Эксплуатация и боевое применение

 

Рядовой "Воздушной кавалерии"

 

"Ирокез" можно считать одним из сим­волов войны во Вьетнаме. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сфор­мированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла зада­ча изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспорт­ных вертолетов. Через год роту перебро­сили в Таиланд, где она приняла учас­тие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый бое­вой вылет на эскортирование транспорт­ных вертолетов СН-21 "ирокезы" выполнили 3 августа. В ноябре подразделение пополнилось 11 UH-1B.

5 января 1963 г. рота потеряла пер­вую машину. В операции по высадке де­санта в деревне Ап Бак принимали уча­стие десять СН-21 и пять вооруженных "хью". Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южно­вьетнамскую пехоту. Первая волна дос­тигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на пол­тора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепят­ственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины по­лучили прямые попадания пуль. У одно­го "Ирокеза" отстрелили лопасть несуще­го винта; он разбился, экипаж погиб. Один поврежденный СН-21 совершил вынужденную посадку. Чтобы забрать его экипаж, рядом с ним приземлился другой транспортник, поскольку взлететь изрешеченная пулями машина уже не смогла.

"Ирокезы" с июня 1963 г. стали посту­пать на вооружение легких аэромобиль­ных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. В такую роту преобразовали и то подразделение "ирокезов", которое первым прибыло во Вьетнам. Оно сменило несколько номе­ров, пока не стало 334-й ротой. Эта рота, пожалуй, прославилась больше остальных. Помните фильм "Апокалип­сис сегодня" — атаку вертолетов под "Полет валькирий" Вагнера? На винто­крылых машинах красовались скрещен­ные сабли — эмблема штабного взвода 334-й роты.

В конце 1963 г. удалось отработать тактическую схему использования "иро­кезов", получившую название "Игл флайт" — "Полет орлов". Группа "орлов" состояла из самолета управления, пяти вооруженных "кобр" и семи транспорт­ных "ирокезов" с десантом на борту (ва­риант — четыре и шесть соответствен­но). Еще один невооруженный UH-1 ис­пользовался в качестве санитарного. Группа работала "по вызову", базируясь на передовых площадках. Эта схема поз­волила сильно уменьшить время реа­гирования на опасную ситуацию. К но­ябрю 1964 г. все вертолетные роты ар­мейской авиации США в Индокитае дей­ствовали подобным образом.

Винтокрылых машин становилось все больше, а вертолетные подразделения делались все крупнее. В сентябре 1965 г. во Вьетнаме появились солдаты из 10-й пехотной дивизии, в которой насчиты­валось 108 вертолетов, большей частью типа UH-1. Порядка сотни их имелось в авиационной бригаде 101-й воздушно-десантной дивизии. Согласно планам командования, каждой пехотной брига­де армии США и Южного Вьетнама долж­на была быть придана вертолетная рота. На практике дивизии придавался вертолетный батальон, независимо от количества рот в нем.

Широкую известность получили эс­кадрильи "воздушной кавалерии". В эс­кадрилью входило три взвода: разведы­вательный, огневой поддержки и транс­портный. На вооружении первого состо­яли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1 В, а третий летал на UH-1 D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в еди­ных боевых порядках. Порой разведчи­ки выступали в качестве приманки, про­воцируя огонь с земли, затем по выяв­ленным огневым точкам наносили удар "кобры".

О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых "ирокезов". При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.

Проблемы с летным составом пре­следовали американцев всю войну. Укомплектованность рот летчиками на 90% считалась исключительно высо­ким показателем. Пилоту UH-1 пола­галось проводить в воздухе не более 150 ч в месяц, на практике получалось по 190 — 200 ч. Качество пополнения из Штатов также вызывало нарекание командиров с боевым опытом: "Пар­ням по 19 лет, это — полные идиоты!" "Идиота" перед боевым вылетом ста­рались "покатать" на вертолете над Вьетнамом хотя бы 25 часов, однако боевым мог стать любой вылет — об­стрелять вертолет вьетконговцы мог­ли и на взлете.

Численность вертолетов, действовав­ших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних "ирокезов" там на­считывалось порядка 300 (из них при­мерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индо­китае только "ирокезов" больше, чем со­стояло на вооружении армий всех ос­тальных государств мира — порядка 2500! Столь масштабное наращивание техники во Вьетнаме крайне отрицатель­но сказалось на экспорте. Дело было не в самих вертолетах, а в двигателях Т53. Промышленность не успевала постав­лять их во Вьетнам, не говоря уж о кон­трактах с ФРГ. Тем временем, куски пи­рога от мирового рынка средних транс­портных вертолетов потихоньку откусы­вали французы. Международный успех вертолета "Алуэтт" III стал возможен ис­ключительно благодаря тому, что амери­канская армия, а вместе с ней и промыш­ленность США прочно завязли в Индо­китае.

 

Аэромобильная дивизия

 

Война во Вьетнаме — вертолетная война! Логично, что американцы пере­шли от использования винтокрылых ма­шин в составе мелких подразделений (взвод — рота) к формированию верто­летной дивизии. Проводником идеи соз­дания аэромобильного соединения, равноценного по численности армейской пехотной дивизии, выступил генерал-лейтенант Г. Хоуц. Еще в 1962 г. он пред­ложил концепцию дивизии, в которой место колесной и гусеничной техники заняли бы вертолеты. Генерал сумел заразить своими идеями министра обо­роны Р. Макнамару. В середине февра­ля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и придан­ной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и са­молетах. На вооружении эскадрильи "воздушной кавалерии" полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, во­оруженных ПТУР SS.11) и 18 транспорт­ных UH-1D. В состав дивизионной артил­лерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, во­оруженных неуправляемыми ракетами. Всем штабным подразделениям, начи­ная с уровня роты или батареи, полага­лось иметь по два "ирокеза", предназна­ченных для перевозки офицеров. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота "следопытов". До­ставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооружен­ных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона "воз­душной кавалерии", UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для со­провождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной тех­ники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D.

Воздушно-штурмовая дивизия созда­валась как прообраз современных сил быстрого реагирования. Она должна была в кратчайшее время начать боевые действия в любом регионе мира — от Аляски до Западной Европы. 10-я авиа­ционная транспортная бригада имела, главным образом, вертолеты СН-47 "Чи­нук". "Ирокезы" в ней играли второсте­пенную роль, в то время как в 11-й воз­душно-штурмовой дивизии они были ос­новными.

