ОПЕРАЦИИ НА ГЕРМАНСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ В 1916 ГОДУ

 

Имея подавляющее превосходство в силах, Балтий­ский флот тем не менее не сумел создать серьезной угро­зы морским коммуникациям противника. Немцы продол­жали беспрепятственно получать из Швеции железную руду. При этом не прекратились перевозки даже из пор­тов Ботнического залива, который находился совсем неда­леко от русских баз в Финляндии.

И все-таки в 1916 году, когда линейные корабли Бал­тийского флота даже не высовывали носа из портов, лег­кие силы совершили несколько попыток атаковать гер­манские торговые суда.

Английское посольство в Стокгольме предупредило русских, что 5, 10 и 13 июня в Германию на нескольких транспортах будет отправлено 84000 тонн железной руды. Командующий Балтийским флотом решил «произвести обследование района Лансорт — Готланд — северная око­нечность о. Эланд с целью уничтожения обычно находя­щихся в этом районе дозорных и сторожевых судов, ка­раван которых, в частности с большим грузом железной руды, должен выйти из Лансорта к югу в 19 — 20 часов 28 мая» (По старому стилю).

Для выполнения задачи был сформирован отряд особого назначения. В него вошли крейсера «Рюрик», «Олег» и «Богатырь» под прикрытием эсминцев 6-го дивизиона — «Стерегущий», «Страшный», «Украина», «Войсковой», «Забайкалец», «Туркменец-Ставропольский», «Войсковой». Отрядом командовал контр-адмирал Трухачев. 1-й дивизион эсминцев под командой контр-адмирала Кол­чака действовал самостоятельно. Серия поломок и общая неразбериха привели к тому, что Колчак на «Новике» вышел в море один! Лишь позднее к нему присоедини­лись «Гром» и «Победитель». Кроме этих кораблей на па­раллели острова Даго был развернут 7-й дивизион эс­минцев — «Внушительный», «Внимательный», «Боевой», «Инженер-механик Дмитриев», «Бурный», «Инженер-механик Зверев».

13 июня вечером отряд подошел к шведскому берегу. Крейсера шли противолодочным зигзагом, впереди них был развернуты эсминцы 6-го дивизиона. К этому вре­мени 7-й дивизион был отпущен домой. В 22.00 корабли 1-го дивизиона получили приказ двигаться в Норчепингскую бухту, они отделились от отряда и увеличили ско­рость до 25 узлов.

В 23.15 эсминцы заметили конвой, шедший вдоль бе­рега на юг. Он состоял из 12 — 14 транспортов под при­крытием вспомогательного крейсера «Герман» и несколь­ких сторожевиков. Конвой шел с включенными огнями, и Колчак (Интересно заметить, что тот же самый «Флот в Первой Мировой войне», описывая этот бой, ни разу фамилию адмирала не называет) засомневался относительно их национальной принадлежности. Но все-таки адмирал приказал идти на сближение.

Чтобы разобраться, чьи же это корабли, Колчак при­казал дать предупредительный выстрел. Конвой на него не отреагировал. Тогда был сделан второй выстрел. Это­го немцы уже не выдержали. С одного из судов были выпущены цветные ракеты, и суда бросились врассып­ную к шведским территориальным водам. Эсминцы от­крыли огонь.

Колчак повернул на северо-запад, чтобы не упустить корабли охранения, и самый крупный из них, который замыкал строй. Бой велся на дистанции пистолетного выстрела. Несколько транспортов загорелись. Вспомога­тельный крейсер «Герман» (или судно-ловушка, как его иногда называют) под градом снарядов потерял ход. Хотя он был вооружен 4 — 105-мм орудиями, русские эсмин­цы быстро вынудили их замолчать. «Новик» выпустил с дистанции 1 кабельтов 2 торпеды, которые попали в «Гер­ман», но не взорвались. Точно так же не взорвалась и 2 торпеды, выпущенные «Громом». Этот эсминец отошел на расстояние 3 кабельтова и выпустил третью торпеду. Она попала в корму «Германа» и взорвалась. Германский корабль затонул почти со всем экипажем. «Новик» подо­брал 9 человек из его экипажа.

В 0.15 бой закончился, и эсминцы повернули назад. Русские были убеждены, что потопили «Германа», 2 во­оруженных траулера и от 2 до 5 транспортов. Немцы при­знали потерю только «Германа». С «Новика» заметили 2 плавающие торпеды и решили, что эсминец атакован германской подводной лодкой. Сказать точно, что это было, нельзя до сих пор.

При анализе результатов боя следует отметить безоб­разные действия русского командования. Трухачев, как это часто бывало с нашими адмиралами, соблюдал стро­жайший нейтралитет, даже не обозначив свое присут­ствие. Колчак увлекся перестрелкой с кораблями охране­ния, забыв, что его главная задача — уничтожение транс­портов. Он также должен был отрезать германские суда от берега. В результате русский флот одержал очередную «блестящую победу».

Вернуться на рейд Утэ отряду особого назначения сразу не удалось, так как германский подводный заградитель UC-4 выставил на подходах к рейду 12 мин. Крейсерам пришлось болтаться в море, дожидаясь, пока тральщики расчистят фарватер.

