Камуфляж и обозначения

 

Самолеты самой первой модификации «Митчелла», В-25, не окрашивались, а сохра­няли натуральный цвет полированного метал­ла. Они несли принятые тогда в США нацио­нальные эмблемы — белые звезды с красной серединой в синем круге. На рулях направ­ления наносилась вертикальная синяя поло­са (у шарниров) и за ней перемежающиеся горизонтальные полосы — семь красных и шесть белых. Снизу по крыльям шла черная надпись «US ARMY». Между верхним остек­лением кабины бомбардира и козырьком пи­лотской металл покрывался оливковой крас­кой (Olive Drab 41). Ею же красили верхние четверти капотов моторов, обращенные к фюзеляжу. В плоскости винтов по борту шли узкие красные полоски.

Начиная с модификации В-25А на бомбар­дировщиках ввели камуфляжную окраску. Верхние и боковые поверхности покрывали оливковой эмалью, а нижние — нейтрально-серой (Neutral Grey 43). Она была именно ней­тральной, не имея ни холодно-синего, ни теп­ло-желтоватого оттенка. Линия раздела меж­ду цветами выполнялась прямой и немного размытой, поскольку краску наносили распы­лителями. Национальные обозначения сохра­нялись в прежнем виде.

Полосы на хвостовом оперении отменили в августе 1940 г. С февраля 1941 г. располо­жение опознавательных знаков сделали асимметричным. Их стали наносить только на левое крыло сверху и правое снизу. Зато по­явились знаки на фюзеляже, такие же круп­ные, как на крыльях, с обеих сторон.

В строевых частях на килевых шайбах пи­сали номер группы черными буквами и циф­рами. Этот же номер повторялся в носовой части самолета, но знаками меньшего разме­ра. Самолеты входящих в группу эскадрилий выделялись цветом передней части капотов моторов — белым, синим, желтым. На носовой части машины размещалась эмблема части.

После вступления США во Вторую миро­вую войну эмблемы частей закрасили, так же как и их номера на оперении. В декабре 1941 г. отменили надпись «US ARMY». Зато в ап­реле 1942 г. ввели индивидуальные номера самолетов. Этот номер давался при заказе машины у фирмы-изготовителя и не менялся вплоть до списания бомбардировщика. Его наносили желтыми цифрами по вертикально­му оперению с обеих сторон. Начертание цифр номера немного зависело от того, на каком заводе собрали самолет. Например, пятерку в Канзас-Сити писали несколько ина­че, чем в Инглвуде. На В-25 и В-25А эти обо­значения нанесли «задним числом».

С 1 июня 1942 г. официально ликвидиро­вали красную середину внутри белой звезды опознавательных знаков. Двухцветные знаки впервые появились на В-25С.

На самолетах этой модификации, предна­значенных для экспорта в Англию, нанесли поверх стандартного американского камуф­ляжа британские трехцветные круги и сине-красные «флажки» на вертикальном опере­нии по нормам Королевских ВВС. Но часть этих самолетов реквизировали для ВВС армии США. Английские опознавательные зна­ки при этом заменили американскими. Но у англичан на крыле знаки располагались сим­метрично, и американские звезды нарисова­ли поверх них, тоже с обеих сторон. «Флаж­ки» на оперении оставили.

Для боевых действий в Северной Африке американские специалисты предложили ка­муфляж из «песчаной» (Sand 49) краски сверху и с боков и нейтрально-серой снизу. Первая из них выглядела розовато-кремовой. Такую окраску получили 50 В-25С, отправлен­ных в Африку в августе 1942 г. Поскольку жел­тые номера на этом фоне выделялись плохо, то на многих самолетах цифры перекрасили в черный цвет.

В Северной Африке машины несли такти­ческие номера на вертикальном оперении. Они представляли собой две цифры или циф­ру и букву больших размеров. Например, «8S». В качестве дополнительных опознава­тельных знаков на «Митчеллы» здесь же на­несли хвостовые «флажки» английского об­разца, а основные опознавательные знаки снабдили ярко-желтой обводкой.

Позднее, когда война перешла на терри­торию Италии, на уцелевших В-25С с таким камуфляжем частично перекрашивали верх­ние поверхности оливковой краской. Камуф­ляж становился пятнистым, причем каких-то определенных размеров и формы пятен не придерживались.

На всех остальных театрах боевых дей­ствий пользовались стандартной оливково-серой окраской. Однако линию раздела цве­тов стали выполнять волнистой. Форма «волн» никаким стандартом не задавалась. На самолетах из Канзас-Сити «волна» была более частой, чем на собранных в Инглвуде. На поздних сериях B-25D отказались от крас­ной линии в плоскости винтов. На всех после­дующих модификациях она уже не наносилась.

С 29 июня 1943 г. американские опознава­тельные знаки стали размещать на белой полосе, длина которой вдвое превышала диа­метр синего круга. Ширина полосы равня­лась четверти его диаметра. Полоса и синий круг окантовывались тонкой красной линией. 17 сентября того же года красную обводку заменили темно-синей.

С весны 1944 г. на фронте появились не­камуфлированные «Митчеллы». В условиях господства в воздухе от маскировки решили отказаться, за счет более гладкой поверхно­сти выигрывая в скорости. К этой схеме пе­решли со 136-го B-25J. Все В-25Н, кроме са­мых первых, тоже не окрашивались. Впервые некрашеные машины использовали на фрон­те в Италии.