Отработка тактики действий аэромо­бильных подразделений началась баталь­онными учениями, проходившими осенью 1963 г. на полигоне Стюарт. В начале 1965 г. формирование дивизии было приоста­новлено, но вскоре возобновлено. Теперь она именовалась 1-й аэромобильной, но штат практически не изменился.

Первые ее подразделения прибыли во Вьетнам 28 августа 1965 г., полностью же дивизию перебросили к середине сен­тября. Боевое крещение соединение получило в районе Центрального наго­рья, сыграв решающую роль в боях за Плей Ми. Цель операции состояла в пе­рехвате отходивших от Плей Ми к кам­боджийской границе подразделений про­тивника. Считается, что именно здесь американцы впервые столкнулись с крупными подразделениями регулярной армии ДРВ.

С 27 октября по 29 ноября вертолеты совершили более 54 000 вылетов. 59 машин были повреждены зенитным ог­нем, 13 — сбиты. Не все их удалось эва­куировать с мест падения или вынужден­ных посадок, а затем отремонтировать. Безвозвратные потери — два вертолета: один сбит в воздухе, второй — уничто­жен минометным огнем на земле. Два "ирокеза" отнесли к небоевым потерям — они столкнулись в воздухе, при этом во­семь человек погибли.

Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспорт­ным в боевых вылетах составляла сна­чала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.

Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков "Хью". Из-за низкой скорос­ти тяжелые вооруженные машины моди­фикации В легко поражались из пулеме­тов, особенно крупнокалиберных (вроде ДШК), а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой бал­ки — при грубой посадке она от сопри­косновения с землей ломалась, повреж­далась от частых ударов о ветки деревь­ев при полетах на малых высотах. Мощ­ности двигателя UH-1D хватало для пе­ревозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем бо­лее, 12. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял уста­новить на вертолеты броню. Часто лет­чики в боевой обстановке загружали сво­их "коней" по принципу "лезь, пока есть место". В результате перегрузки заклини­вало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной при­чиной небоевых потерь стали рефлектор­ные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, за­цепив лопастью несущего винта теле­графный столб. Машина разбилась.

Всего за 11 лет войны в Юго-Восточ­ной Азии вертолеты армии США совершили 36 млн вылетов, налетав 13,5 млн часов, зенитным огнем была поврежде­на 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое от­ношение потерь к числу боевых выле­тов уникально для летательных аппара­тов в условиях интенсивных боевых дей­ствий— 1:18 000.

 

Вертолеты Морской пехоты

 

В свое время командование авиации Корпуса морской пехоты США отказа­лось от вооружения вертолетов. Свои машины они предназначали для поиско­во-спасательных операций. А зачем та­кому вертолету оружие? На самом деле развитие тактики поисково-спасатель­ных операций привело к появлению спе­циальных вооруженных машин. Первые "ирокезы" Корпуса морской пехоты вы­полняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использова­лись так же, как и армейские вертолеты.

Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейской системы ХМ-6, на морских "ирокезах" в комплектах ТК-2 пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели ТАТ-101 с двумя пуле­метами М-60.

Типичная авиационная группа морской пехоты состояла из штурмовиков А-4 "Скайхок", вооруженных UH-1Е, транспорт­ных вертолетов UH-34 и самолета-авиа­наводчика О-1. Часто к "расчистке" места приземления вертолетов наряду со "скайхоками" привлекались "фантомы". Морская пехота использовала винтокры­лые машины достаточно активно, но чис­ленность ее вертолетного парка не шла ни в какое сравнение с армейской авиа­цией: весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Наиболее тяжелые одновременные потери вертоле­ты морской пехоты понесли на земле: 28 октября 1965 г. в результате минометно­го обстрела авиабаз Ча Лай и Марбл-Маунтэйн было уничтожено 17 UH-1E.

 

Речные вертолетоносцы

 

"Ирокезы" во Вьетнаме действовали не только с суши. Базами для них слу­жили также корабли 116-й оперативной группы (TF-116). Это было соединение речных кораблей, предназначенное для операций в дельте Меконга. Группе при­дали эскадрилью вертолетов.

Десантные корабли переделывались в плавучие базы. На них оборудовались вертолетные площадки, рассчитанные на два "хью", и швартовочные узлы для катеров PBR.

Вертолетная площадка плавбазы ос­нащалась светотехнической системой, обеспечивавшей круглосуточные взлет и посадку. Одна база обеспечивала бое­вые действия десяти катеров, двух вер­толетов и двух судов на воздушной по­душке.

Вертолеты предоставила армия — во­семь UH-1 В, но без экипажей. Пришлось переучивать пилотов спасательной эс­кадрильи.

Поисково-спасательная эскадрилья, волею судьбы превратившаяся в первую в ВМС США эскадрилью огневой поддерж­ки, подразделялась на четыре звена по два вооруженных UH-1B в каждой. "Хью" оснащался двумя пулеметами М-60 или автоматическими гранатометами М-79, установленными на шкворнях в проемах сдвижных дверей, четырьмя М-60, не­подвижно установленными по бортам фюзеляжа, и фермами для подвески НАР, противотанковых реактивных гра­натометов или контейнеров с напалмом.

Вертолеты и их экипажи были достав­лены во Вьетнам морем в августе 1966 г.

Задача перед ними стояла сложная: прикрывать максимально возможный по площади район операций катеров. Зве­нья пришлось "размазать" по всему югу Вьетнама.

Первый бой "речные вертолеты" прове­ли в октябре. Они приняли участие в трех­часовом сражении американских катеров с сотней вьетнамских джонок и сампанов на реке Май Тхо. Вертолетчики и катерни­ки совместно потопили около полусотни судов противника. Главной задачей для вертолетов стала работа "по вызову"; в ряде случаев своевременное появление винтокрылых машин позволяло изменить ход боя. Так, в декабре того же года один из катеров попал в засаду; после обстре­ла на нем сдетонировал боекомплект, и катер потерял ход. Вызванные по радио "ганшипы" потопили 28 сампанов и заста­вили отойти партизан, обстреливавших катер с берега. Реже UH-1В привлекались к самостоятельному поиску и уничтожению целей. В особо ответственных операциях вертолеты постоянно висели над катера­ми. Постепенно накапливая боевой опыт, совершенствовали тактику взаимодей­ствия. Уже к концу 1966 г. "хью" появля­лись в нужном месте всего через 15 ми­нут после вызова.

