Техническое описание

 

Транспортный самолет Ju 52/3m — трех­моторный цельнометаллический свободно-несущий моноплан.

Фюзеляж прямоугольного сечения со скругленными углами. Делился на три час­ти: носовую (с центральным двигателем), среднюю (включавшую пилотскую и грузо­пассажирскую кабины и выполненную зацело с центропланом) и хвостовую. У всех последних модификаций разъем между двумя последними секциями отсутствовал. В носовой части находились двигатель, его моторама, а за противопожарной перего­родкой — маслобак. Обшивка была глад­кой.

Основу каркаса остальной части фюзе­ляжа составляли четыре лонжерона, увя­занные со шпангоутами-рамами и систе­мой стрингеров из профилей. Все это за­крывалось гофрированной несущей обшив­кой.

В пилотской кабине пол был немного приподнят по сравнению с грузопассажир­ской. В левом кресле сидел пилот, в пра­вом — бортмеханик. Между ними имелось откидное сиденье для радиста. Управле­ние самолетом выполнялось двойным. На некоторых модификациях имелась отдельная наружная дверь в пилотскую кабину. На остальных вариантах в кабину можно было попасть только через грузопассажир­ский отсек.

Последний занимал всю среднюю часть самолета. По левому и правому бортам шли ряды прямоугольных окон. Вход — че­рез дверь на левом борту. Грузы и носилки с ранеными вносились через большой люк с правой стороны. Он имелся на всех военных вариантах, кроме Ju 52/3mg3e. Створки грузового люка откидывались на­ружу вверх и вниз. Верхняя часть подни­малась вертикально и фиксировалась, а начиная с типа «g10e» еще и складывалась пополам. Нижняя опускалась горизонталь­но и подпиралась подкосами, превращаясь в погрузочную площадку. Самолеты моди­фикаций «g4e», «g5e» и «g6e» имели люк в потолке, открывавшийся изнутри. На «g3е» справа находилась вторая входная дверь. На Ju 52/3mg4e место этой двери занимала съемная панель, а начиная с машин типа «g6e» ликвидировали и ее.

На пассажирских и штабных самолетах в кабине ставили кресла на 12—15 мест, чаще всего 12 в два ряда — по шесть вдоль каждого борта. Транспортные машины обо­рудовались откидными сиденьями у бор­тов на 18 мест. Грузопассажирская кабина заканчивалась переборкой, в которой име­лась узкая двустворчатая дверь. Она вела в хвостовую часть, к месту стрелка.

Под полом обеих кабин располагались багажные отсеки. В пяти отсеках можно было разместить в общей сложности 930 кг груза. Хвостовая часть фюзеляжа за мес­том стрелка оставалась практически пус­той.

Крыло Ju 52/3m трапециевидное в пла­не, имело толстый двояковыпуклый аэро­динамический профиль. Положение отно­сительно фюзеляжа — нижнее. Крыло состояло из трех частей: центроплана, вы­полненного интегрально с фюзеляжем, и двух консолей. Основой крыла являлись четыре лонжерона (три основных и вспо­могательный задний). Полки лонжеронов изготавливались из стальных труб, из них же были сделаны соединительные подко­сы. Нервюры ферменной конструкции. Все крыло зашивалось гофрированным дюра­лем. На задней кромке подвешивались зак­рылки, наружные секции которых работа­ли как элероны.

Оперение нормальной схемы. Стабили­затор — многолонжеронный, усиленный снизу подкосами, имел устройство для из­менения угла установки. Рули высоты с роговой компенсацией. Киль изготавливал­ся зацело с фюзеляжем. Руль направле­ния со штампованным каркасом и дюрале­вой обшивкой.

Шасси неубирающееся, с хвостовой опо­рой. Основные стойки консольного типа; каждая состоит из полуоси с колесом, подко­са и амортизационной стойки. Шасси крепит­ся к центроплану через шаровые шарниры. Основные колеса размером 1300x300 мм оснащены пневматическими тормозами колодочного типа. На модификациях «g3е» и «g4e» монтировались каплевидные об­текатели колес, в эксплуатации часто сни­мавшиеся. Все военные модификации Ju 52/3m (кроме ранних серий Ju 52/3mg3e) комплектовались ориентирующимся хвостовым колесом размером 500x150 мм, с гид­равлическим тормозом. Последний управ­лялся рычагом-насосом прямого действия. Основные и хвостовая стойки имели масляно-пневматические амортизаторы. Аль­тернативно самолет оснащался лыжным или поплавковым шасси.