Номера на килевых шайбах при этом пи­сались черной краской. Матовой черной или оливковой эмалью стали также покрывать сверху металл в носовой части машины и часть капотов моторов (верх со стороны фю­зеляжа) — против бликов.

В ходе Второй мировой войны многие час­ти и соединения ВВС армии США имели соб­ственные обозначения в виде цветных полос, геометрических фигур или красочных эмблем. Все это порой сочеталось с причудливым ин­дивидуальным оформлением самолетов, вы­полненным самими экипажами.

В 1947 г. еще сохранившиеся в эксплуата­ции «Митчеллы» получили модернизирован­ные опознавательные знаки с продольной красной полоской, идущей по середине белой.

PBJ авиации морской пехоты несли спе­циальный трехцветный камуфляж. Все гори­зонтальные поверхности, видимые сверху, красились в «морской синий» (Navy Blue, тем­но-синий) цвет. Все, что видно было снизу — покрывалось белой (White) краской. Борта окрашивались «переходной синей» (Inter­mediate Blue, серо-голубой). Все эти краски были матовые или полуматовые. Граница раздела цветов выполнялась волнистой и размытой. Цвет верхних поверхностей немно­го «забегал» под переднюю кромку крыла и горизонтального оперения. В отличие от ма­шин ВВС армии морские самолеты номеров на килевых шайбах не несли. Опознаватель­ные знаки по конфигурации, цвету и разме­щению соответствовали армейским бомбар­дировщикам.

С октября 1944 г. сочетание цветов изме­нили. На верхние поверхности стали наносить «темно-серую, цвета чайки» (Seagull Dark Grey, серо-синеватую) краску, а на боковые — «светло-серую, цвета чайки» (Seagull Light Grey), похожую на предыдущую, но более светлого тона. Снизу морские самолеты оставались белыми.

«Митчеллы», поставленные по ленд-лизу в Великобританию, сохраняли американский камуфляж. Обозначения же их соответствова­ли стандартам Королевских ВВС. Самолеты несли трехцветные (сине-бело-красные) кру­ги с желтой окантовкой на фюзеляже и двух­цветные (сине-красные) — на крыльях сверху. На вертикальном оперении (с внутренней и наружной сторон) находились сине-красные прямоугольники — «флажки». Трехбуквенный код обозначал эскадрилью и самолет в ней. Он наносился большими буквами красного цвета возле кокард на фюзеляже: двухбуквенный код эскадрильи с одной стороны и буква, заменявшая тактический номер, — с другой/ Иногда эта, последняя, буква переносилась на носовую часть самолета.

У оперения на фюзеляж черной краской наносился номер английских ВВС, состояв­ший из двух букв и трех цифр. Как аналогич­ные номера в США, он никогда не изменялся и никогда не давался дважды.

Английские машины, участвовавшие в под­держке высадки в Нормандии летом 1944 г., получили характерные широкие полосы во­круг хвостовой части фюзеляжа — три белых и две черных.

Бомбардировщики «Свободной Франции» также несли американский камуфляж в соче­тании с национальной эмблематикой. Трех­цветные круги (с порядком чередования цве­тов, обратным английскому) наносились на хвостовую часть фюзеляжа и крылья сверху. На рулях поворота изображались три верти­кальных полосы: синяя, белая и красная, при­чем синяя всегда начиналась от шарнира руля. Иногда на килях рисовали вытянутый «лотарингский крест» — символ сторонников генерала Де Голля.

Китайские самолеты отличались эмблема­ми в виде двенадцатилучевой белой звезды на голубом фоне. Их наносили в шести пози­циях: по бортам фюзеляжа за крылом и на кон­солях сверху и снизу с обеих сторон. На рулях направления была бело-голубая «зебра».

В Советском Союзе первоначально также придерживались американской схемы окрас­ки. Красные звезды наносили просто поверх белых и дополнительно рисовали звезду на левом крыле снизу и на правом — сверху. Индивидуальные номера на килевых шайбах сохранялись, поскольку именно на них ссы­лались во всех технических документах.

Когда В-25 у нас перешли на «ночной об­раз жизни», нижние поверхности перекраси­ли в черный цвет, закрасив и опознаватель­ные знаки снизу на крыле. Линия раздела цве­тов иногда соответствовала первоначальной, иногда нет.

После того, как американцы отказались от камуфляжа, в СССР стали поставлять само­леты, окрашенные по специальному «стан­дарту 407». Он предусматривал нанесение на верхних и боковых поверхностях пятен трех красок — оливковой, зеленой и грифельно-серой, а весь низ покрывался матово-черной эмалью. Звезды соответствовали новому со­ветскому образцу — с бело-красным кантом. На нижней стороне крыла они не наносились.

В частях иногда дополняли окраску звезда­ми на килевых шайбах. На носовой части ма­шин рисовали гвардейские знаки, изображения орденов, писали почетные наименования пол­ков: «Смоленский», «Севастопольский», «Рославльский». Встречались дарственные надпи­си и индивидуальные эмблемы экипажей.

Бортовые пулеметы на самолетах моди­фикаций D-30, D-35 и J часто снимали, а освободившееся место на борту закрашива­ли отечественной черной или зеленой крас­кой. Последняя существенно отличалась по тону от американской.

Тактические номера в виде больших дву­значных цифр писали либо на вертикальном оперении, либо в носовой части самолета на борту у пилотской кабины.