Для ночного патрулирования исполь­зовались вертолеты "Лайтнинг Баг" — UH-1В с установленными в проемах две­рей грузовой кабины семью посадочны­ми фарами от транспортного самолета С-123. Такая машина летала на патру­лирование с парой вооруженных UH-1 В. Обычно один из последних нес пулеме­ты, на втором стоял 40-мм автоматичес­кий гранатомет. За полгода такие пары уничтожили более тысячи сампанов.

Интересно, что вплоть до апреля 1967 г. эскадрилья огневой поддержки по-преж­нему числилась в ВМС как поисково-спасательная НС-1. Только 1 апреля ее официально узаконили, присвоив обо­значение HA(L)-3. В том же году куцее подразделение, имевшее всего восемь вертолетов, развернули в полноценную эскадрилью со штатом в 22 машины. Технику вновь пришлось заимствовать у ар­мии. Постоянно действовали семь звень­ев по два "хью", остальные находились в резерве или ремонте.

В 1969 г. на вооружение эскадрильи поступили новенькие UH-1C/L. Годом позже в эскадрилье насчитывалось уже 37 вертолетов, появились и новые плав­базы. Вертолетчики из TF-116 провоева­ли во Вьетнаме гораздо дольше катер­ников— официальная дата прекраще­ния боевых операций эскадрильей HA(L)-3 —26 января 1973 г.

На реках Южного Вьетнама воевали и самые маленькие авианесущие кораб­ли в истории — бронированные десант­ные катера АТСН. В передней части кор­пуса стандартного катера АТС устанав­ливалась специальная площадка, на ко­торую мог "притулиться" UH-1 В. Длина самого вертолета была не намного мень­ше длины катера.

"Ирокезы" из состава ВВС использо­вались в Индокитае, главным образом, в интересах сил, проводивших специ­альные операции. Первые UH-1 F появи­лись в Юго-Восточной Азии летом 1966 г. на авиабазе Накхон-Фаном в составе 606-й смешанной эскадрильи "коммандос". Официально личный состав зани­мался подготовкой военнослужащих армии Таиланда для борьбы с партиза­нами, а фактически эскадрилья прини­мала самое непосредственное участие в операциях на территории Таиланда, Лаоса и Вьетнама. В середине 1967 г. это подразделение расформировали, а "ирокезы" передали в 20-ю вертолетную эскадрилью. Тогда же спецназовские "хью" доработали, установив броне­спинки на кресла летчиков и бронелисты на нижнем остеклении кабины. Впро­чем, листы брони сильно ограничивали обзор вперед-вниз, поэтому их вскоре сняли. Транспортные вертолеты ВВС по вооружению не отличались от армейских — два пулемета М-60 в проемах дверей грузовой кабины, а ударные "ганшипы" соответствовали UH-1E авиации морской пехоты; однако, часть машин получила "миниганы". Ударные вертоле­ты обозначались в ВВС UH-1P. Летом 1969 г. всю 20-ю эскадрилью полностью перевооружили на UH-1F и UH-1P. В конце 1970 г. туда же поступили пер­вые двухдвигательные UH-1N, опять в транспортном и ударном вариантах. Обычно диверсионные группы доставляла команда из четырех ударных UH-1P и двух транспортных вертолетов (типа UH-1F или СН-3) — основного и резерв­ного. Несмотря на крайне опасный харак­тер боевых заданий, эскадрилья несла сравнительно небольшие потери: за два года (1967 и 1968 гг.) она лишилась всего пяти "ирокезов". Специальные операции продолжались до 1 июля 1970 г., когда вступил в силу запрет на полеты верто­летов за пределами Южного Вьетнама. В марте 1972 г. эскадрилья отбыла в США.

 

Потери вертолетов UH-1 вооруженных сил США в Индокитае, 1968 — 1973 гг.

 

Армия

ВВС

Корпус морской пехоты

Боевые потери

Другие причины

Всего

1211

1379

2900

13

6

19

69

32

101

Итого 3020

 

В руках вьетнамцев

 

Во Вьетнаме на "ирокезах" воевали не только американцы. Режим в Сайгоне получил от США порядка пяти сотен "хью" различных модификаций. Особен­но массовыми были поставки в 1972 — 1973 гг., когда американские войска выводились из Индокитая. В конце 1971 г. на вооружении ВВС Республики Вьетнам состояло 230 UH-1, а через год — уже 465.

До середины 1968 г. основным верто­летом у южновьетнамцев являлся Н-34.

Затем было принято решение о перево­оружении вертолетных подразделений "ирокезами". Из-за проблем с переучи­ванием летного и технического состава первые боеспособные подразделения UH-1H появились лишь в 1970 г.

 

В ВВС США

 

Конец карьеры большинства южно­вьетнамских "хью" оказался печаль­ным— 45 машин перелетели весной 1975 г. в Таиланд, а большинство на­шло свою судьбу на дне морском. За­битые под завязку людьми, они совер­шали последние полеты по маршруту Сайгон — американские авианосцы. С палуб кораблей их безжалостно сбра­сывали в море, дабы очистить место для посадки следующей партии верто­летов с беженцами.

Несколько десятков "ирокезов" доста­лось победителям. Первый из них еще за год до победы угнал к партизанам южно­вьетнамский летчик. Затем вертолет по "тропе Хо Ши Мина" доставили на север. Захваченные на юге исправные машины поступили на вооружение 917-го смешанного авиационного полка. Из-за проблем с поддержанием в пригодном к полетам состоянии "ирокезы" прослужили в ДРВ не так уж долго. Один исправный UH-1 был доставлен морем в Советский Союз, изучен и испытан в НИИ ВВС. Уцелевший UH-1H в настоящее время выставлен в музее Хо Ши Мина в Дананге.

 

В Австралии, Новой Зеландии и Канаде

 

Во вьетнамской войне приняли учас­тие и австралийские вертолетчики. Пер­вый из 24 заказанных вертолетов UH-1B поступил на базу Фэйрбэйрн в ноябре 1962 г. "Ирокезами" вооружили 5-ю и 9-ю эскадрильи австралийских ВВС. В мае 1964 г. 5-я эскадрилья на авианосце "Сидней" была доставлена в Малайзию. Там она участвовала в операциях про­тив местных партизан. Через два года на войну отправилась уже 9-я эскадрилья. Ее направили во Вьетнам, где боевые действия находились в самом разгаре. Австралийские вертолетчики провели во Вьетнаме почти шесть лет и вернулись домой в декабре 1971 г.

