Эксплуатация и боевое применение
В строю Королевских ВВС
Первый истребитель «Хантер» F.1 в июле 1954 г. получила 43-я эскадрилья, ранее вооруженная самолетами «Метеор» F.8. Период первоначального изучения растянулся надолго, и к полетам на новой технике приступили только в сентябре. Полное перевооружение эскадрильи завершилось через 18 месяцев. Фактически эта авиационная часть проводила войсковые испытания машины. В декабре 1954 г. началось переоснащение второй эскадрильи, 222-й. Одновременно F.2 с двигателями «Сапфир» стали поступать в 257-ю эскадрилью. В 1955 г. новые истребители получили 54, 247-я и 263-я эскадрильи.
В 1955 — 1956 гг. усовершенствованные модификации полностью заменили собой машины типов F.1 и F.2 в строевых частях, а также поступили еще в ряд эскадрилий ПВО Великобритании. К концу 1956 г. общее число эскадрилий, вооруженных «хантерами», достигло 16. На различных учениях английские истребители довольно успешно перехватывали как свои же бомбардировщики «Канберра», так и американские В-47. Более трудными целями являлись английские стратегические бомбардировщики типов «Вэлиэнт», «Вулкан» и «Виктор», обладавшие большим практическим потолком.
Значительное количество «хантеров» в порядке ротации базировалось в 1956 — 1957 гг. на западногерманских авиабазах Жевер, Ольденбург, Брюгген и Гютерслох. Последние машины этого типа служили на территории Германии до декабря 1962 г.
Строевые летчики очень любили и ценили «Хантер» как самолет не слишком требовательный к технике пилотирования, входивший в штопор лишь вследствие грубых ошибок при полете на малой скорости или на больших углах атаки, надежный и обладавший большой огневой мощью. Вывод из штопора не представлял проблемы даже для неопытных летчиков. Благодаря достаточно высокой для своего времени тяговооруженности, «Хантер» мог быстро выходить на рубеж перехвата, в то время как его низкая нагрузка на крыло позволяла вести воздушный бой на виражах на малой высоте практически с любым перехватчиком или истребителем завоевания превосходства в воздухе, серийно выпускавшимся в то время, кроме, быть может, советского МиГ-17. Правда, с неудовлетворительной управляемостью по тангажу на больших высотах и числах Маха британским конструкторам так и не удалось справиться до конца; помимо того, в скоростном пикировании давала о себе знать недостаточная площадь вертикального оперения — самолет был в некоторой степени подвержен колебаниям типа «голландский шаг». Доработки требовал воздушный тормоз, а также фонарь кабины с ограниченным обзором назад.
В октябре 1956 г. две эскадрильи «хантеров» F.5 (1-ю и 34-ю) перебросили из Англии на Кипр для участия в нападении на Египет. Англия и Франция в союзе с Израилем пытались вернуть Суэцкий канал, национализированный президентом Насером. Предполагалось, что в ходе операции «Мушкетер» истребители обеспечат ПВО аэродромов на острове от возможных ответных ударов египетской авиации и будут прикрывать бомбардировщики при рейдах на цели у канала.
Вечером 31 октября английская авиация совершила первые налеты на Египет. Но «хантерам» даже с подвесными баками не хватало радиуса действия для полноценных операций на такой дальности. Поэтому они совершили всего несколько вылетов к Суэцу, а затем все остальное время стояли в боевой готовности на Кипре. Ни одного случая их столкновения с египетскими самолетами не произошло.
В течение всей своей пятнадцатилетней карьеры в первой линии Истребительного командования Королевских ВВС «Хантер» так ни разу не был использован в той роли, для которой он создавался. В качестве перехватчиков «хантеры» служили до начала 1960-х гг. С декабря 1959 г. их постепенно стали вытеснять «лайтнинги». Последнюю эскадрилью, 92-ю, начали перевооружать на эти машины в апреле 1963 г.