Мотоустановка «юнкерса» состояла из трех двигателей BMW 132, 9-цилиндровых, звездообразных, воздушного охлаждения. Они вращали двухлопастные винты изме­няемого шага JuPAK. Центральный мотор закрывался узким кольцевым капотом, бо­ковые — капотами типа NACA. Двигатели монтировались на ферменных рамах из стальных труб, снабженных башмаками-демпферами. Боковые моторы устанавли­вались под набольшим углом к продольной оси самолета. Выхлоп осуществлялся че­рез коллекторы.

В каждом крыле располагалось по три бензобака емкостью 175 л каждый и один емкостью 135 л. Дополнительный бак на 50 л ставился в фюзеляже. При этом мак­симальная заправка равнялась 1370 л. Возможна была установка дополнительных баков в крыле (по одному с каждой сторо­ны на 135 л) и в фюзеляже с доведением общего объема до 2480 л. Все баки свар­ные алюминиевые, с наружным протекто­ром. Питание горючим обеспечивали три насоса IVMO на моторах и аварийная руч­ная помпа (в кабине экипажа).

Каждый двигатель имел собственный маслобак за противопожарной перегород­кой. Два или три маслорадиатора цилинд­рической формы крепились внизу за капо­тами моторов.

Пневмосистема работала от баллона со сжатым воздухом. Она приводила в дей­ствие закрылки и тормоза основных колес.

Электросистема — однопроводная, включала три генератора (по одному на каждом моторе) и три аккумулятора. Само­лет имел внутреннее освещение, комплект навигационных огней и выдвижную поса­дочную фару.

Все противопожарное оборудование изготовлялось фирмой «Винтрих». На двигателях устанавливались огнетушители FI-6, управляемые пилотом. В грузопасса­жирской кабине находились два ручных ог­нетушителя типа «А» — один в передней части кабины слева, второй сзади-справа.

Радиооборудование состояло из двух радиостанций: малого радиуса дей­ствия — Телефункен FuG III и дальней — Лоренц LS170-VP257. Питание радио­станций от динамо с ветрянкой, стоявше­го на правом борту фюзеляжа сверху за кабиной экипажа. Радиоантенна натяги­валась между килем и мачтой, находив­шейся сверху справа за пилотской каби­ной. Кольцевая антенна радиокомпаса располагалась рядом с ней слева (на «g3е») или дальше к хвосту по оси само­лета (на всех прочих модификациях). На большинстве «g14е» кольцевая антенна отсутствовала.

Вооружение самолета складывалось из одного-трех пулеметов. Все военные варианты имели верхнюю огневую точку за перегородкой грузовой кабины. Коль­цевая турель стояла открыто, лишь спе­реди ее прикрывал небольшой козырек. В частях иногда монтировали сдвижной колпак от самолета Не 111. На ранних типах в верхней установке находился пу­лемет MG 15 (калибра 7,9 мм), начиная с модификации Ju 52/3mg8e MG 131 (13 мм). Бортовые шкворневые установ­ки пулеметов MG 15 ввели, начиная с машин типа «g5e». На «g3е» и «g4e» имелся также пулемет MG 15 в подфюзеляжной гондоле.

Обе этих модификации несли также бомбовое вооружение. Оно состояло из кассетных держателей DSAC 250. В каж­дой кассете размещались две бомбы по 250 кг, или 12 бомб по 50 кг, или 32 по 10 кг. Наружная подвеска отсутствовала. Бомбо­вый прицел Герц FI 219Ь и механический сбрасыватель находились в гондоле бом­бардира. У бомбардира имелся также ры­чаг, соединенный с рулем поворота, пред­назначенный для точного выведения на боевой курс. Связь пилота с бомбардиром в гондоле осуществлялась звуковыми сиг­налами.