Техническое описание

 

Конструкция самолета Р-1 полностью деревянная, основной материал — си­бирская сосна.

Фюзеляж прямоугольного сечения, об­разован четырьмя лонжеронами пере­менного сечения. В носовой части их се­чение 32x32 мм и 32x46 мм, в средней части (в районе крепления нижнего кры­ла) нижний лонжерон имеет максималь­ное сечение 32x167 мм. В хвостовой ча­сти сечение уменьшается до 25x25 мм. Для облегчения лонжероны и попереч­ный набор фюзеляжа фрезеруются. Вся конструкция собирается с помощью стальных пластин и накладок, собранная ферма усиливается внутренними рас­чалками. Средняя часть фюзеляжа обшита березовой фанерой толщиной 3 мм. Хвостовая часть обтянута полотном, которое стягивается шнуровкой для об­легчения ремонта и осмотра внутренне­го объема фюзеляжа. В районе опере­ния она усилена фанерной обшивкой. Заметные отверстия на бортовой повер­хности на этом участке предназначены для осмотра и доступа к костылю и орга­нам управления.

Двигатель М-5 установлен на подмоторных брусьях из ясеня. Поперечный набор подкреплен дюралевыми накладками для крепления капота двигателя. В передней части капота размещен основной радиатор охлаждения. Радиатор сото­вый, пропускной способностью 275 л/мин, набран из трубок диаметром 10 мм и длиной 125 мм (отсюда и толщина все­го радиатора). Его лобовая поверхность снабжена деревянными створками, ре­гулирующими охлаждение циркулирую­щей в нем жидкости. Рычаг управления створками находится справа от пилота. Дополнительный радиатор (устанавли­ваемый на некоторых Р-1) расположен под капотом двигателя, толщина его тоже 125 мм.

За двигателем находится масляный бак, заливная горловина которого выхо­дит на верхнюю поверхность фюзеляжа. Основной фюзеляжный бак на 320 кг бен­зина изготовлен из луженого железа. Главным его недостатком была недолго­вечность. Неоднократные попытки вне­дрения на Р-1 дюралевых баков оста­лись в стадии эксперимента. Подача топ­лива из основного бака осуществляется коловратными помпами, вращаемыми двумя ветрянками, установленными на специальных стойках. С 1928 г. серийно выпускались Р-1, оснащенные бензопом­пами с приводом от двигателя М-5. До­полнительный расходный топливный бак на 40 кг размещен в центроплане верх­него крыла.

Крылья самолета Р-1 деревянные, двухлонжеронные, основной набор из сосны, законцовки — из ясеня. В сечении крыла использован выпукло-вогнутый профиль, определяемый обычно как «дужка специальная-9А». Коробка кры­льев соединяется деревянными стойка­ми со стальными узлами крепления (на­конечниками) и ужесточается профили­рованными расчалками. Дополнительно с моторной частью коробка крыльев со­единяется тросами диаметром 5 мм.

Под нижним крылом находятся пре­дохраняющие дуги из ясеня и металли­ческие кольца для швартовки на земле. С правой стороны фюзеляжа у машин в бомбардировочном варианте на нижнем крыле в пространстве между двумя лон­жеронами имеется вырез для прицели­вания. Крылья обшиваются суровым по­лотном и покрываются аэролаком.

Хвостовое оперение тонкого, почти плоского профиля, в основном деревян­ной конструкции. Металлическими (из стальной профилированной трубы) были задние кромки руля поворота и рулей высоты. Стабилизатор имеет механизм для изменения угла установки в полете; управляется штурвалом, размещенным слева в кабине пилота.

Шасси пирамидальной схемы; стойки из сосновых профилированных брусков. Для придания необходимой жесткости оно снабжено расчалками. Ось шасси сквозная, из стальной трубы. Амортиза­ция классическая, при помощи стандар­тных резиновых шнуров диаметром 16 мм. Колеса размером 800x150 мм, не тормоз­ные.

Начиная с 1927 г. на ГАЗ №1 неодно­кратно пытались внедрить металлическое шасси — из стальных труб с деревянными обтекателями. Отмечались отдель­ные серийные экземпляры с таким шасси.

Костыль самолета деревянный, снаб­жен резиновой шнуровой амортизацией. В нижней части находится сменный стальной башмак.

В зимнее время Р-1 устанавливался на лыжи.

Оборудование кабины самолета дос­таточно простое. Основные аэронавига­ционные приборы размещены в обеих кабинах. Компасы расположены в пра­вом углу кабин на специальных деревянных подставках. Управление на боль­шинстве аппаратов сдвоенное, ручка у летнаба съемная. Сиденье пилота вы­клеено из фанеры, не регулируемое в за­висимости от роста. Сиденье наблюда­теля— четырехугольная площадка, пе­редвигаемая вдоль кабины на трубах.

Тросы управления от рулей высоты и поворота проходят снаружи фюзеляжа.

Стрелковое вооружение машины со­стоит из синхронного пулемета ПВ-1 (или «Виккерс», или «Максим»), размещенно­го на левом борту фюзеляжа. Механизм синхронизации от двигателя М-5 — ПУЛ-6бис или ПУЛ-9. Пулемет устанавливал­ся таким образом, чтобы траектория по­лета пули проходила чуть выше выхлоп­ного коллектора двигателя. Прицелива­ние с помощью рамочного прицела Вахмистрова или оптического ОП-1 (на по­здних сериях).

Оборонительное вооружение — два пулемета «Льюис» или ДА-2 с магазин­ным питанием на турели ТОЗ, ТУР-3 или ТУР-4 (встречались также самолеты с ТУР-6). Внутри кабины наблюдателя со стороны хвостовой части размещена кас­сета для крепления восьми запасных ма­газинов (дисков) к пулеметам.

Бомбардировочное вооружение Р-1 имеет общее обозначение БОМБР-1. Состоит из четырех держателей ДЕР-4 (по два под каждым крылом) и двух подфюзеляжных держателей ДЕР-3 или ДЕР-3бис. Балки бомбодержателей вы­полнены из стальных труб овального сечения, снабжены ухватами для креп­ления бомб и замками сброса. Общий вес подвешиваемых бомб в различных сочетаниях на одном держателе от 8 до 100 кг.

Механический бомбосбрасыватель СБР-7 конструкции Горелова находит­ся в кабине летнаба справа. Прицели­вание осуществляется с помощью ра­мочного прицела, установленного сна­ружи на правом борту фюзеляжа, че­рез специальный вырез в нижнем кры­ле. Р-1 поздних серий оборудовались оптическим бомбардировочным прице­лом ОПБ-1 («Герц»). В походном поло­жении последний размещался на пра­вом борту, в боевом — по центру фюзеляжа. Начиная с 1927 — 1928 гг. часть самолетов оборудовалась фото­аппаратом «Потте-1А».