Общая оценка
Оценивая летные особенности Р-1, следует отметить, что самолет в пилотировании считался сложным. Причиной тому — весьма задний диапазон эксплуатационных центровок, лежащих в пределах 36,3 — 39,3% САХ. Для более приемлемой балансировки самолета в воздухе стабилизатор имел переменный угол установки, изменяемый летчиком с помощью штурвала, размещенного на левом борту кабины. Тонкий профиль крыла (с относительной толщиной около 6%) способствовал раннему срыву потока уже на небольших полетных углах атаки, поэтому Р-1 часто сваливался на крыло и легко входил в штопор. Данное обстоятельство способствовало общепринятому мнению о трудности пилотирования Р-1. Но при значениях полетных центровок, лежащих в пределах 34 — 35% САХ, пилотирование машины оценивалось как удовлетворительное. Поплавковый МР-1 считался еще более «строгим» в управлении.
Основные данные и характеристики различных самолетов семейства Р-1 |
||||||
Характеристики |
Р-1 №3009 |
Р-4 |
Р-1 БМВ-IV |
Р-1 ЛД |
МР-1 |
Р-2 (Р-1 СП) |
Размах крыльев, м |
14,024 |
14,024 |
12,094 |
14,024 |
14,024 |
12,94 ** |
Длина, м |
9,24 |
9330(9625)* |
9,5 |
8,850 |
10,557 |
9,5 |
Площадь крыльев, м2 |
45,0 |
45,0 |
40,0 |
45,0 |
45,0 |
40,0 |
Вес пустого, кг |
1441 |
1450 |
1275,2 |
1340 |
1923 |
1230 |
Полетный вес, кг |
2191 |
2200 |
1775 |
2160 |
2573 |
1730 |
Скорость макс, у земли, км/ч |
202 |
198 |
173 |
205 |
183 |
— |
Скорость посадочная, км/ч |
90 |
90 |
— |
90 |
96 |
80 |
Время подъема на 2000 м, мин |
10,29 |
9,85 |
— |
9,0 |
15,0 |
— |
Потолок, м |
4800 |
4760 |
5440 |
5000 |
3680 |
4500 |
Время виража, с |
30 |
30 |
27 |
— |
30 |
— |
Разбег, м |
250 |
250 |
100—130 |
— |
400 |
— |
Дальность полета, км |
700 |
700 |
— |
время полета 3,5 ч |
650 |
660 |
* Длина Р-4 в линии полета после удлинения моторамы.
** Указанный размах крыльев соответствовал серийным аппаратам (такой же размах крыльев у DH.9). Однако имели место нетипичные случаи, например, на Р-2 №6001, участвовавшем в перелете Москва — Пекин, установили крыло с серийного самолета №2167. Нет подтверждения тому, был ли это один из серийных Р-2 или Р-1 (с размахом 14,024 м).
Летные данные разведчика были довольно посредственными, но в целом достаточно приемлемыми для конца 1920-х — начала 1930-х гг. Об этом можно судить по данным сравнительных испытаний целого ряда отечественных и иностранных самолетов подобного назначения в НИИ ВВС. В докладе Наркомата рабоче-крестьянской инспекции, проводившего проверку ВВС в середине 1929 г., отмечалось: «Наши корпусные разведчики Р-1 М-5... по своим летным данным не уступают основным типам иностранных войсковых разведчиков, за исключением скороподъемности и горизонтальной скорости».
Сравнительные данные различных самолетов-разведчиков (по результатам испытаний в НИИ ВВС) |
|||||||
|
Р-3М5 № 4006 серийн. |
Р-3ПД № 4101 серийн. |
Р-1 № 3009 серийн. |
Р-5 № 4141 голов. сер. |
Breguet Br 1982 |
Potez 25А2 |
Fokker CVE |
Вес пустого, кг |
1378 |
1366 |
1450 |
1917 |
1470 |
1175 |
1410 |
Вес полетный, кг |
2128 |
2116 |
2200 |
2790 |
2500 |
1955 |
2210 |
Время набора высоты 3000 м, мин |
19,6 |
14,73 |
23,5 |
22,3 |
— |
— |
14,2 |
Практ. потолок, м |
4640 |
5100 |
4800 |
6150 |
4880 |
5000 |
5589 |
Макс, скорость на высоте 0 м, км/ч |
193 |
199,8 |
202 |
205 |
206 |
207 |
206 |
Макс. скорость на высоте 3000 м, км/ч |
180 |
190 |
178 |
220 |
196,2 |
174 |
— |
Время выполнения полного левого круга, с |
— |
19 |
18,6 |
16,7 |
— |
— |
— |
Время выполнения полного правого круга, с |
— |
17 |
— |
16,5 |
— |
— |
— |