Эксплуатация и боевое применение
Рядовой "Воздушной кавалерии"
"Ирокез" можно считать одним из символов войны во Вьетнаме. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сформированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла задача изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспортных вертолетов. Через год роту перебросили в Таиланд, где она приняла участие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый боевой вылет на эскортирование транспортных вертолетов СН-21 "ирокезы" выполнили 3 августа. В ноябре подразделение пополнилось 11 UH-1B.
5 января 1963 г. рота потеряла первую машину. В операции по высадке десанта в деревне Ап Бак принимали участие десять СН-21 и пять вооруженных "хью". Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южновьетнамскую пехоту. Первая волна достигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на полтора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепятственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины получили прямые попадания пуль. У одного "Ирокеза" отстрелили лопасть несущего винта; он разбился, экипаж погиб. Один поврежденный СН-21 совершил вынужденную посадку. Чтобы забрать его экипаж, рядом с ним приземлился другой транспортник, поскольку взлететь изрешеченная пулями машина уже не смогла.
"Ирокезы" с июня 1963 г. стали поступать на вооружение легких аэромобильных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. В такую роту преобразовали и то подразделение "ирокезов", которое первым прибыло во Вьетнам. Оно сменило несколько номеров, пока не стало 334-й ротой. Эта рота, пожалуй, прославилась больше остальных. Помните фильм "Апокалипсис сегодня" — атаку вертолетов под "Полет валькирий" Вагнера? На винтокрылых машинах красовались скрещенные сабли — эмблема штабного взвода 334-й роты.
В конце 1963 г. удалось отработать тактическую схему использования "ирокезов", получившую название "Игл флайт" — "Полет орлов". Группа "орлов" состояла из самолета управления, пяти вооруженных "кобр" и семи транспортных "ирокезов" с десантом на борту (вариант — четыре и шесть соответственно). Еще один невооруженный UH-1 использовался в качестве санитарного. Группа работала "по вызову", базируясь на передовых площадках. Эта схема позволила сильно уменьшить время реагирования на опасную ситуацию. К ноябрю 1964 г. все вертолетные роты армейской авиации США в Индокитае действовали подобным образом.
Винтокрылых машин становилось все больше, а вертолетные подразделения делались все крупнее. В сентябре 1965 г. во Вьетнаме появились солдаты из 10-й пехотной дивизии, в которой насчитывалось 108 вертолетов, большей частью типа UH-1. Порядка сотни их имелось в авиационной бригаде 101-й воздушно-десантной дивизии. Согласно планам командования, каждой пехотной бригаде армии США и Южного Вьетнама должна была быть придана вертолетная рота. На практике дивизии придавался вертолетный батальон, независимо от количества рот в нем.
Широкую известность получили эскадрильи "воздушной кавалерии". В эскадрилью входило три взвода: разведывательный, огневой поддержки и транспортный. На вооружении первого состояли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1 В, а третий летал на UH-1 D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в единых боевых порядках. Порой разведчики выступали в качестве приманки, провоцируя огонь с земли, затем по выявленным огневым точкам наносили удар "кобры".
О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых "ирокезов". При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.
Проблемы с летным составом преследовали американцев всю войну. Укомплектованность рот летчиками на 90% считалась исключительно высоким показателем. Пилоту UH-1 полагалось проводить в воздухе не более 150 ч в месяц, на практике получалось по 190 — 200 ч. Качество пополнения из Штатов также вызывало нарекание командиров с боевым опытом: "Парням по 19 лет, это — полные идиоты!" "Идиота" перед боевым вылетом старались "покатать" на вертолете над Вьетнамом хотя бы 25 часов, однако боевым мог стать любой вылет — обстрелять вертолет вьетконговцы могли и на взлете.
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних "ирокезов" там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индокитае только "ирокезов" больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира — порядка 2500! Столь масштабное наращивание техники во Вьетнаме крайне отрицательно сказалось на экспорте. Дело было не в самих вертолетах, а в двигателях Т53. Промышленность не успевала поставлять их во Вьетнам, не говоря уж о контрактах с ФРГ. Тем временем, куски пирога от мирового рынка средних транспортных вертолетов потихоньку откусывали французы. Международный успех вертолета "Алуэтт" III стал возможен исключительно благодаря тому, что американская армия, а вместе с ней и промышленность США прочно завязли в Индокитае.
Аэромобильная дивизия
Война во Вьетнаме — вертолетная война! Логично, что американцы перешли от использования винтокрылых машин в составе мелких подразделений (взвод — рота) к формированию вертолетной дивизии. Проводником идеи создания аэромобильного соединения, равноценного по численности армейской пехотной дивизии, выступил генерал-лейтенант Г. Хоуц. Еще в 1962 г. он предложил концепцию дивизии, в которой место колесной и гусеничной техники заняли бы вертолеты. Генерал сумел заразить своими идеями министра обороны Р. Макнамару. В середине февраля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи "воздушной кавалерии" полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11) и 18 транспортных UH-1D. В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Всем штабным подразделениям, начиная с уровня роты или батареи, полагалось иметь по два "ирокеза", предназначенных для перевозки офицеров. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота "следопытов". Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона "воздушной кавалерии", UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D.
Воздушно-штурмовая дивизия создавалась как прообраз современных сил быстрого реагирования. Она должна была в кратчайшее время начать боевые действия в любом регионе мира — от Аляски до Западной Европы. 10-я авиационная транспортная бригада имела, главным образом, вертолеты СН-47 "Чинук". "Ирокезы" в ней играли второстепенную роль, в то время как в 11-й воздушно-штурмовой дивизии они были основными.
Отработка тактики действий аэромобильных подразделений началась батальонными учениями, проходившими осенью 1963 г. на полигоне Стюарт. В начале 1965 г. формирование дивизии было приостановлено, но вскоре возобновлено. Теперь она именовалась 1-й аэромобильной, но штат практически не изменился.
