Общая оценка
Ту-22 в конце 1950-х гг. продолжил линию советских дальних бомбардировщиков, и искать его аналоги нужно не столько среди зарубежных самолетов стратегического назначения, сколько среди машин того же весового класса. Наиболее близкими к Ту-22 являются американский Конвэр В-58 «Хастлер», французский «Мираж» IV фирмы «Дассо» (1959 г.) и английский опытный истребитель-бомбардировщик TSR-2 фирмы «Бритиш эйркрафт» (1963 г.). Взлетная масса у двух последних самолетов более чем в два раза меньше по сравнению с Ту-22. Поэтому к числу полноценных зарубежных объектов для сравнения можно отнести лишь бомбардировщик фирмы «Конвэр».
Первый опытный экземпляр В-58 построили в 1956 г., его первый полет состоялся 11 ноября того же года. Сверхзвуковой самолет был выполнен по получившей широкое распространение в 1950-е гг. на Западе схеме «бесхвостка». Под среднерасположенным треугольным крылом стреловидностью 60 градусов по передней кромке размещались на пилонах четыре ТРДФ фирмы «Дженерал Электрик». Сначала это были двигатели J79-GE-1, потом — J-79-GE-5A (или 5В) взлетной тягой по 7075 кг на режиме форсажа (на максимале — по 4540 кг).
В отличие от Ту-22, вся боевая нагрузка В-58 размещалась в подфюзеляжном конформном контейнере. Максимальная взлетная масса самолета достигала 75 000 кг, что почти на 20 000 кг меньше, чем у Ту-22. Тяговооруженность на взлете с массой 68 000 кг составляла 0,416, а удельная нагрузка на крыло — 475 кг/м2. У Ту-22Р, например, с двигателями ВД-7М эти параметры равнялись соответственно 0,464 и 425,27 кг/м2 (максимальная— 523,6 кг/м2).
При меньшей тяговооруженности и близких удельных нагрузках на крыло (обычно у «бесхвосток» последний параметр меньше) В-58 развивал максимальную скорость 2228 км/ч против 1410 км/ч у Ту-22Р. При полете на максимальную дальность В-58 расходовал около 8,1 л/км, а Ту-22Р — около 10 л/км. Причины такого превосходства «американца» кроются, главным образом, в более высоком аэродинамическом качестве (меньше выступающих деталей, более обтекаемая кормовая артиллерийская установка с шестиствольной пушкой М-61 калибра 20 мм, регулируемые воздухозаборные устройства двигателей). «Хастлер» изначально проектировался для длительного полета со сверхзвуковой скоростью, в то время как Ту-22 выходил на сверхзвук только перед атакой на цель.
При создании В-58, как, впрочем и Ту-22, столкнулись с рядом трудностей. В итоге пришлось построить 13 опытных ХВ-58 и 17 предсерийных машин. Из них пять погибли в ходе летных испытаний с 1956 по 1959 г. и шестая — в 1961 г. во время демонстрационного полета в Париже. В общей сложности было построено 116 самолетов — почти в три раза меньше, чем Ту-22. К сожалению, опубликованные, видимо рекламные, характеристики В-58 не вызывают доверия и не позволяют более полно сравнивать обе машины. В частности, это касается километровых расходов горючего.
Конечно, высокая сверхзвуковая скорость — большое достижение американской авиапромышленности, но для дальнего бомбардировщика это не самый главный показатель. Гораздо важнее большая дальность полета в сочетании в высокой скоростью. Но здесь получается неувязка: при большей, чем у Ту-22, весовой отдаче по топливу получается слишком маленькая дальность при нормальной полетной массе и большая (перегоночная и, видимо, с дозаправкой)— при перегрузочной. Отсюда вывод — американцы заплатили за скорость дальностью полета.
Если судить по отношению к самолету командования американских ВВС, то можно констатировать, что В-58 как боевой самолет не удался. Он не нашел широкого применения и довольно быстро «сошел со сцены». В конечном итоге, большое количество аварий и катастроф вынудило США в октябре 1966 г. прекратить производство этого бомбардировщика. Выпуск Ту-22 в это время был в полном разгаре. Когда «Шило» дослуживало последние дни, о В-58 уже и не вспоминали.
