Окраска
Деревянно-полотняная обшивка Р-1 позволяла красить его нитроцеллюлозными аэролаками, технология применения которых была освоена в достаточной степени. В 1923 — 1924 гг. качественных красок еще не хватало, поэтому в этот период часто встречались машины, окрашенные в серебристый цвет. Эти самолеты покрывались аэролаком с алюминиевой пудрой — «серебрянкой». Однако подавляющее количество Р-1 окрашивалось по принятому в ВВС стандарту: на верхних и боковых поверхностях цвет был защитным зеленым, а снизу — голубым. В техническом описании самолета процесс окраски описывался следующим образом (в данном случае применительно к крыльям): «Обтянутое полотном крыло покрывается дважды аэролаком первого покрытия, после чего верх крыльев покрывается дважды аэролаком второго покрытия, защитного цвета, а низ тем же аэролаком, но голубого цвета.
В процессе окраски, на аэролаке первого покрытия, приклеивается лента шириной 60 мм по передней кромке крыла и по углу профиля торцевой нервюры. В местах, где имеются люки для осмотра, полотно подшивается и прибивается гвоздями.
Покраска покрытия аэролаком производится для предохранения его от атмосферных влияний и натяжки полотна и придает полотну гладкую, глянцевитую, не пропускающую воздух и влагу поверхность.
Поверх аэролака на нижних крыльях снизу, а на верхних сверху — пишутся масляной красной краской опознавательные знаки — пятиконечная красная звезда, причем контуры звезды обводятся черной лентой».
Самолеты МР-1, использовавшиеся на море, красились масляной защитной зеленой краской, в том числе и поплавки. В описании МР-1 приводится процесс окраски поплавков: «Вся внутренняя часть поплавка перед покрытием палубы (т.е. перед окончательной сборкой. — Прим, авт.), а также палуба с внутренней стороны покрыты дважды очень жидко разведенными белилами.
Снаружи поплавок весь, за исключением подводной части, узлов и крышек люков, покрыт масляной краской защитного зеленого цвета.
Подводная часть, т.е. вся обшивка из досок, а также все узлы снаружи, покрываются жидким «Битмо» (битумным лаком.— Прим, авт.) два раза. Крышки люков, покрыты горячим способом черной эмалевой краской и, наконец, рейки палубы — черной масляной краской».
Для нанесения бортовых пропагандистских надписей применяли различные приемы нанесения масляных и других красок. Что касается нанесения опознавательных знаков, то следует процитировать разработанные в недрах штаба ВВС летом 1928 г. «Правила по применению отличительных знаков и шифров на военных самолетах ВВС РККА».
«Отличительные знаки и шифр предназначаются для быстрого распознавания самолета, причем отличительные знаки обозначают национальность самолета, а шифр — принадлежность тому или иному авиационному соединению и № самолета по порядку нумерации в этом соединении.
Принятые для СССР опознавательные знаки самолетов Военно-Воздушного Флота — пятиконечные красные звезды, наносятся на следующих местах самолета:
1. Для распознавания снизу. На конце каждого крыла — красная звезда, вписанная в круг, диаметром не менее 1,2 м (1200 мм) на фоне поверхности крыла, центр круга располагается так, чтобы расстояние от окружности круга до конца крыльев равнялось одному метру (1000 мм). В случае биплана, звезды наносятся на нижней поверхности нижнего крыла, в случае полутораплана (ФД-11) звезды наносятся на нижней поверхности верхнего крыла.
2. Для распознавания сверху на конце каждого крыла — такая же красная звезда, как и на концах крыльев для распознавания снизу, нанесенная на таком же расстоянии от края крыла.
3. Для распознавания сбоку на каждом борту фюзеляжа красная звезда, вписанная в круг диаметром 0,75 м (750 мм) на фоне фюзеляжа. Центр круга намечается на расстоянии не менее 500 мм от переднего ребра стабилизатора. На самолетах лодочного типа наносится на бортах лодки на расстоянии 1,5м (1500 мм) от перпендикуляра, опущенного из крайней передней точки стабилизатора в направлении к носовой части лодки.
Шифр самолета, как указано выше, имеет целью:
1. Отметить принадлежность самолета к определенному авиационному соединению.
2. Отметить самолет порядковым № части для удобства распознавания самолета, определение места самолета в строю и сохранение строя.
Обозначение принадлежности самолета к тому или иному авиационному соединению приобретает значение только при массировании однотипной авиации на каком-либо участке. Они должны быть непостоянными и легко сменяемыми, чтобы затруднить расшифровку для неприятеля. Поэтому шифр, отмечающий принадлежность самолета к авиационному соединению, устанавливается распоряжением старшего начальника участка, насыщенного авиацией, лишь в случаях, требующих этого, и заключается в флажках, крепящихся на различных частях самолетов.
Для обозначения порядкового № самолета в порядке нумерации каждого не отдельного отряда, на обеих сторонах руля поворота и на обеих сторонах рулей высоты наносится цифра этого самолета.
Размер цифры 600x600 мм. В случае малой ширины рулей высоты часть цифры переносится на стабилизатор.
Для обозначения не отдельных отрядов в пределах авиационного соединения для цифр, отмечающих порядковый номер самолета, устанавливаются особые цвета, для самолетов первого не отдельного отряда красной цифрой, для самолетов второго не отдельного отряда — синей, для третьего — желтой (или белой).
Цифры наносятся на фоне окраски самолета с окантовкой: синие цифры красной краской, красные и желтые — белой краской.
Самолеты командиров эскадрилий и не отдельных отрядов обозначаются одинаково с другими самолетами своими №, заранее неопределенными, причем цвет цифры для командира эскадрильи берется как для первого отряда, а для командира не отдельного отряда по цвету своего отряда.
Для корпусных и отдельных отрядов обозначение самолетов тоже с красной цифрой, как для самолетов первого не отдельного отряда.
П.п. Председатель 3-й Секции НТК — Киевский».
В дополнение к приведенному документу следует отметить, что в августе 1928 г. последовал приказ УВВС РККА, указывающий, что самолеты различных эскадрилий должны иметь отличительные опознавательные знаки. В частности, предлагалось для различных соединений вокруг красных звезд рисовать круги разного цвета. Подобные круги встречались на самолетах-истребителях, возможно, они использовались и для Р-1, однако подтверждения этому не найдено.