Техническое описание
Конструкция самолета Р-1 полностью деревянная, основной материал — сибирская сосна.
Фюзеляж прямоугольного сечения, образован четырьмя лонжеронами переменного сечения. В носовой части их сечение 32x32 мм и 32x46 мм, в средней части (в районе крепления нижнего крыла) нижний лонжерон имеет максимальное сечение 32x167 мм. В хвостовой части сечение уменьшается до 25x25 мм. Для облегчения лонжероны и поперечный набор фюзеляжа фрезеруются. Вся конструкция собирается с помощью стальных пластин и накладок, собранная ферма усиливается внутренними расчалками. Средняя часть фюзеляжа обшита березовой фанерой толщиной 3 мм. Хвостовая часть обтянута полотном, которое стягивается шнуровкой для облегчения ремонта и осмотра внутреннего объема фюзеляжа. В районе оперения она усилена фанерной обшивкой. Заметные отверстия на бортовой поверхности на этом участке предназначены для осмотра и доступа к костылю и органам управления.
Двигатель М-5 установлен на подмоторных брусьях из ясеня. Поперечный набор подкреплен дюралевыми накладками для крепления капота двигателя. В передней части капота размещен основной радиатор охлаждения. Радиатор сотовый, пропускной способностью 275 л/мин, набран из трубок диаметром 10 мм и длиной 125 мм (отсюда и толщина всего радиатора). Его лобовая поверхность снабжена деревянными створками, регулирующими охлаждение циркулирующей в нем жидкости. Рычаг управления створками находится справа от пилота. Дополнительный радиатор (устанавливаемый на некоторых Р-1) расположен под капотом двигателя, толщина его тоже 125 мм.
За двигателем находится масляный бак, заливная горловина которого выходит на верхнюю поверхность фюзеляжа. Основной фюзеляжный бак на 320 кг бензина изготовлен из луженого железа. Главным его недостатком была недолговечность. Неоднократные попытки внедрения на Р-1 дюралевых баков остались в стадии эксперимента. Подача топлива из основного бака осуществляется коловратными помпами, вращаемыми двумя ветрянками, установленными на специальных стойках. С 1928 г. серийно выпускались Р-1, оснащенные бензопомпами с приводом от двигателя М-5. Дополнительный расходный топливный бак на 40 кг размещен в центроплане верхнего крыла.
Крылья самолета Р-1 деревянные, двухлонжеронные, основной набор из сосны, законцовки — из ясеня. В сечении крыла использован выпукло-вогнутый профиль, определяемый обычно как «дужка специальная-9А». Коробка крыльев соединяется деревянными стойками со стальными узлами крепления (наконечниками) и ужесточается профилированными расчалками. Дополнительно с моторной частью коробка крыльев соединяется тросами диаметром 5 мм.
Под нижним крылом находятся предохраняющие дуги из ясеня и металлические кольца для швартовки на земле. С правой стороны фюзеляжа у машин в бомбардировочном варианте на нижнем крыле в пространстве между двумя лонжеронами имеется вырез для прицеливания. Крылья обшиваются суровым полотном и покрываются аэролаком.
Хвостовое оперение тонкого, почти плоского профиля, в основном деревянной конструкции. Металлическими (из стальной профилированной трубы) были задние кромки руля поворота и рулей высоты. Стабилизатор имеет механизм для изменения угла установки в полете; управляется штурвалом, размещенным слева в кабине пилота.
Шасси пирамидальной схемы; стойки из сосновых профилированных брусков. Для придания необходимой жесткости оно снабжено расчалками. Ось шасси сквозная, из стальной трубы. Амортизация классическая, при помощи стандартных резиновых шнуров диаметром 16 мм. Колеса размером 800x150 мм, не тормозные.
Начиная с 1927 г. на ГАЗ №1 неоднократно пытались внедрить металлическое шасси — из стальных труб с деревянными обтекателями. Отмечались отдельные серийные экземпляры с таким шасси.
Костыль самолета деревянный, снабжен резиновой шнуровой амортизацией. В нижней части находится сменный стальной башмак.
В зимнее время Р-1 устанавливался на лыжи.
Оборудование кабины самолета достаточно простое. Основные аэронавигационные приборы размещены в обеих кабинах. Компасы расположены в правом углу кабин на специальных деревянных подставках. Управление на большинстве аппаратов сдвоенное, ручка у летнаба съемная. Сиденье пилота выклеено из фанеры, не регулируемое в зависимости от роста. Сиденье наблюдателя— четырехугольная площадка, передвигаемая вдоль кабины на трубах.
Тросы управления от рулей высоты и поворота проходят снаружи фюзеляжа.
Стрелковое вооружение машины состоит из синхронного пулемета ПВ-1 (или «Виккерс», или «Максим»), размещенного на левом борту фюзеляжа. Механизм синхронизации от двигателя М-5 — ПУЛ-6бис или ПУЛ-9. Пулемет устанавливался таким образом, чтобы траектория полета пули проходила чуть выше выхлопного коллектора двигателя. Прицеливание с помощью рамочного прицела Вахмистрова или оптического ОП-1 (на поздних сериях).
Оборонительное вооружение — два пулемета «Льюис» или ДА-2 с магазинным питанием на турели ТОЗ, ТУР-3 или ТУР-4 (встречались также самолеты с ТУР-6). Внутри кабины наблюдателя со стороны хвостовой части размещена кассета для крепления восьми запасных магазинов (дисков) к пулеметам.
Бомбардировочное вооружение Р-1 имеет общее обозначение БОМБР-1. Состоит из четырех держателей ДЕР-4 (по два под каждым крылом) и двух подфюзеляжных держателей ДЕР-3 или ДЕР-3бис. Балки бомбодержателей выполнены из стальных труб овального сечения, снабжены ухватами для крепления бомб и замками сброса. Общий вес подвешиваемых бомб в различных сочетаниях на одном держателе от 8 до 100 кг.
Механический бомбосбрасыватель СБР-7 конструкции Горелова находится в кабине летнаба справа. Прицеливание осуществляется с помощью рамочного прицела, установленного снаружи на правом борту фюзеляжа, через специальный вырез в нижнем крыле. Р-1 поздних серий оборудовались оптическим бомбардировочным прицелом ОПБ-1 («Герц»). В походном положении последний размещался на правом борту, в боевом — по центру фюзеляжа. Начиная с 1927 — 1928 гг. часть самолетов оборудовалась фотоаппаратом «Потте-1А».