Основные характеристики модификаций Ту-22 |
||||||
|
"105" эскизный проект |
"105 А" расчет |
Ту-22Р |
Ту-22РДМ №602 |
Ту-22У |
Ту-22КД |
Двигатель |
ВД-7М |
ВД-7М |
ВД-7М |
РД-7М2 |
ВД-7М |
РД-7М2 |
Тяга, кг |
|
|
|
|
|
|
максимальная |
— |
— |
10 500 |
— |
10500 |
— |
на форсаже |
16500 |
16000 |
16000 |
16500 |
16000 |
16500 |
Размах крыла, м |
23,65 |
23,17 |
23,17 |
23,17 |
23,646 |
23,646 |
Длина самолета, м |
38,8 |
41,6 |
41,6 |
41,6 |
41,6 |
42,2 |
Высота самолета, м |
10,55 |
10.13 |
10,13 |
10,13 |
— |
9,45/10,4 |
Площадь крыла, м2 |
165 |
162,25 |
162,25 |
162,25 |
162,25 |
162.25(7) |
Масса взлетная, кг: |
|
|
|
|
|
|
нормальная |
— |
— |
69000 |
- |
69000 |
— |
перегрузочная |
80000 |
85000 |
85000 |
92000(3) |
85000 |
92000 |
Масса пустого, кг |
36840 |
— |
— |
— |
43580 |
— |
Масса топлива |
|
|
|
|
|
|
максимальная, кг |
39500 |
— |
— |
— |
40800 |
— |
Скорость, км/ч: |
|
|
|
|
|
|
максимальная |
1580 |
1510 |
1410 |
1600 |
1387 |
16404 |
крейсерская дозвуковая |
|
|
|
|
|
950—1000 |
крейсерская сверхзвуковая |
|
|
|
|
|
1200—1300 |
Время набора |
|
|
|
|
|
|
высоты, мин |
9,4/10000 |
— |
19/10000 (1) |
— |
18,8/10000 (1) |
10/9000 (5) |
Потолок |
|
|
|
|
|
|
практический, м |
14000 — 15000 |
14700 |
13500 |
13800 |
13250 |
13300 (6) |
Дальность, км: |
|
|
|
|
|
|
на дозвуковой |
|
|
|
|
|
|
скорости |
6080 |
5850 |
4900 |
5650 |
5130 |
45505 |
на сверхзвуковой |
|
|
|
|
|
|
скорости |
2250 |
— |
— |
— |
— |
17505 |
Радиус действия |
|
|
|
|
|
|
с ракетой, км: |
|
|
|
|
|
|
на дозвуковой скорости |
|
|
|
|
|
2500 — 2700(5) |
На сверхзвуковой скорости |
|
|
|
|
|
1200 — 1400(5) |
Длина разбега, м |
1770—2000 |
1950 |
2430 |
2300 |
2270 |
2700 |
Длина пробега, м |
700—1520 |
1370(2) |
1700 |
1600 |
1350(2) |
1900 |
Примечания:
1 — при работе двигателей на максимальном режиме
2 — с тормозным парашютом
3 — 94000 кг при взлете с ускорителями
4 — на высоте 11 000 м и выше. На высоте 10 000 м максимальная скорость 1480 км/ч при включении высотного фосажного режима. Полетная масса 60 т
5 — при взлетной массе 92 т
6 — полетная масса 69 т, максимальный форсажный режим. На номинальном режиме работы двигателей — 10 500 м
7 — без подфюзеляжной части —151,23 м2
Основные характеристики двигателей |
|||||||
|
Тяга взлетная, кг |
Удельный расход топлива на максимале кг/кг-ч |
Макс, об/мин |
Вес сухой, кг |
Температура газа перед турбиной, град. С |
Диаметр, м |
|
максимал. |
форсаж |
||||||
ВД-7М РД-7М2 НК-6 (1961 г.) |
10500 11000 14200 |
16000 16500 22000 |
0,825 |
7400 - 7000 (7600) |
3650 3750 3500 |
860 - 1130 |
1,410 - 1,995 |