Но как самолет для атаки наземных целей и истребитель воздушного боя «хантер» участвовал во многих локальных конфликтах. В июне 1961 г. Ирак предъявил территориальные претензии к Кувейту. Правительство последнего обратилось за военной помощью к Великобритании. В июле в Кувейт перебросили подразделения коммандос, морской пехоты и две эскадрильи — 8-ю и 208-ю, обе — на FGA.9. За ними последовали батальон парашютистов и бомбардировщики «Канберра». В море замаячили силуэты авианосцев «Булварк» и «Викториес». Иракский президент Касем не решился отдать приказ своим войскам перейти границу.
С сентября 1962 г. две эскадрильи «хантеров», ранее находившиеся в Кувейте, разместили на аэродроме Хормаксар в протекторате Аден (ныне Южный Йемен). Эти самолеты периодически привлекались к действиям против непокорных горных племен на западе этой страны. С них на мятежные деревни сбрасывали то листовки, то бомбы. В сентябре того же года обрел независимость Северный Йемен. Это привело к активизации повстанцев в Адене. Восставшие племена начали нападать на караваны в районе Радфана. Партизаны получали помощь с севера. «Хантеры» в ответ приступили к регулярному патрулированию пограничной зоны.
С января 1964 г. в этом регионе уже шла настоящая война. Англичане широко применяли в ней авиацию. В частности, против партизан действовали три эскадрильи «хантеров». Обычно цель, указанная британским или арабским наземным разведчиком, снималась самолетом-фоторазведчиком FR.10, затем следовал сброс листовок, чтобы предупредить о налете местное население и избежать лишних жертв, и наконец, «хантеры» из состава 8-й и 43-й эскадрилий обрабатывали выбранное место пушечным огнем и ракетами. Результаты атаки, опять же, контролировались фоторазведчиком. Зачастую группы идущих на малой высоте самолетов встречал огонь легкого стрелкового оружия. Несколько машин пали его жертвой. Основной причиной являлись прострелы агрегатов гидросистемы, после чего самолет терял смесь и был вынужден немедленно совершать аварийную посадку. Боевая работа отличалась высокой интенсивностью — в самые «горячие» дни каждый летчик эскадрильи, находившейся на боевом дежурстве, совершал до восьми вылетов в сутки.
«Хантеры» размещались на хорошо оборудованной базе Хормаксар в северном пригороде Адена, а также на полевых площадках Шабва, Атак, Лоунтри, Саик и Хазам, использовавшихся в качестве аэродромов подскока. Полеты с последних значительно затрудняли плохое состояние взлетно-посадочных полос и полное отсутствие радиоприводного оборудования, из-за чего аэродромы приходилось искать визуально.
Англичан весьма раздражала поддержка повстанцев со стороны Йемена и Египта. 28 марта 1964 г. восьмерка «хантеров» бомбами и ракетами разрушила небольшой форт Гариб на йеменской территории. Этой акцией и ограничились. У йеменцев появились МиГ-17 с египетскими пилотами, которые начали патрулировать границу со своей стороны.
Англичанам удалось достичь некоторых успехов в войне с партизанами. 10 июня 1964 г. их войска взяли главную базу повстанцев — деревню Джебель-Хурья. В ходе операции «Наткрекер» только одни «хантеры» совершили 642 боевых вылета. Но это не принесло решающего успеха — война продолжалась.
Летом 1966 г. истребители МиГ-17 ВВС Египта в свою очередь совершили налет на дворец местного султана в городе Беихан — к северу от г. Адена на границе с Саудовской Аравией. Эскадрильям «хантеров» было предписано организовать боевое патрулирование над этим районом с тем, чтобы не допустить повторения актов агрессии со стороны Египта. В Беихане имелась импровизированная грунтовая взлетно-посадочная полоса длиной около 1400 м, располагавшаяся к тому же на высоте 1220 м над уровнем моря, так что использовать ее в жаркий сезон для базирования «хантеров» было невозможно. За кратчайшее время военные инженеры удлинили полосу примерно на 300 м, в результате чего самолеты из 8-й и 43-й эскадрилий смогли организовать патрульные полеты на данном участке границы. Налеты египтян на Беихан более не повторялись.
Военные операции в протекторате шли до осени 1967 г., после чего англичане вывели свои войска из Адена. После эвакуации 8-я эскадрилья была переброшена в Бахрейн, а 43-я — расформирована.
