Общая оценка
Из всего многообразия самолетов-истребителей, созданных в первой половине 1950-х гг., наиболее близкими аналогами МиГ-19, на мой взгляд, являются американский F-100 «Супер Сейбр» фирмы «Норт Америкэн» и французский «Супер Мистэр» фирмы «Дассо».
YF-100A — опытный образец «Супер Сейбра» поднялся в воздух 25 мая 1953 г. Несмотря на преемственность в названии с F-86, конструкторы «Норт Америкэн», создавая первый сверхзвуковой истребитель, видимо, сделали все возможное, чтобы минимизировать коэффициент аэродинамического сопротивления машины и, располагая двигателем с относительно небольшой тягой, как можно больше сократить потери полного давления в воздухозаборном устройстве. Надо сказать, что к началу 1950-х гг. в США уже достаточно глубоко исследовали сверхзвуковое обтекание различных тел. Тогда же появились первые численные методы расчета различных аэродинамических характеристик. Эти методики и рекомендации потом долгие годы использовались в СССР не только в процессе обучения студентов, но и на предприятиях, разрабатывавших авиационную технику.
Но, видимо, некоторое отставание технологии производства и жесткие сроки создания новых машин заставили отказаться от использования регулируемых воздухозаборных устройств и применить лобовой заборник, но с острой, а не тупой, как у МиГ-19, передней кромкой. Если учесть, что к большому «скачку» в скорости полета создатели истребителя не стремились, простейший заборник воздуха позволял не только обеспечить необходимые характеристики воздушного потока в канале двигателя, но и облегчить машину. Выбор же эллиптической формы воздухозаборника, скорее всего, связан с необходимостью улучшить обзор вперед из кабины летчика.
Основные данные ближайших зарубежных аналогов МиГ-19
|
F-100A |
«Супер Мистэр» В4 |
Двигатель |
Пратт-Уиттни J57-P-7 |
«Атар» 9В |
Взлетная тяга на форсаже, кг |
6720 |
6000 |
Размах крыла, м |
11,83 |
10,5 |
Длина самолета, м |
14,36 |
14 |
Площадь крыла, м2 |
35,81 |
35 |
Взлетная масса, кг: |
|
|
нормальная |
— |
10000 |
перегрузочная |
14720 |
12000 |
Масса пустого, кг |
8255 |
7000 |
Масса топлива: |
|
|
нормальная |
— |
2000 |
максимальная |
— |
3200 |
Объем баков, л: |
|
|
нормальный |
4487 |
— |
максимальный |
8077 |
— |
Скорость макс., км/ч |
1363 |
— |
Макс, число М |
— |
1> |
Скороподъемность у земли, м/с |
— |
150 |
Время набора высоты 11 000 м, мин |
— |
2,84 |
Практический потолок, м |
15000 |
16750 |
Дальность макс., км: |
|
|
без подвесных баков |
570 |
1100 |
с подвесными баками |
2070 |
2300 |
Вторым важнейшим путем снижения коэффициента лобового сопротивления машины стал выбор формы несущей поверхности в плане, относительной толщины и типа профиля, удлинения и сужения — того, что называется аэродинамической компоновкой крыла. По сравнению с МиГ-19, стреловидность крыла по передней кромке ограничили 45° против 57,5°, а чуть большее его сужение (3,27 против 3,04 у МиГ-19) позволило увеличить корневую хорду. В итоге, удалось спроектировать крыло относительной толщиной 6%, что на 2,24% меньше, чем у «мига». Меньшая относительная толщина профиля крыла компенсировала больший коэффициент лобового сопротивления крыла стреловидностью 45° против принятого у МиГ-19.
Низкорасположенное крыло снижало запас поперечной устойчивости и способствовало большей угловой скорости крена. Пойдя на компромисс между потребным запасом поперечной устойчивости и угловой скоростью крена, американцы придали крылу небольшой угол поперечного V и, отказавшись от механизации крыла, разместили элероны почти по всему размаху его консолей.
Несмотря на большую нагрузку на крыло, при значительно меньшей тяговооруженности на F-100 удалось получить довольно высокую скорость. При тяговооруженности, аналогичной МиГ-19, этот самолет мог бы вплотную приблизиться к скорости 1800— 1900 км/ч. Этому в определенной мере способствовало и меньшее количество выступавших деталей, в частности, антенн и мелких воздухозаборников.
Вооружение варианта F-100A включало четыре пушки калибра 20 мм с боезапасом по 200 патронов на ствол. В варианте истребителя-бомбардировщика он мог доставлять к цели ядерный боеприпас во внутреннем термостатированном отсеке.
Другим аналогом МиГ-19, как уже говорилось, можно считать французский «Супер Мистэр», впервые взлетевший 2 марта 1955 г. Подобно отечественному истребителю, завершившему эволюцию концепции МиГ-15, «Супер Мистэр» стал дальнейшим развитием «Мистэра» I.
В отличие от предыдущих дозвуковых «мистэров», на нем первоначально применили крыло с относительной толщиной 6% и стреловидностью по передней кромке 45°, а на более поздней модификации В4 — 48°. Внешне «Супер Мистэр» отличался от «мига» лишь низкорасположенным крылом с явно выраженным положительным поперечным V и горизонтальным оперением, расположенным на средней части киля (как у МиГ-17).
Вооружение «Супер Мистэра» включало две пушки калибра 30 мм с боекомплектом по 35 патронов на ствол и 38 НАР в двух блоках. Кроме того, самолет мог поднимать до двух бомб калибра 500 кг, а на доработанных машинах использовали управляемые ракеты «Матра».
Судя по удельной нагрузке на крыло и тяговооруженности машины, находившихся между аналогичными параметрами F-100 и МиГ-19, добиться лучших летных характеристик без кардинальных переделок вряд ли удалось бы. Привести более объективное сравнение этих машин из-за отсутствия подробной информации не представляется возможным. К тому же в воздушных поединках в локальных вооруженных конфликтах на азиатском и африканском континентах МиГ-19 не встречался ни с F-100, ни с «Супер Мистэром».