Окраска и обозначения
С окраской МиГ-19 повезло или не повезло — это с какой стороны посмотреть. Подавляющее большинство этих самолетов, за редким исключением, имело наружные поверхности серебристого цвета — картина довольно скучная. Для защиты от коррозии на этих машинах применялась так называемая «лаковая» система лакокрасочных покрытий. Согласно одной из легенд, появилась она благодаря министру авиационной промышленности М.В. Хруничеву, который, устав от требований ВВС обеспечить двухлетний срок службы лакокрасочного покрытия самолетов при их безангарном хранении в воинских частях, еще в конце 1940-х гг. выбрал именно этот вариант. Ни одна из красок, выпускавшихся в то время советской химической промышленностью, не могла обеспечить выполнения предъявленного условия, и со словами «все ваши краски облезают, а тут хоть не заметно будет» Хруничев утвердил решение о применении лаковой системы.
Суть ее состояла в том, что листы обшивки покрывались прозрачным лаком, сохраняя их естественный цвет. Однако, такое покрытие использовалось только для обшивок из плакированных (Плакированный алюминий представлял собой листовой материал или прокатные профили из сплавов типа дюралюмин, покрытые тонким слоем чистого алюминия. Плакировку производили горячим прокатом дюралюминиевой заготовки между двумя листами чистого алюминия, при этом происходило сваривание листов плакировки с сердцевиной и в дальнейшем они вели себя как одно целое. Поверхность чистого алюминия покрывалась тонким слоем окиси и становилась устойчивой к коррозии.) листов алюминиевых сплавов. И таким способом нельзя было защитить от коррозии всю поверхность самолета, которая включала детали из неплакированного материала, например, прессованные панели, детали из литейных сплавов и т.п. Эти элементы, обладающие более низкой коррозионной стойкостью, грунтовались, окрашивались эмалью алюминиевого цвета и покрывались вместе со всей остальной обшивкой бесцветным лаком. Хотя при этом некоторые части обшивки имели несколько различающиеся оттенки, сочетание лаковой системы с алюминиевой окраской отдельных деталей было более удачным в декоративном отношении, чем другие возможные варианты. Достоинства лаковой системы заключались в высокой атмосфере- и светостойкости; качество покрытия не ухудшалось и при попадании на него бензина или керосина.
Конечно, все зависело от лака, но к началу серийного выпуска МиГ-19 химики уже разработали достаточно стойкие лаки и проверили их в эксплуатации на истребителях МиГ-15 и МиГ-17. В результате в начале 1950-х гг. для серийного производства приняли бесцветный лак марки 9-32 и эмаль алюминиевого цвета 9-32ал. Эмаль получали смешиванием лака 9-32 и 6% алюминиевой пудры ПАК-4 непосредственно перед использованием.
Однако при хорошей атмосферостойкости пленка лака 9-32 легко разрушалась бензином и керосином, и к началу выпуска МиГ-19, в 1956 г., появились модификации лака 9-32Н и 9-32Ф, различающиеся тем, что в первую добавили нитроцеллюлозу, а во вторую — меламиноформальдегидную смолу. Новые лаки применялись для лакировки обшивок из оксидированных алюминиевых сплавов. На внешние поверхности рекомендовалось наносить один слой лака 9-32Ф, а поверх него — два слоя лака 9-32Н. Позднее вместо лака 9-32Н стали применять акриловые лаки АС-82 и АС-16. Такой способ повышал теплостойкость и устойчивость покрытия к топливу, и при этом никак не сказывался на цвете самолета.
На истребителях-перехватчиках МиГ-19П и МиГ-19ПМ одноцветную серебристую окраску разнообразили обтекатели антенн радиолокатора. Они покрывались радиопрозрачной эмалью зеленого цвета. Необходимо отметить, что самодеятельности в окраске антенн быть не могло. Применение для этой цели других эмалей привело бы к значительному уменьшению дальности действия РЛС.
Внутренние поверхности выглядели более колоритно. Алюминиевые детали внутреннего набора часто покрывались только грунтом АЛГ-1 желтого цвета. По действовавшим в 1950-х гг. правилам, поверхность кабины пилота могла окрашиваться либо в серый цвет эмалью А-14, либо в темно-зеленый - эмалью А-15. Той же эмалью А-14 покрывались также стойки и ниши шасси.
Агрегаты и трубопроводы топливной системы окрашивались в желтый цвет (масляная эмаль А-6), маслосистемы — в коричневый (А-8). Элементы и агрегаты гидравлической системы — синей эмалью А-9, кислородной — голубой А-10, воздушной — черной А-12, противопожарное оборудование — красной А-13. Последняя использовалась и для нанесения опознавательных знаков.