В 1962 — 1964 гг. английские «хантеры» принимали участие в операциях против партизан на острове Борнео. В богатых нефтью протекторатах Бруней и Саравак (последний ныне входит в состав Малайзии) начали действовать повстанцы, поддерживаемые соседней Индонезией. Против них направили английские, австралийские и новозеландские войска. 20-ю эскадрилью, вооруженную FGA.9, передислоцировали из Сингапура на о. Лабуан, откуда она стала совершать налеты на занятые партизанами деревни в джунглях. Эксплуатация самолетов затруднялась жарой и высокой влажностью, частыми проливными дождями. Точные карты местности отсутствовали. Тем не менее к 1963 г. лагеря повстанцев на Северном Борнео были практически разгромлены, но с баз на индонезийской территории партизаны продолжали совершать рейды через слабо охранявшуюся границу.
Между Великобританией и Индонезией фактически началась необъявленная война. В воздухе появились индонезийские самолеты. В августе 1963 г. группы солдат индонезийской армии высадились с моря в трех пунктах на побережье Малайи. Вслед за этим транспортные самолеты С-130 сбросили парашютистов в центральной части штата Джохор. К октябрю индонезийцы высадили до 40 небольших групп. «Хантеры» были привлечены к поддержке войск, действовавших против них. Они совершили 14 боевых вылетов. В свою очередь, индонезийская авиация атаковала ряд военных объектов в Малайе. С середины 1964 г. вместе с партизанами на Борнео сражались регулярные подразделения армии Индонезии, включая артиллерию. Их снабжали с воздуха, сбрасывая грузы на парашютах. Английским летчикам поставили задачу пресечь полеты авиации противника. Но в ходе патрулирования ни одной индонезийской машины они не сбили. Перехват МиГ-17 «хантерам» не удавался. Лишь в одном случае английский истребитель встретился с ним, однако индонезийский пилот включил форсаж и ушел за линию границы, которую англичанам пересекать запрещалось. Даже старые поршневые Р-51 и В-25 довольно успешно применялись индонезийцами по ночам на Борнео. Особенно опасалось британское командование возможного удара бомбардировщиков Ту-16, поставленных Индонезии Советским Союзом, по Сингапуру. Для его защиты из Англии доставили зенитные орудия и ракеты «Бладхаунд».
Но дальнейшего развития конфронтации не произошло. В сентябре 1965 г. президента Сукарно свергли, новое правительство Индонезии прекратило военные операции. В августе 1966 г. был подписан договор с Малайзией, окончательно завершивший конфликт.
В феврале — марте 1971 г. 208-я эскадрилья ВВС Великобритании, ранее принимавшая участие в боевых действиях в Адене, а затем перебазировавшаяся в Бахрейн и летавшая на FGA.9, нанесла «визит вежливости» в Пакистан. На аэродроме Пешавар в течение двух недель английские и пакистанские пилоты проводили совместные полеты. У пакистанцев были на вооружении «сэйбры» канадской сборки и китайские самолеты J-6 — копии советского истребителя МиГ-19.
В условиях учебных боев принимающая сторона выторговала себе довольно значительное тактическое преимущество: в основном, в первые дни проводились бои четырех «сэйбров» против двух «хантеров», причем «сэйбры» заходили сзади-сверху. Несколько более маневренные на горизонталях, действовавшие в условиях численного превосходства «сэйбры», которыми управляли хорошо подготовленные летчики во главе с командующим пакистанскими ВВС М. Миддлтоном, кстати, англичанином по происхождению, продемонстрировали свое преимущество, одержав около десятка условных побед. Зато летчик Дин из 208-й эскадрильи, применив резкое торможение путем одновременного выпуска закрылков и тормозного щитка, в одном из учебных боев пропустил вперед «Сэйбр» Миддлтона и «сбил» его. Это была единственная победа «Хантера» над «Сэйбром» в ходе этих интереснейших маневров.