Первые ее подразделения прибыли во Вьетнам 28 августа 1965 г., полностью же дивизию перебросили к середине сентября. Боевое крещение соединение получило в районе Центрального нагорья, сыграв решающую роль в боях за Плей Ми. Цель операции состояла в перехвате отходивших от Плей Ми к камбоджийской границе подразделений противника. Считается, что именно здесь американцы впервые столкнулись с крупными подразделениями регулярной армии ДРВ.
С 27 октября по 29 ноября вертолеты совершили более 54 000 вылетов. 59 машин были повреждены зенитным огнем, 13 — сбиты. Не все их удалось эвакуировать с мест падения или вынужденных посадок, а затем отремонтировать. Безвозвратные потери — два вертолета: один сбит в воздухе, второй — уничтожен минометным огнем на земле. Два "ирокеза" отнесли к небоевым потерям — они столкнулись в воздухе, при этом восемь человек погибли.
Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспортным в боевых вылетах составляла сначала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.
Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков "Хью". Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации В легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных (вроде ДШК), а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки — при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, 12. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты броню. Часто летчики в боевой обстановке загружали своих "коней" по принципу "лезь, пока есть место". В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной причиной небоевых потерь стали рефлекторные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, зацепив лопастью несущего винта телеграфный столб. Машина разбилась.
Всего за 11 лет войны в Юго-Восточной Азии вертолеты армии США совершили 36 млн вылетов, налетав 13,5 млн часов, зенитным огнем была повреждена 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий— 1:18 000.
Вертолеты Морской пехоты
В свое время командование авиации Корпуса морской пехоты США отказалось от вооружения вертолетов. Свои машины они предназначали для поисково-спасательных операций. А зачем такому вертолету оружие? На самом деле развитие тактики поисково-спасательных операций привело к появлению специальных вооруженных машин. Первые "ирокезы" Корпуса морской пехоты выполняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использовались так же, как и армейские вертолеты.
Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейской системы ХМ-6, на морских "ирокезах" в комплектах ТК-2 пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели ТАТ-101 с двумя пулеметами М-60.
Типичная авиационная группа морской пехоты состояла из штурмовиков А-4 "Скайхок", вооруженных UH-1Е, транспортных вертолетов UH-34 и самолета-авианаводчика О-1. Часто к "расчистке" места приземления вертолетов наряду со "скайхоками" привлекались "фантомы". Морская пехота использовала винтокрылые машины достаточно активно, но численность ее вертолетного парка не шла ни в какое сравнение с армейской авиацией: весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Наиболее тяжелые одновременные потери вертолеты морской пехоты понесли на земле: 28 октября 1965 г. в результате минометного обстрела авиабаз Ча Лай и Марбл-Маунтэйн было уничтожено 17 UH-1E.
Речные вертолетоносцы
"Ирокезы" во Вьетнаме действовали не только с суши. Базами для них служили также корабли 116-й оперативной группы (TF-116). Это было соединение речных кораблей, предназначенное для операций в дельте Меконга. Группе придали эскадрилью вертолетов.
Десантные корабли переделывались в плавучие базы. На них оборудовались вертолетные площадки, рассчитанные на два "хью", и швартовочные узлы для катеров PBR.
Вертолетная площадка плавбазы оснащалась светотехнической системой, обеспечивавшей круглосуточные взлет и посадку. Одна база обеспечивала боевые действия десяти катеров, двух вертолетов и двух судов на воздушной подушке.
Вертолеты предоставила армия — восемь UH-1 В, но без экипажей. Пришлось переучивать пилотов спасательной эскадрильи.
Поисково-спасательная эскадрилья, волею судьбы превратившаяся в первую в ВМС США эскадрилью огневой поддержки, подразделялась на четыре звена по два вооруженных UH-1B в каждой. "Хью" оснащался двумя пулеметами М-60 или автоматическими гранатометами М-79, установленными на шкворнях в проемах сдвижных дверей, четырьмя М-60, неподвижно установленными по бортам фюзеляжа, и фермами для подвески НАР, противотанковых реактивных гранатометов или контейнеров с напалмом.
Вертолеты и их экипажи были доставлены во Вьетнам морем в августе 1966 г.
Задача перед ними стояла сложная: прикрывать максимально возможный по площади район операций катеров. Звенья пришлось "размазать" по всему югу Вьетнама.
Первый бой "речные вертолеты" провели в октябре. Они приняли участие в трехчасовом сражении американских катеров с сотней вьетнамских джонок и сампанов на реке Май Тхо. Вертолетчики и катерники совместно потопили около полусотни судов противника. Главной задачей для вертолетов стала работа "по вызову"; в ряде случаев своевременное появление винтокрылых машин позволяло изменить ход боя. Так, в декабре того же года один из катеров попал в засаду; после обстрела на нем сдетонировал боекомплект, и катер потерял ход. Вызванные по радио "ганшипы" потопили 28 сампанов и заставили отойти партизан, обстреливавших катер с берега. Реже UH-1В привлекались к самостоятельному поиску и уничтожению целей. В особо ответственных операциях вертолеты постоянно висели над катерами. Постепенно накапливая боевой опыт, совершенствовали тактику взаимодействия. Уже к концу 1966 г. "хью" появлялись в нужном месте всего через 15 минут после вызова.
Для ночного патрулирования использовались вертолеты "Лайтнинг Баг" — UH-1В с установленными в проемах дверей грузовой кабины семью посадочными фарами от транспортного самолета С-123. Такая машина летала на патрулирование с парой вооруженных UH-1 В. Обычно один из последних нес пулеметы, на втором стоял 40-мм автоматический гранатомет. За полгода такие пары уничтожили более тысячи сампанов.
Интересно, что вплоть до апреля 1967 г. эскадрилья огневой поддержки по-прежнему числилась в ВМС как поисково-спасательная НС-1. Только 1 апреля ее официально узаконили, присвоив обозначение HA(L)-3. В том же году куцее подразделение, имевшее всего восемь вертолетов, развернули в полноценную эскадрилью со штатом в 22 машины. Технику вновь пришлось заимствовать у армии. Постоянно действовали семь звеньев по два "хью", остальные находились в резерве или ремонте.
