без боя захватили обе батареи вместе с личным составом.
Расчеты оказались настолько трусливы, что не посмели даже сбежать.
Единственная неприятность произошла, когда на мине подорвался крупный транспорт
«Корсика». Миноносцы сняли с него пехотинцев и боеприпасы, после чего
транспорт был выведен на отмель.
Уже к 10.30 успех высадки стал совершенно очевидным, и генерал фон
Эсторф отдал приказ на преследование противника. В этот день немецкие войска
лишь изредка сталкивались с символическим сопротивлением. Немцам не пришлось
вести наступление, они ограничились совершением маршей. Продвижению немецких
частей мешали только болота и исключительно скверные дороги. Весь остров
оказался в их руках к 16 октября. Знаменитые батареи на мысе
Сворбе были сданы немцам невзорванными, хотя часть механизмов орудий была выведена
из строя.
Одновременно с высадкой десанта искатели мин во главе с эсминцем Т-130
начали разведку фарватера через пролив Соэлозунд под прикрытием линкора
«Байерн» и крейсера «Эмден». Миноносец А-32 неосторожно подошел на 20
кабельтовых к батарее Тоффри, был обстрелян и получил пробоину в корме. В
ответ незамедлительно открыл огонь «Байерн». К нему присоединились «Эмден» и
группа миноносцев, и батарея замолчала. Бой длился всего 10 минут. При этом,
когда командир батареи мичман Лесгафт спустился с наблюдательной вышки, то не
нашел на батарее ни одного человека — вся прислуга сбежала! После этого немцы
высадили маленький десант, который уничтожил орудия. Теперь они получили возможность
проходить через пролив Соэлозунд без помех, чем и не замедлили воспользоваться.
Вспомогательный десант, высаженный у Памерорта, противника не обнаружил.
Предполагаемой батареи также не оказалось, разведка немцев сработала
не лучшим образом.
Бои на
Кассарском плесе, 12 —14 октября 1917 года
Германские тральщики около 12.00 были обстреляны эсминцами «Генерал
Кондратенко» и «Пограничник», вошедший было на Кассарский плес Т-130, был вынужден
отойти. Однако около 16.00 эсминцы
V-82,
S-64,
S-61,
S-63,
V-74, Т-144,
Т-142 прорвались на плес под прикрытием орудий крейсера «Эмден». Их встретила
канонерка «Грозящий», к которой присоединились эсминцы
«Десна» (контр-адмирала Старк), «Изяслав», «Гром», «Забияка», «Самсон»
и «Новик». Завязался бой на дистанции около 70 кабельтовых. 2 германских
эсминца получили повреждения и отошли, прикрываясь
дымовой завесой. Канонерка «Грозящий» получила 3 попадания, но продолжала бой.
Лишь огонь крейсера «Эмден» вынудил русские корабли отойти, но в это время был
поврежден еще один германский эсминец. Наступила темнота, и бой пришлось
прекратить. Немцы, прикрывшись дымзавесой, покинули плес. Одновременно
выяснилось, что повреждения «Байерна» гораздо серьезнее, чем казалось на
первый взгляд, и линкор ушел в бухту Тага-Лахт, чтобы там провести временный
ремонт. Пробоина находилась в правом борту под носовой башней, и корабль
принял более 1000 тонн воды. Осадка носом увеличилась почти до 11 метров, и
«Байерн» приполз в Киль на ремонт только 31 октября — таким долгим оказался
переход.
После этого вице-адмирал Бахирев решил заблокировать Соэлозунд и в
ночь с 12 на 13 октября направил туда пароход «Латвия» и минный заградитель
«Припять». Эта ночь была отмечена настолько позорными событиями, что им нет
аналога в истории Российского флота. Транспорт «Латвия» был посажен своей
командой на мель, и снять его не удалось. Еще более гнусным
было поведение команды «Припяти». Судовой комитет отказался выходить на
операцию, так как мины ставить пришлось бы в пределах дальности действия
корабельной артиллерии противника.
События 13 октября остаются покрытыми мраком неизвестности. Вроде бы
германские эсминцы снова пытались прорваться на плес под прикрытием «Эмдена»,
но заметили русские корабли и отказались от своего намерения. «Байерн» был
заменен линкором «Кайзер».