Всего Австралия приобрела 64 "ирокеза" модификаций В, D и Н. В конце 1980-х гг. 18 старых вертолетов UH-1B сняли с вооружения, заменив их фран­цузскими машинами. По состоянию на 2000 г. 25 вертолетов UH-1H числились в 171-й эскадрилье 1-го полка армей­ской авиации.

В Новую Зеландию первые "ирокезы" поступили в 1966 г. — из США тогда по­лучили пять UH-1D. За ними последова­ли десять UH-1H и, наконец, в 1996 г. армия США передала еще один верто­лет модификации Н. Первые пять машин типа D со временем тоже модернизиро­вали до уровня UH-1H.

Четыре новозеландских "ирокеза" в 2001 г. направили в Восточный Тимор в составе миротворческих сил ООН. Перед отправкой машины выкрасили в белый цвет, в проемах дверей грузовой кабины установили пулеметы М60. В начале 2002 г. на одном из вертолетов миро­творческих сил в полете разрушился глав­ный редуктор, однако пилот благополуч­но посадил машину. После этого случая полеты всех новозеландских UH-1H на некоторое время прекратили.

В Канаде в разное время состояли на вооружении вертолеты СН-118 (UH-1H), СН-135 ("Твин Хью") и СН-146 "Гриффон" (UH-1 N). Они использовались в качестве транспортных и поисково-спасательных. На конец 2000 г. на вооружении ВВС Ка­нады имелось 99 вертолетов СН-146.

 

США — наши дни

 

По состоянию на конец 1993 г. в ар­мейской авиации США находилось при­мерно 2650 вертолетов UH-1H. Со сле­дующего года начался процесс массово­го снятия "ирокезов" с вооружения. Так, только в 1995 г. из подразделений пер­вой линии изъяли 585 машин; их место заняли вертолеты UH-60 "Блэк Хок". К марту 1998 г. в авиации армии, Нацио­нальной гвардии и резерве армейской авиации числилось 907 UH-1 различных модификаций, из них в постоянной экс­плуатации находилось всего 284. Не­сколько десятков вертолетов продолжа­ют летать в подразделениях, обслужива­ющих полигоны и штабы. Несколько ма­шин переоборудовали в беспилотные мишени.

31 марта 1998 г. командование армии США приняло решение прекратить поле­ты всех состоящих на вооружении "ирокезов". С ноября 1996 г. по март 1998 г. было зафиксировано 22 летных происшествия, причиной которых являлась сильная виб­рация двигателей, приводившая к раскач­ке вертолетов в полете. К счастью, ни эки­пажи, ни их машины ни разу серьезно не пострадали. Временным решением проб­лемы стала установка на поврежденные редукторы специального защитного по­крытия из полимеров, способного демп­фировать колебания. Это позволило про­должить эксплуатацию части техники, не имевшей существенных повреждений от усталостных напряжений.

В середине 1990-х гг. пограничной охране передали пять вертолетов UH-1Н. Формально они сохранили принадлеж­ность к армейской авиации. Эти маши­ны прошли модернизацию, на них уста­новили двигатели Т800, РЛС, систему ночного видения и прожектор.

На вооружении морской авиации в на­стоящее время остается всего несколько поисково-спасательных вертолетов UН-1 N.

Зато значительное количество "ироке­зов" сохранилось в авиации морской пе­хоты. Все эскадрильи Корпуса имеют по девять UH-1N и по 18 боевых AH-1W "Супер Кобра". Они базируются в самих США, на Окинаве, а также на десантных кораблях. Чаще всего на борту такого корабля находится три вертолета и шесть-семь летчиков. Основные задачи UH-1N — обеспечение действий боевых вертолетов, непосредственная поддерж­ка наземных войск, координация воз­душных и наземных сил в ходе проведе­ния десантных операций.

В ВВС сейчас осталось всего четыре вертолета UH-1 N. Они обслуживают шта­бы 1-го тактического истребительного авиакрыла и 9-й воздушной армии.

 

В Европе

 

Немало "ирокезов" разных модифика­ций служило и служит в наши дни в раз­ных европейских странах. В Германии машинами местного изготовления, начи­ная с 1967 г., полностью вооружили одну эскадру и ряд поисково-спасательных подразделений. В 1979 г. в связи с реор­ганизацией Люфтваффе по одной эскад­рилье (25 вертолетов) передали в состав двух транспортных эскадр. Четыре UH-1D используются для перевозки высоко­поставленных лиц. По состоянию на ко­нец 2000 г. в ВВС страны числилось 92 вертолета UH-1D.

Первые 12 АВ.204В итальянского производства поступили на вооружение ВВС Австрии в 1963 г. В процессе экс­плуатации на них заменили двигатели (установили английские "гномы") и дора­ботали хвостовые балки. В середине 1970-х гг. на вооружении эскадрилий III вертолетной эскадры еще состояло 26 АВ.204В. Последний из них списали 29 июня 2001 г. Возможно, он стал са­мым последним в мире вертолетом типа UH-1B, еще служившим в вооруженных силах. В 1980— 1981 гг. парк пополнил­ся 24 двухдвигательными АВ.212, за ко­торыми последовали еще несколько партий подобных машин. Всего в Авст­рию поступило 176 вертолетов этого типа, из которых к 2000 г. осталось толь­ко 23.

В Англии всегда предпочитали верто­леты если не собственной конструкции, то, по крайней мере, собственного про­изводства. Тем не менее, в настоящее время девять "гриффонов" под местным названием "Гриффин" НТ.Мк.1 эксплуа­тируются там как учебные.

В Греции в начале 1980-х гг. на во­оружении 359-й вертолетной эскадрильи состояло 14АВ.205А-1 и два АВ.212. К началу 1990-х гг. число "212-х" возросло вдвое. Все эти машины используются в качестве транспортных и поисково-спасательных и базируются как на матери­ке, так и на островах. В дополнение к вертолетам ВВС восемь AB.212ASW и два AB.212EW имеет греческая морская авиация.

В Испанию шесть новых вертолетов UH-1B поступили из США по программе военной помощи летом 1966 г. Их пере­дали сформированному в мае того же года вертолетному подразделению XI корпуса армейской авиации. В марте 1971 г. создали еще одно такое же под­разделение. Ему предстояло дислоциро­ваться на авиабазе Эль-Ааян в Испан­ской Сахаре. Личный состав набирался из добровольцев, поскольку предстояло воевать. В пустыне действовали парти­заны "Фронта Полисарио", добивавшие­ся независимости. Материальную часть получили из США в конце года — 12 но­веньких UH-1Н. В начале декабря испан­ский авианосец "Дедало" доставил вер­толеты в Эль-Ааян.

