История создания
Успешный опыт применения вертолетов американцами в Корее и французами в Алжире стимулировал рост интереса к данному типу летательных аппаратов у командования армии США.
В мае 1954 г. был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолета, предназначенного для использования непосредственно в зоне боевых действий. Требовались дальность полета не менее 160 км с грузом в 360 кг при крейсерской скорости 160 км/ч; скороподъемность 460 м/мин и практический потолок 1830 м. Особо оговаривалась простота технического обслуживания и эксплуатации в полевых условиях, возможность работы с неподготовленных площадок и перевозки в грузовой кабине двух раненых на носилках. Комплект приборного оборудования должен был обеспечивать пилотирование вертолета в сложных метеоусловиях, днем и ночью, а габариты — его перевозку военно-транспортными самолетами С-130 и С-124.
Всего на конкурс представили 19 проектов. Победителем стала фирма "Белл", разработавшая машину классической одновинтовой схемы с газотурбинным (турбовальным) двигателем. В качестве приза она в июне 1955 г. получила контракт на постройку трех опытных вертолетов ХН-40 и малой серии из шести YH-40 для проведения войсковых испытаний.
Полноразмерный макет был готов в конце ноября 1955 г., а первый полет опытного образца машины 22 октября 1956 г. Интересно, что на предварительном этапе заводских испытаний, завершившемся в январе 1957 г., часть обшивки отсутствовала. Обычно требовалось несколько месяцев для доработки конструкции, однако в случае с ХН-40 "окно" в полетах составило всего две недели — ничего существенного менять не пришлось. Заводские испытания продолжили 14 февраля 1957 г. Почти четыре месяца ушло на подлеты — оценку устойчивости и управляемости машины на режиме висения.
Дальше заводские и военные летчики "обкатывали" вертолет параллельно. Второй опытный образец ХН-40 передали ВВС в апреле 1957 г. Его опробовали на авиабазе Эдварде. По результатам этих испытаний пришлось изменить конструкцию несущего винта — установить стабилизирующие стержни выше лопастей. Как выяснилось, такое размещение способствовало улучшению устойчивости машины.
К этому времени были готовы вертолеты малой серии. Первый YH-40 предназначался для последнего этапа летных испытаний, проводившихся фирмой "Белл". Второй YH-40 сдали ВВС. Опытные летчики проверяли вертолет на соответствие параметрам технического задания. На пятом этапе испытаний подключилась армия, в этих полетах принимала участие третья машина малой серии. Три остальных YH-40 отправили в центр армейской авиации в Форт-Ракере. Там оценивались летно-эксплуатационные характеристики вертолета, а также надежность работы систем и ремонтопригодность.
Для дополнительных испытаний заказали еще девять вертолетов под обозначением HU-1. Фирма сдавала их заказчику с темпом один в месяц, начиная с сентября 1958 г. Первый экземпляр сразу же был отправлен на Аляску для опробования в условиях низких температур. Испытания жарой машина проходила в Аризоне. Второй HU-1 "Белл" использовала для доводки бортового оборудования. Четвертый HU-1 вместе с четвертым YH-40 летал по программе оценки эксплуатационных характеристик в Форт-Ракере. Программа была исключительно напряженной и сжатой: каждый вертолет проводил в небе ежедневно от 10 до 13 ч, а подготовка машин к полетам велась ночью.
В этот же период вертолет переименовали. Название изменилось в связи с общей реформой обозначений летательных аппаратов вооруженных сил США. На вооружение вертолет приняли под обозначением UH-1 "Ирокез", однако за машиной прочно закрепилось прозвище "Хью". Именно так звучало бы сокращение HU, если читать его не по буквам, как принято в английском языке, а как слово. Иногда пользовались еще и именем "Хьюкоптер" (составленным из "Хью" и "геликоптер").