14 октября немцы совершили еще одну попытку прорваться на Кассарский
плес. Главной ударной силой должна была стать 2-я флотилия в составе эсминцев
В-98, G-101,
V-100,
G-103,
G-104, В-109,
В-110, В-111, В-97, B-l12. Ее прикрывали линкор «Кайзер» и легкий крейсер
«Эмден», а поддерживали корабли 13-й полуфлотилии эсминцев, всего 17 кораблей.
Командовал прорывом коммодор Гейнрих, поднявший брейд-вымпел на
V-100.
В этот день на плесе в дозоре находились эсминцы «Победитель», «Гром»
«Забияка» и «Константин», а также канонерка «Храбрый». В Моонзунд был
направлен броненосный крейсер «Адмирал Макаров», а для поддержки эсминцев к
острову Шильдау вышел броненосец «Цесаревич». Так как с русских кораблей был
виден маячащий у входа в Соэлозунд «Кайзер», они стали на якорь в 125
кабельтовых от него примерно на меридиане мыса Павастерорт.
В 13.40 «Храбрый» снялся с якоря, чтобы осмотреть побережье острова
Эзель. Через 5 минут германский линкор открыл огонь по кораблям дозора и одним
из первых же залпов попал в эсминец «Гром». Снаряд влетел в машинное отделение
эсминца и не взорвался, но все-таки вывел из строя обе турбины. Эсминец получил
крен на левый борт и окутался паром. «Храбрый» немедленно пошел на помощь
поврежденному кораблю. Канонерка пришвартовалась к нему правым бортом и повела
эсминец в Моондзунд.
В этот момент полоса тумана закрыла германские корабли, и Гейнрих
повел эсминцы на прорыв. В 15.30 немцы вошли в Соэлозунд. Уже в проливе сел на
мель G-101, еще 3 эсминца коснулись винтами грунта и тоже
вышли из строя. Не вступив в бой, отряд Гейнриха лишился 4 кораблей. Так как
фарватер был очень узким, эсминцы шли длинной колонной, держа интервал около
полутора кабельтовых. Не успели немцы выйти из пролива, как появились русские
корабли и открыли по ним огонь с дистанции 65 кабельтовых. Немцы разделились
на 2 группы, пытаясь охватить русские эсминцы. Но превосходство русской
артиллерии сказалось (русские орудия превосходили
германские в дальности стрельбы примерно на 20 кабельтовых), и 2 германских
корабля получили повреждения.
Однако пострадали и русские эсминцы. На «Забияке»
было разбито кормовое орудие, получили повреждения «Победитель» и «Константин».
В 15.40, когда они на большой скорости проходили мимо «Храброго» и «Грома»,
поднятая большая волна раскачала канонерку. Швартовы лопнули, и тут же в «Гром»
попали еще несколько снарядов. На корабле начался пожар. Когда канонерка снова
подошла к эсминцу, охваченная паникой команда «Грома» бежала с корабля.
Офицеры показали себя не лучше матросов — на эсминце остались секретные
документы, в том числе карты минных заграждений, которые попали в руки к
немцам.
А дальше советские историки рассказывают одну из самых красивых легенд
этого времени.
«Когда «Храбрый» отходил от борта эсминца, на палубу «Грома»
перепрыгнул старшина Федор Самончук. Смелый моряк решил торпедировать
подходящий миноносец противника, а затем взорвать свой корабль, чтобы он не
достался врагу. Когда немецкий миноносец оказался на небольшой дистанции в угле
обстрела торпедного аппарата, Самончук выстрелил торпеду. Раздался сильный
взрыв, и миноносец затонул. Затем Самончук бросил факел в артиллерийский погреб
«Грома». Раздался взрыв, и корабль стал медленно погружаться
в воду» (Самое интересное, что какое-то время спустя советские власти сами
поверили в сочиненное по их же приказу вранье. В июле 1955 года Федор
Самончук был награжден орденом Красного Знамени. Но вот что странно: никто,
нигде и никогда не приводит названия потопленного германского эсминца. А ведь эсминец — не шлюпка, корабли этого класса известны
наперечет, и пропасть без вести эсминец не может).
На помощь оставшимся русским кораблям из Куйваста вышли 12 эсминцев
5-го и 6-го дивизионов. В 17.40 немцы начали отходить к Соэлозунду. Перед этим
эсминец В-98 подошел к борту «Грома» и высадил на него офицера и 5 матросов.