В 1969 г. на вооружение эскадрильи поступили новенькие UH-1C/L. Годом позже в эскадрилье насчитывалось уже 37 вертолетов, появились и новые плавбазы. Вертолетчики из TF-116 провоевали во Вьетнаме гораздо дольше катерников— официальная дата прекращения боевых операций эскадрильей HA(L)-3 —26 января 1973 г.
На реках Южного Вьетнама воевали и самые маленькие авианесущие корабли в истории — бронированные десантные катера АТСН. В передней части корпуса стандартного катера АТС устанавливалась специальная площадка, на которую мог "притулиться" UH-1 В. Длина самого вертолета была не намного меньше длины катера.
"Ирокезы" из состава ВВС использовались в Индокитае, главным образом, в интересах сил, проводивших специальные операции. Первые UH-1 F появились в Юго-Восточной Азии летом 1966 г. на авиабазе Накхон-Фаном в составе 606-й смешанной эскадрильи "коммандос". Официально личный состав занимался подготовкой военнослужащих армии Таиланда для борьбы с партизанами, а фактически эскадрилья принимала самое непосредственное участие в операциях на территории Таиланда, Лаоса и Вьетнама. В середине 1967 г. это подразделение расформировали, а "ирокезы" передали в 20-ю вертолетную эскадрилью. Тогда же спецназовские "хью" доработали, установив бронеспинки на кресла летчиков и бронелисты на нижнем остеклении кабины. Впрочем, листы брони сильно ограничивали обзор вперед-вниз, поэтому их вскоре сняли. Транспортные вертолеты ВВС по вооружению не отличались от армейских — два пулемета М-60 в проемах дверей грузовой кабины, а ударные "ганшипы" соответствовали UH-1E авиации морской пехоты; однако, часть машин получила "миниганы". Ударные вертолеты обозначались в ВВС UH-1P. Летом 1969 г. всю 20-ю эскадрилью полностью перевооружили на UH-1F и UH-1P. В конце 1970 г. туда же поступили первые двухдвигательные UH-1N, опять в транспортном и ударном вариантах. Обычно диверсионные группы доставляла команда из четырех ударных UH-1P и двух транспортных вертолетов (типа UH-1F или СН-3) — основного и резервного. Несмотря на крайне опасный характер боевых заданий, эскадрилья несла сравнительно небольшие потери: за два года (1967 и 1968 гг.) она лишилась всего пяти "ирокезов". Специальные операции продолжались до 1 июля 1970 г., когда вступил в силу запрет на полеты вертолетов за пределами Южного Вьетнама. В марте 1972 г. эскадрилья отбыла в США.
Потери вертолетов UH-1 вооруженных сил США в Индокитае, 1968 — 1973 гг. |
|||
|
Армия |
ВВС |
Корпус морской пехоты |
Боевые потери Другие причины Всего |
1211 1379 2900 |
13 6 19 |
69 32 101 |
Итого 3020 |
В руках вьетнамцев
Во Вьетнаме на "ирокезах" воевали не только американцы. Режим в Сайгоне получил от США порядка пяти сотен "хью" различных модификаций. Особенно массовыми были поставки в 1972 — 1973 гг., когда американские войска выводились из Индокитая. В конце 1971 г. на вооружении ВВС Республики Вьетнам состояло 230 UH-1, а через год — уже 465.
До середины 1968 г. основным вертолетом у южновьетнамцев являлся Н-34.
Затем было принято решение о перевооружении вертолетных подразделений "ирокезами". Из-за проблем с переучиванием летного и технического состава первые боеспособные подразделения UH-1H появились лишь в 1970 г.
В ВВС США
Конец карьеры большинства южновьетнамских "хью" оказался печальным— 45 машин перелетели весной 1975 г. в Таиланд, а большинство нашло свою судьбу на дне морском. Забитые под завязку людьми, они совершали последние полеты по маршруту Сайгон — американские авианосцы. С палуб кораблей их безжалостно сбрасывали в море, дабы очистить место для посадки следующей партии вертолетов с беженцами.
Несколько десятков "ирокезов" досталось победителям. Первый из них еще за год до победы угнал к партизанам южновьетнамский летчик. Затем вертолет по "тропе Хо Ши Мина" доставили на север. Захваченные на юге исправные машины поступили на вооружение 917-го смешанного авиационного полка. Из-за проблем с поддержанием в пригодном к полетам состоянии "ирокезы" прослужили в ДРВ не так уж долго. Один исправный UH-1 был доставлен морем в Советский Союз, изучен и испытан в НИИ ВВС. Уцелевший UH-1H в настоящее время выставлен в музее Хо Ши Мина в Дананге.
В Австралии, Новой Зеландии и Канаде
Во вьетнамской войне приняли участие и австралийские вертолетчики. Первый из 24 заказанных вертолетов UH-1B поступил на базу Фэйрбэйрн в ноябре 1962 г. "Ирокезами" вооружили 5-ю и 9-ю эскадрильи австралийских ВВС. В мае 1964 г. 5-я эскадрилья на авианосце "Сидней" была доставлена в Малайзию. Там она участвовала в операциях против местных партизан. Через два года на войну отправилась уже 9-я эскадрилья. Ее направили во Вьетнам, где боевые действия находились в самом разгаре. Австралийские вертолетчики провели во Вьетнаме почти шесть лет и вернулись домой в декабре 1971 г.
Всего Австралия приобрела 64 "ирокеза" модификаций В, D и Н. В конце 1980-х гг. 18 старых вертолетов UH-1B сняли с вооружения, заменив их французскими машинами. По состоянию на 2000 г. 25 вертолетов UH-1H числились в 171-й эскадрилье 1-го полка армейской авиации.
В Новую Зеландию первые "ирокезы" поступили в 1966 г. — из США тогда получили пять UH-1D. За ними последовали десять UH-1H и, наконец, в 1996 г. армия США передала еще один вертолет модификации Н. Первые пять машин типа D со временем тоже модернизировали до уровня UH-1H.
