Опытные модификации и летающие лаборатории

 

В ходе серийного производства МиГ-19 непрерывно продолжалось его совершен­ствование. Этот процесс не прекратился даже после принятия на вооружение истребителя МиГ-21. При этом конструкторы постоянно искали пути расширения боевых возможнос­тей самолета, а на летающих лабораториях испытывали новое оборудование и вооруже­ние. При этом с МиГ-19 работало не только ОКБ, возглавлявшееся А.И. Микояном. При­веду лишь несколько примеров.

На самолете СМ-10 отрабатывали крыль­евую систему дозаправки топливом в полете в надежде увеличить его дальность. Постро­или две машины (№№ 316 и 415) с устрой­ствами дозаправки на левых консолях крыль­ев. Первый СМ-10 перевезли на аэродром в 1955 г., государственные испытания прошли с 17 декабря 1956 г. по 14 марта 1957 г. За­правка осуществлялась от танкера Ту-16 на высотах 9000—10 000 м при приборной ско­рости 450—500 км/ч. Топливо перекачивалось в баки истребителя в течение 3 минут.

СМ-10 постигла участь его предшествен­ника МиГ-15 с аналогичной системой доза­правки — в серию он не попал. Причиной это­му была невозможность одновременной до­заправки двух истребителей.

В 1950-е гг. в ОКБ Микояна разрабатыва­лась крылатая ракета Х-20 (К-20), входившая в состав вооружения носителя Ту-95К. Для отработки бортовых систем ракеты в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 10 марта 1954 г. и 31 декабря 1957 г. в ОКБ-918, которым руководил С.М. Алексе­ев, создали самолет-имитатор под обозначе­нием СМ-20. Эта машина могла как подвеши­ваться на земле под фюзеляж Ту-95 и сбра­сываться в воздухе, так и взлетать самостоя­тельно.

Бытует мнение, что СМ-20 создавался для обороны Ту-95 и мог стартовать и под­цепляться под носитель в полете, подобно американской системе, состоявшей из авиа­матки GRB-36 и разведчика RF-84K (на базе истребителя). Но это не соответствует дей­ствительности, поскольку стыковка Ту-95 и СМ-20 в полете была сопряжена с целым рядом трудностей, одна из которых — попа­дание в струю от воздушных винтов бомбар­дировщика. У самолета В-36 с его толкаю­щими воздушными винтами решить эту про­блему было несколько проще, так как устрой­ство подхвата размещалось перед крылом. Американцы приняли на вооружение свой разведывательный комплекс почти за десять лет до появления СМ-20. За это время ско­рости машин значительно выросли, что, бе­зусловно, сделало задачу подцепки самоле­та в воздухе еще сложнее.

Первый имитатор, СМ-20/1, переделали из серийного МиГ-19 № 59210105, а второй, СМ-20/2, из машины № 59210425. Первый полет на СМ-20 выполнил летчик-испытатель ЛИИ Амет-Хан Султан, затем к работе под­ключился летчик-испытатель НИИ-17 В.Г. Павлов. Ведущим инженером был А.И. Вьюшков. Использование имитаторов облегчило доводку ракетного комплекса.

Аналогичную задачу решали разработан­ные на базе МиГ-19 самолеты СМК-1 (№418) и СМК-2 (№ 419). Они должны были имити­ровать подвеску крылатой ракеты К-10. С ис­требителей сняли вооружение, оптический прицел и топливный бак № 2. Позже обе ма­шины использовались также в качестве ими­таторов первой отечественной противорадиолокационной ракеты. В результате в первом же пуске с носителя реальной ракетой уда­лось поразить цель и существенно сократить программу испытаний.

Для доводки РЛС «Алмаз» и крылатых ра­кет К-6, а затем и К-7 доработали два МиГ-19 (№ 210101 и № 210102). Кроме этих машин, для испытания К-6 с поворотным крылом под­готовили МиГ-19 № 59210549, получивший обозначение СМ-2И. С него в 1956—1957 гг. выполнили десять пусков ракет, после чего машину списали.

Самолет-лаборатория СЛ-19, созданный на базе МиГ-19, использовался в ЛИИ для исследовании лыжного шасси, позволявшего изменять в широком диапазоне базу и колею.

С 1958 по 1962 г. на МиГ-19 в ЛИИ ис­пытывался автопилот АПБ-1 системы авто­матической посадки. На СМ-25 (заводской № 59210406) опробовали неуправляемые ракеты АРС-212М, ТРС-190 и АРС-57М.

В 1957 г. на МиГ-19 испытывали турборе­активные снаряды ТРС-85, кислородную под­питку двигателей (так называемую систему встречного запуска), автопилот АП-28 и при­цел АСП-51, совмещенный с радиодальноме­ром «База-6».

В 1958 г. в ОКБ Алексеева, для отработки авиационно-ракетных комплексов перехвата СМ-12-51, Т-3-51 и Т3-8М, истребители МиГ-19 переоборудовали в радиоуправляемые ми­шени МиГ-19М. В том же году разрабатывал­ся беспилотный разведчик МиГ-19БР с ради­усом действия 100—200 км.

Осенью 1958 г. произошло событие, ока­завшее заметное влияние на развитие ракет­ного вооружения отечественной истребитель­ной авиации. Во время боевых действий про­тив авиации Тайваня в руки китайцев попала управляемая ракета «Сайдуиндер», совсем недавно принятая на вооружение США и их партнеров. О том, при каких обстоятельствах это произошло, в иностранной печати выска­зывалось, по крайней мере, две версии. По одной из них, тайваньский F-86 «Сейбр», оснащенный управляемыми ракетами AIM-9 «Сайдуиндер», сбитый китайскими летчика­ми, упал на территории КНР. По другой — ра­кета, выпущенная с «Сейбра», попала в крыло «мига» и застряла, не разорвавшись. В действительности фрагменты одной из ра­кет упали на рисовое поле. О своем трофее правительство КНР оперативно сообщило в Советский Союз.

Интерес к этому изделию был настолько велик, что в соответствии с решением Прези­диума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 г. в Китай была направлена группа из 31 специалиста от 17 конструкторских бюро и научно-иссле­довательских институтов. Возглавлял ее глав­ный конструктор завода № 134 И.И. Торопов.

Малогабаритная ракета «Сайдуиндер» произвела сильное впечатление на совет­скую делегацию, и ее привезли в СССР для дальнейшего изучения. Но лишь после до­полнительно полученной конструкторской документации удалось сделать аналог «Сайдуиндера».

Вслед за этим в ноябре вышло постанов­ление правительства об изготовлении первых образцов отечественных аналогов этой раке­ты и проведении их летных испытаний на са­молете МиГ-19 в июне 1959 г.

Не стоит думать, что в Советском Союзе не могли самостоятельно создать самонаво­дящиеся ракеты. Могли и создавали, но их габариты и вес были значительно выше, чем у американских образцов, что связано с бо­лее низким технологическим уровнем произ­водства. Копирование «Сайдуиндера» перво­начально планировалось в ОКБ P.M. Бисновата. Но Рувим Мусатович отказался, сослав­шись на занятость коллектива другими зада­ниями. В итоге, ракета оказалась на предпри­ятии, ныне называющемся МКБ «Вымпел», где ее скопировали и запустили в производ­ство под обозначением К-13 (Р-3С).

Испытания ракеты действительно прово­дились на истребителях МиГ-19, в том чис­ле на его опытной модификации СМ-12, опи­санной далее.