Общая оценка

 

Ту-22 в конце 1950-х гг. продолжил ли­нию советских дальних бомбардировщи­ков, и искать его аналоги нужно не столько среди зарубежных самолетов стратеги­ческого назначения, сколько среди машин того же весового класса. Наиболее близ­кими к Ту-22 являются американский Конвэр В-58 «Хастлер», французский «Ми­раж» IV фирмы «Дассо» (1959 г.) и анг­лийский опытный истребитель-бомбардировщик TSR-2 фирмы «Бритиш эйркрафт» (1963 г.). Взлетная масса у двух после­дних самолетов более чем в два раза меньше по сравнению с Ту-22. Поэтому к числу полноценных зарубежных объектов для сравнения можно отнести лишь бомбардировщик фирмы «Конвэр».

Первый опытный экземпляр В-58 по­строили в 1956 г., его первый полет со­стоялся 11 ноября того же года. Сверх­звуковой самолет был выполнен по по­лучившей широкое распространение в 1950-е гг. на Западе схеме «бесхвостка». Под среднерасположенным треугольным крылом стреловидностью 60 градусов по передней кромке размещались на пило­нах четыре ТРДФ фирмы «Дженерал Электрик». Сначала это были двигатели J79-GE-1, потом — J-79-GE-5A (или 5В) взлетной тягой по 7075 кг на режиме форсажа (на максимале — по 4540 кг).

В отличие от Ту-22, вся боевая нагруз­ка В-58 размещалась в подфюзеляжном конформном контейнере. Максимальная взлетная масса самолета достигала 75 000 кг, что почти на 20 000 кг меньше, чем у Ту-22. Тяговооруженность на взле­те с массой 68 000 кг составляла 0,416, а удельная нагрузка на крыло — 475 кг/м2. У Ту-22Р, например, с двигателями ВД-7М эти параметры равнялись соот­ветственно 0,464 и 425,27 кг/м2 (макси­мальная— 523,6 кг/м2).

При меньшей тяговооруженности и близких удельных нагрузках на крыло (обычно у «бесхвосток» последний пара­метр меньше) В-58 развивал максималь­ную скорость 2228 км/ч против 1410 км/ч у Ту-22Р. При полете на максимальную дальность В-58 расходовал около 8,1 л/км, а Ту-22Р — около 10 л/км. Причины тако­го превосходства «американца» кроются, главным образом, в более высоком аэро­динамическом качестве (меньше вы­ступающих деталей, более обтекаемая кормовая артиллерийская установка с шестиствольной пушкой М-61 калибра 20 мм, регулируемые воздухозаборные устройства двигателей). «Хастлер» изна­чально проектировался для длительного полета со сверхзвуковой скоростью, в то время как Ту-22 выходил на сверхзвук только перед атакой на цель.

При создании В-58, как, впрочем и Ту-22, столкнулись с рядом трудностей. В итоге пришлось построить 13 опытных ХВ-58 и 17 предсерийных машин. Из них пять погибли в ходе летных испытаний с 1956 по 1959 г. и шестая — в 1961 г. во время демонстрационного полета в Па­риже. В общей сложности было постро­ено 116 самолетов — почти в три раза меньше, чем Ту-22. К сожалению, опуб­ликованные, видимо рекламные, харак­теристики В-58 не вызывают доверия и не позволяют более полно сравнивать обе машины. В частности, это касается километровых расходов горючего.

Конечно, высокая сверхзвуковая ско­рость — большое достижение американ­ской авиапромышленности, но для даль­него бомбардировщика это не самый главный показатель. Гораздо важнее большая дальность полета в сочетании в высокой скоростью. Но здесь получа­ется неувязка: при большей, чем у Ту-22, весовой отдаче по топливу полу­чается слишком маленькая дальность при нормальной полетной массе и боль­шая (перегоночная и, видимо, с доза­правкой)— при перегрузочной. Отсюда вывод — американцы заплатили за ско­рость дальностью полета.