Четыре новозеландских "ирокеза" в 2001 г. направили в Восточный Тимор в составе миротворческих сил ООН. Перед отправкой машины выкрасили в белый цвет, в проемах дверей грузовой кабины установили пулеметы М60. В начале 2002 г. на одном из вертолетов миротворческих сил в полете разрушился главный редуктор, однако пилот благополучно посадил машину. После этого случая полеты всех новозеландских UH-1H на некоторое время прекратили.
В Канаде в разное время состояли на вооружении вертолеты СН-118 (UH-1H), СН-135 ("Твин Хью") и СН-146 "Гриффон" (UH-1 N). Они использовались в качестве транспортных и поисково-спасательных. На конец 2000 г. на вооружении ВВС Канады имелось 99 вертолетов СН-146.
США — наши дни
По состоянию на конец 1993 г. в армейской авиации США находилось примерно 2650 вертолетов UH-1H. Со следующего года начался процесс массового снятия "ирокезов" с вооружения. Так, только в 1995 г. из подразделений первой линии изъяли 585 машин; их место заняли вертолеты UH-60 "Блэк Хок". К марту 1998 г. в авиации армии, Национальной гвардии и резерве армейской авиации числилось 907 UH-1 различных модификаций, из них в постоянной эксплуатации находилось всего 284. Несколько десятков вертолетов продолжают летать в подразделениях, обслуживающих полигоны и штабы. Несколько машин переоборудовали в беспилотные мишени.
31 марта 1998 г. командование армии США приняло решение прекратить полеты всех состоящих на вооружении "ирокезов". С ноября 1996 г. по март 1998 г. было зафиксировано 22 летных происшествия, причиной которых являлась сильная вибрация двигателей, приводившая к раскачке вертолетов в полете. К счастью, ни экипажи, ни их машины ни разу серьезно не пострадали. Временным решением проблемы стала установка на поврежденные редукторы специального защитного покрытия из полимеров, способного демпфировать колебания. Это позволило продолжить эксплуатацию части техники, не имевшей существенных повреждений от усталостных напряжений.
В середине 1990-х гг. пограничной охране передали пять вертолетов UH-1Н. Формально они сохранили принадлежность к армейской авиации. Эти машины прошли модернизацию, на них установили двигатели Т800, РЛС, систему ночного видения и прожектор.
На вооружении морской авиации в настоящее время остается всего несколько поисково-спасательных вертолетов UН-1 N.
Зато значительное количество "ирокезов" сохранилось в авиации морской пехоты. Все эскадрильи Корпуса имеют по девять UH-1N и по 18 боевых AH-1W "Супер Кобра". Они базируются в самих США, на Окинаве, а также на десантных кораблях. Чаще всего на борту такого корабля находится три вертолета и шесть-семь летчиков. Основные задачи UH-1N — обеспечение действий боевых вертолетов, непосредственная поддержка наземных войск, координация воздушных и наземных сил в ходе проведения десантных операций.
В ВВС сейчас осталось всего четыре вертолета UH-1 N. Они обслуживают штабы 1-го тактического истребительного авиакрыла и 9-й воздушной армии.
В Европе
Немало "ирокезов" разных модификаций служило и служит в наши дни в разных европейских странах. В Германии машинами местного изготовления, начиная с 1967 г., полностью вооружили одну эскадру и ряд поисково-спасательных подразделений. В 1979 г. в связи с реорганизацией Люфтваффе по одной эскадрилье (25 вертолетов) передали в состав двух транспортных эскадр. Четыре UH-1D используются для перевозки высокопоставленных лиц. По состоянию на конец 2000 г. в ВВС страны числилось 92 вертолета UH-1D.
Первые 12 АВ.204В итальянского производства поступили на вооружение ВВС Австрии в 1963 г. В процессе эксплуатации на них заменили двигатели (установили английские "гномы") и доработали хвостовые балки. В середине 1970-х гг. на вооружении эскадрилий III вертолетной эскадры еще состояло 26 АВ.204В. Последний из них списали 29 июня 2001 г. Возможно, он стал самым последним в мире вертолетом типа UH-1B, еще служившим в вооруженных силах. В 1980— 1981 гг. парк пополнился 24 двухдвигательными АВ.212, за которыми последовали еще несколько партий подобных машин. Всего в Австрию поступило 176 вертолетов этого типа, из которых к 2000 г. осталось только 23.
В Англии всегда предпочитали вертолеты если не собственной конструкции, то, по крайней мере, собственного производства. Тем не менее, в настоящее время девять "гриффонов" под местным названием "Гриффин" НТ.Мк.1 эксплуатируются там как учебные.
В Греции в начале 1980-х гг. на вооружении 359-й вертолетной эскадрильи состояло 14АВ.205А-1 и два АВ.212. К началу 1990-х гг. число "212-х" возросло вдвое. Все эти машины используются в качестве транспортных и поисково-спасательных и базируются как на материке, так и на островах. В дополнение к вертолетам ВВС восемь AB.212ASW и два AB.212EW имеет греческая морская авиация.
В Испанию шесть новых вертолетов UH-1B поступили из США по программе военной помощи летом 1966 г. Их передали сформированному в мае того же года вертолетному подразделению XI корпуса армейской авиации. В марте 1971 г. создали еще одно такое же подразделение. Ему предстояло дислоцироваться на авиабазе Эль-Ааян в Испанской Сахаре. Личный состав набирался из добровольцев, поскольку предстояло воевать. В пустыне действовали партизаны "Фронта Полисарио", добивавшиеся независимости. Материальную часть получили из США в конце года — 12 новеньких UH-1Н. В начале декабря испанский авианосец "Дедало" доставил вертолеты в Эль-Ааян.
Вертолетчики действовали совместно с частями испанского Иностранного легиона, осуществляя патрулирование приграничных районов. Поначалу столкновения с отрядами "Фронта" случались относительно редко. Настоящая война началась в конце 1974 г., когда испанские гарнизоны стали регулярно подвергаться атакам арабов. У экипажей "ирокезов" появилась масса опасной работы. Типичной можно считать операцию "Тифарити II", проводившуюся в декабре 1974 г. 18-го числа в окрестностях населенного пункта Тифарити попал в засаду патруль территориальной полиции. Испанцы заняли круговую оборону, среди полицейских появились раненые. В операции по спасению патруля задействовали самолеты непосредственной поддержки, но главную роль сыграли девять вертолетов UH-1 H: один санитарный, шесть транспортных и два "ганшипа". Каждый из последних нес по два семизарядных блока НАР и по два 7,62-мм пулемета.