Правда, в учебных боях с J-6 английские машины полностью себя реабилитировали. Поскольку зона маневрирования находилась на большом удалении от аэродрома, пакистанцы предпочитали не пользоваться форсажем в целях экономии топлива. Это полностью сводило на нет преимущество их машин в скорости. Несмотря на высокую скорость входа в вираж, J-6 имел большой радиус разворота, а посему довольно легко становился жертвой «Хантера» в бою на горизонталях со скоростями, приближающимися к звуковым.
Последние две эскадрильи британских ВВС, вооруженные FGA.9, расформировали в июне 1976 г.
По всему Миру
Кроме Великобритании, «хантеры» состояли на вооружении еще в 19 странах. Некоторые из них неоднократно перепродавались и закончили свою карьеру в небольших государствах «третьего мира». Кое-где английским истребителям пришлось поучаствовать в локальных войнах или внутренних вооруженных конфликтах.
В Бельгии «хантеры» имелись на вооружении трех полков, последний из которых сдал эти машины в 1963 г. Значительную часть самолетов потом по цене металлолома продали в Англию.
В Нидерландах «хантеры» поступили в три эскадрильи. В 1962 г. 322-ю эскадрилью в составе 12 истребителей F.4 и двух вертолетов «Алуэтт» на авианосце «Карел Доорман» перебросили в Западный Ириан — принадлежавшую тогда голландцам часть Новой Гвинеи. На нее претендовала соседняя Индонезия. По некоторым сведениям, большую часть самолетов на следующий год оттуда вывезли. Во всяком случае, когда 15 января 1962 г. началось индонезийское вторжение, «хантеры» в боях не участвовали. На территории самих Нидерландов последняя эскадрилья была перевооружена на F-5 в 1966 г.
В Дании «хантерами» укомплектовали только одну эскадрилью, 724-ю. Она участвовала во многих маневрах блока НАТО. В ноябре 1973 г. в связи с сокращением вооруженных сил состав эскадрильи уменьшили до 10 самолетов. Остальные законсервировали или разобрали на запчасти. А в марте следующего года 724-ю вообще расформировали, а технику продали фирме «Хоукер».
Шведские истребители тихо и мирно прослужили в строевых подразделениях до 1966 г., после чего их порезали на металл. Несколько машин использовались как учебно-тренировочные до конца 1960-х гг.
В Перу «хантерами» вооружили одну эскадрилью группы 12. Она базировалась на аэродромах Лиматамбо и Талара. В 1966 г. велись переговоры с «Хоукер» о покупке партии старых F.6, но перуанцев опередили чилийцы. В 1968 — 1969 гг. английские машины переквалифицировали из перехватчиков в штурмовики, а в 1976 г. заменили советскими Су-22.
Иорданские «хантеры» впервые вступили в бой 11 ноября 1966 г. Израильские войска, поддержанные с воздуха шестью «миражами», атаковали приграничную деревню Саму, где располагался лагерь палестинских партизан. В ответ иорданцы подняли четверку «хантеров». В последовавшем бою израильтянами был сбит истребитель лейтенанта Салти. Летчик катапультировался, но высоты не хватило, чтобы парашют полностью раскрылся. Иорданцы якобы тоже повредили один «мираж», но израильская сторона этого не подтверждает.
В 1967 г. иорданские ВВС имели 18 «хантеров». В самом начале «шестидневной войны», утром 5 июня, 16 из них атаковали израильские аэродромы Натания и Кфар-Сиркин. В ответ израильтяне отбомбились по Мафраку, где базировались иорданские «хантеры». В ходе этого налета Израиль потерял один самолет, иорданцы — 17. Последний «Хантер» тоже получил повреждения. По приказу иорданского короля «безлошадных» летчиков вывезли в Ирак, где они стали летать на таких же машинах иракских ВВС. В 1967 — 1971 гг. Иордании поставили новую партию самолетов, а позднее несколько машин перекупили у Абу-Даби. Они служили в иорданских ВВС до 1975 г.