Они забрали документы и подняли над эсминцем германский флаг. Однако немцы
убедились, что увести поврежденный корабль не удастся, и бросили его, так как
«Гром» уже тонул. Добавлю, что фотография поврежденного «Грома», которую можно
увидеть в книге «Эскадренный миноносец «Новик» на стр.
148, сделана именно немцами. Во время этого боя германские эсминцы Т-130,
Т-142, Т-144 обстреляли Ориссарскую дамбу, но без большого результата.
В ночь с 14 на 15 октября команда заградителя «Припять»
согласилась-таки принять участие в бою и поставила заграждение. Когда коммодор
Гейнрих 15 октября снова привел 14 эсминцев на Кассарский плес, В-98 налетел
на мину, и взрывом ему оторвало носовую часть. Еще 2 эсминца сели на мель. В
бой с русскими канонерками Гейнрих вступать не стал и отошел.
Все эти операции имели не слишком большое значение, так как на
мелководный плес не могли пройти корабли крупнее эсминца. Немецкие линкоры и
крейсера поддерживали свои малые корабли огнем издалека с запада, русские — с
востока, но в непосредственное соприкосновение они войти не могли. Для немцев
этот прорыв и потери оказались лишенными всякого смысла, так как даже
поддерживать огнем свои войска на берегу им не пришлось. Русские просто не
оказывали сопротивления, и необходимости тратить снаряды не возникло.
Форсирование
Ирбенского пролива, 11 — 16 октября 1917 года
Чтобы прорваться в Рижский залив, немцам следовало расчистить проход
через Ирбенский пролив. Тральщики начали работу 11 октября. Немцы опасались
батарей на мысе Церель и полуострове Сворбе и 12 октября направили для их
обстрела линкоры «Кениг Альберт» и «Фридрих дер Гроссе». При их поддержке
тральщики медленно, но неотвратимо расчищали фарватер. На болтовню о
героической борьбе батареи № 43 обращать внимания не следует. По
свидетельствам современников, вся эта борьба заключалась в истерических
призывах о помощи. Часть артиллеристов во время боя бежала, бросив орудия,
зато на батарее появилась пьяная толпа с батареи № 44, которая в бою с
германскими линкорами вообще не участвовала. 14 октября на помощь прибыл адмирал
Сушон на своем флагмане «Фридрих дер Гроссе». Утром 15 октября на помощь
батарее был направлен «Цесаревич» вместе с 3 эсминцами, однако он ничего сделать
не смог. Батарея была брошена революционными солдатами и на огонь немецких
линкоров не отвечала. Вечером того же дня после недолгих переговоров батарея
сдалась, Капитуляция произошла по требованию Комитета солдатских депутатов.
Адмирал Бахирев приказал командиру «Цесаревича» уничтожить огнем
батарею № 43, чтобы она не досталась немцам. Броненосец дал несколько залпов по
ней с дистанции около 40 кабельтовых, но уже наступил вечер, и стрельба в
темноте была неэффективной.
Укажем на маленькое противоречие. Советские издания
пишут, что начальник боевого участка Сворбе Кнюпфер вместе с парламентерами
пытался уговорить личный состав батареи сдаться, а немцы пишут, что Кнюпфер
приказал вышвырнуть парламентеров с батареи и сначала даже хотел их повесить.
16 октября вице-адмирал Бенке вошел в Рижский залив с линкорами «Кениг» и «Кронпринц»,
легкими крейсерами «Кольберг» и «Страсбург», 16-й и 20-й полуфлотилиями
эсминцев и 3-м дивизионом тральщиков.
16 октября немецкие тральщики завершили расчистку фарватера в Рижский
залив. В тот же день немцы, полностью захватив Эзель, вышли к Ориссарской
дамбе, но на Моон переправились только дозоры. Одновременно на Кассарском плесе
появилась группа германских эсминцев, миноносцев и тральщиков, которая
обстреляла дамбу и остров Моон. В свою очередь броненосец «Слава» и броненосный
крейсер «Адмирал Макаров» обстреляли немцев. Этот день оказался очень
неудачным для германского флота. На мине подорвался и затонул эсминец Т-56, а
еще 2 корабля были повреждены огнем «Славы».