Транспортные вертолеты взяли на борт легионеров из группы специального назначения. К месту боя прибыли вечером того же дня. Самолеты уже определили местоположение противника и нанесли по нему удар. С земли по вертолетам вели огонь только легкие пулеметы. Пока транспортные и санитарный вертолеты кружили вне зоны досягаемости пулеметного огня, пара "ганшипов" сделала несколько заходов над местом боя, проведя доразведку и попутно подавив часть огневых точек противника ракетами. Огонь арабов стих. Под прикрытием высадившихся с "ирокезов" легионеров в санитарный вертолет погрузили нескольких раненых и тела погибших. Едва успели взлететь, как на десантников обрушился шквал огня — арабы опомнились. Один легионер получил тяжелое ранение. За ним уже в темноте вылетел из Эль-Ааяна один "Хью". Эвакуация в свете посадочных фар прошла успешно. С рассветом 19 декабря восемь "ирокезов" доставили к месту боя вторую волну десанта. Высадку прикрывало звено самолетов, штурмовавших позиции противника. За день винтокрылые машины выполнили несколько полетов к Тифарити, доставляя подкрепления и эвакуируя раненых. 20 декабря отряд "Фронта Полисарио" был разгромлен.
Вертолетное подразделение оставалось в Африке до 1975 г., когда Испания приняла решение передать Марокко и Мавритании подконтрольную территорию Сахары.
В 1974 г. испанцы купили в США еще одну партию UH-1H. В конце 1970-х гг. в армейской авиации имелось около 60 вертолетов. В 1981 г. уже в Италии были приобретены шесть АВ.212. В последующие годы поставки итальянских "ирокезов" продолжились. В Испании вертолеты UH-1B/C получили обозначение HU.8, UH-1H —HU.10B, АВ.212 —HU.18 и АВ.214 — HU.18B. В 2000 г. на вооружении в этой стране состояло 58 UH-1В/Н и шесть АВ.212.
Помимо армейской авиации, в первой половине 1980-х гг. два вертолета АВ.205 использовались испанскими ВВС для поисково-спасательных операций. В морской авиации в 2000 г. имелось девять AB.212ASW.
В Италии, разумеется, в ходу были "ирокезы" исключительно местного производства. На конец 1990-х гг. вертолеты АВ.212 эксплуатировались в 615-й эскадрилье и 85-й поисково-спасательной группе ВВС Италии. Около 30 АВ.212АМ находились с 1984 г. в составе шести эскадрилий, дислоцировавшихся в Милане, Истране, Гросетто, Граззанице, Амендоле и Децимоманну. Несколько АВ.212 имелось в испытательном центре ВВС и подразделениях, обслуживавших полигоны НАТО.
Значительным количеством вертолетов располагает итальянский флот. После принятия в 1960 г. решения об оснащении кораблей вертолетными площадками и постройке новых вертолетоносцев в качестве машин корабельного базирования рассматривались американский SH-34J и АВ.204, представленный фирмой "Агуста". Первый АВ.204 поступил на вооружение итальянского флота в 1964 г. В 1976 г. начались поставки более совершенных палубных вертолетов AB.212ASW. В конце 1980-х гг. вертолеты с базы в Катании регулярно устанавливали контакт с посещавшими Тирренское море советскими субмаринами. В 1990 г. на вооружении морской авиации Италии насчитывалось 53 машины типа AB.212ASW, в 2000 г.— 54. Примерно четверть парка находилась на кораблях. Главной их задачей являлись поиск и уничтожение подводных лодок. Часть этих машин имела аппаратуру, позволявшую осуществлять загоризонтное наведение ракет ОТОМАТ класса "корабль — корабль". Пять вертолетов прошли модернизацию в вариант "Элигуфи", предназначенный для ведения радиоэлектронной борьбы. Вертолеты, приданные морской пехоте, вооружались блоками НАР и пулеметными контейнерами.
Различные модификации "ирокезов" на протяжении нескольких десятков лет оставались"рабочими лошадками"авиации итальянской армии, которая начиная с 1966 г. получила 106 вертолетов АВ.205А/В (армейское обозначение ЕМ-2). Эти машины завоевали огромную популярность у летного состава. Один вертолет был переоборудован в вертолет РЭБ, названный "Икаро". В 1983 г. начали поступать вертолеты АВ.212 (ЕМ-3), но летчики все равно предпочитали им старые ЕМ-2. Нежелание экипажей пересаживаться на новую технику привело к тому, что "212-х" приобрели всего 15 машин. Большей популярностью пользовались АВ.412 (ЕМ-4), поставки которых начались в 1986 г. Именно они сменили АВ.205 в частях армейской авиации Италии. По состоянию на конец 2000 г. на вооружении армии насчитывалось 75 вертолетов АВ.205, 19 АВ.212 и 23 АВ.412.
Итальянские ЕМ-2 неоднократно применялись в операциях в составе миротворческих сил за рубежом. Они действовали в Ливане (шесть машин), Намибии (восемь) и Курдистане (четыре). Один ЕМ-2 был сбит над Ливаном зенитным огнем.
В Швецию первые шесть "ирокезов" итальянской постройки поступили на вооружение армейской авиации в 1962 — 1963 гг. В 1964 г. прибыла вторая партия из шести машин, в 1969 г. получили еще три. Вертолеты имели отличия в силовых установках и лопастях несущих винтов, но впоследствии все были приведены к единому стандарту. Их сняли с вооружения в 2001 г.
В 1993 г. шведы взяли у итальянцев в лизинг сроком на один год вертолет АВ.412НР. Год спустя во 2-ю транспортную вертолетную роту поступили пять таких машин, а взятую ранее в лизинг вернули. Они использовались, главным образом, как санитарные.
