Общая оценка
В своей основной ипостаси — перехватчика объектовой ПВО — «Хантер», несмотря на то, что он «опоздал родиться», имел два неоспоримых достоинства: высокую скороподъемность и мощное вооружение. С другой же стороны, отсутствие радиолокатора и небольшой запас топлива сильно снижали его боевой потенциал: при ошибках или отсутствии наведения с земли на цель «Хантер» первых серий имел мало шансов перехватить более одного бомбардировщика за боевой вылет. Затянувшаяся доводка и лечение «детских болезней» самолета сделали его морально устаревшим уже к моменту принятия на вооружение усовершенствованных модификаций.
В качестве штурмовика и самолета непосредственной поддержки наземных войск «Хантер» FGA.9 был неплох лишь для использования в конфликтах малой интенсивности по следующим причинам. Скудная номенклатура подвесного вооружения позволяла ему успешно атаковать лишь слабозащищенные и открыто расположенные цели. При отсутствии бомбового прицела «Хантер» не мог применять свободнопадающие бомбы с приемлемой точностью с больших высот, в то время как на малых высотах самолет зачастую оказывался легкой добычей для наземных ствольных средств ПВО из-за своих больших размеров и полного отсутствия бронирования, а также слабости конструктивной защиты жизненно важных агрегатов и систем. Известен случай полного вывода из строя гидросистемы самолета из-за единственного пулевого прострела, что вынудило летчика идти на немедленную аварийную посадку на брюхо и привело к потере машины. Боевой потенциал самолета снижался из-за необходимости постоянно занимать два из четырех пилонов подвесными топливными баками. В серьезных конфликтах, как, например, в индо-пакистанской войне, «хантеры» несли значительные потери. Следует также отметить неважное качество и устарелость большинства приборов и кабинного оборудования, что создавало у летчиков проблемы при полетах ночью и в плохих метеоусловиях, а также недостаток управляемости в канале тангажа и плохой обзор назад из-за упорного и малообъяснимого нежелания британских конструкторов отказаться от гаргрота.
В то же время неприхотливость к условиям базирования, простота конструкции и высокая ремонтопригодность, приспособленность к эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья делали «Хантер» идеальным средством демонстрации военного присутствия Британии в доминионах и, кроме того, неплохим экспортным товаром для ВВС небогатых стран. Возможность вести оборонительный воздушный бой с дозвуковыми и даже со сверхзвуковыми истребителями также была сильной стороной самолета. Применение его в качестве истребителя во всепогодных наступательных операциях было ограничено из-за отсутствия радиолокатора.
Популярность «Хантера» в мире объясняется его дешевизной, простотой, мощью пушечного вооружения и неприхотливостью. Это был в целом неплохой истребитель мирного времени, достаточно универсальный и прощавший ошибки пилотирования, к тому же нечувствительный к низкому качеству техобслуживания, свойственному ВВС многих стран, где он находился на вооружении.
Тактико-Технические характеристики различных модификаций «Хантера» |
||||||
Модификация |
F.1 |
F.2 |
F.3 |
F.4 |
F.6 |
FGA.9 |
Максимальная тяга двигателя, кг |
3400 |
3630 |
4310 |
3400 |
4535 |
4600 |
Взлетная масса, нормальная, кг |
7415 |
7392 |
8095* |
7710 |
7890 |
8332 |
Внутренний запас топлива, л |
1500 |
1410 |
1820 |
1860 |
1770 |
1750 |
Максимальная скорость, км/ч |
971 |
977 |
1004 |
967 |
976 |
1065 |
Скороподъемность на высоте 13 700 м, м/с |
5,84 |
8,13 |
14,23 |
5,08 |
8,64 |
8,38 |
Практический потолок, м |
14000 |
14575 |
15460 |
— |
14500 |
14330 |
* По другим данным — 8002 кг.
Таблица сравнительных характеристик |
||||||||||
Самолет |
Размах, м |
Длина, м |
Площадь крыла, м2 |
Взлетная масса, кг |
Макс. скорость, км/ч |
Макс. скороподъемность у земли, м/с |
Практический потолок, м |
Перегоночная дальность полета с ПТБ (если есть), км |
Боевой радиус действия, км |
Встроенное вооружение, кол-во х калибр, мм |
«Хантер» FGA.9 |
10,26 |
14,0 |
32.4 |
8340 |
1009 |
87,4 |
16760 |
3400 |
350.. .570 |
4x30 |
МиГ- 17 |
9,63 |
11,09 |
22,6 |
5700 |
1055 |
50,0 |
16500 |
2250 |
580 |
2x23, 1x37 |
МиГ- 19 |
9,0 |
12,61 |
25,0 |
8450 |
1450 |
115,0 |
17200 |
2200 |
450.. .685 |
3x23 или 2x30, или 3x30 |
Як-25 |
11,2 |
15,8 |
30,0 |
9400 |
955 |
50,0 |
15 500 |
3000 |
450 |
2x37 |
SAAB J-32 «Лансен» |
13,0 |
14,65 |
37,4 |
10410 |
1009 |
60,0 |
15000 |
3220 |
650.. .1200 |
4x20 |
Грумман F-9F-6 «Кугар» |
10,52 |
12,7 |
|
9352 |
885 |
42,0 |
12800 |
1610 |
450 |
4x20 |
Норт Америкен F-86D/L «Сэйбр» |
11,32 |
12,27 |
26,9 |
8237 |
991 |
61 |
15050 |
1235 |
435 |
(L) 4x20, (D) 24-70-мм НУРС |
Учебно-тренировочные варианты «Хантера» пользовались большой популярностью благодаря удачной конструкции двухместной кабины с расположением летчиков бок о бок. Курсанты имели возможность повышать свою летную квалификацию на учебно-боевой машине с высокими характеристиками, способной нести такое же вооружение, что и боевой самолет. Качество подготовки военных летчиков на «хантерах» было выше, чем на других типах английских машин подобного назначения.