Бой в Рижском
заливе, 17 октября 1917 года
Этот бой завершил морскую часть Моонзундской операции германского
флота, однако и он оставил нам пару загадок и легенд. Немцы прорвались в
Рижский залив, это понятно. Корабли могут поддерживать приморский фланг армии и
обеспечить захват острова Моон. Но зачем немцы затеяли траление заграждений в
Моонзунде? Осадка германских линкоров не позволяла им пройти даже совершенно
чистым каналом, и все-таки...
17 октября германские войска переправились по Ориссарской дамбе на Монн
и развернули наступление. Сопротивление деморализованных русских войск было
символическим. Одновременно тральщики адмирала Бенке начали работу на подходах
к Моонзунду. В 8.00 дозорные эсминцы «Деятельный» и «Дерзкий» заметили немцев.
Адмирал Бахирев приказал броненосцам и крейсерам перейти на рейд Куйваста, а
всем остальным кораблям покинуть район боя. При анализе этого боя следует помнить,
что дальнобойность орудий германских линкоров составляла 130 кабельтовых, а
русские броненосцы могли стрелять не более чем на 115 кабельтовых.
Первые залпы прогремели в 9.30, когда немцы обстреляли русские
дозорные эсминцы. В 9.50 по германским тральщикам открыла огонь 254-мм батарея
с Моона. «Слава» и «Цесаревича» начали обстреливать тральщики противника, а в
10.05 германские линкоры открыли огонь по русским броненосцам. Немцы обошли
минные заграждения и маневрировали, прижимаясь к материковому берегу, хотя
это значительно осложняло их действия. Германские тральщики прикрылись
дымзавесой и отошли. Здесь рождается легенда первая. При отходе эсминец Т-66
подорвался на мине и позднее затонул. Русские позднее даже обследовали обломки
этого корабля. Но вот незадача, хотя Т-66 действительно погиб на русской мине
17 октября, произошло это на подходах к Соэлозунду при высадке десанта на Даго.
В Рижском заливе этот корабль даже не появлялся!
Впрочем, вернемся к дуэли линкоров. В 10.12 русский залп лег под кормой
«Кенига», но германский линкор прямых попаданий не получил. Перестрелка
продолжалась до 10.40, когда германские линкоры, опасаясь вылететь на мель,
повернули на юг.
Около 11.00 дымовая завеса рассеялась, и «Слава» вместе с береговой
батареей снова обстреляли тральщики. Русские дали пару залпов по отходящим
германским линкорам, но дистанция была слишком велика, и огонь прекратили.
Немцы временно отошли на юг, но в 11.30 «Кениг» и «Кронпринц» опять повернули
на север. Примерно в это время крейсера «Кольберг» и «Страссбург» вместе с
группой тральщиков высадили на Моон вспомогательный десант в помощь
наступающей через Ориссарскую дамбу пехоте.
Именно в этот отрезок боя на «Славе» произошел неприятный инцидент —
вышла из строя носовая башня главного калибра. Были тому причиной
конструктивные недостатки или плохое качество ремонта, выполненного зимой 1916
года, — точно не известно. Но броненосец остался всего с 2 — 305-мм орудиями
против 20 таких же орудий на германских линкорах. Пользуясь передышкой, русский
адмирал поднял сигнал: «Команда имеет время обедать».
Однако «обеденный перерыв» не затянулся. В 11.50 линкоры адмирала Бенке
снова появились на горизонте. Русские броненосцы снялись с якоря
и пошли им навстречу. В 12.04 «Слава» и «Цесаревич» открыли огонь по
тральщикам. Маневрирование «Славы» затруднялось тем, что ей следовало держать
противника в секторе обстрела кормовой башни. К броненосцам присоединились броненосный
крейсер «Баян» и эсминцы «Туркменец-Ставропольский» и «Донской казак». Немцы
долго не выдержали и начали отходить.
В 12.13 в бой вступили германские линкоры. На сей раз
дистанция была всего лишь 90 кабельтовых, и они быстро пристрелялись. Первой
пострадала «Слава». В 12.25 броненосец увеличил скорость, чтобы выйти из
полосы накрытий, но почти одновременно получил 3 попадания. Все 3 попадания
пришлись ниже ватерлинии — 2 в носовую часть, 1 напротив машинного отделения
левого борта. Корабль получил крен 8°, который потом удалось немного
уменьшить. В следующие 14 минут «Слава» получила еще 4 попадания.