Некоторое количество "ирокезов" эксплуатируется на территории бывшей Югославии. В 1996 г. Словения закупила пять новых вертолетов Белл 412, три машины типа 412НР были получены ранее. По программе военной помощи в середине лета 1998 г. американцы передали Боснии 15 снятых в США с вооружения UH-1H. Для полетов на этих машинах в Германии прошли подготовку 25 летчиков, а также 29 техников. Авиация полиции Македонии унаследовала один вертолет Белл 212, приобретенный Югославией в 1978 г. В марте 2001 г. Греция подарила македонцам еще два UH-1H. Они обеспечивали эвакуацию бойцов правительственных войск, раненых в боях с албанскими сепаратистами.
В конце 1993 г. три АВ.412 поступили на вооружение ВВС Нидерландов.
В Норвегии основным типом вертолета является Белл 412SP, называющийся там "Арапахо". 18 таких машин были поставлены в 1987 — 1989 гг. Первый вертолет целиком был изготовлен фирмой "Белл", а остальные собрали из готовых узлов и агрегатов в мастерских "Геликоптер сервис" в Ставангере. Их используют в качестве транспортных и поисково-спасательных. Машины из 720-й эскадрильи регулярно привлекались для участия в различных операциях ООН и НАТО. Так, четыре вертолета с экипажами и обслуживающим персоналом с 1993 по 1996 г. находились в Боснии.
В Финляндии вертолетами итальянского производства (AB.412SP и АВ.212ЕР) владеет пограничная охрана. "212-е", оснащенные РЛС Бендикс 1500 и мощными прожекторами, используются в качестве поисково-спасательных. Несмотря на то, что вертолеты закуплены на средства министерства обороны, а их экипажи набираются из летчиков ВВС, машины имеют гражданскую регистрацию.
"Ирокезы" появились даже на территории бывшего СССР. США в 2001 г. подарили Грузии десять UH-1 (восемь еще пригодных к полетам и два — на запчасти). Принять эти налетавшие по несколько тысяч часов машины можно было только по политическим мотивам.
В Латинской Америке
Южнее мексиканской границы служат в основном "ирокезы", отлетавшие свое в США, хотя изредка попадаются и новые машины итальянского производства. Первые четыре вертолета Аргентина получила в феврале 1970 г. До начала 1990-х гг. в страну поступила 41 машина разных модификаций, в основном UH-1D/H. По мере снятия с вооружения устаревшей техники в США аргентинцам продавали очередные партии, в том числе и машины, неспособные летать, — на запчасти. В 1998 г. Израиль уступил Аргентине несколько АВ.212. Один бывший израильский вертолет использовался позднее аргентинским контингентом сил ООН на Кипре.
Первой "ирокезы" получила рота "А" 601-й группы армейской авиации. Это подразделение позднее принимало участие в боях на Фолклендских островах и понесла тяжелые потери. В марте 1975 г. сформировали группировку "Кондор", проводившую операции против партизан на севере провинции Тукуман. В ее состав входили самолеты и вертолеты. Партизанам удалось сбить один "Хью" огнем стрелкового оружия.
В 1998 г. "бывшие в употреблении" UH-1H закупили и для ВВС. Годом позже восемь вертолетов той же модификации приобрели для морской авиации.
Боливия получала "Ирокезы" тремя партиями в 1975, 1985 и 1986 гг. По состоянию на конец 2000 г. на вооружении ее ВВС имелись два вертолета Белл 212 и 20UH-1H.
В Бразилии они появились раньше, в 1967 г. Туда поставили восемь UH-1D, доработанных впоследствии до стандарта UH-1H. Вторая партия из 26 UH-1H поступила из США в начале 1970-х гг., а в первой половине 1980-х у Израиля купили три АВ.205. Все "ирокезы" в Бразилии получили наименование SH-1H "Сапаос" (это местная разновидность ну очень большой лягушки). Часть вертолетов используется в качестве поисково-спасательных, но большинство предназначено для обеспечения действий армейских подразделений.
На вооружении армейской авиации Венесуэлы в конце 2000 г. состояли шесть вертолетов UH-1H и два Белл 205А-1, в ВВС имелись 16 UH-1H/D, два Белл 212 и два Белл 412. В ВВС этой страны в разные годы поступали вертолеты разных модификаций. К 1998 г. из них на вооружении сохранились всего восемь UH-1H, два "212-х" и два типа 412SP (все в составе одной эскадрильи).
Венесуэльский флот получил из Италии 12 противолодочных вертолетов AB.212ASW (первый был поставлен в 1980 г.). Они поступили на вооружение 3-й вертолетной противолодочной эскадрильи и предназначались для базирования на фрегатах класса "Сакри" (модернизированные итальянские корабли типа "Лупо"). В 1992 г. бортовое оборудование двух венесуэльских АВ.212 модернизировала израильская фирма IAI. Переданные флоту из ВВС обычные "212-е" использовались для операций против партизан в долинах крупных рек.
В составе Национальной гвардии Венесуэлы в 1999 г. имелось десять авиационных подразделений, на вооружении девяти было по одному-два вертолета типа 412SP/ER всего насчитывалось 12 машин.
Во второй половине 1990-х гг. экспансия подержанных "ирокезов" в Латинскую Америку велась под флагом борьбы с наркотиками. Янки буквально навязывали свои вертолеты Колумбии, Мексике, Перу, иногда это были отремонтированные и даже модернизированные машины, а иногда — откровенная летающая рухлядь. Национальная полиция Перу получила из США сначала 15 снятых американцами с вооружения UH-1H, затем, взамен вылетавших свой ресурс машин, в 2000 г.—еще столько же подержанных, но прошедших модернизацию UH-1N. Восемь вертолетов Белл 412ЕР было поставлено перуанской полиции для использования в качестве поисково-спасательных.
