Общая оценка

 

Оценивая летные особенности Р-1, следует отметить, что самолет в пило­тировании считался сложным. Причиной тому — весьма задний диапазон эксплу­атационных центровок, лежащих в пре­делах 36,3 — 39,3% САХ. Для более при­емлемой балансировки самолета в воздухе стабилизатор имел переменный угол установки, изменяемый летчиком с помощью штурвала, размещенного на левом борту кабины. Тонкий профиль крыла (с относительной толщиной око­ло 6%) способствовал раннему срыву потока уже на небольших полетных углах атаки, поэтому Р-1 часто сваливал­ся на крыло и легко входил в штопор. Данное обстоятельство способствовало общепринятому мнению о трудности пи­лотирования Р-1. Но при значениях по­летных центровок, лежащих в пределах 34 — 35% САХ, пилотирование машины оценивалось как удовлетворительное. Поплавковый МР-1 считался еще более «строгим» в управлении.

 

Основные данные и характеристики различных самолетов семейства Р-1

Характеристики

Р-1 №3009

Р-4

Р-1 БМВ-IV

Р-1 ЛД

МР-1

Р-2 (Р-1 СП)

Размах крыльев, м

14,024

14,024

12,094

14,024

14,024

12,94 **

Длина, м

9,24

9330(9625)*

9,5

8,850

10,557

9,5

Площадь крыльев, м2

45,0

45,0

40,0

45,0

45,0

40,0

Вес пустого, кг

1441

1450

1275,2

1340

1923

1230

Полетный вес, кг

2191

2200

1775

2160

2573

1730

Скорость макс, у земли, км/ч

202

198

173

205

183

Скорость посадочная, км/ч

90

90

90

96

80

Время подъема на 2000 м, мин

10,29

9,85

9,0

15,0

Потолок, м

4800

4760

5440

5000

3680

4500

Время виража, с

30

30

27

30

Разбег, м

250

250

100—130

400

Дальность полета, км

700

700

время полета 3,5 ч

650

660

* Длина Р-4 в линии полета после удлинения моторамы.

** Указанный размах крыльев соответствовал серийным аппаратам (такой же размах крыльев у DH.9). Однако имели место нетипичные случаи, например, на Р-2 №6001, участвовав­шем в перелете Москва — Пекин, установили крыло с серийного самолета №2167. Нет подтверждения тому, был ли это один из серийных Р-2 или Р-1 (с размахом 14,024 м).

 

Летные данные разведчика были до­вольно посредственными, но в целом достаточно приемлемыми для конца 1920-х — начала 1930-х гг. Об этом мож­но судить по данным сравнительных ис­пытаний целого ряда отечественных и иностранных самолетов подобного на­значения в НИИ ВВС. В докладе Нарко­мата рабоче-крестьянской инспекции, проводившего проверку ВВС в середи­не 1929 г., отмечалось: «Наши корпусные разведчики Р-1 М-5... по своим летным данным не уступают основным типам иностранных войсковых разведчиков, за исключением скороподъемности и гори­зонтальной скорости».

 

Сравнительные данные различных самолетов-разведчиков (по результатам испытаний в НИИ ВВС)

 

Р-3М5

№ 4006

серийн.

Р-3ПД

№ 4101

серийн.

Р-1

№ 3009

серийн.

Р-5

№ 4141

голов. сер.

Breguet

Br 1982

Potez

25А2

Fokker

CVE

Вес пустого, кг

1378

1366

1450

1917

1470

1175

1410

Вес полетный, кг

2128

2116

2200

2790

2500

1955

2210

Время набора высоты 3000 м, мин

19,6

14,73

23,5

22,3

14,2

Практ. потолок, м

4640

5100

4800

6150

4880

5000

5589

Макс, скорость на высоте 0 м, км/ч

193

199,8

202

205

206

207

206

Макс. скорость на высоте 3000 м, км/ч

180

190

178

220

196,2

174

Время выполнения полного левого круга, с

19

18,6

16,7

Время выполнения полного правого круга, с

17

16,5