Вертолетчики действовали совместно с частями испанского Иностранного ле­гиона, осуществляя патрулирование при­граничных районов. Поначалу столкно­вения с отрядами "Фронта" случались относительно редко. Настоящая война началась в конце 1974 г., когда испан­ские гарнизоны стали регулярно подвер­гаться атакам арабов. У экипажей "иро­кезов" появилась масса опасной работы. Типичной можно считать операцию "Тифарити II", проводившуюся в декабре 1974 г. 18-го числа в окрестностях насе­ленного пункта Тифарити попал в заса­ду патруль территориальной полиции. Испанцы заняли круговую оборону, сре­ди полицейских появились раненые. В операции по спасению патруля задей­ствовали самолеты непосредственной поддержки, но главную роль сыграли девять вертолетов UH-1 H: один санитар­ный, шесть транспортных и два "ганшипа". Каждый из последних нес по два семизарядных блока НАР и по два 7,62-мм пулемета.

Транспортные вертолеты взяли на борт легионеров из группы специально­го назначения. К месту боя прибыли ве­чером того же дня. Самолеты уже опре­делили местоположение противника и нанесли по нему удар. С земли по вер­толетам вели огонь только легкие пуле­меты. Пока транспортные и санитарный вертолеты кружили вне зоны досягаемо­сти пулеметного огня, пара "ганшипов" сделала несколько заходов над местом боя, проведя доразведку и попутно по­давив часть огневых точек противника ракетами. Огонь арабов стих. Под при­крытием высадившихся с "ирокезов" ле­гионеров в санитарный вертолет погру­зили нескольких раненых и тела погиб­ших. Едва успели взлететь, как на десант­ников обрушился шквал огня — арабы опомнились. Один легионер получил тя­желое ранение. За ним уже в темноте вылетел из Эль-Ааяна один "Хью". Эва­куация в свете посадочных фар прошла успешно. С рассветом 19 декабря во­семь "ирокезов" доставили к месту боя вторую волну десанта. Высадку прикры­вало звено самолетов, штурмовавших позиции противника. За день винтокры­лые машины выполнили несколько по­летов к Тифарити, доставляя подкрепле­ния и эвакуируя раненых. 20 декабря отряд "Фронта Полисарио" был разгром­лен.

Вертолетное подразделение остава­лось в Африке до 1975 г., когда Испания приняла решение передать Марокко и Мавритании подконтрольную террито­рию Сахары.

В 1974 г. испанцы купили в США еще одну партию UH-1H. В конце 1970-х гг. в армейской авиации имелось около 60 вертолетов. В 1981 г. уже в Италии были приобретены шесть АВ.212. В последу­ющие годы поставки итальянских "ирокезов" продолжились. В Испании верто­леты UH-1B/C получили обозначение HU.8, UH-1HHU.10B, АВ.212 —HU.18 и АВ.214 — HU.18B. В 2000 г. на воору­жении в этой стране состояло 58 UH-1В/Н и шесть АВ.212.

Помимо армейской авиации, в первой половине 1980-х гг. два вертолета АВ.205 использовались испанскими ВВС для поисково-спасательных операций. В мор­ской авиации в 2000 г. имелось девять AB.212ASW.

В Италии, разумеется, в ходу были "ирокезы" исключительно местного про­изводства. На конец 1990-х гг. вертоле­ты АВ.212 эксплуатировались в 615-й эскадрилье и 85-й поисково-спасатель­ной группе ВВС Италии. Около 30 АВ.212АМ находились с 1984 г. в соста­ве шести эскадрилий, дислоцировавших­ся в Милане, Истране, Гросетто, Граззанице, Амендоле и Децимоманну. Несколь­ко АВ.212 имелось в испытательном цен­тре ВВС и подразделениях, обслуживав­ших полигоны НАТО.

Значительным количеством вертоле­тов располагает итальянский флот. Пос­ле принятия в 1960 г. решения об осна­щении кораблей вертолетными площад­ками и постройке новых вертолетоносцев в качестве машин корабельного ба­зирования рассматривались американ­ский SH-34J и АВ.204, представленный фирмой "Агуста". Первый АВ.204 посту­пил на вооружение итальянского фло­та в 1964 г. В 1976 г. начались поставки более совершенных палубных вертоле­тов AB.212ASW. В конце 1980-х гг. вер­толеты с базы в Катании регулярно устанавливали контакт с посещавшими Тирренское море советскими субмари­нами. В 1990 г. на вооружении морской авиации Италии насчитывалось 53 ма­шины типа AB.212ASW, в 2000 г.— 54. Примерно четверть парка находилась на кораблях. Главной их задачей явля­лись поиск и уничтожение подводных лодок. Часть этих машин имела аппа­ратуру, позволявшую осуществлять загоризонтное наведение ракет ОТОМАТ класса "корабль — корабль". Пять вер­толетов прошли модернизацию в вариант "Элигуфи", предназначенный для ведения радиоэлектронной борьбы. Вертолеты, приданные морской пехоте, вооружались блоками НАР и пулемет­ными контейнерами.

Различные модификации "ирокезов" на протяжении нескольких десятков лет оставались"рабочими лошадками"авиа­ции итальянской армии, которая начиная с 1966 г. получила 106 вертолетов АВ.205А/В (армейское обозначение ЕМ-2). Эти машины завоевали огромную популярность у летного состава. Один вертолет был переоборудован в верто­лет РЭБ, названный "Икаро". В 1983 г. на­чали поступать вертолеты АВ.212 (ЕМ-3), но летчики все равно предпочитали им старые ЕМ-2. Нежелание экипажей пе­ресаживаться на новую технику приве­ло к тому, что "212-х" приобрели всего 15 машин. Большей популярностью пользовались АВ.412 (ЕМ-4), поставки которых начались в 1986 г. Именно они сменили АВ.205 в частях армейской авиации Италии. По состоянию на конец 2000 г. на вооружении армии насчитыва­лось 75 вертолетов АВ.205, 19 АВ.212 и 23 АВ.412.

Итальянские ЕМ-2 неоднократно при­менялись в операциях в составе миро­творческих сил за рубежом. Они действо­вали в Ливане (шесть машин), Намибии (восемь) и Курдистане (четыре). Один ЕМ-2 был сбит над Ливаном зенитным огнем.