В Колумбии длительное время на вооружении состояло ограниченное число "ирокезов" — лишь шесть или семь машин поставили США в 1970-е гг., 12— в 1982 г., пять — в 1989 г. и восемь — в 1990 г. Но в 1996 г. поступило уже 24 вертолета UH-1Н, шесть Белл 205А-1 и 13 Белл 212. Всего же во второй половине 1990-х гг. американцы передали Национальной полиции Колумбии не менее 43 "ирокезов".
Они активно применялись в операциях против баз наркоторговцев. 18 января 2002 г. один UH-1H был подбит пулеметным огнем, когда принимал участие в обработке гербицидами плантаций коки. Управлявший вертолетом летчик из Перу сумел посадить поврежденную машину. Экипаж и находившихся на борту полицейских эвакуировали. Из-за близости партизан подбитый "Ирокез" пришлось уничтожить бомбами.
Для тех же целей американцы передали Мексике 73 UH-1H, из числа снятых с вооружения, а также новые вертолеты Белл 212. Поставка "хью" преследовала и другую цель — помешать приобретению партии советских Ми-8. Но достичь ее не удалось. Американские вертолеты использовались для борьбы с перевозкой наркотиков, но в 1998 г. из-за постоянных поломок полеты всех мексиканских UH-1H были запрещены. Их вытеснили Ми-8 и Ми-17, поставлявшиеся мексиканцам с 1995 г. К концу 2000 г. в составе ВВС Мексики оставались один Белл 205 и 24 Белл 212.
В странах Центральной Америки военные эксплуатируют "ирокезы" разных модификаций, как правило, уже не новые. Количество их в каждой стране редко превышает несколько десятков. Так, на вооружении 1-й эскадрильи ВВС Гватемалы в конце 1990-х гг. состояли шесть вертолетов типа 212 и четыре UH-1H, а еще два "412-х" и два "212-х" обеспечивали перевозки высших должностных лиц страны. Старые UH-1H были куплены на Тайване. По состоянию на конец 2000 г. имелось пять вертолетов UH-1H, два Белл 212 и три Белл 412.
Некоторым исключением среди Центральноамериканских государств являлся Сальвадор. После победы сандинистов в Никарагуа американцы, опасаясь распространения революции на соседние страны, в 1981 г. в спешном порядке начали подготовку в Сальвадоре пяти аэромобильных батальонов. На их вооружение поступили 85 транспортных UH-1H, 12 вертолетов огневой поддержки UH-1M и еще 12 многоцелевых "хью". В следующем году к ним добавились два "ирокеза", оснащенных системами ночного видения. Однако данных о боевом применении этой техники нет. Машины постепенно списывались после аварий или по износу. К концу 2000 г. на вооружении сальвадорской армии оставалось 15 UH-1M и 24 транспортных UH-1H.
Небольшое количество "ирокезов" разных модификаций эксплуатируется в вооруженных силах Парагвая, Уругвая, Чили и Эквадора. Уругвайские вертолеты в 1970-х гг. участвовали в операциях против партизанских отрядов "тупамарос". В Гайане два вертолета "модель 212" составляют третью часть скромного парка винтокрылых летательных аппаратов вооруженных сил этой бывшей британской колонии. Среди островных государств Карибского бассейна, получивших старые американские машины, можно назвать Ямайку и Доминиканскую республику.
В Азии
Первой страной в Азии, принявшей "ирокезы" на вооружение, стала Япония. В 1963 —1990 гг. сухопутные силы самообороны получили 90 HU-1B и 125 HU-1H. Все машины были построены по лицензии фирмами "Мицуи" и "Фудзи".
Вертолеты типа 212 начали поступать на вооружение морских сил самообороны в 1972 г. Всего им было поставлено 38 машин, из них до 1998 г. дожила 31. В октябре 1983 г. в Японию прибыл первый вертолет Белл 412. По две машины Белл 212 или Белл 412 базируются на флагманском корабле береговой охраны "Сикисима" и больших патрульных кораблях типа "Мидзухо", по одному — на патрульных кораблях типа "Сойя" и "Одзима".
В Южной Корее "ирокезов" служило довольно много. Но к 2000 г. в армейской авиации оставалось всего 20 вертолетов UH-1B/H, которые уже снимались с вооружения. ВВС располагали пятью вертолетами UH-1D/N, десятью поисково-спасательными Белл 212/412 и пятью поисково-спасательными UH-1H.
На 2000 г. в составе армейской авиации Тайваня имелись четыре ударных вертолетных эскадрильи, на вооружении которых находилось около сотни UH-1H. В ближайшие годы намечено уменьшить их количество до 25 машин, а взамен снятых с вооружения закупить новые транспортные вертолеты.
Израиль начал получать "ирокезы" в декабре 1967 г. Первые АВ.205 попали на вооружение 112-й эскадрильи. Позже израильским вооруженным силам из США передали партию UH-1D. В первой половине 1975 г. начались поставки машин типа 212, сменивших потрепанные "205-е". В настоящее время и они в значительной мере вытеснены UH-60.
Турция, хотя и является членом блока НАТО, "ирокезы" получила сравнительно поздно. Первый итальянский вертолет AB.204AS поступил на вооружение ее морской авиации в октябре 1972 г., затем последовали еще два. Позднее Турция закупила десять AB.212ASW и два AB.204EW. Один AB.212ASW переоборудовали в вариант РЭБ. Семь вертолетов собрали в Турции из узлов, поставленных фирмой "Агуста". Береговая охрана страны получила к концу 2000 г. пять вертолетов АВ.412, всего заказано 24 таких машины.
Турецкие "ирокезы" итальянской постройки принимали участие в конфликте с Грецией в 1974 г. Турецкая община на Кипре, поддержанная турецкими вооруженными силами, отделила часть острова. Все три вертолета AB.204AS перебросили на остров, где они совершили 149 боевых вылетов.
По программе военной помощи турецкая армейская авиация получила из США примерно 70 вертолетов UH-1H, еще несколько АВ.204В и 150 АВ.205 прибыли из Италии и 20 "ирокезов" — из ФРГ. В середине 1990-х гг. начался процесс замены UH-1 новыми S-70.
