Окраска и обозначения

 

С окраской МиГ-19 повезло или не повез­ло — это с какой стороны посмотреть. Подав­ляющее большинство этих самолетов, за ред­ким исключением, имело наружные поверх­ности серебристого цвета — картина доволь­но скучная. Для защиты от коррозии на этих машинах применялась так называемая «ла­ковая» система лакокрасочных покрытий. Согласно одной из легенд, появилась она благодаря министру авиационной промыш­ленности М.В. Хруничеву, который, устав от требований ВВС обеспечить двухлетний срок службы лакокрасочного покрытия самолетов при их безангарном хранении в воинских час­тях, еще в конце 1940-х гг. выбрал именно этот вариант. Ни одна из красок, выпускавшихся в то время советской химической промышлен­ностью, не могла обеспечить выполнения предъявленного условия, и со словами «все ваши краски облезают, а тут хоть не заметно будет» Хруничев утвердил решение о приме­нении лаковой системы.

Суть ее состояла в том, что листы обшив­ки покрывались прозрачным лаком, сохраняя их естественный цвет. Однако, такое покры­тие использовалось только для обшивок из плакированных (Плакированный алюминий представлял собой листо­вой материал или прокатные профили из сплавов типа дюралюмин, покрытые тонким слоем чистого алюми­ния. Плакировку производили горячим прокатом дюр­алюминиевой заготовки между двумя листами чистого алюминия, при этом происходило сваривание листов плакировки с сердцевиной и в дальнейшем они вели себя как одно целое. Поверхность чистого алюминия покрывалась тонким слоем окиси и становилась устой­чивой к коррозии.) листов алюминиевых спла­вов. И таким способом нельзя было защитить от коррозии всю поверхность самолета, кото­рая включала детали из неплакированного материала, например, прессованные панели, детали из литейных сплавов и т.п. Эти эле­менты, обладающие более низкой коррози­онной стойкостью, грунтовались, окрашива­лись эмалью алюминиевого цвета и покры­вались вместе со всей остальной обшивкой бесцветным лаком. Хотя при этом некоторые части обшивки имели несколько различающие­ся оттенки, сочетание лаковой системы с алюминиевой окраской отдельных деталей было более удачным в декоративном отно­шении, чем другие возможные варианты. До­стоинства лаковой системы заключались в высокой атмосфере- и светостойкости; каче­ство покрытия не ухудшалось и при попада­нии на него бензина или керосина.

Конечно, все зависело от лака, но к нача­лу серийного выпуска МиГ-19 химики уже разработали достаточно стойкие лаки и про­верили их в эксплуатации на истребителях МиГ-15 и МиГ-17. В результате в начале 1950-х гг. для серийного производства при­няли бесцветный лак марки 9-32 и эмаль алюминиевого цвета 9-32ал. Эмаль получа­ли смешиванием лака 9-32 и 6% алюминие­вой пудры ПАК-4 непосредственно перед ис­пользованием.

Однако при хорошей атмосферостойкости пленка лака 9-32 легко разрушалась бензином и керосином, и к началу выпуска МиГ-19, в 1956 г., появились модификации лака 9-32Н и 9-32Ф, различающиеся тем, что в первую добавили нитроцеллюлозу, а во вто­рую — меламиноформальдегидную смолу. Новые лаки применялись для лакировки об­шивок из оксидированных алюминиевых сплавов. На внешние поверхности рекомендовалось наносить один слой лака 9-32Ф, а поверх него — два слоя лака 9-32Н. Позднее вместо лака 9-32Н стали применять акриловые лаки АС-82 и АС-16. Такой способ повы­шал теплостойкость и устойчивость покрытия к топливу, и при этом никак не сказывался на цвете самолета.

На истребителях-перехватчиках МиГ-19П и МиГ-19ПМ одноцветную серебристую окраску разнообразили обтекатели антенн ра­диолокатора. Они покрывались радиопроз­рачной эмалью зеленого цвета. Необходимо отметить, что самодеятельности в окраске антенн быть не могло. Применение для этой цели других эмалей привело бы к значитель­ному уменьшению дальности действия РЛС.

Внутренние поверхности выглядели более колоритно. Алюминиевые детали внутренне­го набора часто покрывались только грунтом АЛГ-1 желтого цвета. По действовавшим в 1950-х гг. правилам, поверхность кабины пи­лота могла окрашиваться либо в серый цвет эмалью А-14, либо в темно-зеленый - эма­лью А-15. Той же эмалью А-14 покрывались также стойки и ниши шасси.

Агрегаты и трубопроводы топливной сис­темы окрашивались в желтый цвет (масля­ная эмаль А-6), маслосистемы — в корич­невый (А-8). Элементы и агрегаты гидрав­лической системы — синей эмалью А-9, кис­лородной — голубой А-10, воздушной — черной А-12, противопожарное оборудова­ние — красной А-13. Последняя использо­валась и для нанесения опознавательных знаков.

