Опытные модификации и летающие лаборатории
В ходе серийного производства МиГ-19 непрерывно продолжалось его совершенствование. Этот процесс не прекратился даже после принятия на вооружение истребителя МиГ-21. При этом конструкторы постоянно искали пути расширения боевых возможностей самолета, а на летающих лабораториях испытывали новое оборудование и вооружение. При этом с МиГ-19 работало не только ОКБ, возглавлявшееся А.И. Микояном. Приведу лишь несколько примеров.
На самолете СМ-10 отрабатывали крыльевую систему дозаправки топливом в полете в надежде увеличить его дальность. Построили две машины (№№ 316 и 415) с устройствами дозаправки на левых консолях крыльев. Первый СМ-10 перевезли на аэродром в 1955 г., государственные испытания прошли с 17 декабря 1956 г. по 14 марта 1957 г. Заправка осуществлялась от танкера Ту-16 на высотах 9000—10 000 м при приборной скорости 450—500 км/ч. Топливо перекачивалось в баки истребителя в течение 3 минут.
СМ-10 постигла участь его предшественника МиГ-15 с аналогичной системой дозаправки — в серию он не попал. Причиной этому была невозможность одновременной дозаправки двух истребителей.
В 1950-е гг. в ОКБ Микояна разрабатывалась крылатая ракета Х-20 (К-20), входившая в состав вооружения носителя Ту-95К. Для отработки бортовых систем ракеты в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 10 марта 1954 г. и 31 декабря 1957 г. в ОКБ-918, которым руководил С.М. Алексеев, создали самолет-имитатор под обозначением СМ-20. Эта машина могла как подвешиваться на земле под фюзеляж Ту-95 и сбрасываться в воздухе, так и взлетать самостоятельно.
Бытует мнение, что СМ-20 создавался для обороны Ту-95 и мог стартовать и подцепляться под носитель в полете, подобно американской системе, состоявшей из авиаматки GRB-36 и разведчика RF-84K (на базе истребителя). Но это не соответствует действительности, поскольку стыковка Ту-95 и СМ-20 в полете была сопряжена с целым рядом трудностей, одна из которых — попадание в струю от воздушных винтов бомбардировщика. У самолета В-36 с его толкающими воздушными винтами решить эту проблему было несколько проще, так как устройство подхвата размещалось перед крылом. Американцы приняли на вооружение свой разведывательный комплекс почти за десять лет до появления СМ-20. За это время скорости машин значительно выросли, что, безусловно, сделало задачу подцепки самолета в воздухе еще сложнее.
Первый имитатор, СМ-20/1, переделали из серийного МиГ-19 № 59210105, а второй, СМ-20/2, из машины № 59210425. Первый полет на СМ-20 выполнил летчик-испытатель ЛИИ Амет-Хан Султан, затем к работе подключился летчик-испытатель НИИ-17 В.Г. Павлов. Ведущим инженером был А.И. Вьюшков. Использование имитаторов облегчило доводку ракетного комплекса.
Аналогичную задачу решали разработанные на базе МиГ-19 самолеты СМК-1 (№418) и СМК-2 (№ 419). Они должны были имитировать подвеску крылатой ракеты К-10. С истребителей сняли вооружение, оптический прицел и топливный бак № 2. Позже обе машины использовались также в качестве имитаторов первой отечественной противорадиолокационной ракеты. В результате в первом же пуске с носителя реальной ракетой удалось поразить цель и существенно сократить программу испытаний.
Для доводки РЛС «Алмаз» и крылатых ракет К-6, а затем и К-7 доработали два МиГ-19 (№ 210101 и № 210102). Кроме этих машин, для испытания К-6 с поворотным крылом подготовили МиГ-19 № 59210549, получивший обозначение СМ-2И. С него в 1956—1957 гг. выполнили десять пусков ракет, после чего машину списали.
Самолет-лаборатория СЛ-19, созданный на базе МиГ-19, использовался в ЛИИ для исследовании лыжного шасси, позволявшего изменять в широком диапазоне базу и колею.
С 1958 по 1962 г. на МиГ-19 в ЛИИ испытывался автопилот АПБ-1 системы автоматической посадки. На СМ-25 (заводской № 59210406) опробовали неуправляемые ракеты АРС-212М, ТРС-190 и АРС-57М.
В 1957 г. на МиГ-19 испытывали турбореактивные снаряды ТРС-85, кислородную подпитку двигателей (так называемую систему встречного запуска), автопилот АП-28 и прицел АСП-51, совмещенный с радиодальномером «База-6».
В 1958 г. в ОКБ Алексеева, для отработки авиационно-ракетных комплексов перехвата СМ-12-51, Т-3-51 и Т3-8М, истребители МиГ-19 переоборудовали в радиоуправляемые мишени МиГ-19М. В том же году разрабатывался беспилотный разведчик МиГ-19БР с радиусом действия 100—200 км.
Осенью 1958 г. произошло событие, оказавшее заметное влияние на развитие ракетного вооружения отечественной истребительной авиации. Во время боевых действий против авиации Тайваня в руки китайцев попала управляемая ракета «Сайдуиндер», совсем недавно принятая на вооружение США и их партнеров. О том, при каких обстоятельствах это произошло, в иностранной печати высказывалось, по крайней мере, две версии. По одной из них, тайваньский F-86 «Сейбр», оснащенный управляемыми ракетами AIM-9 «Сайдуиндер», сбитый китайскими летчиками, упал на территории КНР. По другой — ракета, выпущенная с «Сейбра», попала в крыло «мига» и застряла, не разорвавшись. В действительности фрагменты одной из ракет упали на рисовое поле. О своем трофее правительство КНР оперативно сообщило в Советский Союз.
Интерес к этому изделию был настолько велик, что в соответствии с решением Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 г. в Китай была направлена группа из 31 специалиста от 17 конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Возглавлял ее главный конструктор завода № 134 И.И. Торопов.
Малогабаритная ракета «Сайдуиндер» произвела сильное впечатление на советскую делегацию, и ее привезли в СССР для дальнейшего изучения. Но лишь после дополнительно полученной конструкторской документации удалось сделать аналог «Сайдуиндера».
Вслед за этим в ноябре вышло постановление правительства об изготовлении первых образцов отечественных аналогов этой ракеты и проведении их летных испытаний на самолете МиГ-19 в июне 1959 г.
Не стоит думать, что в Советском Союзе не могли самостоятельно создать самонаводящиеся ракеты. Могли и создавали, но их габариты и вес были значительно выше, чем у американских образцов, что связано с более низким технологическим уровнем производства. Копирование «Сайдуиндера» первоначально планировалось в ОКБ P.M. Бисновата. Но Рувим Мусатович отказался, сославшись на занятость коллектива другими заданиями. В итоге, ракета оказалась на предприятии, ныне называющемся МКБ «Вымпел», где ее скопировали и запустили в производство под обозначением К-13 (Р-3С).
Испытания ракеты действительно проводились на истребителях МиГ-19, в том числе на его опытной модификации СМ-12, описанной далее.