Как ни странно, но основным типом вертолета в Пакистане является российский Ми-8. В 1973 г. американцы поставили туда шесть UH-1H, наказав местным властям использовать их исключительно в гуманитарных целях, а в 1974 г. Иран—десять АВ.205. В 2000 г. 15 машин еще летали.
В Юго-Восточной Азии "ирокезы" появились во время войны во Вьетнаме. Таиланд напрямую в ней участия не принимал, однако на территории страны размещались базы ВВС США. Американцы щедро платили союзнику, в том числе и поставками военной техники. С 1968 г. сюда стали поступать вертолеты UH-1B. До начала 1980-х гг. армейская авиация Таиланда получила в общей сложности около 250 "ирокезов", которые использовались в качестве транспортных и ударных. В 1986 г. прибыл первый Белл 212, в 1991 г. — еще 25 и шесть — в 1994 г. Морская авиация страны получила четыре UH-1H в 1975 г., семь Белл 212 в 1978 г. и четыре Белл 214ST в 1987 г. С 1998 г. для ВВС этой страны закупались более современные Белл 412.
Под требования командования таиландской армейской авиации фирмой "Белл" разрабатывался боевой вариант типа 212ST с подфюзеляжной турельной пушечной установкой, но позднее военные от проекта отказались. Вертолетами типа 412 располагают также таиландские пограничники. Две машины служат для перевозки членов королевской семьи.
В рамках программы военной помощи американцы в начале 1970-х гг. передали Камбодже 34 вертолета UH-1H. Из-за политических передряг, происходивших в Камбодже (Кампучии) на протяжении двух десятков лет, ни один из них до конца XX века не дожил.
В середине 1960-х гг. "ирокезы" появились и в Индонезии. Они принимали активное участие в многочисленных операциях против местных партизан. При этом по одну сторону линии фронта воевали вертолеты американского и советского производства. К примеру, в январе 1968 г. к участию в операции "Сабер Килат", проводившейся на Калимантане, привлекались два Белл 204В и четыре Ми-4. В мае 1996 г. индонезийские вертолеты Белл 205 и NB-412 участвовали в освобождении захваченных папуасскими террористами (такие тоже есть) заложников из числа иностранных граждан. В разные годы на вооружении ВВС и армейской авиации Индонезии состояли вертолеты Белл 204, Белл 205 и NB-412.
Иран для сухопутных войск и флота сперва приобрел итальянские АВ.205, а чуть позже для ВВС и ВМС — АВ.212. Затем закупили в США 293 вертолета Белл 214А, поступивших на вооружение армейской авиации, и 39 поисково-спасательных машин типа 214С для ВВС. Дальнейшие надежды возлагались на лицензионное производство на заводе в Исфахане, но последовало свержение шаха и резкое ухудшение отношений с Америкой. Поступление новых вертолетов прекратилось, завод остался недостроенным, а запчасти к имеющейся технике приобретались окольными путями.
В 1980 г. началась затяжная война с Ираком. Иранские "ирокезы" принимали в ней самое активное участие. Несколько десятков машин было потеряно, в том числе — в воздушных боях с советскими боевыми вертолетами Ми-24, состоявшими на вооружении в Ираке.
В конце 1990-х гг. в Иране с итальянской помощью наладили сборку вертолетов АВ.205. В начале 2000 г. на вооружении армейской авиации исламской республики состояло, помимо уцелевших машин американского производства, примерно 50 вертолетов "Шабавиз-75" (АВ.205 местного производства), сведенных в три транспортных эскадрильи и одно учебное подразделение.
В Ираке тоже имелись "ирокезы". В 1980-е гг. иракцы закупили 45 вертолетов Белл 214ST. Но данных о их эксплуатации и боевом применении нет.
В Шри-Ланку 12 вертолетов Белл 212 поставили в первой половине 1980-х гг., четыре Белл 412 — в 1985 г. Девять "212-х" и все "412-е" приспособили для подвески вооружения. Их использовали против повстанцев-тамилов на севере острова. По крайней мере, один "Ирокез" был сбит "тиграми Тамил-Илама", а еще один получил тяжелые повреждения от зенитного огня. В 2000 г. по программе военной помощи из США в Шри-Ланку поставили еще два вертолета Белл 412SP.
На Филиппинах UH-1 появились в 1974 г. Всего к началу 1990-х гг. ВВС и армейская авиация получили из США 161 "ирокез" различных модификаций, в том числе 75 UH-1M.
Улучшение бирмано-американских отношений ознаменовалось передачей США в 1975—1977 гг. этой стране 18 вертолетов UH-1H. Богатый Бруней старья не покупал. Но и потребности его были скромными. В конце 2000 г. ВВС страны располагали одним поисково-спасательным вертолетом Белл 214ST и шестью — Белл 212.
"Ирокезы" различных модификаций также состоят на вооружении в Бангладеш, Бахрейне, Дубае, Йемене, Кувейте, Ливане, Омане, Саудовской Аравии и Сингапуре.
В Африке
В Африке "ирокезы" использовались сравнительно мало. В 1978 г. в Южную Родезию тайно, в обход санкций ООН, продали 11 вертолетов АВ.205. Эти машины, изрядно повоевавшие, были сняты с вооружения властями уже нового государства, Зимбабве, в 1986 г. Тремя годами раньше, в августе 1983 г., ВВС этой страны пополнились двумя АВ.412. Десять "гриффонов" купили в 1986 г.
Одну из таких машин группа заключенных пыталась использовать для побега из тюрьмы, но охрана превратила вертолет в решето.
Правительство Марокко в первой половине 1970-х гг. приобрело в Италии 24 вертолета АВ.205А. Они предназначались в первую очередь для совместных действий с подразделениями бронеавтомобилей, а также для проведения поисково-спасательных операций в пустыне. Марокканские "ирокезы" принимали участие в боях с отрядами "Фронта Полисарио". В 2000 г. ВВС страны имели 32 вертолета АВ.205 и пять АВ.212.
Небольшое количество "ирокезов" разных модификаций эксплуатируется в Ботсване, Гане, Лесото, Судане, Тунисе, Танзании и Уганде.