Производство МиГ-19 за рубежом
Истребители семейства МиГ-19 выпускались не только советскими заводами. Их делали также в Чехословакии и Китае. В конце 1958 г. в строевые части чехословацких ВВС поступили первые 13 МиГ-19С, собранные в этой стране, но пока еще из советских агрегатов. Производство осваивал завод «Аэро» в Водоходах. С 1960 г. там строили МиГ-19С под обозначением S-105 с советскими двигателями. Позднее в Чехословакии стали выпускать и двигатели РД-9Б как М-09. На базе МиГ-19С завод «Аэро» также выпускал разведчики, оснащавшиеся фотоаппаратами АФПН-21В и АФП-21КТ.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 843/100 от 24 июля 1958 г. Комитету по внешнеэкономическим связям предписывалось провести переговоры с правительством Чехословакии о безвозмездной передаче лицензии на производство перехватчиков МиГ-19ПМ с ракетами К-5М и РЛС РП-2. Эта задача была решена. Завод освоил выпуск истребителей МиГ-19ПМ под обозначением S-106. Производство МиГ-19 разных вариантов шло в Водоходах до 1962 г., когда там приступили к сборке МиГ-21. Обозначения S-105 и S-106 на практике не привились, и в строевых частях пользовались исходными советскими.
С 1958 г. производство МиГ-19 развернули в Китае. На заводе в Наньчане выпускались перехватчики МиГ-19П и МиГ-19ПМ. Первый полет МиГ-19П, собранного из советских деталей, состоялся 28 сентября того же года. Всего из импортных узлов собрали 20 самолетов, после чего китайцы стали изготовлять машины самостоятельно. Тем самым Китай оказался первой страной в Азии, которая начала строить сверхзвуковые истребители. Местные МиГ-19П именовались J-6-I. С марта следующего года завод перешел на выпуск МиГ-19ПМ (J-6-II) с ракетами РС-2-У (PL-1); первые его экземпляры также собирались из советских деталей.
На заводе в Шеньяне параллельно осваивали МиГ-19П и МиГ-19С. 17 декабря 1958 г. испытатель Ван Юхуай поднял в воздух первый Миг-19П, собранный из агрегатов и комплектующих изделий, поставленных из СССР. 30 сентября 1959 г. пилот Ю Кемин приступил к испытаниям первого китайского МиГ-19С (J-6). Однако вследствие начавшейся в это время культурной революции выпуск J-6 практически прекратился, и освоение его производства продолжилось лишь два года спустя.
J-6 комплектовались двигателями WP-6, представлявшими собой лицензионное воспроизведение советского РД-9БФ. Судя по летно-техническим характеристикам, опубликованным в справочнике «Джейн» и, очевидно, носившим рекламный характер, эти данные превосходили аналогичные параметры МиГ-19С. Это вызывает сомнение, так как при неизменных тяге двигателей, аэродинамических характеристиках и возросшей массе самолета получить более высокие летные характеристики не представляется возможным.
В конце 1950-х гг. в СССР, в связи с принятием на вооружение МиГ-21 и Су-9, производство МиГ-19 прекратили. В Китае же оно не только расширялось, но и создавались новые модификации, получившие широкое распространение как в китайских ВВС, так и в авиации других стран Азии и Африки.
Одной из первых модификаций китайского «мига» стал разведчик JZ-6, выпускавшийся с 1967 г. малыми сериями на том же заводе в Шеньяне. Машина предназначалась для фоторазведки со средних и малых высот. В 1971 г. два самолета переоборудовали в высотные разведчики. В том же году модернизировали фотооборудование JZ-6, включив в его состав инфракрасную камеру.
В ноябре 1970 г. совершил первый полет двухместный учебно-тренировочный JJ-6, не имевший советского аналога — у нас «спарок» на базе МиГ-19 не строили. В период с декабря 1970 по 1986 г. выпустили 637 машин этого типа. Самолет, оснащенный одной пушкой, отличался от J-6 удлиненным фюзеляжем, дисковыми тормозами основных колес и оборудованием.
В 1969 г. китайские конструкторы предприняли попытку улучшить летные характеристики истребителя. На модификации J-6-III установили развивавшие большую тягу двигатели WP-6A и нерегулируемое центральное тело в воздухозаборнике. Изменились система управления самолетом и аэродинамическая компоновка крыла с уменьшением размаха и одновременно с увеличением его хорды и площадей закрылков и элеронов. Летные испытания самолета начались 6 августа. Китайские специалисты столкнулись с большими трудностями, потратив на доводку машины около четырех лет. Тем не менее, удалось улучшить маневренные характеристики J-6-III, особенно в горизонтальной плоскости, и его вертикальную скорость.
Серийное производство этой модификации в Шеньяне развернули, не дожидаясь результатов испытаний. В итоге, это привело к возвращению на предприятие нескольких сотен машин для доработки гидросистемы и воздухозаборника.
В 1974 г. началось проектирование истребителя-перехватчика J-6A, оснащенного двумя управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» PL-2 с инфракрасной головкой самонаведения. Самолет получил стартовый твердотопливный ускоритель, тормозной парашют в контейнере под вертикальным оперением и дисковые тормоза колес. Конструкторы внедрили усовершенствованную аппаратуру сигнализации о радиолокационном облучении. С 1977 г. перехватчики стали поступать на вооружение ВВС Китая. J-6A стал последней модификацией МиГ-19. Эти машины строились до начала 1980-х гг.
Но, пожалуй, самой интересной машиной, созданной в Китае на базе J-6, является истребитель-бомбардировщик Q-5. Конечно, это совершенно новый самолет, но при его проектировании, начавшемся в 1958 г., во многом использовались технология и конструктивные решения МиГ-19. 4 июня 1965 г. летчик Туо Фэнмин совершил первые испытательные полеты на Q-5, подтвердившие его расчетные характеристики. В начале 70-х годов развернулось серийное производство этого истребителя-бомбардировщика. Вооружение этой машины включает две пушки калибра 23 мм, установленные в корневой части крыла, и бомбовую нагрузку, размещающуюся как во внутрифюзеляжном отсеке, так и на четырех крыльевых узлах подвески. Q-5 как самостоятельный тип получил дальнейшее развитие.