Самой опасной оказалась пробоина в районе 25-го шпангоута на 3 метра
ниже ватерлинии. Был затоплен отсек динамо-машины, причем матросы в панике
бежали, не задраив горловину люка. Корабль принял более 1100 тонн воды и сел
носом на 1,5 метра. Последующие попадания вызвали пожары,
которые удалось потушить, благодаря усилиям пожарного дивизиона под
командованием старшего помощника капитана 2 ранга Л.М. Галлера (Уже в чине
адмирала в 1950 году умер в сталинской тюрьме. По одним сведениям —
сошел с ума, по другим — заморен голодом. Достойная награда за измену присяге).
В надстройки «Цесаревича» попали 2 снаряда. В «Баян» под носовым
мостиком тоже попал снаряд, однако эти корабли серьезных повреждений не
получили, хотя пожар на баке «Баяна» издалека выглядел очень страшно.
И все-таки положение русской эскадры стало критическим. Поэтому в
12.30 адмирал Бахирев приказал отходить на север. Немцы проводили русские
корабли несколькими залпами, но гнаться за ними не стали, так как не позволяла
слишком большая осадка. В этот момент русские корабли были атакованы 6
германскими бомбардировщиками, которые сбросили около 40 бомб, но попаданий
не добились.
Увеличившаяся осадка «Славы» не позволяла броненосцу пройти через
Моонзундский канал. Капитан 1 ранга Антонов запросил у адмирала Бахирева
разрешение взорвать корабль. Однако адмирал приказал Антонову пропустить «Баян»
и «Цесаревич», а потом затопить броненосец на входе в Моонзундский канал.
Однако вода постепенно затапливала отсеки броненосца и уже появилась в
машинных отделениях. Машинная команда тоже сбежала, бросив боевые посты, и
корабль потерял управляемость. Сначала «Слава» едва не протаранила «Цесаревич»,
а потом выскочила носом на мель у левой кромки канала, совершенно его не
перегородив. Эсминцы «Сильный», «Войсковой» и «Донской казак» отшвартовались
к борту броненосца и сняли команду. В 13.20 капитан 1 ранга Антонов приказал
поджечь фитили пироксилиновых шашек, заложенных в погребах. В 13.57 прогремело
несколько взрывов, особенно сильно была разрушена кормовая часть. Но на всякий
случай эсминец «Туркменец-Ставропольский» выпустил в броненосец торпеду.
В ночь с 17 на 18 октября германские эсминцы в очередной раз вошли на
Кассарский плес, но кроме новых потерь, ничего не добились. S-64 подорвался на мине и затонул, на нем погибли 6
человек. В-111 был тяжело
поврежден взрывом мины. Адмирал Бахирев приказал эсминцам 5-го и 6-го
дивизионов контратаковать немцев, однако опять нарвался на отказ команд идти в
бой.
Адмирал Бахирев приказал затопить в канале транспорты «Глаголь»,
«Покой» и «Циммерман», а также несколько более мелких судов. Заградители
«Припять» и «Бурея» совместно с миноносцами поставили дополнительные
заграждения. 18 октября произошла короткая перестрелка на Кассарском германских
эсминцев с отходящими русскими кораблями. Она была практически безрезультатной.
18 октября были эвакуированы русские гарнизоны островов Моон и Даго, и в тот
же день немцы полностью заняли Моон. Если на Эзеле было хотя бы обозначено
сопротивление, то здесь русские войска в панике бежали при одном только слухе о
появлении немцев. Остров Даго был занят противником 20 октября.
Советские описания итогов Моонзудской операции больше всего напоминают
достославные рыбацкие байки. Господа адмиралы и профессора словно состязаются,
кто больше наловит... то есть потопит германских кораблей. «Флот в Первой Мировой войне» — германский флот потерял 26
кораблей, 25 кораблей получили повреждения. «Курсом «Авроры» — германский флот
потерял 10 миноносцев, 6 тральщиков; свыше 20 кораблей получили повреждения. И
так далее...
На самом деле германский флот потерял эсминцы
S-64, Т-54, Т-56 и Т-66, патрульные суда «Альтаир»,
«Дельфин», «Гутейль», «Глюкштадт» и тральщик М-31. Все! Вопрос о повреждениях
лучше не рассматривать, потому что он очень расплывчат. Здесь и «Байерн», с
трудом добравшийся до Киля, и эсминец, заделавший осколочные пробоины своими
силами, не выходя из боя.