Иракские самолеты периодически применяли против курдских повстанцев. Во время «шестидневной войны» израильская авиация сразу атаковала аэродром Хаббания и уничтожила там пять «хантеров». В последующие дни уцелевшие истребители использовали для патрулирования приграничных районов. Иорданцы, прикрывая аэродром Н-3, по непроверенным данным, сбили на «хантерах» один «Мираж», два «мистэра» и «Вотур». В свою очередь, израильтяне уничтожили один «Хантер». Во время следующей войны с Израилем, в октябре 1973 г., «хантеры» FGA.59 привлекали к сопровождению Су-7, несших бомбы. Имели место несколько воздушных боев с израильскими «скайхоками» и «супер мистэрами». По иракским данным, было сбито 12 самолетов противника, пять «хантеров» уничтожили израильские истребители, два — зенитчики. Около 30 машин этого типа дожило до начала ирано-иракской войны в 1980 г. Якобы они даже использовали против иранских войск выливные приборы, заправленные растворами отравляющих веществ.
К моменту начала операции «Буря в пустыне» в 1991 г. иракские «хантеры» уже не представляли собой реальной боевой ценности и по большей части применялись в учебных целях, в качестве пособий для наземного обслуживающего персонала. Большинство из них, скорее всего, находилось уже в нелетном состоянии. В ходе ударов противника по иракским аэродромам они сыграли роль мишеней для ракет и бомб и были практически полностью уничтожены.
Индийские «хантеры» вступали в бой четырежды. В 1961 г. они прикрывали вступление индийских войск в португальскую колонию Гоа. В конце следующего года их использовали в пограничном конфликте с Китаем. Дважды эти самолеты участвовали в войнах с Пакистаном.
В войне 1965 г. «хантеры» применялись в системе ПВО и на фронте как штурмовики: в ходе сентябрьского наступления индийских войск в Кашмире наносили удары ракетами по вражеским аэродромам и позициям. При налете индийцев на аэродром Саргода пакистанский F-86F пристроился сзади к четверке «хантеров» и сбил их одного за другим. По пакистанским данным, в этой войне, длившейся три недели, в воздушных боях их «сэйбры» уничтожили девять «хантеров» при собственных потерях в шесть машин. Индийские самолеты в основном были сбиты ракетами «Сайдуиндер». В одном случае «хантеры» оказались перехвачены парой F-104, но индийские летчики маневрировали столь умело, что противник не смог открыть огонь.
Во время войны 1971 г. индийские ВВС располагали более чем сотней «хантеров». Боевые действия в воздухе между Пакистаном и Индией начались 3 ноября. А уже 4 декабря в ходе массированного налета индийских ВВС на военный лагерь в городе Курмитола под Даккой (Восточный Пакистан, нынешняя республика Бангладеш) первый индийский «Хантер» был сбит ракетой «Сайдуиндер», выпущенной с пакистанского «Сэйбра». В последующие дни «хантеры» активно использовались для атак на различные наземные цели. Удары наносились по сосредоточениям войск, автотранспорту на дорогах, позициям артиллерии, радиолокационным постам, железнодорожным станциям, нефтеперегонным заводам. «Хантеры» также штурмовали военные аэродромы в районе Курмитолы и Тезгаона. При этом пакистанским зенитчикам, по их утверждениям, удалось сбить четыре машины.
Имели место воздушные бои между пакистанскими и индийскими самолетами. Пилоты «сэйбров» записали на свой счет шесть «хантеров», потеряв две машины (по индийским данным — три). Здесь сказался более высокий уровень подготовки пакистанских летчиков и оснащение их самолетов управляемым оружием. По пакистанским данным, четыре «хантера» были уничтожены «миражами», три — J-6 (при этом один из последних, в свою очередь, сбил индийский пилот). Индийцы же сообщают о потере 14 машин этого типа (вместе с потерями от зенитных средств).
Но в целом счет, безусловно, был не в пользу индийских ВВС. Это объясняется, скорее всего, тем, что летчики, пилотировавшие «хантеры», имели недостаточную подготовку для ведения маневренного воздушного боя, т. к. основной задачей этих машин в ВВС Индии считались атаки наземных целей. Эти самолеты также не были приспособлены для применения управляемых ракет «воздух — воздух». Конфликт окончился выделением Восточного Пакистана в самостоятельное государство, Бангладеш.