В Швецию первые шесть "ирокезов" итальянской постройки поступили на вооружение армейской авиации в 1962 — 1963 гг. В 1964 г. прибыла вто­рая партия из шести машин, в 1969 г. получили еще три. Вертолеты имели от­личия в силовых установках и лопастях несущих винтов, но впоследствии все были приведены к единому стандарту. Их сняли с вооружения в 2001 г.

В 1993 г. шведы взяли у итальянцев в лизинг сроком на один год вертолет АВ.412НР. Год спустя во 2-ю транспорт­ную вертолетную роту поступили пять таких машин, а взятую ранее в лизинг вернули. Они использовались, главным образом, как санитарные.

Некоторое количество "ирокезов" экс­плуатируется на территории бывшей Югославии. В 1996 г. Словения закупи­ла пять новых вертолетов Белл 412, три машины типа 412НР были получены ра­нее. По программе военной помощи в середине лета 1998 г. американцы пере­дали Боснии 15 снятых в США с воору­жения UH-1H. Для полетов на этих ма­шинах в Германии прошли подготовку 25 летчиков, а также 29 техников. Авиация полиции Македонии унаследовала один вертолет Белл 212, приобретенный Юго­славией в 1978 г. В марте 2001 г. Греция подарила македонцам еще два UH-1H. Они обеспечивали эвакуацию бойцов правительственных войск, раненых в боях с албанскими сепаратистами.

В конце 1993 г. три АВ.412 поступили на вооружение ВВС Нидерландов.

В Норвегии основным типом верто­лета является Белл 412SP, называющий­ся там "Арапахо". 18 таких машин были поставлены в 1987 — 1989 гг. Первый вертолет целиком был изготовлен фир­мой "Белл", а остальные собрали из го­товых узлов и агрегатов в мастерских "Геликоптер сервис" в Ставангере. Их используют в качестве транспортных и поисково-спасательных. Машины из 720-й эскадрильи регулярно привлекались для участия в различных операциях ООН и НАТО. Так, четыре вертолета с экипа­жами и обслуживающим персоналом с 1993 по 1996 г. находились в Боснии.

В Финляндии вертолетами итальян­ского производства (AB.412SP и АВ.212ЕР) владеет пограничная охрана. "212-е", оснащенные РЛС Бендикс 1500 и мощ­ными прожекторами, используются в ка­честве поисково-спасательных. Несмот­ря на то, что вертолеты закуплены на средства министерства обороны, а их эки­пажи набираются из летчиков ВВС, ма­шины имеют гражданскую регистрацию.

"Ирокезы" появились даже на терри­тории бывшего СССР. США в 2001 г. по­дарили Грузии десять UH-1 (восемь еще пригодных к полетам и два — на запчас­ти). Принять эти налетавшие по несколь­ко тысяч часов машины можно было только по политическим мотивам.

 

В Латинской Америке

 

Южнее мексиканской границы служат в основном "ирокезы", отлетавшие свое в США, хотя изредка попадаются и новые машины итальянского производства. Пер­вые четыре вертолета Аргентина получи­ла в феврале 1970 г. До начала 1990-х гг. в страну поступила 41 машина разных мо­дификаций, в основном UH-1D/H. По мере снятия с вооружения устаревшей техники в США аргентинцам продавали очередные партии, в том числе и машины, неспособ­ные летать, — на запчасти. В 1998 г. Изра­иль уступил Аргентине несколько АВ.212. Один бывший израильский вертолет ис­пользовался позднее аргентинским контин­гентом сил ООН на Кипре.

Первой "ирокезы" получила рота "А" 601-й группы армейской авиации. Это подразделение позднее принимало уча­стие в боях на Фолклендских островах и понесла тяжелые потери. В марте 1975 г. сформировали группировку "Кондор", проводившую операции против партизан на севере провинции Тукуман. В ее со­став входили самолеты и вертолеты. Партизанам удалось сбить один "Хью" огнем стрелкового оружия.

В 1998 г. "бывшие в употреблении" UH-1H закупили и для ВВС. Годом позже восемь вертолетов той же модификации приобрели для морской авиации.

Боливия получала "Ирокезы" тремя партиями в 1975, 1985 и 1986 гг. По со­стоянию на конец 2000 г. на вооружении ее ВВС имелись два вертолета Белл 212 и 20UH-1H.

В Бразилии они появились раньше, в 1967 г. Туда поставили восемь UH-1D, доработанных впоследствии до стандар­та UH-1H. Вторая партия из 26 UH-1H поступила из США в начале 1970-х гг., а в первой половине 1980-х у Израиля ку­пили три АВ.205. Все "ирокезы" в Брази­лии получили наименование SH-1H "Сапаос" (это местная разновидность ну очень большой лягушки). Часть вертоле­тов используется в качестве поисково-спасательных, но большинство предна­значено для обеспечения действий ар­мейских подразделений.

На вооружении армейской авиации Венесуэлы в конце 2000 г. состояли шесть вертолетов UH-1H и два Белл 205А-1, в ВВС имелись 16 UH-1H/D, два Белл 212 и два Белл 412. В ВВС этой страны в разные годы поступали верто­леты разных модификаций. К 1998 г. из них на вооружении сохранились всего восемь UH-1H, два "212-х" и два типа 412SP (все в составе одной эскадрильи).

Венесуэльский флот получил из Ита­лии 12 противолодочных вертолетов AB.212ASW (первый был поставлен в 1980 г.). Они поступили на вооружение 3-й вертолетной противолодочной эскад­рильи и предназначались для базирова­ния на фрегатах класса "Сакри" (модер­низированные итальянские корабли типа "Лупо"). В 1992 г. бортовое оборудование двух венесуэльских АВ.212 модернизи­ровала израильская фирма IAI. Передан­ные флоту из ВВС обычные "212-е" ис­пользовались для операций против партизан в долинах крупных рек.

В составе Национальной гвардии Ве­несуэлы в 1999 г. имелось десять авиа­ционных подразделений, на вооружении девяти было по одному-два вертолета типа 412SP/ER всего насчитывалось 12 машин.

Во второй половине 1990-х гг. экспан­сия подержанных "ирокезов" в Латинскую Америку велась под флагом борьбы с наркотиками. Янки буквально навязыва­ли свои вертолеты Колумбии, Мексике, Перу, иногда это были отремонтирован­ные и даже модернизированные маши­ны, а иногда — откровенная летающая рухлядь. Национальная полиция Перу получила из США сначала 15 снятых американцами с вооружения UH-1H, за­тем, взамен вылетавших свой ресурс машин, в 2000 г.—еще столько же по­держанных, но прошедших модерниза­цию UH-1N. Восемь вертолетов Белл 412ЕР было поставлено перуанской по­лиции для использования в качестве поисково-спасательных.