Если судить по отношению к самоле­ту командования американских ВВС, то можно констатировать, что В-58 как бо­евой самолет не удался. Он не нашел широкого применения и довольно быст­ро «сошел со сцены». В конечном итоге, большое количество аварий и катастроф вынудило США в октябре 1966 г. прекра­тить производство этого бомбардиров­щика. Выпуск Ту-22 в это время был в полном разгаре. Когда «Шило» дослужи­вало последние дни, о В-58 уже и не вспоминали.

 

Основные характеристики модификаций Ту-22

 

"105" эскизный проект

"105 А" расчет

Ту-22Р

Ту-22РДМ №602

Ту-22У

Ту-22КД

Двигатель

ВД-7М

ВД-7М

ВД-7М

РД-7М2

ВД-7М

РД-7М2

Тяга, кг

 

 

 

 

 

 

максимальная

10 500

10500

на форсаже

16500

16000

16000

16500

16000

16500

Размах крыла, м

23,65

23,17

23,17

23,17

23,646

23,646

Длина самолета, м

38,8

41,6

41,6

41,6

41,6

42,2

Высота самолета, м

10,55

10.13

10,13

10,13

9,45/10,4

Площадь крыла, м2

165

162,25

162,25

162,25

162,25

162.25(7)

Масса взлетная, кг:

 

 

 

 

 

 

нормальная

69000

-

69000

перегрузочная

80000

85000

85000

92000(3)

85000

92000

Масса пустого, кг

36840

43580

Масса топлива

 

 

 

 

 

 

максимальная, кг

39500

40800

Скорость, км/ч:

 

 

 

 

 

 

максимальная

1580

1510

1410

1600

1387

16404

крейсерская дозвуковая

 

 

 

 

 

950—1000

крейсерская сверхзвуковая

 

 

 

 

 

1200—1300

Время набора

 

 

 

 

 

 

высоты, мин

9,4/10000

19/10000 (1)

18,8/10000 (1)

10/9000 (5)

Потолок

 

 

 

 

 

 

практический, м

14000 — 15000

14700

13500

13800

13250

13300 (6)

Дальность, км:

 

 

 

 

 

 

на дозвуковой

 

 

 

 

 

 

скорости

6080

5850

4900

5650

5130

45505

на сверхзвуковой

 

 

 

 

 

 

скорости

2250

17505

Радиус действия

 

 

 

 

 

 

с ракетой, км:

 

 

 

 

 

 

на дозвуковой скорости

 

 

 

 

 

2500 — 2700(5)

На сверхзвуковой скорости

 

 

 

 

 

1200 — 1400(5)

Длина разбега, м

1770—2000

1950

2430

2300

2270

2700

Длина пробега, м

700—1520

1370(2)

1700

1600

1350(2)

1900

Примечания:

1 — при работе двигателей на максимальном режиме

2 — с тормозным парашютом

3 — 94000 кг при взлете с ускорителями

4 — на высоте 11 000 м и выше. На высоте 10 000 м максимальная скорость 1480 км/ч при включении высотного фосажного режима. Полетная масса 60 т

5 — при взлетной массе 92 т

6 — полетная масса 69 т, максимальный форсажный режим. На номинальном режиме работы двигателей — 10 500 м

7 — без подфюзеляжной части —151,23 м2

 

Основные характеристики двигателей

 

Тяга взлетная, кг

Удельный расход топлива на максимале кг/кг-ч

Макс, об/мин

Вес сухой, кг

Температура газа перед турбиной, град. С

Диаметр, м

 

максимал.

форсаж

 

 

 

 

 

ВД-7М

РД-7М2

НК-6 (1961 г.)

10500

11000

14200

16000

16500

22000

0,825

7400

-

7000 (7600)

3650

3750

3500

860

-

1130

1,410

-

1,995