Незадолго до начала серийного производства МиГ-19 в СССР ввели новое «Положение об опознавательных знаках самолетов Военно-Воздушных Сил». Таким образом, за исключением опытных экземпляров, все МиГ-19 несли опознавательные знаки, нанесенные единообразно по новой схеме:
Опознавательными знаками являлись: основные (знак государственной принадлежности) - красная пятиконечная звезда с белой (или алюминиевой) и красной окантовками и дополнительные - бортовые номера, полосы и т.п.
Звезды наносились в шести позициях: на консолях крыла снизу и сверху и с двух сторон на вертикальное оперение. Места их нанесения и размеры строго регламентировались. На самолетах с низким расположением стабилизатора, к которым, несомненно, относился и МиГ-19, звезда на вертикальном оперении располагалась в центре общей площади киля и руля направления, с таким расчетом, чтобы «ее концы размещались от кромок обтекания киля и руля направления на расстоянии 50—150 мм». На несущей поверхности (и сверху, и снизу) «расстояние от ее центра до конца крыла должно равняться... на самолетах со стреловидными крыльями — 0,1—0,15 размаха крыла». Своими лучами (без окантовки) звезда не должна была заходить на элероны. На последние разрешалось наносить только белую и красную окантовку. Учитывая все эти условия, диаметр окружности, описанной вокруг звезды, выбирался как ближайший из ряда 600, 800, 1000, 1200, 1500, 1800 и 2100 мм. Исходя из размеров, для МиГ-19 этот диаметр равнялся 1000 мм, ширина белой окантовки— 30 мм, красной— 10 мм, но встречались и звезды диаметром 800 мм.
Бортовой номер по новым правилам был двухзначным. На самолетах с удлиненной носовой частью он наносился впереди крыла. Номер должен был вписываться в «прямоугольник, верхняя и нижняя границы которого отстоят на расстоянии 100—250 мм от обвода нижней и верхней частей фюзеляжа». Учитывая все эти условия, высота цифр выбиралась ближайшей из ряда 400, 600, 900, 1200 и 1500 мм. Для МиГ-19 эта высота составляла 900 мм. Ширина цифр равнялась 2/3, а толщина линий — 1/6 их высоты. Разрешалось окрашивать бортовые номера в красный, голубой или желтый цвета. Независимо от цвета все цифры имели черную окантовку шириной 10—15 мм. На все самолеты одной авиационной части номера наносились по порядку, начиная с «01», причем одинакового цвета. Цвет номера указывал на принадлежность самолета к части (авиаполку) и определялся приказом командира соединения (авиадивизии), сам номер - к подразделению.
На время учений для различия однотипных самолетов одной из участвующих в учениях сторон разрешалось наносить на свои машины временные опознавательные знаки. «Положение» устанавливало для истребителей в качестве таких знаков полосы темного цвета шириной 200 мм, нанесенные на крылья сверху и снизу вдоль нервюр. Расстояние между полосами равнялось ширине одной полосы. Для их нанесения разрешалось использовать только легкосмываемые краски.
Все дополнительные и временные знаки наносились непосредственно в частях.
Таким образом, вся окраска МиГ-19 была строго регламентирована различными правилами и положениями. Однако нет правил без исключений. Встречались они и в окраске МиГ-19.
По воспоминаниям летчика В.Г. Иванникова, служившего в начале 1960-х гг. в ГСВГ, в их полк (35-й иап) перегнали из авиачасти, дислоцированной на севере СССР, несколько необычно окрашенных «мигов». Верхние поверхности их были покрыты темной серо-голубой краской, а нижние«— голубой. За свою окраску машины получили прозвище «мустанги».
Другим, более известным исключением являются МиГ-19 из пилотажной группы Е.Я. Савицкого, имевшие верхние поверхности, окрашенные в красный цвет. Бортовые номера этих самолетов были голубого цвета.
МиГ-19 ВВС стран Варшавского Договора не сильно отличались окраской от своих советских «братьев». Все они оставались серебристыми, различными были лишь знаки государственной принадлежности и бортовые номера, нанесенные в соответствии с национальными правилами. Иногда одноцветную окраску оживляли окрашенные в красный цвет законцовки крыла, стабилизатора и киля. Последний МиГ-19ПМ Народной Армии ГДР, стоявший в свое время на музейной площадке в летной школе в Баутцене, был окрашен в маскировочные цвета уже после того, как перестал быть боевой машиной.
Пожалуй, единственными камуфлированными МиГ-19 были самолеты ВВС азиатских и африканских стран. А таковых, если учитывать и истребители F-6 китайского производства, насчитывается не так уж и мало.