В Колумбии длительное время на во­оружении состояло ограниченное число "ирокезов" — лишь шесть или семь машин поставили США в 1970-е гг., 12— в 1982 г., пять — в 1989 г. и восемь — в 1990 г. Но в 1996 г. поступило уже 24 вертолета UH-1Н, шесть Белл 205А-1 и 13 Белл 212. Всего же во второй половине 1990-х гг. амери­канцы передали Национальной полиции Колумбии не менее 43 "ирокезов".

Они активно применялись в операци­ях против баз наркоторговцев. 18 янва­ря 2002 г. один UH-1H был подбит пуле­метным огнем, когда принимал участие в обработке гербицидами плантаций коки. Управлявший вертолетом летчик из Перу сумел посадить поврежденную машину. Экипаж и находившихся на бор­ту полицейских эвакуировали. Из-за бли­зости партизан подбитый "Ирокез" при­шлось уничтожить бомбами.

Для тех же целей американцы пере­дали Мексике 73 UH-1H, из числа сня­тых с вооружения, а также новые верто­леты Белл 212. Поставка "хью" пресле­довала и другую цель — помешать при­обретению партии советских Ми-8. Но достичь ее не удалось. Американские вертолеты использовались для борьбы с перевозкой наркотиков, но в 1998 г. из-за постоянных поломок полеты всех мек­сиканских UH-1H были запрещены. Их вытеснили Ми-8 и Ми-17, поставлявшие­ся мексиканцам с 1995 г. К концу 2000 г. в составе ВВС Мексики оставались один Белл 205 и 24 Белл 212.

В странах Центральной Америки во­енные эксплуатируют "ирокезы" разных модификаций, как правило, уже не но­вые. Количество их в каждой стране ред­ко превышает несколько десятков. Так, на вооружении 1-й эскадрильи ВВС Гва­темалы в конце 1990-х гг. состояли шесть вертолетов типа 212 и четыре UH-1H, а еще два "412-х" и два "212-х" обеспечи­вали перевозки высших должностных лиц страны. Старые UH-1H были купле­ны на Тайване. По состоянию на конец 2000 г. имелось пять вертолетов UH-1H, два Белл 212 и три Белл 412.

Некоторым исключением среди Центральноамериканских государств являлся Сальвадор. После победы сандинистов в Никарагуа американцы, опаса­ясь распространения революции на со­седние страны, в 1981 г. в спешном по­рядке начали подготовку в Сальвадоре пяти аэромобильных батальонов. На их вооружение поступили 85 транспортных UH-1H, 12 вертолетов огневой поддерж­ки UH-1M и еще 12 многоцелевых "хью". В следующем году к ним добави­лись два "ирокеза", оснащенных системами ночного видения. Однако данных о боевом применении этой техники нет. Машины постепенно списывались пос­ле аварий или по износу. К концу 2000 г. на вооружении сальвадорской армии оставалось 15 UH-1M и 24 транспорт­ных UH-1H.

Небольшое количество "ирокезов" разных модификаций эксплуатируется в вооруженных силах Парагвая, Уругвая, Чили и Эквадора. Уругвайские вертолеты в 1970-х гг. участвовали в операциях против партизанских отрядов "тупамарос". В Гайане два вертолета "модель 212" составляют третью часть скромно­го парка винтокрылых летательных ап­паратов вооруженных сил этой бывшей британской колонии. Среди островных государств Карибского бассейна, полу­чивших старые американские машины, можно назвать Ямайку и Доминиканскую республику.

 

В Азии

 

Первой страной в Азии, принявшей "ирокезы" на вооружение, стала Япония. В 1963 —1990 гг. сухопутные силы са­мообороны получили 90 HU-1B и 125 HU-1H. Все машины были построены по лицензии фирмами "Мицуи" и "Фудзи".

Вертолеты типа 212 начали поступать на вооружение морских сил самооборо­ны в 1972 г. Всего им было поставлено 38 машин, из них до 1998 г. дожила 31. В октябре 1983 г. в Японию прибыл пер­вый вертолет Белл 412. По две машины Белл 212 или Белл 412 базируются на флагманском корабле береговой охраны "Сикисима" и больших патрульных кораб­лях типа "Мидзухо", по одному — на пат­рульных кораблях типа "Сойя" и "Одзима".

В Южной Корее "ирокезов" служило довольно много. Но к 2000 г. в армей­ской авиации оставалось всего 20 верто­летов UH-1B/H, которые уже снимались с вооружения. ВВС располагали пятью вертолетами UH-1D/N, десятью поиско­во-спасательными Белл 212/412 и пятью поисково-спасательными UH-1H.

На 2000 г. в составе армейской авиа­ции Тайваня имелись четыре ударных вертолетных эскадрильи, на вооружении которых находилось около сотни UH-1H. В ближайшие годы намечено уменьшить их количество до 25 машин, а взамен снятых с вооружения закупить новые транспортные вертолеты.

Израиль начал получать "ирокезы" в декабре 1967 г. Первые АВ.205 попали на вооружение 112-й эскадрильи. Позже израильским вооруженным силам из США передали партию UH-1D. В первой половине 1975 г. начались поставки ма­шин типа 212, сменивших потрепанные "205-е". В настоящее время и они в зна­чительной мере вытеснены UH-60.

Турция, хотя и является членом бло­ка НАТО, "ирокезы" получила сравни­тельно поздно. Первый итальянский вер­толет AB.204AS поступил на вооружение ее морской авиации в октябре 1972 г., затем последовали еще два. Позднее Турция закупила десять AB.212ASW и два AB.204EW. Один AB.212ASW пере­оборудовали в вариант РЭБ. Семь вер­толетов собрали в Турции из узлов, поставленных фирмой "Агуста". Береговая охрана страны получила к концу 2000 г. пять вертолетов АВ.412, всего заказано 24 таких машины.

Турецкие "ирокезы" итальянской пост­ройки принимали участие в конфликте с Грецией в 1974 г. Турецкая община на Кипре, поддержанная турецкими воору­женными силами, отделила часть остро­ва. Все три вертолета AB.204AS пере­бросили на остров, где они совершили 149 боевых вылетов.

По программе военной помощи турец­кая армейская авиация получила из США примерно 70 вертолетов UH-1H, еще несколько АВ.204В и 150 АВ.205 прибы­ли из Италии и 20 "ирокезов" — из ФРГ. В середине 1990-х гг. начался процесс замены UH-1 новыми S-70.