В июле 1991 г. последняя индийская эскадрилья, «Бэннерз» (имевшая около 20 одноместных FGA.56 и около 20 учебно-тренировочных двухместных Т.66), начала переходить на самолеты МиГ-27 индийской постройки. Но не все «хантеры» сняли с вооружения. Пять одноместных и один двухместный самолет переделали в буксировщики мишеней. Они базируются в настоящее время на аэродроме Калайкунда в Западной Бенгалии. Это — последнее в мире активно летающее подразделение «хантеров».
Поставки в Чили осуществлялись в 1966 — 1969 гг. Английскими истребителями вооружили две эскадрильи, стоявшие в Антофагасте. В сентябре 1973 г., в ходе военного переворота, «хантеры» нанесли несколько ракетно-пушечных ударов по дворцу Ла Монеда в центре Сантьяго — оплоту президента С. Альенде. В 1974 г. правительство Великобритании объявило эмбарго на продажу оружия в эту страну. Отсутствие запасных частей сразу резко снизило боеспособность самолетов. Новые поставки в 1982 г. позволили восстановить по крайней мере одну эскадрилью. С 1983 г. местные фирмы вели модернизацию оборудования самолетов, установив РЛС предупреждения об атаке сзади и блоки отстрела тепловых ловушек. Однако уже порядком изношенные FGA.9, по-видимому, прожили недолго.
Ливанские «хантеры» в боевой обстановке впервые использовали в «шестидневной войне». 6 июня 1967 г. израильским зенитчикам удалось сбить один из двух самолетов, проводивших разведку над Галилеей.
ВВС Ливана пытались противостоять израильтянам и в ходе войны в 1973 г. Естественно, в ход пошли «хантеры», тогда основные истребители ливанских военно-воздушных сил (по местным меркам, их было много — десять). Но ливанские летчики имели катастрофически низкий уровень подготовки, и боевая авиация этой многострадальной страны в течение нескольких дней практически перестала существовать. Основными противниками «хантеров» в этом конфликте выступали превосходившие устаревшие британские истребители по большинству параметров сверхзвуковые израильские «миражи» IIICJ. На борту одного из них, запечатленном на известном фото конца 1973 г., имелось восемь отметок о победах над ливанскими самолетами.
В конце 1975 г. Ливану удалось приобрести шесть «хантеров» FGA.70 и три двухместных самолета, переделанных из машин различных модификаций. Они участвовали в боях правительственных войск с милицией друзов в 1983 г. Аэродрома у них не было, взлетали с широкого шоссе в 30 км от Бейрута. 16 сентября того же года эти самолеты атаковали позиции противника в горах Чоуф. Один «Хантер» был сбит огнем 23-мм зенитной пушки, пилот катапультировался и приводнился в море. Оттуда его выловил вертолет с американского авианосца. Еще один самолет получил повреждения. Два «хантера» не вернулись в Ливан, а сели на аэродроме Акротири на Кипре. Другой известный боевой вылет ливанских пилотов имел место 14 февраля 1984 г. Две машины совершили четыре налета на подразделения друзов, продвигавшиеся к южной части Бейрута.
С 1962 г. начались волнения в султанате Оман, в южной части Аравийского полуострова. Мятежники располагали базами в практически не контролировавшемся правительством горном районе Дофар. К началу 1970-х гг. под контролем султана Кабуса оставалась уже сравнительно небольшая часть территории. Он запросил помощь у других стран. В Оман прибыли иранские солдаты. Из Кувейта, Иордании и Великобритании доставили несколько десятков «хантеров» разных модификаций. Из них сформировали эскадрилью. Летный и технический состав частично предоставили британские ВВС, частично наняли за рубежом. На самолетах летали англичане, новозеландцы и иорданцы. Бомбы прислали из Пакистана, ракеты и снаряды — из Англии.
Войска Народного фронта освобождения Омана к этому времени уже не были сборищем бедуинов, вооруженных древними винтовками. С помощью Южного Йемена они превратились в довольно прилично обученные части, получившие советское оружие, располагали артиллерией и бронетехникой. Когда «хантеры» в октябре 1975 г. вступили в бой, их встретил огонь не только крупнокалиберных пулеметов, но и самоходных счетверенных установок «Шилка» и ракеты «Стрела». Опасаясь последних, пилоты шли к цели на высоте не ниже 4500 м. Бомбили с пикирования, убирая обороты до предела, чтобы уменьшить инфракрасное излучение, на которое ориентировалась головка наведения «Стрелы». Затем следовал быстрый набор высоты по крутой спирали с большими перегрузками.
