Окраска
Как и почти все советские боевые самолеты той поры, Ту-22 имел хоть и блестящую, но весьма скромную окраску. Вернее, казалось, что он совсем не был окрашен. На самом деле вся поверхность самолета покрывалась бесцветным акриловым лаком АС-82 или АС-16, который защищал дюралевую обшивку от коррозии, но не изменял ее цвет (до температуры 150—180°С). Обычно такую однотонную окраску разнообразили закрывающие антенны панели, покрытые специальной радиопрозрачной краской.
На первых Ту-22 выпуска 1959 г. радиопрозрачные панели на конце киля, обтекатель антенны РЛС внизу носовой части и панели на гаргроте покрывались серой (ПР-1) или зеленой (ХВ-16) краской. Но уже в следующем году эти краски стали вытесняться белой (АС-10). Первым «побелел» носовой обтекатель. К 1962 г. белыми стали гаргрот и законцовка киля.
Единственным черным пятном на машинах первых серий была матовая противобликовая окраска верхней поверхности носовой части перед фонарем пилота.
С началом серийного производства в конструкции самолета произошли изменения, связанные, вероятно, с усилением обшивки фюзеляжа в районе грузового отсека, воздухозаборников и капотов передней части двигателей. Эти панели, выполненные из более прочного алюминиевого сплава, сначала покрывались тем же бесцветным лаком и выделялись на машинах первых серий более темным оттенком, но затем их стали окрашивать в белый цвет. Скорее всего, это было связано с более низкой коррозионной стойкостью материала. Форма таких панелей от серии к серии изменялась, а их поверхность становилась все больше. В конце концов окрашенные белой краской панели заняли всю переднюю часть мотогондол (за исключением выдвижного носового кольца) вплоть до руля направления и почти половину поверхности отсека Ф-4, охватывая его в передней части со всех сторон кольцом.
Примерно в то же время с носовой части машины исчезла черная противобликовая полоса, став также белой. Таким образом, все Ту-22 приобрели почти одинаковую серебристо-белую окраску, различавшуюся в зависимости от модификации только радиопрозрачными панелями. Завидным постоянством отличалась окраска дисков колес, которая выполнялась зеленой эмалью УЭ-12.
Расположение опознавательных знаков для самолетов новых типов, начиная с 1955 г., разрабатывалось конструктором самолета в соответствии с требованиями «Положения об опознавательных знаках самолетов ВВС», введенного в том же году, рассматривалось макетной комиссией и утверждалось Главнокомандующим ВВС. Тем самым узаконивались некоторые отступления от общих требований, чем не преминули воспользоваться на заводе № 22, выпускавшем Ту-22.
Знаки государственной принадлежности (основные опознавательные знаки) — красные пятиконечные звезды с белой и красной окантовками — наносились в шести позициях: на крыльях снизу и сверху и с двух сторон на вертикальное оперение. Звезда на киле располагалась таким образом, чтобы ее центр был на уровне половины высоты руля направления, при этом лучи звезды не заходили на руль высоты. Диаметр круга, описанного вокруг звезды, составлял 1500 мм, ширина белой окантовки — 40 мм, красной —15 мм.
Центр звезд на плоскостях располагался на расстоянии 0,2 полуразмаха (4,6 м) от концов крыла. Размер звезд — 1200 мм, ширина белой окантовки — 25 мм, красной — 10 мм. Место расположения и размер звезд на консолях крыла были подобраны так, чтобы их лучи не заходили на элероны.
Кроме знаков государственной принадлежности, на советских самолетах наносились так называемые дополнительные опознавательные знаки, в частности — двузначные бортовые номера. На машинах с удлиненной носовой частью, а у Ту-22 она была очень длинной, номера наносились перед крылом. Кроме того, согласно «Положению», на тяжелых бомбардировщиках полагалось дублировать бортовой номер на вертикальном оперении «с двух сторон выше звезды». На первых серийных машинах так и было. Правда, высота цифр бортового номера (900 мм, ширина — 2/3, а толщина линий — 1/6 этой высоты) на фюзеляже была заметно меньше требуемой «Положением», и впереди него наносился заводской номер самолета, выполненный шрифтом в 3—4 раза меньшим. Заводской номер повторялся и на киле, ниже звезды. Однако вскоре, по соображениям секретности, заводской номер вовсе исчез с машин... вместе с бортовым номером на фюзеляже, который перенесли на передний щиток шасси.
Место расположения бортового номера на киле периодически менялось. То его нижняя граница находилась на уровне окантовки верхнего луча звезды, а сам номер был смещен назад, к рулю высоты. То его наносили выше и ближе к передней кромке киля или вообще размещали на «плече» звезды. Размер надписи при этом оставался примерно одним и тем же — около 350 мм.
По «Положению» бортовые номера разрешалось окрашивать в красный, голубой или желтый цвет с черной окантовкой. Цвет номера показывал принадлежность самолета к авиаполку и определялся приказом командира дивизии. Обычно использование цветов начиналось с красного, затем шел синий и последним — желтый. Однако на всех известных фотографиях Ту-22 цвет бортового номера — красный. Возможно, это объясняется особенностями дислокации и подчиненности авиаполков, вооруженных Ту-22.
В Советском Союзе в мирное время «бортовая живопись» являлась большой редкостью. Официально разрешалось наносить только знак «Отличный самолет». Он представлял собой стилизованное изображение реактивного самолета на фоне контура пятиугольника. И то, и другое выполнялось красной краской. Такой знак означал отличное обслуживание машины техническим экипажем. Официальным количественным критерием этого была оценка технического состояния не ниже 4,6 балла в течение полугода. Знак наносили на носовой части фюзеляжа, как правило, на бывшем месте бортового номера или на боковом щитке шасси.
Позднее на Ту-22 все-таки появились индивидуальные эмблемы. Они встречались двух типов: драконы (341-й полк) и орлы (203-й и 121-й полки). При этом среди первых встречались и трехголовые, но среди вторых двуглавых не было. Наносились эмблемы на борту фюзеляжа, под фонарем и, как правило, сопровождались звездочками, обозначавшими количество боевых вылетов.
После развала Советского Союза часть Ту-22 осталась на Украине. Через некоторое время на них закрасили красные звезды, а затем на их месте появились опознавательные знаки «самостийной Украты» (первого варианта): желто-голубые кокарды на крыльях и пикирующий (а может, падающий) желтый сокол, он же трезубец, на фоне голубого щита с желтой окантовкой.
Единственными Ту-22, окрашенными по-другому, были машины, проданные в Ливию и Ирак. Эти самолеты имели двухцветную камуфляжную окраску, адаптированную к местности этих стран.