Русский флот потерял броненосец «Слава» и эсминец «Гром». О поврежденных кораблям не будем говорить по той же причине.
Потери немцев составили 386 убитых и раненых, однако они захватили
более 20000 пленных, 141 орудие, 130 пулеметов. В заключение приведем резюме
совета флагманов Балтийского флота:
«Обстоятельства взятия немцами Моонзундской позиции показывают, что
сухопутные части потеряли всякую сопротивляемость воле противника. От начала
до конца эта операция полна примеров полного упадка духа наших войск и
чрезвычайной восприимчивости к панике и бунту обезумевших от страха людей».
Но приходится добавить, что моряки показали себя тоже не с самой лучшей
стороны. Примеров паники и неповиновения приказам было более чем достаточно.
Косвенным следствием этой операции стала еще одна крупная потеря
германского флота. Весной 1918 года после окончательного развала Российской
империи и российских армии и флота немцы оккупировали
Финляндию. При занятии Аландских островов 11 апреля 1918 года линкор «Рейнланд»
на 15-узловом ходу вылетел на камни у маяка Лагшер. Немцам пришлось снять с
него 6000 тонн грузов, в том числе часть бортовой брони и орудия, чтобы снять
линкор с мели. Хотя его привели в Киль, повреждения «Рейнланда» были так велики,
что ремонтировать его было бессмысленно.
Главные силы
эскадры, выделенной для захвата Моонзундских островов
Флагманский корабль ЛКР «Мольтке» (вице-адмирал Эрхардт Шмидт), ММ Т-
132
3-я эскадра линкоров ЛК «Кениг» (вице-адмирал Пауль Бенке), «Байерн»,
«Гроссер Курфюрст», «Кронпринц», «Маркграф»
4-я эскадра линкоров ЛК «Фридрих дер Гроссе»
(вице-адмирал Вильгельм Сушон), «Кениг Альберт», «Кайзерин», «Принц-регент
Луитпольд», «Кайзер»
2-я Разведывательная Группа КРЛ «Кенигсберг» (контр-адмирал Людвиг фон Рейтер),
«Карлсруэ», «Нюрнберг», «Франкфурт», «Данциг»
6-я Разведывательная Группа КРЛ «Кольберг» (контр-адмирал Альберт Гопман),
«Аугсбург», «Страсбург»
Минные силы
Флагманский корабль КРЛ «Эмден» (коммодор Пауль Гейнрих)
2-я флотилия миноносцев — В-98,
G-101,
V-100,
G-103,
G-104, В-109, В-110, В-111, В-97, В-112
6-я флотилия миноносцев —
V-69,
V-43,
S-50,
V-44,
V-45,
V-46,
V-82,
S-64,
S-61,
S-63,
V-74
8-я флотилия миноносцев —
V-180,
V-183,
V-185,
V-181,
V-182,
V-184,
S-176,
S-178,
G-174,
S-179,
V-186
11-я флотилия миноносцев —
S-56, Т-170,
Т-169, Т-172, G-175,
T-165,
V-78,
G-89,
S-65,
S-66
7-я полуфлотилия миноносцев — Т-154, Т-158, Т-157, Т-151, Т-160, Т-145, Т-143,
Т-140, Т-139
Русские
морские силы обороны Рижского залива
Флагманский корабль БРКР «Баян» (вице-адмирал Бахирев)
ББ «Слава», «Цесаревич» (новое название этого корабля — «Гражданин» —
мы употреблять не будем), БРКР «Адмирал Макаров», КР «Паллада»
ЭМ «Новик» (контр-адмирал Старк)
11-й дивизион эсминцев «Победитель», «Забияка», «Гром»
12-й дивизион эсминцев «Десна», «Лейтенант Ильин», «Самсон». «Капитан
Изыльметьев»
13-й дивизион эсминцев «Автроил», «Изяслав», «Константин», «Гавриил»
4-й дивизион эсминцев «Генерал Кондратенко», «Пограничник»
5-й дивизион эсминцев «Всадник», «Амурец», «Эмир Бухарский», «Финн»,
«Москвитянин»
6-й дивизион эсминцев «Донской казак», «Войсковой», «Забайкалец»,
«Украина», «Туркменец-Ставропольский», «Страшный»