 

Вторая попытка атаковать немецкие конвои заверши­лась еще большим конфузом. 18 июля штаб флота разра­ботал план новой операции. Снова был создан отряд осо­бого назначения. На сей раз его основу составили кораб­ли 2-й дивизии крейсеров контр-адмирала Куроша. Он же командовал и всей эскадрой. Она была собрана бук­вально по кусочкам: крейсера 2-й бригады «Громобой» и «Диана»; эсминцы 1-го дивизиона «Победитель», «Ор­фей» и «Гром»; эсминцы 4-го дивизиона «Охотник» и «Генерал Кондратенко»; эсминцы 5-го дивизиона «Эмир Бухарский», «Доброволец», «Москвитянин». К операции также привлекались несколько подводных лодок.

28 июля штаб флота получил сообщение, что следую­щий германский конвой будет завтра проходить в районе Лансорта примерно в 19.00. При этом в охранении кон­воя предполагались 2 броненосных крейсера и 2 мино­носца. Получив эти сведения, командующий флотом при­казал 2-й бригаде линкоров, в которую входили броне­носцы «Император Павел I» и «Андрей Первозванный», находиться в готовности к выходу в море.

28 июля в море вышли подводные лодки «Барс», «Тигр» и английская Е-9. В ходе последнего совещания были уч­тены ошибки, совершенные командирами в ходе преды­дущей операции. Эсминцы 1-го дивизиона получили при­каз держаться под берегом, крейсера должны были дей­ствовать в 30 милях к востоку. Планировалось зажать кон­вой в клещи. 29 июня в 13.00 крейсера в сопровождении эсминцев 4-го и 5-го дивизионов вышли в море, в 14.15 вышли эсминцы 1-го дивизиона. Около 15.00, когда от­ряд уже прошел маяк Утэ, адмирал Курош получил со­общение, что из-за тумана немецкий конвой в море не выйдет. Однако он решил не прекращать поход, так как не слишком доверял донесениям разведки. Кроме того, погода могла измениться.

Первое столкновение с противником имела подвод­ная лодка «Барс». Вечером 23 июня она заметила идущие на север 3 германских эсминца. В 20.03 лодка сблизилась с ними на расстояние 3 кабельтова и выпустила 3 торпеды. Эсминцы S-56, S-65, S-66 сбросили несколько глубин­ных бомб и проследовали дальше. «Барс» донес по радио о стычке. Получив сообщение о присутствии в районе операции германских эсминцев, адмирал Курош прика­зал броненосцам выйти на рейд Бокдоа в 4 милях от ма­яка Утэ и находиться в готовности.

В 22.23 эсминец «Победитель» заметил дым. Командир 1-го дивизиона капитан 1 ранга Вилькен, опасаясь, что это противник, уклонился вправо. Но вскоре выяснилось, что дым принадлежал шведскому пароходу, который после осмотра был отпущен.

В 23.15 дивизион вышел к маяку Хардшер и повернул на север вдоль берега. В 0.03 русские эсминцы заметили впереди несколько силуэтов. Это были 8 германских эс­минцев: 3 уже упомянутых новых корабля и 5 более ста­рых - V-181, V-182, V-183, V-184, V-185. Соотношение сил оказалось не в пользу русских. Хотя 102/60-мм рус­ские орудия были мощнее и дальнобойнее, в ночном бою на малой дистанции важнее было количество стволов, а здесь немцы имели превосходство в полтора раза. Поэто­му капитан 1 ранга Вилькен решил попытаться навести противника на свои крейсера.

Он повернул на восток и увеличил скорость. Немцы заметили их и повернули следом. Они даже открыли огонь, но ничего, кроме нескольких близких разрывов, не до­бились. Русские эсминцы сумели оторваться от против­ника, так как имели преимущество в скорости. 1-й диви­зион обошел с запада свои крейсера, которые продол­жали двигаться на юг.

Как только командир эскадры узнал о столкновении с противником, он приказал повернуть на обратный курс. Около 2.20 слева по борту были замечены силуэты ка­ких-то кораблей. Чтобы не обстрелять свои эсминцы, адмирал Курош приказал им сообщить свои координа­ты. Оказалось, что Вилькен успел удрать на 30 миль впе­ред. В 2.40 русские крейсера открыли огонь с дистанции около 45 кабельтовых и с первых же залпов добились не­скольких накрытий. Немцы поставили дымовую завесу и врассыпную бросились на юго-запад, беспорядочно вы­пустив торпеды. Ни одна из 18 немецких торпед в цель не попала. Но Курош вел преследование не слишком энер­гично, и, когда в 3.00 дистанция увеличилась до 90 ка­бельтовых, прекратил огонь, и повернул назад.

Результаты этого боя не могли устроить ни одну из сторон, так как обе допустили много ошибок. Русский адмирал, обнаружив неизвестные корабли, затеял дол­гую болтовню по радио, пытаясь выяснить, где находит­ся 1-й дивизион. Немцы же, прекрасно зная, чьи силуэ­ты они видят, не выпускали торпед, пока не попали под обстрел.

Некоторым утешением русским может служить успех эсминцев «Внушительный» и «Бдительный», которые 8 июля захватили в Ботническом заливе и привели на Аландские острова германские пароходы «Вормс» и «Лиссабон».

В целом же действия русского флота на германских коммуникациях в 1916 году следует характеризовать как совершенно неудовлетворительные. Потерь немцы почти не понесли, система перевозок не была нарушена. К тому же снова вмешались дипломаты. По требованию мини­стерства иностранных дел операции у шведского побе­режья были прекращены, «чтобы не осложнять отноше­ния со Швецией». Можно было бы умилиться подобной щепетильностью, если бы она не граничила с откровен­ной глупостью.