Окраска

 

Первоначально боевые «юнкерсы» Люфтваффе со всех сторон покрывались светло-серой (RLM 02) краской. Капоты моторов, мотогондолы, диски колес были черными. В черный цвет также красились широкие полосы по всей хорде крыла за мотогондолами (сверху и снизу) и пере­дняя часть фюзеляжа (до пилотской ка­бины). На вертикальном оперении само­летов наносилась широкая горизонталь­ная красная полоса. В ее середине рас­полагался белый круг со свастикой внут­ри. До 1935 г. все германские самолеты официально регистрировались как граж­данские и несли пятибуквенный код типа D-AANA. При этом первая буква означала государственную принадлежность, а вто­рая — класс самолета (для Ju 52/3mA).

После создания Люфтваффе на само­летах появились опознавательные зна­ки — черные кресты с белой окантовкой. Они наносились в шести местах: сверху и снизу на крыле и по бортам в хвосто­вой части фюзеляжа. На фюзеляже мес­то изображения креста находилось на се­редине расстояния между задней кром­кой крыла и передней кромкой стабили­затора. На фюзеляже также изображал­ся код из четырех цифр и одной буквы. Они писались по схеме 53+F12. Первая цифра показывала номер авиационного округа, вторая — код эскадры (давался в каждом округе в хронологической пос­ледовательности). Буква за крестом обо­значала определенный самолет в эскад­рилье. За ней располагались номер груп­пы и номер эскадрильи. Код повторялся также на крыле снизу (пополам на левом и правом крыле). И на фюзеляже, и на крыле знаки кода были черными. Кресты на крыле располагались на середине рас­стояния между осью бокового мотора и кончиком консоли.

В Люфтваффе «юнкерсы» стали кра­сить со всех сторон черно-зеленой эма­лью RLM 70. Черная окраска мотогон­дол, полос на крыле и прочего сохраня­лась. В начале 1938 г. ввели покрытие нижних поверхностей фюзеляжа, крыла и оперения светло-голубой краской RLM 65. Одновременно красную полосу и бе­лый круг на ней на вертикальном опере­нии ликвидировали как демаскирующие. Черная свастика с белой окантовкой ста­ла наноситься на киль без захода на руль направления. Прекратили также красить в черный цвет все элементы кон­струкции снаружи.

С октября того же года появился двух­цветный камуфляж верхних и боковых по­верхностей самолетов. Он складывался из полей черно-зеленого (RLM 70) и тем­но-зеленого (RLM 71) цветов. Они нано­сились большими угловатыми сегмента­ми, разделявшимися по ломаным лини­ям. Граница цветов была резкой. Одно­тонная и двухцветная схемы окраски ис­пользовались параллельно, но однотон­ная на транспортных самолетах встреча­лась значительно чаще.

В 1940 г. изменили бортовые коды. Они стали состоять из одной цифры и трех букв по схеме 1Z+HU. Знаки слева от креста обозначали эскадру. Например, «1Z» соответствовало KGzbV 1. Первая бук­ва справа от креста показывала самолет в эскадрилье. Она могла быть не черной или иметь цветную обводку (у каждой эс­кадрильи своего цвета). Вторая буква справа обозначала подразделение в эс­кадре. «А» — штаб эскадры, от «В» до «F» — штабы групп, далее — эскадри­льи. Код, как и раньше, повторялся на нижней поверхности крыла. Иногда на самолетах присутствовали только две последние буквы, а код эскадры наносил­ся на руле направления.

Машины, принадлежавшие летным школам, различным нестроевым подраз­делениям, а также еще не переданные в строевые части после выпуска с завода или капитального ремонта, обозначались сочетанием из четырех букв по типу BJ+YD.

Санитарные самолеты вместо тради­ционных черных крестов Люфтваффе не­сли изображение большого красного кре­ста на белых кругах на тех же шести местах. Свастика на оперении при этом со­хранялась.

Театр военных действий, где приме­нялся самолет, мог обозначаться цвет­ными полосами. Впервые такие полосы нанесли во время вторжения в Австрию. Это были две узких красных (RLM 23) по­лосы, нарисованные на фюзеляже за задней кромкой крыла. В Средиземномо­рье пользовались одной широкой белой (RLM21) полосой в хвостовой части. На Балканах такая же полоса была желтой.

На территории СССР тоже наносили желтую (RLM 04) полосу на фюзеляж, а иногда красили в желтый цвет капоты моторов и законцовки крыла и горизон­тального оперения.

На Восточном фронте зимой транспор­тные машины получали временный камуф­ляж смываемой белой краской. Ею покры­вались все верхние поверхности или толь­ко наносились большие пятна.

Внутри кабины самолета окрашивались в светло-серый цвет (RLM 02). Так же вы­глядели все внутренние объемы, куда имелся постоянный доступ. Приборные доски имели темно-серый цвет (RLM 66). Сами приборы отличались еще более тем­ным колером, почти черным.

Бензобаки не красились, но снаружи обтягивались поверх протектора защитны­ми кожаными или, позднее, матерчатыми чехлами. Топливопроводы и фильтры ок­рашивались в желтый цвет, агрегаты гид­росистемы — в коричневый, пневмосистемы — в синий, системы пожаротушения — в красный.