Общая оценка

 

Из всего многообразия самолетов-истре­бителей, созданных в первой половине 1950-х гг., наиболее близкими аналогами МиГ-19, на мой взгляд, являются американ­ский F-100 «Супер Сейбр» фирмы «Норт Америкэн» и французский «Супер Мистэр» фирмы «Дассо».

YF-100A — опытный образец «Супер Сейбра» поднялся в воздух 25 мая 1953 г. Несмот­ря на преемственность в названии с F-86, кон­структоры «Норт Америкэн», создавая пер­вый сверхзвуковой истребитель, видимо, сде­лали все возможное, чтобы минимизировать коэффициент аэродинамического сопротив­ления машины и, располагая двигателем с относительно небольшой тягой, как можно больше сократить потери полного давления в воздухозаборном устройстве. Надо сказать, что к началу 1950-х гг. в США уже достаточно глубоко исследовали сверхзвуковое обтека­ние различных тел. Тогда же появились пер­вые численные методы расчета различных аэродинамических характеристик. Эти мето­дики и рекомендации потом долгие годы ис­пользовались в СССР не только в процессе обучения студентов, но и на предприятиях, разрабатывавших авиационную технику.

Но, видимо, некоторое отставание техно­логии производства и жесткие сроки созда­ния новых машин заставили отказаться от использования регулируемых воздухозаборных устройств и применить лобовой заборник, но с острой, а не тупой, как у МиГ-19, передней кромкой. Если учесть, что к боль­шому «скачку» в скорости полета создатели истребителя не стремились, простейший заборник воздуха позволял не только обеспе­чить необходимые характеристики воздушно­го потока в канале двигателя, но и облегчить машину. Выбор же эллиптической формы воз­духозаборника, скорее всего, связан с необ­ходимостью улучшить обзор вперед из каби­ны летчика.

 

Основные данные ближайших зарубежных аналогов МиГ-19

 

 

F-100A

«Супер Мистэр» В4

Двигатель

Пратт-Уиттни J57-P-7

«Атар» 9В

Взлетная тяга на форсаже, кг

6720

6000

Размах крыла, м

11,83

10,5

Длина самолета, м

14,36

14

Площадь крыла, м2

35,81

35

Взлетная масса, кг:

 

 

нормальная

10000

перегрузочная

14720

12000

Масса пустого, кг

8255

7000

Масса топлива:

 

 

нормальная

2000

максимальная

3200

Объем баков, л:

 

 

нормальный

4487

максимальный

8077

Скорость макс., км/ч

1363

Макс, число М

1>

Скороподъемность у земли, м/с

150

Время набора высоты 11 000 м, мин

2,84

Практический потолок, м

15000

16750

Дальность макс., км:

 

 

без подвесных баков

570

1100

с подвесными баками

2070

2300

 

Вторым важнейшим путем снижения ко­эффициента лобового сопротивления маши­ны стал выбор формы несущей поверхнос­ти в плане, относительной толщины и типа профиля, удлинения и сужения — того, что называется аэродинамической компоновкой крыла. По сравнению с МиГ-19, стреловид­ность крыла по передней кромке ограничи­ли 45° против 57,5°, а чуть большее его су­жение (3,27 против 3,04 у МиГ-19) позволи­ло увеличить корневую хорду. В итоге, уда­лось спроектировать крыло относительной толщиной 6%, что на 2,24% меньше, чем у «мига». Меньшая относительная толщина профиля крыла компенсировала больший коэффициент лобового сопротивления кры­ла стреловидностью 45° против принятого у МиГ-19.

Низкорасположенное крыло снижало за­пас поперечной устойчивости и способство­вало большей угловой скорости крена. Пой­дя на компромисс между потребным запасом поперечной устойчивости и угловой скорос­тью крена, американцы придали крылу не­большой угол поперечного V и, отказавшись от механизации крыла, разместили элероны почти по всему размаху его консолей.

Несмотря на большую нагрузку на крыло, при значительно меньшей тяговооруженности на F-100 удалось получить довольно вы­сокую скорость. При тяговооруженности, аналогичной МиГ-19, этот самолет мог бы вплотную приблизиться к скорости 1800— 1900 км/ч. Этому в определенной мере спо­собствовало и меньшее количество высту­павших деталей, в частности, антенн и мел­ких воздухозаборников.

Вооружение варианта F-100A включало четыре пушки калибра 20 мм с боезапасом по 200 патронов на ствол. В варианте истре­бителя-бомбардировщика он мог доставлять к цели ядерный боеприпас во внутреннем тер­мостатированном отсеке.

Другим аналогом МиГ-19, как уже говори­лось, можно считать французский «Супер Мистэр», впервые взлетевший 2 марта 1955 г. Подобно отечественному истребителю, за­вершившему эволюцию концепции МиГ-15, «Супер Мистэр» стал дальнейшим развити­ем «Мистэра» I.

В отличие от предыдущих дозвуковых «мистэров», на нем первоначально применили крыло с относительной толщиной 6% и стре­ловидностью по передней кромке 45°, а на более поздней модификации В4 — 48°. Внеш­не «Супер Мистэр» отличался от «мига» лишь низкорасположенным крылом с явно выра­женным положительным поперечным V и го­ризонтальным оперением, расположенным на средней части киля (как у МиГ-17).

Вооружение «Супер Мистэра» включало две пушки калибра 30 мм с боекомплектом по 35 патронов на ствол и 38 НАР в двух бло­ках. Кроме того, самолет мог поднимать до двух бомб калибра 500 кг, а на доработанных машинах использовали управляемые ракеты «Матра».

Судя по удельной нагрузке на крыло и тя­говооруженности машины, находившихся между аналогичными параметрами F-100 и МиГ-19, добиться лучших летных характерис­тик без кардинальных переделок вряд ли уда­лось бы. Привести более объективное срав­нение этих машин из-за отсутствия подробной информации не представляется возможным. К тому же в воздушных поединках в локаль­ных вооруженных конфликтах на азиатском и африканском континентах МиГ-19 не встречал­ся ни с F-100, ни с «Супер Мистэром».