Незадолго до начала серийного производ­ства МиГ-19 в СССР ввели новое «Положе­ние об опознавательных знаках самолетов Военно-Воздушных Сил». Таким образом, за исключением опытных экземпляров, все МиГ-19 несли опознавательные знаки, нане­сенные единообразно по новой схеме:

Опознавательными знаками являлись: ос­новные (знак государственной принадлежно­сти) - красная пятиконечная звезда с белой (или алюминиевой) и красной окантовками и дополнительные - бортовые номера, полосы и т.п.

Звезды наносились в шести позициях: на консолях крыла снизу и сверху и с двух сто­рон на вертикальное оперение. Места их на­несения и размеры строго регламентирова­лись. На самолетах с низким расположени­ем стабилизатора, к которым, несомненно, относился и МиГ-19, звезда на вертикальном оперении располагалась в центре общей площади киля и руля направления, с таким расчетом, чтобы «ее концы размещались от кромок обтекания киля и руля направления на расстоянии 50—150 мм». На несущей по­верхности (и сверху, и снизу) «расстояние от ее центра до конца крыла должно равнять­ся... на самолетах со стреловидными крыль­ями — 0,1—0,15 размаха крыла». Своими лучами (без окантовки) звезда не должна была заходить на элероны. На последние разрешалось наносить только белую и крас­ную окантовку. Учитывая все эти условия, диаметр окружности, описанной вокруг звез­ды, выбирался как ближайший из ряда 600, 800, 1000, 1200, 1500, 1800 и 2100 мм. Исхо­дя из размеров, для МиГ-19 этот диаметр равнялся 1000 мм, ширина белой окантов­ки— 30 мм, красной— 10 мм, но встреча­лись и звезды диаметром 800 мм.

Бортовой номер по новым правилам был двухзначным. На самолетах с удлиненной носовой частью он наносился впереди кры­ла. Номер должен был вписываться в «пря­моугольник, верхняя и нижняя границы кото­рого отстоят на расстоянии 100—250 мм от обвода нижней и верхней частей фюзеляжа». Учитывая все эти условия, высота цифр вы­биралась ближайшей из ряда 400, 600, 900, 1200 и 1500 мм. Для МиГ-19 эта высота состав­ляла 900 мм. Ширина цифр равнялась 2/3, а толщина линий — 1/6 их высоты. Разреша­лось окрашивать бортовые номера в крас­ный, голубой или желтый цвета. Независи­мо от цвета все цифры имели черную окан­товку шириной 10—15 мм. На все самолеты одной авиационной части номера наноси­лись по порядку, начиная с «01», причем оди­накового цвета. Цвет номера указывал на принадлежность самолета к части (авиапол­ку) и определялся приказом командира со­единения (авиадивизии), сам номер - к под­разделению.

На время учений для различия однотипных самолетов одной из участвующих в учениях сторон разрешалось наносить на свои маши­ны временные опознавательные знаки. «По­ложение» устанавливало для истребителей в качестве таких знаков полосы темного цвета шириной 200 мм, нанесенные на крылья сверху и снизу вдоль нервюр. Расстояние меж­ду полосами равнялось ширине одной поло­сы. Для их нанесения разрешалось использо­вать только легкосмываемые краски.

Все дополнительные и временные знаки наносились непосредственно в частях.

Таким образом, вся окраска МиГ-19 была строго регламентирована различными прави­лами и положениями. Однако нет правил без исключений. Встречались они и в окраске МиГ-19.

По воспоминаниям летчика В.Г. Иванникова, служившего в начале 1960-х гг. в ГСВГ, в их полк (35-й иап) перегнали из авиачасти, дислоцированной на севере СССР, несколь­ко необычно окрашенных «мигов». Верхние поверхности их были покрыты темной серо-голубой краской, а нижние«— голубой. За свою окраску машины получили прозвище «мустанги».

Другим, более известным исключением являются МиГ-19 из пилотажной группы Е.Я. Савицкого, имевшие верхние поверхности, окрашенные в красный цвет. Бортовые номе­ра этих самолетов были голубого цвета.

МиГ-19 ВВС стран Варшавского Догово­ра не сильно отличались окраской от своих советских «братьев». Все они оставались серебристыми, различными были лишь зна­ки государственной принадлежности и бор­товые номера, нанесенные в соответствии с национальными правилами. Иногда одно­цветную окраску оживляли окрашенные в красный цвет законцовки крыла, стабилиза­тора и киля. Последний МиГ-19ПМ Народ­ной Армии ГДР, стоявший в свое время на музейной площадке в летной школе в Баутцене, был окрашен в маскировочные цвета уже после того, как перестал быть боевой машиной.

Пожалуй, единственными камуфлирован­ными МиГ-19 были самолеты ВВС азиатских и африканских стран. А таковых, если учиты­вать и истребители F-6 китайского производ­ства, насчитывается не так уж и мало.