Как ни странно, но основным типом вертолета в Пакистане является россий­ский Ми-8. В 1973 г. американцы поста­вили туда шесть UH-1H, наказав мест­ным властям использовать их исключи­тельно в гуманитарных целях, а в 1974 г. Иран—десять АВ.205. В 2000 г. 15 ма­шин еще летали.

В Юго-Восточной Азии "ирокезы" по­явились во время войны во Вьетнаме. Таиланд напрямую в ней участия не при­нимал, однако на территории страны размещались базы ВВС США. Американ­цы щедро платили союзнику, в том чис­ле и поставками военной техники. С 1968 г. сюда стали поступать вертолеты UH-1B. До начала 1980-х гг. армейская авиация Таиланда получила в общей слож­ности около 250 "ирокезов", которые ис­пользовались в качестве транспортных и ударных. В 1986 г. прибыл первый Белл 212, в 1991 г. — еще 25 и шесть — в 1994 г. Морская авиация страны получила че­тыре UH-1H в 1975 г., семь Белл 212 в 1978 г. и четыре Белл 214ST в 1987 г. С 1998 г. для ВВС этой страны закупа­лись более современные Белл 412.

Под требования командования таи­ландской армейской авиации фирмой "Белл" разрабатывался боевой вариант типа 212ST с подфюзеляжной турельной пушечной установкой, но позднее воен­ные от проекта отказались. Вертолетами типа 412 располагают также таиландские пограничники. Две машины служат для перевозки членов королевской семьи.

В рамках программы военной помо­щи американцы в начале 1970-х гг. пе­редали Камбодже 34 вертолета UH-1H. Из-за политических передряг, происхо­дивших в Камбодже (Кампучии) на про­тяжении двух десятков лет, ни один из них до конца XX века не дожил.

В середине 1960-х гг. "ирокезы" появи­лись и в Индонезии. Они принимали ак­тивное участие в многочисленных опе­рациях против местных партизан. При этом по одну сторону линии фронта во­евали вертолеты американского и советского производства. К примеру, в январе 1968 г. к участию в операции "Сабер Килат", проводившейся на Калимантане, привлекались два Белл 204В и четыре Ми-4. В мае 1996 г. индонезийские вер­толеты Белл 205 и NB-412 участвовали в освобождении захваченных папуасски­ми террористами (такие тоже есть) за­ложников из числа иностранных граж­дан. В разные годы на вооружении ВВС и армейской авиации Индонезии со­стояли вертолеты Белл 204, Белл 205 и NB-412.

Иран для сухопутных войск и флота сперва приобрел итальянские АВ.205, а чуть позже для ВВС и ВМС — АВ.212. Затем закупили в США 293 вертолета Белл 214А, поступивших на вооружение армейской авиации, и 39 поисково-спа­сательных машин типа 214С для ВВС. Дальнейшие надежды возлагались на лицензионное производство на заводе в Исфахане, но последовало свержение шаха и резкое ухудшение отношений с Америкой. Поступление новых вертоле­тов прекратилось, завод остался недо­строенным, а запчасти к имеющейся технике приобретались окольными пу­тями.

В 1980 г. началась затяжная война с Ираком. Иранские "ирокезы" принимали в ней самое активное участие. Несколь­ко десятков машин было потеряно, в том числе — в воздушных боях с советскими боевыми вертолетами Ми-24, состояв­шими на вооружении в Ираке.

В конце 1990-х гг. в Иране с итальян­ской помощью наладили сборку верто­летов АВ.205. В начале 2000 г. на воору­жении армейской авиации исламской республики состояло, помимо уцелев­ших машин американского производства, примерно 50 вертолетов "Шабавиз-75" (АВ.205 местного производства), сведен­ных в три транспортных эскадрильи и одно учебное подразделение.

В Ираке тоже имелись "ирокезы". В 1980-е гг. иракцы закупили 45 вертоле­тов Белл 214ST. Но данных о их эксплу­атации и боевом применении нет.

В Шри-Ланку 12 вертолетов Белл 212 поставили в первой половине 1980-х гг., четыре Белл 412 — в 1985 г. Девять "212-х" и все "412-е" приспособили для подвески вооружения. Их использовали про­тив повстанцев-тамилов на севере ост­рова. По крайней мере, один "Ирокез" был сбит "тиграми Тамил-Илама", а еще один получил тяжелые повреждения от зенит­ного огня. В 2000 г. по программе воен­ной помощи из США в Шри-Ланку поста­вили еще два вертолета Белл 412SP.

На Филиппинах UH-1 появились в 1974 г. Всего к началу 1990-х гг. ВВС и армейская авиация получили из США 161 "ирокез" различных модификаций, в том числе 75 UH-1M.

Улучшение бирмано-американских отношений ознаменовалось передачей США в 1975—1977 гг. этой стране 18 вертолетов UH-1H. Богатый Бруней ста­рья не покупал. Но и потребности его были скромными. В конце 2000 г. ВВС страны располагали одним поисково-спасательным вертолетом Белл 214ST и шестью — Белл 212.

"Ирокезы" различных модификаций также состоят на вооружении в Бангла­деш, Бахрейне, Дубае, Йемене, Кувей­те, Ливане, Омане, Саудовской Аравии и Сингапуре.

 

В Африке

 

В Африке "ирокезы" использовались сравнительно мало. В 1978 г. в Южную Родезию тайно, в обход санкций ООН, продали 11 вертолетов АВ.205. Эти ма­шины, изрядно повоевавшие, были сня­ты с вооружения властями уже нового государства, Зимбабве, в 1986 г. Тремя годами раньше, в августе 1983 г., ВВС этой страны пополнились двумя АВ.412. Десять "гриффонов" купили в 1986 г.

Одну из таких машин группа заключен­ных пыталась использовать для побега из тюрьмы, но охрана превратила вер­толет в решето.

Правительство Марокко в первой по­ловине 1970-х гг. приобрело в Италии 24 вертолета АВ.205А. Они предназна­чались в первую очередь для совмест­ных действий с подразделениями бро­неавтомобилей, а также для проведения поисково-спасательных операций в пустыне. Марокканские "ирокезы" принимали участие в боях с отрядами "Фронта Полисарио". В 2000 г. ВВС страны имели 32 вертолета АВ.205 и пять АВ.212.

Небольшое количество "ирокезов" разных модификаций эксплуатируется в Ботсване, Гане, Лесото, Судане, Тунисе, Танзании и Уганде.