Тем не менее среди самолетов и вертолетов правительственной авиации, сбитых повстанцами, оказались и «хантеры». Одна машина получила «Стрелу» прямо в сопло. Ракета разорвалась в жаровой трубе. Пилот дотянул до ближайшего аэродрома Салала, но разбился на посадке. Другой «Хантер» поразило 57-мм снарядом, он благополучно сел, но был потом списан из-за безнадежности ремонта. Третий самолет, выполняя второй заход на цель для обстрела ее ракетами, «схлопотал», видимо, от «Шилки» сразу два мелкокалиберных снаряда в козырек фонаря пилотской кабины. Бронестекло не выдержало. Четвертый потерянный «Хантер» во время разведывательного полета обстреляли в горах из пулемета КПВ. Пули вывели из строя управление двигателем, пилот катапультировался над морем и был спасен вертолетчиками.
Боевые действия шли до декабря 1975 г., когда султану удалось вытеснить повстанцев за границы страны. «Хантеры» состояли на вооружении в Омане до 1988 г.
Повоевали эти машины и в Африке. В 1963 г. в ВВС британской колонии Родезия сформировали 1-ю эскадрилью, получившую 12 самолетов типа FGA.9. В 1965 г. правительство Южной Родезии заявило о своей независимости, но власть оставалась в руках белого меньшинства. С конца 1972 г. в стране начали действовать партизанские отряды различной политической ориентации. Они имели базы в соседних странах — Мозамбике, Танзании, Ботсване и Замбии. Против партизан выступила правительственная армия, имевшая также и авиацию.
«Хантеры» служили как разведчики, бомбардировщики и штурмовики. Уже на месте самолеты приспособили для несения новых типов боеприпасов, предназначенных для применения в джунглях. Среди них были бомбы «Гольф» с длинными (почти метр) штырями ударников, взрывавшиеся над землей. Позднее родезийские ВВС стали использовать кассетные бомбы, наполненные тысячами стрел с пластиковым оперением. Их сбрасывали по ночам над лагерями повстанцев.
На территории самой Родезии партизаны обычно отбивались от авиации огнем стрелкового оружия, изредка применяя зенитные пулеметы ДШК и КПВ. Лагеря за границей, которые «хантеры» тоже периодически бомбили, оборонялись серьезнее — 20-мм и 23-мм зенитными пушками, а с 1975 г. — и ПЗРК «Стрела». В этом случае самолеты шли двумя волнами. Первая подходила на высоте около 6000 м и с пикирования сбрасывала бомбы «Гольф». Вторая волна включала бомбардировщики «Канберра», которые с бреющего полета высыпали из кассет большое количество мелких осколочных бомб. При налетах на Замбию «хантеры» обеспечивали прикрытие «канберр», поскольку опасались столкновения с замбийскими МиГ-19.
За семь лет войны партизанам удалось сбить два «хантера»: один — огнем стрелкового оружия, второй — из 30-мм пушки. В декабре 1979 г. враждующие стороны заключили перемирие, в феврале следующего года прошли выборы, принесшие победу одному из лидеров партизан — Р. Мугабе. Страну переименовали в Зимбабве. ВВС нового государства пополнились пятью «хантерами», подаренными Кенией.
Но после победы лидеры повстанцев перессорились, и в стране опять стали действовать партизаны. «Хантеры» вновь начали их бомбить и обстреливать. 25 июля 1982 г. партизаны атаковали авиабазу Торнхилл, где стояли самолеты. Несколько машин было уничтожено. Формально «хантеры» состоят на вооружении в Зимбабве и по сей день, но ни один из них уже не может подняться в воздух.
В Англии и Швейцарии более десятка одно- и двухместных самолетов поддерживаются в летном состоянии усилиями авиационных коллекционеров и энтузиастов, совершая демонстрационные полеты на праздниках и выставках.